В работе рассматривается тема любви в творчестве Маяковского.
Вложение | Размер |
---|---|
Реферат обучающегося по теме "Особенности любовной лирики В.В.Маяковского" | 34.33 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области
«СЕВЕРОДВИНСКИЙ ТЕХНИКУМ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ»
(ГАПОУ АО «СТСИ»)
Доклад по учебной дисциплине «Литература»
Тема: «Особенности любовной лирики В.В.Маяковского»
Выполнил обучающийся группы 229/230
Коновалов Виктор Вячеславович
Слесарь по ремонту строительных машин
Преподаватель: Корельская В.Г.
г. Северодвинск 2019
Оглавление
Краткая биография В.В. Маяковского 4
Список используемой литературы 13
Любовная тема в мировой поэзии занимает одно из первых мест. Вспомним бессмертные художественные образы у Данте (Беатриче), у Петрарки (Лаура), Пушкина, Некрасова, Блока и др.
Лирика - это, прежде всего, стихи о любви. Лучшее из того, что создано в поэзии, вызвано к жизни этим чувством, прекрасным и вечным.
В письме к любимой женщине Маяковский писал: “Исчерпывает для меня любовь всё? Всё, но только иначе. Любовь - это жизнь, это главное. От неё разворачиваются и стихи, и дела и всё прочее. Любовь - это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всём”. Именно такое, любящее и потому отзывающееся на всё в мире «сплошное сердце» открывается в лирике Маяковского.
Собственно-любовная лирика занимает в поэзии Маяковского немного места, но в стихах, где идёт речь совсем о другом, вновь и вновь возникает слово «любовь».
Цель реферата - анализ любовной лирики В.В. Маяковского.
Владимир Владимирович Маяковский родился 7 июля 1893 года в селе Багдады, Кутаисской губернии Грузии. У Маяковского с детства была превосходная память. Учение давалось ему с трудом, особенно арифметика, но читать он научился с удовольствием. Вскоре вся семья переехала из Багдад в Кутаис. Маяковский сдал экзамен в гимназию, но выдержал его с трудом. На экзамене священник, который принимал экзамен, спросил у молодого Маяковского - что такое "око”. Он ответил: "Три фунта" (на грузинском). Ему объяснили, что “око” - это “глаз”, - по церковнославянскому. Из-за этого он чуть не провалился на экзамене. Поэтому возненавидел сразу - все древнее, все церковное и все славянское. Возможно, что отсюда и пошли его футуризм, атеизм и интернационализм.
1905 год. В Грузии начались демонстрации и митинги, в которых принимает участие и Маяковский. В памяти осталась яркая картина увиденного: “В черном анархисты, в красном эсеры, в синем эсдеки, в остальных цветах федералисты”.
1906 год. У Маяковского умер отец. После похорон отца семья уехала в Москву, где не было никаких знакомых и никаких средств на существование. В Москве сняли квартиру на Бронной. Первое полустихотворение Маяковский напечатал в нелегальном журнальчике “Порыв”.
В 1908 году вступил в партию РСДРП (большевиков). Был пропагандистом в торгово-промышленном подрайоне. На городской конференции выбрали в Местный Комитет. Псевдоним - “товарищ Константин”. 29 марта 1908 года нарвался на засаду - арест. Просидел не долго - выпустили на поруки. Через год снова арест - взяли с револьвером. Его спас друг отца Махмудбеков. Третий раз арестовали за освобождение женщин-каторжанок. Сидеть в тюрьме ему не нравилось, он скандалил, и поэтому часто переводили из части в часть - Басманная, Мещанская, Мясницкая и т.д. - и, наконец - Бутырки. Здесь он провел 11 месяцев в одиночке №103.
В тюрьме Маяковский снова стал писать стихи, но был недоволен написанным. В воспоминаниях он пишет: "Вышло ходульно и ревплаксиво. Что-то вроде:
В золото, в пурпур леса одевались,
Солнце играло на главах церквей.
Ждал я: но в месяцах дни потерялись,
Сотни томительных дней.
Исписал таким целую тетрадку. Спасибо надзирателям - при выходе отобрали. А то б еще напечатал!”
Маяковскому, чтобы писать лучше современников, необходимо было учиться мастерству. И он решил покинуть ряды партии, чтобы находиться на легальном положении. Первым делом берется за живопись, учится у Жуковского. Через год начинает учится рукоделию у Келина. Затем поступает в училище живописи, ваяния и зодчества: единственное место, куда приняли без свидетельства о благонадежности. Работал хорошо. В училище у него появился друг - Давид Бурлюк. Появился российский футуризм. Вскоре Маяковский читает свой стих Бурлюку, прибавляя: "это один мой знакомый”. Бурлюку понравился этот стих, и он сказал: “Да это вы же ж сами написали! Да вы же ж гениальный поэт!” После этого Маяковский ушел весь в стихи.
Выходит первое профессиональное стихотворение “Багровый и белый”, а за ним и другие. Бурлюк стал лучшим другом Маяковскому. Он пробудил в нем поэта. Различные газеты и журналы заполняются футуризмом благодаря разъярённым речам Маяковского и Бурлюка. Тон был не очень вежливый.
1914 год. Маяковский думает над “Облаком в штанах”. Выходит стих “Война объявлена”. В августе Маяковский идет записываться в армию добровольцем. Но ему не позволили - политически не благонадежен.
В 1915 г. уезжает в Финляндию, город Куоккала. Там он пишет “Облако”. В Финляндии он едет к М. Горькому в город Мустамяки. И читает части из “Облака”. Горький хвалит его. В июле 1915 г. знакомится с Л.Ю. и О.М. Бриками.
В январе 1917 года переехал в Петербург. 26 февраля 1917 года Маяковский пишет Поэтохронику “Революции”. В августе 1917 года задумывает написать “Мистерию Буфф”, а 25 октября 1918 года заканчивает ее. С 1919 года он работает в РОСТА (Российское телеграфное агентство). В 1920 году закончил писать “150 миллионов”. С 1921 года печатается в “Известии”. 1922 год - Маяковский организует издательство МАФ (Московская ассоциация футуристов), в котором вышло несколько его книг. 1923 год - журнал “ЛЕФ” (“Левый фронт искусств”) выходил в свет под редакцией Маяковского (1923 по 1925). Написал “Про это” и начинает обдумывать написание поэмы “Ленин”. 1924 год - закончил поэму “Ленин”. 1925 год - написал агитпоэму “Летающий пролетарий” и сборник стихов “Сам пройдись по небесам”. Отправляется в путешествие вокруг земли. Результатом поездки стали произведения написанные в прозе, публицистика и поэзия. Были написаны: “Мое открытие Америки” и стихи - “Испания”, “Атлантический океан”, “Гаванна”, “Мексика” и “Америка”. 1926 год - усердно работает - разъезжает по городам, читает стихи, пишет в газеты “Известия”, “Труд”, “Рабочая Москва”, “Заря Востока”, “Бакинский рабочий” и др. 1927 год - восстанавливает журнал ЛЕФ. Но основная работа у него в газете “Комсомольская правда”. В это время пишет сценарий детской книги. Думает о книге “Универсальный ответ” (но она так и не была написана).
1928 год - пишет поэму “Плохо” (но она также не была написана). Начинает писать свою личную биографию “Я сам”. И ещё в течении года были написаны стихотворения “Служанка”, “Сплетник”, “Подлиза”, “Помпадур”, “Столп”, “Писатели мы” и другие. С 8 октября по 8 декабря - поездка за границу, по маршруту Берлин - Париж. В ноябре выходит в свет 3 и 33 том собрания сочинений. 30 декабря чтение пьесы “Клоп”.
1929 год. В январе опубликовано стихотворение “Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви” и написано “Письмо Татьяне Яковлевой”. 13 февраля состоялась премьера пьесы “Клоп”. С 14 февраля по 12 мая - поездка за границу (Прага, Берлин, Париж, Ницца, Монте-Карло). В середине сентября закончена “Баня” - “драма в шести действиях с цирком и фейерверком”. В течение всего этого года были написаны стихи: “Парижанка”, “Монте-Карло”, “Красавицы”, “Американцы удивляются”, “Стихи о советском паспорте”.
1930 год. Последней крупной вещью, над которой работал Маяковский, была поэма о пятилетке. В январе он пишет первое выступление к поэме, которую напечатал отдельно под названием “Во весь голос”. 1 февраля в Клубе писателей открылась выставка “20 лет работы”, посвященная юбилею его творческой голос”. 6 февраля - выступление на конференции Московского отделения РАПП с заявлением о вступлении в эту организацию, прочел “Во весь деятельности. Там он читает “Во весь голос”. 16 марта - премьера “Бани” в театре Мейерхольда.
14 апреля в 10 часов 15 минут в своей рабочей комнате в Лубянском проезде выстрелом из револьвера покончил жизнь самоубийством Владимир Владимирович Маяковский, оставив письмо, адресованное “Всем”.
В жизни Маяковского было немало женщин, были и серьезные любовные увлечения, и быстротечные романы, и просто флирт. Но лишь три таких связи оказались достаточно долгими и глубокими, чтобы оставить след в его поэзии. Речь, конечно же, идет о Лиле Брик - героине почти всей
лирики поэта; Татьяне Яковлевой, которой посвящены два превосходных
стихотворения, и Марии Денисовой, ставшей одним из прототипов Марии
"Облака в штанах".
Основные произведения Маяковского, относящиеся к любовной лирике.
· Поэма “Облако в штанах”,
· “Флейта - позвоночник”,
· “Люблю”,
· “Про это”,
· Стихотворения: “Юбилейное”,
· “Любовь”,
· “Лиличка”,
· “Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви”,
· “Письмо Татьяне Яковлевой” и др.
Женщины недопонимали его огромности, которую слишком ценила Лиля Брик, женщина, вызвавшая у Маяковского самое сильное и долгое чувство. Итак, что же это за женщина? Писатель Василий Шкловский вспоминая: “Она умела быть грустной, женственной, капризной, гордой, пустой, умной и какой угодно. Такой описывал женщину Шекспир”. Подруга Лили Брик сказала о ней так: “Женственнейшая женщина с трезвым рассудком и искренним равнодушием к “суете сует”
Отношения Владимира Маяковского и Лили Брик были очень непростыми, многие этапы их развития нашли отражение в произведениях поэта; в целом же, показательным для этих отношений может быть стихотворение "Лиличка!" Оно написано в 1916 году, но свет впервые увидело с заглавием-посвящением "Лиличке" только в 1934 году. Ситуация, изображённая в стихотворении, внешне выглядит прозаичной. Герой страстно влюблён, но влюблённая относится к нему далеко не однозначно и, видимо, может оставить его в любой момент. Но предельно взволнованная интонация стихотворения позволяет нам убедиться в глубине и трагичности чувств, переживаемых лирическим героем.
Сколько любви и нежности к этой женщине таят в себе строки:
"...Кроме моря любви твоей,
мне нету моря,
а у этой любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
Захочет покоя, уставший слон -
царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей,
мне нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем."
Юноши мечтают о поклонницах и путешествиях, - Маяковский немало ездил по миру, и поклонницы у него были не только на родине. Юноши грезят любовью без границ, до обожания, до умопомрачения. Маяковский мог так любить. Но юноши еще верят, что и они могут внушать такую любовь. А вот этого в жизни Владимира Владимировича, пожалуй, не было. Этим он был обделен в юношеском и зрелом возрасте. А какая боль и горечь неразделенной любви в строках поэта:
Значит опять темно и понуро
Сердце возьму, слезами окапав,
нести, как собака, которая в конуру
несет перерезанную поездом лапу.
После появления поэмы "Про это" Маяковского стали обвинять в "субъективистском погружении в мир индивидуальных чувств и переживаний". Поэма "Про это" не могла не получить самую отрицательную оценку на страницах пролеткультовских изданий. Пролеткультовские теоретики видели в лирике лишь "пережиток буржуазного индивидуалистического искусства". Они утверждали, что их интересует не отдельная личность, а "черты, общие миллионам". Лирика, для большинства критиков того времени, была лишь передачей настроения, "предварительной, низшей ступенью организации сил коллектива". В этих абстрактных эстетических построениях не было место живой, конкретной личности. Человек во всем многообразии его связей и отношений растворялся в отвлеченном понятии коллектива, существовал только как часть производственного механизма.
За восемь лет до написания поэмы "Про это", а точнее в 1915 году, Маяковским были созданы еще два произведения, которые объединяла общая тема - тема любви. Это поэмы "Облако в штанах" и "Флейта- позвоночник". Причем, "Флейта-позвоночник" явилась своего рода продолжением "Облака в штанах". Указание на связь с "Облаком" содержится в самом тексте "Флейты":
Вот я богохулил.
Орал, что бога нет,
а бог такую из пекловых глубин,
что перед ней гора заволнутеся и дрогнет,
вывел и велел:
люби!
В любовной лирике Маяковского, как и в его творчестве в целом, мне нравятся поражающие воображение авторские метафоры. Например, как в стихотворении "Флейта-позвоночник":
Я душу над пропастью натянул канатом, жонглируя словами,
закачался над ней.
Или:
Я сегодня буду играть на флейте,
На собственном позвоночнике.
Тема любви была задана поэту конкретными событиями его жизни. Изучая подробно биографию В.В.Маяковского, становится совершенно ясно, что за вымышленными, как это может показаться на первый взгляд, героями, стоят вполне реальные люди.
Начиная с "Облака", он печатно посвятил Лиле Брик все свои поэмы. Когда в 1928 году вышел первый том его собрания сочинений, посвящение гласило: Л.Ю.Б. - тем самым он посвятил ей все им написанное и до, и после знакомства.
В поэме "Облако в штанах" мы видим переживания молодого талантливого поэта, полюбившего красавицу Марию. Но это большое чувство приносит герою поэмы не радость, а страдания:
Помните?
Вы говорили:
"Джек Лондон,
деньги,
любовь,
страсть",
-а я одно видел:
вы - Джиоконда,
которую надо украсть!
И украли.
Кто же украл Марию? В поэме нет явного соперника, того, кого любит Мария. Но в ней присутствует куда более сильный вечный соперник всех времен - это деньги и будущее благополучие:
Вошла ты,
резкая, как "нате!",
муча перчатки замш,
сказала:
"Знаете -
я выхожу замуж".
По-моему, эти строки очень хорошо передают как неловкость подобной ситуации, так и горестное разочарование молодого поэта, который мог предложить возлюбленной только свои собственные чувства. А они оказались ненужными. Поэтому не удивительно, что в предисловии к поэме мы встречаем гневный крик "Долой вашу любовь" - любовь, которую можно купить.
В этой поэме мне особенно нравятся такие строки, передающие силу чувств поэта:
Алло!
Кто говорит?
Мама?
Мама!
Ваш сын прекрасно болен!
Мама!
У него жар сердца.
Скажите сестрам, Люде и Оле, - ему уже некуда деться.
И во "Флейте-позвоночнике" и в других стихотворениях 1915-1916 годов, Маяковский восторженно воспевает свою любовь, "имя которой звучит радостнее всех!". Он "поет" ее "накрашенную, рыжую", готовый положить "Сахарой горящую щеку" под ее ногами в пустыне; он дарит ей корону, "а в короне слова мои радугой судорог".
Стихотворение “Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви” навеяно сильным и глубоким чувством к Татьяне Яковлевой. Маяковский познакомился с ней в 1928 г. в Париже. Вот что вспоминает об этом сама Татьяна Яковлева в письме к матери:
“ Познакомились мы так. Ему…бесконечно про меня рассказывали, и я получала от него приветы, когда он меня ещё не видел. Потом пригласил в один дом специально, чтобы познакомить. В смысле внимания и заботливости (даже для меня, избалованной) он совершенно изумителен. Я до сих пор по нему скучаю. Главное, люди, с которыми я встречаюсь, большей частью “светские”, без всякого желания шевелить мозгами или же с какими-то мухами, засиженными мыслями и чувствами. Маяковский же меня подхлестнул, заставил (ужасно боялась казаться рядом с ним глупой) умственно подтянуться…Он такой колоссальный и физически, и морально, что после него буквально пустыня. Это первый человек, сумевший оставить в моей душе след…”
"Люблю" - самая светлая поэма В.В.Маяковского, полная любви и жизнерадостности. В ней нет места мрачным настроениям. Этим она, пожалуй, сильно отличается от всех других произведений поэта.
... А я ликую.
Нет его -
ига!
От радости себя не помня
скакал,
индейцем свадебным прыгал-
так было весело,
было легко мне.
... разве
к тебе идя,
не иду домой я!?
Земных принимает земное лоно.
К конечной мы возвращаемся цели.
Так я
к тебе
тянусь неуклонно,
еле расстались,
развиделись еле.
Энергия и сила упругой, мощной строки Маяковского питается этой верой. Последние написанные им строки - о силе свободного слова, которое дойдёт до потомков через головы правительств:
Я знаю силу слов, я слов набат,
Они не те, которым рукоплещут ложи.
От слов таких срываются гроба
Шагать четвёркою своих дубовых ножек.
Бывает, выбросят, не напечатав, не издав.
Но слово мчится, подтянув подпруги,
звонят века, и подползают поезда
лизать поэзии мозолистые руки.
Поистине - это “стих, летящий на сильных крыльях провиденциальному собеседнику”. В 1933 году Цветаева предрекла: “Своими быстрыми ногами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то, за каким-то поворотом, долго ещё нас будет ждать”.
О месте любовной лирики в творчестве Маяковского свидетельствуют такие поэмы, как "Облако в штанах", "Флейта-позвоночник", "Человек", "Люблю", "Про это". Мне кажется, что именно любовная лирика может играть важнейшую роль в осмыслении всего созданного Маяковским.
Любовная тема в раннем творчестве Маяковского романтизируется, а в после революции приобретает общественное звучание. Духовная и телесная стороны любви являются для поэта неразделенными. Тема любви во всем творчестве поэта играет важную роль.
В письме Л. Брик Маяковский писал: "Любовь - это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи и дела и все прочее. Любовь - это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться в этом во всем". Я думаю, что эти слова как нельзя более точно выражают смысл любовной лирики Маяковского. В ней - сама жизнь.
1. Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского. - М.: Советский писатель, 2015 г.
2. Михайлов А. Маяковский. ЖЗЛ. - М.: Молодая гвардия, 2008 г.
3. Перцов В. Маяковский. Жизнь и творчество. - М., 2016 г.
4. Сербин. П.К. Изучение творчества Владимира Маяковского. - М.: Молодая гвардия, 2008 г.
Два Мороза
За чашкой чая
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
На берегу Байкала
Прекрасное далёко