Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
vystup.docx | 59.46 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1 г. Чадаана
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
«Колыбельная песня - первая песня в жизни человека»
(русские и тувинские колыбельные)
Работу выполнила:
Дандар Даяна,5 класс,
Руководитель:
Донгак Н.А.
2020г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………….3
Основная часть.
1. . Исследование особенностей русских и тувинских колыбельных песен……………….........4
2. Влияние колыбельных песен на человека………………………………………………...........10
Заключение………………………………………………………………………………………...14
Список литературы……………………………………………………………………………... 16
Приложения………………………………………………………………………………………..17
Введение.
«Песня матери – главная песня в мире:
начало всех человеческих песен»
Расул Гамзатов.
Колыбельные песенки знакомы каждому. Однако, у каждого они свои, родные, милые. В них запах детства. В них запах родного дома...
Мы решили раскрыть тайну этих песен.
В нашей семье из поколения в поколение передается традиция петь колыбельные песни. Ведь у тувинцев тоже есть колыбельные песни. Мне стало интересно сравнить колыбельные русского и тувинского народов.
Цель исследовательской работы - выявить сходства и различия русских и тувинских колыбельных. Были поставлены следующие задачи:
1.сделать анализ литературы, рассказывающей о колыбельной песне;
2.познакомиться с результатами научных исследований о влиянии колыбельных песен на человека;
3.проанализировать ряд колыбельных песен русского и тувинского народов;
4.выявить сходство в песнях;
5.найти различия и определить возможные причины различия.
Объект исследования – колыбельные песни русского и тувинского народов.
Методы работы – сбор материала, наблюдение, сравнение, анализ.
Гипотеза – мы предположили, что колыбельные песни русского и тувинского народов должны иметь как сходство, так и различие.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что материалы могут быть использованы в целях пропаганды исполнения колыбельной песни для развития и воспитания ребенка.
Структура и объем работы: исследовательская работа изложена на 23 страницах, состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Основная часть
1. Исследование особенностей русских и тувинских колыбельных песен.
С чего начинается любое воспитание? Конечно же, с матери! И первое, что слышит и ощущает ребёнок, только что появившись на свет, это ласковый голос мамы и её тёплые руки. А когда приходит пора спать, мама баюкает и напевает колыбельные.
Самая первая мелодия, песня, которую человек слышит, появившись на свет, – это колыбельная песня. Устное народное творчество – сокровищница народной мудрости – сохранило нам множество образцов колыбельной песни. Колыбельные песни относятся к поэзии пестования, то есть поэзии взрослых, предназначенных для детей.
Колыбельные песни есть не только народные. Стихи для колыбельных есть у Жуковского, Лермонтова, Тукая и многих-многих других. Не счесть хороших колыбельных и у знаменитых детских поэтов: Барто, Маршака, Усачёва и Аким . Музыку к колыбельным писали Шуберт, Чайковский, Шостакович, Пахмутова и Крылатов. У каждой современной звезды эстрады найдётся в репертуаре колыбельная песня (есть колыбельные у Высоцкого, Тани Булановой, Анжелики Варум, Алсу и Полины Гагариной и др).
Колыбельные песни сопровождают человека всю жизнь: сначала их поют малышу, потом он начинает их петь своим детям. Они появились давно, и будут существовать вечно. Все или почти все дети слушали их от своих мам, бабушек или нянь. Под звуки колыбельной песни малыш засыпает, погружаясь в мир сновидений.
Наши предки заметили, что при монотонном покачивании малыш быстро затихает, успокаивается и засыпает. Для того, чтобы малыш быстрее засыпал, была придумана специальная кроватка для укачивания – колыбелька (тув. - кавай), а песни, под которые малыш засыпал, назвали колыбельными (тув. - опей ыры). Название колыбели происходит от глагола «колыбать» (колыхать, качать).
Колыбель – зыбку (ящик, изготовленный из дерева) подвешивали к гибкому шесту на потолке, снизу прикреплялась веревка, которая позволяла взрослым качать эту колыбель с находящимся в ней ребенком, не отвлекаясь от повседневной домашней работы.
И я хочу начать сравнение с самой колыбели. Посмотрев традиционную русскую и тувинскую колыбели, я сразу увидела сходство конструкций: подвесная кроватка, их подвешивали к потолку, ребенка привязывали, чтобы было безопасно. Еще одна особенность этих колыбелей в том, что их легко было перенести. Например, русские женщины брали колыбель на поле, когда ребенка оставлять было не с кем, и подвешивали ее к березе, а вот тувинцам, кочевому народу, такая конструкция колыбели была очень удобна.
Устройство колыбели для новорожденного традиционно на Руси обыгрывалось множеством таинств и мистических обрядов. Прежде, чем впервые положить в новую колыбельку младенца, в нее обязательно сажали хозяйского кота. Считалось, что коты разгоняют чертей и злых духов, поэтому коту доверяют баюкать ребеночка. Теперь понятно, почему народные колыбельные песни наполнены образами кота.
Баю-баюшки-баю,
Баю, Сашеньку, баю!
Приди котик ночевать,
Мою детоньку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
Главные мотивы колыбельных песен – пожелание сна, здоровья, хорошей жизни, заговоры-обереги. Наши предки считали, что колыбельная обладает особой магией. Неспроста и у русских, и у тувинцев в колыбельку укладывали различные ритуальные вещи, выполняющие охранительную функцию: коготь медведя, ломоть хлеба, железный предмет, зерна ячменя, ржи. Структура колыбельной песни формировалась на протяжении многих веков. Что-то уходило, что-то оставалось. Для новорожденного малыша текст колыбельной был не главным. Ведь малыш в раннем детстве еще был не в состоянии понять слова, он воспринимает только звуки, интонации. Поэтому в колыбельной важным является ровный ритм, однообразная, спокойная напевность. К тому же в текст таких песен должны входить слова с большим количеством шипящих и свистящих звуков, как бы усыпляющих малыша. Например: "Шла наша Дрема, зашла наша Дрема..." или "Шиш вы, куры, не шумите, мою детку не будите..."
Колыбельные песни состоят практически из существительных и глаголов, так ребенок реально может воспринимать предмет и его движение.
Кажущаяся обыденность языка колыбельных песен вызвана необходимостью: это первая языковая ступенька к его художественным высотам, она должна учитывать детские познавательные возможности. Для прочного запоминания любой информации ребенку требуется многократное ее повторение. Этим требованием предопределен объем как колыбельной песни в целом, так и предельная краткость ее сюжетных мотивов. Через колыбельную песню ребенок усваивает первичный словарный запас, без которого невозможно познание окружающего мира, развитие мышления.
Авайымнын, оой-оой,
Опей ырын, оой-оой,
Тааланчыын, оой-оой,
Дыннаалыынар, оой-оой.
(Тувинская колыбельная песня)
Баю, баюшки, баю,
Не ложися на краю,
Придет серенький волчок,
И укусит за бочок,
Баю, баюшки, бай, бай,
Пошел бука под сарай,
Кони сена не едят,
Все на буконьку глядят.
(Русская колыбельная песня)
Много ли информации содержится в словах колыбельных песен? Нет, в тувинской колыбельной один призыв слушать нежную песню матери, в русской – чтобы бука шел под сарай и дал коням сена, а они не едят и смотрят на буку, в основном слова повторяются или повторяется припевка. Колыбельные песни принято петь вполголоса, неторопливо, ровно, связно. Само однообразие напева, спокойная манера исполнения помогают ребенку уснуть. Если внимательно вслушаться, то и интонация этих колыбельных песен несколько схожа: одна-две интонационных рисунка повторяются, образуя нехитрый мелодический узор.
Колыбель при раскачивании совершает плавные и ритмичные движения по направлениям «вверх – вниз», «вправо – влево», «назад – вперед». Подобно ритму раскачивающейся колыбели происходит и звуковое «раскачивание» во время исполнения колыбельной песни. Голос совершает движение то вверх, то вниз: «кач-кач-кач», «баю-баю-бай», «люли-люли-люли» и т.п. Колыбельные песни исполнялись одновременно с раскачиванием люльки – в такт друг другу. Кроме этого размеренность колыбельных песен совпадает с частотой пульса и дыханием, оказывая на ребенка успокаивающее и усыпляющее действие.
Для колыбельной песни характерен не только покачивающий ритм, но и монотонная мелодия. Все колыбельные песни создавались на повторяющемся мотиве, на который пели «лю-ли», «люшеньки-люли». Поэтому колыбельку до сих пор называют «люлькой», а ребенка – «лялей», «лялечкой», детей «лелеют». Происходят все эти ласковые слова от дочери богини Лады – Лёли. Славянская Лёля – это Богиня Весны, первых ростков, цветов. Древние славяне считали, что именно Лёля заботится о будущем урожае, о материнстве и о малышах.
Ай, люли-люленьки.
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать.
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стал наш Юра засыпать.
Птицы в древнеславянском мировоззрении – это вестники Бога. Именно они помогают заботиться о растущем малыше.
Еще в русских колыбельных песнях популярны слова «баю-баюшки-баю», которые возникли от устаревшего глагола «баять», т.е. «говорить», «рассказывать». Отсюда же произошло слова «баян» - «сказитель», «рассказчик» и «байка» - «сказка».
О чем же рассказывалось в колыбельных песнях?
В большинстве колыбельных используются названия животных. Местный колорит каждого народа выражается в подборе образов животных. Так, в индийской народной колыбельной присутствует образ коровки, в русских колыбельных упоминаются зайчики, у чукчей малыша ласково называют «мой оленёнок», а во Франции мама споёт сыночку «цыплёнок». В колыбельных песнях часто упоминается кот, который приятно мурлычет, воркующие голуби – гули. А в старинных колыбельных есть еще образы как бы живых существ: Сон, Дрема, Угомон. В тувинских колыбельных мы можем встретить упоминание теленка, ягненка.
У обоих народов, и русских, и тувинцев, есть песни, адресуемые отдельно мальчикам и девочкам. У тувинцев колыбельные песни, адресованные мальчикам, чаще всего исполнялись горловым пением в стиле хоомей.
Практически во всех русских колыбельных присутствует обращение по имени к ребёнку и обязательно в уменьшительно-ласкательной форме – Машенька, Васенька, Сашенька. Колыбельная песенка все время старается создать образ покоя и тишины.
А бабай, бабай, бабай,
Ты, собачка, не лай,
И гудочек не гуди,
Нашу Маню не буди…
В тувинских песнях обращения к ребенку по имени мы не встретим, так как считалось, что имя ребенка нужно тщательно скрывать от злых духов, которые могут найти дорогу к детской душе по имени и забрать ее. Поэтому в колыбельных тувинцев встречаются только обращения «сынок» (оглум), «дочка» (уруум).
Орай дээрде сылдыс караа четчи берди,
Ойнаар кызым удуп корем
Чаагай ойде торуттунген мээн оглум,
Чассыгбайым, удуп корем.
(В вечернем небе все звезды показались,
моя куколка, пожалуйста, усни.
Родившийся в прекрасное время мой сыночек,
Милый мой, засыпай)
Часто, напевая колыбельную, мать рассказывала ребёнку о прошедшем дне, о случившихся событиях, о том, каким вырастет ребенок, и чем будет заниматься.
Вырастешь большой,
Некогда будет спать,
Надо работать,
В лес по ягоды бродить,
Скот пасти.
(тувинская колыбельная)
А когда уж совсем устанет, рассердится, она и попугать может:
Баю-баюшки-баю,
колотушек надаю,
колотушек двадцать пять,
будет лучше Ваня спать.
или очень интересно обращение к расшалившемуся ребенку в тувинских колыбельных:
Дембил, дембил
(ребенка сравнивают с музыкальным инструментом со звуком, похожим на звук балалайки)
В тувинских колыбельных песнях присутствуют пожелания ребёнку: быстрее вырасти, стать учёным, служить Родине и родителям, найти жениха (невесту), говорится, что пока он будет спать, мама будет заниматься полезными делами для всей семьи.
Народом с любовью описано место сна, то есть колыбель (кавай), куда укладывали спать ребёнка. В колыбельных тувинцев имеет место понятие «ак чоорган» (белая пелёнка). Так в белую пелёнку пеленали ребёнка, чтобы у него было всё чисто – тело и помыслы. Белый цвет у тувинского народа считается символом счастья, чего и желали своему младенцу родители. Широкое отражение в тувинских колыбельных нашло воспитание терпения. В них поётся, чтобы ребёнок завладел терпением до поры до времени, например до прихода родителей. Так с младенчества воспитывали детей быть терпеливыми на все проявления жизни. Близость и любовь, уважение друг к другу детей и родителей воспевается во многих тувинских колыбельных песнях.
В русских колыбельных часто встречается описание природы, призывается сон, покой. Неодушевлённые предметы становятся живыми (ночь, сон, дрёма, месяц, темнота), т.е. олицетворяются. В тувинском же языке словом «кто» (кым) называют только человека. Все остальное - чуу («что»). В часто повторяющихся напевах колыбельных песен отражена нелёгкая жизнь русского народа, передаётся его тревожное состояние.
Древние придавали большое значение колыбельным песням, ведь для них это было не просто пение, а некое таинство, волшебство, через которое поддерживается связь малыша со всем окружающим миром. Предки считали, что малышу одиноко и неуютно в мире взрослых, а колыбельная была показателем, что все в порядке, мамочка рядом и очень любит его. С этой же целью в колыбельной очень много ласковых слов, через них взрослые выражают свою нежность к малышу: дорогулечка, золотая золотиночка, жемчужная жемчужиночка, деточка-крохотулечка.
Колыбельные песни пелись многие столетия всем детям вне зависимости от знатности, богатства. У каждого народа есть свои колыбельные песни со своими «секретами»: своя философия и свой взгляд на жизнь. У Сибирских народов через колыбельные передавались нравственные идеалы от одного поколения к другому. Согласно древним традициям татар, казахов, для каждого малыша создавалась своя колыбельная песня и всю жизнь служила ему оберегом, защищающего малыша от сглаза, проблем, бед, болезней. У ненецкого народа создавались песни как для мальчиков, так и для девочек со своим смыслом и особым руководством к действию. В колыбельной для девочки говорилось «будешь мне помощницей», а песня для мальчика содержала программу на будущее «ты хозяин и оленевод». Однако основное содержание народных колыбельных песен – любовь матери к своему ребенку, ее мечты о его счастливом будущем.
Таким образом, народные колыбельные песни – это величайшее завоевание народной педагогики, наполненные народной мудростью, пробуждающие в ребенке чувство родной земли, родного языка и материнской любви.
2. Влияние колыбельных песен на человека
Древние говорили, что воспитание человека начинается с колыбельных песен. В наши дни не так часто встретишь маму, которая поёт колыбельные. Сейчас если мамы и поют своему ребенку колыбельные песни, то только для того, чтобы уложить его спать. А иногда вместо колыбельной песни просто ставят тихую музыку, или ребенок засыпает под звуки телевизора.
Колыбельные песни были первым инструментом воспитания ребёнка. Тексты песен просты и незамысловаты, однако содержат большую воспитательную и развивающую ценность. Недаром на Востоке о недостойном человеке говорят: «Видно, мать не пела песен над его колыбелью».
Сфера воздействия убаюкивающей песни на ребенка гораздо шире, чем «усыпить и успокоить». «Колыбельная песня не только закладывает прочный фундамент физического, психического и нравственного здоровья человека, но и представляет собой некую голограмму жизни человека, которая реализуется впоследствии.
От того, какие песни пела ребенку мать, и пела ли она их вообще, зависит характер маленького человека, его физическое здоровье, степень развития. Слушая колыбельные песни, малыш защищает свою психику от стрессов и эмоциональной неустойчивости. Колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Этому способствует плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения. Ребенок быстрее забывает свои беды, его укладывают спать лаской, именно ласка передается колыбельной песней, пусть ребенок еще не слышит и не понимает слова, но чувствует любовь и нежность мамы. Дети, которым поют в детстве колыбельные, вырастают более нежными и добрыми.
Мудрецы говорили, что судьба человека определяется в раннем детстве. Счастлив тот, чье детство было безоблачным. Очень важно сформировать у крохи уверенность, что жизнь светла и радостна. Сегодня психологи называют это базовым доверием к миру. На этом чувстве основывается жизненный оптимизм взрослого, его желание преодолевать любые невзгоды.
Специалисты утверждают: дети, которым в детстве не пели колыбельные песни, менее успешны в жизни и чаще страдают психическими расстройствами. Психологи проводили исследование, в ходе которого наблюдали за двумя группами детей. Малышам из первой группы мамы пели колыбельные песни, малышам из второй вместо колыбельных просто включали спокойную музыку. Результаты оказались неожиданными и впечатляющими. Дети из первой группы были более спокойными, послушными, интеллектуально развитыми. Психологи объясняют такие результаты несколькими причинами. Одна из самых важных - это установление особых эмоциональных отношений между мамой и малышом. Ведь мама, убаюкивая ребенка, оставляет далеко от его колыбели все накопившиеся за день тревоги и волнения, полностью обращается к малышу, ласково поглаживая и передавая ему свои тепло и нежность. Малыш воспринимает её интонации, тембр её голоса, такой родной и любимый, который дает ему чувство тепла и защищенности, очень важные для завершения дня и спокойного сна.
Ребенку не важно, есть ли у мамы слух, красивый ли у нее голос. Ему важно в первые дни своей жизни видеть доброе лицо, слышать плавную размеренную речь, любовные интонации. Ребенок реагирует, прежде всего, на тембр голоса, на мягкость исполнения, лиричность звучания, и ему все равно, кто поет для него колыбельную - мама, папа, бабушка или дедушка. Главное - чтобы от души.
Малышу лучше всего петь фольклорные песни: ученые доказали, что именно народные мелодии сказываются на состоянии ребенка наилучшим образом. Специалисты рекомендуют исполнять колыбельные 2-3 раза в день сразу после кормления, а продолжительность каждой песни должна составлять около 10 минут. Это не значит, что нужно специально подбирать какие-то длинные заунывные песни, просто одну и ту же колыбельную можно петь по кругу несколько раз.
Со временем значение колыбельной меняется. Для годовалого ребенка она становится важной частью вечернего ритуала. Ее черед наступает после купания и кормления. Ведь дети постарше реагируют уже не только на мамин голос, но и на сам ритуал. В этом возрасте нежная песня нужна малышу даже больше, чем сказка. Ему легче воспринимать мелодичные истории – колыбельные песни превращаются в первые уроки родного языка. Песни помогают малышу запоминать слова, их значения, порядок слов в предложении. С колыбельной песней ребенок получает первые представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах и начальные представления о жизни. Мама поет про «гуленек», которые прилетели, сели на кровать, стали ворковать, про котиков, которые «серые, а хвостики белые», про «баюшки» и «заюшки», про то, что «спят твои соседи, белые медведи». Малыш слушает, а слова входят в его сознание, и через некоторое время он будет узнавать, где у котика хвостик и где у зайки глазки.
Кроме того, последние исследования показали, что с помощью певучих колыбельных у ребенка постепенно формируется фонетическая карта языка, он лучше воспринимает и запоминает эмоционально окрашенные слова и фразы, а значит, раньше начнет разговаривать. Получая эмоциональный опыт, ребенок соединяет свои впечатления со словами. Именно поэтому почти каждый человек всю жизнь помнит колыбельные песни своего детства.
Детям постарше нужно разнообразие – это развивает память, речь и фантазию. Многие зарубежные ученые считают, что за первые 6 лет своей жизни человек принимает в себя развивающей информации больше, чем за последующие 60 лет. Не надо бояться перевозбудить ребенка перед сном песнями, нагруженными смыслом!
Колыбельная также помогает сформировать первые впечатления, которые позже вызывают потребность в духовном слове и музыке. Малыш подрастет, и вы сможете познакомить его с образцами высокой поэзии, развить его литературный вкус, обогатить новыми образами.
Исследователи отмечают еще один интересный момент: колыбельная песня близка старинным народным заговорам, поскольку и здесь, и там имеют место особый тип исполнения, схожая структура, магические элементы. Ведь не секрет, что многие колыбельные песни сохранили языческие таинственные образы - Дремы, Буки, кота, серого волка. И в связи с этим специалисты считают, что колыбельная песня осмысливается часто не только как заклинание с целью дать ребенку сон и рост в настоящий момент, богатство и здоровье в будущем, но и как знахарский текст, имеющий целью поправить здоровье ребенка в том случае, если он болен, или как оберег от чужого негативного воздействия. И потому специалисты советуют родителям: "Творите своего ребенка, как творят искусники, волшебники и маги. Пойте колыбельные песни, которые обязательно помогут ему стать сильным, умным, красивым, удачливым".
Самое «безобидное», к чему может привести замена колыбельных песен звуками телевизора, компьютерными играми, аудиозаписями поп- или рок-групп – это развитие у ребенка т.н. синдрома дефицита внимания (СДВ). Имеется в виду дефицит внимания к ребенку со стороны родителей. В настоящее время, по самым скромным оценкам отечественных психологов и психиатров, данная психопатология встречается у 20-25 % российских детей. СДВ выражается в неспособности концентрировать свое внимание. Дети, страдающие СДВ, как правило, не в состоянии нормально учиться. У них неизбежно возникают проблемы в отношениях со сверстниками. К счастью, синдром дефицита внимания поддается коррекции.
Но, колыбельные песни пелись не только детям. На поле брани, чтобы успокоить боль при ранении и дождаться помощи, воины сами себе пели колыбельные, которые знали с детства. Иногда приходилось так держаться не один день. Значит, колыбельные обладают и обезболивающим эффектом!
Почему же современные мамы не могут петь колыбельные? Как считают специалисты, сначала им самим нужно «полечиться», «утихомирить» свой избыточный внутренний «шум» с помощью колыбельной, только после этого малыш сможет воспринимать её пение. Для этой цели лучше всего служат именно старинные колыбельные, которые выверены временем и мудростью народа.
Современные ученые-физики утверждают: ритмически построенные фразы, мелодикой напоминающие молитву, способны оказывать благоприятное биоэнергетическое воздействие на человека. Использование ритмически организованной формулы, а тексты большинства колыбельных высокоритмичны и такими формулами как раз и являются, по большому счету напоминает магическое средство для достижения различных практических целей.
Недавно ученые из Геттингенского университета в Германии провели эксперимент: на группе добровольцев изучили влияние различных медикаментозных средств и колыбельных песен на качество сна. Мелодии оказались намного эффективнее медикаментов: после их прослушивания сон у испытуемых был крепким и глубоким.
Немецкие медики утверждают, что если перед хирургической операцией пациенту дать прослушать колыбельную песню, то необходимая доза анестезии снизится в 2 раза.
Как считает болгарский ученый П. Рандев, что взрослым неплохо бы слушать на ночь колыбельные песни. Так как пение колыбельной песни матерью включает механизм успокоения, расслабления и засыпания у детей, впоследствии для взрослого человека слышать колыбельную песню – значит мгновенное включение тех же самых механизмов. Когда человек засыпает под нежные мелодии, он всю ночь видит хорошие сны. Через сон «выпускаются» стресс, напряжение, обиды. Народная мудрость гласит: «с бедой надо переспать» или «утро вечера мудренее».
Чтобы изменить свое эмоциональное состояние терапевты сегодня советуют взрослым использовать музыку. В депрессивном состоянии люди не воспринимают веселую музыку, зато, прослушав элегии, ноктюрны и колыбельные песни, испытывают облегчение.
Таким образом, исследования ученых доказывают, что колыбельные песни способны не только успокоить и усыпить малыша, но и защищают психику от стрессов и эмоциональной неустойчивости, укрепляют психическое и физическое здоровье, развивают речь и мышление, знакомят с окружающим миром.
Заключение.
Колыбельные песни есть практически у всех народов мира. В некоторых культурах было принято, чтобы мать сразу после рождения сочиняла ребенку особую «личную» песню, которая бы сопровождала его всю жизнь.
Мной были изучены некоторые колыбельные русского и тувинского народов. Все песни спокойные, протяжные. Стихи для колыбельных имеют сходство, например: все сложные по составу предложения разделены на простые; есть повтор одних и тех же слов.
Во многих колыбельных используются названия животных. Местный колорит каждого народа выражается в подборе образов животных. Так, в русских колыбельных упоминаются зайчики, коты, у тувинцев - ягнята, телята.
У обоих народов, и русских, и тувинцев, есть песни, адресуемые отдельно мальчикам и девочкам. У тувинцев колыбельные песни, адресованные мальчикам, чаще всего исполнялись горловым пением в стиле хоомей.
Практически во всех русских колыбельных присутствует обращение по имени к ребёнку и обязательно в уменьшительно-ласкательной форме – Машенька, Васенька, Сашенька.
В тувинских песнях обращения к ребенку по имени мы не встретим, так как считалось, что имя ребенка нужно тщательно скрывать от злых духов, которые могут найти дорогу к детской душе по имени. Поэтому в колыбельных тувинцев встречаются только обращения «сынок» (оглум), «дочка» (уруум).
В тувинских колыбельных песнях присутствуют пожелания ребёнку: быстрее вырасти, стать учёным, служить Родине и родителям, найти жениха (невесту), говорится, что пока он будет спать, мама будет заниматься полезными делами для всей семьи.
Широкое отражение в тувинских колыбельных нашло воспитание терпения. В них поётся, чтобы ребёнок завладел терпением до поры до времени, например до прихода родителей. Так с младенчества воспитывали детей быть терпеливыми на все проявления жизни. Близость и любовь, уважение друг к другу детей и родителей воспевается во многих тувинских колыбельных песнях.
В русских колыбельных часто встречается описание природы, призывается сон, покой. Неодушевлённые предметы становятся живыми (ночь, сон, дрёма, месяц, темнота), т.е. олицетворяются. В тувинском же языке словом «кто» (кым) называют только человека. Все остальное - чуу («что»). В часто повторяющихся напевах колыбельных песен отражена нелёгкая жизнь русского народа, передаётся его тревожное состояние. Древние придавали большое значение колыбельным песням, ведь для них это было не просто пение, а некое таинство, волшебство, через которое поддерживается связь малыша со всем окружающим миром. Предки считали, что малышу одиноко и неуютно в мире взрослых, а колыбельная была показателем, что все в порядке, мамочка рядом и очень любит его. С этой же целью в колыбельной очень много ласковых слов, через них взрослые выражают свою нежность к малышу: дорогой, золотиночка, жемчужиночка, деточка-крохотулечка, любимый.
Древние говорили, что воспитание человека начинается с колыбельных песен. В наши дни не так часто встретишь маму, которая поёт колыбельные. Сейчас если мамы и поют своему ребенку колыбельные песни, то только для того, чтобы уложить его спать. А иногда вместо колыбельной песни просто ставят тихую музыку, или ребенок засыпает под звуки телевизора.
Колыбельные песни были первым инструментом воспитания ребёнка. Тексты песен просты и незамысловаты, однако содержат большую воспитательную и развивающую ценность. Недаром на Востоке о недостойном человеке говорят: «Видно, мать не пела песен над его колыбелью».
Исследования современных ученых доказывают, что колыбельные песни способны не только успокоить и усыпить малыша, но и защищают психику от стрессов и эмоциональной неустойчивости, укрепляют психическое и физическое здоровье, развивают речь и мышление, знакомят с окружающим миром.
В народной культуре колыбельные занимают огромное место. Колыбельные песни складывались веками, и в них самое оптимальное соотношение слов, движения и настроения. Эти песни – величайшее завоевание народной педагогики, поскольку они нераздельно соединены с народной практикой воспитания детей, находящихся в том самом нежном возрасте, когда ребенок – еще беспомощное существо, требует постоянного заботливого внимания, любви, нежности и ласки.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что у колыбельных русского и тувинского народов достаточно сходств и различий. Тем самым гипотеза в работе доказана. Возможные причины различия нужно искать в истории развития культуры того или иного народа. К сожалению, в ходе выполнения данной работы мне не удалось найти ни одного моего ровесника, кто бы знал тувинские колыбельные песни, а знание русских колыбельных ограничивалось «баю-баюшки-баю». Колыбельные песни – это то, что объединяет всех людей, что помогает сделать их лучше, чище, добрее. То, что приближает человека к своим корням, к своей истории. Мы же - юное поколение - должны беречь наследие предков. И обязательно петь колыбельные песни своим детям, а они нашим внукам.
Список литературы
1.Колыбельные, потешки, пестушки, прибаутки: русские народные детские песенки. Москва, «Мелик-Пашаев», 2009 г.
2.«Люли-люли». Народные колыбельные. Москва, «Книжный дом», 2010г.
3.Головин В.В. Русская колыбельная песня в фольклоре и литературе. Санкт-Петербург, 2007г.
4.Толковый словарь С.И.Ожегова
5.Книга "Фольклор народов России" том 1. Автор: В.И.Калугин
6.«Матпаадыр: уругларга аас чогаал/ТДЛТЭШИ; С.М.Орус-оол, Р.С. Чакар- Кызыл: ТывНУЧ-1991.
7.Детский фольклор периода младенчества в традиционной культуре тувинцев. (Электронный ресурс) //Новые исследования Тувы №1., Кара-оол Ч.А.
8. Материнская поэзия в детском фольклоре тувинцев. (Электронный ресурс)// Новые исследования Тувы. 2015. №2., Кара-оол Ч.А.
9. Интернет -ресурсы
Приложение
Михаил Лермонтов.
Казачья колыбельная песня
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.
По камням струится Терек,
Плещет мутный вал;
Злой чечен ползет на берег,
Точит свой кинжал;
Но отец твой старый воин,
Закален в бою:
Спи, малютка, будь спокоен,
Баюшки-баю.
Сам узнаешь, будет время,
Бранное житье;
Смело вденешь ногу в стремя
И возьмешь ружье.
Я седельце боевое
Шелком разошью…
Спи, дитя мое родное,
Баюшки-баю.
Богатырь ты будешь с виду
И казак душой.
Провожать тебя я выйду -
Ты махнешь рукой…
Сколько горьких слез украдкой
Я в ту ночь пролью!..
Спи, мой ангел, тихо, сладко,
Баюшки-баю.
Стану я тоской томиться,
Безутешно ждать;
Стану целый день молиться,
По ночам гадать;
Стану думать, что скучаешь
Ты в чужом краю…
Спи ж, пока забот не знаешь,
Баюшки-баю.
Дам тебе я на дорогу
Образок святой:
Ты его, моляся Богу,
Ставь перед собой;
Да, готовясь в бой опасный,
Помни мать свою…
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Константин Бальмонт.
Колыбельная
Легкий ветер присмирел,
Вечер бледный догорел,
С неба звездные огни
Говорят тебе: "Усни!"
Не страшись перед судьбой,
Я, как няня, здесь с тобой,
Я, как няня, здесь пою:
"Баю-баюшки-баю".
Тот, кто знает скорби гнет,
Темной ночью отдохнет.
Все, что дышит на земле,
Сладко спит в полночной мгле.
Дремлют птички и цветы;
Отдохни, усни и ты,
Я всю ночь здесь пропою:
"Баю-баюшки-баю"...
Детка, хочешь видеть рай?
Все забудь и засыпай.
Лишь храни мечту свою
Баю-баюшки-баю
Ты устала - отдохни,
В небе светятся огни
И лампада говорит
Спи, малютка, мирно спи
Баю-бай, баю-бай,
Поскорее засыпай.
Что увидишь ты во сне -
Расскажи поутру мне
Ты увидишь светлый рай,
В нем цветы ты сoбирай.
Будем вместе мы в раю
Баю-баюшки-баю...
Расул Гамзатов.
Мамина колыбельная
Спи, турёнок, спи, сынок!
Там, за далью снежных гор,
Жизнь сплела в один клубок
Честь, и славу, и позор.
Но тебя я родила
Для добра, а не для зла.
И не зря тебе дала
Два орлиные крыла.
Спи! В горах уже темно.
Там, где тучи видят сны,
Там давным-давно в одно
Правда с ложью сплетены.
Но тебя я родила
На высокие дела
И не зря тебе дала
Сердце гордое орла.
Спи спокойно, мой родной!
Там, за далью синих вод,
Мир тягается с войной.
Кто осилит? Чья возьмет?
Жизнь тебе я, сын, дала
Лишь для мира, не для зла!
Не отдам тебя войне!
Спи, мой мальчик, в тишине!
В.С. Высоцкий
За тобой ещё нет
Пройденных дорог,
Трудных дел, долгих лет
И больших тревог.
И надежно заглушён
Ночью улиц гул.
Пусть тебе приснится сон,
Будто ты уснул.
Мир внизу, и над ним
Ты легко паришь,
Под тобою древний Рим
И ночной Париж.
Ты невидим, невесом.
Голоса поют.
Правда, это — только сон...
Но во сне растут.
Может быть (всё может быть),
Много лет пройдёт —
Сможешь ты повторить
Свой ночной полёт,
Над землёю пролетишь
Выше крыш и крон...
А пока ты спи, малыш,
И смотри свой сон.
Александр Башлачев.
Рождественская
Крутит ветер фонари
на реке Фонтанке.
Спите, дети... До зари
с вами - добрый ангел.
Начинает колдовство
домовой-проказник.
Завтра будет Рождество,
Завтра будет праздник.
Ляжет ласковый снежок
на дыру-прореху.
То-то будет хорошо,
То-то будет смеху.
Каждый что-нибудь найдет
в варежках и в шапке.
А соседский Васька-кот
спрячет цап-царапки.
Звон-фольга, как серебро.
Розовые банты.
Прочь бумагу! Прочь перо!
Скучные диктанты.
Замелькают в зеркалах
платья-паутинки.
Любит добрая игла
добрые пластинки.
Будем весело делить
дольки мандарина.
Будет радостно кружить
елка-балерина.
Полетят из-под руки
клавиши рояля.
И запляшут пузырьки
в мамином бокале.
То-то будет хорошо!
Смеху будет много.
Спите, дети. Я пошел.
Скатертью тревога..
Полина Гагарина.
Колыбельная
Загляни ты в сердечко мне
И скажи "уходи" зиме
Ветер воет, а ты грей меня
Небо стонет, а у нас весна
Попроси у облаков
Подарить нам белых снов
Ночь плывет и мы за ней
В мир таинственных огней
Разгони ты тоску во мне
Неспокойно у меня в душе
Попроси у облаков
Подарить нам белых снов
Ночь плывет и мы за ней
В мир таинственных огней
Попроси у облаков
Подарить нам белых снов
Ночь плывет и мы за ней
В мир таинственных огней
Попроси у облаков
Подарить нам белых снов
Ночь плывет и мы за ней
В мир таинственных огней
Попроси у облаков...
Колыбельные песни
Люли-люли-люленьки,
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать.
Стали гули ворковать,
Нашу деточку качать.
Стали гули говорить,
Чем малышку накормить?
Один скажет — кашею,
Другой — простоквашею,
Третьй скажет — молоком
И румяным пирожком.
Баю – баюшки - баю,
Не ложися на краю,
Придёт серенький волчок
И ухватит за бочок,
И утащит во лесок
Под ракитовый кусток!
Баю – баюшки – баю,
Под ракитовый кусток!
А я волка догоню,
И Ванюшку заберу,
Спать с собою положу.
Опей ырылар
Аасудуноой,
Эмзиргештиноой.
Авамкужуроой,
Азырапкааноой!
Опей, опей оой
Опей сарыым, оой.
Увай, увай, оой.
Удуп корем оой!
Опей, опей оой,
Опей сарыым ээй,
Ору корем оой,
Айнын чырыын ээй,
Оон артык оой,
Хуннун чырыы ээй,
Оглум сенээ оой,
Эртен келир ээй,
Ачан кылган оой,
Чараш тудуун ээй,
Алгыдар сен оой,
Хогжудер сен ээй,
Аваннын мээн оой,
Опей ырын ээй,
Амыр-дыштын оой,
Ыры болзун ээй!
Лиса и волк
Снежная сказка
Снег своими руками
Всему свой срок
Алые паруса