На конкурсе представлены творческие работы студентов - эссе на тему "История и культура народов Югры"
Вложение | Размер |
---|---|
Эссе Кузнецова А. | 26.62 КБ |
Эссе Свиридова К. | 93.5 КБ |
Сертификат Кузнецова А. | 1.05 МБ |
Сертификат Свиридова К. | 1.05 МБ |
Приказ департамента | 218.27 КБ |
Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
(БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»)
ул. Дружбы Народов, 13а, г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, 628602
Тел./факс (3466) 43-54-70 E-mail: priem@nv-study.ru
конкурс исторических эссе «История и культура Югры»
Когда-то очень давно на берегах Эмдера
стоял славный город с тем же названием.
В нем жили пять братьев-богатырей…
Автор: Кузнецов Александр Александрович
Нижневартовск, 2019 год
История нашего северного края таит в себе множество загадок и тайн. Они скрыты в недрах Сибирской земли, в летописных сказаниях. Многие из них историки смогли разгадать, изучая былинные источники, проводя археологические и поисковые исследования. Уникальный памятник устного народного творчества обских угров, донесенный до наших дней южными хантами, помог раскрыть одну из таких загадок.
Описанный в легенде город Эмдер часто называют сибирской Троей. «Как прекрасная сказка, стоит он перед нами в тумане были-небыли. То приблизится, обозначившись вполне реальной археологической находкой, то опять покроется дымкой, загадав историкам очередную загадку», - пишут о нем исследователи. Былинное сказание об Эмдерской земле привлекает внимание не только историков, археологов, этнографов. Оно будоражит воображение и фантазию художников, писателей, вызывает интерес у молодежи.
Когда-то очень давно на берегах Эмдера стоял славный город с тем же названием. В нем жили пять братьев-богатырей. Каждый из них имел имя, непривычное для нашего слуха. Старший [богатырь] прославился силой. Как-то раз он положил на колени пересушенное мясо — конское бедро - и моментально разломил его на семь частей. Вот и получил имя - «Богатырь, раздробивший долго сушенное конское бедро». Второй, третий и четвертый братья именовались по доспехам и оружию: «Богатырь, носящий кольчугу с сотней торчащих рожков», «Богатырь, носящий звенящую кольчугу из блестящих колец» и «Богатырь с остроконечным мечом». Младший же из братьев знатен был быстротой своих ног, а потому звали его «Косатый Яг, избранный из числа 80 богатырей». Однажды зимней ночью Яг вышел из дома и услышал голос филина. Птица сидела на кожуристой лиственнице, которая росла посреди города. Образ птицы-филина, оказывается, приняла княжна другого богатырского города - Кари-Поспат-Воша, расположенного на реке Конде. Птица поведала юноше, где он может найти себе желанную невесту. Для этого надо, говорила птица, пройти вдоль покрытых инеем незамерзающих берегов Эмдера, выйти на широкий простор Оби, берега которой покрыты мелкой галькой, пересечь священные воды Иртыша и добраться до того места, где он вбирает в себя красные воды Конды. И выйдешь тогда на священный сор, покрытый туманом. Здесь главенствует богатырский город, стоящий на Стерляжьей протоке (Кари-Поспат-Вош). Сидит в том городе старый князь и строгает черенок двуконечной стрелы. Живет он с четырьмя сыновьями и дочерью-невестой. «Снаряжайся на военную ногу, на сватовскую ногу и отправляйся туда». Сказал это филин, сделал три сильных взмаха крыльями и скрылся из виду. На рассвете следующего дня эмдерские богатыри вышли в поход - каждый на нарте, запряженной в пару оленей-быков. Долго они ехали по льду замерших рек и протоков, прежде чем достигли священного Болыпекондинского сора, на южном берегу которого стоял городок Кари-Поспат. От крепостного вала к ним навстречу вышел один из сыновей старого князя - «Богатырь с саблей на боку». Старший из эмдерских братьев, надевший для маскировки пестрое одеяло, после короткой схватки победил соперника, разрубив его надвое. Очевидное преимущество незваных гостей вынудило старого князя пойти на переговоры о сватовстве дочери. Три эмдерских свата поочередно предлагали будущему тестю выдать единственную дочь замуж за [богатыря] Яга. И когда третий сват повторял предложение, старик-отец потребовал небывалый калым в размере 100 рабов, 100 рабынь, 100 кольчуг, 100 мечей, 100 секир и 100 котлов. После того как калым был выложен, сваты приступили к праздничной трапезе, а жениха отвели к невесте. Какое-то время эмдерские богатыри гостили у новых родственников, поджидая возвращения сыновей старика. Пока шло сватовство, те пребывали в дальнем походе, в полуденных странах. Возвратились сыновья с удачей, привели с собой крылоногих коней и трех златоглавых красавиц. Женщины так приглянулись эмдерским братьям, что они начали смотреть на них слишком откровенно. Это, конечно же, не понравилось богатырям Кари-Поспат-Вош а. Вскоре вспыхнула ссора, вслед за ней стычка, и один из братьев-эмдерцев - «Богатырь с остроконечным мечом» - был повержен и сражен. После такого драматического происшествия Эмдерские гости - новоявленные родственники - пустились в бегство по «колотливой» зимней дороге. Оленья упряжка «Богатыря, раздробившего долго сушенное конское бедро» не могла сравниться в скорости с быстроногими лошадьми, на которых мчалась погоня. У Самаровской горы его догнали и изрубили. Та же участь постигла и двух других братьев; один сложил голову у горы Сарайской, а другой - у горы Тюнка. Кондинские богатыри-братья оставили в живых только Яга и не стали его преследовать - считали недопустимым, чтобы город Эмдер остался «без отцовского имени, без главы». Опечаленный Яг продолжил свой путь к дому. На пути он встретил двух племянников - сыновей его старших, погибших братьев. «Куда ты увел наших отцов?» - спросили его племянники сурово. Один из них занес меч и хотел зарубить Яга, но второй успел отвести его руку, и удар пришелся не лезвием, а рукоятью меча. Сознание Яга затуманилось, и ему показалось, что он уходит вслед за своими братьями в иной мир. На том свете братья приняли обличье белок и обратились к нему человечьими голосами: «Вернись назад!» Он очнулся, а племянники, стоявшие рядом, горели жаждой отомстить кондинским богатырям. Яг простился с ними, и они разошлись в разные стороны. Оба эмдерских юноши добрались до Кари-Поспат-Воша. Однако его обитатели, узнав о приближении врагов, покинули крепость. Они бежали через всю Конду на запад, в другой богатырский городок - Харда-Вош, где князем был богатырь Евир. Этот город, высотой в семь лиственниц, был хорошо укреплен, и за его стенами укрылось все прибеглое население. В крепость вел лишь один вход, через который мог пройти только один человек в кольчуге. Однако запасы пищи у осажденных скоро подошли к концу, а в это время в рыбацком запоре на реке Евре вода просто «кипела» от скопившейся там рыбы. Эмдерские богатыри не стали штурмовать укрепленный поселок. Они ждали, когда обороняющиеся сами отопрут крепостные ворота. Они приняли облик змей и наблюдали за происходящим. Больше всего их интересовали богатыри Кари-Поспат-Воша и Харда-Воша. Ведь сражаться с простолюдинами было ниже их достоинства! Среди прочего населения они пытались разглядеть богатырей, которые, как известно, отличались от прочих до такой степени, что на солнечном свете были видны их внутренности. Зная об этом, богатыри тщательно закрывали тело доспехами. Когда голод стал нестерпим, ворота были открыты, и жители городка высыпали на берег ловить рыбу. Гору рыбы величиной с дом они начерпали. Князь Евир обратился к богатырям Кари-Поспат-Воша и попросил собрать рыбу, но те ответили отказом. Тогда он сам взялся за дело. Когда ему стало жарко, он снял кольчугу. Этим воспользовались эмдерские богатыри, пустили в него стрелы и сразили. Между богатырями Эмдера и Кари-Поспат-Воша началась битва. Она продолжалась так долго, что пришли в негодность кольчуги и были выпущены все стрелы. Тогда они стали драться еловыми и лиственничными дубинами. Старший эмдерский муж схватился с одним из трех кондинских братьев. Даже упав в реку, они продолжали поединок. И тут кондинский богатырь принял облик ерша, а эмдерский - облик щуки: только хочет щука схватить ерша, он становится к ней хвостом и выпускает колючки. А когда снова вышли они на сушу, кондинские богатыри вымолили у бога-покровителя железную металлическую плоть. Однако младший не успел обрасти этой плотью и был повержен мечом. На месте, где он стоял, осталась только кочка. Тогда оба оставшихся брата вознеслись к небу и, заручившись у божества-покровителя помощью, обрушили на эмдерских богатырей громовые каменные стрелы. И поразили их.
Сведения, изложенные в былине и других текстах, были записаны более ста лет назад исследователем Тобольского Севера Серафимом Паткановым в ходе поездок по таежному Обь-Иртышью. В 60-е годы прошлого века в тайгу устремились геодезисты, геологи, буровики и строители. Приезжие люди замечали на берегу реки Ендырь (на старых картах — Эмдер) странные земляные сооружения, насыпи и ямы, но первопроходцам было не до легенд.
Сначала люди узнали былину, потом захотели найти это место и лично убедиться, что в каждом героическом сказании есть доля правды. Археологи летом 1993 года обнаружили остатки укрепленного жилища бронзового века и восьми городков эпохи железа. Сначала было найдено Ендырское городище, именно то самое, из «Былины про богатырей города Эмдера». Согласно данным археологов на реке Ендырь в период позднего средневековья располагалось древнее городище Эмдер, в котором жили братья-богатыри из княжеского клана обских угров. Эпоху Эмдерского княжества, существовавшего в XII-XVI веках на реке Ендырь, по сей день называют золотым веком Югры.
Так, фольклорный материал помог историкам. Анализируя «Былину о богатырях города Эмдера», ученые обнаружили древний город. Открытие сибирской Трои все же состоялось, и выяснилось, что материалы раскопок с Эмдера не только не противоречат сведениям русских письменных источников, а, напротив, во многом дополняют их.
В этой сказке я вижу крепкие стены города Эмдер, хорошо вооруженных и бесстрашных его жителей, я любуюсь красотой сибирской природы, проникаю в сказочное бытие северного народа. Прошли столетия с тех пор, как кануло в лету легендарное городище Эмдер, но интерес к нему огромен. Народный фольклор доносит до нас очень важную и интересную часть истории древней Югры.
Список использованной литературы
КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/folklor-korennyh-narodov-severa-osmyslenie-naslediya-zadachi-i-perspektivy-izucheniya
Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
(БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»)
ул. Дружбы Народов, 13а, г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, 628602
Тел./факс (3466) 43-54-70 E-mail: priem@nv-study.ru
конкурс исторических эссе «История и культура Югры»
Когда-то очень давно на берегах Эмдера
стоял славный город с тем же названием.
В нем жили пять братьев-богатырей…
Автор: Свиридов Кирилл Евгеньевич
Нижневартовск, 2019 год
Мифы и Легенды Югры очень интересны и увлекательны. На одну из таких легенд мы сегодня и посмотрим: Былина о славных богатырях. Легенда не появляется просто так, будь то сказ или былина о богатыре – это история о подвиге данного человека. В нашем северном крае тоже есть сказ про богатырей, легенда о пятерых братьях. Данная тема на Руси всегда славилась и почиталась, всегда были те или иные сказания о подвигах ратных и путешествиях необъятных. Легенда об Илье Муромце или Добрыне Никитиче – это народный фольклор, который донес до наших дней рассказ о жизни реально существовавших людей, охранявших земли древней Руси. И наша легенда о тех самых славных богатырях, которые были избраны и стали более чем обычными воинами. Хотя и звание «богатырь» надо было заслужить. Обычно богатырем называли человека, обладавшего богатым интеллектом и усиленной физической подготовкой. О большинстве из них слагают былины и легенды. У нас в Югре тоже были отважные богатыри, их мы сейчас и увидим.
Началось все с того, что когда-то очень давно, в старые времена, на берегах Эмдера стоял славный богатырский город с аналогичным названием. В нем жили пятеро братьев-богатырей. Старший брат прославился силой. Как-то раз он положил на колени пересушенное мясо - конское бедро и быстро разломил его на семь частей. После чего он получил имя «Богатырь, раздробивший долго сушенное конское бедро». Второй, третий и четвертый братья получили имена по доспехам и оружию: «Богатырь, носящий кольчугу с сотней торчащих рожков», «Богатырь, носящий звенящую кольчугу из блестящих колец» и «Богатырь с остроконечным мечом». Младший брат прославился быстротой своих ног, и его имя было «Косатый Яг, избранный из числа 80 богатырей».
Таким образом, мы видим, что богатыри бывают разные и у каждого свой характер и определенные способности, физические или умственные. Однажды зимней ночью Яг вышел из дома и услышал голос филина, он поведал Ягу где найти желанную невесту. Для этого необходимо пройти, говорила птица, вдоль покрытых инеем незамерзающих берегов Эмдера, выйти на широкий простор Оби, берега которой усыпаны мелкой галькой, пересечь священные воды Иртыша и добраться до того места, где он принимает красные воды Конды.
Здесь, у священного сора, покрытого божественным туманом, главенство принадлежит Богатырскому городу на Стерляжьей протоке. В том городе живет старый князь, «Детеныш малой гагары, детеныш большой гагары, гнивший 300 лет старик-богатырь». Живет он с четырьмя сыновьями и дочерью-невестой. «Отправляйся туда, снаряжайся на военную ногу и на сватовскую ногу», после этих слов филин улетел одним взмахом крыльев. На рассвете следующего дня эмдерские богатыри двинулись в путь, достигли священного Большекондинского сора, на южном берегу которого стоял городок Кари-поспат. От городка, от его крепостного вала, навстречу путникам вышел один из сыновей старого князя - «Богатырь с саблей на боку». Старший из эмдерских братьев, надевший для маскировки пестрое одеяло, после короткой схватки победил соперника, разрубив его надвое. Какое-то время эмдерские богатыри гостили у новых родственников, поджидая возвращения сыновей старика. Пока шло сватовство, те были в дальнем походе, в полуденных странах. Поход прошел очень удачно, и сыновья привели с собой крылоногих коней и трех златоглазых красавиц. Женщины так приглянулись эмдерским братьям, что они начали смотреть на них слишком откровенно, что не понравилось Кари-поспат урдат вош'а, это привело к ссоре и последующей драке в ходе которой Яга «Богатырь с остроконечным мечом» был сражен и растоптан конями кондинских богатырей.
После этого события эмдерские богатыри пустились в бегство по зимней дороге. Напрасно пытался убежать «Богатырь, раздробивший долго сушенное конское бедро» от преследователей. Его оленья упряжка не могла сравниться в скорости с быстроногими лошадьми, на которых мчалась погоня. У Самаровой горы преследующие догнали его и изрубили саблями. Та же участь постигла и двух других братьев: один сложил голову у горы Сарайской, а другой - у горы Тюнка. Кондинские богатыри-братья оставили в живых Яга и не стали его преследовать, так как считали недопустимым, чтобы город Эмдер остался «без отцовского имени, без главы». Опечаленный Яг продолжил свой путь к дому. По пути домой он встретил племянников, которые шли ему на встречу, они хотели мести за своих отцов, которые сложили головы вместе с братьями, но все кончилось хорошо для Яга и они разошлись. Летом оба эмдерских юноши добрались до Кари-поспат урдат вош'а. Однако все его обитатели, узнав о приближении врагов, покинули крепость. В крепости был лишь один вход, через который мог пролезть только один человек в кольчуге. Однако запасы пищи у осажденных скоро подошли к концу, а в это время в рыболовецком запоре в реке Евре вода просто кипела от скопившейся там рыбы. Оба эмдерских богатыря не решались штурмовать укрепленный поселок. Устроив засаду, они ждали, когда обороняющиеся сами отопрут крепостные ворота. Чтобы их не могли заметить, они приняли облик змей и наблюдали за происходящим. Больше всего их интересовали богатыри из обоих городков. Ведь сражаться с простолюдинами было ниже их достоинства! Они пытались разглядеть среди прочих людей богатырей, которые, как известно, отличались красотой души и тела, так что на солнечном свете были видны их внутренности. Между богатырями Эмдера и Кари-поспат урдат вош'а началась битва. Она продолжалась так долго, что пришли в негодность кольчуги и были выпущены все стрелы. Тогда они стали обрушивать друг на друга еловые и лиственничные дубины.
Они дрались и дрались. Старший эмдерский муж схватился в борьбе со старшим из трех кондинских братьев. Даже упав в реку, они продолжали борьбу. Тут кондинский богатырь принял образ ерша, а эмдерский - образ щуки: только хочет щука схватить и взять в пасть ерша, он становится к ней хвостом и выпускает колючки. Вышли они на сушу. Тогда кондинские богатыри вымолили у бога-покровителя железную металлическую плоть. Однако младший из них не успел обрасти металлической плотью, и был повержен мечом. На месте, где он стоял, осталась только кочка. Тогда оба оставшихся брата вознеслись к небу и, заручившись у божества-покровителя помощью, обрушили на эмдерских богатырей громовые каменные стрелы и поразили их. В этом поединке погибли все, так и кончилась легенда о славных богатырях.
Эта былина рассказывает о могучих воинах, способных сделать то, что не мог сделать обычный человек. О том, что любой человек может превзойти свои способности, стать героем или сделать подвиг, что любое сердце способно душою стать богатырем, как те юноши, которые были готовы погибнуть, но свершить месть, за смерть их отцов. Вот это и называется силой духа, той самой, которая способна всполошить и затронуть душу человека, и призвать его действовать. Парень верил, что его отец погиб не напрасно и в порыве гнева решил отомстить за него. Это привело его к гибели, но к гибели с верой, с верой в своё дело. И именно эта вера помогла ему в том поединке. Если бы не вера в правое дело, то они бы не смогли одолеть врага, и зло победило бы. Но нет, они храбро шли вперед и смогли преодолеть все трудности.
Для русского народа образы богатырей имели большое значение: это были примеры для подражания, это были истинные герои, которых уважали и ценили. Они становились народными героями, которые показывали, что русский народ испокон веков был силен и могуществен. Писатели и художники часто приукрашивали многие качества русских витязей, поэтому люди стали считать, что богатыри – вымышленные персонажи. До сих пор ведутся споры, были ли это былинные выдуманные герои, либо же богатыри – действительно реальные люди. Я считаю, что богатыри реально существовавшие воины. Эти былины и сказания передаются из уст в уста, из века в век и до наших дней, их хочется перечитывать снова и снова.
Список использованной литературы
КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/folklor-korennyh-narodov-severa-osmyslenie-naslediya-zadachi-i-perspektivy-izucheniya
Марши для детей в классической музыке
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Весенняя гроза
Иван Васильевич меняет профессию
Астрономический календарь. Апрель, 2019