Краеведение. Экскурсии по музею декабристов.
Вложение | Размер |
---|---|
animatsionnye_etyudy_kluba_za_ptitsey_feniks.doc | 108.5 КБ |
ЗАЯВКА
на участие в детско-юношеском
туристическом конкурсе «Юный путешественник»
Номинация Конкурс этно-туров «Гостеприимная Селенга»
Ф.И.О. автора, год рождения Ульянова Ольга Владимировна,1999
Учебное заведение МБОУ Новоселенгинская СОШ
Класс 8
Индекс, почтовый адрес, электронный адрес, контактный телефон
671190 РБ, Селенгинский район, п. Новоселенгинское, пер. Школьный 2
Количество представляемых работ 2
Название
1Встреча гостей на декабристском шахматном турнире «Декабристы и шахматы»
2. Анимационные этюды клуба «За птицей Феникс»
Ф.И.О. руководителя
Юндунова Нина Батуевна, учитель математики, руководитель студии художественного слова ДОД при МБОУ Новоселенгинская СОШ
Руководитель учреждения Круглова Анна Баторовна
Подпись
М.П.
Цель работы
Выявить влияние учреждений дополнительного образования в организации туристско-краеведческой деятельности как средства туристско-краеведческой работы в формировании у учащихся гражданственности, патриотизма и национального самосознания.
Задачи
∙Определить наиболее значимые качества личности, обусловливающие эффективность развития креативных способностей
∙Установить особенности воздействия организации туристско-краеведческой деятельности на развитие учащихся
∙Пропаганда туристических маршрутов
Описание экскурсионно-анимационной программы
Рекламно-сувенирная продукция имеется в музее декабристов : изделия из бересты, «магнитные виды Селенгинска», буклеты, сувенирные кружки.
Cценарий салона в музее декабристов
23 ноября 2013 года
Музей декабристов. Гостиный зал. Ведущая в бальном платье возжигает свечи под звуки полонезаОгинского «Прощание с родиной»
Ведущий. Вот снова свечи зажигаются в салоне
И в теплый круг друзей зовет нас этот дом.
О том далеком смутном веке
Мы начинаем наш душевный разговор.
Навеет мысли нам о прошлом веке
Бесхитростный, но важный наш рассказ.
В салон Бестужев нас созвал, как в прошлом веке.
Прислушаться к нему мы приглашаем вас.
Ведущая. Здравствуйте, уважаемые гости нашего традиционного салона. Мы начинаем наш салон под звуки этого прекрасного музыкального произведения не случайно.
Это было более150 лет назад. Вместе с тайно доставляемым, кяхтинскими друзьями-купцами журналом «Колокол», издаваемым в Германии Герценом пришел незаметный конверт. К удивлению всех присутствующих, в нем были музыкальные ноты.
Это и был впоследствии знаменитый полонез польского композитора Огинского «Прощание с родиной». Он посвятил его декабристам.(Музыка звучит громче – около минуты). Какая пронзительная щемящая грусть, светлая печаль и жажда жизни!
Вы представляете, какие чувства испытывали декабристы, собравшиеся в этом гостеприимном домекупца Дмитрия Старцева, в этой самой гостиной, у того самого рояля, где мы с вами сейчас находимся.(На экране портреты декабристов, бывавших в этом доме)
Стихотворение В.Гуменюка «Селенгинск» читает Кожина Екатерина.
Ведущий. А какие чувства переполняли декабристов в Нерчинских рудниках, которые целыми днями в кандалах перетаскивали тяжелые камни, и вдруг вечером прозвучали в полумрачной тюремной камере: « Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье –
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье…»
К Александре Григорьевне Муравьевой, одной из первых жен декабристов, решившейся ехать в Сибирь к мужу, на прощальном вечере в Петербурге подошел Пушкин и скрытно передал лист бумаги.
Это было «Послание в Сибирь»
Читает ученик: (Куликов Тимур)
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут
На экране : Декабристы, посетившие Селенгинск
Звучит старинный романс 19 века)
Ответ декабриста Одоевского читает Шалбанов Данил.
Струн вещих пламенные звуки
До сердца нашего дошли
К мечам рванулись наши руки
Но лишь оковы обрели…
Но будь спокоен, бард: цепями,
Своей судьбой гордимся мы
И за затворами тюрьмы
В душе смеемся над царями.
Наш скорбный труд не пропадет:
Из искры возгорится пламя,
И просвещенный наш народ
Сберется под святое знамя.
Мечи скуем мы из цепей
И вновь зажжем огонь свободы,
И с нею грянем на царей.
И радостно вздохнут народы.
Ведущая: Прошли тяжелые каторжные годы, узников решили перевести в новую тюрьму при Петровском заводе.
Шли этапом в пешем порядке через наши забайкальские степи.
В своем воспоминании декабрист Александр Петрович Беляев (портрет на экране)
Писал: «Из Читы мы шли бурятскими степями, подводчиками и провожатыми нашими были тоже буряты… Буряты имеют страсть к шахматной игре, и на дневках около юрт всегда составлялись шахматные партии, окруженные толпою азиатцев, следивших с величайшим интересом за игрой, нетерпеливо высказывал играющим свои взгляды.
Некоторые из зайсанов играли с нами, и играли так хорошо, что один из лучших наших игроков,Николай Васильевич Басаргин, первую партию проиграл . Нужно было видеть общий восторг , когда буряты увидели своего победителя. Впрочем торжество их продолжалось недолго…»
Во время одной из остановок буряты по обыкновению обступили столики, за которыми играли в шахматы декабристы Ф.Р. Вадковский и С.П. Трубецкой (портреты на экране),
И с большим интересом следили за игрой. Тогда одному из бурят было предложено сыграть. К изумлению декабристов, он победил. Вообще, среди декабристов, оказалось много любителей шахмат. Находясь в соседних камерах Петрапавловской крепости,
Н.В. Басаргин и М.С. Лунин умудрялись играть между собой в шахматы, сообщая ходы (перестукиваясь) через стенку.
Декабрист А.П.Беляев писал: (на экране)
Для развлечения своего из хлеба сделали себе шахматы, на столе разметили клетки и играли в шахматы, в эту умную игру, с большим удовлетворением»
И в Чите, находясь в малом каземате в оковах и тесноте, декабристы коротали время за шахматами.
« Так в трудах, физических и умственных, в приятных живых беседах, в пении, музыке протекала наша затворническая жизнь»
Шахматная игра также играла важную роль – вспоминал А.П.Беляев. Об этом же пишет и другой декабрист И.Д.Якушкин: «Игра в шахматы и взаимные рассказы были главными нашими занятиями и развлечениями…»
Кроме вышеупомянутых, хорошо играли в шахматы декабристы И.А.Анненков, М.А.Бестужев, В.И.Штейнгель, Е.П.Оболенский, А.Е.Розен и другие.
(портреты проецируются на экран)
Ведущий: Братья Бестужевы Николай и Михаил в своей тюремной мастерской вытачивали на самодельном токарном станке шахматные фигурки, вырезали коней, мастерили доски.
В Читинском музее Михайлово-Архангельской церкви сохранился комплект декабристских шахмат. Посмотрите на экран (проецируется снимок шахмат).
Тихо звучит полонез Огинского
Звучат стихи в исполнении Буренок Ксении
Жена декабриста
Вокруг острога Селенгинского
От снега степь белым-бела
Послушай полонез Огинского
Метель как будто донесла
«Прощанье с Родиной» -
Откуда печальный этот полонез
Над степью старою полудой
Мерцают звезды,
Ближний лес
Страшит всех воем волчьим
Над степью юрты, что дымят
Дымят, прислушиваясь молча
Как струны чудно шелестят.
Закончен день коротким ужином
И на пол брошена кошма
А в светлой горнице Бестужева
Музыкой тешится зима
Горит свеча на клавесине
И тихо женщина поет –
О декабристах, о России,
Где в горе горбится народ,
Где свобода петлею схвачена,
Где сын земли в краю чужом,
Где смуглой женщине назначено
В Сибири быть его женой.
Любимой быть,
Но не обвенчанной
Кухаркой в черных списках слыть.
Но имени бурятской женщины
Среди бурят не уронить.
Учить французскому детишек
В кадриле быть самой пургой
Метель в остроге тише, тише.
Теплеют звезды над тайгой
Горит свеча на клавесине
Счастливо женщина поет
Голубоглазый сын России
Ей руки на плечи кладет
Ведущий: В Селенгинске братья Бестужевы оказались на поселении по приглашению друга, декабриста Константина Петровича Торсона, который уже находился здесь на поселении. Константин Петрович Торсон – капитан-лейтенант, адъютант начальника Морского штаба, кругосветный мореплаватель.
Стихотворение Анатолия Шиханова читает Минеева Виктория
Торсон слыл чудодеем
В приречном его огороде.
Превеликие ягоды –
Лысые головы лам!
И кочуют легенды.
В наивном бурятском народе
Дескать, русский – шаман
Ведь мы судим всегда по делам
Ароматом диковинным
веют у Торсона травы!
Если листья в ладошку
То засушит себе на табак
Если листья резные,
Жует, говорят для забавы!
Превеликий мастак и чудак!
Дом большущий срубил
Возле горницы гнездышком
Ребятню соплиносую учит хозяин письму
Ни гроша не берет
По округе прослыл хлебосолом
Старики за советом
Приходят с поклоном к нему
Ходят слухи, что он-
Государственный злобный преступник.
Только разве Петрович
кому-нибудь
Путь преступил!
Не преступник, а бедному люду степному заступник!
Как ворота усадьбы, он душу бурятам открыл!
Ведущий: Декабристы сумели подняться над обыденной жизнью из самых высоких побуждений. В их подвиге навсегда слилось возвышенное, глубоко национальное, героико – патриотическое чувство, которое вызывает восхищение и человеческую благодарность. И мы, молодое поколение 21 века, считаем, что помыслы декабристов были чисты, и они желали России лишь счастья.
Звучит песня «Декабристы» в исполнении вокальной группы восьмиклассников
Ведущая: Сегодня на нашем салоне гости – это потомки тех степных мастеров шахматной игры, современников декабристов. Мы благодарны вам за то, что вы пришли к нам в наш музей почтить память этих замечательных людей–декабристов, оставивших о себе светлую память в народе.
Музыка звучит громче, все уходят.
«Дела давно минувших дней
Предание старины глубокой»
Ведущий 1.
- Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие в древний город на Селенге, стоявший у начала российской государственности в Забайкалье.
В город, тихо ушедший, выполнив свою историческую миссию, передав ее своему кровному брату Удинску – Верхнеудинску и дочери-красавице Кяхте.
Это путешествие – открытие неведомого и давно забытого в нашей забайкальской истории, погружение в океан завораживающих исторических тайн прошлого, знакомство с его деятелями, влившими на судьбы нашего отечества, защищавшего его, закладывавшими основы нашего сегодняшнего неизмеримо более комфортного бытия.
Ведущий 2.
- Это наша история, к сожалению, во многом забытая, нередко попираемая и искажаемая, а теперь мучительно обретаемая. Осажденный острог, торговый город, штаб квартира дипломатов, центр обустройства и управления забайкальской границы, просто город наших предков… Это древний Селенгинск.
И пусть хоть на мгновение оживет перед нами наш древний город на Селенге.
- звучит бурятская музыка. Все рассаживаются по местам.
- стихотворение «Здесь город был над Селенгою»(автор Галсанов В.Б.)
Здесь город был над Селенгою
В глухие давние года
С печальной грустною судьбою
С судьбою, горькой как беда
В огне пожарищ в одночасье
Горели люди и дома
Метались птицы от несчастья
Казалось, смерть пришла сама
А позже было наводненье
Ветра песок несли речной
И. вынужденное переселенье
На брег песчаный и крутой
Звенели здесь колоколами
Твои прекрасные церква.
Сынов России с кандалами
Ссылала грозная Москва…
…Опальный гетман украинский
Прославил имя здесь твое.
Посланник Савва Рагузинский
Границу прочертил копьем.
Буряты с русскими впервые
Стояли здесь плечом к плечу
На дальнем рубеже России
Дорогу преградив врагу
И гордо взвил флаг Российский
На этом дальнем берегу
А полк с названьем Селенгинский
Ушел отсюда в дальний путь
Стою в раздумье над рекою.
Утес Английский подо мной.
И город с грустною судьбою
Молчит за светлою рекой.
Смотрю как будто бы впервые:
Ветрам судьбы такой простор!
Молчат лишь горы вековые,
Молчит израненный собор.
Селенгинск… На исторической карте процесса освоения необъятных сибирских земель, «коими процветать будет земля русская», это географическая точка значима как пограничный пункт между Западом и Востоком, прошлым и настоящим, место, где соприкоснулась культура степи и поселения.
«Что за добрые люди - буряты!»
Записал в годы давние русский Бестужев.
Но ведь добрые люди
Лишь с добрыми дружат:
Был и есть самым добрым ты,
Русский народ.
Д.Жалсараев.
Известный бурятский поэт определил главную черту народа, искони населяющего Селенгинск - доброта; и отзывчивость, и красота, и природная одаренность - составляющие характера и менталитета.
Ведущий 1.
- Старый город. Место это зачаровывает сразу, едва ступишь с лодки на землю. До того такие важные повседневные дела забыты и полностью отступают, как бы не пройдя незримого таможенного досмотра на границе древней селитьбы. Тебя властно захватывает многозначительная тишина сначала покинутого , а потом и вовсе забытого населения. Этот затерянный мир нашей истории вызывает ощущение временного плана и, не теряя соперничества , требует здесь хотя бы на малое время задуматься о судьбе мертвого города. Так пролистаем же сегодня некоторые страницы истории.
Ведущий 2.
- Демьян Игнатьевич Многогрешный. Из глубины трех веков смутно и противоречиво возникает образ этой необычной судьбы.
Демьян Многогрешный – незаслуженно забытая тема забайкальского и бурятского, в частности краеведенья. Из глубины трех веков смутно и противоречиво возникает образ этой необычной судьбы человека, ровесника и активного участника важнейших государственных преобразований в Забайкалье и на Украине. В памяти своих забайкальских современников, а затем и в практически угасших сегодня местных народных преданиях он предстает личностью легендарной.
Демьян Многогрешный активный участник освободительной войны украинского народа 1648- 51 г. В 1649 г. он в чине генерального есаула подписал Зборовский договор, заключенный между Богданом Хмельницким и польским королем Казимиром. В 1668 г. Многогрешный избран гетманом левобережной Украины и был им до 1672 г., когда обвиненный казацкой старейшиной в связях с Турцией, был арестован и доставлен в Москву.
Ведущий 1.
- С.М. Соловьев повествует о Многогрешном : «28 мая на болоте за кузницами поставили плаху – будут казнить гетмана Демку Многогрешного и его брата Ваську. Привезли преступников и начали читать им вины, т.е. все поданные на них обвиненные: «Ты, Демка, про все расспрашивал и пытан; во всех своих измененных словах винился и 20 мая старейшины со всем народом малороссийским прислали челобитье, чтоб тебя казнить смертью в Москве, а для подлинного обличения прислали батуринского сотника Григория Карпова, который от тебя Дорошенко образ возил и присягал, что вам служить турскому султану , бояре, думные дьяки, слушав ваших распрасных речей, приговорил вас Демку и Ваську казнить смертью, отсечь головы». Демку и Ваську положил на плаху; но бежит гонец и объявляет, что великий государь , по прошению детей своих, пожаловал казнить Демку и Ваську не велел, а указал сослать в дальние сибирские города на вечное житье».
Ведущий 2.
- Селенгинск занимал особое место в многотрудной забайкальской жизни ссыльного гетмана. Селенгинск стал его второй родиной, хотя бы потому, что он обрел здесь свободу, всеобщее признание и власть. И защищал он древний город отчаянно, не щадя живота своего, как бы предчувствуя, что суждено ему здесь успокоиться. В период селенгинской службы Многогрешный принимал активное участие в обороне Селенгинска от набегов и грабежей некоторых монгольских племен , провоцируемых китайцами, его военная доблесть и искусство снискали ему здесь народную славу и послужили основой для местных преданий и легенд.
Васильев А.П. описывает следующее событие:
«Монголы осадили Селенгинск и распространились до Верхнеудинска. Сообщение было прервано. Но когда разнесся слух о нападении на Селенгинск, расквартированные по деревням стрельцы и казаки двинулись на помощь осажденному городу. Во время осады в Селенгинске была одна рота стрельцов(98 человек), 137 селенгинских казаков, 49 мещян и купцов, 10 подъячих . Всего 294 человека. В конце осады горсть русских храбрецов сделпли вылазку,и вступила в решительное сражение в долине недалеко от Селенгинска. Предводительствовал отрядом бывший гетман малороссийский Д. Многогрешный». Монголы были разбиты. По множеству убитых долина, где было сражение, названа «Падью Убиенных».
Ведущий 1.
- опальный гетман- частица неповторимо прошлого Забайкальского края, своей тяжелой ратной ратной работой он внес свою лепту в его настоящее. Этот человек не был сломлен несостоявшейся казнью, сибирскими тюрьмами и физическими ранами, обретя себя вновь на забайкальской , селенгинской «Украине». Искуплением его возможных прошлых грехов была защита Селенгинска и активное участие в становлении государственности в Забайкалье.
Как удивительно скажет Максимов С.В.:
«Для этих ссыльных Сибирь предлагала те же тюрьмы, по подобию монастырских и городских русских тюрем. Д. Многогрешный, при таких льготах, показал наилучший пример незлобивых отношений в стране собственных несчастий и является едва ли не единственным лицом, которому удалось принести свою долю участия там, где этого требовали».
Старожилы доселе рассказывают предание их отцами о гетмане, в особенности остались в памяти (…) враги его необыкновенно боялись и не решались вступать в бой, если видели впереди гетмана. Довольно долго существовал его небольшой домик на берегу р. Селенги: мутная река в один из своих разливов оторвала землю и унесла его жилище. Но воды Селенги не смыли памяти о гетмане, имя его до сих пор живет между селенгинскими жителями.
- Бурятская музыка.
Ведущий 2.
- если нельзя уже вполне видеть прошлое, то нам жизненно важно хотя бы услышать. Далекие голоса прошлого, как и его образы, нужны и живущим и каждому новому поколению. Прошлое должно звучать в нашем настоящем отдельными аккордами и целыми симфониями.
- Существует легенда о женщине с отрезанным языком и закованной в кандалы, которая томилась в подвалах крепости Старого Селенгинска в середине 18 столетия.
Это не легенда, а достоверный факт.(читает Минеева Вика)
Наталья Федоровна Лопухина, жена генерала- лейтенанта, вице-адмирала Российского флота С.Г. Лопухина. Она слыла первой красавицей Санкт- Петербурга. Вот этого то и не могла простить ревнивая к успехам других женщин императрица Елизавета. И воспользовавшись участием мужа Натальи- С. Лопухина в заговоре , императрица решает навсегда покончить с соперницей по женской красоте. Она приговаривает Лопухину «бить кнутом, отрезать язык, отправить в Сибирь и содержать под крепким острожным караулом». И вот, происходила публичная казнь- пытка, которую описал известный историк М. Селивский.
Экзекуция происходила 31 августа 1743 г. В Петербурге на Васильевском осторове, перед зданием Двенадцати коллегий.
Принялись за работу заплечных дел мастера. Лопухина не поддалась обаянию ужаса: твердая до произнесения приговора, она не в силах была владеть собой, отваживаясь в то же время на напрасное сопротивление палачам. Один из них, сорвав с ее плеч платье, обнажив ее спину, другой схватил Лопухину за руки, вскинул ее себе на плечи, и кнут, засвистев в воздухе, исполосовал тело несчастной кровавыми полосами. Отчаянно билась истязуемая; вопли ее оглашали площадь, забитую народом, полумертвую, обеспамятевшую от боли Лопухину палач спустил с плеч на помост. И над ней исполнили вторую часть приговора, бывшую, быть может, мучительнее первой. Сдавив ей горло, палач принудил несчастную высунуть язык: захватив его конец пальцами, он урезал его наполовину. Тогда захлёбывавшуюся кровью Лопухину свели с Эшафота. Палач, показывая народу отрезок языка, крикнул ради шутки: «Не нужен ли кому язык? Дешево продам!!! ». после казни-пытки Лопухину на простой телеги вывезли из Петербурга за 10 верст для прощания с родными.
Ведущий 2.
- А потом путь ее лежал в Сибирь. Местом заточения несчастной женщины, её мужа был определен Селенгинск. Долгое содержание в кандалах привело к болезни и к смерти 6 июля 1748 г. С.Г. Лопухина. Погребен он член императорской фамилии по родству с первой женой Петра I Евдокией Лопухиной, на старом кладбище Селенгинска. Могила его потеряна.
Еще долгих 13 лет, закованной в кандалы, Наталья сидела в каземате Селенгинского острога лишь под номером, без означения фамилии, имен. Петр III взошедший на престол помиловал селенгинскую затворницу. При императрице Екатерине II несчастная Лопухина возвратилась в Петербург. Но прожила после этого 8 месяцев. Вот такая жуткая история связана с нашим Селенгинском.
- Стихотворение «Молитва».(Поспелова Настя)
Я, Господи, прошу меня простить
За то, что до сих пор не успокоюсь.
За то, что не могу сойти с пути,
Где суждено мне встретиться с тобою.
Я признаю один великий грех,
И этот грех ни от кого не скрою,
Что выбрала я из соблазнов всех
Твою любовь, как самое святое.
Твоя любовь – икона и свеча,
И заповедь, и тайная молитва.
Она горька, запретна, горяча,
Слезой в ночи не раз была омыта.
Одна она- забвение в тиши,
Одна она – и сладость и отрава,
Одна она- спасение души-
И на нее я не имею права.
О, Господи! Прошу тебя: прости,
Что святости в моих славах немного,
Но в час последний в жертву принести
Мою любовь, я не смогу, ей богу!
Ведущий 1.
- А.А. Пушкин как – то сказал: «Я чрезвычайно дорожу именем моих предков, этим единственным наследством, доставшимся мне от них…».Абрам Петрович Ганнибал, предок А.С.Пушкина, после смерти Петра I, высокого своего друга и покровителя, попадает в немилость следующей царской династии. На целых 3 года (1727 - 1730 г.г.) его отправляют «сделать на китайской границе против чертежа крепость».
…Вот за Урал сослал, за Камень.
В Тьмутаракань, в Сибирь, в тайгу;
Мол, покомандуй казаками,
Мол, обживи-ка Селенгу… -
отмечает поэт Д. Самойлов.
Этим местом явился Селенгинск
Ведущий 2.
- Извлечение из документального «Дипломатического собрания дел между российским и кяхтинским государством с 1619 по 1792-й год», составленного и опубликованного в 1882 г. историком Бантыщ- Каменским».
Для построения на новом месте Селенгинска прислан был из Петербурга гвардии от бомбардир поручик Абрам Петров Ганнибал «Сел, приехав в Селенгинск 15 генв. 1728 г. и, увидев неудобность сего места, не токмо не согласился сочинить тому строению чертеж, отзываюсь, наименование инструментов, неопытность в строении крепостей и удалением его от службы единственно по злобе князя Меньшикова, но хотел таки ехать в Петербург. Однако, указом от 14 июля велено его возвратить в Селенгинск, а другим указом, от 22 декабря 1729 повелено, забрав у него все бумаги, отправить его в Томск под страшего и тамо содержать , давая ему на пропитание ежемесячно по 10 руб.».
- «Арап Петра Великого в Селенгинске» (отрывок из поэмы)
Был пращур русского поэта
В Легоне турками пленен
И на невольничьем корвете
В Стамбул насильно увезен
Граф Рагузинский спас ребенка
От унижения и слез,
Из рабства выкупил мальчонку
И в дар царю Петру привез.
И вскоре наш Арап смышленый
К тому ж самим Петром крещенный,
Дней скорых не теряя зря,
Освоил роль секретаря.
И сразу ж стал настолько близким
Петру среди других вельмож, Что ведал тайной перепиской
И был, как камердинер, гож.
Умен он был и расторопен.
К тому ж язык французкий знал .
И царь, отправивший в Европу,
С собою Ганнибала взял.
Прибыв В Париж, Петровский вестник
На перенеях воевал.
А через год пришло известье
Что он к повстанцам в плен попал
С трудом покинув плен испанский,
Он к мушкетерам угодил.
Сам регент- герцог Орлеанский
Его в Тюильри пригласил.
Дни, словно ласточки, летели.
Он разъезжает по балам,
Отважно бьется на дуэли
За честь свою и из-за дам.
Став завсегдатаем салонов,
Забыв о тяготах войны,
Вращался он в кругу ученых
И литераторов страны.
Казалось , был Абрам, как все
Кто с ним в то время рядом жили,
Но Фонтенель и Монтескье
Среди его знакомых были.
Виконт знатейший – де Ла Бред,
Узрев Абрама средь придворных.
Позвать его не счел зазорным
К себе в свой замок на обед.
Но Перт, рубя «окно в Европу»,
Нуждался в людях расторопных
И башковитых,- посему
Велел домой спешить ему.
Покинув славную чужбину,
В пути, о ней развеяв грусть.
Вернулся он в родную Русь
И начал строить развелины.
Тянулись месяцы, недели.
То при дворе блистает он,
То воздвигает цитадели-
За бастионом бпстион.
Но умер Петр. И сразу ж круто
Он отлучен был от дворца.
Привыкший штурмом брать редунты,
Абрам не ведал до конца.
За что ему, не дав в столице,
И даже пару дней пробыть,
Велят немедленно отбыть.
Приказ от Меншикова строгий:
«Отбыть, не медля, в край степей
Для укрепления осторогов
И возведенья крепостей!»
… Как далека теперь столица-
Балы. Красотки, блеск наград.
Над Селенгою дым клубится.
Горит купеческий посад.
На Селенгинск свалились беды-
То наводненье, то пожар.
Лишь с Владиславичем беседы
Вновь возбуждают сердца жар.
Ну, как ни вспомнить былые
И приключенья и бои.
Не зря назвал Абрам Россию
Вторым отчеством своим.
Он тут не ведает покоя,
Крепя державы рубежи.
То строит крепость на Чикое,
То правит Кяхты чертежи .
Иль проверяя канониров
Из Селенгинского полка.
Он пристрелять велит мортиры,
Чтоб их стрельба была метка.
А то забросивши работу,
С лихой ватагой казаков
Он уезжает на охоту
На диких коз или волков.
Со всеми став запанибрата,
Абрам (бояре- не указ!)
У переводчика- бурята
Гостит уже не первый раз.
… над Селенгинском ночь глуха.
Не спят на башнях часовые.
И Ганнибалу не впервые
Писать до крика петуха.
Он испытания разлукой.
Увы. Не в силах превозмочь.
Сердечные терзают муки
Его, когда наступит ночь.
Летят посланья в Петербург,
В них- отзвуки любви победной
И эхо тех сердечных бурь,
Не умирающих бесследно:
«О, Дарья Яковлевна, мне
Так тяжко с вами расставанье!
В сибирской дальней стороне
Жду с вами нового свиданья.
Увы, не волен я в судьбе.
Доколь томиться мне в изгнанье?
И укрепит мой дух в борьбе
Лишь ваше, Дарьюшка, лобзанье…»
Над Селенгою кружит метелица,
Остановился ледоход.
И Ганнибалу все не вериться.
Что час его еще придет.
Бессонница с простудой вкупе
Его замучила опять.
И без бурятского тулупа
Он не ложится отдыхать.
Не зря у лам он здешних лечиться,
Спиртного капли не берет.
Еще послужит он отечеству.
Еще звезда его взойдет.
Да и к тому же он не ведает,
Что через много – много лет
Их род прославит не победами,
А творчеством своим поэт.
Ведущий 1.
- «Дорога к музею: она начинается всюду и ведет отовсюду к белоколонному дому в центре села. Из каждой семьи сюда ведет своя тропинка. Не стану скрывать, музей мне дорог. Почему? Своей живой домашней жизнью, подлинностью старых вещей и добрых как в старину отношений. У дома купца Старцева при рождении заложен добрый дух, что даже через столетие дом не осел, дух не покривил, поле не оскуднело. Я разумею, поле доброты, терпения и правды, которое здесь возрастил Николай Бестужев с братом и друзьями ».
- Песня «Декабристы».
В том далеком декабре
При режиме самовластья
Возмущеньем при царе
Добывали люди счастья
Припев Декабристы, декабристы
Их порывы были чисты
И в истории России
Имена их вечно живы
Стихотворение «Братья Бестужевы».
За верстами снегами верста
Кандалами звенела судьбина – дорога
Шли мы в картожный край
На Сенатской восстав,
Против трона царя и наместника бога.
Здесь мой предок бурят в непроглядную тьму.
Заметенную злою шаманского вьюгой.
Вы тогда честно подали руку ему
И впервые назвали человеком и другом
Меч свободы в сердцах вы с собой принесли
От Сенатской в глухое мое Забайкалье
Бедняку- степняку, свету дикой земли, этот меч вы тогда навсегда передали
И степняк прозревал, меч тот в руки беря
Даль светла сквозь долгие мглистые годы
И степняк понимал, что, лишь скинув царя
Для себя и потомков забудем свободу
Вы несли над раздольем степи и тайги
Веру в свет и в людские дерзания вольные
И бурливые волны моей Селенги
В наших душах сливались с невскими волнами.
«Дела минувших дней
Преданья старины глубокой»
А.С. Пушкин.
Нельзя остановить течение времени, но запечатлеть его прошедшие мгновения в памяти человеческой можно… Вспоминать и помнить прошлое мы обязаны, чтобы всегда знать, где наши корни и откуда мы идем вперед.
Бурятский поэт М.Шиханов в стихотворении «Мы остались в живых» отмечает кровную связь судьбы изгнанников с местом их вечного поселения: (звучит музыка и под гитару поет ученик:
Мы остались в живых,
Но судьба нас все крутит и вертит -
Не случайно восставший отряд
поседел, поредел.
Мне судьбой суждено
в Селенгинске навечно остаться,
рядом с Торсоном милым
Над верной рекою уснуть…
На бурятские звезды
в затейливом ехоре-танце
я любовно гляжу,
намечая свой утренний путь.
- Стихотворение Пушкина
Два чувства дивно близки нам
В них обретает сердце пищу
Любовь к родному пепелищу
Любовь к отеческим гробам
Животворящая святыня
Земля б без них был мертва
Как… пустыня
И как алтарь без божества!
Были найдены и прочитаны лишь некоторые страницы большой истории нашего села, но эта работа будет продолжаться. И все-таки из этого небольшого материала удалось создать картину величественного прошлого, настоящего, которое проблемно, и спрогнозировать будущее
В.Берязев.
Призрак Селенгинска.
«Дикости дичее одичанье»,-
Грустный Битов, кажется, заметил.
Но забвенье хуже, много хуже.
Если ни бурьяна, ни руин, если все затянуто в пустыней
Или степью , если даже след
От дворцов, дацанов иль усадеб, от дворов гостиных иль казарм,
От рядов торговых, от погостов,
Крепости, часовен и мостов,
Даже след уже неразличимо
Затерялся в мареве пейзажа,
Даже след ушел в сухую почву
И запутан жесткою стерней.
То-то страшно.
Быть и знать и ведать,
Что вот здесь, еще не боле века
Город был, и жизнь во всю кипела,
А теперь трава, трава, трава…
На моторке долго-долго плыли
Селенгой, минуя Конский остров,
Вон скала с названьем «Англичанка»,
Память о разлуке и любви,
Вон, в дали Бестужева могила,
Он любил Бурятии просторы,
Так и жил с мольбертом над рекою,
Уж иной свободы не ища.
Нет давно ни пристани, ни взвоза,
Берег крут, а полдень беспощаден.
Друг мой, всех ойратов предводитель,
Ты зачем меня сюда привел?
Время издевательски надменно
Замело, замыло, источило
И труды, и меты, и могилы…
Желтый панцирь, старая трава
Укрывает почву городскую,
А над этой хрусткою циновкой
Уж вовсю цветет, шумит другая,
Ныне и вовеки - лишь трава.
Разорвав холстину ломких стеблей,
Чтоб могильный камень обнажился
Я не смог ни имени ни даты
На бугристом фоне разобрать.
Друг мой, что ты ищешь в этом поле?
Даже если славный хан джунгаров,
Хан Амырсана, последний воин,
Где-то здесь был тайно погребен,
Он давно травой повит и выпит,
Он давно кочует белой Степью,
С белым стадом, в белой-белой юрте,
Утешаем песнью бодхисатв.
Не ищи, не тщись,
Травою знойной
Не броди по призрачному граду,
Лишь ковыль да чабер вместо улиц,
Вместо хижин - пижма да осот.
Да цветы мельчайшие - ползучей
Неизвестной, цепкой, мелколистной
Травки, что над полем источают
Запах, сладкий запах,
Словно тлен,
Тлен прошедшей жизни проступает
Из состава гумуса и камня.
И встает, дрожа над Селенгою
Города умершего мираж.
4 августа 2002 г. Новосибирск.
За еду птицы готовы собирать мусор
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Рисуем "Ночь в лесу"
Разноцветное дерево
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?