9 мая 2020 года Россия будет отмечать юбилейную дату – 75 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Годы Отечественной войны не забудутся никогда. Чем далее, тем все живей и величественней развернутся они в нашей памяти, и не раз сердце наше захочет вновь пережить священный, тяжкий и героический эпос дней, когда страна воевала от мала до велика. Литературные произведения достоверно передают это великое и трагическое событие, рассказывают о судьбах простых людей, попавших в эти страшные события, сумевших выжить в них, победивших лютого врага.
Цель работы - раскрытие темы солдатского подвига в годы Великой Отечественной войны в поэзии представителей различных поколений.
В работе рассматриваются поэтические произведения Д. Самойлова, В. Высоцкого, О. Митяева, якутских поэтов Т.Е. Сметанина, И. Д. Винокурова-Чаҕылҕан, С.Р. Кулачикова-Эллэя, С. А. Кадашникова. Проводится анализ анкет обучающихся АПТ, в которых оценивается их знания литературных произведений о ВОв и авторов, пишущих о войне 1941-1945 гг.
Вложение | Размер |
---|---|
nikitin_m._nr_2020.docx | 96.42 КБ |
VII ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ
«ОТКРОЙ В СЕБЕ УЧЕНОГО»
ТЕМА СОЛДАТСКОГО ПОДВИГА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПОЭТОВ РАЗНЫХ ПОКОЛЕНИЙ
Автор работы: Никитин Михаил Владимирович, студент 1 курса, группа АМ-191, ГАПОУ РС (Я) «АПТ» |
Руководитель: Дмитриенко Людмила Серафимовна, педагог-психолог, преподаватель русского языка и литературы ГАПОУ РС (Я) «АПТ» |
Санкт-Петербург 2020
Содержание
| 2 |
| 3 |
| 5 |
| 10 |
| 11 |
Введение
Цель нашего исследования - раскрытие темы солдатского подвига в годы Великой Отечественной войны в поэзии представителей различных поколений.
Задачи:
Объект исследования: поэтические произведения Д. Самойлова, В. Высоцкого, О. Митяева, якутских поэтов Т.Е. Сметанина, И. Д. Винокурова-Чаҕылҕан, С.Р. Кулачикова-Эллэя, С. А. Кадашникова.
Предмет исследования: тема солдатского подвига, героического поведения на примере поэтических произведений поэтов разных поколений.
Методы исследования:
Актуальность работы: 9 мая 2020 года Россия будет отмечать юбилейную дату – 75 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Годы Отечественной войны не забудутся никогда. Чем далее, тем все живей и величественней развернутся они в нашей памяти, и не раз сердце наше захочет вновь пережить священный, тяжкий и героический эпос дней, когда страна воевала от мала до велика. Литературные произведения достоверно передают это великое и трагическое событие, рассказывают о судьбах простых людей, попавших в эти страшные события, сумевших выжить в них, победивших лютого врага.
В соответствии с целью и задачами разработана гипотеза: если мы проведём анализ поэтических произведений авторов разных поколений, в которых раскрываются характеры, поведение людей на войне, то сумеем сформировать у обучающихся уважительное отношение к теме солдатского подвига, поведению человека на войне.
Новизна исследования: сравнительный анализ темы солдатского подвига, героизма у поэтов разных поколений.
Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что изученный поэтический материал является практическим руководством для работы со студентами по привитию им духовно-нравственных ценностей через знакомство с биографиями поэтов, анализ их поэтических произведений.
Практическая значимость. Материалы нашего исследования представлены на мини-сайте, на котором размещены фото, биографический материал, стихи данных авторов, а также фотоотчеты о проведении классных часов, библиотечных уроков по литературе и истории, на которых прочитаны стихи и рассказаны биографии поэтов-фронтовиков и поэтов послевоенного поколения, совместно со студентами обсуждалась тема человека на войне, проявление героического и человеческого в тяжелых, страшных обстоятельствах, описанных в поэтических произведениях.
Результаты исследования: проведено исследование тематики поэтических текстов, изобразительно-выразительных средств поэтического языка, проведен анализ ценностных предпочтений поэтов разных поколений, проведено исследование среди студентов на знание художественных произведений (поэтических, прозаических), посвященных ВОВ.
Вступление
«Когда говорят пушки, музы молчат», - гласит пословица. Но поэзия Великой Отечественной войны опровергла её, ибо громче пушек на войне звучала поэзия. « И это были такие стихи, от которых хотелось или плакать, или скрежетать зубами», - писал поэт старшего поколения А. Сурков.
Все 1418 дней и ночей войны вместе с народом сражалась поэзия. В самый разгар войны А. Толстой писал: « Война открыла … новый период советской литературы. Казалось бы, грохот войны должен заглушить голос поэта. Должен огрублять, упрощать литературу, укладывать её в узкую щель окопа. Но воюющий народ, находя в себе всё больше и больше нравственных сил в кровавой и беспощадной борьбе, где только победа или смерть, требует от литературы больших слов. И советская литература становится истинно народным искусством, голосом героической души народа».
Советская поэзия в годы войны тоже переживает особый подъем. Именно в стихах, в высокой эмоциональной речи выразилась необычайная сила патриотического воодушевления, владевшая поднявшимся на борьбу народам. Стихи взывали с плакатов, их можно было увидеть на спичечных коробках и на обертках концентратов, они мелькали на броне танка, мчавшегося в атаку, падали дождями листовок из самолетного люка, пронизывали собой радиоэфир и стремились уместиться на газетной полосе рядом со сводками Информбюро.
В своей работе мы обратились к творчеству поэтов разных поколений- поэтов-фронтовиков Д. Самойлова, Т.Е. Сметанина, И. Д. Винокурова-Чаҕылҕан, С.Р. Кулачикова-Эллэя, В. Высоцкого, пережившим войну ребенком, и поэтов-современников О. Г. Митяева, С. А. Кадашникова.
Д. Самойлов, Т.Е. Сметанин, И.Д. Винокуров-Чаҕылҕан, С.Р. Кулачиков-Эллэй прошли войну, испытали все её тяготы и беды. В. Высоцкий узнал о войне из рассказов своего отца, был с отцом в послевоенной Германии, имел собственные детские впечатления. Олег Митяев и Степан Кадашников родились во второй половине XX века. О войне они знают из рассказов фронтовиков, кинофильмов и книг.
Анализ лирических произведений поэтов разных поколений поможет нам понять характер русского солдата, воина-освободителя, прошедшего через страшные испытания, не сломавшегося, сумевшего отстоять независимость не только своей страны, но и всей Европы.
Нами предварительно было проведено анкетирование групп 1 курса АМ-191, ГЭМ-191, ЭССиС-191, СЭД-191. Была предложена анкета «Круг чтения». В анкетировании приняли участие 104 человека.
На вопрос: «Какие книги о Великой Отечественной войне вы прочитали?» 27% обучающихся ответили: «Василий Тёркин» А.Т. Твардовского и «Зори здесь тихие» Б. Васильева. 11 студентов (1%) прочитало «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого. 4 студента (3,8%) прочитали книгу «Битва под Крымом», 15 человек (14%) - «Освобождение Сталинграда», авторов не помнят. 71% опрошенных ответили, что никаких книг о войне не читали. Каких авторов, пишущих о войне вы знаете? – был следующий вопрос. Ответы: «Владимир Высоцкий», А.Т. Твардовский, Б. Васильев, К. Симонов, А.А. Ахматова. 71% опрошенных ответили, что не знают авторов, пишущих на тему Вов.
Основная часть
Совесть, благородство и достоинство –
Вот оно святое наше воинство,
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.
“Песенка”. Б. Окуджава
«Сороковые, роковые, свинцовые, пороховые,// Война гуляет по России, а мы такие молодые»…Эти, ставшие уже хрестоматийными, строки принадлежат Давиду Самойлову. «Где бы ни звучала эта строфа, – писал Евгений Евтушенко, – на вечере поэзии из уст самого поэта, или на концерте художественной самодеятельности, или в Театре на Таганке, или в глубине нашей памяти, – за ней сразу встает Время. А ведь это только четыре строчки!». Эти строки стали поэтической «визитной карточкой» целого поколения поэтов – поколения 40-х годов.
Давид Самойлович Самойлов (настоящая фамилия Кауфман) родился 1 июня 1920 года в Москве. Интеллигентная семья, прекрасная школа, МИФЛИ – объединение гуманитарных факультетов, выделенное из состава МГУ. В студенческие годы (с 1938 по 1941 год) Самойлов подружился с поэтами, которых вскоре стали называть представителями поэзии «военного поколения». Образование пришлось прервать в 1941 году. В начале Отечественной войны он рыл окопы под Вязьмой, затем был пулеметчиком, а затем – комвзвода разведки. В воспоминаниях Самойлов впоследствии написал: «Главное, что открыла мне война, – это ощущение народа». В составе войск дошел до Берлина. За время войны почти не писал: не до этого было.
. Самойлов считал необходимым, чтобы впечатления жизни «отстоялись» в его душе, прежде чем воплотиться в поэзии. Регулярные публикации его стихов в периодической печати начались в 1955. Определяя свое поэтическое самоощущение, Самойлов написал: «У нас было все время ощущение среды, даже поколения. Даже термин у нас бытовал до войны: „поколение 40-го года“». К этому поколению Самойлов относил друзей-поэтов, «Что в сорок первом шли в солдаты/ И в гуманисты в сорок пятом».
Военная тема, словно осколок, застряла в памяти поэта, и уйти от нее он не смог до конца своих дней. В период с 1960 по 1975 годы были написаны самые лучшие его вещи в теме Великой Отечественной войны: «Сороковые», «Старик Державин», «Перебирая наши даты», «Слава богу! Слава богу...» и др.
Стихотворение Давида Самойлова «Сороковые» было напечатано в 1961 году, но оно напомнит нам тех ребят, кто в 1941 году юным уходил на фронт.
При анализе произведения мы обращали внимание на интонации стихотворения, то торжественные, то житейски простые.
В первых двух четверостишиях мы видим Русскую землю как бы с высоты, в которой «просторно. Холодно. Высоко». С востока на запад, к линии фронта, идут бесконечные эшелоны с оружием, боеприпасами, пополнением в войска. Колеса вагонов стучат на стыках рельс. Рельсы гудят от только что прошедшего поезда. А с запада на восток по дорогам движутся беженцы из районов, уже занятых фашистами, люди, у которых сгорели их дома. Многие семьи уже получили похоронки, то есть извещения о том, что мужья или сыновья погибли на фронте.
Затем крупным планом мы видим солдата на полустанке. Может быть, он только что выписался из госпиталя и ждет отправки на фронт. Мы видим бытовые, будничные подробности: «замурзанную ушанку» с вырезанной из банки звездочкой — не по уставу, «табак в кисете», «мундштук наборный».
Таким образом, в начале стихотворения поэт показывает нам землю как бы сверху. Затем на огромном пространстве, которое пришло в движение, мы видим маленькую точку-полустанок, на котором находится герой стихотворения. На фоне великой, пришедшей в движение страны он «худой, веселый и задорный». Он шутит с девчонкой и делится с ней своим солдатским пайком: «И пайку надвое ломаю...»
Затем мы видим эти годы из других, послевоенных времен глазами человека, который пытается осмыслить пережитое:
Как это было! Как совпало -
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..
В этой строфе выражена мысль о том, что юность целого поколения, время, когда люди мечтают о жизни, совпало с великой трагедией народа, и желание жить заставляло людей умирать ради жизни других. В последней строфе смерть вновь противопоставлена молодости и желанию жить: Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
Главная мысль стихотворения – противоестественность совмещения войны и жизни, смерти и молодости.
Раскрытию смысла данного произведения помогает лексика, которую использует автор.
Суровое лицо войны рисуется поэтом при помощи таких картин, как извещенья похоронные, перестуки эшелонные, погорельцы.
В первых двух строфах картину разорванного войной мира дополняют звуковые образы, созданные аллитерациями на букву "р”: "соРоковые”, "Роковые”, "фРонтовые”, "похоРонные”, "пеРестуки”, "Рельсы”, "пРостоРно”, "погоРельцы” (два раза). Эти слова и выражения вызывают у читателя чувства тревоги, непоправимой беды, горя.)
Сначала автор изображает страшные годы войны, беду, ужас, но он начинает вспоминать себя в это время, и настроение меняется, становится веселым и озорным. Он вспоминает себя, каким он был веселым, задорным. Автор стихотворения видится нам человеком мудрым, многое повидавшим на своем пути.
Вспоминая свою юность, автор испытывает чувство горечи, печали. Война разрушила все. Она разрушила юношеские мечты, желания, надежды. Автор говорит о несовместимости, противоположности юности и войны)
Художественные детали, создающие образ войны в строфе «Сороковые, роковые..», - извещенья похоронные, перестуки эшелонные, гудят накатанные рельсы.
В этом стихотворении Самойлов говорит о том, как противостоят и как несовместимы юность - прекрасная пора жизни, и война – ужасная, кровопролитная.
1.2. В своей работе мы также обращаемся к поэзии земли Олонхо, вспоминаем поэтов Якутии. Один из них – Чаҕылҕан. Илья Дорофеевич Винокуров-Чаҕылҕан – поэт, переводчик, член СП СССР с 1938 г. Родился 31 июля 1914 года в Намском улусе. Впервые его стихотворения были напечатаны в 1931 г. В книгах “Стихи и поэмы” (1937), “Подснежники” (1938), напечатанных в г. Москве, предстает самобытный поэт-лирик, нашедший свой стиль.
Как поэт, Чаҕылҕан формировался в тесном общении с духовной жизнью, языком, бытом и нравами якутов. О Якутии он писал: “Вот колыбель моего детства, колыбель, овеянная буйными ветрами Севера, колыбель, качавшаяся под мерный речитатив сказочника – олонхосута, родного якутского Баяна”. О войне Чагылган знал не понаслышке. Он воевал в составе легендарного батальона якутских снайперов – стрелков, писал стихи, которые сразу появлялись на полосах фронтовых газет.
В стихотворении Чаҕылҕана “Воину – якуту”, написанном им в 1944 году, ясно слышится искренность, стойкая уверенность в победе, чему способствует перекрестная рифма, строгий ритмический рисунок, созданный стихотворным размером:
В бранной жизни твоей, в снах тревожных твоих,
В перерывах между боями,
Пусть звучат над тобой, Олонхо, дивный стих
О боях наших дедов с врагами…
И народа наказ помни в трудные дни:
Бей повсюду врага неустанно.
Серафим Романович Кулачиков (псевдоним Эллэй; 29 ноября 1904 – 14 декабря 1976) – якутский советский поэт, переводчик. Народный поэт Якутии. Эллэй с самого начала творческого пути проявил себя как поэт-романтик. Начал он печататься в 1924 г., и первое же его стихотворение — перевод песни “Молодая гвардия” – получило широкую известность. В 1929 г. вышел первый сборник Эллэя.. Уже с этой книги поэт заявил о себе как о мастере стиха. Его произведения отличались разнообразием тематики, новизной ритмики и рифмы, романтическим пафосом. От них веяло боевым задором молодости, ее максимализмом и окрылённостью.
На рубеже 1930-х годов одной из центральных тем в поэзии Эллэя становится тема гражданской войны, стихотворения “Под дулом ружья” (1925), “В кольце трех штыков” (1929) и знаменитая поэма “В годы бури и пуль” (1930) – “вдохновенный гимн якутскому комсомолу” – вошли в золотой фонд якутской литературы, стали ее классикой.
Высокой идейной и художественной силы достигает творчество поэта в годы войны в его сборниках “На защиту солнечной страны” (1943) и “Радость” (1946), где он прославляет подвиги героев, нелегкий труд медсестер, женщин, простых колхозников, радость победы. Сам Эллэй с 1942 г. по 1944 г. находился на фронте, сражался на Калининском направлении и под с. Старой Руссой, поэтому в стихотворениях “Мир сильнее войны” (1950), “Песня о мире” (1951), “Пограничник” (1961) нашел отражение личный воинский опыт поэта.
В лучших произведениях Эллэя нас покоряет удивительная гармония чувства и слова, мысли и образа, единство внешнего рисунка стиха с внутренней эмоциональностью.
Народный поэт Якутии Тимофей Егорович Сметанин – блистательный талант якутской литературы. Он прожил очень короткую жизнь: всего лишь двадцать восемь лет. Он родился 25 ноября 1919 г. в Средне-Вилюйском улусе в семье бедных крестьян. От своих сверстников Тимофей Сметанин отличался особой любовью к литературе и живописи. Еще подростком Т. Сметанин сам начал писать стихи и рассказы для детей и юношества. Эти произведения отмечались остротой сюжета, красочностью и гибкостью языка, образностью изложения фактов и событий
Когда началась Великая Отечественная война, его призвали в армию с августа 1942 года. Он принимал участие в легендарном сражении на Орловско-Курской дуге. Молодой поэт был связистом 184-го минометного полка. Сражался на Прибалтийском, Северо-западном и Южном фронтах. Принимал участие в сражении на Курской дуге. Здесь ему понадобились меткость глаз, ловкость рук, сноровка и смелость охотника-следопыта.. В боях за деревню Федорухново под сильным миномётным огнём противника только 14.01.1944 устранил 18 порывов линий связи, обеспечив бесперебойную связь наблюдательного пункта и огневых позиций, своевременное ведение огня по противнику и успешное продвижение нашей пехоты вперёд (из наградного листа на медаль «За отвагу» за подписью командира 284 мп майора Беляева, 18 января 1944). Награждён медалями «За отвагу», «За боевые заслуги» и «За победу над Германией».В 1944 году демобилизован по ранению.
В короткие передышки между боями солдат из Якутии писал стихи, в которых зримо предстают тяжелые фронтовые будни: «Освобожденная деревня» (1943), «Черные волосы с кровью» (1943), «Русский якут» (1943), «Сражайся за Победу» (1942), «За Родину!» (1942), «Признание» (1943) и другие.
В 1947 году выходит наиболее известное его произведение – повесть о фронтовых буднях снайпера-якута «Егор Чэрин», сразу отмеченная второй республиканской премией.
4 августа 1947 года Тимофей Сметанин умер в возрасте 27 лет.
Известность и признание писатель получил после войны – с публикацией сборника фронтовых стихов «Сердце солдата» и произведений на военные темы – повести о снайпере-якуте «Егор Чэрин», поэмы «Анюта» и рассказа «Цветок аксаана».
Ранняя смерть прервала литературную работу Т. Сметанина
Сборник стихов «Сердце солдата»
Сборник стихов «Сердце солдата» ("Саллаат сурэҔэ") вышел в 1945 году, после демобилизации поэта по ранению. В сборник вошли написанные на фронте стихотворения: «Сражайся за Победу» (1942), «За Родину!» (1942), «Освобожденная деревня» (1943), «Черные волосы с кровью» (1943), «Русский якут» (1943), «Признание» (1943) и написанное в госпитале «В тишине» (1944) и др.
Повесть «Егор Чэрин»
В вышедшей в 1947 году повести «Егор Чэрин» писатель в оригинальной художественной форме – в виде дневниковых записей – рассказывает о фронтовых буднях снайпера-якута и его однополчан.
Повесть автор посвятил детям – она начинается в виде письма младшему брату и сестре.
Форма произведения, его адресация детям, позволила автору писать о серьёзном с легким юмором: Егор Чэрин и Михаил Гурьянов, молодые солдаты-снайперы, с улыбкой относятся к себе и окружающей действительности, но рассказ ведётся не с умилением или снисхождением, а с добротой и спокойной улыбкой смелых, находчивых людей. В отличие от стихов, которые написаны на войне, повесть написана автором уже после демобилизации автора, но он придал ей вид живого репортажа с фронта.
Литературоведы отмечают, что повесть по своему боевому духу и оптимистическому настрою напоминает поэму А. Твардовского «Василий Тёркин».
Главный герой – собирательный образ советского солдата, и повесть как художественное произведение содержит известную долю вымысла, но боевые товарищи писателя – радист Михаил Гурьянов, солдаты Николаев и Беляев – выведены в повести под своими именами. В 1947 году, сразу после публикации, повесть была отмечена второй республиканской премией. В 2015 году повесть была экранизирована кинокомпанией «Сахафильм», однако, сюжет фильма несколько отличается от повести – в сюжет были включены истории нескольких фронтовиков из Якутии, включая персонаж самого автора повести Тимофея Сметанина. Фильм получил гран-при на IV Якутском международном кинофестивале.
В произведениях Т. Сметанина впервые в якутской литературе создал образ воина-освободителя.
Если я освободил
Таких девушек, как Анюта,
Если щеки их зарумянились
От крови, пролитой немцами,
Я счастлив от сознания,
Что исполнил долг солдата
В поэме рассказывается о том, как молодых украинских женщин отправляют в плен в Германию. Главная героиня - красивая девушка Анюта с золотыми кудрями-живет с родителями, учится в школе. Но вот началась война, и Анюту с подругами отправили в Германию. Она берет с собой белого голубя. В семью Анюты при наступлении Советской Армии попали солдаты, в том числе солдат-якут. Они помогают родителям Анюты строить новую хату. Неожиданно прилетает голубь Анюты с весточкой от нее. Прочитав, письмо солдаты обещают родителям вызволить из плена сестренку Анюту. Продолжая свой путь освободителей, они направляются в Берлин. А на обратном пути солдат-якут снова попадает в семью украинцев и встречается с вернувшейся из Германии Анютой.
Поэт передает различные чувства в душах своих героев – от тяжелого горя до подлинного счастья, которые им пришлось пережить. Самое главное для солдата –исполнить свой долг, не посрамить своих близких, Родину.
В проникновенном стихотворении «Солдат» (1943г) поэт подчеркивает значение и ценность родной республики для каждого воина-якутянина, ведь она «воспитала характер в тебе», значит, «понимаешь-воюем не зря!», осознаешь близость дружеского плеча:
и ты узнаешь, кто есть друг,
когда сквозь пули он пройдет,
солдат, что не спуская с рук,
тебе до места доведет.
А также мы ощущаем надежду каждого солдата на победу:
и вскоре мы услышим то,
чего так долго мы все ждали,
тогда поймешь, что мы не зря,
кровь за мир на войне проливали .
В стихотворении «Учугэйин даа, тыыннаах буолар» (Как хорошо быть живым) Т.Е. Сметанин рассказывает читателю о колоссальных потерях фронтовых друзей, близких. Поэт не сомневается в том, что память о славных воинах будет жить в нашей памяти вечно.
Милых наших друзей
Нет сегодня рядом с нами.
Встаньте почтить их память
С полными бокалами,
Пусть горит в храме жизни
Неугасимая светлая свеча.
В стихотворении «Кырдьык иьин кыргыс» (Сражайся за Победу) рефреном звучат слова, в которых поэт выражает свою уверенность в единстве народа, которая является залогом счастливой жизни на земле:
Единство миллионов сердец,
Напряжение миллионов мышц,
Дружба советского народа,
Как удар мощного кулака,
Уничтожит темные силы,
Раскроет небесную высь.
Да здравствует вечная жизнь!
Слава счастливой жизни!
1.3. Среди лучших наших поэтов, чьё творчество звучит особенно актуально, вызывает живой отклик у читателей, никого не оставляя равнодушным, - Владимир Семенович Высоцкий (25.01.1938-25.07.1980)
Война только коснулась Владимира Высоцкого, опалив его детство, но, тем не менее, он и знал о ней многое, ведь вырос Володя в семье военного. Пройдут годы, и из сплава детских впечатлений и воспоминаний, рассказов отца и его фронтовых друзей, из всего, что сохранило сердце, отольются песни, как живая память о войне, о солдатах, ковавших победу. Владимиру Высоцкому удалось передать и трагизм сорок первого года, и ликование сорок пятого. Поэту веришь. Словно эти стихи-песни созданы сразу после войны, а не четверть века спустя. «Мы дети военных лет,- говорил он,- для нас это вообще никогда не забудется… Мы довоёвываем в своих песнях. У всех нас совесть болит из-за того, что мы не приняли участия в войне. Я вот отдаю дань тому времени своими песнями. Это почётная задача-писать о людях, которые воевали».
В стихах В.Высоцкого образы настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, мужественных, усталых и добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь и Родину. В стихотворении «Сыновья уходят в бой» создан образ воина-патриота: человек падает, грудью хватая свинец, т.е. смертельно раненный, но думает напоследок не о себе, а о родине, о том, кто сменит его. Мне представляется солдат, много воевавший, с сединою на висках, простой солдат из тысяч. И слово у него характерное напоследок. Но рядом с этим старым солдатом, вернее вместо него, в строй станет другой - вон тот, одетый во всё не по росту. Может показаться странным, почему умирающий герой выбирает именно его. Ведь если форма для солдата велика, если ему всё не по росту, - значит, это совсем ещё юный воин, возможно, даже мальчишка. Почему выбран он, а не какой-нибудь мускулистый, физически сильный? Наверное, потому, что главная черта героя - сила духовная.
В военных стихах слились радость и боль, горькая память и светлые надежды, В «Песне о конце войны». «Братские могилы», «Высота», «Звёзды». Чувство беспокойства, тревоги пронизывает всё творчество поэта. Не случайно сборник назван - «Нерв». Высоцкого интересуют, прежде всего, такие ситуации, в которых характер раскрывается до конца. В стихотворениях и песнях военного цикла - это мгновения между жизнью и смертью. В стихотворении - «Як-истребитель» - рассказывается о гибели боевого самолёта. Стихотворение посвящено двум героям, двум товарищам - погибшему в воздушном бою Николаю Горбунову и поклявшемуся на могиле друга мстить врагу до победы дважды Герою Советского Союза Н.М.Скоморохову.
Представим образный мир этого стихотворения. Оно построено на метафоре. Здесь и метафора и перевоплощение (в переносном смысле, конечно) поэта-певца в истребитель. В этом произведении, как и во многих других, выражена личность самого поэта.
Драматург А.Володарский рассказывал о том, как однажды военные лётчики уверяли его, что «Як-истребитель» написан воздушным асом. А сам Высоцкий получал письма от «однополчан», которые спрашивали: не тот ли он Высоцкий, который воевал на 1-м Украинском или выходил из окружения под Оршей…
Есть у Высоцкого стихотворение о войне, которое Р. Рождественский по праву назвал лучшим. Стихотворение «Он не вернулся из боя». Исследователи называют это стихотворение одной из самых странных эпитафий. Наверное, потому, что друг погиб, а его товарищ, оставшийся в живых, перечисляет претензии к нему. С другой стороны, если бы он говорил о друге только хорошее, это был бы образ идеального человека. Но ведь так не бывает. Мы бы не поверили такой песне. Значит, не лгать ни единой буквой. Этот девиз поэта отразился и на художественных особенностях песни. Если вспомнить то, что мы читали о войне, то можно сказать, что эти произведения и стихотворение сближает чувство человеческой связанности.
Тема стихотворения В.С. Высоцкого «Он не вернулся из боя» – тема военной дружбы, которая не нова в русском искусстве. В основе стихотворения – образы двух разных по характеру бойцов, связанных крепкой дружбой. Почему для поэта важно развитие известной, в общем-то, темы? Что нового внёс он в её рассмотрение? Обратим внимание на вопросы, которые кажутся наиболее важными в произведении: образная система, изображение мира, лейтмотив и его роль в стихотворении.
Образная система.
На первый взгляд в стихотворении Высоцкого та же привычная ситуация бесконечных споров, что и в произведениях предшественников, та же несхожесть взглядов и характеров героев. Суть споров у Высоцкого остается «за кадром». С болью и недоумением оставшийся в живых отмечает:
Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
В наших спорах без сна и покоя …
Стихотворение – исповедь героя, в которой он не говорит о себе, но его оценка не вернувшегося из боя товарища позволяет представить характеры обоих друзей:
Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал, он с восходом вставал …
Здесь уместен вопрос:
– А какими вы видите героев произведения? Обоснуйте своё мнение, опираясь на текст.
Главный герой – цельная натура, именно он обращает внимание на природу, размышляет о роли товарища в своей жизни, о гибели друга. Одиночество переходит не просто в пустоту, а в сиротство. Его друг представлен романтическим, «не от мира сего» человеком: молчит и подпевает невпопад, встаёт с восходом. Оба знают истинную цену дружбе, которая не раз проверялась в боях. Возможно, не такие уж они и разные, если герой-рассказчик «вдруг заметил», что их было двое. Незаметно, но прочно товарищ вошёл в его жизнь.
Помимо лирических героев в стихотворении В. Высоцкого созданы образы времени и пространства. Пространство в начале произведения охватывает едва ли не всю планету: небо голубое, лес, воздух, вода. Это мир, который необходимо беречь. А в конце пространство сжимается до размеров фронтовой землянки: «Нам и места в землянке хватало вполне … »
Образ времени также сложен. Оно словно раскололось на две неравные части. Водоразделом стал вчерашний бой. Настоящая жизнь осталась там, до боя, где «время текло для обоих», то есть всё происходящее касалось двоих. После боя и гибели друга жизнь сосредоточилась на судьбе одного человека: «Всё теперь одному …
В дальнейшем эта же мысль найдёт отражение в стихотворении-песне Р.Рождественского «За того пария»:
И живу я на земле доброй
За себя и за того парня …
Таким образом, время и пространство трансформируются из большого в малое, из общего в личное. Это подчёркивает причастность каждого человека к окружающему миру, событиям, происходящим в нём.
Изображение мира
Стихотворение В. Высоцкого «Он не вернулся из боя» относится к произведениям искусства, которые стали частью памяти нации, пережившей жестокие испытания «ради жизни на Земле». Но, как ни удивительно, мир, созданный поэтом, гармоничен:
… всё как всегда:
То же небо, опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода …
1.4. Стихи о войне поэта из якутского города Ленска Степана Андреевича Кадашникова, нашего современника, потрясают зрителей силой горькой о тех далеких днях. Стихотворения «Ветер войны», «Не забывайте о войне», «День памяти и скорби», «Прерванный бег», «Летела с фронта похоронка» вызывают слезы на глазах зрителей в концертном зале. Степан Кадашников окончил речное училище, служил радистом в Ленском объединенном речном пароходстве. 9 лет прослужил в МЧС старшим мастером связи. Много путешествовал по России от Хабаровска до Калининграда. В детстве и юности увлекался чтением художественной и научно-технической литературы, прочитывая, порой, до тридцати книг в неделю..
Погибшим долг отдай.
Ты, в этот день печальный,
О них не забывай.
В день памяти и скорби
Свою свечу зажги
Во славу тех, кто подвиг,
Бессмертный, совершил.
Образ лирического героя полностью совпадает с образом автора. В своих стихах поэт преклоняется перед подвигом простых людей, защитивших мир, предостерегает нынешнее поколение от забвения того страшного опыта, надеется на разум живущих рядом с ним современников.
1.5. Военную тему также продолжил замечательный поэт, работающий в жанре авторской песни, - Олег Григорьевич Митяев. Обаятельный, чуткий человек, способный очень тонко воспринимать окружающий мир и передавать это в песнях, удивляя и радуя нас своим талантом. Олег Митяев умеет слушать музыку жизни. Он улавливает ритм поэзии в ритмах современного города и шорохе летних трав. Его песни близки очень многим людям, они нашли дорогу к нашим сердцам и поселились там.
Стихотворение «В осеннем парке». Оно написано в ритме вальса, перед нами предстают образы молоденьких парней, вчерашних мальчишек, которые прямо с выпускного бала пошли в военкоматы, требуя отправить их на фронт. Образ вальсирующей листвы берез, безмолвие окружающих предметов: скамеек, пруда, холодных стволов автоматов в руках солдат, брёвен пулеметных гнезд – создаёт ощущение тяжелого безмолвия, предчувствия чего-то страшного… Лирическому герою хочется «закрыть глаза», чтобы не видеть того ужаса, который приближается, вспомнить «весёлый май». Но нельзя, нужно держать глаза открытыми, ведь «Ползет лавина саранчи. На город за твоей спиной!". Сравнение «лавина саранчи» показывает количество вражеских солдат, которых невозможно сосчитать, трудно истребить. Об этом говорит строчка: «И руки обжигает ствол – ну сколько можно лить свинец?!». Страшно, смертельно опасно в этой схватке с врагом, пугающей своей численностью, но «взвод ни пядь не отошёл», отбросил яростную атаку противника. Так и лежат ничком на земле в осеннем парке погибшие в смертельной схватке солдаты… «сержант лицом уткнулся в грязь, а он таким был молодым».
Лирическому герою повезло: он ранен, выжил в этом страшном бою. У него нет сил, «и хочется закрыть глаза», но рядом врачи, однополчане, сама природа, которая тоже требует: «Не закрывай глаза, живи!»… Он – один из немногих, оставшихся в живых. Поэт сочувствует ему и одновременно гордится своим героем. Ведь благодаря таким молоденьким солдатам, их подвигу поколение поэта Митяева получило право на жизнь.
В стихотворении «Кино» сюжет построен на метафоре:
«Отмелькала беда, будто кадры кино,
В черно- белых разрывах фугасных.
И в большом кинозале эпохи темно,
И что дальше покажут - не ясно».
Прозорливость поэта поражает, он переживает о будущем, боится, что в нём будет место войнам, «что дальше покажут в большом кинозале эпохи – не ясно». Олег Митяев воссоздаёт картины довоенной жизни: «довоенный старый дом», людская река, по утрам текущая по аллеям к заводам и домнам», «довоенный трамвай», «довоенный портфель». Кадры кинофильма снова и снова показывают эти картинки.
Образ лирического героя отождествлён с образом автора:
Я в отцовских ботинках, в отцовских часах,
Замирая, смотрю без прищура,
Как в прозрачных, спокойных, тугих небесах
Самолетик рисует фигуры...
Вывод, который делает лирический герой в этом произведении: сколько бы ни прошло лет со дня этой страшной войны - «двадцать лет, тридцать лет, сорок лет»,- память нас возвращает обратно. Завершают стихотворение строчки:
«Я не видел войны,
Я смотрел только фильм,
Но я сделаю все непременно,
Чтобы весь этот мир оставался таким
И не звался потом довоенным».
И мы понимаем, насколько прав поэт в своей убеждённости любой ценой сохранить хрупкий мир на Земле.
Заключение
"Кто думает о прошлом, тот имеет в виду и будущее.
Кто думает о будущем, тот не имеет права забывать прошлое.
Прошедший сквозь огонь многих сражений,
я знаю тяжесть войны и не хочу,
чтобы эта участь снова выпала на долю народов"
Чуйков В.И.
Поэзия снова и снова возвращает нас к событиям этой войны, к не знающему себе равных в истории подвигу народа. Героизм - преодоление самого себя. Обыкновенный человек становится героем, когда защищает свою Родину. Героизм проявляется по-разному. Он может быть скромный или громкий, отчаянный или последовательный, сгорающий в одно мгновение или продолжающийся определенное время. Но в любом случае он чист и бескорыстен, красив и талантлив.
Размышляя о военных годах, пытаешься понять истоки героизма и самоотверженности солдат, истоки победы нашей армии. Почему люди шли на гибель, веря, что человека победить невозможно, даже убив, что человек выше смерти? Наверное, люди, шедшие на войну, помнили, что у них есть дом, мать, родные - всё это было для них реальной маленькой родиной, что тесно связано с понятием "Родина".
Поэты ставят своего героя в самые тяжелые, самые трагические обстоятельства, проверяя, испытывая его нравственную силу, его человеческую значимость в чрезвычайно сложном конфликте, показанном предельными ситуациями войны, когда при ежесекундном взгляде в лицо смерти все обострено, все сконцентрировано в человеческой душе. Героизм русских людей, сражавшихся на фронтах войны, получил своеобразное и яркое воплощение, поэты создали образы глубоко типические, продолжая традиции русской литературы. Герои Т.Е. Сметанина, Д. Самойлова, В. Высоцкого, О. Митяева, С.Кулачикова-Эллэя, С. Калашникова обладают сильной жаждой жизни, желанием действовать, выручить товарища, прийти в трудную минуту на помощь другу. Таким образом, тема войны, ратного солдатского подвига продолжает жить в стихах современных поэтов.
Но, несмотря на кажущиеся различия, есть нечто, объединяющее героев стихотворений поэтов разных поколений. Все они - представители народа, яркие носители его самобытной индивидуальности, тех черт, которые присущи характеру всего народа. Эти черты – общие и дня молоденького парнишки-незадачливого солдата в стихотворении «Сороковые» Д. Самойлова, и для героев стихотворений народных поэтов Якутии Т.Сметанина, Эллэя, Чаҕылҕана и для необстрелянных солдатиков из стихотворений О. Митяева и С. Калашникова.
Главная из этих черт - любовь и привязанность к родной стране. Герои стихотворений все время вспоминают о родных местах, о Родине. В этих героях привлекает милосердие, величие души. Они попали на войну не из-за воинственного инстинкта, а "ради жизни на земле". Поверженный враг вызывает у них только чувство жалости. Другая немаловажная черта героев - скромность. Следующей чертой является героизм. Все вышеизложенное подводит нас к важному выводу о великой жизненной силе героев, силе народного характера. В своем творчестве поэты разных поколений продолжают традицию, начатую в русской литературе еще произведениями Пушкина, Гоголя, Толстого, Лескова и других , в которых простой русский человек - средоточие силы и жизненной стойкости народа. Поступки, мысли лирических героев стихотворений приводят читателя к осознанию величия русского человека, победившего самое страшное зло на земле-фашизм. Поэты разных поколений создали образ настоящего патриота, беззаветно любящего Родину;
В прочитанных и проанализированных произведениях нас поражает дотошное знание и точное описание реалий войны, правды жизни. Но ведь самая изначальная правда о войне не в том, как свистят пули, как люди корчатся от страданий и умирают. Правда - в том, что они, люди на войне, думают, чувствуют, воюя, страдая, умирая, убивая врага.
Знать это – значит, знать всю правду о человеке, правду – о том, что положительный герой никогда не одинок. Герои всегда чувствуют свою сопричастность ко всему живому на земле. Живое – вечно. Всё, что возникло с целью убить, поработить - обязательно потерпит крах. Герои чувствуют это сердцем, каким-то особым чутьём, которым их наделяют авторы, умеющие показать, как рождается в человеке то самое сильное, самое непобедимое чувство, которое называется идея. Человек, одержимый идеей, знает себе цену – в этом его человеческая сущность. И как бы ни отличались друг от друга лучшие стихи и книги о войне, одно объединяло без исключения: твердое убеждение, что эту кровавую, ужасную войну выиграл народ, он вынес на своих плечах неимоверную ее тяжесть. Раскрытие сознания простого человека-труженика войны проходит в стихах поэтов разных поколений через мотивы смерти и бессмертия, любви и верности, мечтах о победе. Музыкальность стихов взаимодействует с простотой изложения; а также изобразительно-выразительные средства помогают раскрытию образов героев лирических произведений
О цене победы, которую наш народ оплатил жизнями своих лучших сыновей и дочерей, о цене мира, которым дышит земля, думаешь сегодня, читая горькие и такие глубокие лирические произведения..
Список использованной литературы
Приложение 1.
"Сороковые" Д. Самойлов
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку...
А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.
Как это было! Как совпало -
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые...
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
В.С. Высоцкий «Он не вернулся из боя».
Почему все не так? Вроде все как всегда:
То же небо - опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя.
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя.
Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
В наших спорах без сна и покоя.
Мне не стало хватать его только сейчас,
Когда он не вернулся из боя.
Мне не стало хватать его только сейчас,
Когда он не вернулся из боя.
Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал, он с восходом вставал,
А вчера не вернулся из боя.
Он мне спать не давал, он с восходом вставал,
А вчера не вернулся из боя.
То, что пусто теперь, - не про то разговор,
Вдруг заметил я - нас было двое.
Для меня будто ветром задуло костер,
Когда он не вернулся из боя.
Для меня будто ветром задуло костер,
Когда он не вернулся из боя.
Нынче вырвалась, будто из плена, весна,
По ошибке окликнул его я:
- Друг, оставь покурить! - А в ответ - тишина:
Он вчера не вернулся из боя.
- Друг, оставь покурить! - А в ответ - тишина:
Он вчера не вернулся из боя.
Наши мертвые нас не оставят в беде,
Наши павшие - как часовые.
Отражается небо в лесу, как в воде,
И деревья стоят голубые.
Отражается небо в лесу, как в воде,
И деревья стоят голубые.
Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло для обоих.
Все теперь одному. Только кажется мне,
Это я не вернулся из боя.
Все теперь одному. Только кажется мне,
Это я не вернулся из боя.
В. Высоцкий "Як" - Истребитель.
Я "Як" - истребитель, мотор мой звенит
Небо - моя обитель.
А тот, который во мне сидит,
Считает, что он - истребитель.
В этом бою мною "юнкерс" сбит,
Я сделал с ним что хотел,
А тот, который во мне сидит,
Изрядно мне надоел.
Я в прошлом бою навылет прошит,
Меня механик заштопал.
А тот, который во мне сидит,
Опять заставляет в штопор.
Из бомбардировщика бомба несет
Смерть аэродрому.
А, кажется, стабилизатор поет:
"Мир вашему дому!"
Вот сзади заходит ко мне "мессершмитт",
Уйду, я устал от ран.
Но тот, который во мне сидит,
Я вижу, решил на таран.
Что делает он?! Вот сейчас будет взрыв!
Но мне не гореть на песке.
Запреты и скорости все перекрыв
Я выхожу из пике.
Я главный, а сзади, ну, чтоб я сгорел,
Где же он, мой ведомый?
Вот он задымился, кивнул и запел:
"Мир вашему дому!"
И тот, который в моем черепке,
Остался один и влип.
Меня в заблужденье он ввел и в пике
Прямо из мертвой петли.
Он рвет на себя и нагрузки вдвойне,
Эх, тоже мне, летчик-асс!
Но снова приходится слушаться мне
И это в последний раз.
Я больше не буду покорным, клянусь,
Уж лучше лежать на земле.
Но что ж он не слышит как бесится пульс?
Бензин, моя кровь на нуле!
Терпенью машины бывает предел,
И время его истекло.
И тот, который во мне сидел,
Вдруг ткнулся лицом в стекло.
Убит, наконец-то лечу налегке,
Последние силы жгу,
Но что это, что?! Я в глубоком пике
И выйти никак не могу!
Досадно, что сам я немного успел,
Но пусть повезет другому.
Выходит, и я напоследок спел:
" Мир вашему дому!
Мир вашему дому!!!"
Олег Митяев «Кино».
Отмелькала беда, будто кадры кино,
В черно- белых разрывах фугасных.
И в большом кинозале эпохи темно,
И что дальше покажут - не ясно.
Разбивается луч о квадраты стекла
Довоенного старого дома.
И людская река по утрам потекла
По аллеям к заводам и домнам.
Просыхает асфальт, уменьшается тень,
И девчонка торопится в школу.
Довоенный трамвай, довоенный портфель-
Все опять повторяется снова.
Я в отцовских ботинках, в отцовских часах,
Замирая, смотрю без прищура,
Как в прозрачных, спокойных, тугих небесах
Самолетик рисует фигуры...
Двадцать лет, тридцать лет, сорок лет
Рушит хроника стены театров.
Двадцать лет, тридцать лет, сорок лет
Нас кино возвращает обратно.
Я не видел войны,
Я смотрел только фильм,
Но я сделаю все непременно,
Чтобы весь этот мир оставался таким
И не звался потом довоенным.
Олег Митяев «В Осеннем парке городском».
В осеннем парке городском
Вальсирует листва берез,
А мы лежим перед броском,
Нас листопад почти занес.
Занес скамейки и столы,
Занес пруда бесшумный плес,
Занес холодные стволы
И бревна пулеметных гнезд.
А на затвор легла роса,
И грезится веселый май,
И хочется закрыть глаза,
Но ты глаза не закрывай.
"Не закрывай! - кричат грачи, -
Там сквозь березовый конвой
Ползет лавина саранчи
На город за твоей спиной!"
И ахнет роща, накренясь,
Сорвутся птицы в черный дым,
Сержант лицом уткнется в грязь,
А он таким был молодым!
И руки обжигает ствол -
Ну сколько можно лить свинец?!
Взвод ни на пядь не отошел,
И вот он, вот уже конец!
Развозят пушки на тросах,
Все говорят: "Вставай, вставай"...
И хочется закрыть глаза,
Но ты глаза не закрывай.
"Не закрывай! - кричат грачи,
Ты слышишь, потерпи, родной."
И над тобой стоят врачи,
И кто-то говорит: "Живой".
В осеннем парке городском
Вальсирует листва берез,
А мы лежим упав ничком,
Нас листопад почти занес.
Нас листопад почти занес
В осеннем парке городском.
Вальсирует листва берез,
А мы лежим упав ничком
В осеннем парке городском... (1982г)
Чагылган “Воину –якуту”(1944 г)
В бранной жизни твоей, в снах тревожных твоих,
В перерывах между боями
Пусть звучат над тобой Олонхо дивный стих
О боях наших дедов с врагами.
И народа наказ помни в трудные дни:
Бей повсюду врага неустанно,
И, вздохнув глубоко, навсегда сохрани сладкий запах родимой поляны.
Утомленье твое после долгих атак пусть развеется воспоминанием
О безмолвных и светлых якутских ночах
И о северном ярком сиянье.
Чтобы был в бою и упорней и злей,
Чтобы был ты к врагу беспощадней,
Вспомни край свой родной, вспомни Лены своей
Красоту и простор неоглядный.
Т.Е. Сметанин «Солдат»
В суровые декабрьские зимы,
когда придется тебе спать на земле,
скажи "спасибо" ты республике любимой,
ведь она воспитала характер в тебе.
и будучи голодным и уставшим,
ты выпьешь суп и съешь немного хлеба,
и ценность родины тогда понявши,
посмотришь ты куда-то в небо.
когда услышишь крик ты друга,
когда увидишь как стекает слеза,
когда ближний не дышит и сердце без стука,
тогда понимаешь - воюем не зря!
когда в бою пот градом льется,
и взрывы везде, беги - не беги!
когда жизнь у многих рвется,
ты Природе возвращаешь долги.
и если вдруг ты упадешь,
и будешь думать : "Все! конец.."
лишь в тот момент ты поймешь,
что значит смерти венец.
и ты узнаешь, кто есть друг,
когда сквозь пули он пройдет,
солдат, что не спуская с рук,
тебе до места доведет.
и вскоре мы услышим то,
чего так долго мы все ждали,
тогда поймешь, что мы не зря,
кровь за мир на войне проливали .
1943 г.
Т.Е. Сметанин «Кырдьык иьин кыргыс» (Сражайся за Победу)
Молуйуон сурэхтэр тумсуулэрэ,
Молуйуон быччыннар кууруулэрэ,
Советскай норуот до5ордоьуута,
Сууьарыылаах сутурук охсуута,-
Харана кууьу хампарытан,
Халлаан куонун арылытан
Уруй буоллун, Улуу Олох!
Тускул буоллун, Дьоллоох Олох!
Единство миллионов сердец,
Напряжение миллионов мышц,
Дружба советского народа,
Как удар мощного кулака,
Уничтожит темные силы,
Раскроет небесную высь.
Да здравствует вечная жизнь!
Слава счастливой жизни!
«Саллаат сурэ5э» (Сердце солдата)
Эрдэ кырдьыбыт иьин кырдьыбат
Эрдээх саллаат сурэ5э тэбэр буолла5ына,
Сааспын сэрии сарбыйбытын иьин,
Сарданалаах кун коро турда5ына,-
Син биир этиэ5им:
Сирдээ5и дьолу билэбин диэн
Хоть постарел я рано,
Но если бьется солдатское смелое сердце,
Хоть война украла мою юность,
Но если светит жаркое солнце,
Все равно скажу,
Что знаю земное счастье.
С.А. Кадашников "ВЕТЕР ВОЙНЫ"
Приложение 2. Анкета «Круг чтения»
ОУ__________ Группа________________ Возраст___________ пол_________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Агния Барто. Сережа учит уроки
Рисуем тыкву
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Рисуем осенние листья