Сочинение-эссе,
посвящённое 160-летию со дня рождения А.П. Чехова
«Где искусство, где талант, там нет ни старости, ни одиночества…»
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie-esse_iz_mpk.docx | 827.22 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«МАРКСОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Конкурс исследовательских работ,
посвящённый 160-летию со дня рождения А.П. Чехова
«В мир Чехова входя…»
Номинация: сочинение-эссе «Такой родной Чехов».
Тема работы: «Где искусство, где талант, там нет
ни старости, ни одиночества…»
Работу выполнил: Джумагалиева Фаина студентка 1 курса, профессии 43.01.09 Повар, кондитер. Руководитель: Малютина Наталья Евгеньевна, преподаватель |
г. Маркс 2020 г.
«Хорошо, если бы каждый из нас
оставил после себя школу,
колодезь или что-то вроде,
чтобы жизнь не проходила
и не уходила в вечность бесследно».
А. П. Чехов.
Вступление
Как тернист путь того, кто посвящает себя творчеству, литературе. Понять время, найти себя в нём, распознать своё назначение, выполнить величайшую миссию – стать Писателем – очень непросто. А оценку ставят Время и История. Но сегодня ясно одно: вечными на этой земле являются Красота, Доброта, Человечность, Правда, Любовь. Это то, о чём говорил великий русский писатель Антон Павлович Чехов. А Время и История показали, что его творчество бесценно и актуально на все времена, и талантом художника восхищается доныне весь мир.
Как верно сказано в номинации – «Такой родной Чехов». Конечно, родной. Родной и близкий нам, читателям, потому, что он простым, доступным языком рассказал о русской жизни, раскрыл ценности, и через череду рутинного быта обличил пороки. «Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней…» – скажет о нём М. Горький.
Антон Павлович Чехов – один из любимых моих писателей. Я всегда восхищалась умением автора в самых коротких рассказах отобразить суть, выразить чувства, раскрыть проблему. Ну, казалось бы, как возможно на двух страничках раскрыть главное? Но в этом-то и есть отличительная черта творчества писателя, его индивидуальность.
Сегодня писателю исполняется 160 лет со дня рождения. За свою короткую жизнь, 44 года, он успел сделать столько, сколько многим людям не осилить за целый век. Чехов работал в разных жанрах, его персонажи – люди разных судеб и разных профессий, их волнуют проблемы от маленьких бытовых до серьёзных философских вопросов.
В своём сочинении-эссе я хочу сказать о Чехове не только как о писателе, но и как об известном драматурге, ведь его произведения занимают первое место по количеству экранизаций – более трёхсот картин. Гениальный прозаик за двадцать пять лет творчества создал более пятисот различных произведений. Человек искусства, один из самых востребованных драматургов мира, жил всегда скромно, честно и не мыслил себя вне народа, работал до последнего дня своей жизни.
Тема моей творческой работы отражает монолог Светловидова из «Лебединой песни» Чехова. Я выбрала её потому, что эти слова можно, бесспорно, отнести к самому автору. Он не был одинок в своём творчестве, искусство всегда нуждалось в нём, востребованность его пьес была огромна, талант безграничен. Правда, герой его произведения Светловидов в итоге разочаровывается в жизни, рассуждая о назначении и месте человека в мире, судьбах театра и подлинного актерского таланта, о смысле бытия и необходимости выбора между истинными ценностями и их видимостью, несбывшейся любви, отданной в жертву работы в театре. Но в отличие от своего героя автор не разочаровался, выбрал свой путь в стремлении помогать людям – как врач, как писатель, как общественный деятель, борясь с невежеством, ложью, малограмотностью и бездушьем чиновников. Невольно вспоминаются слова К. С. Станиславского: «Любите искусство в себе, а не себя в искусстве». Я думаю, что Антон Павлович любил искусство в себе, а его герой Светловидов – наоборот, себя в искусстве.
Биография писателя говорит нам о его трудолюбии с детских лет. Он родился в семье неудачливого купца, впоследствии разорившегося окончательно. До 1841 года чеховский род был крепостным, но его дед выкупил свою семью из крепостного рабства. Это было первое поколение свободных людей, интеллигентов, вышедших из народа.
Во время учёбы к юному Чехову приходит любовь к театру, музыке и литературе. В 16 лет он подрабатывает частным репетитором, в студенческие годы помогает врачам при приёме пациентов, а позже и сам становится врачом. Медицина для него стояла наравне с писательской деятельностью, он не мог оставить людей, нуждающихся в помощи.
Чехов – драматург
Чехов был уже известным писателем, когда заявил себя еще и как драматург. Он сотрудничал с такими ведущими театрами как МХАТ и Александрийский. Публика поначалу ждала от него юмористических произведений, сродни его коротеньким рассказам. Однако писатель обратился к темам серьезным и животрепещущим.
Его перу принадлежат многочисленные произведения. Это пьесы «Дядя Ваня», «Чайка», «Вишневый сад», «Три сестры» и многие другие. До сих пор эти произведения находят свое воплощение в репертуаре ведущих театров мира.
Пьеса «Чайка»
Зрителей поразила его первая, поставленная на сцене Художественного театра, созданного знаменитыми режиссерами К.С. Станиславским и В.И Немировичем-Данченко пьеса «Чайка», написанная в 1895 году. Сам сюжет был необычен для драмы: вместо острых страстей и ярких любовных перипетий в нем рассказывалось о провинциальном юноше, который мечтает о режиссуре. Он ставит пьесу для друзей и близких. Однако пьеса не нравится зрителям, не только потому, что автор не смог передать в ней свои переживания и понимание смысла жизни, а еще из-за того, что мать главного героя – известная и уже немолодая актриса – недолюбливает своего сына и не верит в его успех.
В итоге трагически складывается судьба главной героини Нины, она бросается в любовь как в пропасть. Мечтает о семейной жизни и сцене. Однако в конце пьесы зрители узнают, что Нина, сбежав с любовником Тригориным, оказалась в итоге одна. Она потеряла ребенка и вынуждена работать на сцене третьесортных театров. Но, несмотря на все испытания, Нина не теряет веру в жизнь и людей. Она рассказывает человеку, влюбленному в нее когда-то, что поняла суть жизни. По ее мнению, смысл бытия человека состоит в терпении, в необходимости преодолеть все жизненные трудности и испытания.
Новаторство Чехова-драматурга заключалось в том, что он создает свое произведение, обращаясь к нравственным вопросам человеческой жизни. Что есть правда и любовь? Можно ли, преодолев все испытания судьбы, сохранить веру в людей? Что такое искусство? Человек, занимающийся творчеством, должен бескорыстно служить искусству, утверждает автор. Пьеса «Чайка» поразила современников своей уникальностью. Публика рукоплескала таланту автора, а критики писали о создании нового драматического жанра.
Особенности драматургии Чехова заключались в том, что все его пьесы, написанные после «Чайки», еще глубже погружали зрителей в мир человеческих чувств и переживаний.
Пьеса «Дядя Ваня»
Эта пьеса рассказывает о судьбе провинциального дворянина, создавшего себе кумира из своего родственника – профессора Серебрякова. Дядя Ваня, воспитывая дочь профессора – свою племянницу Соню и помогая своему родственнику морально и материально, всегда считал, что жизнь его наполнена высоким смыслом. Но вскоре главному герою стало понятно, как глубоко он заблуждался. Войницкий («дядя Ваня») не смог перенести постигшего его разочарования. «Пропала жизнь!» — в отчаянии восклицает он, поняв, какую шутку сыграли с ним его романтическое увлечение ничтожностью и его служение бездарности. Жизнь дяди Вани прошла зря, возвышенные мечты оказались миражом. Финальная сцена представляет собой лирический монолог Сони, такой же, как и он, одинокой женщины, мечтающей о тепле и сердечном участии. Спасение может быть найдено только в себе, в своей душе: «Мы, дядя Ваня, будем жить. Проживем длинный, длинный ряд долгих вечеров; будем терпеливо сносить испытания, какие нам пошлет судьба; будем трудиться для других и теперь и в старости, не зная покоя, а когда наступит наш час, мы покорно умрем, и там, за гробом, мы скажем, что мы страдали, что мы плакали, что нам было горько, и бог сжалится над нами, и мы с тобою, милый дядя, увидим жизнь светлую, прекрасную, изящную, мы обрадуемся и на теперешние наши несчастья оглянемся с умилением, с улыбкой – и отдохнем. Я верую, дядя, верую горячо, страстно... Мы отдохнем!»
Авторское же понимание смысла человеческой жизни выражено в словах доктора Астрова, человека, в которого Соня безнадежно влюблена: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Пьеса «Три сестры»
Главные героини другой пьесы – «Три сестры» также ищут свой смысл жизни. Их отец, генерал, переведенный десять лет назад из Москвы, умер, оставив дочерей и сына одних вдали от родных мест, куда они страстно мечтают вернуться. Мечта о Москве становится центральным лейтмотивом драмы, к ней стремятся все мысли, все побуждения Ольги, Маши, Ирины, а в первом действии и Андрея. Девушки верят в светлые и чистые мечты, но с годами этой веры в них остается все меньше.
Эта тема, как и предыдущая, имеет свою «драматургию» в пьесе, свое напряженное развитие. Впервые она возникает в первом действии в реплике взволнованной Ирины: «Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги». Ее мысль подхватывает барон Тузенбах, страстно влюбленный в нее: «... Я буду работать, а через какие-нибудь двадцать пять – тридцать лет работать будет уже каждый человек. Каждый!»
Но во втором действии тон решительно меняется. Наступает отрезвление: «Как я устала!» – вот новый лейтмотив той же Ирины, некогда такой восторженной поборницы труда. Реальность трудовой деятельности и собственный опыт разрушают прежние мечты. То, чего она так хотела, к чему стремилась, именно этого-то как раз и не случилось. «Труд без поэзии, без мыслей» не в состоянии ни возвысить человека, ни дать ему душевное успокоение.
«Три сестры» – пьеса о крушении надежд, заколдованном жизненном тупике, из которого нет выхода. Мечты о переезде в Москву все более и более отдаляются и, наконец, оказываются миражом, иллюзией. Сестрам никогда не вырваться из захолустья, они обречены остаться здесь до конца жизни. Смысл жизни они не находят в мире мещанских интересов и потребительства.
Сам Чехов замечал по поводу этой пьесы: «Когда опускается занавес, у зрителей остается чувство, что действие на этом не заканчивается, угадывается перспектива более чистой, содержательной жизни».
Пьеса «Вишнёвый сад»
Тема гибели дворянского гнезда всегда была одной из основных в его творчестве. Автор часто исследует проблему дворянства. И новаторство в полной степени проявилось в его последней и самой необычной пьесе «Вишневый сад», где герои оказываются жертвами не частных обстоятельств и собственного безволия, а глобальных законов истории.
«Вишневый сад» – одно из совершенных чеховских драматургических созданий и одновременно пророческое предсказание о судьбах России и мира.
Бывшие владельцы живых душ, которых развратило праздное существование за чужой счет, Раневская и Гаев, давно уже живут в долг, который все растет. Раневская ищет в жизни счастья, но нигде не находит его, она стремится к добру, но не хочет приложить усилия для какого-нибудь конкретного доброго дела.
Раневская может существовать, лишь транжиря деньги, не зная им счета. Деньги, не принадлежащие ей, присланные на покупку имения, она захватит с собой в Париж, где ее ждет вскоре, так как их не хватит надолго, нищенская жизнь и где на каждом перекрестке маячат тени таких же, как она. Подстать Раневской ее брат, Гаев. Его, как и во все прежние годы, одевает и раздевает бывший его крепостной Фирс, перекочевав за пятый десяток лет, Гаев нуждается в уходе за собой, как ребенок.
Они не понимают Лопахина, человека дела, им недоступна его логика, они живут в мире иллюзий. Лопахин – новое лицо в драматургии Чехова. Все должно приносить доход, с недавним прошлым покончено раз и навсегда – таков «момент истины» Лопахина.
Этой пьесой Чехов показал нам прощание новой, молодой России с прошлым, с отстающим и устремлённость к завтрашнему дню.
В пьесах – как в жизни
Главное в диалогах героев чеховской драмы – это не буквальное значение слов, а их тайный смысл, внутренний контекст. При этом часто герои, произнося слова и обращаясь к собеседнику, не слышат друг друга, понимая только свою позицию. Часто в чеховских произведениях отсутствует явно выраженный конфликт, нет сугубо положительных и сугубо отрицательных героев, а сами пьесы написаны в рамках «открытого финала», позволяющего зрителям домысливать окончание сюжета.
Таким образом, драматургия Чехова представляет собой уникальное явление в истории русской культуры. Произведения писателя стремятся помочь человеку найти смысл своего бытия и пойти по пути нравственного совершенствования. Сам Чехов писал по этому поводу: «Пусть на сцене все будет так же просто и так же вместе с тем сложно, как в жизни».
Заключение
Любимого писателя нет с нами уже 116 лет, но память о нём бессмертна. Места, в которых он бывал, преобразились, а потомки спасённых им людей живут рядом с нами. Признанный миллионами, он входит в каждый наш дом не как модная знаменитость, а как незаменимый друг. Его пьесы до сих пор ставят в ведущих театрах мира, по сюжетам его произведений снимают фильмы, его новаторские идеи реализуются писателями по всему миру, а его рассказы стали горячим призывом не растерять светлые идеалы, не поддаваться губительному влиянию пошлости и сохранить в себе Человека!
Цветущая сакура
Лиса-охотница
Снеговик
Заяц, косач, медведь и весна
Снег своими руками