Статья о памятных знаках, посвященных А.А.Фету в Орловской области
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 912.3 КБ |
КОНКУРС «А.А.ФЕТ И ОРЛОВСКИЙ КРАЙ»
Тема: «Памятные знаки в Орловском крае, посвященные жизни и творчеству А.А.Фета»
Работу выполнила: Михеева Анастасия,
13.08.2005 года ождения,
обуающаяся 8 класса «Б» МБОУ города
Мценска «Средняя школа №4»
Адрес:Орловская область, г.Мценск,
ул.Ефремовская, д.5 кв.51
тел. 89102651205
Научный руководитель: Левченко Оксана
Валентиновна, учитель русского языка
и литературы » МБОУ города
Мценска «Средняя школа №4»
тел.89102649236
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Имя Афанасия Афанасьевича Фета известно не только в нашей стране, но и за её пределами. Уроженец Орловской губернии Фет стал для читателей прекрасным художником слова. Он не только «создавал» произведения, но и посвятил свою жизнь родной земле, сельскому хозяйству. Его знаменитая яблочная пастила доходила даже к самому императору.
Этот писатель самый « орловский» из всех , а с нашем краем связаны имена И.С. Тургенева, Л.А. Андреева, И.А. Бунина, Н.С. Лескова. Афанасия Афанасьевича Фета можно назвать самым орловским из всех писателей нашего края ещё и потому, что он прожил дольше всех на Орловщине, где и был похоронен.
Орловским исследователям творчества писателя удалось пообщаться с двоюродной правнучкой Фета, Натальей Николаевной Горбачевой, которая тоже оказалась писательницей.
Наталья Николаевна рассказала, что талант Фета в разной степени присутствует у всех ее родных. Многие пишут стихи. Сама Горбачева сочиняет и стихи, и прозу.
Правнучка великого поэта всю жизнь проработала учителем русского языка и литературы. Она до сих пор проводит для школьников творческие занятия. Писать женщина стала в раннем детстве. А в 12 лет «издала» свою первую рукописную книгу — подарок для папы.
На сегодняшний день она является автором сотен произведений. Пишет для всех: и для детей, и для взрослых.
Правнучка А.А.Фета несомненно является ихранительницей таланта поэта, хранительницей истории семьи.
Так как я живу и учусь в Орловском крае, мне интересно было узнать, как увековечено имя А.А.Фета на моей родине, этим и обусловлен выбор темы моего исследования.
Цель моей исследовательсккой работы – рассмотреть памятные знаки, связанные с именем А.А.Фета. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
При работе над данным исследованием мною были использованы различные приемы, такие как анализ материалов, полученных из разных источников, в которых говорилось о памятниках А.А.Фету, переработка и синтез информации по данной теме.
При подготовке данного исследования мною были использованы произведение А.А.Фета «Жизнь Степановки или Лирическое хозяйство», критические и аналитиеские статьи из газет и Интернет источников.
2.1 Памятные знаки в Орловском крае, посвященные жизни и творчеству А.А.Фета
2.1 А.А.Фет и город Мценск
Мценск стал городом юности поэта. Вспоминая ранние годы своей жизни А. А. Фет писал: «В те времена я о том не думал, да так и по сей день для меня осталось необъяснимым, почему Семен Николаевич Шеншин, так радушно принимавший меня в Москве на Никитской, покинув Москву, переселился во Мценск. Было бы понятно, если бы он переселился в свое прекрасное, благоустроенное имение Желябуху; но почему он избрал Мценск и притом не только для зимнего, но и летнего пребывания, объяснить не умею. Он занимал лучший во всем городе двухэтажный дом с жестяными львами на воротах. Львы эти и по сей день разевают на проходящих свои пасти, выставляя красные жестяные языки.» На этом доме установлена мемориальная доска. Недалеко от этого здания, рядом с художественной школой, напротив дома со львами установлен памятныый бюст Афанасию Фету. Складывается такое ощущение, что Фет смотрит на знакомый ему дом. Ныне там расположен военный комиссариат по городу Мценск и Мценскому району.
Имя Фета носит переулок в городе Мценске.
В 1860 году А.А.Фет приобретает участок земли в Мценском уезде и создает усадьбу Степановку.
В 1867 году Афанасий Фет избран мировым судьей 3-го участка Мценского уезда, где служит 11 лет.
2.2 А.А.Фет и Мценский район
Три места на Орловщине связаны с именем Фета: Новоселки, в которых он жил до 14 лет — там сохранилась сиреневая аллея, которую снимал режиссер С. Бондарчук в фильме «Война и мир»; Степановка, в которой он прожил 17 лет своей жизни, и Клеймёново — родовое поместье родителей и место, где поэт вместе со своей женой нашел свой последний приют в склепе.
Говорят, чтобы в полной мере почувствовать поэта, нужно непременно побывать на его родине, там, где его истоки... И это так. Нигде так тонко и глубоко не ощущается каждое поэтическое слово, как в родных местах поэта. Здесь в самой природе: в деревьях, в звёздах, в воздухе витает поэтический дух... Читаешь стихотворение и видишь эту картину перед собой в реальном времени: слово оживает, играет оттенками, ароматами, отголосками...
"Помню себя снова на Новосёлках, и с тех пор воспоминания мои проясняются до непрерывности. Для большей наглядности домашней жизни, о которой придётся говорить, дозволю себе сказать несколько слов о родном гнезде Новосёлках. Когда по смерти деда Неофита Петровича отцу по разделу достались: лесное в 7 верстах от Мценска Козюлькино, Новосильское, пустынное Скворчее и не менее пустынный Ливенский Тим, — отец выбрал Козюлькино своим местопребыванием и, расчистив значительную лесную площадь на склоняющемся к реке Зуше возвышении, заложил будущую усадьбу, переименовав Козюлькино в Новосёлки"
К большому сожалению от имения Шеншиных ничего не осталось, но ежегодно в Новоселках проходит районный праздник «За околицей», который начинается с литературной страницы у памятника А.А. Фету. А на обширной поляне, рядом с памятным знаком, разворачивается народное гулянье.
5 июня 2019 года в деревне Ближнее Волково Мценского района был открыт памятный знак «Камень дружбы литераторов», посвящённый знакомству двух знаменитых орловцев – И.С. Тургенева и А.А. Фета
Знаменитые литераторы встретились 24 мая (5 июня) 1853 г. в усадьбе мирового посредника Николая Никитича Шеншина, брат которого Александр был женат на сестре Фета Любоньке, а его жена Елизавета Дмитриевна являлась увлечением молодости Тургенева.
На севере Орловщины много селений, связанных с жизнью Фета. Но только в Клейменове сохранилась усыпальница великого поэта. Клейменово три века было поместьем Шеншиных. Сюда он много раз приезжал в юности. Здесь похоронены его отец, мать и двоюродный дед, жил брат Василий Афанасьевич Шеншин, после которого владелицей имения стала его дочь Ольга Васильевна Галахова, опекуном которой был назначен тот же Фет. Именно поэтому Афанасий Афанасьевич завещал похоронить себя в этом селе. Ныне "съездить к Фету" — значит съездить в Клейменово. Летом здесь, близ церкви, проходят фольклорные праздники. Что ж, младой жизни всегда было свойственно играть у гробового входа...
Афанасий Афанасьевич Фет. Он же Шеншин. Родился 5 декабря 1820 года в Орловской губернии. Мать поэта – Каролина Шарлотта Фёт, – будучи замужем, беременная ушла в Россию к богатому помещику Шеншину. Отцом Афанасия был записан Шеншин, но в возрасте 14-ти лет этот статус обнулировался, что означало лишь одно-бедность…Всю жизнь потом он мучился из-за своего двойственного положения.
Как-то в анкете ,на вопрос: «Долго ли бы вы хотели жить?» Фет ответил: «Наименее долго». Несмотря на такой ответ, у поэта была длинная и достаточно насыщенная жизнь. Он не только «создавал» произведения, но и посвятил свою жизнь родной земле, сельскому хозяйству. Его знаменитая яблочная пастила доходила даже к самому императору.
Этот писатель самый « орловский» из всех , а с нашем краем связаны имена И.С. Тургенева, Л.А. Андреева, И.А. Бунина, Н.С. Лескова…
Афанасий получил хорошее образование. Ему легко давалась учеба. В 1837 он окончил частный пансионат в городе Верро, в Эстонии. Еще тогда Фет начал писать стихи, проявлять интерес к произведениям Пушкина и других классиков . Чтобы подготовиться к университету, он обучался в пансионате профессора Погодина, писателя, историка и журналиста. В 1838 году Афанасий Фет поступил на юридический, а затем– на философский факультет Московского университета, где учился на историко-филологическом отделении.
В 1840 г. появляется его первая книжка «Лирический пантеон», которую оценили Белинский и Некрасов. Позже поэт начал писать стихи, которые появляются в «Москвитянине» и «Отечественных записках».Ещё позднее , после военного прошлого, его произведения добиваются расцвета. В 1850 и 1856 (за основу сборник -50х) гг. выходят два сборника его стихов.
Тема любви и лирических произведений всегда актуальна, многих она толкает творить , что-то создавать, многих направляет в какое-то нужное русло, некоторых вдохновляет. Конечно, без романтики и любви невозможно представить себе жизнь и творчество Фета.
Как-то на одной из встреч, Фет познакомился с Еленой, которая потом еще долго не выходила у него из головы. Но…после странной и очень загадочной смерти любви Афанасия, он долго переживал потерю, написал очень много любовных произведений.
Примерами могут служить такие стихи, как : « Вздох», «Геро и Леандр», «Дай руку мне, дай руку , пери злая» и многие другие.
Читая эти стихотворения, чувствуется некая неразделенность и тоска поэта, его страдание и жажда.
Несмотря на утрату и долгое тяжелое принятие, поэт всё же женился. Его спутницей стала Мария Петровна Боткина.
Но вдохновением для творения Фету служили не только любовь, переживания , но и природа, её состояния. Больше всего он отдавал должное сияющей зиме, её пейзажу в обыденных красках, но вовсе в неординарном понимании.
Снежные чудеса увлекают поэта на создание новых и новых стихотворений:
«Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далёких
Одинокий бег.»
Но стоит отметить, что поэта влекла тема позднего вечера и глубокой ночи. Он по-особенному эстетично относился к этому понятию. Считал, что ночью человек мыслит совсем иначе, ночью человек наедине с самим собой, утверждал, что ночь- бездна.
Такое отношение к «ночной поэзии» у Фета проявилось еще на раннем этапе. Он неоднозначно относится к ночи и его произведения с участием «темноты» носит двойной характер и смысл. Не каждый может это уловить… Например:
«Как нежишь ты, серебряная ночь,
В душе расцвет немой и тайной силы!
О, окрыли — и дай мне превозмочь
Весь этот тлен бездушный и унылый!
Какая ночь! Алмазная роса
Живым огнем с огнями неба в споре,
Как океан, разверзлись небеса,
И спит земля — и теплится, как море.
Мой дух, о ночь, как падший серафим,
Признал родство с нетленной жизнью звездной
И, окрылен дыханием твоим,
Готов лететь над этой тайной бездной.»
Год написания: 1865
Каждый человек, конечно же, индивидуален и у каждого своё восприятие данного стихотворения. Однако общий смысл заключён в любви и приязни к ночным размышлениям, каким-то толчкам и «падениям».
К концу жизни, наполненной различными событиями и
поучительными ситуациями, Фет писал всё более и более по-философски. Он писал о единстве человека со Вселенной. С 1883 по 1891 Фет написал более трехсот стихотворений, которые вошли в сборник «Вечерние огни». Поэт издал четыре выпуска сборника, а пятый вышел уже после его смерти.
Умер Афанасий 3 декабря 1892 года в Москве.
Всё это сыграло огромную важнейшую роль в представлении и понимании этого мира для А.А. Фета. Для нас всех он значим и является для нас прозаическим поэтом, его произведения действительно могут чему-то научить, что-то объяснить, что-то показать и мы имеем полное право гордиться таким человеком, как он, даже просто потому, что он жил среди нас, среди амчан, которые всегда будут помнить его, как мудрого, многое преодолевшего и подающего пример толерантности и философии.
,
Памятник А.А. Фету установлен в историческом центре Орла рядом с ландшафтным сквером «Дворянское гнездо».
Известный русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892 годы жизни) родился в селе Новоселки Мценского уезда Орловской губернии. Фет является автором таких произведений пейзажной и любовной лирики, как «Печальная берёза», «Чудная картина», «На заре ты ее не буди» и многих других. В 1860 году Фет купил землю в Мценском уезде Орловской губернии и на долгое время стал помещиком. 21 ноября 1892 года писатель умер в Москве и был похоронен по его желанию в селе Клейменово Орловской губернии.
Спустя более, чем 100 лет, 25 мая 1997 года в Орле был открыт памятник поэту — бронзовый бюст по пояс на гранитном постаменте. Скульптором стал Николай Александрович Иванов. Монумент был установлен возле «Дома писателей», или, как его ещё называют «Дома купца Бакина» — памятника архитектуры XIX века.
Клеймёнове тихо, только поют петухи да лают собаки. Опрятная сельская улочка с общим металлическим штакетником ведет к кирпичной пятиглавой церкви, окруженной елочками. Поодаль дремлют старые деревья, свидетельствующие о том, что место это усадебное, насиженное. Пологий склон спускается от церкви к лощине с плотиной и прудом, а за лощиной — волнистый ландшафт с полями, проселками и лесами... | |
| Можно войти в церковную ограду, в притулившийся к ее апсиде незапертый склеп и спуститься по семи ступенькам вниз, в полумрак, под гулкие своды. Здесь, налево от входа, лежат две серые плиты с надписями без "ятей" и "еров" — явный признак советского новодела. Надписи на них гласят, что в склепе погребены поэт Афанасий Афанасьевич Фет-Шеншин и его жена Мария Петровна, урожденная Боткина. |
| Клейменово по крайней мере три века было поместьем Шеншиных. Сюда он много раз приезжал в юности. Здесь похоронены его отец, мать и двоюродный дед, жил брат Василий Афанасьевич Шеншин, после которого владелицей имения стала его дочь Ольга Васильевна Галахова, опекуном которой был назначен тот же Фет. Именно поэтому Афанасий Афанасьевич завещал похоронить себя в этом селе. Ныне "съездить к Фету" — значит съездить в Клейменово. Летом здесь, близ церкви, проходят фольклорные праздники. Что ж, младой жизни всегда было свойственно играть у гробового входа... |
| И до сих пор далеко не все подозревают, что самый "дерзкий" лирик русской поэзии был одним из самых выдающихся русских хозяев, вдумчивым экономистом, прилагавшим основные силы не к бумаге, а к земле. Об этом может рассказать изданная и переизданная в последнее десятилетие публицистика Фета. Но не музейная экспозиция — таковой пока нет ни в одном из фетовских мест, хотя Фета-лирика на Орловщине, конечно, помнят и популяризируют. |
Памятник Афанасию Афанасьевичу Шеншину «Фет» установлен в начале улицы Ленина, между художественной и музыкальной школ, напротив дома со львами.
Ранние годы моей жизни А. А. Фет «В те времена я о том не думал, да так и по сей день для меня осталось необъяснимым, почему Семен Николаевич Шеншин, так радушно принимавший меня в Москве на Никитской, покинув Москву, переселился во Мценск. Было бы понятно, если бы он переселился в свое прекрасное, благоустроенное имение Желябуху; но почему он избрал Мценск и притом не только для зимнего, но и летнего пребывания, объяснить не умею. Он занимал лучший во всем городе двухэтажный дом с жестяными львами на воротах. Львы эти и по сей день разевают на проходящих свои пасти, выставляя красные жестяные языки.» Ныне там расположен военный комиссариат по городу Мценск и Мценскому району
В 1860 году А. А. Фет приобрел на средства от приданого жены и с ее согласия хутор Степановка в Мценском уезде Орловской губернии (ныне в Свердловском районе Орловской области) и серьезно занялся сельским хозяйством. Первоначально хутор был весьма скуден, а Иван Тургенев, посетив новое имение Фета, описал его так: «Плоский блин, на блине – шиш, вместо природы – одно пространство».
Читать полностью на : https://rutraveller.ru/place/133462
Говорят, чтобы в полной мере почувствовать поэта, нужно непременно побывать на его родине, там, где его истоки... И это так. Нигде так тонко и глубоко не ощущается каждое поэтическое слово, как в родных местах поэта. Здесь в самой природе: в деревьях, в звёздах, в воздухе витает поэтический дух... Читаешь стихотворение и видишь эту картину перед собой в реальном времени: слово оживает, играет оттенками, ароматами, отголосками... Этого не почувствовать в замкнутых искусственных пространствах городов, среди суеты. Только в живой природе! И пусть от родовой усадьбы Фета почти ничего не осталось, но всё это хорошо здесь чувствуется. Весь этот сплав я возил с собой томик стихов Фета и как оказалось не зря
1854
"Помню себя снова на Новосёлках, и с тех пор воспоминания мои проясняются до непрерывности. Для большей наглядности домашней жизни, о которой придётся говорить, дозволю себе сказать несколько слов о родном гнезде Новосёлках. Когда по смерти деда Неофита Петровича отцу по разделу достались: лесное в 7 верстах от Мценска Козюлькино, Новосильское, пустынное Скворчее и не менее пустынный Ливенский Тим, — отец выбрал Козюлькино своим местопребыванием и, расчистив значительную лесную площадь на склоняющемся к реке Зуше возвышении, заложил будущую усадьбу, переименовав Козюлькино в Новосёлки"
ПАМЯТНИК ФЕТУ В ЗМИЕВКЕ
В поселке Змиевка Свердловского районаОрловской области , на улице, откуда начинается дорога к Степановке, появился в 2007 году гранитный камень с барельефом Афанасия Фета, бывшего владельца этого села.
В 1860 году купив Степановку - двести черноземных десятин на юге Мценского уезда Орловской губернии, Фет получил только полуразрушенный дом на голом месте, но превратился в агронома и стал таким хозяйственником, что вызвал восторг Льва Толстого.
За 17 лет Фет превратил бедное селение в процветающее поместье с усадьбой и липовыми аллеями. Но описав его в цикле очерков "Жизнь в Степановке, или Лирическое хозяйство", поэт заслужил от других литераторов имя мироеда и злостного крепостника.
Салтыков-Щедрин съязвил так: "Сперва напишет романс, потом почеловеконенавистничает, потом опять напишет романс и опять почеловеконенавистничает..."
Фет в благотворительных целях построил в этом селе школы и больницы.
В 1861 году российский литературный люд был поражен необычайным известием: любимый многими поэт-лирик, поборник «чистого искусства», Афанасий Фет уехал в деревню Степановку на Орловщине, сделавшись крепким помещиком. И почти совершенно перестал писать стихи. В известие поначалу не верили, но вот весной 1862 года в катковском «Русском вестнике» появился первый очерк Фета из «деревенского» цикла. А затем в течение десяти лет в русской периодике появилось еще четыре пространных очерка Фета на ту же тему. В них поэт-помещик подробно, не скупясь на цифры и факты, описывал свои хозяйственные труды (обустройство усадьбы, уборку урожая, расчеты с рабочими), попутно браня столичных нигилистов и демократов. Написаны очерки местами столь же колоритно и занятно, как «Записки охотника», при этом в изображении мужицких нравов Фет гораздо резче и жестче. В отличие от Тургенева Афанасий Афанасьевич в своей сельской публицистике описывал не забавы барина-космополита, а нелегкий труд помещика-земледельца, пытающегося нажить капитал и вернуть утраченное дворянство. И то и другое в итоге удалось: Фет разбогател, приобрел еще несколько имений и снова стал столбовым дворянином Шеншиным.
Разумеется, в демократической печати тех лет Фету устроили подлинную обструкцию. В ход была пущена «тяжелая артиллерия»: Писарев, Чернышевский, Салтыков-Щедрин… Писали, что Фет, мол, изменил идеалам поэзии, превратился в заурядного прижимистого буржуа, попрекали реакционностью и обскурантизмом. Появились ядовитые пародии, обыгрывающие на все лады фетовскую лирику. В то же время «деревенские» статьи Фета хвалили Лев Толстой, Лесков, Тургенев (сосед по имению)… В общем, очерки эти наделали немало шума в литературной жизни. А наделав шума… фактически канули в Лету. Цикл никогда прежде не переиздавали в полном объеме. Более того, многие искренние почитатели фетовской поэзии вообще не знали о существовании этих очерков. Между тем это довольно интересный исторический документ – своего рода моментальные воспоминания помещика-неофита, этакая прагматичная земледельческая хроника поэта. Или, быть может, даже манифест построения капитализма в черноземном российском селе. Эти очерки небезынтересно прочесть и историкам, и филологам, и специалистам-аграриям. Издание помимо прочего превосходно подготовлено: стильный дизайн модного книжного художника Дмитрия Черногаева, статья-исследование авторитетного литературоведа В.А.Кошелева, подборка стихотворений Фета, написанных в Степановке, обширные комментарии, воссоздающие бурные журнальные споры 1860-х.
В 1860 году он купил на юге Мценского уезда 200 десятин пахотной земли и недостроенный хутор Степановку. Его друг Иван Тургенев, навестивший Фета через некоторое время, шлет их общему знакомому вот такие строки: «Он теперь сделался агрономом-хозяином до отчаянности, отпустил бороду до чресл, о литературе слышать не хочет и Музу прогнал взашею...».
Действительно, романтичный поэт оказался вполне практичным хозяином: свою первую недвижимость —усадьбу Степановку Фет превратил в образцовую, как тогда говорили, «табакерку». Все поставил на ноги, умело распорядился землей, и цифры урожаев с фетовских полей украшали губернскую статистику, а знаменитую яблочную пастилу Фета доставляли ко двору самого императора.
В то же время демократическая пресса и, в частности Михаил Щедрин (тоже владелец усадьбы, только не справившийся с хозяйством), критиковали Фета за его пристрастие к хозяйству, называли ярым крепостником. Тогда как крепостных у Фета не было ни в Степановке, ни тем более в Воробьевке. Конечно же, поэта угнетала подобная реакция. Быть прогрессивным на словах легко, а вот на деле, да ещё успешным — намного сложнее. И Фет писал Толстому: «Тургенев вернулся в Париж, вероятно, с деньгами брата и облагодетельствовав Россию, то есть пустив по миру своих крестьян… порубив леса, вспахав землю, разорив строения и размотав до шерстинки скотину. Этот любит Россию. Другой роет в безводной степи колодец, сажает лес, сохраняет леса и сады, разводит высокие породы животных и растений, даёт народу заработки — этот не любит России и враг прогресса»
Исследователь творчества А. Фета В. Кошелев побывал в Степановке и оставил о ней такие воспоминания:«В парке до сих пор растут деревья «культурных» пород: клен, ясень, береза, липа. Многие из деревьев мертвы — но ни одной сорной ольхи рядом не выросло. В бывшем саду много яблонь: конечно же, не те, фетовские яблони, а дички, выросшие на их корнях. Но до сих пор плодоносят и — вкусные. Огромный, в трех уровнях, пруд тоже каким-то чудом сохранился: не высох и не зарос, и до сих пор наполнен превосходной водою. Сохранилась и подъездная аллея, сто тридцать лет назад тщательно «убитая» щебнем и гравием. На эту подъездную дорогу (ею давно не пользуются) упали сверху мертвые деревья — но ни одной травинки из-под гравия так и не пробилось».
Женился он уже в зрелом возрасте, и с согласия жены – Марии Петровны Боткиной – на деньги от её приданого Фет купил хутор Степановка в Мценском уезде, для того, чтобы заняться сельским хозяйством.
За 17 лет Афанасий Афанасьевич превратил ровное голое место, где не было ни речки, ни деревца в цветущую, высокодоходную усадьбу с аллеями, цветником, прудами, колодцами.
Занимаясь хозяйством в Степановке, Фет одновременно (более десяти лет) служил мировым судьёй 3-го участка Мценского уезда, писал статьи по вопросам сельского хозяйства и постепенно разбогател.
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Как нарисовать небо акварелью
На берегу Байкала
Лиса Лариска и белка Ленка
Пейзаж