В своём докладе я буду говорить о формировании аспектов планетарного мышления средствами сложно организованных текстов.
Аспект – одна из сторон рассматриваемого объекта, то, как он видится с определённой точки зрения.
Цель работы: выявление потенциальных возможностей сложно организованных текстов по формированию планетарного мышления.
Для достижения данной цели необходимо реализовать следующие задачи:
1) найти отрывки, в которых заложены ценностные установки;
2) выявить отрывки, формирующие чувство причастности к жизни человеческого сообщества;
3) выделить фрагменты текстов, которые показывают гармоничные отношения человека с природой, людьми, миром в целом и самим собой.
В своей работе я буду опираться на следующие сложно организованные тексты русской литературы:
«Корова» Андрея Платоновича Платонова;
«Уроки французского» Валентина Григорьевича Распутина;
«Телеграмма» Константина Георгиевича Паустовского;
«Куст сирени» Александра Ивановича Куприна.
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование аспектов планетарного мышления | 29.52 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Ю.А.Гагарина»
Формирование аспектов планетарного мышления средствами сложно организованных текстов
учащейся 8 класса В
Андреевой Дарьи
г. Гагарин
2016
В современных условиях развития образования особенно возросла роль образования как средства формирования нового сознания человека - жителя планеты Земля. Поэтому сейчас главная цель школы - становление и формирование творческой личности с развитым планетарным мышлением и сознанием, социально успешной в настоящем и будущем; воспитание человека, для которого «…Земля – наш общий дом». Сформировать планетарное мышление у школьников – значит научить их видеть мир как целостную систему и ощущать себя его самоценной системообразующей частью.
В своём докладе я буду говорить о формировании аспектов планетарного мышления средствами сложно организованных текстов.
Аспект – одна из сторон рассматриваемого объекта, то, как он видится с определённой точки зрения.
Цель работы: выявление потенциальных возможностей сложно организованных текстов по формированию планетарного мышления.
Для достижения данной цели необходимо реализовать следующие задачи:
1) найти отрывки, в которых заложены ценностные установки;
2) выявить отрывки, формирующие чувство причастности к жизни человеческого сообщества;
3) выделить фрагменты текстов, которые показывают гармоничные отношения человека с природой, людьми, миром в целом и самим собой.
В своей работе я буду опираться на следующие сложно организованные тексты русской литературы:
«Корова» Андрея Платоновича Платонова;
«Уроки французского» Валентина Григорьевича Распутина;
«Телеграмма» Константина Георгиевича Паустовского;
«Куст сирени» Александра Ивановича Куприна.
Итак, какие же аспекты планетарного мышления можно сформировать средствами сложно организованных текстов?
Во-первых, это ценности. Ценности – это те явления и предметы, материальными и духовными. Мы будем говорить о духовных. Эти ценности можно ещё назвать общечеловеческими. Это те ценности, которые важны во все времена и важны для всех людей. Они важны для духовно развитого человека.
Второй аспект – чувство причастности каждого к жизни человеческого общества. Каждый человек должен ощущать себя частицей общества, в котором он живёт, стараться внести свою лучшую долю в эту жизнь.
И третий аспект – гармоничные отношения с природой, людьми, миром в целом и с самим собой. Это согласованность, стройность в сочетании с чем-нибудь.
В рассказе Андрея Платоновича Платонова «Корова» показана одна из главных общечеловеческих ценностей – сила материнской любви. Речь идёт об обычной корове, каких много. Корова была утомлённой и худой, потому что она была нежадной и щедрой: «…из неё ели молоко мать, отец и я, потом – телёнок, и всем хватало». Показана полная отдача людям. Корова была доброй и трудолюбивой. «Добрые тёплые глаза», - говорит А. Платонов о корове. «Свою силу не собирала для себя в жир и мясо, а отдавала её в молоко и в работу…» Но корова, настоящая мать, резко изменилась после потери телёнка, после потери сына. «Ответила протяжным плачущим голосом корова, тоскующая о своём сыне». Она стала равнодушной ко всему, угрюмой, непонятливой, ничего не делающей, чужой, забывчивой. Корова страдает, потому что горе у неё не просто тяжкое, а трудное, безысходное. Горе она не умела утешить, как это может делать человек, ей труднее, человека можно утешить словом, у нее есть друзья. В конце концов она умерла, она не могла найти в себе силы, потеряв единственное дитя. Вася жалел корову, потому, что она была кормилицей и после её гибели, Вася осознал, что она отдала им: «…всё, то есть молоко, сына, мясо, кожу, внутренности и кости, она была доброй».
Мальчик Вася уже с малых лет был причастен к жизни человеческого общества. «Он с малолетства уже полный человек, а у него ещё всё впереди». Он полноценный член общества. Вася уже с малых лет понял, что нужно трудиться и помогать окружающим. В своём сочинении он написал «Я хочу, чтобы всем людям нашей Родины была от меня польза и хорошо». Однажды, когда Вася ждал отца, мимо проезжал поезд, мальчик увидел какого-то человека, позже оказалось, что поезд забуксовал, тогда Вася помог советом и делом, после этого поезд поехал дальше.
А. П.Платонов сказал: «Надо относиться к людям по-отцовски». Вася Рубцов уже с малых лет был способен на это чувство. У него сложились гармоничные отношения с природой, людьми, миром в целом и самим собой. Вася был обычным мальчиком, а корова была обычной коровой. Вася любил корову, а она в свою очередь стала для Васи нравственным ориентиром.
Главный урок, который преподала корова Васе, - это урок доброты, бескорыстия и самопожертвования, любви к человеку и сострадание ко всему живому на земле.
Валентин Григорьевич Распутин в своём рассказе «Уроки французского» преподаёт нам уроки доброты… Непривычными оказались трудности с французским языком. Мальчик привык учиться хорошо. В 11 лет началась самостоятельная жизнь, он очень тосковал по дому, вокруг были чужие люди, чужая земля, постоянно не доедал, хотелось есть даже во сне, не жаловался никому, не плакал, надо было быть мужественным, настойчивым, терпеливым, чтобы переносить все эти испытания. Когда учительница Лидия Михайловна узнала, что он играет на деньги, то он боялся, что его выгонят из школы, это позор, ему стыдно перед мамой, он бережно относился к маме, он боится не наказания, а позора. Первый урок – «Настоящая мать всю жизнь заботится о своих детях, и дети должны быть благодарны ей».
Нужда заставила героя играть в азартные игры. У него не было другой возможности заработать. Ждать чьей-то милости или подачки он не стал. Второй урок Распутина: «Будь самостоятельным, гордым. Заботься о себе сам, не надейся на окружающих».
Валентин был гордым, с одной стороны это хорошо, а с другой плохо. В случае с Вадиком свою роль сыграла и принципиальность. Герой видел, что у него выпал орёл, но Вадик говорил обратное. Мальчик не отступал, тогда его избили. Если бы он вовремя отступил, то остался бы целым и невредимым. Третий урок - «Не горячись, уступи тем, кому всё равно ничего не докажешь».
Герой знает, что за него никто не заступится. Он почти не защищается. И всё равно кричит: «Перевернул», отстаивая справедливость». В этом эпизоде наш герой себя показал честным и принципиальным человеком. Четвѐртый урок Распутина: «Будь принципиальным. Не пресмыкайся».
Лидия Михайловна старалась помогать мальчику разными способами: сначала пыталась усадить его с собой за стол покушать, затем отправляла ему посылку, и когда это всё не сработало, она ценой своей работы играла с мальчиком в «пристенок» на деньги. И ведь она всё-таки ему помогла и осталась в его памяти на всю жизнь… Директор, видимо, бывший фронтовик, он сух, прямолинеен, резок, невнимателен к людям. Ко всем подходит с одной меркой, допрашивает, пока дети не заплачут. А Лидия Михайловна была особенным, каким-то сказочным существом… Директор, не разобравшись, обвинил Лидию Михайловну в самых страшных грехах и выгнал из школы. В этой сцене мы видим доброту, чуткость, отзывчивость, доверительное, уважительное отношение к детям Лидии Михайловны и черствость, невнимательность директора. Хотя директор должен был знать о бедственном положении своего ученика. Она отвечает на возмущение директора спокойно, не выкручивается, не оправдывается. Учительница ничего не стала объяснять директору потому, что он бы ничего не понял – не такой он человек. Оправдываться ей было не в чем. Антитезой описания учительницы является описание самого мальчика. Лидия Михайловна противопоставляется директору. Этот приём в литературе называется антитезой. Она в отличии от директора разбирается в ситуации с мальчиком, а директор ко всем подходит с одной меркой. В чем бы ни провинился ученик, у директора один вопрос: "Что тебя побудило заниматься этим грязным делом?" Пятый урок: «Будь добрым и отзывчивым. Люби людей».
Вспомним слова В.Распутина: «Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своѐ время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого человека». Это мысли уже взрослого человека, его духовная память. Истинное добро не требует награды, оно бескорыстно. Добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку. Мальчик получил уроки добра и мужества. Он не только дополнительно занимался французским, а еще получил жизненные уроки: научился прощать обиды, приобрел опыт переживания одиночества. Он понял, что истинное добро не требует награды, оно бескорыстно, добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку и возвращаться к тому, от кого исходило. Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе и радость, избавлять от одиночества. Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Теперь он узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности.
Рассказ Константина Георгиевича Паустовского называется «Телеграмма». Он затрагивает одну из важнейших проблем всех времён - проблему отношения детей и родителей. Всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим далеко, всегда ли пишут им письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стариками?
Итак, рассказ начинается с серого, неяркого пейзажа: «Октябрь холодный, ненастный; крыши почернели; опутанная трава полегла; облетевшие ветлы; тащились рыхлые тучи; сыпался дождь, ни проехать, ни пройти; пастуший рожок затих». Здесь мы видим: олицетворения - полегла, тащилась; эпитеты - рыхлые; метафора – назойливо сыпался. Картину пейзажа дополняют детали интерьера: горький запах нетопленных печей; пыльный “Вестник Европы”; пожелтевшие чашки; давно не чищенный самовар; в комнатах слишком сумрачно. Ощущается неухоженность, запущенность. Тонко Паустовский проводит параллель между тем, что происходит в природе и состоянием человека. (Доцветал и всё не мог доцвести один маленький подсолнечник; она (Катерина Петровна) доживала свой век). Катерина Петровна живет в селе Заборье. Отец ее – известный художник, дом “мемориальный”, она “последняя обитательница” его. У нее нет никого родных, кроме дочери. Не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни; когда-то жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго – французского писателя. Добрая – страдает от одиночества, но не упрекает дочь; молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле; временами тихонько плачет, для нее ночи долгие, тяжелые, у нее бессонница, не знает, как дожить до утра. Душевное состояние: одинока, разочарована, душевная боль, на переводах ощущает запах духов Насти, не теряет надежды на приезд дочери). И она написала письмо дочери (читаю письмо): “Ненаглядная моя, - писала Катерина Петровна. – Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень”. Катерина Ивановна очень любила свою дочь, ведь Настя была единственным её родственником. Для Насти мама была не самым важным в жизни, в этом она была не права, мама - единственный человек, который её любил и никогда не предавал.
Настя – единственная дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников; много работы, устраивает выставки. В почтовых переводах одни и те же слова: столько дел, что нет времени не то, что приехать, даже письмо написать настоящее. Один раз в два-три месяца шлет перевод на 200 рублей; последний раз приезжала три года назад. Настя получила письмо от матери. Спрятала в сумочку; раз пишет – значит жива. Настя беззаботна, равнодушна, бессердечна. У неё холодные глаза – о жестоком сердце. Ведь «глаза – зеркало души». Но она готова помочь молодому скульптору Тимофееву. Почему? Потому что она карьеристка. Настя разглядела в художнике Тимофееве огромный потенциал, и добилась его выставки, ценой времени сил и жизни матери. Приехала с опозданием к матери…
Не уделила должного внимания матери Настя. Но мир не без добрых людей. И такие рядом оказались. Манюшка – дочь колхозного сапожника – прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, помыть полы, поставить самовар. Шесть суток не отходила от Катерины Петровны, не раздеваясь спала на старом диване. По речи видно, что она не очень грамотная, простая девочка, но понимает, что человек в беде – надо помогать. Тихон, предостерегая ее, говорит: “Не будь пустельгой”. Пустым, легкомысленным человеком.
Сторож Тихон - рубит, пилит, колет старые деревья на дрова. Тоже не умеет красиво говорить. Но, пожалев Катерину Петровну, дает телеграмму Насте. Не дождавшись ответа, совершает подлог: приносит умирающей женщине мнимую телеграмму от дочери. Это простые люди. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя. Чтобы показать, что не все такие, как Настя, вводится в рассказ образ молодой учительницы. Хоть и чужая, но у нее доброе сердце. Подошла к гробу, наклонилась, поцеловала Катерину Петровну в высохшую руку. У нее тоже где-то мама. И ей надо помнить о ней.
В названии “Телеграмма” скрыт глубокий подтекст. По сути, весь рассказ – это телеграмма, обращённая к нам. Ведь телеграмму отправляют, когда хотят сообщить что-то безотлагательно важное. “Будь человеком! - напоминает Паустовский. – За добро плати добром. Не будь пустельгой”. Не прикрывайся заботой о человечестве, когда твоего тепла, твоего внимания, твоего доброго слова и взгляда ждут самые близкие люди и, прежде всего мама. Не упустите время, чтобы потом всю жизнь не мучиться угрызениями совести. Загляните в мамины глаза, может быть, уже сейчас ей нужны ваше внимание и ваша поддержка.
В рассказе Александра Ивановича Куприна с красивым названием «Куст сирени» речь идёт о настоящей любви, о взаимопонимании супругом, о простом человеческом счастье. Два главных героя – молодой офицер, студент – выпускник Академии генерального штаба, Николай Евграфович Алмазов и его жена, Вера. Алмазов является слушателем лекций в Академии генерального штаба. Долгое время он трудится над сложной работой – инструментальной съёмкой местности. Но, заканчивая план, он случайно поставил пятно зелёной краской. Пришлось замаскировать пятно под кусты. Профессор не поверил, что там есть кусты, так как хорошо знал эту местность. План забраковали. Муж попадает в трудную жизненную ситуацию. Вера закладывает свои драгоценности в ломбард. Они покупают кусты сирени и сажают их на нужном месте…
Союз героев рассказа Николая и Верочки выдержал испытание на прочность. Воплощением этого союза, любви, готовности к взаимопомощи, к преодолению трудностей для блага любимого человека, становится сирень. После посадки кустов сирени Алмазовы возвращаются домой счастливые. Дома Верочка признаётся, что с этих пор сирень будет её самым любимым цветком. Нас не оставляет равнодушными в отношениях двух влюблённых в рассказе «Куст сирени» умение проникать в душу любимого человека, понять его, стремление сделать другого человека счастливым, способность жертвовать собой во имя любви. Верочка и Николай будут счастливы, пройдут весь свой жизненный путь, взявшись за руки, и цветы благоухающей сирени будут для них залогом счастья.
Итак, на примере данных рассказов я показала, как средствами сложно организованных текстов формируются аспекты планетарного мышления.
Общечеловеческие ценности: сила материнской любви, доброта, бескорыстие и самопожертвование, любовь к человеку и сострадание ко всему живому на земле; умение прощать обиды, переживать одиночество, умение доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе и радость, избавлять от одиночества; внимательное и заботливое, благодарное отношение к нашим родителям; умение проникать в душу любимого человека, понять его, стремление сделать другого человека счастливым, способность жертвовать собой во имя любви.
Герои данных рассказов испытывают чувство причастности к жизни человеческого общества.
У них сложились гармоничные отношения с природой, людьми, миром в целом и самим собой.
Использованная литература
Злая мать и добрая тётя
Лиса-охотница
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Простые летающие модели из бумаги
Ручей и камень