Реферат проблемно-поискового характера на тему: "Классицизм в архитектуре Оренбурга" на районную НПК учащихся-2017
Вложение | Размер |
---|---|
npk_amir_klassitsizm.docx | 733.38 КБ |
Районная научно- практическая конференция учащихся и педагогов
Тема : «Классицизм в архитектуре Оренбурга»
Предмет «Искусство»
Номинация «Реферат проблемно-поискового характера»
Автор: Зиамбетов Амир учащийся 10 класса
МОБУ «Кутушевская средняя общеобразовательная школа»
Научный руководитель: Даутова Эльвира Зинуровна,
учитель русского языка и литературы, 1 кв. кат.
2017 г
Содержание
2.3. Классицизм в архитектуре Оренбурга……………………………….8-11
3. Заключение………………………………………………………………….12
4. Словарь архитектурных терминов…………………………………..13-14
5. Приложение………………………………………………………..........15-17
Введение
Буквально на глазах меняется облик нашего города Оренбург! Современные здания поражают не только высотой, но причудливой, а порой и смелой формой, смешением стилей, цветовым решением отделочных материалов. Как же не затеряться среди современных гигантов архитектурным шедеврам прошлых столетий, этим прекрасным старинным домам, украшенных лепниной, колоннадами, витыми узорами потемневшего от времени дерева и металла. Они свидетели прошедшей жизни. В каждой эпохе архитектура представлена в определенном стиле, отражающем приоритеты, ценности и стремления человечества. Прогуливаясь по городу, можно по фасадам старых зданий читать летопись мира.
Тема исследования
Свою работу я посвящаю изучению исторической архитектуры Оренбурга, а именно исследованию «Классицизм в архитектуре Оренбурга».
Актуальность
Я заинтересовался исторической архитектурой Оренбурга в стиле классицизм. Многие жители города и области, прогуливаясь по Оренбургу, не знают его архитектурного наследия. Так результаты социологического опроса среди учащихся нашей школы показал: 90 % учащихся гуляли по улице Советской, удивлялись старинным зданиям, но ничего о них не знают: когда было построено здание, каковы особенности архитектурного стиля, с какими интересными фактами связаны. Тогда как же сохранить архитектурные памятники, если не осознаёшь их значимости! И хотя немногочисленные архитектурные произведения прошлого взяты под охрану государства, непонимание значимости культурного наследия родного края может привести к его забвению. Кроме того, цель моей исследовательской работы для меня личностно значима: меня заинтересовала профессия архитектора, мне нравится изучать различные направления в архитектуре, в частности классицизм.
Цель работы - изучение архитектурных памятников в стиле классицизм города Оренбурга.
Задачи исследования:
Объект исследования: классицизм как архитектурный стиль.
Предмет исследования: памятники архитектуры города Оренбурга в стиле классицизм.
Методы исследования: поисковый; исследовательский; сравнительный.
2. Основная часть
2.1. Классицизм в мировой архитектуре
Классици́зм - художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII—XIX вв.
Классицизм был не только модой, но целостной системой мировоззрения, влиявшей на все сферы культуры. В эстетике классицизма существует раз и навсегда установленная шкала ценностей, на вершине которой находится культура Древней Греции и Рима. В архитектуре это проявлялось в том, что античные ордера с колоннами, портиками, фронтонами считались абсолютными эталонами архитектурного мастерства, которым надо было подражать. Следование античным образцам считалось обязательным. Все другие образцы признавались «варварскими». В то время никого не удивляли прекрасные статуи полуобнажённых или совсем обнажённых богов, героев, богинь и нимф установленные на улицах, в парках или в интерьерных пространствах.
Классицизм имеет под собой базу в виде определенного философского направления. В частности, это Рене Декарт и его идеи по поводу математического построения всего мира. Классицизм в архитектуре – это рациональное восприятие всего бытия, предельная ясность и четкость линий, логика и строгая иерархия.
Рассмотрим основные характеристики этого стиля. Классицизм – это величественная простота, отсутствие лишних деталей, строгость, лаконизм, который проявляется во всем, и во внешней, и во внутренней отделке здания. Все здания, построенные в стиле классицизма, имеют четкие прямолинейные формы и симметричные композиции. На фоне гладких стен выступают портики и колоннады, которые придают сооружениям торжественную монументальность и парадность. Декоративное убранство из барельефов и статуй оживляют облик зданий. Во внутренней отделке: высокие потолки, расписанные замысловатыми узорами и украшенные лепниной, царственные колонны и арки, изысканные витражи, ажурные перила, светильники, которые размещены на лестницах, в полу и нишах в стене.
Архитектурному стилю также характерна естественность и мягкость цветов, которые не бросаются в глаза. Здание, оформленное в соответствии с направлением классицизм, обычно выполнено в кремовых, бежевых, молочных и бледно-желтых цветах.
Русский классицизм в архитектуре появился ориентировочно в начале 18 века. Его развитие неотрывно связано с множеством реформ в политической, культурной и хозяйственной сфере, которые начал осуществлять Петр I, а позже его дело продолжила Екатерина II. Русский классицизм отличался крупным пространственным ордером, множеством градостроительных комплексов. В нем чувствовались отзвуки древней культуры нашей страны. Кроме того, классицизм перекликался с барокко, и это не удивительно, ведь оба архитектурных стиля являлись первой ступенькой непосредственного взаимодействия российской самобытности с ведущими европейскими течениями.
Русский ампир (первая половина XIX века) - стиль в архитектуре, завершающий эволюцию русского классицизма. Использовал те же мотивы античного зодчества, что и классицизм XVIII века, но отличался стремлением к большей строгости, а иногда к суровой массивности форм. Этот стиль, так называемого позднего классицизма, предполагает обязательное наличие колонн, пилястр, лепных карнизов и других классических элементов, в декоре используются мотивы, практически без изменений повторяющие античные образцы скульптуры, подобные грифонам, сфинксам, львиные лапы и тому подобные скульптурные конструкции. Элементы располагаются упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии. Монументальные формы, богатый декор с элементами военной символики отражают прямое влияние художественных форм Римской империи, были призваны подчёркивать и воплощать идеи могущества власти и государства, наличие сильной армии. В окраске зданий доминируют нейтральные цвета, свойственные, впрочем, и классицизму: серый, розовый, охристый (приложение 1)
2.2. Архитектурный облик города Оренбурга
Архитектура дореволюционного Оренбурга развивалась в общем русле русской архитектуры XVII - начала XX веков. Однако географическое положение города на стыке Европы и Азии, климатические условия, исторические предпосылки, национальные особенности, а также местные художественные традиции наложили свой отпечаток на его архитектурный облик, сочетающий европейские и азиатские традиции. Подобно тому, как Петербург долгое время служил “окном в Европу”, Оренбург являлся “ключом и вратами в Азию”.
Уникальность архитектуры Оренбурга заключается в том, что он изначально был задуман и закладывался как город-крепость, т. е. не имеет «деревенских» корней. Оренбург - один из немногих городов, которые строились по утвержденному плану, отражающему новые тенденции русского градостроения, появившиеся в XVIII веке, а именно:
Эти принципы в то время были необычны для строительства, поэтому применялись лишь при строительстве новых городов.
Оренбург избежал коренной реконструкции, которой подверглись русские города в конце XVIII века и сохранил свою планировку до настоящего времени. Разумеется, только в историческом центре. Поэтому сама планировочная структура городского центра может рассматриваться как “совокупный памятник истории и архитектуры XVIII, XIX и XX веков”. В этом смысле Оренбург резко отличается от других крупных городов Урала, которые сильно “осовременились”. Так, в статье «На границе Европы и Азии» газеты «КоммерсантЪ в Самаре» журналист Наталья Кудряшова пишет: «В Оренбурге достаточно интересных объектов для развития туризма. Даже просто пройдя по улицам, можно проследить этапы 250-летнего развития города, выросшего из крепости на реке Урал».
В отличие от планировки, застройка исторического центра сохранилась в деформированном виде. Были снесены соборы, церкви, мечети и часовни. Та же участь постигла многочисленные башенки, купола, шпили и другие завершения гражданских зданий, которые были так характерны для старого Оренбурга. Эти объекты создавали необходимые сгущения и разрежения застройки по плотности и высоте.
Анализ сохранившейся застройки центра Оренбурга позволяет сделать следующие выводы:
Таким образом, архитектура – самый масштабный из всех видов пластических искусств, который, создавая своеобразную архитектурную среду, позволяет изучать культурные и исторические процессы в контексте художественного мировосприятия. Исторические здания нашего областного центра представлены не только в стиле классицизм и ампир, но и эклектики, псевдоготики, русско-византийского стиля, кирпичного, модерн, неорусского стиля.
2.3. Классицизм в архитектуре Оренбурга
Наиболее старинные из сохранившихся построек Оренбурга относятся к русскому классицизму и ампиру. От классицизма XVIII века в Оренбурге остались довольно скромные по внешнему виду постройки. К числу их относятся: дом Рычкова (Советская, 4), Гостиный двор (Советская, 23), военный госпиталь (переулок Госпитальный, 3).
Дом П. И. Рычкова (Советская, 4). Самый первый дом города Оренбурга, увы, уже не отыскать. Хоть Оренбург и был основан еще в апреле 1743-го, но уже надо было решать, где селить первых оренбуржцев. Так, первым жильем до морозов были палатки. По словам Екатерины Косцовой, ведущего архивиста ГБУ «Государственный архив Оренбургской области», первый капитальный дом появился через 10 лет после самого города (в 1753 году). Это самый старый среди сохранившихся - дом на Советской, 4. В нём жил знаменитый Петр Рычков. В первой половине восемнадцатого века он занимал важные административные посты в Оренбургской губернии - служил начальником Оренбургской губернской канцелярии, позже стал заниматься делами правления Оренбургских соляных дел.
Сейчас мы видим скромное длинное одноэтажное здание на высоком цоколе с лишенным каких-либо украшений фасадом. Достоверных сведений не сохранилось, как выглядел дом Рычкова. Сохранился от прежнего хозяина здесь только фундамент да толстенные, метровые стены. В остальном - от прежнего великолепия не осталось почти ничего. В 18-м веке дома без всякого рода украшений просто не строили. А тем более для такого как Петр Иванович, достаточно состоятельного и уважаемого человека, наверняка, старались.
Не сохранился дом Рычкова и на старых фото Оренбурга. Но на нескольких фотографиях фасад издалека можно разглядеть. Заметен роскошный сад и флаг российской империи. В 1767-м году Петр Рычков свой дом в Оренбурге покинул и здесь разместилась государственная аптека (приложение 2).
Гостиный двор (Советская, 23). Гостиный двор - характерный памятник торгового происхождения. Он был заложен одновременно с другими деревянными зданиями Оренбургской крепости в 1743 -1747 годах. В то время Гостиный двор представлял собою крепость - он был обнесён высокой каменной стеной. Над западными воротами до сих пор ещё возвышается старинная башня. Внутри Гостиного двора размещалось 150 лавок и амбаров. Своды и навесы над лавками позволяли вести торговлю в любую погоду. Постепенно гостиный двор переделывался так, что двери и окна лавок стали выходить на улицу. В XVIII веке Гостиный двор имел 4 бастиона, остатки которых можно видеть и теперь. В 1900 году после значительных перестроек и изменений Гостиный двор приобрёл свой современный вид. Его внешний облик не менялся до 30-х годов XX века. В 40-х годах XX века Гостиный двор был приспособлен под корпуса Оренбургского шёлкового комбината. Последние несколько лет в Оренбурге ведётся восстановление историко-архитектурного комплекса «Гостиный двор». В настоящее время здесь размещается торговый комплекс (приложение 3).
Русский ампир в архитектурном наследии Оренбурга более обширен и представлен выдающимися образцами.
Здание Краеведческого музея (Советская, 28) было построено в 1836 году как особняк богатого купца, винного откупщика, титулярного советника А. И. Еникуцева. Кто является автором проекта – вопрос спорный. Возможно, это архитектор Уральского казачьего войска Андрей Андреевич (Генрих) Гопиус. Есть и другая версия: известный екатеринбургский зодчий Михаил Павлович Малахов. Несомненно, одно: в архитектуре памятника по улице Советской, 28, видна умелая и опытная рука мастера русского классицизма.
Общая композиция главного фасада симметрична относительно парадного входа, находящегося в центре. Все фасады его, кроме дворового, парадны. На главном фасаде выступает центральный ризалит (от итал. risalita — «выступ») с треугольным фронтоном, слева и справа от него — два боковых ризалита без фронтонов. Центральный ризалит украшен великолепным шестиколонным портиком «ионического» ордера. Внизу портик опирается на аркаду с крыльцом, ведущим к парадному входу. Колонны портика заканчиваются изящными «ионическими» капителями со спиралевидными «волютами». Портик завершается классическим треугольным фронтоном, скромно украшенным характерными зубчиками.
По краям здания два слегка выступающих боковых ризалита декорированы портиками с четырьмя «ионическими» полуколоннами. Блестяще решены боковые фасады здания, на которых двускатная кровля стала красивым фронтоном портика, состоящего из шести полуколонн «ионического» ордера. В тимпане фронтона очень уместно разместилось большое арочное окно. Красивое архитектурное оформление боковых фасадов отражает типичное для классицизма стремление к абсолютной законченности композиции здания.
Фасады памятника архитектуры декорированы скупыми, но тщательно прорисованными лепными деталями с характерными для классицизма скульптурными изображениями. Лепнины на фасадах немного. Между пилястрами портиков размещены маскароны (то есть человеческие лица, в нашем случае – женские), обрамлённые изогнутыми факелами (приложение 5).
Красивая литая решетка украшает ограждение галереи центрального портика. Проста, но изысканна парапетная решетка. В целом архитектуре Краеведческого музея свойственны черты уютных городских особняков ампирной Москвы - известных памятников русского зодчества.
Затем это здание было приобретено В.А.Перовским под канцелярию оренбургских генерал-губернаторов, позднее сюда вселилась Контрольная палата. После Октябрьской революции здание занимали различные учреждения партийных и советских органов. С 1946 года здесь находится Областной Краеведческий музей (приложение 4).
Другой памятник русского ампира в Оренбурге - Дом учителя (Советская, 17). Здание выстроено в 1841 году, сильно пострадало при пожаре 1879 года. Бывшее Дворянское (Благородное) собрание, после 1875 г. - общественное собрание.
Массивный цоколь с полуциркульными арками служит основанием здания, на котором возвышаются два сильно выступающих ризалита, объединенных обширной террасой. Очень интересен дворовый фасад (бывший когда-то парковым) с полукруглым объемом гостиной (танцевального зала). В целом здание выглядит просто и красиво. Особенным изяществом отличаются детали обрамления арочных проемов террасы на главном фасаде. В них использованы античные мотивы - стилизованные пучки аканта и паметты (приложение 5).
Беседка-ротонда в сквере им. Ленина. В сквере имени Ленина установлена старинная беседка – ротонда. Беседки подобной архитектуры были обычным украшением садово-парковых ансамблей эпохи классицизма. Десять белоснежных колонн с дорическими капителями установлены на круглом приподнятом основании. Беседка перекрыта небольшим куполом. В центре беседки был установлен небольшой фонтан, украшенный скульптурой Амура, к несчастью не сохранившийся. Ротонда была возведена в 1837 году при губернаторе П.К.Эссене к приезду в Оренбург будущего императора Александра II. Изначально беседка располагалась в Зауральной роще, где был устроен парк. В конце XIX века беседку перенесли в Александровский сквер (сейчас сквер им. Ленина). Сегодня в отреставрированной ротонде, на месте утраченного фонтана, установлена скульптурная композиция, изображающая девушку с кувшином и ребенка, ранее украшавшая другой оренбургский фонтан (приложение 6).
Одним из примечательных образцов русского классицизма могло бы стать здание, построенное в 1840 году для квартиры и канцелярии оренбургских генерал-губернаторов и занимаемое ныне Институтом усовершенствования учителей (Советская, 2), если бы ее удалось сохранить в том виде, в каком оно существовало до 1917 года. Снесен восьмиугольный бельведер с куполом над центральной частью, который придавил зданию изящную завершенность: снесен монументальный главный вход в виде портика-террасы; был устроен третий этаж и пробиты окна в верхней части здания, чем непоправимо нарушена строгость дорического антаблемента Но даже и в таком виде здание производит приятное впечатление. Горизонтальная рустика первого этажа, высокие окна с полуциркульными проемами (обозначающие главные помещения) - все эти приемы классицизма выгодно отличают этот памятник исторического Оренбурга. (приложение 7).
В первой половине XIX века появилось много официальных государственных зданий в так называемом “казарменном” стиле, которые строились по установленным шаблонам, использующим архитектурные формы классицизма. Как правило, эти здания лишены особых художественных достоинств, однако в Оренбурге имеются весьма примечательные постройки подобного типа. Таким образцом “казарменного” классицизма является школа N 30 (Советская, 24). Здание было построено для второго эскадрона Неплюевского кадетского корпуса, затем в нем разместилось реальное училище. Центральная часть здания выделена мощным четырехколонным портиком-террасой, полуциркульными арочными проемами второго этажа и невысоким аттиком. Фризовый пояс украшен характерным орнаментом - меандром (стилизованная “бегущая волна”), символом вечной жизни (приложение 8).
3. Заключение
Таким образом, цель моей работы выполнена, а именно были представлены архитектурные памятники Оренбурга в стиле классицизм. Мы видим, что часть зданий в стиле классицизм не сохранилась, некоторые сильно видоизменились и лишь частично принадлежат к классицизму. Можно помечтать о восстановлении прежнего облика города, например, для венчающих частей старинных зданий были характерны разнообразные башенки, шатры, купола, шпили, которые не сохранились. Тем не менее представленные произведения архитектуры прекрасны, они являются отголосками той далёкой эпохи. Эти здания строили на века, и мы должны сохранить что осталось, что создаёт особый колорит города, его неповторимую ауру, сохранить на память будущему.
Результаты моей работы имеют практическую значимость: составлен буклет «Памятники классицизма в Оренбурге», который может быть использован как учебное пособие на факультативных занятиях по предмету «Искусство».
Тема моего исследования чрезвычайно интересна и глубока. Она раскрывает дальнейшие перспективы. Мне хотелось бы изучить архитектуру Караван-Сарая (1842), памятника мирового значения, созданного по проекту самого А. П.Брюллова, архитектора императорского двора.
Акант – тропические травы или кустарники семейства акантовых.
6.Литература
Ампир и классицизм [Электронный ресурс], - orenarch.narod.ru
Классицизм – Википедия [Электронный ресурс], - ru.vikipedia.orq
Открытый клуб Оренбуржцев - Город Оренбург – памятники архитектуры современные и древние [Электронный ресурс],- www.orenclub. info
Описание Беседка-ротонда в сквере им. Ленина [Электронный ресурс], -
http://www.rutraveller.ru/place/14673
Оренбург — «всем азиатским странам и землям… ключ и врата». — Оренбург: ИПК «Газпромпечать» ООО «Оренбурггазпромсервис», 2010. — 704 с.
Русакова Т. Г. Бреусова Т. А. Методические аспекты изучения архитектурных стилей в общеобразовательной школе - Вестник Оренбургского педагогического университета, 2015 №15. – С. 225-230
Ъ – Самара – На границе Европы и Азии [Электронный ресурс],- www.kommersant.ru
Рисуют дети водопад
Сказка "Колосок"
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Проказы старухи-зимы
Новогодние гирлянды