Исследовательский проект по литературному чтению
Школьная научная конференция молодых исследователей
научно-социальной программы «Шаг в будущее»
Тема: Составление иллюстрированного толкового словаря архаизмов и историзмов к повести Василия Яна «Никита и Микитка»
Автор: Полякова Софья
учащаяся 4А класса.
Руководитель: Зименкова Людмила Петровна,
учитель начальных классов.
ХМАО-Югра, г. Нефтеюганск,
МБОУ «Лицей №1»».
Оглавление
В начале года мне посчастливилось прочитать замечательную историческую повесть Василия Яна «Никита и Микитка». Эта книга была включена в список внеклассного чтения по литературе. Книга познакомила меня с прошлым нашей страны. Было очень интересно читать о первых школах в России, о том, как появились первые печатные книги.
Думаю, читать исторические произведения полезно. Ведь очень важно знать историю своей страны, чтобы не вырасти Иваном, не помнящим родства. Но в ходе прочтения я столкнулась с проблемой непонимания устаревших слов. Объяснение некоторых из них я находила в сносках. Но, как оказалось, не всегда эти объяснения дают полное представление о слове. А к некоторым словам там вообще нет объяснения. Часто я выясняла значение новых слов у взрослых. Иногда они сами отвечали на мои вопросы. Но чаще предлагали обратиться к Толковому словарю. И вот я решила составить свой маленький Толковый словарик, чтобы облегчить жизнь одноклассников и тех ребят, которые захотят прочитать повесть Василия Яна. Чтобы выяснить, актуальна ли моя работа, я провела опрос среди четвероклассников и узнала, что исторические произведения читали лишь два ученика, но многие хотели бы прочитать. Книгу Василия Яна «Никита и Микитка» не читал никто из опрошенных. О значении предложенных устаревших слов тоже никто не догадался.
Проблема исследования: в ходе прочтения художественных произведений современные школьники сталкиваются с проблемой непонимания значений устаревших слов.
Цель исследования: составить иллюстрированный толковый словарь архаизмов и историзмов к повести В. Яна «Никита и Микитка», чтобы вызвать интерес учащихся к богатству и выразительности русского языка.
Задачи исследования:
Гипотеза: возможно, моя работа вызовет интерес одноклассников к словам, связанным с историей России и им захочется при чтении исторической литературы выяснять значение слов, а не пропускать их без понимания.
Объект исследования: повесть Василия Яна «Никита и Микитка»
Предмет исследования: слова, незнакомые современному читателю.
Методы исследования:
Выписать все устаревшие слова из повести «Никита и Микитка» было нелегко. Надо было ёще раз внимательно пересмотреть весь текст. В этом мне помогла мама. В справочниках я нашла информацию о устаревших словах. Оказалось, что среди устаревших слов различают архаизмы и историзмы.
Архаизмы — это устаревшие названия современных предметов и понятий, например: мемория — память, убойство — убийство, живот — жизнь. как видим, у архаизмов обязательно в современном языке существует слово-аналог, или синоним. В этом состоит отличие архаизмов от историзмов.
Историзмы — это слова, называющие исчезнувшие предметы и явления объективной действительности. Эти слова остались в исторических трудах, мемуарах, в исторических хрониках, в произведениях литературы о прошлом, в старых газетах, а объекты, которые они когда-то обозначали, исчезли. Слова-историзмы сохранились в пассивном составе лексики русского языка как память о старине. У историзмов нет и не может быть синонимов, в чем заключается главное отличие историзмов от архаизмов.
В моём списке встретились и архаизмы и историзмы. Например, Буквица, (устаревшее) - то же, что азбука или букварь. Это архаизм. У этого слова есть синоним в современном русском языке. Бердыш - старинное оружие - широкий длинный топор на высоком древке с лезвием в виде полумесяца. Это историзм. Слово исчезло из русского языка вместе с предметом, который оно называло. Синонима к нему нет в современном русском языке.
Значение каждого слова я выясняла в словарях. Сначала я обратилась к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова. Нашла в нём значение только двух-трёх слов. Взрослые посоветовали мне обратиться к «Толковому словарю живого великорусского языка» В. Даля. Он очень мне помог. Кроме этого в сети Интернет я нашла и другие толковые словари, которыми смогла воспользоваться. Например, «Большой толковый словарь русского языка» под редакцией С. А. Кузнецова. С помощью интернета подобрала иллюстрацию к каждому слову.
Подготовленные слова мне предстояло оформить в словарь. Чтобы сделать это правильно, я проанализировала структуру нескольких словарей, которые есть у нас в классе. Кроме этого, узнала, что теорию и практику составления словарей изучает наука лексикография (от греческого lexikos – относящийся к слову и grapho – пишу) – раздел языкознания. Словарь – это сборник слов (обычно в алфавитном порядке) с пояснениями, толкованиями или с переводом значений слов с одного языка на другой. Существует несколько типов словарей. В зависимости от задач словаря разным будет состав слов, по-разному они будут размещаться и объясняться в словаре. Словари возникли у многих народов на ранних этапах развития письменности из потребности узнать, что означает то или иное непонятное слово (устарелое, диалектное, специальное, иноязычное). Первые словари были одновременно и своего рода энциклопедическими справочниками. Непосредственными предшественниками словарей являются глоссы, т. е. объяснения значений отдельных слов на полях и в тексте рукописных книг. Сборники глосс (глоссарии) были первыми словарными работами. Самый старый из дошедших до нашего времени русских глоссариев – словарик (в 174 слова), приложенный к Кормчей книге 1282 года.
Словари всегда помогали людям расширять свои знания, повышать языковую культуру.
Каждый словарь имеет определённое назначение, от которого зависит его структура.
Словари составлены как бы из кирпичиков – из множества словарных статей. Каждая статья рассказывает о понятии, обозначаемом словом. В разных словарях и справочниках словарные статьи будут иметь свои особенности. Словарная статья начинается с заголовка. В языковых словарях заголовок всегда имеет ударение.
В словарной статье языкового словаря используются разнообразные пометы – специальные указания на грамматические свойства слова, его стилистическую окрашенность. В качестве грамматических помет в словарях употребляются, например, следующие: буд. вр. (будущее время), им. п. (именительный падеж), мн. ч. (множественное число) и др.
В словарной статье языкового словаря помещаются иллюстративные цитаты и речения, которыми авторы словарей подтверждают, оправдывают употребление слова и выражения в языке. Иллюстративные цитаты выписываются из различных источников: художественной, научной литературы. Например, фразеологизм курам на смех иллюстрируется в «Школьном фразеологическом словаре русского языка» В. П. Жукова цитатой из повести Валентина Катаева «Белеет парус одинокий»: Под парусом иди себе куда хочешь… А без паруса, на одних вёслах, это ж: курам на смех! В качестве иллюстративных цитат нередко используются пословицы, поговорки, загадки.
Предисловие является очень важной частью словаря. Чтобы впустую не тратить времени на поиски нужной справки о слове, следует внимательно прочитать предисловие. В нём говориться о составе слов, об их расположении в словаре, о том, как они в нём объясняются.
Изучив структуру толковых словарей, я приступила к оформлению. Мой словарь начинается с предисловия, в котором читатель узнаёт о назначении словаря, о структуре словарной статьи.
Обычно в начале каждого словаря помещается алфавит. Я не стала этого делать, так как в моём словаре алфавитный порядок можно увидеть в оглавлении в начале словаря.
«Иллюстрированный толковый словарь архаизмов» является руководством к правильному толкованию устаревших слов, употреблённых в повести Василия Яна «Никита и Микитка» и возможной замене их словами из современного литературного языка.
Словарь содержит 56 словарных статей и две статьи об исторических личностях.
В словаре раскрывается значение слова в кратком определении, которое скорее можно назвать переводом на общепринятый литературный русский язык.
После толкования значения слова даются примеры, иллюстрирующие его употребление в речи. Примеры помогают точнее понять значение слова и способы его применения. В качестве примеров даются короткие фразы – речения. Каждая статья сопровождается иллюстрацией.
Ударная буква в слове выделена курсивом.
Принадлежность слова к той или иной части речи обозначена пометами: наречие, существительное и т.д.
Формы слова приводятся сокращённо. Указывается окончание формы родительного падежа. Например, бердыш, -а
Я решила немного отойти от общепринятой структуры толковых словарей. И для лучшего понимания содержания повести перед словарными статьями помещены две статьи об исторических личностях, упомянутых в произведении В. Яна.
С рекламой книги Василия Яна я выступила перед третьеклассниками. Я рассказала им не только о содержании книги, но и о своём словаре. Ребят заинтересовало значение слов, которые они никогда не слышали. Многие захотели прочитать книгу «Никита и Микитка» и подробнее ознакомиться с моим словарём.
Своим одноклассникам я тоже представила словарь. Ребята подтвердили, что значение собранных мной слов им было не понятно во время чтения книги и не всегда удавалось его выяснить. Узнав, что устаревшие слова делятся на архаизмы и историзмы, ребята с интересом выясняли, чем является каждое слово. Я предложила им, встретив устаревшие слова вносить их в нашу копилку, чтобы потом анализировать.
Закончив своё исследование, я сделала следующие выводы:
Думаю, что моё исследование было полезно и для меня, и для учеников, которых я познакомила со своей работой. Свой словарь я хочу передать в школьную библиотеку, чтобы им могли воспользоваться другие читатели повести Василия Яна.
Опрос
1.Любите ли вы читать историческую литературу?
- да
-нет
2. Читали ли вы повесть Василия Яна «Никита и Микитка»?
- да
-нет
3. Известно ли вам значение слов бердыш, гуж, зипун?
- да
-нет
- не всех слов
ПРИЛОЖЕНИЕ I I
Какая бывает зима
Мальчик и колокольчики ландышей
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Рисуем осенние листья
Мост Леонардо