В статье рассматриваются особенности и проблемы бытования народной песни в современном отечественном информационном пространстве. Осуществляющийся в последние десятилетия переход народной песни из бытовых форм существования в сценические и информационные определил трансформацию способов и условий ее распространения, в том числе, на основе внедрения инноваций.
С данной работой Анастасия выступила 28 февраля этого года на Международной научной конференции «Книга в современном мире: книжная культура и культура книги» ВГУ. Это ее вторая работа и выступление на научной конференции.
Вложение | Размер |
---|---|
Проблемы бытования народной песни в современном отечественном информационном пространстве | 27.16 КБ |
Международная научная конференция
«Книга в современном мире: книжная культура и культура книги»
ГБ ПОУ «Воронежский музыкальный колледж имени Ростроповичей»
Тема: Проблемы бытования народной песни в современном отечественном информационном пространстве
Секция: Культура распространения книги в информационном обществе
Подготовила Красникова Анастасия
Руководитель Бобрышева Наталья Ивановна
В статье рассматриваются особенности и проблемы бытования народной песни в современном отечественном информационном пространстве. Осуществляющийся в последние десятилетия переход народной песни из бытовых форм существования в сценические и информационные определил трансформацию способов и условий ее распространения, в том числе, на основе внедрения инноваций.
Ключевые слова: народная песня, культурные ценности, информационное пространство, средства массовой информации, медиасредства, телевидение, радиовещание, интернет, печатные издания, трансляция
В современной социокультурной среде народные традиции, несмотря на их устойчивость, претерпевают изменения, связанные с наступлением эпохи информационной цивилизации, поэтому сохранение и популяризация традиционного русского народно-песенного творчества в создавшихся условиях подразумевают не только необходимость глубокого и объективного анализа данного явления, но и его синхронизацию и взаимодействие с другими актуальными процессами: «Новые технологии диктуют свои требования во всех жизнеобразующих сферах. Современный подход к культурным реалиям также должен определяться новыми категориями» [2, с. 295]. Одним из значимых факторов бытования и трансформации народной песенной культуры в наши дни, безусловно, выступают особенности современного информационно-культурного пространства, в том числе, постоянно модернизирующиеся коммуникационные технологии и системы передачи информации.
В этом контексте важное значение приобретает проблема содержания и способов трансляции информации о культурных ценностях, вызывающая неоднозначные суждения. С одной стороны, как пишет М. В. Глаголев, «технологии преобразования и трансляции текстовой, звуковой и визуальной информации в виде цифрового сигнала предоставили новые возможности для накопления, обработки и расширения доступа к информации о культурных ценностях» [1, с. 3], что определяет перспективность взаимодействия традиционной культуры с современной информационной средой.
С другой стороны, «“живое” человеческое общение и непосредственная коммуникация с культурными ценностями подменяется взаимодействием с технологиями»[6, с. 99].Наконец, третий немаловажный аспект – это возможность выбора информации, предназначенной для восприятия в т.ч. культурных ценностей, которая возникает благодаря многочисленным и разнообразным по форме и содержанию технологиям коммуникации. И здесь возникает вопрос критериев, по которым «передающая сторона» осуществляет этот отбор, что, в конечном итоге, в значительной степени влияет на формирование духовной и эстетической культуры общества в целом.
Народная песня, постепенно уходящая из привычной ей среды обитания, всё в большей степени попадает в зависимость от реалий современного информационного процесса. Практически исчезла существовавшая веками практика передачи традиции народного пения из уста в уста, от старшего поколения к младшему; крайне мало звучит народная песня в повседневной жизни россиян. Становясь преимущественно объектом деятельности самодеятельных и профессиональных артистов, народная песня переместилась из сферы культурного обихода в сценические условия, что определило ее попадание в информационное поле средств массовой коммуникации, и прежде всего, СМИ.
В настоящее время функционируют четыре основных вида средств массовой информации: печать, радио, телевидение и интернет. Эти виды или подсистемы включают печатные (бумажные и электронные) издания, программы радио и телевидения, интернет-каналы и сайты, совместно составляющие информационные ресурсы общества и способные транслировать любой контент практически во все точки планеты. Данные подсистемы появились в разное время, и поэтому носят характерные для своего периода возникновения черты.
Одним из наиболее мощных СМИ является телевидение, представляющее аудитории доступную возможность приобретения информации пассивным способом. Наглядность передаваемой телевидением информации в виде аудио- и видеосигналов, оперативность и многогранность программ и каналов, возможность одновременного восприятия звукового ряда и видеоряда привели к огромной популярности этого вида СМИ.
В результате телевидение стало прогрессировать опережающими темпами и практически по всем параметрам заняло первое место в ряду прочих информационных средств. Потребителем телепродукции выступает огромная аудитория: по данным Фонда «Общественное мнение», более 90 % взрослого населения смотрит телевизор хотя бы раз в неделю, и большая часть из них (около 70 %) делает это каждый день [5, с. 22].
Вещание народной песни на телевидении, как правило, осуществляется либо путем системного, периодического показа программ, посвященных этому жанру, либо в бессистемном варианте, когда народная музыка звучит в эфире как отдельный номер концерта или программы, либо в форме трансляции сольного концерта конкретного коллектива.
Показательным является тот факт, что только на одном из общедоступных обязательных телеканалов имеется систематически выходящая программа, посвященная народной песне, и лишь два телеканала (ОТР и Россия-Культура) периодически показывают концерты коллективов и исполнителей народной песни. Четыре телеканала (Россия-1, ТВ Центр, Звезда, Мир) показывают отдельные концертные номера коллективов и исполнителей народной песни. Остальные же тринадцать каналов вообще не имеют в своей вещательной сетке соответствующих трансляций. Показательна и сравнительная аналитика «удельного веса» эфирного времени, посвященного народной музыке, с другими «жанрами» российского телевидения.
При этом следует принять как исходные данные, что в целом доминирует развлекательный контент.
Следующей подсистемой средств массовой информации выступает радио. Согласно информации Европейского вещательного союза, 90% жителей России имеют в своем пользовании радиоприемники, что свидетельствует о высоком уровне востребованности радио как средства массовой информации[3, с. 21]. По данным «Mediascope/TNS», 80% слушателей радио (жителей городов с численностью населения 100 тысяч человек и более) используют автомобильные радиоприемники, почти половина (47%) применяют для прослушивания радиоприемники; 23% слушают радио через мобильные телефоны и смартфоны, 21% аудитории используют для этого компьютер и ноутбук. Только 16% жителей городов слушают проводное радио, 13% слушают радио через телевизор, 6% используют для прослушивания радио плеер и столько же – планшет [3, с. 22].
По-прежнему остается важнейшим информационным и коммуникационным носителем в условиях российского общества печатная пресса: из 79786 наименований средств массовой информации, включенных в реестр «Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» (Роскомнадзор) по состоянию на 17 апреля 2017 года, две трети составляют периодические печатные издания. Из них 37% – журналы, 28% – газеты и около 5% – бюллетени, альманахи и прочие. Ещё 11% – онлайн-СМИ, в значительной части представленные сайтами и другими цифровыми продуктами периодических печатных изданий. 10% пришлось на ТВ, 7% – на радио, 2% – на информагентства и 3% – на прочие СМИ [4, с.7].
Аналогичная ситуация сложилась и на российском медиарынке печатных СМИ. По сей день выходят четыре Всероссийских периодических печатных издания, включающих информацию о народной песне. Это журнал «Живая старина» (4 номера в год) и альманах «Традиционная культура» (6 номеров год), утвержденные Государственным Республиканским центром русского фольклора (ГРЦРФ), журнал «Народное творчество» (8 номеров в год), издаваемый при поддержке Министерства культуры РФ и журнал «Традиции» (8 номеров в год), принадлежащий Музыкально-литературному издательству Союза художников. Данные издания имеют научно-популярный статус и используются, как правило, специалистами и любителями фольклора. Общий тираж перечисленных изданий составляет 7-8 тысяч экземпляров в год, что, конечно, несравнимо по масштабам с 18,5 млн. разового подписного тиража всех печатных изданий России (в 2016 г.).
Таким образом, из 55850 наименований печатных изданий России единицы (не более 10, с учетом региональных изданий) располагают на своих страницах информацию о народной песне, коллективах и исполнителях этого жанра.
Более позитивная тенденция по всё большему использованию в качестве информационного поля коллективами и исполнителями народной песни, в том числе «возрастными», наметилась в сети Интернет. Согласно опросу, проведенному среди коллективов и исполнителей народной песни, около 70 % из них имеют свои сайты в интернет-пространстве. Также около 66% опрошенных размещают информацию о себе в социальных сетях. Кроме того, жанр народной песни достаточно широко представлен в таком популярном онлайн-бренде как видеохостинг «YouTube».
Практически любого исполнителя или коллектив народной песни можно послушать или посмотреть через различные виды интернет-поисковиков. Таким образом, интернет в настоящее время, несомненно, является ведущим СМИ по трансляции жанра народной песни. Причин здесь множество, но, пожалуй, главная – это отсутствие каких-либо препятствующих (административных, режиссерских, журналистских и пр.) факторов, свойственных другим СМИ: для размещения информации в интернете достаточно просто желания, небольших навыков и незначительных материальных вложений. Немаловажное значение в вопросе укрепления позиций народной песни в информационном пространстве играет построение эффективной системы управления и регулирования этими процессами, как со стороны руководящих государственных органов, так и на уровне холдингов и корпораций, обеспечивающих работу СМИ.
Современные технологии обеспечивают новые возможности доступа к информации о тех или иных объектах нематериальной культуры, к которым относится и народная песенная традиция. Сегодня наблюдается прогрессирующий переход народной песни из бытовых форм существования в сценические и информационные, что предполагает трансформацию условий ее распространения, в том числе, на основе внедрения инноваций. Особую роль в этом процессе играют медиасредства, основной функцией которых по отношению к национальной культуре выступает пропаганда и популяризация народной песни через ее систематическую трансляцию, через создание соответствующего контента и предоставление достаточного количества информации об исполнителях и коллективах этого жанра.
«Песня - душа народа» - это определение прямо и непосредственно выражает значение народной песни. Где, как не в песне можно постичь характер народа. Его безмерную широту, удаль, молодецкий задор, доброту и щедрость, самородный нрав. Русская народная песня становится еще более известной и популярной благодаря великим русским исполнителям, среди которых: Федор Шаляпин, Надежда Плевицкая, Лидия Русланова, Людмила Зыкина, Мария Мордасова, Ольга Воронец и другие.
Выдающейся исполнительницей народной песни в период с конца 60-х гг. прошлого века и до настоящего времени была и остается Екатерина Михайловна Молодцова (урожденная Балбекова, с именем, данным при рождении - Хадича). Певица, педагог, народная артистка Российской Федерации, почетный гражданин города Воронежа, автор нескольких сборников песен и частушек.
Ее последний сборник «С песней по жизни» вышел в 2000 году тиражом 2000 экземпляроввиздательско-полиграфической фирме «Воронеж». Счастливыми обладателями сборников стали библиотеки города (Никитинская библиотека, библиотека колледжа им. Ростроповичей и др.), а также некоторые творческие коллективы. В него вошли наиболее значимые произведения из репертуара Екатерины Михайловны. В создании этого сборника приняли участие: Екатерина Михайловна Молодцова, Г.Н. Молодцов, М.В. Ефименко, П.А. Попов. Песни в сборнике разноплановые: патриотические, лирические, акапельные, протяжные, игровые, частушки и страдания: «Как сорву я красну розу», «Воронежская разнесуха», «Я дочка России на веки» и др. В сборнике есть фотографии, отображающие разные этапы жизни певицы и людей, повлиявших на её творчество. Песни Екатерины Михайловны исполняют известные сейчас в нашей стране выпускницы Воронежского музыкального колледжа им. Ростроповичей: Ольга Чиркова, Инна Каменева, Вероника Курбан-Мамадова, Марина Девятова, Оксана Молодцова, ансамбль Воронежские Девчата и Воронежский хор. Эти песни звучат на каналах центрального телевидения. К сожалению, с тех пор сборник не переиздавался. Многие тексты её песен вошли в сборник стихов Геннадия Николаевича Молодцова, который был издан в 2002 году в издательско-полиграфической фирме «Воронеж» тиражом 2000 экземпляров. В нем представлены песни, стихи, частушки, поздравления и фотографии из семейного архива. На творчество автора очень сильно повлияла его жена, Екатерина Михайловна, о чем он пишет в предисловии. Сборник находится в библиотеках города Воронеж, в продажу не выпущен.
Песни Екатерины Михайловны вошли в сборники «Репертуар народного певца» , составленные профессором Российской Академии им. Гнесиных Л.Шаминой. («Ох, давным-давнёхонько»). Молодцова планирует издать новый сборник, который будут входить песни авторов современников и краткие биографические справки. На самом деле сборник уже составлен, но на издание его просто нет средств.
На занятиях мы используем сборники песен Лидии Руслановой, Шаминой «Репертуар народного певца», Ольги Ковалевой и современных авторов: Руденко, Александра Такмакова, сборники в обработках Захарова, Кутузова, Зацарного, Левашова, Ефимова и многих других. Но с переизданием таких учебных пособий дела обстоят еще хуже.
Молодцова - уникальная исполнительница народных песен и частушек, хранительница традиции, которая сегодня может угаснуть - если не хранить. Ученица великой Марии Мордасовой, дорожащая подлинной интонацией.
А ведь что такое - сохранять традицию? Петь то, что исполнялось раньше, - очень хорошо. Но важней творить новое, произрастающее из созданного ранее, опираясь на народную мелодику.
По мнению Екатерины Михайловны, молодежь должна слышать настоящую музыку. Сейчас многие не знают имен Зыкиной, Мордасовой. Почему? Да все просто: раньше их песни передавали по радио и телевидению. Канули в лето и наши хоровые коллективы - Воронежский, Омский, Уральский, Оренбургский, Рязанский и другие. Их не показывают, они не имеют возможности выезжать на гастроли.
К русской песне относиться надо с глубочайшим уважением и - осторожностью. Как к хорошей вещи, которую нельзя порвать или запачкать. Теперь, конечно, другое время. Но песня останется.
В современном информационном пространстве России народная песня занимает достаточно слабые позиции, и задача сохранения и пропаганды народной песни как культурного достояния требует целенаправленной организации данного процесса как средствами современных СМИ, так и печатных изданий, интернет-контента.
Литература
1. Глаголев М.В. Культурные ценности в контексте современного информационного пространства: автореф. дис. … канд. культурологии. – М., 2004. – 17 с.
2. Кузнецова Е.В. Проблема развития культурно-коммуникативных процессов на этапе формирования информационной цивилизации // Новые идеи в философии. – 2016. – Вып. 3 (24). – С. 294-298.
3. Радиовещание в России: состояние, тенденции и перспективы развития: отраслевой доклад. – М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2017. – 125 с.
4. Российская периодическая печать: состояние, тенденции и перспективы развития: отраслевой доклад. – М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2017. – 152 с.
5. Телевидение в России 2016 году: состояние, тенденции и перспективы развития: отраслевой доклад. – М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2017. – 115 с.
6. Цвынар К.М. Средства массовой информации в современной культуре: информация и просвещение или манипуляция? // Политическая концептология. – 2015. – № 2. – С. 97-108
Круговорот воды в пакете
В поисках капитана Гранта
Мастер-класс "Корзиночка"
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью