В настоящей статье рассмотрено произведение Евгения Ивановича Носова «Белый гусь» в качестве примера литературно – художественного наследия писателя.
Вложение | Размер |
---|---|
po_sledam_tvorchestva_mastera_slova_kurskogo_kraya_2.docx | 173.47 КБ |
По следам творчества Мастера слова Курского края
Автор: Новикова Карина
Руководитель: Гончарова Наталья Александровна,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15»
Г. Курск, Курская область
Аннотация. В настоящей статье рассмотрено произведение Евгения Ивановича Носова «Белый гусь» в качестве примера литературно – художественного наследия писателя.
Летать я не могу, но о полёте мечтаю, и чтобы осуществить это, - я пишу.
Я хочу, чтобы мои слова и мысли хотя бы немного парили над землей…
Е.И. Носов
Совсем скоро,15 января 2020 года, исполнится 95 лет со дня рождения выдающегося Мастера русского слова, уроженца хлебосольного Курского края Евгения Ивановича Носова. Это был необыкновенно талантливый, творчески одарённый, честный, порядочный и очень чуткий человек, оставивший яркий след в русской литературе.
Евгений Носов родился в 1925 в Курске, в селе Толмачево. «Я родился студёным январским вечером 1925 года в тускло освещённой избе своего деда. Село Толмачево раскинулось вдоль речки Сейм, в водах которой по вечерам отражались огни недалекого города Курска. Из деревенского окна виделись мне просторный луг, весной заливаемый половодьем, и таинственный лес за ним, и еще более далекие паровозные дымы за лесом, всегда манившие меня в дорогу, которой и оказалась потом литература – главная стезя моей жизни», - так поэтически писал о месте своего рождения курский писатель.
Мы с учителем очень часто бываем в музеях. Однажды мы попали в литературный музей, где я впервые увидела экспозицию, посвящённую жизни и творчеству наших курских писателей и поэтов. Я обратила внимание на один маленький уголок, в котором были представлены личные вещи Евгения Носова: очки в роговой оправе, старый растянутый свитер, ручка, которой он написал не одну сотню страниц, карандаши, акварельные краски, кисти для рисования. Кроме того, экскурсовод рассказала нам, что Евгений Иванович был заядлым рыбаком. Он мог целыми часами сидеть на берегу реки, ожидая клёва, и наблюдать за окружающей природой, слушая пение птиц, шелест высокой травы, в которой гулял ветер. На выставке были представлены фотографии с его уловом. Помимо этого, под стеклом были выставлены его рисунки акварелью, маслом, карандашом, посвящённые природе родного края, а также иллюстрации к рассказам и повестям, выполненные самим писателем.
Меня очень поразили удивительные глиняные игрушки с причудливым орнаментом, изготовленные и раскрашенные Носовым и предназначавшиеся для детей. Вообще тема детей и животных занимала в его творчестве особое место. На экспозиции были представлены старенькие, потрёпанные, пожелтевшие от времени детские книжки. Я узнала, что иллюстрации к этим книжкам рисовал сам писатель. Да, талантливый человек талантлив во всём.
Совершенно случайно мой взгляд остановился на тоненькой книжечке. Эта книжечка, «жившая» мирно вместе с другими, запомнилась мне особенно хорошо: на её форзаце был изображён белый гусь в окружении милых пушистых гусяток-одуванчиков, которые случайно выглянули у него из-под крылышка. Особенно я запомнила глаза этой птицы, не по-гусиному умные и беспокойные, устремлённые в хмурое, покрытое чёрными тучами небо. Мне очень захотелось прочитать этот рассказ. Придя домой, я прочитала мне этот рассказ. Я долго молчала, а потом нарисовала несколько иллюстраций к произведению и очень долго хранила их в ящике своего письменного стола.
Позже на уроке русского языка мы писали изложение по отрывку из этого текста. Я вновь окунулась в удивительный мир Носова и почувствовала пронзительное, щемящее чувство тоски по чему-то навсегда ушедшему, но оставившему глубокий след в моей душе.
Совсем недавно на уроке литературы мы изучали творчество Носова и обсуждали его произведения. Каждый рассказывал о рассказе или повести, которые ему особенно запомнились. Я анализировала свой любимый рассказ «Белый гусь». Я понимаю, что изменить финал произведений невозможно, но мне всё же очень хотелось переписать концовку моего любимого рассказа, хотелось, чтобы гусь попытался увести за собой глупеньких гусят, которые могли бы наслаждаться родительской лаской. Однако писатель словно бы учит нас, что, пожертвовав чем-то для других, ты навсегда останешься в их памяти.
Рассказ Евгения Ивановича Носова о простой заботливой птице, защищавшей своё потомство, можно сравнить с рассказом Константина Ушинского «Орёл и кошка», но в приведённом произведении финал не столь трагичен. В обоих рассказах родители яростно и самоотверженно защищали своё потомство, не щадя ни сил, ни здоровья, ни даже жизни.
Я считаю, что рассказ нашего земляка «Белый гусь» является гимном настоящей родительской любви. Он учит тому, что людям есть чему поучиться у животных и птиц.
Библиография:
1.Васильев В. Чувство Родины // Книга о Мастере. - М., 1998. С. 469-482.
2.Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. - М., 1988. 176 с. Еськов М. Боян земли русской.
3.Головко В.М. Историческая поэтика русской классической повести. - М., 2001. 204 с.
4.Горбулипа Т. Четки российской судьбы. Книга о Мастере. – Курск, 1998.
5.Дудина Л. Эпическое, историческое, героическое // Книга о Мастере. - Курск, 1998. С. 507-521
6.Журбина Е. Искусство очерка. - М., 1957. 221 с.
7.Калюжная Л.С. Большой стиль эпохи / Л.С. Калюжная.: Вступит. ст. // Русская проза второй половины XX века. В 2 т.: Т. 1. – М.: Дрофа: 2002.
Разноцветное дерево
Ель
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Валентин Берестов. Аист и соловей
Как нарисовать черёмуху