Конкурсное эссе учащейся, посвященное юбилею Михаила Юрьевича Лермонтова
Вложение | Размер |
---|---|
esse_konkursnoe_biktimirova_elina.docx | 17.9 КБ |
ЭССЕ. «Язык и золото - вот наш кинжал и яд»(М.Ю. Лермонтов)
Язык и золото. Духовное и материальное - главные завоевания человеческой цивилизации, две важные составляющие жизни человека. Стремление достичь богатства того и другого позволяют раскрыться личности, могут возвысить человека до недосягаемых высот или показать его моральное убожество. Каковы истоки человеческой порочности? Вопрос, который волновал не одно поколение писателей и поэтов. Ведь во все времена человек в определенный момент своей жизни сталкивался с очень сложным выбором между добром и злом. |
Интересно выразил свое отношение к этой многогранной проблеме великий русский поэт и прозаик первой половины 19 века М.Ю. Лермонтов. Его знаменитая цитата: «Язык и золото – вот наш кинжал и яд», – заставляет нас глубже задуматься над теми вещами, которые способны породить в человеке греховность. По мнению М.Ю. Лермонтова, в нашей жизни существуют такие хрупкие понятия, безрассудство к которым может обернуться самыми страшными последствиями. Так, язык и золото, по словам русского поэта, - это то, что, несомненно, требует к себе бережного отношения. Действительно, каждый день мы говорим, пишем множество разных слов, порой даже не задумываясь о том, что они значат, какое настроение могут вызвать у собеседника. А ведь слово обладает могущественной силой, и им, к сожалению, можно причинить тяжелую душевную боль, залечить которую бывает и невозможно. Трудно не согласиться и с тем, что богатство тоже несет в себе начала безнравственности. Обогатившись, люди нередко становятся жадными, хитрыми, равнодушными к проблемам окружающих. Словно ослепленные золотом, они стремятся как можно больше нажиться на других. |
Я тоже считаю, что любое неосторожное слово, ненасытная жажда денег - все это и есть истоки человеческой порочности. Так, люди зачастую, сами того не осознавая, бросаются очень обидными словами, тем самым оставляя глубокие раны на душе того или иного человека. |
В русской литературе немало тому примеров. Великий русский писатель Д.И. Фонвизин в комедии «Недоросль» особенно полно раскрывает эту проблему. Вспомним одну из главных героинь этого произведения госпожу Простакову, представительницу крепостного дворянства. Ее персонаж несет в себе отрицательные черты: она невежественна и злобна в отношении других. Госпожа Простакова считает, что ее постоянная брань есть единственный способ сохранить исключительную власть в семье. Еремеевну, няньку своего сына, она зачастую называет «собачьей дочерью», нельзя не заметить и ее обращения к Тришке, как к «болвану» или «воровской харе». Таким образом, слова, которые неоднократно использует в своей речи героиня, характеризуют ее как совершенно безнравственного, грубого человека. |
В свою очередь, испытывая бесконечное желание к обогащению, люди, не понимая того, что идут по пути самообмана, тоже способны лишиться рассудка, утратить важнейшие нравственные качества. В рассказе «Крыжовник» А. П. Чехов показывает, что в погоне за материальными благами зачастую люди забывают, что у них есть душа. Главный герой этого произведения всю свою жизнь мечтает о приобретении собственного имения. Николай Иванович Чимша-Гималайский использует все средства для достижения заветной цели. Служа чиновником, он жадно копит деньги, впоследствии даже женится исходя из материальной необходимости, заморив свою несчастную жену голодом. В конечном итоге его мечта реализовалась: он купил большую усадьбу, а вокруг нее рассадил множество кустов крыжовника. Парадоксально, но именно это приводит к духовной деградации героя. Вспомним случай, когда спустя долгие годы его посетил родной брат. Иван Иванович был потрясен, увидев состарившегося и подурневшего Николая Ивановича: «щеки, губы, нос вытянулись вперед… того и гляди хрюкнет в одеяло». Вряд ли стоит удивляться тому, что такое «футлярное существование», привело к утере нравственных качеств личности и духовной пустоте. Дом, построенный только для себя, стал лишь воплощением призрачной мечты. В нем главный герой не смог найти себя, наоборот, его новое имение только сломало его человеческую сущность, … |
Таким образом, М.Ю. Лермонтов был совершенно прав, говоря о том, что в нашей жизни есть вещи, имеющие очень тонкую грань, выйдя за которую человек утрачивает способность следовать принципам морали. К сожалению, этим человеком овладевают мнимые жизненные цели, основанные на началах человеческой порочности. Именно поэтому необходимо быть более чутким, отзывчивым, участливым и внимательным к окружающим. Как тут не вспомнить замечательные слова современного поэта Саята Куланкыпшака: Острый язык, - словно острая сабля, можно им ранить, а можно убить! Золота пуд или золота капля, - нас заставляют их яд всё ж испить! |
Просто так
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Огонь фламенко
5 зимних аудиосказок