Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_den_svyatogo_valentina_-_den_svyatyh_petra_i_fevronii_muromskih.docx | 855.27 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» Называевского
муниципального района Омской области
Детское объединение: «Театр и К»
Проект
«Русский день Святого Валентина –
день святых Петра и Февронии Муромских»
Автор проекта:
Персидских Виктория Витальевна, 12 лет
Руководитель:
Токарева Людмила Николаевна,
педагог дополнительного образования
Называевск – 2017
Замысел проекта:
Сейчас стало модно последнее время отмечать день Святого Валентина, день всех влюблённых. Я и сама несколько лет подряд покупаю красивые сердечки и дарю их всем своим самым близким и родным. Конечно, в этом ничего плохого нет, это хорошо, когда есть повод, чтобы сказать своим друзьям тёплые слова, преподнести подарок. Но, обидно другое, что мы смотрим на Запад, празднуем их национальные праздники, а свои русские не знаем или не хотим знать. Своим проектом, я хочу донести до всех подростков моего времени о чистой, красивой любви Петра и Февронии, которые смогли пронести её до последних минут жизни.
Цель проекта: Возродить семейные ценности в России.
Задачи проекта:
1.Расширить кругозор при изучении устного народного творчества.
2. Сформировать навыки исследовательской работы.
3. Воспитать нравственные качества: доброту, преданность, верность в дружбе и в любви, умение прощать.
Методы исследования:
- изучение материалов интернет – ресурсов по теме исследования.
План разработки:
1. Выяснить чем отличается наш День семьи, любви и верности от западного «Дня святого Валентина»?
2.Когда и как отмечают праздник святых Петра и Февронии.
3. История любви Петра и Февронии.
4. Значимость праздника «День Семьи, Любви и Верности».
Чем отличается наш День семьи, любви и верности от западного «Дня святого Валентина»?
Петр и Феврония: не влюбленность, а верность.
Наш праздник, в отличие от западного, прославляет не амурные шалости, а СЕМЬЮ. Даже Католическая церковь 14 февраля вспоминает не святого Валентина, а великих «учителей словенских» — Кирилла и Мефодия.
День всех влюбленных (он же — День святого Валентина) — один из наглядных примеров того, как российскому народу (и особенно молодежи) пытаются навязать совершенно чуждые праздники. В России этот праздник наиболее массово и открыто стал отмечаться с начала 1990-х годов.
Западный праздник тоже имеет церковное происхождение, однако очень далеко ушел от своих христианских корней. В церковном календаре под датой 14 февраля помещено упоминание о трех святых Валентинах. Все они жили в первых веках нашей эры, в период гонения на христиан, и были мучениками, погибшими за веру. Поскольку тогда церковь была единой, то эти святые почитаются и католиками, и православными.
Традиция праздновать день св. Валентина как «день влюбленных» появилась в Западной Европе с конца XIV в. Согласно народному поверью, в этот день птицы начинают искать себе пару.
Во Франции и Англии житие св. Валентина постепенно начало обрастать легендами, связанными с тайным венчанием влюблённых пар. Согласно легенде, римский император Клавдий II решил, что одинокий мужчина, не обременённый женой и семьёй, лучше будет сражаться на поле битвы во славу кесаря, и запретил воинам жениться.
Тайный христианин Валентин был полевым врачом, который сочувствовал несчастным влюблённым и тайком от всех, под покровом ночи освящал брак любящих мужчин и женщин. Вскоре деятельность святого Валентина стала известна властям, и его казнили 14 февраля 269 года. Но в темнице мученик Валентин успел познакомиться с дочерью надзирателя Юлией и перед своей казнью он написал ей признание в любви и подписал его «Твой Валентин». Прочитано оно было уже после того, как его казнили. Много веков спустя, следуя легенде, такие записки и стали называть «валентинками».
Как мы видим, в основе западного праздника тоже лежит история жертвенной любви – но она касается не целой судьбы и супружеской жизни, а только лишь истории романтического знакомства. Поэтому уже в наше время этот праздник фактически выродился в свою противоположность – вместо чистой любви он проповедует лишь случайные отношения, ни к чему не обязывающий блуд. В отличие от него, наш День семьи, любви и верности освящает именно супружескую жизнь, верность и подвиг друг для друга.
Православные!!! Опомнитесь!!! Откуда
взялся вдруг «святой» у нас в Руси???
Что ж мы как последние иуды
Вновь заморским прелестям верны?
День Сретенья – это встреча с Богом,
А мы шлем нелепые стихи …
Валентину… Будто нужен повод,
Чтоб сказать нам близким о любви…
Этот «праздник» к нам пришел страстями,
Блуд принес, чтоб разбивать сердца…
Мы ж его бумажными сердцами
Дарим без раздумий, не любя…
А Господь принёс Любовь на Землю
В миг, когда её он сотворил…
И не День «любви»…Он дал нам Вечность!!!
Чтобы жили в счастье и ЛЮБВИ!!!!
Вся несуразность празднования русскими людьми, так называемого Дня святого Валентина тем более наглядна, что у нашего народа уже не одно столетие есть собственный праздник святых Петра и Февронии — подлинный День семьи, любви и верности. Супружеская пара благоверных святых, есть достойный для многих поколений пример того, как супружеская любовь и верность способны преодолевать все житейские преграды.
Их брак считается образцом благочестивого христианского супружества. В старой России семейный праздник в их честь отмечался очень широко до 1917 года. Сегодня, эта добрая традиция возрождается: в 2008 году праздник получил статус государственного, он отмечается 8-го июля.
Главная цель праздника — продвижение здоровых семейных ценностей: любви, верности, ответственности и многодетности, как важнейшей цели семейной политики, становится одной из важнейших задач всего российского общества. Ведь крепкие многодетные семьи — главный ресурс преодоления демографического кризиса. Установление праздника «День семьи, любви и верности» призвано обратить внимание всего российского народа на то, что семья как основной элемент общества была и остается хранительницей духовно-нравственных ценностей, национальной культуры.
Когда и как отмечают праздник святых Петра и Февронии.
В этот день Русская Православная Церковь отмечает день памяти святых Петра и Февронии, которые издревле считались на Руси покровителями семьи и брака. Православный "День влюбленных" отмечается не столь романтично, как это делают католики 14 февраля в день святого Валентина. В день святых Петра и Февронии в православной традиции не принято делать какие-либо подарки в форме сердечек или проводить вечера при свечах.
Православные христиане в этот день молятся в соборах и церквах. В молитвах молодые люди просят Бога о большой любви, а люди возрастом постарше просят о семейном согласии. День Петра и Февронии считался счастливым для заключения брака. У иконы святых Петра и Февронии можно молиться о семейном счастье, о рождении детей, о здоровье близких и даже о том, чтобы удачно выйти замуж. Многие верующие признавали тот факт, что после обращений и просьб к этим святым, их семейная жизнь налаживалась. В этот день в старину по обычаям молодые праздновали помолвку. На Руси такая церемония являлась аналогом современного брачного договора. Пары обменивались кольцами и давали друг другу клятву верности в присутствии родителей и приглашенных. С этого момента они получали статус жениха и невесты. Продолжительность такого соглашения имела срок примерно от трех до шести месяцев, по истечению которого принималось окончательное решение. В день Петра и Февронии можно было узнать погоду на последующие 40 дней. Считается, если 8 июля ясно, значит, и все 40 дней будет стоять ясная и теплая погода. В день семьи, любви и верности проводят также различные гадания и обряды, связанные с семьей, замужеством, свадьбой, рождением детей, установлением мира в семье и сохранением любви между супругами.
Память о чудесах и подвигах этих святых передавалась из поколения в поколение. Православный праздник отмечают во многих странах мира, но главные торжества проходят в Муроме. Жители Мурома, где всегда почитали святых супругов, решили объединить День города с православным праздником. А сейчас церковный праздник стал в России еще и светским. А соответствующую атмосферу по всей России помогает создать Первый канал, все программы которого касаются темы семьи, любви и верности. Оргкомитет праздника даже планирует обратиться в Госдуму с предложением сделать 8 июля нерабочим днем.
Символом Дня семьи, любви и верности выбрана ромашка.
Издавна этот полевой цветок, распространенный в России, считался знаком любви. Потому что любовь понималась здесь не просто как сердечное чувство (что и символизирует «валентинка» в виде сердечка), но как судьба и жизненное испытание – и как цветок в поле, она открыта всем ветрам и морозам, но должна выстоять и выдержать любые трудности.
Именно об этом православные люди просят помощи у святых благоверных Петра и Февронии.
Позже у Дня семьи появилась собственная медаль, на одной из сторон которых изображена ромашка, а на другой — лики Петра и Февронии. Медаль традиционно вручается семейным парам, в которых царят любовь и взаимопонимание. Лозунг медали: «За любовь и верность в семье».
История любви Петра и Февронии
Супружеский союз святых Петра и Февронии был образцом христианского брака. Их жизнь – история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи. Те радости и проблемы, с которыми им пришлось столкнуться восемь столетий назад, актуальны и по сей день, – они лежат вне времени. Святые супруги являют нам именно те душевные и духовные качества человека, которые необходимы для создания подлинной семьи.
Благоверный князь Пётр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на городской престол в 1203 году. За несколько лет до этого, князь Пётр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Во сне князю было открыто, что его может исцелить дочь «древолаза» бортника, добывающего дикий мёд, Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле.
Дева Феврония была мудрой, её слушались дикие животные, в доме у неё жил ручной заяц. Знала она свойства трав и умела лечить недуги, была красива, благочестива и добра. Князь пообещал жениться на ней после исцеления.
Пётр же совсем другой. Приняв от Февронии закваску, которой следует намазать язвы и струпья, он решает испытать девушку в мудрости. Он посылает ей маленький пучок льна, с тем чтобы, пока он будет мыться в бане и намазывать струпья, она соткала ему из него рубашку, штаны и пояс.
Девушка могла бы огорчиться, посмеяться, долго объяснять, что это невозможно… А она в ответ посылает князю своё задание – из небольшого поленца сделать для неё (простой крестьянки!) ткацкий станок и прочие инструменты.
Пётр как будто забыл о своём задании. «Это невозможно!» - отвечает князь. «Конечно, - говорит Феврония. – « И из маленького кусочка льна соткать одежду взрослому мужчине тоже невозможно». Ни упрёка, ни гнева. Простой и разумный ответ. Благодатная девица имела премудрость Св. отцов и назначила такое лечение не случайно. Как Господь и Спаситель, исцеляя прокаженных, слепых и расслабленных, через телесные недуги врачевал душу, так и Феврония, зная, что болезни попускаются Богом в испытание и за грехи, назначила лечение для плоти, подразумевая духовный смысл. Баня, по Священному Писанию, образ крещения и очищения грехов , закваске же Сам Господь уподобил Царствие Небесное, которое наследуют души, убеленные баней крещения. Поскольку Феврония прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь вернулся к Февронии. Во второй раз он сдержал свое слово. «И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди». Излечив князя, Феврония вышла за него замуж.
Но, когда князь Пётр, наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, сел в лодку и отплыл по Оке. Супруги поплыли по реке на двух судах. Некий мужчина, плывший со своей семьей вместе с Февронией, засмотрелся на княгиню. Святая жена сразу разгадала его помысел и мягко укорила: «Почерпни воду с одной и другой стороны лодки, — попросила княгиня. — Одинакова вода или одна слаще другой?» — «Одинакова», — отвечал тот. «Так и естество женское одинаково, — молвила Феврония. — Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?» Обличенный смутился и покаялся в душе.
Вечером они причалили к берегу и стали устраиваться на ночлег. «Что теперь с нами будет?» — с грустью размышлял Петр, а Феврония, мудрая и добрая жена, ласково утешала его: «Не скорби, княже, милостивый Бог, Творец и Заступник всех, не оставит нас в беде!» В это время повар принялся готовить ужин и, чтобы повесить котлы, срубил два маленьких деревца. Когда окончилась трапеза, княгиня благословила эти обрубочки словами: «Да будут они утром большими деревьями». Так и случилось. Этим чудом она хотела укрепить супруга, провидя их судьбу. Ведь коли «для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет», то человек, надеющийся и уповающий на Господа, будет иметь благословение и в этой жизни, и в будущей.
Найдя место для нового своего жилища, они стали жить простыми людьми, радуясь тому, что вместе, и Бог помогал им.
В Муроме же началась смута, многие захотели занять освободившийся престол, пошли убийства. Тогда опомнились бояре, собрали совет и решили звать Петра обратно. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан.
Супружеская жизнь праведных князя и княгини пребывала в чистоте и целомудрие, они всегда были милостивыми, справедливыми и кроткими. Они избавляли от власти обижающих тех, кто подвергался обидам, достойно чтили лиц иноческого и священнического звания, подавая им материальные пособия, с великим милосердием относились к бедным и усердно упражнялись в посте и воздержании. В преклонных летах приняв монашеский постриг, в разных монастырях, с именами Давид и Евфросинья, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, завещали тела их положить в одном горбу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой.
Удивительна история смерти этой супружеской пары: умирая, князь Петр посылает к жене сказать, чтобы она была готова умереть вместе с ним. Феврония, занятая вышивкой, втыкает иглу в работу, аккуратно складывает ее, ложится и умирает вместе со своим мужем... Они остались верны друг другу не только до гроба, но и за гробом.
Петр и Феврония умерли в один и тот же час. 8 июля 1228 году.
Сочтя погребение в одном гробе несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. Погребены были святые супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, и всякий верующий обретал здесь щедрое исцеление.
Примерно через 300 лет после кончины, в 16 веке, Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к лику святых.
В 1992 году светские власти города Мурома приняли решение о возрождении празднования прославления супругов Петра и Февронии 8 июля.
Епископ Владимирский и Суздальский по этому поводу сказал: "Именно молитвами Божиих угодников Петра и Февронии стоит град Муром. Муромские чудотворцы перед Господним Престолом молили и ходатайствовали о нас с вами. Дабы мы осознавали глубоко основную цель нашего жизненного предназначения в этом мире... Не материальность возвышает человека, а его чистота, милосердие и любовь".
История их любви осталась в местных преданиях и изображена в «Повести о Петре и Февронии», написанная в XVI в. Священнослужителем Ермолаем Прегрешным (в иночестве Еразм), талантливым литератором, широко известным в эпоху Иоанна Грозного. Сохранив в житии фольклорные черты, он создал удивительно поэтичную повесть о мудрости и любви — дарах Святого Духа чистым сердцем и смиренным в Боге.
Значимость праздника «Дня Семьи, Любви и Верности»
День Семьи и Верности нужен нашему обществу как воздух, как вода. Браки разрушаются с легкостью, как никогда раньше, о супружеской верности не каждый готов и помнить. Но, все же, вступая в брак, большинство молодоженов мечтают о счастье, о любви до гробовой доски.
Избирая покровителями брака Муромских святых, брачующиеся закладывают в фундамент своего брака пусть и один, но краеугольный камень. Если в этом доме будет фундаментом твердая вера, супружеская верность, любовь и взаимоуважение, если дети в этом браке будут воспитаны в христианских традициях, то ничто не сможет разрушить такой брак.
Любые невзгоды, испытания, бедствия могут лишь немного раскачать такой дом, но от этого каждый камушек еще плотнее приляжет к соседнему, и в результате дом такового брака станет лишь прочнее.
Хотя новый праздник не очень привычен для многих людей, по данным социологических опросов, почти половина россиян считают днем влюбленных именно это праздник, а не День святого Валентина. Как сообщает РИА «Новости», респонденты мотивируют свое мнение следующим образом: «Хотелось бы исконно русских праздников, а не заимствованных!» А День святого Валентина готовы отмечать лишь 23% россиян. Есть и те, которые признают оба праздника, считая, что День святого Валентина больше подходит для тех, кто не связан узами брака, а День святых Петра и Февронии ближе семейным людям.
Для Православной Церкви святые Петр и Феврония Муромские имеют большое значение в первую очередь как символ особого духовного пути, на котором постижение Бога неразрывно связано с отношениями двух людей. Мужчина и женщина созданы друг для друга, их соединение – само по себе воплощает Божественный замысел. Но это соединение возможно, только если человек видит в другом человеке неповторимую личность, созданную по образу Божию. И князь ради своей жены отрекся от своего положения и добровольно отправился в изгнание и бедность. Но за эту верность он был затем вознагражден Богом.
Широко распространено представление, что настоящий христианин должен исключительно страдать в земной жизни, дабы накопить «духовный капитал» для жизни будущей. Однако история русских святых Петра и Февронии опровергает эту мысль. Жизнь во Христе становится для них настоящим счастьем, которое они находят в любви друг к другу.
Таков и смысл праздника Дня семьи, любви и верности, основанного на православных традициях и народной мудрости и проповедующего крепость и нерушимость семейных уз, благочестивое отношение супругов, уважение к родителям, любовь к детям.
Про Петра и Февронию Муромских
Много славных имен на Святой на Руси,
Много сказано былей - кого ни спроси,
И меж былей жива - не крива, не стара -
Про Февронью-жену и супруга-Петра.
Петр во Муроме-граде на княжестве был,
И мечом неприязненна Змия убил.
А Февронья, что с юности стала мудра,
Врачевала великие раны Петра.
Многократно просили бояре Петра -
Мол, простую крестьянку - гони со двора,
Знатну дочь близ себя посади на престол!..
Князь послушал бояр… и из града ушел…
И челом ему били громадою всей:
Возвращайся, о княже, с женою своей!
И во Муроме правь до скончания дней,
Коли столь неразлучна душа твоя с ней.
И в любви благодатной - к успению лет
Дали Петр и Февронья взаимный обет,
Будто в каменну вместе возлягут кровать,
Где вдвоем - до Страшного Суда - почивать.
И свершилось заветное: праведным сном
Опочили согласно во гробе одном.
А народ - по земному уму порешил,
И усопших немедля разнять поспешил.
В усыпальницу князеву - князя снесли,
А жену его - в скит, на погост отвезли.
Но в канун погребенья - всех весть потрясла:
Снова в каменный гроб воротились тела.
Оттого это сталось, что мертвую плоть
Сочетал - словно души - Всесильный Господь.
Оттого это сталось, что верен завет:
Смерти нет для любви - только свет, только свет!
Смерти нет, смерти нет!.. И века напролет
К обоюдным останкам болезный народ
Исцеляться приходит, и Славу поет.
Потому что любовь никогда не прейдет!
Потому что любовь - паче смерти - для всех,
Кто уверовал в вечную жизнь в небесех!
Вывод: Исследование подтвердило, что праздник «Дня Семьи, Любви и Верности» продвигает здоровые семейные ценности: любовь, верность, ответственность. Святые Петр и Феврония Муромские – это символ духовного пути, который связывает отношениями двух людей. Но это возможно, только если человек видит в другом человеке неповторимую личность, созданную по образу Божию. Этот праздник нужен нашему обществу как воздух, как вода. Браки разрушаются с легкостью, как никогда раньше. Нужно с детства прививать уважение к родителям, а родителям любовь к детям, а то в быстроте времени 21 века, можно и не заметить, что мы сможем начать двигаться в противоположную сторону.
Самоанализ: Работая над этой темой, я невольно задумывалась, насколько одновременно сложна и проста взрослая жизнь. Но в простоте и заключена человеческая мудрость, чем меньше мы будем замечать друг в друге недостатков, тем больше мы увидим доброты, человеческой теплоты, научимся чувствовать чужую боль. А научится всему этому очень сложно, нужно работать над собой с самого детства, чтобы вырасти достойным человеком. Надо заранее воспитывать в себе те качества, которые принесут плоды, чтобы стать похожим на идеал христианской семьи. И тогда святые Петр и Феврония Муромские будут оберегать все семьи в которых царит любовь и верность.
Интернет – ресурсы:
Житие Петра и Февронии Муромских(Электронный ресурс) –
https://old–rus.narod.ru/07-43html
www.pravmir.ru/ispytaniya-dlya-petra-i-fevronii/;
https://disqus.com/home/discussion/channel.../6f735fe032db45c28556bc2c0a444f76/;qurtewosom.ru/достоинство-христианского-брака/;
https://sputnik-georgia.ru/reviews/20160707/232508874.h;
http://rusvesna.su/recent_opinions/1467800624;
http://rusvesna.su/recent_opinions/1467800624
http://rusvesna.su/recent_opinions/1467800624.
Два петушка
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Две лягушки
Рисуем зимние домики
Ночная стрельба