Песни с древнейших времен до наших дней играют большую роль в жизни человека. К сожалению, в современное время дети, молодежь слушают песни с негативным содержанием и ошибках в текстах.
Сливко Данила рассмотрел тексты современных песен, классифицировал ошибки в песнях, показал, как влияют песни на слушателя.
Научный проект состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении автор раскрывает актуальность проблемы, цель, задачи и методы исследования, научную новизну и практическую значимость работы.
В первой главе раскрыты теоретические исследования поп – музыки как жанра массовой культуры, культура речи и языковые нормы.
Во второй главе приведены результаты анкетирования. Хотелось бы отметить, что результаты анкетирования представляют интерес, имеют особую значимость в проекте. Раскрываются понятия языковой особенности текстов современных песен, виды нормативных ошибок
Автором данной работы классифицированы ошибки, которые доказывают, что в текстах песен присутствуют грамматические, лексические, синтаксические, логические ошибки, которые влияют на развитие культурной речи подростков.
Выводы и наблюдения автора научного проекта основаны на конкретных примерах, теоретически обоснованы. Данил работал самостоятельно, показал способность к творческому анализу.
В целом работа соответствует требованиям, предъявляемым к научным проектам, оценивается как, законченное научное исследование, имеющее научную новизну и практическую ценность.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_uchenika_11_klassa.doc | 131.5 КБ |
Александровская районная научно-практическая конференция
школьников «Юность. Наука. Культура»
Секция: филология
Название работы «Влияние текста современной песни на формирование культуры речи подростков»
Автор работы: Сливко Данила Сергеевич
Место выполнения работы:
Александровский район,
хутор Средний,
МОУ СОШ № 3
Научный руководитель:
Василенко Татьяна Ивановна,
учитель русского языка и литературы
2019 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.1 Поп-музыка как жанр массовой культуры…………7-13
Введение
Одним из показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих еще четкого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в обществе.
Культурной можно считать такую речь, которая отличается смысловой точностью, богатством и разносторонностью словаря, грамматической правильностью, логической стройностью. Кроме того, культура речи – это также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения.
Однако в настоящее время наблюдается снижение общего уровня речевой культуры. Это связано прежде всего с ростом разного рода ошибок, возникающих под влиянием нелитературного произношения, территориальных и социальных диалектов, в стилистическом снижении современной устной и письменной речи, в заметной вульгаризации бытовой сферы общения, неоправданном использовании иностранных слов. Как известно, особое влияние на состояние речевой культуры оказывают средства массовой информации. Речь, звучащая в теле- и радиоэфире или содержащаяся в текстах, представленных на страницах газет и журналов, для многих является основным источником представлений о языковой норме.
Сегодня, особенное внимание заслуживает современная популярная песня, которую мы слышим по радио и с экранов телевизоров. Музыка во все времена была особым видом искусства. Наша эстрада полна современных песен. Песня, как и другие средства массовой информации, это мощное средство воспитания речевой культуры человека. Для подрастающего поколения музыка, песни – неотъемлемая часть их жизни. Но задумываемся ли мы над смыслом текстов этих песен? Как они могут воздействовать на наше сознание? Какие чувства и мысли выражены в этих песнях? А ведь современная песня, к сожалению, насыщена многими речевыми ошибками, и нельзя допустить, чтобы для молодежи стала образцовой речь ненормативная, насыщенная ошибками. Просмотрев анализ результатов социологического исследования, пришел к выводу, что приобщение молодежи к музыкальной культуре осуществляется стихийно, неуправляемо. Слушая музыку, молодые люди часто начинают подражать модным стилям музыки, зачастую не понимая смысла произведения. Поп-музыка – самая популярная музыка и её жанр выполняет в основном развлекательные функции, а тематика песен не предполагает решения серьезных жизненных проблем. Однако это обстоятельство не снимает с поэтов-песенников ответственности за содержание и языковое оформление создаваемых произведений и предполагает серьезную работу над текстами. Почему же рядом с замечательными стихами и песнями рождаются песни – однодневки? Кому они интересны? Меня заинтересовала эта проблема, и я решил провести исследование современных песен на русском языке.
Тема работы: «Влияние текста современной песни на формирование культуры речи подростков»
Актуальность исследования связана, прежде всего, с тем, что язык песен активно используется носителями языка, влияет на речевую культуру народа, а негативное содержание текстов песен может стать нормой речевого поведения личности.
Проблема исследования состоит в том, что у слушателей низкосортной музыки не развивается чувство прекрасного.
Объект исследования: современная музыка (стиль: поп-музыка)
Предметом исследования является русский язык, которым написаны тексты современных песен.
Цель моей работы - исследовать тексты современных популярных музыкальных композиций, обнаружить и описать наиболее типичные отступления от языковых норм в текстах популярных песен, рассмотреть их воздействие на слушателя.
Практическая значимость работы в том, что она может использоваться на уроках русского языка. Для исправления всякого рода ошибок педагоги часто приводят примеры предложений из школьных сочинений. Не менее интересно и эффективно использовать примеры из текстов песен, знакомых ребятам. И, думаю, они будут с большей требовательностью следить за чистотой своей речи, критичнее относиться к произведениям собственного сочинения, научатся править свои тексты.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретический материал;
- провести анкетирование учащихся разного возраста (среднего и старшего звена) и определить, какую роль в их жизни играет песня;
- проанализировать словесную составляющую современных песенных текстов для определения случаев нарушения языковых норм.
В качестве гипотезы выступает предположение, что современная эстрадная песня не отражает эстетической природы языка, снижает словесную культуру человека, отрицательно воздействует на подсознание молодежи.
Применялись следующие методы исследования: описательный метод и метод сравнительного анализа.
Новизна исследования заключается в следующем:
- привлечен в научный оборот ранее не исследованный материал;
- исследованы песни, наиболее популярные среди опрошенных в анкетировании учащихся и часто звучащие на музыкальных каналах (особое внимание – украинским исполнителям русскоязычных текстов);
- определены внутреннее содержание и речевые особенности песен.
Работая над данной темой, я познакомился со статьями М.И.Цветаевой «Музыкальный мир Марины Цветаевой», А.А.Мурашова «История русской музыки», И.Н. Позерт «Влияние музыки на здоровье человека».
В процессе исследования провел наблюдение над языком современных песен, через анкетирование рассмотрел вопрос о влиянии «эстрадной» речевой культуры на подростка.
Пришёл к выводу, что эстрадные песни имеют нарушения норм русского литературного языка, внутренне содержание песен не отличается содержательностью.
РАЗДЕЛ 1
Теоретический аспект исследования
1.1 Поп-музыка как жанр массовой культуры
Ещё в древности люди поняли, что благодаря пению можно зарядиться энергией позитива, привнести в будни радость и свет, успокоиться и выразить свои чувства, на чем сегодня основан весь шоу-бизнес. История человечества наполнена множеством событий, печальных и радостных. Во времена стихийных бедствий и войн, и во времена праздников и веселья — людей всегда и везде сопровождала песня. Когда женщины провожали мужей и любимых на войну с врагом — они сочиняли песни о разлуке, обращали в песне просьбы к Богу о защите любимых. Когда встречали мужчин — в радостных песнях возносили славу победителям.
В быту человека всегда была песня. Родившись, человек слушал колыбельные, смена сезонов и времён года встречалась пением, работа в поле тоже не обходилась без песни. Обрядовые песни, сопровождавшие любые события в жизни — отдельное направление в музыке. В ходе праздников и молодёжных гуляний исполнялись весёлые, жизнерадостные песни.
В жизни современного человека песня играет ничуть не меньшую роль. Люди с удовольствием поют, когда у них радость на душе, когда влюблены, когда приходит весна и расцветают цветы. Хорошая музыка улучшает настроение, любимая песня наполняет сердце счастьем. Когда человек несчастен, песня тоже рвётся из груди. Немало песен о несчастной любви сложено за историю человечества. Испытывая страдания и душевные муки, человек старается облегчить свою душевную боль музыкой. А сколько удовольствия приносят музыкальные фильмы. Каждый может найти в музыке что-то для себя.
Все люди любят петь, пусть даже не умея это делать. Часто люди напевают тихонько то, что подсказывает сердце, ведь всем хочется излить то, что на душе, а песня способна сделать это как ничто другое. К сожалению, не все люди обладают благозвучным голосом и способностями к пению. Впрочем, занятия эстрадным вокалом или обычным вокалом с опытным преподавателем, помогут развить способности и радовать своим пением не только себя и близких.
Слово действует магически на слушателя. Это легко проверить. Достаточно сказать человеку что-нибудь неизвестное ему, как можно заметить веселое недоверие в глазах. Это вопрос психологии. Речь является образцом для подрастающего поколения, ведь музыка – неотъемлемая часть нашей жизни. Когда мы слышим веселую песню, у нас поднимается настроение, а печальная песня наталкивает нас на размышления, грусть.
Слово всемогуще, и если выбран верный контекст, если оно соответствует состоянию и мыслям слушающего, то это замечательно. Но если молодой человек привык слушать песню с её скудной, порой нелитературной речью, то он и не заметит, как речь песенных текстов программирует его речевую культуру. Эстрадная музыка для молодежи – это своего рода призма, через которую молодой человек воспринимает мир.
Песня – наиболее простая, но распространенная форма музыки, объединяющая поэтический текст с мелодией. Песня в широком значении включает в себя все, что поется, при условии сочетания слов и напева; в узком значении – малый стихотворный жанр. Все ли тексты песен можно назвать поэзией? Чтобы ответить на эти вопросы обратимся к трактовке слова «поэзия» из энциклопедии.
«Поэзия – особый способ организации речи; привнесение в речь дополнительной меры, не определенной потребностями обыденного языка Часто слово «поэзия» означает изящество изложения или красоту изображаемого. Романтическая приподнятость, гражданская патетика, лирический подъем, моралистический пафос, словом – эмоциональная насыщенность содержания, составляют существенное свойство поэзии, отличающее её от прозы. С эмоциональной окрашенностью содержания связано значение, которое получают в поэзии средства выразительности. Благодаря звучанию, перекличке звуков, интонации, слово в стихе имеет тысячу неожиданных смысловых оттенков.
В словаре Даля для поэзии даны следующие определения. «Поэзия – изящество в письменности, все художественное, духовно и нравственно прекрасное, выраженное словами. Поэзией зовут изящество, красоту, как свойство, не выраженное на словах». Обычно слово «поэзия» ассоциируется с чем-то светлым в жизни. В чем назначение поэзии? Для чего рифмовать слова, если есть простая и ясная проза?
Поэзия – феномен несколько иного, духовного плана, поэтому её никак нельзя сравнивать с прозой. Поэзия призвана говорить с человеком на том языке, который понимает его сердце, на котором говорит его душа. Назначение поэзии – приносить человеку эстетическое удовольствие.
1.2 Культура речи и языковые нормы
Понятие культуры речи тесно связано с литературным языком. Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме. Культура речи предполагает прежде всего правильность речи. Главной целью культуры речи является формирование образцовой языковой личности, речь которой соответствует принятым в образованной среде нормам, отличается выразительностью и красотой.
Известный современный лингвист Е. Н. Ширяев дал следующее определение культуре речи: «Культура речи — это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач».
Норма — одно из центральных лингвистических понятий. В широком смысле под нормой подразумевают такие средства и способы речи, которые стихийно, спонтанно формировались в течение многих веков и которые обычно отличают одну разновидность языка от других. В узком смысле норма — это результат кодификации языка. Она неразрывно связана с понятием литературного языка, который иначе и называют нормированным, или кодифицированным. Именно поэтому, чаще всего этот термин употребляется в сочетании «литературная норма» Литературная норма как результат не только традиции, но и кодификации представляет собой набор достаточно жестких предписаний и запретов, способствующих единству и стабильности литературного языка.
Языковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) — это правила использования языковых средств в определённый период развития литературного языка.
Языковые нормы не придуманы филологами, они отражают определённый этап в развитии литературного языка. Нормы языка нельзя ввести или отменить указом, их невозможно реформировать административным путём. Деятельность ученых-языковедов, изучающих нормы языка, заключается в другом — они выявляют, описывают и кодифицируют языковые нормы, а также разъясняют и пропагандируют их.
К основным источникам языковой нормы относятся:
-произведения писателей-классиков;
-произведения современных писателей, продолжающих классические традиции;
-публикации средств массовой информации;
-данные лингвистических исследований.
Характерными чертами языковых норм являются: относительная устойчивость; распространённость; общеупотребительность; общеобязательность; соответствие употреблению, обычаю и возможностям самого языка. Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают его от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять одну из важнейших функций — культурную.
Нормы поддерживаются общественно-речевой практикой (художественной литературой, сценической речью, радиовещанием). Однако в наше время сфера строгого следования нормам языка значительно сузилась, лишь некоторые передачи и периодические издания могут быть использованы как примеры литературно-нормированной речи.
Б. Н. Головин, Л. А. Введенская, О. Я. Павлюк рассматривают культуру речи по аспектам. Выделяют три аспекта речевой культуры: нормативный, коммуникативный и этический. Нормативный аспект культуры речи предполагает знание и применение в практике общения норм литературного языка на лексическом уровне (точность выбора слова); произносительном уровне (в области фонетики, орфоэпии, смысловых, эмоциональных интонаций, темпа речи, тембра голоса); на грамматическом (в морфологии и синтаксисе); на морфемном и словообразовательном уровне. Коммуникативный аспект культуры речи предполагает для полноценного адекватного понимания речи адресатом соблюдение в практике общения таких критериев, как правильность, точность, логичность, выразительность, чистота, ясность, богатство. Одно из значений слова коммуникация — «сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц; общение». Поскольку в акте общения принимают участие адресант (создатель информации) и адресат / адресаты (воспринимающие информацию), то важно определить, какими коммуникативными качествами должна обладать речь говорящего, чтобы адресат правильно декодировал ее, адекватно воспринимал и был заинтересован в получении информации.
Этический аспект культуры речи предполагает владение нормами и правилами речевого поведения в процессе общения, владение системой речевых формул общения.
Орфоэпические нормы называют литературными произносительными нормами, так как они свойственны литературному языку.
К лексическим нормам относятся нормы употребления слов и фразеологизмов в свойственном им лексическом значении и нормы сочетания слов и фразеологизмов с другими словами в предложении. Лексические нормы (нормы словоупотребления) определяют правильный выбор слова из ряда других, близких ему по значению или по форме, а также употребление слов в тех значениях, которые они имеют в литературном языке.
Лексические нормы отражаются в толковых словарях, словарях иностранных слов, терминологических словарях и справочниках.
Соблюдение лексических норм — важнейшее условие точности речи и её правильности.
Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.). Морфологические нормы касаются правильного выбора и употребления форм слов.
Словообразовательные нормы определяют порядок соединения частей слова, образования новых слов.
Синтаксические нормы требуют правильного построения основных синтаксических единиц — словосочетаний и предложений. Эти нормы включают правила согласования слов, соотнесения частей предложения с помощью грамматических форм слов.
Стилистические нормы касаются использования языковых средств, присущих тем или иным функциональным стилям.
Литературный язык объединяет всех говорящих по-русски, он нужен для преодоления языковых различий между ними. А это значит, что у него должны быть строгие нормы: не только лексические — нормы употребления слов, не только грамматические, но и нормы орфоэпические. Различия в произношении, как и другие языковые различия, мешают людям при общении.
РАЗДЕЛ 2
Практический аспект исследования
2.1. Результаты анкетирования
Чтобы выяснить, какие песни любит слушать подрастающее поколение, было проведено анкетирование среди учащихся МОУ СОШ № 3. В анкетировании приняли участие учащиеся 7-11классов (20 ученика). Ученикам предлагалось ответить на следующие вопросы:
Любите ли вы слушать современные песни? |
|
Что для Вас важнее текст или музыка? |
|
На каком языке исполняют песни, которые вы слушаете? |
|
Обращаете ли внимание на слова в песнях? |
|
Возмущают ли Вас ошибки в текстах? |
|
Вдумываетесь ли вы в смысл песни? |
|
Перечислите песни, которые вы чаще всего слушаете. |
|
Результаты проведенного анкетирования показали, что молодежь – активный слушатель современных песен:
возраст 12 – 13 лет – 7 класс: любят слушать современные песни 88%;
возраст 14-17 лет – 8- 11 класс – 90 %;
чаще слушают песни на русском языке - 78%;
важнее текст, а не музыка– 31 %;
вдумываются в смысл песни – 60 %;
обращают внимание на слова в песнях – 80 %;
возмущают ошибки в текстах – 13 %.
Результаты анкетирования
Из проведенного анкетирования можно сделать вывод, что молодежь песню любит, слушает активно, обращает внимание на слова в песнях, вдумывается в смысл песни, но спокойно относится к речевым ошибкам в песне.
Если активно пропагандировать песню хорошую, говорить о речевой некомпетентности авторов и их речевой безграмотности, учить замечать ошибки, слушатели будут избирательны в выборе песен, не станут повторять выявленные ошибки.
2.2. Языковые особенности текстов современных песен
К.Паустовский писал: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск…» Какой же блеск излучают слова в современных песнях?
Я записал тексты эстрадных песен (см. приложение), провел наблюдение над языком этих «творений».
Болезни современного языка находят отражения в текстах современных песен.
Прежде чем рассматривать ошибки с точки зрения нормативности языка в текстах современных песен и отхода от нее, хотелось бы отметить то, что относится, скорее, к нарушениям этических понятий: негативное отношение к жизни, пессимистическое настроение, мысли о плохом и о смерти, которые порой звучат в текстах песен современных авторов. Такое, что очень настораживает.
Растаяло сердце, исчезли лица
Напротив глаза, твои, убийцы.
(Макс Барских - Глаза убийцы).
Так манят губы-убийцы, а не я!
(Дима Коляденко – «Тигрица»).
Земфира: «Ненавижу» (Я тебя так ненавижу..);
«Суицид» (Мама, мне имя суицид…);
«СПИД» (А у тебя СПИД, и значит, мы умрем, мы умрем, мы умрем…) – повторяется 6 раз после каждого куплета!
«Убей мою подругу!» – 8 раз подряд «убей»!
(ВИАГРА - «Одинокие люди»).
Я тебя любя искусаю в кровь;
Я убью тебя, вот и вся любовь
(Nikita - «Искусаю»).
«А зазря любить – только мучиться»
(Ю. Ким - «На ночных кустах ветки трогая…»).
Виды нормативных ошибок:
Ошибки грамматические
Данный тип ошибок включает в себя нарушения в образовании форм слов, в построении словосочетаний и предложений.
Из целого ряда грамматических ошибок мною выявлены прежде всего следующие:
-неверное употребление наречий :
Оказалось очень даже ничего. (очень и даже не могут употребляться с ничего) (Оля Полякова – «Первое лето без него»);
Звенела ранняя весна, и ты почти любил меня
Чуть-чуть не влюбилась (невозможно почти любить или чуть-чуть) (Н.Королёва - «Чуть-чуть не считается»);
-ошибки при употреблении местоимений:
Гламурные телочки, ихние парнишки. (правильно – их) (Дима Коляденко – «Человек-чемодан»);
-неверное употребление предлогов:
Вдоль по коже тянется его рука. (вдоль тела или по коже) (Макс Барских – «Глаза убийцы»);
Остановилось время в этом месте…(если место, то на этом) (Потап и Настя Каменских – «Почему молчишь»);
А может быть тебе про всё забыть… ( забывают обо всём) (Потап и Настя Каменских – «Почему молчишь»);
А может быть тебе про всё сказать… (сказать о) (Потап и Настя Каменских – «Почему молчишь»);
У нас на районе… На районы шлём приветы! ( в районы) (Потап и Настя Каменских – «На районе»);
На стене календарь и под окном фонарь (фонарь возле окна) («Винтаж» «Всего хорошего»);
Жизнь дарить с тобой, обожать наших детей (двусмысленность) («Дискотека Авария» - «Если хочешь остаться»);
Сколько на подушку дней я плакала ( в подушку) (Бьянка - «Лёха»);
Ото всех пропала, на меня запала (от всех убегают, а пропадают для всех) (Д. Билан – «Мулатка»);
Увидел снег в своих висках (седина в висках) (Ф. Киркоров – «Я молодой»);
Глаза напрасно отводишь в сторону вокзала (в сторону отводят взгляд) («Руки вверх» - « Танцуй»);
Стоят девчонки – юбки по колено ( одежда бывает до колена) («Руки вверх» - «Стоят подружки»);
-ошибки при образовании причастий и деепричастий:
Не опуская глаз, не пророняя слов (не проронив – проронить - инфинитив совершенного вида) (Л. Агутин, А. Варум – «Я буду всегда с тобой»);
Весь мир тобою заслоняя (заслонив) (С. Павлиашвили – «Выдумать»);
Где ж ты, мой свет, бродишь, голову склоня? ( склонив) (Т. Буланова – «Ясный мой свет»);
Вновь ты и я, пешком без цели бродя осенним днем, давно друг другу простя… ( от бродить не образовывается деепричастие, а простить – простив) (И. Корнелюк – «Сто лет спустя»);
-нарушение падежного образования слова:
Не могу найти, хотя бы пары слов ( пара – одна, поэтому пару) (Мозги - «Алло мам, я буду в хлам»);
А я лежу на пляжУ ( Т.п. на пляже) (Потап и Настя Каменских- «Где ты, лето»);
Ты в память сохрани этих дней параллели. ( П. п. - в памяти) (Светлана Лобода – «Пора домой»);
Ты была молода – красива и похожа на апельсина в своем новом плаще ( В. п. – на апельсин) (группа «UMA2RMAN» -«Ты ушла»);
А по синему по морю ходят-бродят пароходик ( пароходик ходит-бродит) («Жуки»- «Йогурты»);
В одеяле из снов кутаюсь лишь едва ( В.п. – в одеяло) (А.Савельева -«Заболела тобой»);
- неправильное употребление степени сравнения прилагательных:
Ты самый лучший из мужчин ( или лучший, или самый хороший) (Гера Грач и Яна Павлова -«Ты-самый лучший из мужчин»);
Ты самый лучший мужчина на земле (Мила Нитич -«Ты самый лучший);
«Ты самый лучший, самый лучший на земле» (Таисия Повалий - «Верю тебе»);
-неправильное образование форм глагола повелительного наклонения:
Едь на такси, но нечем платить… (правильнее сказать «поезжай, езжай») («Чили» - «Преступление»);
-образование просторечных форм слова:
Вася, шо ты гонишь?! ( правильно – что) (Потап и Настя Каменских – «На районе»);
Таких дворов на свете тыщи,… ( тысячи) (Потап и Настя Каменских – «На районе»);
В «Одноклассниках нас нету! (нет) (Потап и Настя Каменских – «На районе»);
Ведь ты так хороша, но знай – и я не черте шо! ( чёрте что) (Потап и Настя Каменских – «Чумачечая весна»);
Ну а подруги твердят: “Ты чё блин, оглянись… (что) (ElviraT (Эльвира Тугушева) – «Он не для тебя»);
Здрасьте, я такой же масти (здравствуйте) (Макsim - «Научусь летать»);
И нету сил – закрываю, я глаза закрываю… (нет) (группа «UMA2RMAN» «Проститься»);
Не зазря им клички дадены ( не зря) (Ю.Ким – «Эх, душа моя косолапая…»).
Ошибки лексические
Наиболее распространенными являются в текстах современных песен ошибки лексические:
-неоправданное использование иностранной лексики:
-А помнишь, Катю: House-Party у неё на хате? (Потап и Настя Каменских – «На районе»);
Feshion girl – огонь и грация (группа «А-студио» - «Feshion girl»);
Сегодня есть вариант и лучше, чем пойти в BASE.(Гр. Диаспора – «Взрослая»);
Супер – мега МС! Disko superstar. Parti porno-kiler. Disko superstar. Crazi midinight dancer! Disko superstar (группа «Дискотека Авария» - «Disco Superstar»).
В песнях «дискотечного характера» отразилась мода на использование иноязычных слов (лингвисты называют это явление варваризацией языка).
-Нарушение норм словоупотребления:
Закрой мои глаза холодной кожей рук (глаза закрывают руками, ладошками, а не кожей) (О.Газманов – «Закрой мои глаза») ;
Голова моя неглупая, безногая, безрукая (у головы нет рук, ног) (А. Пугачева – «Голова»);
-нарушение лексической сочетаемости, которая определяется семантическими особенностями слова: соединения слов, семантически не совместимых друг с другом, приводят к алогизмам:
Открываешь тяжелые веки. (открывают глаза, а веки поднимают) (Макс Барских - Глаза убийцы);
Ядовитые мысли повисли вот так на моём языке ( на языке могут повиснуть слова) (Светлана Лобода – «Не нужна»);
Ты ослабь мне запястья, просто дай мне вздохнуть... (ослабить можно хватку) (Светлана Лобода – «Революция»);
Наполеоном Я сжигаю всю тебя, моё творение... (сжигать можно огнём, но не Наполеоном) (Светлана Лобода – «Революция»);
Обжигаешь красотой ты гламурная зараза… (зараза не может быть гламурной) (Потап и Настя Каменских – «Не пара»);
Молва за нами парами следует, словно тень. (молва преследует) («ВИА ГРА»; «Алло, мам»)
На лабутенах-нах... и в восхитительных штанах. (штаны могут быть модными, блестящими) («Ленинград», «Экспонат»);
Шепотом громким мне в ухо крадется луна-не луна (шёпот всегда тихий) (Земфира) ;
-речевая избыточность, многословие:
плеоназм (употребление в речи близких по смыслу и поэтому логически излишних слов):
Я у себя внутри сотру вчерашний мир («Винтаж» - «Всего хорошего»);
Не забывай пламя огня,
Где мы с тобой греем себя… (Ю.Савичева – «Не забывай»);
С тобой растаю в пламени огня (И. Аллегрова- «Горькая вишня»);
Месяц июль ( одноименная песня гр. «Ласковый май»);
тавтология ( употребление однокоренных слов или одинаковых морфем):
Шлепали шлепки, мои пятки! (Оля Полякова – «Шлёпки»);
Прости меня, мне время нужно.
К тебе душа не равнодушна…(Евгения Поликарпова и Алексей Арабов – «Прости»);
Не бывает нежности нежней, чем прикосновение руки («Сливки», «Буду я любить») ;
Я будто странник по этой жизни странной (О. Газманов – «Странник»);
Летом я люблю ходить и к знакомым заходить («Пепси»- «Три звезды»);
лексические повторы
Я помню, как-то проходил, как-то проходил, как-то проходил,
И мелкий дождик моросил, дождик моросил, дождик моросил.
(«Возле дома твоего». Серёга)
Я сошла с ума, я сошла с ума,
Мне нужна она, мне нужна она, мне нужна она!
(«Я сошла с ума». Группа «Тату»)
Я тихо шла, шла, шла, пирожок нашла.
(Андрей Данилко. «Пирожок». Верка Сердючка)
«Междометизация» речи
*Муси-муси, пуси-пуси,
Миленький мой!
(«Муси-пуси». Катя Лель)
Мальчик хочет в Тамбов,
Ты знаешь чики-чики-чики-чики-та.
(«Мальчик хочет в Тамбов». М.Насыров)
И в транзисторе пурга,
И с тобой снега, она!
И метель в моей постели,
Бла-бла-бла…
(Роман Билык. «Снегопад». Группа «Звери»)
Я буду вместо, вместо неё…
Твоя невеста честно – честная Ё!
( «Невеста» «Глюкоза»)
Как видим, современные песни буквально наводнены словами, лишенными смысла, междометиями и звукоподражаниями.
В данных «произведениях» повторение слов, словосочетаний, предложений обозначает механическое удвоение, дублирование одного и того же понятия, смысла. В поэтическом же тексте лексический повтор является одним из средств выразительности. Повтор слова способствует эмоциональному воздействию на читателя. В качестве иллюстрации приведу отрывок из стихотворения-песни Б.Окуджавы:
Вы слышите: грохочет барабан.
Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней.
Уходит взвод в туман, туман, туман.
А прошлое ясней, ясней, ясней…
Повтор в этом тексте передает очень сложные, тонкие смысловые нюансы.
В текстах песен встречается много жаргонов, вульгаризмов:
● У меня опять проблемы с холодильником и пузом.
(Игорёк. «Подождем»)
● Глюкозы-девочки - классные припевочки…
(«Глюкоза – ностра». Группа «Глюкоза»)
● Открывайся, отрывайся со мной…
● Я забыла все проколы твои…
(«Муси-пуси». Катя Лель)
● А вспоминает, гад, тогда, когда надо дать взаймы.
● Вот так бы и дала бы ей бы по башке своими рожками…
( «Мадам Брошкина». Алла Пугачёва)
Таким образом, употребление сниженного стиля становится модным приемом современной эстрадной песни.
Нарушение благозвучия
●Папа взорвал телевизор.
Нам с сестрой не до смеха:
Отец не реагирует на идущие в нём помехи.
●Купил себе в уши плейер,
Часами глядит в окно.
Во сне иногда кричит:
«О Боже, почему так темно!?
(Михаил Гребенщиков. «Надежда Бабкина»)
Заключение
Благозвучие является эстетическим свойством русской речи. Об этом свойстве русской речи Н.В. Гоголь писал: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок…».
В соответствии с поставленными целью и задачами, было сделано следующее:
Во-первых, собрана информация по теме исследования;
Во-вторых, выявлены результаты анкетирования;
В-третьих, мною были проанализированы тексты песен для того, чтобы выявить внутреннее содержание
Исследовав тексты собранных песен, пришёл к неутешительным выводам: современная молодежная песня, основное назначение которой нести оптимистический заряд, сеять «разумное, доброе, вечное», воспитывать и пробуждать «чувства добрые», не выполняет свою миссию, поскольку в современных песнях много случаев нарушения норм русского литературного языка:
1. Ошибки этического характера;
2. Когда читаешь тексты песен, часто приходишь в недоумение: а где текст? Есть набор слов для рифмы – текста нет! В большинстве – это бессмысленные тексты;
3. Употребление ненормативных языковых единиц (жаргонной, бранной, приниженной, «криминальной » лексики, речевых штампов);
4. Орфографические ошибки;
5. Лексическая несочетаемость слов, немотивированное нарушение границ стилистической сочетаемости;
6. Ошибки логические;
7. Ошибки синтаксические.
Результаты проведенного мною исследования доказывают выдвинутую гипотезу, что тексты современных песен можно отнести больше к речевым проблемам XXI века. Тексты современных песен с их многочисленными ошибками, искажениями, словами, лишенными смысла, действуют зачастую очень сильно на нашего современника - это своего рода психопрограммирование, может быть, не вполне осознаваемое нами.
«Массовый» слушатель воспринимает песню как эталон – речевая культура молодежи формируется под воздействием современной эстрады.
Планирую выпустить брошюру «Что мы слушаем?», которая может быть использована на уроках русского языка в старшей школе по теме «Культура речи», а также на классных часах. Надеюсь, что результаты моего исследования натолкнут учеников на желание пропагандировать культуру языка, научат отличать плохие тексты от хороших, слушать, вслушиваться, отмечать речевые ошибки и….не повторять их.
Хочется верить, что популярность песен, в которых основными являются повторяемые компоненты типа «муси- пуси», «ты хочешь нюа, нюа, ты хочешь…», «чики-чики-та», - это временное явление. Певучее же начало России – это народные песни, стихи Сергея Есенина, Николая Заболоцкого, Марины Цветаевой…
Используемые ресурсы:
Отзыв научного руководителя
на научный проект
«Влияние текста современной песни на формирование культуры речи подростков»
Песни с древнейших времен до наших дней играют большую роль в жизни человека. К сожалению, в современное время дети, молодежь слушают песни с негативным содержанием и ошибках в текстах.
Сливко Данила рассмотрел тексты современных песен, классифицировал ошибки в песнях, показал, как влияют песни на слушателя.
Научный проект состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении автор раскрывает актуальность проблемы, цель, задачи и методы исследования, научную новизну и практическую значимость работы.
В первой главе раскрыты теоретические исследования поп – музыки как жанра массовой культуры, культура речи и языковые нормы.
Во второй главе приведены результаты анкетирования. Хотелось бы отметить, что результаты анкетирования представляют интерес, имеют особую значимость в проекте. Раскрываются понятия языковой особенности текстов современных песен, виды нормативных ошибок
Автором данной работы классифицированы ошибки, которые доказывают, что в текстах песен присутствуют грамматические, лексические, синтаксические, логические ошибки, которые влияют на развитие культурной речи подростков.
Выводы и наблюдения автора научного проекта основаны на конкретных примерах, теоретически обоснованы. Данил работал самостоятельно, показал способность к творческому анализу.
В целом работа соответствует требованиям, предъявляемым к научным проектам, оценивается как, законченное научное исследование, имеющее научную новизну и практическую ценность.
Научный руководитель: _________Василенко Т.И.
5 зимних аудиосказок
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Акварель + трафарет = ?
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Как нарисовать лимон акварелью