"Священное Евангелие как основание русской литературы"-это творческая работа, с которой ученица 8 класса приняла участие в Международном детско-юношеском конкурсе имени Ивана Шмелева. Главная тема эссе-влияние Книги на русскую литературу. В работе рассказывается о том, что христианские мотивы являются основой произведений многих классиков. Евангелие стало для русских писателей и поэтов источником вдохновения, кладезем тем и идей. Так читатели получили возможность получать христианнское образование и воспитание. С помощью чтения они научились видеть смысл человеческого бытия.
Вложение | Размер |
---|---|
svyashchennoe_evangelie_kak_osnovanie_russkoy_literatury.docx | 16.65 КБ |
СВЯЩЕННОЕ ЕВАНГЕЛИЕ КАК ОСНОВАНИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Русская литература-великий монолит мировой классики. Без таких имен как Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Лесков. Толстой, Гоголь сложно представить классическую литературу. Все эти писатели были людьми верующими, ищущими. Христианские мотивы являются основой их произведений. Более того, с уверенностью можно сказать, что именно Евангелие, учение Иисуса Христа- корень их творчества.
Евангелие-это великая Книга Жизни, учение, данное Богом людям для их же блага, для гармоничного развития человека. Живое Слово Божие одухотворяет все и вся. И с необычайной силой это проявилось в литературе, причем не только духовной, но и светской, художественной. Как дом имеет крышу и фундамент и не может существовать без них, так и творчество верующих людей не может создаваться без опоры на вечные евангельские истины.
Именно Евангелие служило источником вдохновения для многих русских писателей и поэтов. В нем они зачатую черпали образы и сюжеты для своих книг. Некоторым библейским героям посвящены целые произведения. Так авторы пытались донести до своих читателей нравственные истины, показать незыблемость Божьего закона на земле, глубину Божьего сострадания и милости к падшему человеку. Именно сквозь призму Евангелия писатели оценивают те или иные поступки своих героев, их стремления и мысли. Только Священное Писание является мерилом нравственности человека на страницах литературных произведений.
Великий русский писатель Ф.М.Достоевский, опираясь на христианское учение, так выразил суть внутреннего мира человека: «Бог и дьявол борются в мире, а поле боя между ними-сердце человеческое». Увидеть борьбу светлых и темных сил внутри человека мы можем, читая романы писателя. Достоевский сделал замечательный вывод для своего творчества: он сказал, что если ему предложат выбирать между Истиной и Христом, то он выберет Христа. Писатели его времени ( Н.А.Некрасов, М.Е.Салтыков-Щедрин и др.) всеми силами стремились к Истине без Христа, и в этом была их ошибка. Поэтому Достоевский заявил во всеуслышание о своем выборе. Он не изменил своим творчеством православию. Это было очень важно для литературы 60-х годов 19-ого века: в этот период главными ценностями становились свобода, равенство, права человека, новые идеи, носителями которой стали интеллигенты. Достоевский же оставался в своих мудрых произведениях защитником Русской Церкви и ее догматов.
Во времена А.С.Пушкина православную веру ничто не вытесняло. Поэт верил в то, что человек создан по образу и подобию Божьему, что мир изменится в лучшую сторону, если люди будут исправляться и каяться. Пушкин старался донести эти мысли до читателя, таким образом воздействуя на него и предостерегая от ошибок. Так в романе «Дубровский» писатель показывал опасность применения в жизни добра, чести, справедливости, т.к. их обязательно надо связывать с христианством. В романе эти понятия превратились в зло, стали оправданием разбойничьей жизни главного героя, что противоречит христианским заповедям. Дубровский забыл о Божьих словах: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию». И поэтому его месть не принесла никому добра: ни герою, ни его любимой. Маша стала жертвой в жестокой игре, оказалась связанной узами брака с нелюбимым человеком. Она не искала для себя никакой выгоды, и в поиске истинной любви, борьбе за нее, смогла перешагнуть через сословные предрассудки. Но когда Дубровский предложил ей бежать с ним, она не соглашается, потому что понимает значение таинства венчания. Таким образом, Маша Троекурова стала образцом истинной христианки в повести.
Семейные отношения, описанные в поэме «Песнь про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова стали образцом для подражания. Писатель изобразил верующую семью, живущую по законам Божьим. Жизненный уклад супругов строго регламентировался Библией. Заповеди Господни служили для них нормой поведения. Кульминация произведения-кулачный бой Калашникова с обидчиком семьи. Главный герой встал на защиту чести семьи, венчаной жены. Христианские правила и обычаи 16-ого века требовали этого от Калашникова. И он поднялся на борьбу с врагом, защищая тем самым свое человеческое достоинство, христианскую правду. Так это произведение стало поучением для супругов.
К какому бы произведению русской классической литературы мы ни обратились, везде мы увидим христианскую мудрость. Книги Н.В.Гоголя тому подтверждение. Профессор-протоиерей Василий Зеньковский писал об этом авторе: «Николай Васильевич Гоголь…первый со всей смелостью выступил как проповедник связывания творчества и жизни с Церковью». Например, это отчетливо проявилось в повести «Тарас Бульба». Одна из главных тем произведения-защита православной веры, «нет силы сильнее веры»-утверждает Гоголь. Главные герои повести (Тарас, Остап, другие запорожцы) погибли за свое Отечество, за веру предков. Конечно, образы этих страдальцев напоминают нам библейских мучеников, они также приняли «радость мученической смерти за Христа». Но автор не стал скрывать от читателей горькой правды. С одной стороны, козаки—это борцы, герои, с другой, -большие грешники. Гоголь так писал об этом противоречии: «Вся Сечь молилась в одной церкви и готова была защищать ее до последней капли крови, хотя и слышать не хотела о посте и воздержании». Защищая православие, запорожцы не щадили ни старого, ни малого. «Постом и молитвою» изгоняются бесы, заслуживают спасение. Это основное оружие православного христианина. На Руси народ в трудные времена постился. Поэтому запорожцы оказались обречены в своей борьбе, Господь не принял их жертву.
Для человека, не читавшего великую книгу-Библию, не откроется смысл многих произведений русских классиков. Именно через художественную литературу, с помощью сюжета и героев, авторского присутствия, писатели знакомят читателей с высшими нравственными ценностями, христианской моралью. Духовная составляющая литературы-важная часть православного образования и воспитания.
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Осенняя паутина
Четыре художника. Осень
Солнечная система. Взгляд со стороны
Зимний дуб