Цель: проанализировав текст романа, выявить причины внутренней несвободы героев произведения
Задачи :
1. Определить критерии понятия «внутренняя несвобода»
2. Изучить особенности жанра, повествования, проблематики романа – утопии Оруэлла «1984».
3. Выявить причины внутренней несвободы героев произведения
4. Определить способы сохранения внутренней свободы современного человека.
Объект исследования - роман-утопия Оруэлла«1984»
Предмет исследования- особенности жанра, повествования, проблематики романа – утопии Оруэлла«1984».
Практическая значимость: представленные материалы могут использованы как на уроках литературы, так и на занятих по обществоведению и философии.
Вложение | Размер |
---|---|
problema_vnutrenney_nesvobody_lichnosti_v_romane-_antiutopii_1984.rar | 69.93 КБ |
НЕФТЕЮГАНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
(филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Тема | Проблема внутренней несвободы личности в романе – антиутопии Оруэлла « 1984 » |
Учебная дисциплина | Литература |
Выполнил | Пономарёв Сергей Константинович. обучающийся 1 курса |
Группа | 1МНЭ81 |
Специальность | 08.02.09.Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий |
Преподаватель | Тухтахулова Фирзуля Тухтасыновна |
Нефтеюганск
2019г.
Содержание
Введение………………………………………………………………….. | 3 |
Глава 1. Особенности жанра, повествования, проблематики романа – антиутопии Оруэлла«1984»………………………………………….. | 5 |
1.1. Особенности жанров фантастических произведений: утопии и антиутопии.…………………………………………………………......... | 5 |
1.2. Биография Оруэлла…………………………………………………. | 5 |
1.3.Художественный мир Оруэлла в романе – антиутопии «1984»…. | 6 |
Глава 2.Проблема внутренней несвободы личности в тоталитарном государстве на примере жизни главного героя романа Уинстона Смита…………………………………………………………. | |
2.1.Критерии внутренней несвободы в философии и отражение их в повествовании………………………………………… | 9 |
2.2. Способы сохранения внутренней свободы подростка в современном мире.……………………………………………………… | 12 |
Заключение ……………………………………………………………... | 13 |
Список литературы …………………………………………………….. | 14 |
Приложение………………………………………………………………. | 15 |
Самое страшное в утопиях то, что они сбываются.
Н.Бердяев
Введение
Кто из нас в детстве не увлекался фантастикой? Это особый, красочный мир: мир, который, с одной стороны, возбуждает творческое воображение читателя, рисуя невиданные, удивительные картины нового, вымышленного мира, с другой – дает возможность приоткрыть завесу в будущее. А что будет, если …
Многие из литературоведов считают, что за жанром фантастики будущее: задача фантастики состоит в том, чтобы прикинуть: как изменится
«жизнь от реализации новых идей. Какие возможности откроет она перед человеком? …Основным предметом исследований …является человек и человеческое общество» [2]
Интересно то, что родоначальником русской научно-фантастической литературы принято считать писателя и общественного деятеля В.Ф.Одоевского, автора сказок «Мороз Иванович», «Городок в табакерке», опубликовавшего в 1840 году отрывок из романа «4338-й год. Петербургские письма».
В свое время к фантастике обращались и многие классики мировой литературы. Среди них Гоголь, Ф.М.Достоевский,Н.Г.Чернышевский, Л. Андреев, Д.Лондон, Е.Замятин, О.Л.Хаскли, М.А.Булгаков.
Безусловно, они открыли для нас экспериментальный мир, необходимый для осмысления тех или иных явлений реальной жизни, с которыми мы не можем смириться .
Особое место в мировой литературе занимают произведения, относящиеся по жанровой принадлежности к утопии и антиутопии.
Если авторы утопических романов пытались предугадать прекрасное будущее, обещающее безмерное всеобщее счастье и социальную гармонию (Н.Г.Чернышевский, роман «Что делать»,О.Л.Хаскли «О, дивный новый мир» и др.), то антиутописты развенчали миф о возможности всеобщего равенства, братства, критикуя абсолютную подчиненность государству всех сфер человеческой жизни. (Ф.М.Достоевский «Человек из подполья», Джек Лондон «Железная пята» и др.)
Одна из таких культовых книг - антиутопия Оруэлла «1984».
Почему же именно это художественное произведение, созданное в конце 40 - годов 20 века, стало сегодня наиболее популярным: вокруг него сформировался какой-то особый уровень почитания и восхищения?
Во-первых, многие читатели подмечают, что в содержании романа Оруэлла много сходства с нынешним положением в нашей стране. Вот некоторые отзывы:
«Дж. Оруэлл написал самую знаменитую антиутопию, которую цитируют во всех уголках мира, а особенно актуальной книга оказалась в России», « антиутопия Оруэлла «1984»- это мы».
Во-вторых, в произведении мы находим «отголоски тоталитарного 20 века» с его одиозными фигурами Гитлера, Сталина, Пол Пота, Мао Цзэдуна.
В–третьих, нас не могут не волновать общие в антиутопиях пророчества английского писателя: система «тотальной слежки» (видеонаблюдения, сбор информации), описанная в романе, стремление олигархической верхушки разделить мир на сверхдержавы; переписывание истории в угоду существующей власти, причины проявления культа личности и другие
Меня затронула проблема внутренней несвободы личности в антиутопии Оруэлла «1984».
Основные вопросы, на которых заостряет внимание автор:
1) что может испытывать человек в несвободном, тоталитарном государстве, подвергаясь ежеминутно нравственным пыткам, насилию извне?
2) есть ли у него возможности для противостояния?
3)как влияют фантастические идеи общества на взаимоотношения, психику, интеллект человека?
4)кто виноват в том, что это происходит? как предотвратить «страшное» будущее тоталитарного государства?
Объект исследования - роман-утопия Оруэлла«1984»
Предмет исследования - особенности жанра, повествования, проблематики романа – утопии Оруэлла «1984»
Гипотеза: внутренняя несвобода человека часто становится причиной разрушения личности, нанося вред как самому человеку, так и обществу.
У такого общества нет будущего.
Задачи:
Методы исследования:
Практическая значимость: представленные материалы могут использованы как на уроках литературы, так и на занятиях обществоведения и философии.
Глава 1. Особенности жанра, повествования, проблематики романа – антиутопииОруэлла«1984»
1.1. Особенности жанров фантастических произведений: утопии и антиутопии
Человек рожден для счастья, как птица для полета… Во все времена люди мечтали о том, чтобы все люди были счастливы на земле. Это нашло прежде всего отражение в произведениях устного народного творчества: в сказках, легендах, мифах. Итог повествования в вымышленных произведениях предсказуем: их герои, пройдя через многочисленные испытания, добиваются заслуженного счастья.
С развитием культуры и письменности появился особый, новый жанр литературы – утопия, в которой мастера художественного слова попытались представить идеальный мир для существования человека, веря в возможность всеобщего счастья.
Вот какое толкование слова утопия дается в современных словарях:
Уто́пия (от др.-греч. οὐ «не» + τόπος «место»; по другой версии от др.-греч.εύ «благо», то есть «благое место» [1]) — изображение идеального общественного строя в прошлом или воображаемом будущем (ухрония), либо в якобы уже существовавшей или существующей где-то стране (гетеротопия), либо как социальных преобразований, ведущих к воплощению идеала в жизнь.
То есть, утопия - не имеющая место, не существующее.
Антиутопия – это противоположное понятие по отношению к утопии.
Антиутопия, также дистопия (Dystopia букв. «плохое место» от греч. δυσ«отрицание»+ греч. τόπος «место»)и какотопия (Kakotopia от греч. κακός«плохой» ».[1] ) - изображение общества, представляющееся собой что-то нежелательное, отталкивающее, пугающее.
Один из таких романов - антиутопия « 1984» Джорджа Оруэлла.
1.2.Биография Джорджа Оруэлла (Эрика Артура Блэра)
Нельзя сказать, что судьба миловала будущего писателя.
Джордж Оруэлл – псевдоним Эрика Артура Блэра, родившегося 25 июня 1903г. в городке Мохитари. (Индия) [1] в семье чиновника
Его отца отправили в Индию решить проблему с распространением опиума. Мать была жестокой и властной женщиной. По окончании Британского колледжа устроился на должность полицейского. Однако справедливый по натуре, способный трезво осмысливать происходящее, он вскоре разочаровался в политическом устройстве полиции и покинул место службы.
В то время приходится Оруэллу перебиваться случайными заработками, жить в нищете. В эти трудные для него годы и появились его первые произведения, получившие признание у читателей. Принимает он участие и в гражданской войне в Испании, После ранения Оруэлл возвращается Англию. С этой поры он занимается только литературной деятельностью. В 1945 году издан один из самых известных его романов "Скотный двор", чуть позже, в 1948 году, Оруэлл написал произведение, которое подарило ему мировую известность - роман - антиутопию "1984".
1.3.Художественный мир Оруэлла в романе – антиутопии «1984»
Идея создания гармоничного общества, обеспечивающего всеобщее равенство и счастье, как правило, - центральная идея утопии - оборачивается в антиутопии всеобщей одиноковостью и усредненностью личности, абсолютной подчиненностью государству всех сфер человеческой жизни.
Не исключение в этом плане и роман Джордж Оруэлла"1984".
Но не все способны смириться со своим вынужденным положением: личность, находясь в поиске смысла жизни, способна противостоять законам тоталитарного общества, внутренне не соглашаясь с одним из его частых лозунгов - « Счастье в несвободе».
На защиту этой идеи направлен курс правящей верхушки вымышленной страны Океания, воюющей не только со странами-сверхдержавами Остазией и Евразией, но и гражданами своего государства.
Внушая гражданам своего государства мысль о том, что «война - это мир», «свобода - это рабство», политическая партия твердой рукой ведет жителей Лондона к победе. Слово «победа» обыгрывается в описании многих ситуаций в романе и предметов быта: «победа- догмат веры» внутренней партии; дом «Победа», здание, в котором живет главный герой, он курит «Сигареты Победа», кофе, которое приносит наш герой домой. называется «Победа», повторяется это слово и в описании внутренних переживаний героя: он мечтает быть победителем, победителем в несогласии с государственной системой, хотя понимает, чем все закончится. Но победу пока способно одержать только отлаженная система уничтожения человека. Сила власти - в тотальном контроле и давлении маленького человека, обывателя своей страны.
Государственная система и общественный уклад Океании- здесь живет сорокалетний чиновник, Уинстон Смит- представляет собой строгую иерархию утопии. И вместе с тем это перевернутый с ног на голову мир.
Неограниченная власть дана главе государства и правящей партии. Имя его - Старший Брат, с многочисленных плакатов, расклеенных на каждом шагу, его «глаза не отпускают ни на минуту, где бы ты не находился».
Парламента и правительства не существует, вместо них организованы министерства:
Министерство правды, ведавшее образованием, досугом, искусствами,
Министерство мира, ведавшее войной,
Министерство изобилия, ведавшее экономикой,
Министерство любви, ведавшее охраной порядка. Именно здание Министерства любви вызывает у героя романа особый страх, потому что попасть туда можно, только преодолев лабиринт колючей проволоки.
Фактически власть принадлежит верхушке АНГСОЦа — внутренней партии, которая ведет тотальную слежку за каждым членом своего клана. В квартире - подслушивающие аппараты, телекраны (подобие современных плазменных телевизоров), мир снаружи тоже небезопасен: в любой момент полицейский патруль с вертолета может заглянуть в ваши окна. Круглые сутки жители Океании находятся во власти полиции мыслей, которая в любой момент может человека « распылить»: взяв под стражу, выбить из признание, стереть сознание, уничтожить не только человека, но и память о нём.
В этом обществе человеческий разум может быть подчинен только коллективу: быть как все – вот что обеспечивает твою физическую безопасность и блага общества в виде бесплатного обеда и 2—30 граммов шоколада. Осознание личностного Я - главный враг этого общества. Объективная истина в Океании не имеет значения, каждый знает только то, что разрешает ей партия, даже подпольная литература и другая крамола доступна исключительно с её ведома и по её приказу: ежечасно старая информация уничтожается, новая доводится до читателей.
Так, прежде роман подкупает своей правдоподобием и искренностью повествования. На протяжении всего произведения автор находится рядом со своим героем, заостряя наше внимание читателя на психологическом состоянии героя.
На эту особенность повествования обратили внимание исследователи антиутопий Р.Гальцева, Н.Раднянская: «В антиутопиях …мир дан изнутри, через чувства его единичного обитателя, претерпевающего на себе его законы и поставленного перед нами в качестве «ближнего» антиутопия персоналистична».[3] Все происходящее в повествовании мы наблюдаем через призму отношений Уинстона Смита с окружающим миром.
Как ни парадоксально, действие романа, написанного в 1948 году, начинается в апреле 1984 года
Весна – это пора обновления жизни, новых надежд и мечтаний. Взгляд Уинстона Смита, одного из членов внутренней партии, выхватывает из суровой, мерзкой действительности то, что раздражает любого обывателя :холодный ясный …день, злой ветер, запах вареной капусты и старых половиков, неработающий лифт, режим экономии, предстоящая Неделя ненависти.
Главный герой антиутопии, Уинстона Смита - один из тех, кто не может мириться с лживостью помыслов этой партии, пытается найти свою правду. Он готов умереть ради истины.
Антиутопия строится так, что жизнь Уинстона Смита предстает как в зыбком прошлом, так и настоящем. (Приложение 1)Описывая прошлое своего героя с позиций нынешнего дня, автор показывает желание героя увидеть внутреннюю, незримую связь со своими корнями. Хотя детские впечатления, отраженные во снах Уинстона, безрадостны (голодное детство, потеря матери и сестренки, детский эгоизм), он находится в поиске скрытого смысла: причин своих внутренних комплексов, глубинных переживаний.
Это и то, что греет его душу: «Трагедия, открылось ему, – достояние старых времен, времен, когда еще существовало личное, существовали любовь и дружба, и люди в семье стояли друг за друга... Воспоминание о матери рвало ему сердце, потому что она умерла, любя его…. Сегодня, понял он, такое не может случиться. Сегодня есть страх, ненависть и боль, но нет достоинства чувств, нет ни глубокого, ни сложного горя...»
Желание ничего не упустить в жизни предыдущих поколений, не повторять ошибок своих предков, чтить и помнить прошлое – не это ли, казалось бы, залог светлого будущего человечества? Но прошлое только в нечетких детских воспоминаниях. История сумела уничтожить следы произошедшего с мальчиком. Узнать то, что было, невозможно: по долгу службы Уинстон Смит-один из переписчиков истории. Он, как никто другой знает, что правда настоящего тоже навечно закрыта партией для глаз и ушей обывателей.
Но возможно ли счастливое будущее для жителей Океании? Эта мысль гложет главного герой в холодном, неуютном городе своего детства, Лондоне. С одной стороны, будущее ведь зависит от нас… С другой стороны, герой должен сказать свое слово, которое его погубит….
Это и одна из причин создания дневника для «будущего, для тех, кто еще не родился», возможность «перенести на бумагу нескончаемый тревожный монолог, который звучит у него в голове годы и годы». Да, в этом обществе это называется «мыслепреступлением», и наказание за инакомыслие может быть жестоким: смерть или 25 лет каторги.
И он старательно выводит: «Будущему или прошлому — времени, когда мысль свободна, люди отличаются друг от друга и живут не в одиночку, времени, где правда есть правда и былое не превращается в небыль. От— привет!
Глава 2.Проблема внутренней несвободы личности в тоталитарном государстве на примере жизни главного героя романа- утопии, Уинстона Смита.
2.1.Критерии внутренней несвободы в романе в философиии изображениисостоянияУинстона Смита
Так, возможно ли простое человеческое счастье без ощущения свободы, если свобода - неотъемлемая часть счастья? Желание остаться человеком - чувствовать, любить, страдать, ощущать внутреннюю свободу - заставляет нашего героя искать правду в том мире, в котором он живет.
Что это такое внутренняя свобода? Внутренняя свобода- это способность человека делать осознанный выбор в различных ситуациях, который определяется его потребностями, его пониманием того, что необходимо.
Внутренняя свобода - это состояние человека, в котором его мысли и желания, действия зависят от самого себя, а не от внешнего мира.
Ограничители свободы:
1. Права, свободы, интересы других людей. Абсолютной, безграничной свободы быть не может, т.к. полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого.
2. Общественные условия: социальные нормы, общественное мнение.
3.Объективные законы природы, с которыми человек обязан считаться. "Свобода есть познанная необходимость" - эти слова принадлежат немецкому философу Гегелю. Все в мире подчинено силам, действующим непреложно, неотвратимо. Эти силы подчиняют себе и деятельность человека. Если эта необходимость не осмыслена, не осознана человеком - он ее раб.
Безграничная свобода действий политической партии оборачивается для обывателей Океании произволом и утратой индивидуальности человека.
Возможно ли привыкнуть к постоянному насилию над человеческой личностью, к страсти окружающих переделать человека, перекраивать его в соответствии с представлениями о том, каким должен быть человек и что ему нужно для истинного счастья?
Не потому ли герой остро чувствует своё одиночество, внутреннюю неудовлетворенность в мире муштры, тотальной слежки, бесчеловечности, но все-таки ему хочет простого человеческого участия в жизни общества.
Как сохранить в себе личность среди быстро размножаемых в создавшихся условиях «жукоподобных типов», готовых в любой момент к предательству и способных распылить тебя, стерев память о тебе в считанные минуты? Делать вид, что согласен с идеями партии, ненавидя всех и всё? Замкнуться в себе, изолироваться от окружающего мира? Усомниться в самом себе; узнав муки выбора, пойти вразрез с обществом?
«Сердце у него сжалось при виде исполинской пирамиды. Слишком прочна она, ее нельзя взять штурмом. Ее не разрушит и тысяча ракет. Он снова спросил себя, для кого пишет дневник. Для будущего, для прошлого… для века, быть может, просто воображаемого. И ждет его не смерть, а уничтожение. Дневник превратят в пепел, а его — в пыль. Написанное им прочтет только полиция мыслей — чтобы стереть с лица земли и из памяти. Как обратишься к будущему, если следа твоего и даже безымянного слова на земле не сохранится?»
Так развивается одна из главных проблем романа - антиутопии, проблема внутренней несвободы личности, поскольку ваше внутреннее состояние и вся жизнь, в общем-то, часто зависит от других людей, от их поведения, от их настроения, от их планов, от их взглядов на мир.
Ощущение героем своей внутренней несвободы в современном мире заставляет Уинсона Смита усомниться в верности главных партийных лозунгов: свобода - это рабство; война - это мир; незнание – сила.
Свобода - это рабство…
«Большие чистки, захватывавшие тысячи людей, с открытыми процессами предателей и мыслепреступников, которые жалко каялись в своих преступлениях, а затем подвергались казни, были особыми спектаклями и происходили раз в несколько лет, не чаще. А обычно люди, вызвавшие неудовольствие партии, просто исчезали, и о них больше никто не слышал».
Пытливый ум Уинстона, сорокалетнего сотрудника министерства правды, критически оценивает каждое мгновение настоящей жизни, подмечает, что приходится « жить…по привычке, которая превращается в инстинкт - с сознанием того, что каждое твое слово подслушивают каждое движение наблюдают».
Война - это мир…
Приметы войны – на каждом шагу, в нее вовлечены не только взрослые, но и подрастающее поколение: дети миссис Парсонс ведут дома себя агрессивно, потому что их не пустили на казнь: «сегодня вечером в Парке будут вешать евразийских пленных — военных преступников. Это популярное зрелище устраивали примерно раз в месяц», из телекрана постоянно доносится очередная сводка, например, «Наши войска в Южной Индии одержали решающую победу,…в результате этой битвы конец войны может стать делом обозримого будущего».
Война в тоталитарном обществе нужна для того, чтобы сохранить мир: отвлечь простого человека от созидательной мысли, направив её на разрушение чужих судеб.
А для всякого развития человека нужна свобода: свобода мысли, свобода слова, свобода выбора: пока жив человек.
Осознание героем происходящего приводит его к мысли, что стоит побороться с системой, потому что «если …чувствуешь, что оставаться человеком стоит,- пусть тебе это ничего не дает - ты их все равно победил».
Не в этом ли заключается смысл человеческой жизни? Ведь «если ты в меньшинстве, и даже в единственном числе это не значит, что ты безумец». Это заставляет искать в действительности приметы, опровергающие правильность курса партии общества («если я несчастлив, возможно уклад жизни ненормален») и, напротив, утверждающие новые нравственные ценности: "человек не так нуждается в любви, как в понимании". Но «если есть надежда, то она в пролах, — пишет в своем дневнике Уинстон Смит. — Будущее за пролами». И можно «причаститься к этому будущему, если сохранишь живым разум, как они сохранили тело, и передашь тайное учение о том, что дважды два — четыре».
Безусловно, мир, изображенный в антиутопии - деформированный мир. Уродливы законы общества, требующие от маленького человека проявления ненависти по отношении к ближнему, наушничество, промывание мозгов.
Вспомним описание в дневнике Уинстона жестоких сцен просмотра фильма в кинотеатре и реакцию зрителей на страшные картины убийства детей и женщин. Вспомним угнетенное состояние матери, миссис Парсонс, наблюдавшей за поведением родных детей в квартире, отец которых уверен, что его дети воспитаны правильно, что «исправить нравственность подрастающего поколения невозможно», несмотря на то, что они уже испорчены воспитанием общества.
Деформированность сознания человека проявляется и в том, что «люди могут быть счастливы лишь при условии, что они не считают счастье целью жизни».
Деформированность сознания человека проявляется и в введении в Океании нового языка и создании новых словарей. Вот как понимает роль новояза в обществе один из «приятелей» Уинстона, Сайм: «Неужели вам непонятно, что задача новояза – сузить горизонты мысли? В конце концов мы сделаем мыслепреступление попросту невозможным – для него не останется слов. Каждое необходимое понятие будет выражаться одним - единственным словом, значение слова будет строго определено, а побочные значения упразднены и забыты».
Так, описывая жизнь обывателей тоталитарного государства, в которой живет Уинстон, автор подробно раскрывает правду о сложившихся социальных нормах Океании. Именно они побуждают человека действовать так, а не иначе и определяют общественные условия эпохи тоталитаризма и культа личности.
Семья – один из опаснейших врагов тоталитарной власти, признающей объединение людей только вокруг государства и Вождя. Институт семьи в Океании тоже деформирован: в семье порицаются интимные отношения, она необходима только для рождения себе подобных.
Однако в Океании существует своя система воспитания, курируемая внутренней партией: «И хуже всего, что при помощи таких организаций, как разведчики, их методически превращают в необузданных маленьких дикарей, причем у них вовсе не возникает желания бунтовать против партийной дисциплины. Наоборот, они обожают партию и все, что с ней связано... Стало обычным делом, что тридцатилетние люди боятся своих детей. И не зря: не проходило недели, чтобы в «Таймс» не мелькнула заметка о том, как юный соглядатай — «маленький герой», по принятому выражению, — подслушал нехорошую фразу и донес на родителей в полицию мыслей».
Однако случайная встреча с Джулией, влюбленной в Уинстона, становится и счастливым мгновением, и роковым обстоятельством в жизни героев.
Уинстон Смит осознает в себе не только разум, но и душу, новые ощущения жизни: «Метрах в пяти от них, почти на уровне их лиц, на ветку слетел дрозд. Он был на солнце, они в тени. Дрозд расправил крылья, потом не торопясь сложил, нагнул на секунду голову, словно поклонился солнцу, и запел. В послеполуденном затишье песня его звучала ошеломляюще громко. Уинстон и Джулия прильнули друг к другу и замерли, очарованные. Музыка лилась и лилась, минута за минутой, с удивительными вариациями... Для кого, для чего она поет?.. Что ее заставляет сидеть на опушке необитаемого леса и выплескивать эту музыку в никуда? Он подумал: а вдруг здесь все-таки спрятан микрофон? Они с Джулией разговаривали тихим шепотом, их голосов он не поймает, а дрозда услышит наверняка. Может быть, на другом конце линии сидит маленький жукоподобный человек и внимательно слушает, — слушает это. Постепенно поток музыки вымыл из его головы все рассуждения. Она лилась на него, словно влага, и смешивалась с солнечным светом, цедившимся сквозь листву».
Влюбленные вынуждены скрывать свои чувства и отношения от общества. Жестокая расплата за проявление искренних чувств неминуема. И приятные минуты их встреч омрачено ожиданием наказания за совершенное преступление. И очень скоро придется им пожалеть о случившемся и раскаяться. Влюбленные в поисках поддержки своих действий поверили О′Брайену, высокопоставленному члену партии и старьевщику, у которого они встречаются, уже следившими за ними как за неблагонадежными.
Итог противостояния человека с государственной системой плачевен: Уинстон Смит, герой «1984», не вынес физического насилия над собой и медленно, но верно предал свою внутреннюю суть потому именно, « что не смог побороть пиетета (глубокого уважения, почтительного отношение к кому-чему-нибудь[1]) перед интеллектуальным палачом О’Брайеном, который не перестает быть для него учителем, даже становясь его мучителем. Но там, где у жертвы сохраняется «презрение к насилию» (В. Гроссман), власть насильника кончается».[3]
2.2.Способы сохранения внутренней свободы личности в современном мире
Как же все-таки сохранить в себе человека, в каком бы обществе мы ни находились?
На мой взгляд, это простые прописные истины, который должен знать каждый человек:
1. Осознавать в себе личность. Только развиваясь, самосовершенствуясь в мире людей, человек способен сохранить внутреннюю свободу, направленную на созидание в этом мире, мире людей и технического прогресса.
2. Любить себя и свою жизнь. Жить здесь и сейчас, решая актуальные проблемы своей жизни, не забывая то, что ты являешься частью развивающегося общества.
3. Учитывать мнения людей, если это не идет вразрез с общепринятым.
4. Освободить себе время для тех дел, которые вам принесут удовольствие, а значит и пользу! Помнить – наша жизнь тоже нуждается в периодической «уборке» ненужных вещей, ненужных идей, ненужных людей.
Заключение
1.Внутренняя свобода - это способность человека делать осознанный выбор в различных ситуациях в соответствии его потребностями и пониманием того, что ему необходимо.
Задача каждого человека – сохранить в себе общечеловеческие качества, чтобы остаться человеком.
2. В вымышленном мире Океании «личность и индивидуальность отрицаются в пользу коллективного разума. Наличие собственного мнения приравнивается к эгоизму». Человек становится заложником внутренней несвободы.
Итог - уничтожение человека и вечных ценностей на Земле: любви, добра, дома, красоты, а значит и общества людей, которым необходимы мгновения счастья от общения с себе подобными.
Такое общество обречено на вымирание.
3.Роман Оруэлла – роман - предупреждение. История человечества часто повторяется: «эпоха одинаковых», « эпоха одиноких», эпоха Старшего Брата, эпоха двоемыслия возвращается, если общество позволяет олигархической верхушке управлять собой.
Наверное, прав Оруэлл, который оставил нам в завещание такие слова: «Люди, которые голосуют за неудачников ,воров ,предателей , мошенников, не являются их жертвами. Они соучастники».
4.Нет внутренней свободы личности - нет созидательного общества. Будущего у такого государства нет!
Литература
Приложение 1
Прошлое | Настоящее | Будущее |
Воспоминания: революция, безрадостное детство. (нечеткие, без исторических подтверждений, она намного раз переписана) | Служба в Министерстве Правды: «приносило удовольствие», потому что давало пищу для ума: несоответствие между тем, как должно быть и тем, что есть Любовь с Джулией - кратковременна Дружба О.Брайном - предана | Создание дневника для «будущего, для тех, кто еще не родился» |
Сны: мать ,сестра, детский эгоизм-поиски своих корней как залог будущего | Тотальный контроль, бесконечные войны, насилие над личностью, его физическое и моральное уничтожение. | Есть ли будущее? |
ЦЕННОСТИ: «Человек не так нуждается в любви, как в понимании". «любовь и дружба, и люди в семье стояли друг за друга» | ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ: «эпоха одинаковых», « эпоха одиноких», эпоха Старшего Брата, эпохи двоемыслия
| НЕТ ЛИЧНОСТИ - НЕТ СОЗИДАТЕЛЬНОГО ОБЩЕСТВА? |
На горке
Для чего нужна астрономия?
Шелковая горка
Загадочная система из шести экзопланет
Круговорот воды в пакете