Исследовательская работа по теме:"Трогательное сказание о Петре и Февронии - одна из жемчужин древнерусской литературы"
Муниципальное бюджетное учреждение общеобразовательная организация
средняя общеобразовательная школа №6 рабочего поселка Лососина
Советско-Гаванского муниципального района
Секция литература
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема: Трогательное сказание о Петре и Февронии - одна из жемчужин древнерусской литературы.
Автор:
Швец Арина,
ученица 7 класс
МБУОО СОШ №6
Руководитель:
Гимранова Лариса Асхаровна,
учитель русского языка и литературы
МБУОО СОШ №6
р.п. Лососина
2016 г
Оглавление
Личность Ермолая-Еразма-автора «Повести о Петре и Февронии Муромских» 6
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» как отражение духовных ценностей 8
Введение
Нравственность едина во все века и
для всех людей. Читая об устаревшем
в деталях, мы можем найти многое для себя.
Д.С.Лихачев
2008 году 8 июля в России появился замечательный государственный праздник – Всероссийский День семьи, любви и верности. Этот прекрасный летний день был выбран для праздника не случайно – уже около 780 лет православные почитают 8 июля память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских – покровителей семейного счастья, любви и верности.
Основу этому празднику положила трогательная история земной любви между Муромским князем и дочерью древолаза, о которой было рассказано Псковским Священником Ермолаем-Еразмом в повести «О Петре и Феронии Муромских».
Про Петра и Февронию Муромских
Много славных имен на Святой на Руси,
Много сказано былей – кого ни спроси,
И меж былей жива – не крива, не стара –
Про Февронью-жену и супруга-Петра.
Петр в Муроме-граде на княжестве был,
И мечом неприязненна Змия убил.
А Февронья, что с юности стала мудра,
Врачевала великие раны Петра.
Многократно просили бояре Петра –
Мол, простую крестьянку – гони со двора,
Знатну дочь близ себя посади на престол!..
Князь послушал бояр… и из града ушел…
И челом ему били громадою всей:
Возвращайся, о княже, с женою своей!
И во Муроме правь до скончания дней,
Коли столь неразлучна душа твоя с ней.
И в любви благодатной – к успению лет
Дали Петр и Февронья взаимный обет,
Будто в каменну вместе возлягут кровать,
Где вдвоем – до Страшного Суда – почивать.
И свершилось заветное: праведным сном
Опочили согласно во гробе одном.
А народ – по земному уму порешил,
И усопших немедля разнять поспешил.
В усыпальницу князеву – князя снесли,
А жену его – в скит, на погост отвезли.
Но в канун погребенья – всех весть потрясла:
Снова в каменный гроб воротились тела.
Оттого это сталось, что мертвую плоть
Сочетал – словно души – Всесильный Господь.
Оттого это сталось, что верен завет:
Смерти нет для любви – только свет, только свет!
Смерти нет, смерти нет!.. И века напролет
К обоюдным останкам болезный народ
Исцеляться приходит, и Славу поет.
Потому что любовь никогда не прейдет!
Потому что любовь – паче смерти – для всех,
Кто уверовал в вечную жизнь в небесех!
Актуальность данной работы состоит в том, что предметом исследования явилась повесть о Муромских святых Петре и Февронии. И только непосвященному она может показаться архаичной, потому что эта повесть учит умению сохранить супружескую любовь, семью, семейный очаг, причем главную роль в этом важном деле автор отводит женщине. Не случайно святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил общественный Орден Петра и Февронии, которым будут награждаться «люди, проявившие лучшие качества в семейной жизни».
К тому же мне хотелось обратить внимание современной молодежи на личность средневекового русского церковного писателя Ермолая-Еразма, который при написании повести сознательно отошел от написания житийного жанра, проявив свой талант и творческое начало. Он поднимает и пытается решать в своем сочинении современные ему проблемы и философские вопросы, например, проблему власти и народа (Как правитель должен относиться к своим подданным?). И это во время царствования Ивана Грозного!
Цель моего исследования – рассмотреть основные проблемы повести.
Личность Ермолая-Еразма-автора «Повести о Петре и Февронии Муромских»
Биографические сведения о Ермолае-Еразме весьма скудны. Его фамилия до наших дней не дошла. Известно, что в середине шестнадцатого века он приехал в Москву из Пскова и был протопопом дворцового собора Спаса на Бору. К началу 60-х годов постригся в монахи (под именем Еразма).
В конце 40-х – начале 50-х годов вокруг митрополита Московского Макария собралась группа церковных писателей и начитанных священников, которым Макарий поручил собирать по русским городам предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях. Впоследствии церковный собор сможет провозгласить их святыми. Русская пословица гласит: «Не стоит город без святого, селение – без праведника».
При объединении русских земель и княжеств в одно государство возникла необходимость собрать вместе и жития святых каждого города, каждого княжества, сделать их достоянием общерусским. После того как Сергий Радонежский благословил на Куликовскую битву с монголо-татарами великого князя московского Дмитрия Донского, Русская Церковь неустанно заботилась и о государственных интересах, считая их во многом своими. Этому служили усилия митрополита Макария по составлению полного общерусского собрания жизнеописаний, или житий святых, которое получило название «Великие Минеи Четьи» («ежемесячные чтения»). Здесь по порядку месяцев и дней каждого месяца излагались рассказы жизни святых Православной Церкви.
История создания повести
Данное произведение было заказано для Великих Четьи-Минеи (сборник житий всех святых православной церкви) Святым метраполитом московским Макарием. Она была написана после причисления Петра и Февронии к лику святых на Московском церковном соборе в 1547 году. Известно, что митрополит Макарий не включил заказанное им житие в сборник по причине того, что произведение не представляет собой каноническое житие. Чтобы наиболее полно, красочно и ярко раскрыть образы героев, автор использует элементы сразу нескольких жанров: исторической повести, сказки, жития, описывает земную любовь и семейные ценности людей, а не монашеский подвиг во имя бога. Литературоведы определяют жанр произведение как житийная повесть с элементами народно-сказочного характера. Первым читателем повести был царь Иван Грозный. Сохранилось множество версий этой повести, в которых эта история излагается во множестве вариантов. Повести о Петре и Февронии, которую Д.С.Лихачёв назвал «жемчужиной древнерусской литературы», посвящено множество современных стихов и песен. К примеру, песня известного поэта Ильи Резника «Гимн семьи» и стихотворение поэтессы Екатерины Авдеевой «Пётр и Феврония». Почему повесть была так любима читателями на Руси? Чем интересна современному читателю?
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» как отражение духовных ценностей
В основе сюжета данного произведения лежит рассказ о браке князя и простой девушки. Князь Петр спасает жену своего брата от змея, посещающего женщину в облике ее мужа. Убив змея мечом, найденным при таинственных обстоятельствах, Петр забрызгался змеиной кровью, отчего его тело покрылось струпьями. Отрок, посланный Петром для поиска лекаря, оказался в рязанском селе Ласкове, где встретил девушку, поразившую его своей мудростью. Феврония соглашается исцелить князя, если он женится на ней. Петр дает ей это обещание, но, едва исцелившись, отказывается жениться: "Ну, как это можно — князю дочь древолаза взять себе в жены!" — восклицает он. Однако болезнь вновь поражает Петра и, лишь вторично исцелившись, он исполняет свое обещание. Молодая княжна незнатного рода вызвала неудовольствие боярских жен, и они потребовали изгнать Февронию. Она соглашается уйти, если ей разрешат взять с собой, что она пожелает. Обрадованные бояре не возражают. Но мудрая Феврония, уводит с собой мужа, который предпочитает княжеской власти долг супруга. Распри, поразившие бояр после ухода княжеской четы, побуждают их призвать князя и княгиню обратно. Всю оставшуюся жизнь Петр и Феврония прожили в любви и согласии, правили в городе Муроме как чадолюбивые отец и мать, всех любили одинокого, только не любили и гордости и грабежа. Когда пришла старость, приняли они монашество с именами Давид и Ефросинья и стали молотить Бога, чтобы умереть в один час, так как не представляли жизни друг без друга. Завещали мирянам похоронить их в одном гробу. Бог услышал их молитвы и скончались они в один день и час, 8 июля 1228 года, каждый в своей келье, в разных монастырях. Жители города нарушили волю святых и положили их в разные гробы. Наутро нашли их тела в общем каменном гробе. Дважды разносили усопших по разным гробам и монастырям, но тела их чудесным образом оказывались опять в одном каменном гробу. Сама смерть не смогла разлучить их, насколько они любили друг друга. После того так их и похоронили вместе, у церкви Рождества Пресвятой Богородицы.
Образы Февронии и Петра
Характеристика Петра и Февронии удивляет их бесконечным смирением, спокойствием и безмятежностью.
Мудрая Феврония.
Обладая огромной внутренней силой, целомудренная и прозорливая Феврония очень скупа в ее внешнем проявлении. Она победила свои страсти и была готова на все, даже на подвиг самоотречения. Ее любовь стала непобедимой внешне, потому как внутренне подчинилась уму. Мудрость Февронии заключается не только в ее необыкновенном уме, но в чувстве и воле. И между ними не существует никакого конфликта. Отсюда такая проникновенная «тишина» в ее образе. Поэтому неудивительно, что Феврония обладала животворящей силой, настолько великой, что даже оживляла срубленные деревья, которые после того становились еще больше и зеленее. Обладая сильным духом, она способна была разгадывать мысли путников. В своей любви и мудрости она даже превзошла своего идеального благоверного Петра. Любовь Петра и Февронии нашла свой отклик в сердцах миллионов людей, которые обязательно буду молиться этим святым образам.
Отважный Петр
Характеризуя князя Петра, можно увидеть его небывалый героизм и мужество в победе над коварным дьявольским Змеем. Сразу видно, что он - глубоко верующий человек, иначе он бы не смог победить такого коварного искусителя. Однако все же он однажды обманул Февронию, когда давал обещание, что после его выздоровления он женится на ней. Он так и не выполнил его, пока опять не покрылся зловонными струпами. Урок, преподанный Февроньей, князь быстро усвоил и после стал слушать ее во всем. В скором времени они обвенчались и стали жить как истинные христианские семьи в любви, верности и согласии. Князь Петр никогда не потакал своей жене. Он был воистину благочестивым, не зря же его полюбили бояре и народ. По-своему уникальна характеристика Петра и Февронии. Это были действительно люди от Бога. И не раз удивляешься тому, насколько сильными были у них взаимопонимание и любовь. Ведь они прекрасно дополняли друг друга, поэтому и стали образом идеальной супружеской пары.
Заключение
Тысячи верующих приезжают в город Муром поклониться их мощам и помолиться о благополучном браке и рождении детей. Слава о Муромских чудотворцах разлетелась по всей стране. Во многих городах России можно встретить памятники Петру и Февронии: в Муроме, Иркутске, в Ростове – на - Дону, Бийске, Самаре, Кемерове, Архангельске.
8 июля 2016 года в Хабаровске на травянистой площадке неподалеку от «Черного тюльпана», краевые власти открыли памятник Петру и Февронии, приуроченный к не так давно установленному празднику: Дню семьи, любви и верности.
На открытие памятника пришли молодые семьи, пожилые пары, представители правительства Хабаровского края, краевые депутаты и недавно назначенный митрополит Хабаровский и Приамурский Владимир. Перед открытием на сцене выступили творческие коллективы Хабаровска, которые хотели высказать свою поддержку курсу страны на семейные ценности. Главной канвой выступлений стали русские традиции и патриотизм. На площадке перед памятником были открыты несколько творческих мастер-классов, так как роспись красками на лицах, вышивание, фотопавильоны.
Повесть "О Петре и Февронии Муромских" Ермолая-Еразма содержит в себе бесценные уроки нравственности, приводит пример гармоничных взаимоотношений, учит, как, преодолевая трудности, сохранить любовь и верность в браке, помогает супругам осознать всю ответственность перед Богом и людьми за сохранение семьи.
Список литературы
Слайд 1
Выполнила : Швец Арина Учитель: Гимранова Лариса Ахсаровна ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА по теме: Трогательное сказание о Петре и Февронии - одна из жемчужин древнерусской литературы» (Г.П. Федотов)Слайд 2
Введение В 2008 году 8 июля в России появился замечательный государственный праздник – Всероссийский День семьи, любви и верности. Этот прекрасный летний день был выбран для праздника не случайно – уже около 780 лет православные почитают 8 июля память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских – покровителей семейного счастья, любви и верности.
Слайд 3
Личность Ермолая-Еразма - автора « Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный ) выдающийся русский мыслитель, писатель и публицист. В 40–60-х гг. XVI века он был сначала священником в Пскове, затем служил протопопом
Слайд 4
Данное произведение было заказано для Великих Четьи-Минеи (сборник житий всех святых Данное произведение было заказано для Великих Четьи-Минеи (сборник житий всех святых православной церкви) Святым метраполитом московским Макарием. Она была написана после причисления Петра и Февронии к лику святых на Московском церковном соборе в 1547 году. православной церкви) Святым метраполитом московским Макарием. Она была написана после причисления Петра и Февронии к лику святых на Московском церковном соборе в 1547 году.
Слайд 5
Характеристика Петра и Февронии удивляет их бесконечным смирением, спокойствием и безмятежностью.
Слайд 6
Мудрая Феврония Обладая огромной внутренней силой, целомудренная и прозорливая Феврония очень скупа в ее внешнем проявлении. Она победила свои страсти и была готова на все, даже на подвиг самоотречения. Ее любовь стала непобедимой внешне, потому как внутренне подчинилась уму. Мудрость Февронии заключается не только в ее необыкновенном уме, но в чувстве и воле.
Слайд 7
Отважный Петр Характеризуя князя Петра, можно увидеть его небывалый героизм и мужество в победе над коварным дьявольским Змеем. Сразу видно, что он - глубоко верующий человек, иначе он бы не смог победить такого коварного искусителя. Однако все же он однажды обманул Февронию , когда давал обещание, что после его выздоровления он женится на ней.
Слайд 8
Это были действительно люди от Бога. И не раз удивляешься тому, насколько сильными были у них взаимопонимание и любовь. Ведь они прекрасно дополняли друг друга, поэтому и стали святыми.
Слайд 9
Тысячи верующих приезжают в город Муром поклониться их мощам и помолиться о благополучном браке и рождении детей. Слава о Муромских чудотворцах разлетелась по всей стране. Во многих городах России можно встретить памятники Петру и Февронии: в Муроме, Иркутске, в Ростове – на - Дону, Бийске, Самаре, Кемерове , Архангельске.
Слайд 10
Литература Повесть о Петре и Февронии / Подгот . текстов и исслед . Р. П. Дмитриевой, отв. ред. А. М. Панченко. Л., 1979. 339 с. Плюханова М. Б. Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1995. С. 203—232. Ермолай-Еразм. Повесть о Петре и Февронии. Пер. и примеч. О. В. Гладковой // Слово Древней Руси. М., 2000. С. 415—428. Кусков В. В. История древнерусской литературы. 7-е изд. . — М.: Высшая школа, 2003. — 336 с. Пётр и Феврония Муромские // Большая школьная энциклопедия « Руссика ». История России. IX — XVII века / Под редакцией В. П. Бутромеева . —М.: Олма-Пресс , 2001. — С. 503. — 800 с. Чекова И. Змей, князь и мудрая дева-целительница в житийной «Повести о Петре и Февронии Муромских» // Мир житий. Сборник материалов конференции (Москва, 3-5 октября 2001 г.). М., 2002. С.181-192. Гладкова О. В. Повесть от жития Петра и Февронии Муромских // История древнерусской литературы. Аналитическое пособие. М., 2008. С. Лихачев Д. С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси Повесть о Петре и Февронии Муромских
Лист Мёбиуса
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Рисуем подснежники гуашью
Твёрдое - мягкое
Девятая загадочная планета Солнечной системы