Рождество Христово всегда было праздником семейного единения. Вечерами все собирались вместе, у камина или просто у печки, за праздничным столом или вокруг ёлки. Прощали вольные или невольные обиды, радовались друг за друга, благодарили и славили Христа, читали Евангелие… А ещё рассказывали или читали трогательные и чудесные истории…Действие в них происходит в Рождественский праздник, когда может случиться что-нибудь доброе, прекрасное, чудесное. В них реальность переплетается с фантастикой, достоверное с вымыслом, добрые духи, ангелы и святые меняют жизнь несчастных героев рассказа к лучшему, дарят надежду. Эти рассказы всегда завершаются счастливой развязкой. Называют эти рассказы святочными или рождественскими. Тема Рождества и Нового года, их традиций и образы были отражены во многих произведениях авторов различных эпох, каждый из которых строил свою собственную концепцию Рождества, создавал новую символику и тем самым новый образ этого праздника. Расцвет святочного рассказа наступает в XIX веке.
Вложение | Размер |
---|---|
rozhdestvo_v_literature_i_iskusstve_1_1.doc | 105 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа№41»
Канавинского района г.Н.Новгорода
Научное общество учащихся
От Диккенса до Гоголя.
Рождественские традиции в литературе.
Выполнил: Титок Виктория,
ученица 5 г класса
Научный руководитель:
Городжанова О.М.
учитель английского языка
Нижний Новгород
2019
Содержание
Введение……………………………………………………………….3- 4
Глава 1.
Понятие рождественского рассказа……………………………….5 -6
Глава 2.
"Рождественская песнь в прозе" Чарльза Диккенса………………..7 - 10
Глава 3.
Повесть «Ночь перед рождеством» Н.В. Гоголя…………………..11-12
Глава 4.
Сравнение "Ночи перед Рождеством" Николая Васильевича Гоголя и "Рождественской песни в прозе" Чарльза Диккенса……………….13-18
Заключение……………………………………………………………19 - 20
Список литературы……………………………………………………21
Введение.
“Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди ... свободно раскрывают друг другу сердца...”
Чарльз Диккенс
Рождество Христово всегда было праздником семейного единения. Вечерами все собирались вместе, у камина или просто у печки, за праздничным столом или вокруг ёлки. Прощали вольные или невольные обиды, радовались друг за друга, благодарили и славили Христа, читали Евангелие… А ещё рассказывали или читали трогательные и чудесные истории…Действие в них происходит в Рождественский праздник, когда может случиться что-нибудь доброе, прекрасное, чудесное. В них реальность переплетается с фантастикой, достоверное с вымыслом, добрые духи, ангелы и святые меняют жизнь несчастных героев рассказа к лучшему, дарят надежду. Эти рассказы всегда завершаются счастливой развязкой. Называют эти рассказы святочными или рождественскими. Тема Рождества и Нового года, их традиций и образы были отражены во многих произведениях авторов различных эпох, каждый из которых строил свою собственную концепцию Рождества, создавал новую символику и тем самым новый образ этого праздника. Расцвет святочного рассказа наступает в XIX веке.
Писатели специально сочиняли их. Действие в них происходит в Рождественский праздник, когда может случиться что-нибудь доброе, прекрасное, чудесное. В них реальность переплетается с фантастикой, достоверное с вымыслом, добрые духи, ангелы и святые меняют жизнь несчастных героев рассказа к лучшему, дарят надежду. Эти рассказы всегда завершаются счастливой развязкой. Расцвет святочного рассказа наступает в XIX веке, это пришло в Россию вместе с творчеством Диккенса. В 1840-е годы были опубликованы его знаменитые рождественские повести «Рождественская песнь в прозе».
Актуальность работы.
Актуальность работы заключается в том, что мы вновь можем почувствовать на себе «прикосновение» этого чудесного праздника, который получил свое второе рождение после того, как утратил значение в советскую эпоху, и рассмотреть его во многих литературных аспектах.
Цель и задачи работы.
Цель: Рассмотреть рождественскую тему в литературе на основе рассказов Ч. Диккенса «Рождественская песнь в прозе» и Н.В.Гоголя «Ночь перед рождеством».
Задачи: Рассмотреть жанр рождественского (святочного) рассказа, определить его жанровые особенности.
Провести сопоставительный анализ рождественских рассказов.
Обобщить результаты исследования и сделать вывод.
Глава 1.
Понятие рождественского рассказа.
Праздник Рождества — один из самых почитаемых в христианском мире. Он имеет свои давние и глубокие традиции. С одной стороны, это религиозный праздник, связанный с Рождением в Вифлееме Иисуса Христа. Поэтому очень много символов, образов и воплощенных в этих символах идей праздника, соотносящихся, прежде всего с евангельскими текстами и духовной сферой человеческой жизни. С другой стороны, дни празднования Рождества издавна были окружены мистическим, таинственным ореолом. В этом проявляется древняя языческая традиция. Считалось, что в эти дни могут произойти самые невероятные, фантастические события.
Именно в это время нечистая сила проявляет особую активность, а потому и встреча с представителями этой силы никого не может удивить.
Рождественский или святочный рассказ – это особый литературный жанр, который относится к категории календарной литературы и характеризуется определенной спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа.
Традиционный рождественский рассказ имеет светлый и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует. Герои произведения оказываются в состоянии духовного или материального кризиса, для разрешения которого требуется чудо. Чудо реализуется здесь не только как вмешательство высших сил, но и счастливая случайность, удачное совпадение, которые тоже в парадигме значений календарной прозы видятся как знак свыше. Часто в структуру календарного рассказа входит элемент фантастики, но в более поздней традиции, ориентированной на реалистическую литературу, важное место занимает социальная тематика.
«Основателем» первых считается Чарльз Диккенс, написавший в 1843 году «Рождественскую песнь в прозе» о старом скряге мистере Скрудже, изменившемся после встречи с духами. Одна из самых трогательных историй в этом жанре — «Девочка со спичками» Ганса Христиана Андерсена. В любом рождественском рассказе обязательно происходит чудо и перерождение героя, но в русской литературе этот жанр стал более реалистичным: наши писатели отказались от волшебства, сохранив темы детства, любви, прощения, социальную тематику, — и у них получились проникновенные и трогающие душу истории. Вспомните малыша, умирающего от холода с улыбкой на лице, — из рассказа Фёдора Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке», или ангелочка из рассказа Леонида Андреева, который растаял под лампой у «злого» мальчика Саньки. Святочные рассказы есть у многих классиков — Бунина, Чехова, Куприна и других.
Глава 2
"Рождественская песнь в прозе" Чарльза Диккенса
Культ Дома, культ Очага, так уютно пылающего в гостиной на Рождество и противостоящего уличному ненастью, хорошо известен читателям по произведениям Ч. Диккенса, по праву признанного родоначальником "рождественского" жанра "Рождественские повести" ("Рождественская песнь в прозе", "Колокола", "Сверчок на печи"). Непременным финалом произведений английского писателя была победа света над мраком, добра над злом.
Одним из главных мотивов в его рождественских рассказах являлся мотив, имеющий христианскую основу - это мотив "божественного дитя" - младенца, посланного на землю Богом для спасения человечества.
В рождественских рассказах писателя среди персонажей обязательно присутствовали дети. Действительно, кто, как не ребенок, способен так остро радоваться подаркам, быть счастливым от одного вида блистающего елочного наряда, так доверчиво ожидать чуда? Недаром Рождественскую ночь именовали ночью младенцев, а Рождество - праздником детей.
Перевод названия произведения в русской литературе встречается в нескольких вариантах: "Рождественская песнь в прозе", "Рождественская песня", "Рождественская история", "Повесть о Рождестве с участием Духов". Замысел написать произведение на тему Рождества возник у художника по дороге в Манчестер, куда Ч. Диккенса пригласили выступить с докладом о важности обучения для работников фабрик и заводов. Тогда писатель решил написать сочинение именно для тружеников, чтобы даже самый бедный человек мог купить (за символическую плату в 5 шиллингов) и прочитать хорошую книжку, чтобы у бедняков появилась вера и надежда в их жизни. "Рождественская песнь в прозе" стала началом серии "Рождественские книги", куда всего вошли три повести. Эти книги были напечатаны накануне Рождества. Чарльз Диккенс издавал их за свой счет, уверен, что образование и воспитание помогут решить проблемы бедности и преступности в обществе.
В первом куплете произведения призрак умершего Марли явился к Скруджу как напоминание о духовной смерти. Со слов Марли читатель узнает, что тот жалеет о прожитых зря годах. Он мало творил добра, за это его душа обречена, мучиться после смерти ("непрестанные угрызения совести"). Призрак Марли хочет обратить Скруджа к человечности и доброте, поэтому и обращается к нему, обещая дальнейшие встречи с другими Приведеньями-Духами Прошлого, Настоящего и Будущего. Это должно помочь жестокому и жадному Скруджу переосмыслить свою жизнь и отношения с людьми.
Во втором куплете автор фантастики показал прошлое Скруджа. Герой встречается с первым Призраком - Духом Древнего Рождества (то есть Духом Прошлого). С его помощью Скрудж оглянулся на свой жизненный путь, и его душа вздрогнула от увиденного. Он вспомнил все, что любил, ценил, от чего отказался ради денег. Он предал свою семью, любимую, друзей - и все это ради обогащения. Однако можно ли считать золото настоящим богатством? Скрудж увидел свое настоящее лицо и ужаснулся, поэтому он хотел потушить свет, льющееся от первого Призрака, но истину нельзя затушить, скрыть, она пробивается сквозь мрак и темноту.
В третьем куплете перед Скруджем является второй Призрак-Дух Настоящего Рождества (то есть Дух Сегодняшний). Он показывает Скруджу жилье бедных людей, которые, несмотря на нищету, любят друг друга, в их домах царит понимание и уют. И Скрудж осознает, что при всей своей болтовне не имеет главного - духовных ценностей (любви, семьи, дружеских отношений). Он начал жалеть об этом, почувствовав себя очень одиноким. Герой меняется, начинает сочувствовать и понимать настоящую цену жизни и человечности. Третий куплет построен на контрасте. С одной стороны, здесь царит веселая атмосфера Рождества, а с другой в финале куплета появляются фантастические фигуры: мальчик Невежество и девочка Нищета, которые вещают трагедию. "Они - порождение Человека", - говорит Призрак, закликая их остерегаться. В такой фантастической форме писатель утверждает, что неуважение и бедность несут смерть всем, прежде всего детям. Это воплощает образ больного малыша Тима, судьба которого вызывает у читателей слезы.
В четвертом куплете Скрудж встречается с третьим Призраком - Духом Будущего Рождества (то есть Духом Будущего). Скрудж осознает важные для себя истины. Он обладал огромными богатствами, но был ли он счастливым? Ежедневно Скрудж работал и преумножал капитал, экономил деньги, обманывал людей ради собственного обогащения. И жил настоящей жизнью? Наверное, нет. Душа его была мертва. Поэтому в четвертом куплете произведения снова возникает мотив смерти, который постоянно звучит в повести. Писатель описывает вполне реальные смерти разных людей. Однако не менее ужасной является духовная смерть человека, то есть жизнь без заботы о ближних людях, милосердия, творения добра. Такой человек для всех мертв еще при жизни. Чтобы показать Скруджу ужасные последствия его бездуховного существования, Призрак переносит героя в будущее и показывает его собственную смерть.
Роль фантастики в раскрытии духовного омертвения и преобразования человека. С помощью фантастики автор изображает возможное ужасное будущее Скруджа его смерть, которая никого не замутила. За ним никто не плакал, только бедняки пришли в его квартиру, чтобы взять несколько вещей.
По контрасту к смерти Скруджа звучит рассказ о смерти малыша Тима. Вся семья Крэтчитев оплакивает его, ибо в нем горела Божья искра. Его любить за тот добрый свет, которое исходило от него, рядом с ним люди становились добрее, человечнее, милосердными. Отец Тима говорит, что лучшая память о Тиме – это жизнь в мире и согласии согласно с Божьими заповедями.
Используя средства фантастики, Ч. Диккенс поднимает важные проблемы жизни и смерти, но не в физическом, а в философском смысле. Библия учит, что у человека есть две жизни и две смерти - физическая и духовная. Внешне человек может выглядеть как живой и здоровый, а на самом деле его душа мертва, если человек не творит добро для других и наоборот, жизнь умершего человека может продолжиться и после ее смерти - в памяти других, в добрых поступках, которые она оставляет после себя. В повести писатель с помощью фантастики осуждает подлую жизнь Скруджа, которой автор считает моральной смертью, и прославляет вечную жизнь души малыша Тима, которую тот заслужил добрым отношением к людям.
В финале этого куплета происходит кульминация - духовное перерождение героя, который понял, увидев надпись на могильной плите, что надо жить по-другому.
В пятом куплете содержится развязка произведения. Встретившись с Прошлым, Настоящим и Будущим, Скрудж изменился и решил жить добропорядочно, заботиться о других, дарить людям тепло своего сердца. Смысл Рождества заключается в духовном перерождении человека, открытии Бога в ее душе, творении добра. К этому выводу писатель постепенно подводит читателей.
Глава 3.
Повесть «Ночь перед рождеством» Н.В. Гоголя.
Повесть Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» похожа на фольклорную волшебную сказку, иными словами, автор активно пользуется вымыслом, фантастикой и символикой, чтобы в иносказательной форме охарактеризовать окружающий мир.
Предметом изображения в волшебной сказке являются необычные, страшные события (женитьба на лягушке, путешествие в загробный мир); в«Ночи...» находим договор доброго христианина — кузнеца Вакулы с чёртом — врагом рода человеческого. В волшебной сказке действие имеет приключенческий характер, положительный герой, преодолевая трудные препятствия, всегда достигает своей цели. В «Ночи...» Вакула за рождественскую ночь слетал в Петербург за царскими черевичками и воротился в Диканьку. В волшебную сказку часто вводятся чудесные персонажи, которые помогают герою достичь своей. В «Ночи...» таким помощником главного героя становится... чёрт.
Вымысел в волшебной сказке может напоминать действительность, а может иметь фантастический характер. Замечательной особенностью «Ночи...» является переплетение реальности и фантастики, подчас такое тесное, что невозможно отделить одно от другого. Здесь реальность объясняется через фантастику. В рождественскую ночь с неба над Диканькой пропал месяц и поднялась метель, потому что чёрт решил навредить кузнецу. Вакула собирался пойти к Оксане объясниться, но не хотел встречаться с Чубом, которого недолюбливал. Чёрт специально украл месяц с неба и положил в свою торбочку, чтобы Чуб остался дома. Фантастика, в свою очередь, приобретает реальные черты в сцене, когда чёрт, украв месяц, прилетает к Солохе и начинает ухаживать за ней, как опытный дамский кавалер. Или Вакула приходит за советом к сельскому колдуну Пузатому Патоку, а тот ест самые обычные вареники фантастическим образом: взглядом перебрасывает вареники из одной миски в другую, наполненную сметаной, а потом тем же магическим способом отправляет их в собственный рот. Стоит уделить особое внимание тому, что действие повести происходит именно в Рождество, - праздник, который подразумевает свершение волшебных и мистических историй.
Замечательное произведение на рождественскую тематику, в котором сплелись волшебство, чудесные события, происходящие с героями, и счастливый конец. Именно такая история может вспомниться нам при мысли о рождестве, ведь здесь есть и сказочный вымысел, и мистика, и чудо, без которого не обходится ни один праздник рождества. Тема счастья, веселья и волшебства является главной темой в этой повести. Гоголь не повествует нам печальную историю с несчастливым концом, он дарит нам своим произведением положительные эмоции, улыбку и смех. Конечно, в этой песни нет такого большого смысла, как в произведениях Достоевского и Андерсена, но мы все же можем кое чему поучиться у главных героев, тем более, что автор как бы пытается донести нам, чтобы мы не переставали верить в чудо, ведь оно может случиться в любой момент, и особенно в рождество.
Глава 4.
Сравнение "Ночи перед Рождеством" Николая Васильевича Гоголя и "Рождественской песни в прозе" Чарльза Диккенса.
Неплохо сделать сравнение между "Ночью перед Рождеством" Николая Васильевича Гоголя и "Рождественской песнью в прозе" Чарльза Диккенса как популярными рождественскими историями, выражающими для целых народов образ Рождества.
"Ночь перед Рождеством" - это авантюрно-волшебная история: кузнец Вакула подчиняет себе сверхъестественные силы, исполняет невероятное условие и завоевывает сердце Оксаны. "Рождественская песнь" - история воспитательно-поучительная: скупец Скрудж смягчается сердцем и превращается из злодея в доброго и щедрого весельчака. Наверное, самое большое отличие этих повестей - в образе рождественской ночи. У Гоголя это последняя ночь, когда нечистый может шляться по свету и вредить человеческому роду. С началом утренней рождественской службы сила черта иссякнет, но в рождественскую ночь он еще может проворачивать свои затеи, да и Солоха летает на метле...Люди могут безобразить и без участия черта: вон как кум Чуба со своей супругой пытаются разделить якобы выпавшую им рождественскую прибыль! Да и серия ночных визитов к Солохе, где черт - только один из влюбленных искателей, показывает, что солидные мужи Диканьки, а также дьяк Осип Никифорович, падки на скоромное не под влиянием черта, но наравне с ним. А рождественская ночь Диккенса - это уже святое время, когда с человеком происходит чудесное перерождение к лучшему.
Поэтому тема рождественской истории Гоголя - преодоленное искушение. Вакула мог бы погубить душу, но устоял и проучил черта. Враг рода человеческого хотел дурачить, но сам был одурачен. (А Вакула победил там, где проиграл герой "Вечера накануне Ивана Купала", парной повести из первой части сборника, которая находится как бы "напротив" "Ночи перед Рождеством" во второй части). Тема рождественской истории Диккенса - преображение и восстановление. Искушение, которое не преодолел Скрудж, постигло его за рамками этой рождественской ночи, в его предшествующей жизни, когда он полностью посвятил себя бизнесу и слишком огрубел из-за этого душой. Из чего читатель может сделать вывод, что человек может быть и опаснее черта, причем опаснее не для какой-то другой мишени, а для себя самого. Скрудж потерпел поражение так, что сам этого не заметил, но теперь рождественская ночь призвана Скруджа обновить. В чем выражается рождественское милосердие: отвратительный вначале герой - не безнадежен, и читатель не всегда будет его ненавидеть.
В каждой из повестей герой совершает волшебное путешествие. Суметь переместиться туда, куда мечтаешь, но не можешь, и так, как хотел бы, но не можешь в обыденное время, - еще одна причина желать прихода чудесного времени. Кузнец Вакула перемещается в пространстве: из земли на небо и из Диканьки в Петербург, да еще и во дворец царицы, и обратно - на землю и в Диканьку. А Скрудж путешествует во времени: посещает свое прошлое, настоящее и возможное будущее. Вакула летит туда, куда хочет: за царицыными черевичками. А Скрудж перемещается по необходимости: он знает, что ему нужно измениться не для того, чтобы получить что-то желанное, а чтобы не погибнуть.
Не стоит долго распространяться, что кузнец Вакула - молодой, красивый, мужественный, сообразительный, благочестивый и творческий, а Скрудж - состарившийся, сухой, нелюдимый, отталкивающий, грубый, скаредный, и что вообще, Вакула должен нравиться, а Скрудж - вначале очень сильно не нравиться, так что приступивший к "Рождественской песне" читатель будет или безмерно счастлив, что он не Скрудж, или несчастнее некуда, узнав себя в Скрудже. Никогда Вакула не мог бы быть Скруджем, а Скрудж даже в молодости не был и совсем не был похож на Вакулу. Мы вот что отметим: Вакула - кузнец и художник, то есть тот, кто творит (и, значит, отдает часть себя в своих созданиях), Скрудж - накопитель, который в начале повести принципиально не намерен делиться накопленным. Вакула всегда чтит Рождество, а Скрудж до чудесной ночи, описанной в повести, Рождеством пренебрегает. А затем: Вакула в течение ночи перед Рождеством не меняется - не считая того, что ему предоставляется случай приодеться для визита в царский дворец. Он не меняется внутренне, как личность, - нас только знакомят с ним, показывая все новые его черты, чтобы мы поняли: лучшего жениха не может быть у Оксаны. Вакула занимается малеванием, Вакула благочестив, но больше всех любит колядки, Вакула дольше всех выносил Оксанины капризы, Вакула мог бы "почесться красавцем, несмотря на смуглое лицо". Скрудж, напротив, в течение рождественской ночи меняется, что называется, переживает духовное перерождение. Но эта перемена Скруджа - возвращение к тому, кем он был когда-то. Ведь недаром он вначале путешествует в прошлое и является мальчиком, с удовольствием сидящим над "Тысяча и одной ночью". Скрудж, так сказать, путешествует от себя теперешнего - ложного - к себе истинному: мы узнаем, что детство его было несчастливо, что при этих условиях он должен был соблазниться целью создания капитала, что он потерпел крах любви из-за того, что очерствел, и без любимой еще больше очерствел. Да и нынешнего Скруджа автор не всегда показывает отвратительным: постепенно начинают проявляться и упоминаться его достоинства, например, его ум. Но спасется Скрудж тогда, когда в полной мере позволит себе то, что запрещал, - жалость.
("Вакула" - это имя? Имя, хотя больше похоже на фамилию. В Диканьке от него мог произойти целый род Вакуленко. "Скрудж" у Диккенса - это фамилия, полностью героя зовут Эбенизер Скрудж. Но такая фамилия может быть и именем - вы тоже помните селезня-миллионера Скруджа Мак-Дака из "Утиных историй"? Видать, его родители любили литературную классику. Я сначала посмотрела мультфильм, так что, когда впервые услышала о Скрудже из повести, который возник первоначально, удивлялась и смеялась).
У Вакулы, как мы не можем забыть, есть девушка, то есть дівчина (она, правда, официально не признает, что она его дівчина), которая его здорово терзает, но женою в конце станет...и без ее капризов сказки бы не было. У Скруджа когда-то была девушка, которую звали Белль, и она, видимо, имела характер, полностью противоположный характеру Оксаны, так как отказалась от Скруджа якобы ради его же благополучия: она понимает, что жених изменился и предпочел бы богатую наследницу, а не бесприданницу. Приятно узнать, что Белль стала счастливой женой и матерью, но она была, возможно, слишком уж благородна: ее уход наверняка способствовал дальнейшему очерствению Скруджа. Да и для нее, когда Белль встретила другого, бывший жених стал смешон.
Встречи героев со сверхъестественными силами. Неожиданно это оказался самый смешной пункт, какой я могла придумать. Начнем со второй повести и серьезно. Скруджу являются призрак покойного компаньона и три Духа Рождества (или три Духа Святок). Все они говорят или показывают Скруджу нечто такое, отчего он должен пугаться и страдать, - даже самый веселый и добрый Дух Нынешних Святок, который уязвляет Скруджа, повторяя его же собственные жестокие слова. Однако Скрудж принимает эту боль, понимая, что она должна послужить ему к лучшему. Стало быть, у Диккенса все духи - это полезные духи, они спасают Скруджа. В "Ночи перед Рождеством" есть черт, замышляющий все равно чью погибель. Но это не страшный, а только смешной черт, и козни ему не удаются. Вакула сильный, а черт слабый - по крайней мере, с виду он слабый, и если бы Вакула поддался ему, это было бы особенно противно. Думаю, что страшен по-настоящему этот черт в одном лишь месте повести, когда он предлагает Вакуле сделку, сидя у него верхом на шее: "Это я - твой друг, все сделаю для товарища и друга!" Почему я так думаю? - всегда страшно, когда враг называет себя другом, еще и почти в минуту вашего отчаяния, думая пользоваться им... А теперь то, что меня рассмешило. В повести Диккенса вроде бы нет черта...но нет, он есть. Угадайте, где? - Он ведет речь от автора. С веселым удивлением я узнала то, что раньше меня знали все, кому это интересно: ведь слово dickens в старом английском языке означало "черт", и в этом значении оно встречается, например, в шекспировских "Виндзорских насмешницах". Не правда ли, благодушный душеспасительный чертик? А теперь, помня о черте, который сидел на шее у Вакулы, перечитаем полстроки из повести Диккенса: "...Ведь я мысленно стою у вас за плечом, мой читатель". (Перевод Т. Озерской). :-)
Картины празднования Рождества в обеих повестях. Диккенс показывает много кратких рождественских сцен, которые должны убедить Скруджа, что это - время доброты даже в тех местах, куда она заглядывает редко, но прежде всего изображает Рождество как семейный праздник. Скрудж увидит семейства своего племянника и своего клерка Боба Крэтчитта, и эти сцены разобьют его привычку к безразличию и одиночеству. Колядования здесь немного - разве что тот мальчик, которого Скрудж вначале выгнал, а потом послал купить индюшку. У Гоголя, напротив, Рождество встречают на ночной сельской улице (потом - в церкви, но главное - улица и колядование), и запоминаешь колядующую Диканьку, и ночь, что "роскошно теплилась"...
От рождественских сцен удобно перейти к пункту "герой и общество". Диккенс изображает весь или почти весь мир в день Рождества проникнутым радостью, добротой, щедростью. Это должно создать контраст с угрюмым и одиноким Скруджем и подчеркнуть, что тот несчастлив, - в конце повести он, изменившись, потянется к другим людям. Семья его племянника Фреда и в самом деле очень добрая, как и семья Боба Крэтчитта, и это облегчит Скруджу "преображение". Вакула, раньше любивший в рождественскую ночь колядовать и веселиться с друзьями, под влиянием жестокости Оксаны, наоборот, отчуждается. Параллельно с его приключениями развивается линия его будущего тестя Чуба и мешков, каковая показывает, что человеческие слабости в рождественскую ночь не исчезают...
Но как бы Рождество не вдохновляло на добро, любовь и веселье, каждый из авторов напоминает, что есть такие суровые проблемы, какие в праздничную ночь не отменяются. У Гоголя появляются запорожские казаки, пришедшие к императрице Екатерине просить милости, - а читатель знает, что Сечь будет упразднена. Если не знает, то сразу прочтет в примечаниях к повести. Дух Нынешних Святок показывает Скруджу Невежество и Нищету как двух измученных детей. Если прием, оказанный казакам, может восприниматься отчасти как печальная насмешка, то жест Духа выглядит как обращенній к читателю знак отчаяния: вспомни, что и праздник добра не всем может помочь, и что повседневность умножает число безнадежных...
Самой главной общностью двух рождественских повестей я нахожу то, что они развивают и провозглашают две идеи - и это важные христианские идеи, уместные здесь. Прежде всего, в каждой из повестей гордость смиряется перед любовью. Гордая Оксана влюбляется в Вакулу, и Скрудж отказывается от своей гордости ради любви к ближнему. Другая идея - это свобода воли. Благодаря ей и Вакуле удалось преодолеть уныние и победить, и Скрудж смог изменить свое будущее.
Заключение.
Мы выяснили, что рождественский рассказ хронологически связан с праздником Рождества Христова (с рождением Младенца – Христа, христианская тема должна выдвигаться авторами на первый план). «Мальчик у Христа на ёлке» Ф.М. Достоевского является классическим рождественским рассказом, где на первый план выходит христианская тема, в тексте много деталей, которые на это указывают. Мир изученных произведений двойственен, понятие рождественского чуда связано с нереальным миром, в реальном мире – совершается трагедия.
Каждый автор по- своему видит рождественскую тему, и каждый старается передать то, что считает нужным для своего читателя. У Диккенса и Гоголя – вера в чудо и надежда на лучшее.
В живописи и музыке авторы показывают Рождество, как праздник, полный чудес и загадок, с помощью различных элементов. В основном, на картинах мы видим яркие, насыщенные цвета, символизирующие счастливые рождественские моменты. А в музыке – таинственность и необычность мелодии, как в балете «Щелкунчик», или же легкую и напевную музыку.
Данное исследование было вызвано потребностью познакомиться с историей зимних праздников, с произведениями писателей на эту тему, а также узнать о происхождении праздника Рождества.
Для этого и в соответствии с целью, поставленной в начале исследования, в работе решены следующие задачи:
В результате проделанной работы можно констатировать следующие выводы:
Многие традиции нашей жизни вообще, и зимние праздников в частности, связаны с библейскими событиями. Поэтому знание Библии помогает понять истоки и значение некоторых событий и явлений в нашей жизни.
Писатели по разным причинам обращались к теме празднования Нового года и Рождества. Они оставили нам свое, не всегда светлое и радостное, ощущение праздников. Знакомство с их произведениями пробуждает в нас желание задуматься, делать добро, стать лучше.
Практическая значимость данного исследования заключается в осмыслении роли зимних праздников в литературе и расширении представлений об их происхождении.
Полученные результаты можно применять на уроках русского и английского языков, литературы и истории как материал для доклада по теме или для анализа рассказов, а также при написании сочинения на данную тему.
Простые и незамысловатые истории вместили в себя мечты о доброй и радостной жизни, о сердечном и милосердном отношении друг к другу, о победе добра над злом вопреки всему. Эти истории предназначены и для детей и для взрослых, и для искушённого и для начинающего читателя. Читать их лучше всей семьёй и именно в период зимних праздников, когда нет суеты, когда сердца наши смягчены, поэтому рождественские или святочные рассказы не покажутся нам излишне сентиментальными или далёкими от жизни.
Литература
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Разноцветное дерево
Выбери путь
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками