Узнать как можно больше о пословицах и поговорках, их значении, происхождении и употреблении.
2 . Задачи:
3. Гипотеза:
4. План работы:
5. Актуальность: Мои сверстники почти не используют пословицы и поговорки в своей жизни. Поэтому было трудно обсуждать данную тему. Зато, более старшие поколения с удовольствием делились информацией и опытом использования пословиц и поговорок.
6. Проблема: А есть ли пословицы о пословицах?
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota_po_russkomu_yazyku_vasilev.doc | 105.5 КБ |
На всякого Егорку есть поговорка
Проектная работа
по русскому языку
Автор: Васильев Михаил
ученик 7 класса
Староафонькинского филиала
ГБОУ ООШ с. Салейкино
Руководитель проекта
Меркулова Зоя Харитоновна
учитель русского языка и литературы
Узнать как можно больше о пословицах и поговорках, их значении, происхождении и употреблении.
2 . Задачи:
3. Гипотеза:
4. План работы:
5. Актуальность: Мои сверстники почти не используют пословицы и поговорки в своей жизни. Поэтому было трудно обсуждать данную тему. Зато, более старшие поколения с удовольствием делились информацией и опытом использования пословиц и поговорок.
6. Проблема: А есть ли пословицы о пословицах?
Глава 1. Пословицы и поговорки
1.1. Что такое пословицы и поговорки.
Русские пословицы и поговорки — меткие выражения, созданные народом, в короткой форме выражающие мудрые мысли.
Пословица — это краткое мудрое изречение, имеющее законченную мысль.
Пословица — это целое предложение. Она, как правило, состоит из двух частей.
В первой сообщается какая-то мысль, а во второй части делается вывод.
Например: «Что написано пером, то не вырубишь топором», «Слово не воробей: вылетит — не поймаешь».
Поговорка — это лишь часть суждения, в ней нет вывода, заключения, употребляется в форме сравнений, для того, чтобы придать речи особую наглядность.
В поговорке скорее выражено отношение человека к чему-либо, его чувства. Например: «Чудеса в решете», «И нашим и вашим». Недаром говорится: «Поговорка — цветочек, пословица — ягодка».
Пословицы и поговорки - едва ли не первые блистательные проявления творчества народа. Все великие люди благоговели перед мудростью и красотой, живописной изобразительной силой пословиц и поговорок. Поражает вездесущность пословиц и поговорок, они касаются всех предметов, вторгаются во все области человеческого бытия, людских надежд, помыслов, оценок ближних - родных, соседей, властей, учреждений, законов, суда, житейских обычаев, течения жизни, души человека, его здоровья, нрава, характера.
Первоначально пословицы входили в состав небольших рассказов о каких-нибудь событиях, сказок, песен и представляли метко и кратко выраженное обобщение того, о чем шла речь в рассказе или песне. Такие выразительные средства, как точная рифма, простая форма, краткость, сделали пословицы и поговорки стойкими, запоминаемыми и необходимыми в речи.
Однако тематическая многоликость пословиц и поговорок не главное, хотя и важное, их достоинство. Много существеннее – как они воспроизводят жизнь, какую оценку ей дают. Ни одна из пословиц не лишена всепоглощающего страстного интереса ко всему, чего касается. За каждой из них видишь тех, кто судит, рядит, спорит, вышучивает, насмехается, печалиться, скорбит, радуется. Лучше б тебе не родиться!- то ли грозит, то ли сочувствует одна из пословиц.
1.2. Многообразие пословиц и поговорок
Пословицы и поговорки многообразны, они находятся как бы вне временного пространства. Действительно, в какое бы время мы не жили, пословицы, и поговорки всегда останутся актуальными, приходящимися всегда к месту.
В пословицах и поговорках отражен богатый исторический опыт народа, представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Правильное и уместное использование пословиц и поговорок придает речи неповторимое своеобразие и особую выразительность.
Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа. Это как заповеди народа, регламентирующие жизнь каждого простого человека. Это выражение мыслей, к которым пришел народ через вековой опыт. Пословица всегда поучительна, но не всегда назидательна. Однако из каждой следует вывод, который полезно принять к сведенью.
Менялась жизнь, появлялись новые поговорки, забывались старые, но оседало бесспорно ценное, имеющее значение и для последующих эпох. Широкому распространению и долголетию пословиц способствовало то, что часть их, теряя свой прямой смысл, приобретала смысл переносный. Например, пословица Изломанного лука двое боятся, еще долго жила, поменяв прямой смысл на переносный, хотя народ давно сменил оружие. Но были и такие пословицы, которые изначально появлялись в переносном смысле, например:
пословицу В камень стрелять - стрелы терять никогда не понимали в прямом смысле, относили к разным предметам и явлениям.
О чем бы ни говорилось в пословицах - это всегда обобщение. Образное отражение действительности в пословице связано и с эстетической оценкой разнообразных явлений жизни. Вот почему пословицы есть и веселые, и грустные, и потешные, и горькие. Вот как сказал об этой черте народных пословиц В.И. Даль: пословица - это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыдание, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».
1.3.ЧЕМ ПОСЛОВИЦА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПОГОВОРКИ? КАК ОНИ СКЛАДЫВАЛИСЬ?
Пословицы следует отличать от поговорок. Главной особенностью пословицы является ее законченность и дидактическое содержание. Поговорка отличается незавершенностью умозаключения, отсутствием поучительного характера.
Русские пословицы и поговорки возникали и складывались по ходу русской жизни, отражая не только важные события и процессы, но и характерные бытовые явления. Пословицы и поговорки дали характеристику всех классов и сословий общества - крестьян, ремесленников, рабочих, бояр, дворян, чиновников, судей, представив многостороннюю картину русской жизни.
Пословица в обобщенном виде констатирует свойства людей и явлений (вот как бывает), даёт им оценку (то хорошо, а это плохо) или предписывает образ действий (следует или не следует поступать так-то). Обязательное наличие обобщения и весьма частое оценочно-предписывающее содержание образуют характерный для пословиц назидательный смысл, например:
– констатация явлений или свойств: Нет правил без исключений; Чего не чаешь, то и получаешь, Пришла беда -отворяй ворота
– их оценка: Осторожность прежде всего; Положение обязывает;
– предписание: Доверяй, но проверяй; Цыплят по осени считают.
Пословицы чаще всего употребляются в совершенно конкретной ситуации, но не обозначают её отдельных элементов, а ставят всю ситуацию в связь с какой-либо общей и общеизвестной закономерностью, которую они, собственно, и выражают.
Конденсируя народный опыт, пословицы ориентированы своим содержанием почти исключительно на человека - черты его характера, поступки, отношения в семье, коллективе и обществе и т.п. Поэтому среди пословиц нетрудно выделить тематические группы - пословицы о любви и дружбе, честности, лени, уме, а также пословицы, отражающие быт народа, хотя четких границ между такими тематическими группами провести нельзя.
В большинстве пословиц совершенно отчетливо выступают два объекта суждения. Именно поэтому, на наш взгляд, двучленная форма в пословицах является самой естественной и самой употребительной.
Пословицы довольно часто прибегают к сопоставлению двух предметов или явлений (параллелизм, сравнение, отождествление, противопоставление), что также требует двучленной формы выражения. Вот примеры параллелизмов: После грозы вёдро, после горя радость; Без топора не плотник, без иглы не портной, сравнения: Красна девка в хороводе: что маков цвет в огороде; Наше счастье — вода в бредне; тавтологии или синонимов: Истина хороша, да и правда не худа; В одном кармане пусто, в другом нет ничего; антитезы: Сеяли рожь, а косили лебеду; Ваши играют, а наши рыдают; Богатый и в будни пирует, бедный и в праздник горюет.
И, наконец, следует отметить, что двучленность пословиц обусловлена также их стремлением к определенной интонационно-ритмической организации речи. Еще И.И. Вознесенский обратил внимание на то, что пословицы паузами довольно отчетливо делятся, как правило, на две части.
Как показывают наблюдения, обе части пословицы, отделенные друг от друга паузой, нередко произносятся с аналогичной или близкой интонацией. И вот эта интонационная повторяемость частей создает здесь, конечно, определенную ритмичность. Например: День государев, а ночь наша; В суд пойдешь — правды не найдешь, На бога надейся, а сам не плошай .
Само собой разумеется, что эта ритмичность еще более повышается в многочленных пословицах, т. е. в пословицах, состоящих из трех, четырех и более частей. Вот примеры таких пословиц. Трехчленная: Земля любит навоз, лошадь — овес, а воевода — принос; четырехчленная: Свекор драчлив, свекровь ворчлива, деверья журливы, невестки мутливы. Правда, не часто, но все же можно встретить пословицы пятичленные: В земле черви, в воде черти, в лесу сучки, в суде крючки, — куда уйти?, а также шестичленные: Дьячок не служит, все по девушке тужит; пономарь не звонит, на нее глядит; поп не венчает, за сына чает.
Многие двучленные и многочленные пословицы суть не что иное, как стихи-фразовики. Для наглядности разобьем приводимые ниже пословицы на стихотворные строчки.
Когда деньги говорят, Тогда и правда молчит.
Козла спереди бойся, Коня — сзади,
А злого человека со всех сторон.
Портной без кафтана,
Сапожник без сапог,
А плотник без дверей
В основе строения фразовика, — пишет А. П. Квятковский, — лежит свободное членение поэтической речи на стиховые строки, где граница интонационной волны, отмечаемая концевой конструктивной паузой, является определяющим признаком членения.
Фразовик со смежными рифмами называется раешным стихом или раешником. В пословицах чаще всего встречается именно он. Приведу лишь некоторые примеры раешника:
Житье нам, житье:
Как подумаешь, так и за вытье.
На мужике кафтан хоть сер,
Да ум у него не черт съел.
Большую ритмико-смысловую роль в пословицах играет рифма.
В пословицах рифмуются наиболее значимые слова, это можно особенно ярко проиллюстрировать сопоставлением их отдельных вариантов. Возьмем, к примеру, пословицу Метил в цель, а попал в пень. Здесь слово пень рифмуется со словом цель. Позднее слово пень было заменено словом окошко. В связи с этим пришлось заменить и слово цель, так как оно не рифмовалось с новым словом. И получился такой вариант пословицы: Метил в лукошко, а попал в окошко. С особой наглядностью преднамеренность рифмовки определенных слов видна в пословицах, включавших в себя имена собственные. Все эти пословицы убеждают нас в том, что то или иное имя вводится в них в зависимости от конкретного содержания пословицы, в прямой обусловленности тем, с каким словом это имя должно рифмоваться. Приведем несколько примеров: В людях Илья, а дома свинья, В людях Ананья, дома каналья; Пришли на Настю беды и напасти, У всякого Федорки свои отговорки; Наш Филат не бывает виноват; Дружка на дружку, а все на Петрушку; Каков Пахом, такова и шапка на нем; Каков Мартын, таков у него и алтын; По Ивашке рубашка.
Рифмы в пословицах выполняют важную функцию. Они подчеркивают, усиливают ритмичность пословиц, выделяют наиболее значительные в смысловом отношении слова. Например: Солдат-горемыка хуже лапотного лыка . О солдате же: Сыт крупицей, пьян водицей; Морских топит море, а сухопутных крушит горе. Однако особенно ощутима ритмообразующая роль рифм в многочленных пословицах. Например: Хоромы кривые, сени лубяные, слуги босые, собаки борзые. Рифмы в стихотворной речи выполняют важные идейно-выразительные художественные функции.
1.4. КОГДА ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ УПОТРЕБЛЯЮТСЯ, ИХ ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ.
Пословицы употребляются в живой разговорной речи. И многие из них представляют собой образцы именно разговорной прозы. Что же касается стихотворных пословиц, то и они несут на себе печать прозаического контекста, в котором они употребляются. В пословицах мы находим все элементы стихотворной речи. Но их стихотворность как бы размывается под влиянием прозаического контекста. Поэтому одни пословицы имеют все признаки стихотворной речи, другие — только некоторые из этих признаков: соблюдается, например, размер, но нет в пословице рифмы, и наоборот, одна часть пословицы может быть организована стихотворно, а другая — прозаически. Рифма в пословицах может быть и может не быть. Все это создает условия, при которых пословицы совершенно органически используются в разговорной речи: и выделяются из нее, и в то же время не выглядят в ней каким-то инородным телом.
Всяк студент свой факультет хвалит.
Сдавший экзамен - группе не товарищ.
Студент, что заяц, тени декана боится.
Не робей студент, дерись за стипендию.
Сколько доценту птичкой не пой, он все равно на двойку смотрит.
Знает студент, откуда ответ списан.
Пословицы являются своеобразными регуляторами человеческого поведения и миропонимания, представляющими собой клишированные суждения, выражающие опыт народа в отношении моральных или категориальных императивов.
В речи пословица часто становится поговоркой и наоборот. Например, пословица Легко чужими руками жар загребать, часто употребляется как поговорка Чужими руками жар загребать, то есть образное изображение любителя чужого труда.
Поговорки в силу своей особенности образных выражений чаще, чем пословицы, сближаются с языковыми явлениями. В поговорках больше национального, общенародного значения и смысла, чем в пословицах. Поговоркам часто присущи все свойства языковых явлений. Таково выражение свинью подложить, то есть устроить кому-нибудь неприятность. Происхождение этой поговорки связывают с военным строем древних славян. Дружина становилась «клином», наподобие кабаньей головы, или «свиньей», как называли этот строй русские летописи. Со временем был утрачен смысл, вкладываемый в это выражение в древности.
Вообще уже в ХIХ веке ученые обратили внимание на то, что пословица указывает на эпоху, в которую она появилась. Так, например, пословица Пусто, словно Мамай прошел, которая явно указывает на время порабощения Руси игом. Хотя пословиц, приуроченных к каким-нибудь историческим событиям гораздо меньше, чем выражений, родившихся в быту человека.
Итак, основным источником народных пословиц и поговорок является именно жизненный социально-исторический опыт народа.
Некоторая часть пословиц возникла из художественного творчества: сказок, преданий, анекдотов. Это такие поговорки, как Битый небитого везет, По моему прошению, по щучьему велению и другие. Другие пословицы возникли из церковных книг. Например, изречение из Библии Господь даде, господь и отья было переведено с церковнославянского языка на русский: Бог дал, Бог взял.
С появлением светской литературы количество пословиц и поговорок увеличилось, это так называемые пословицы и поговорки литературного происхождения. Особенно велика заслуга русских писателей, которые составляли пословицы и поговорки по образцу народных. Например: Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь (А.С. Грибоедов), У разбитого корыта (А.С. Пушкин), Как белка в колесе (И.А. Крылов) и многие другие.
В число народных пословиц вошли выражения не только русских писателей. Например, выражение А король-то голый! принадлежит перу Г.Х. Андерсена из сказки «Новое платье короля»; выражение Башмаков еще не успели износить (то есть мало времени прошло с какого-то события, а человек уже изменился в убеждениях и намерениях), принадлежит Гамлету, герою трагедии Шекспира.
Образность пословиц и поговорок отличается от образности былин, сказок, песен и других жанров фольклора. Принципы создания образа в пословице и поговорке связаны со спецификой этого жанра. Одной из распространенных форм выражения образности является иносказание. Например, пословица От яблони - яблочки, а от сосны - шишки воспринимается не буквально, а в переносном, иносказательном виде. Однако некоторые пословицы употребляются именно в прямом смысле: По одежке встречают, по уму провожают.
Первое дошедшее до нас собрание русских пословиц и поговорок относится к концу XVII века. Это «Повести или пословицы всенароднейшие по алфавиту». Составитель остался неизвестным, а вошло в сборник свыше 2500 пословиц и поговорок.
В XIX веке вышел сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа», включавший уже 30 000 пословиц и поговорок, которые были сгруппированы по тематике.
Форма пословиц — если не считать ее обязательной афористической краткости — также не представляет собой чего-либо постоянного. "Формальная двучленность" пословицей может считаться ее отличительным признаком только при сравнении ее с поговоркой: Пословица двучленна, как всякое логическое предложение; поговорка — одна часть суждения, напоминающая о нем — всегда одночленна. Наиболее характерный признак пословицы — ее роль в обиходе, ее употребление. По происхождению пословица аналогична с другими элементарными произведениями народного творчества; личные и групповые моменты связаны в ее создании неразрывно; меткое определение, удачное сравнение, сжатая и ясная формула могут принадлежать одному человеку, но в состав народной речи вводит их только употребление в аналогичных случаях;
Глава 2. Социальный опрос на знание поговорок.
2.1. ОПРОС ЗНАКОМЫХ НА ЗНАНИЕ ПОГОВОРОК ПОКАЗАЛ:
Любимая мамина поговорка: Делу время, потехе час., а папина: Сделал дело – гуляй смело
30%- Все тайное со временем становится явным
15%- В гостях хорошо , а дома лучше
30% - Старый друг лучше новых двух
25% -Делу - время , потехе час
Поговорка | Количество человек % |
Все тайное со временем становится явным | 30 |
В гостях хорошо , а дома лучше | 15 |
Старый друг лучше новых двух | 30 |
Делу - время , потехе час | 25 |
2.2. КАКУЮ РОЛЬ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ ИГРАЮТ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.
Величайшее богатство народа — его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. Пословицы дошли к нам с давних времён. Это короткие, простые, но богатые по мысли изречения. Они складывались народом ещё до того, как появилась на Руси грамота. Народ, не умеющий ни читать, ни писать, как бы создавал свою устную школу. В лучших своих пословицах народ передавал от отцов к сыновьям, от дедов к внукам свои заветные правила жизни, учил детей уму-разуму. В них всегда можно было найти небесполезный совет, как поступить в том или ином случае жизни, ведь они охватывают все стороны жизни народа, отражают народные представления о природе, о Родине, о труде, о семье, о нравственности, об уме и глупости, о добре и зле и т. д.
Старинные пословицы живут в нашем языке и сегодня: и в разговоре, и в книгах. Пословицы украшают нашу речь, делают её живой, остроумной.
И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах.
«Славится хорошая русская речь метким и образным словом. Не случайно словесное народное искусство создало в таком изобилии пословицы и поговорки — эти жемчужины речевого творчества. Ведь и сам язык, его роль в жизни человека получили меткое и яркое отображение в пословицах и поговорках»,- отметил учёный Б. Головин.
«В простоте слова — самая великая мудрость, — писал М. Горький,- пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги». Пословицы очень разнообразны по своей тематике. «Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому... Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времён дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни, радость и страдания людские, смех и слёзы, любовь и гнев...честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков», — развивает эту мысль М. А. Шолохов
Многими ли народными пословицами, поговорками, прибаутками, шутливыми присловиями пользуемся мы в нашей разговорной речи? Сколько пословиц — этих сгустков народной мудрости — знает наизусть каждый из нас? Думаем, что мы не ошибёмся, если укажем — как самое большое — число 50 (а в обычной, разговорной речи мы употребляем, пожалуй, и того меньше). И это в то время, как неистощимое богатство наших пословиц и поговорок насчитывает их тысячи.
На пословицах вырабатывается умение выражать в звучащем слове суждение и своё отношение к жизненному явлению, вызвавшему это суждение. Она — суждение о жизни, результат наблюдений над жизнью, вывод из каких-то фактов. Пословица отражает глубокие и сложные связи разнообразных явлений жизни и говорится для того, чтобы в чём-то убедить слушателя, призвать к чему-то,что-то одобрить, похвалить или, наоборот, осудить, высмеять. И нас сразу понимают!! Пословица выражает законченную мысль, содержит поучение, наставление и состоит из одного, двух, а иногда и более предложений.
На пословицах легко формировать понятие подтекста, не называя самого термина. В ней каждое слово важно, и логические ударения делаются почти на каждом слове.
На пословицах закрепляется навык воспроизведения в устной речи паузы. Пауза как бы даёт время подумать, прежде чем говорить дальше. Роль тире в пословицах различна, в зависимости от этого меняется протяжённость паузы.
Во внутренней одежде в наших пословицах можно найти образцы всех прикрас риторики, все способы окольного выражения: метафору, аллегорию, гиперболу, метонимию, синекдоху, иронию и другие.
«От пословицы не уйдёшь»...
«Пословица не судима»...
«Пословицы не обойти, не объехать»...
«Пословица ведётся, как изба веником метётся»...
«Старая пословица вовек не сломится»...
«Поговорка — цветочек, а пословица — ягодка»...
Так говорит народ. Пословицы и поговорки — наряду с песнями, сказками, загадками, прибаутками, присловиями — это душа народа, вековая мудрость, мораль, жизненный опыт, тонкое наблюдение, насмешка, шутка.
ПОСЛОВИЦЫ О ПОСЛОВИЦАХ
На всякого Егорку есть поговорка
Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.
Без пословиц не проживёшь.
Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз.
И на твою честь пословица есть.
Красна речь с поговоркой..
На всякое слово есть пословица.
На твою спесь пословица есть.
Не всякая пословица при всяком молвится.
От пословицы не уйдёшь.
Пень не околица, а глупая речь не пословица.
Поговорка — цветочек, пословица — ягодка.
Пословица ведётся, как изба веником метётся.
Пословица не даром молвится.
Русская пословица ко всему пригодится.
Старая пословица век не сломится.
Старинная пословица не мимо молвится.
Хороша пословица в лад да в масть.
Заключение.
Наша задача сегодня не растерять, сохранить то богатство, каким испокон веков владел наш народ в виде пословиц и поговорок.
Пословицы и поговорки всегда оставались и останутся актуальными, несмотря на развитие экономики и техники, на прогресс и т. д. В любое время пословицы и поговорки останутся объектом внимания и исследования.
Так как:
- пословицы и поговорки многозначны и ярки;
- они находятся вне времени и вне классового деления, т.е. их произносят как богатые люди, так и люди низших слоев общества;
- пословицы и поговорки многому учат;
- они интересны и поучительны;
- легко запоминаются, потому что лаконичны и малословны;
- в пословицах и поговорках столько мудрости, что над некоторыми приходится размышлять, чтобы понять их смысл.
Как говориться «Век живи – век учись!»
Литература.
Ушинский, К.Д. Собр. соч. – Т.6. - С.664.
Молодцова В. Казенная проза становится народной песней, если она попадает в руки великого В. Даля.// Российская газета, - 23 ноября, 2001.
Порудоминский В. Собирал человек слова. – М.: Изд-во. Детская литература; 1966.
Русские народные загадки, пословицы, поговорки; Ю.Г. Круглов. М.; Просвещение, 1990.
6. Интернет ресурсы:
За чашкой чая
Композитор Алексей Рыбников
Зимовье зверей
Несчастный Андрей
Чайковский П.И. "Детский альбом"