Вложение | Размер |
---|---|
vizitnaya_kartochka.docx | 29.02 КБ |
anntotatsiya_k_etimologii_2.doc | 28 КБ |
izuchenie_etimologii_shkolnyh_slov_2.ppt | 1.91 МБ |
etimologiya_shkolnyh_slov.docx | 92.02 КБ |
retsenziya_na_etimologiyu.doc | 28.5 КБ |
Фестиваль ученических проектов
"Визитная карточка" проекта
Автор проекта[1] | |
Фамилия, имя, отчество автора | Сергеев Артемий Олегович |
Класс, школа, город | 3 б класс МБОУ «СШ №13» г. Нижневартовск |
Эл. адрес, ICQ | нет |
Фамилия, имя, отчество руководителя проекта и его должность[2] | Шабельникова Клавдия Степановна учитель - логопед |
ТЕМА ПРОЕКТА |
Изучение этимологии «школьных» слов. |
ЦЕЛИ ПРОЕКТА |
изучение этимологии слов по школьной тематике, при помощи науки о языке - лингвистики. |
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА |
Итогом моей работы стало создание словаря «О школьной жизни», для младших школьников содержанием которого являются слова, их значение и происхождение. Данный словарь можно использовать на уроках русского языка и литературы, для уточнения значений слов и повышения уровня грамотности школьников. Каждый ученик может дополнять и расширять словарь самостоятельно интересными для него словами. Так же словарь можно посмотреть на сайте нашей школы. |
ЗАДАЧИ, ПОСТАВЛЕННЫЕ В ПРОЕКТЕ |
1. Провести теоретический анализ специализированной литературы по происхождению слов. 2. Исследовать происхождение и значение слов по школьной тематике. 3. Проанализировать полученные результаты исследования. 4. Провести просветительскую работу среди школьников о происхождении слов, для повышения грамотности обучающихся. |
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В МОЕМ ПРОЕКТЕ |
Для проведения исследования по изучению происхождения слов по школьной тематике, при помощи науки о языке – лингвистики была проделана следующая работа: 1. Проведен теоретический анализ специализированной литературы по происхождению слов. Результатом которого явился следующий вывод: этимология – это раздел лингвистики, изучающий происхождение слова и его первоначальное значение. 2. Для проведения практической части исследования нами была выбрана следующая группа слов, на школьную тему: школа; учитель, тетрадь, класс, дневник, доска, каникулы, парта, шпаргалка. При помощи сравнительно-исторического анализа и этимологических словарей нами было установлено изначальное значение каждого слова из данной группы. Используя толковый словарь и полученные данные по происхождению и первоначальному значению слов, было проведено сравнение исторического значения данной группы слов с их значением в настоящее время. Результаты практического этапа исследования представлены в третьей главе проекта. 3. Анализ результатов исследования позволяет сделать следующий вывод: чем глубже во времени уходит происхождение слова, тем сильнее изменилось его значение к настоящему времени. 4. При помощи созданного словаря среди школьников 4х классов проведена просветительская работа о происхождении слов, которая позволила повысить уровень грамотности обучающихся. Итогом исследовательской работы стало создание словаря «О школьной жизни», для школьников содержанием которого являются слова на школьную тематику, их значение и происхождение. Изучение этимологии слов школьной тематики стало для меня настоящим открытием, и я думаю, для многих будет интересным ознакомиться с результатами моего исследования. В дальнейшем мы планируем продолжить работу по исследованию истинного значения слова и его происхождения в области молодежного сленга. |
ГРАНИ ПОЗНАНИЯ - 2018
[1] -у групповых проектов заполняются данные о всех членах авторской группы
[2] -число руководителей не более трех
АННОТАЦИЯ
К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ
“ Изучение этимологии «школьных» слов ”.
Работу выполнил ученик МБОУ «СШ№13» г. Нижневартовска: Сергеев Артемий Олегович 3 б класс.
Научно-исследовательская работа “Изучение этимологии «школьных» слов” состоит из введения, 3 пунктов литературного обзора, методики проведения исследования, результатов собственных исследований, выводов и списка использованной литературы.
Во введении отражены актуальность выбранной темы работы, сформулирована цель и задачи работы, предмет, объект, методы исследования, гипотеза. Здесь же отражена научная и практическая значимость полученных данных для применения на уроках русского языка и литературы при изучении соответствующих тем.
В 3 пунктах литературного обзора рассмотрены теоретические вопросы касающиеся:
- подходов к определению понятия «этимология»;
- возникновение термина;
- примеры народной этимологии.
В методике проведения исследования, детально описан объект и предмет исследования. В этом же пункте научно-исследовательской работы подробно описана примененная методика изучения этимологии «школьных» слов.
Результаты исследования содержат данные, полученные самостоятельно в ходе проведенного исследования, сравнения и анализа полученных данных. Результаты исследования представлены в виде словаря «школьных» слов.
В выводах подведен итог исследования этимологии «школьных» слов.
С результатами исследования были ознакомлены учащиеся 3-х классов МБОУ «СШ №13». Материалы исследования помещены на школьном сайте для информирования общественности.
В дальнейшем ученик планирует продолжить свои исследования по данной теме и исследовать происхождение и значение подросткового сленга в школьной среде.
Список использованной литературы состоит из 7 источников изученной литературы и 3 электронных источников.
В приложении приведен словарь «школьных» слов.
Слайд 1
Изучение этимологии «школьных» слов Автор работы: Сергеев Артемий Олегович Руководитель работы: Шабельникова Клавдия Степановна, учитель-логопед МБОУ «СШ№13»Слайд 2
Цель: изучение этимологии слов по школьной тематике, при помощи науки о языке - лингвистики. Задачи: Провести теоретический анализ специализированной литературы по происхождению слов. Исследовать происхождение и значение слов по школьной тематике. Проанализировать полученные результаты исследования. Провести просветительскую работу среди школьников о происхождении слов, для повышения грамотности обучающихся.
Слайд 3
Объект исследования : группа слов по школьной тематике. Предмет исследования : этимология группы слов по школьной тематике. Методы : Теоретический анализ Сравнительно-исторический метод Метод сравнения по парам
Слайд 4
Гипотеза: следует предположить, что, изучив происхождение и значение слов по школьной тематике, можно увидеть изменения в значении слов.
Слайд 5
Выбранные слова: Школа; Учитель; Тетрадь; Класс; Дневник; Доска; Каникулы; Парта; Шпаргалка.
Слайд 6
Слово Историческое значение Значение в данный момент Школа Досуг, праздность, отдых Учебноезаведение Учитель Тот кто приучает, тот к кому привыкают, доверяют Тот, кто передает кому-нибудь какие-нибудь знания, навыки Тетрадь Буквально означает сложенное вчетверо Сшитые листы чистой бумаги, в обложке или переплете, для записывания чего-нибудь Класс Созванные, собранные Группа учащихся средней школы, проходящих в течение года совместно одну общую программу
Слайд 7
Дневник Ежедневный, поденный. Ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успеваемости и поведении Доска Кружок, диск, блюдо В аудитории, классе: укрепленная на стене или на ножках большая пластина, на которой пишут мелом Каникулы Собачонки. Перерыв в занятиях на праздничное или летнее время.
Слайд 8
Парта Особо, в отдельности Школьный стол с наклонной доской, соединенный со скамьей Шпаргалка Пеленка, измаранный клочок бумаги У учащихся, неуверенных в своих знаниях, бумажка с записями для подглядывания во время экзамена.
Слайд 9
Выводы Проведен теоретический анализ специализированной литературы по происхождению слов. Результатом которого явился следующий вывод: этимология – это раздел лингвистики, изучающий происхождение слова и его первоначальное значение. Для проведения практической части исследования нами была выбрана следующая группа слов, на школьную тему: школа; учитель, тетрадь, класс, дневник, доска, каникулы, парта, шпаргалка. При помощи сравнительно-исторического анализа и этимологических словарей нами было установлено изначальное значение каждого слова из данной группы. Используя толковый словарь и полученные данные по происхождению и первоначальному значению слов, было проведено сравнение исторического значения данной группы слов с их значением в настоящее время. Результаты практического этапа исследования представлены в третьей главе проекта. Анализ результатов исследования позволяет сделать следующий вывод: чем глубже во времени уходит происхождение слова, тем сильнее изменилось его значение к настоящему времени. При помощи созданного словаря среди школьников 4х классов проведена просветительская работа о происхождении слов, которая позволила повысить уровень грамотности обучающихся.
Слайд 10
Спасибо за внимание!
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 13
Изучение этимологии «школьных» слов.
Автор работы:
Сергеев Артемий Олегович - 3 б класс
Руководитель работы:
Шабельникова Клавдия Степановна, учитель-логопед
Нижневартовск – 2018 г.
Содержание
Введение | 3 |
Глава 1. Литературный обзор | 5 |
1.1. Подходы к определению с разных точек зрения. | 5 |
1.2 Возникновение термина. | 6 |
1.3 Примеры народной этимологии. | 7 |
Глава II. Методика проведения исследования | 8 |
Глава III. Результаты исследования | 10 |
Выводы | 14 |
Список использованной литературы | 16 |
Введение
Актуальность. У каждого человека своя судьба, своя профессия, своя малая родина. Но есть одно, что нас всех объединяет, что дает старт в большую жизнь – это ШКОЛА. Для меня школа − это не просто здание, это особый мир, мир знаний, открытий, возможностей. В этом году придя в новую школу, в которой для меня все было новым и непривычным: класс, учитель, одноклассники - даже школьные предметы казались поначалу совсем иными.
Это заставило меня задуматься над значением этих слов, которые мы так часто произносим (говорим) и не знаем, откуда они взялись: «школа», «учитель», «класс», «ручка», «тетрадь».
Школьная традиция, к сожалению, такова, что все такие вопросы остаются за рамками обучения. В школе обучают грамматике и орфографии родного языка и элементам иностранного, но не дают даже самых первоначальных представлений о том, как языки изменяются во времени.
Изучением этимологии слова занимались еще в 281/278 до н. э. — 208/205 древнегреческий стоик Хрисипп, в 116 — 27 гг. до н. э. древнеримский грамматист Варрон, в 1703—1769 русский поэт и филолог В. К. Тредиаковский, в 1694—1778 Вольтер.
Цель: изучение этимологии слов по школьной тематике, при помощи науки о языке - лингвистики.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ специализированной литературы по происхождению слов.
2. Исследовать происхождение и значение слов по школьной тематике.
3. Проанализировать полученные результаты исследования.
4. Провести просветительскую работу среди школьников о происхождении слов, для повышения грамотности обучающихся.
Объект исследования: группа слов по школьной тематике.
Предмет исследования: этимология группы слов по школьной тематике.
Методы:
- Теоретический анализ
- Сравнительно-исторический метод
- Метод сравнения по парам
Гипотеза: следует предположить, что изучив происхождение и значение слов по школьной тематике, можно увидеть изменения в значении слов.
Научная и практическая значимость.
Изучение этимологии слов школьной тематики стало для меня настоящим открытием, и думаю, для многих будет интересным ознакомиться с результатами моего исследования.
Итогом моей работы стало создание словаря «О школьной жизни», для младших школьников содержанием которого являются слова, их значение и происхождение.
Данный словарь можно использовать на уроках русского языка и литературы, для уточнения значений слов и повышения уровня грамотности школьников. Каждый ученик может дополнять и расширять словарь самостоятельно интересными для него словами. Так же словарь можно посмотреть на сайте нашей школы.
Глава 1 Литературный обзор.
1.1. Подходы к определению с разных точек зрения
Все знают, что есть такие науки, как физика и химия; а о том, что есть и наука о языке — лингвистика, — многие и не подозревают.
Для большинства людей язык, на котором они говорят, представляет собой не только необходимый для практической жизни инструмент, но, по крайней мере, в какие-то моменты, также и объект живого бескорыстного интереса.
Люди самых разных жизненных занятий и уровней образования время от времени задаются вопросами, связанными с языком. Откуда произошло, как появилось то или иное слово? В поисках ответа человек, далекий от лингвистики, нередко начинает строить догадки, основанные на случайном сходстве слов.
Например: что в точности значит слово аляповатый? Откуда оно произошло? Когда оно появилось? Или: есть ли какая-то связь между словами мятый и мята? или суд и судно? или калий и кальций? или укусить и покуситься?
Изучением происхождения слова занимается этимология. К определению этимологии в разные времена подходили по разному. [3]
Например, в словаре В. Даля дано следующее определение:
Этимология (ж. греч.) - словопроизводство, корнесловие, ученье о образовании из одного слова другого. [2]
В словаре Ушакова –
Этимология, и, ж. [от греч. etymos — истинный и logos — учение] (лингв). 1. Отдел языкознания, изучающий происхождение слов. 2. Самое происхождение того или иного слова. [5]
В современной энциклопедии в интернете «Википедия»:
Этимоло́гия (от др.-греч. ἔτυμος (этимос)— «истинный, правильный, верный» и др.-греч. -λογια (логос) — «учение», «наука») — раздел лингвистики (конкретнее сравнительно-исторического языкознания), изучающий происхождение слов. Первоначально, у древних — учение об «истинном» («первоначальном») значении слова. [8]
1.2. Возникновение термина
Термин зародился в среде древнегреческих стоиков, приписывается Хрисиппу (281/278 до н. э. — 208/205 до н. э.). Древнеримский грамматист Варрон (116 — 27 гг. до н. э.) определял этимологию как науку, которая устанавливает «почему и отчего появились слова».
До появления сравнительно-исторического метода большинство этимологий носило совершенно фантастический характер. Русский поэт и филолог XVIII века В. К. Тредиаковский (1703—1769) считал, что название страны Норвегия есть искаженная форма слова «наверхия», так как эта страна расположена наверху географической карты, а название Италия восходит к слову «удалия», потому что страна эта на много верст удалена от России. Подобные «штудии» вынудили Вольтера (1694—1778) сказать, что «этимология — это наука, в которой гласные ничего, а согласные почти ничего не значат». Инструментарий этимологии дал сравнительно-исторический метод — совокупность приемов, позволяющих доказать родство языков и выявить факты их древнейшей истории (Я. Гримм, Ф. Бопп, Р. Раск, А. Х. Востоков и др.).
За время существования исторической лингвистики в этой науке сделано два главных открытия — открытие самого факта, что языки со временем изменяются, и открытие основного принципа их изменения. [8]
1.3. Примеры народной этимологии
Помимо исторической лингвистики, изучающей происхождение слова и изменение его во времени с помощью сравнительно-исторического анализа, существует так же любительская или народная лингвистика. Она строит свои догадки на основе близкого звучания слов.
Народная этимология – ложная этимология, лексическая ассоциация, возникающая под влиянием просторечия, но позднее воспринимаемая так же и классическим литературным языком. [8]
Например, мы читаем, что слово маска произведено от глагола мазать, — это якобы «нечто намазанное на лицо». Хотя достаточно заглянуть в словарь Фасмера, чтобы узнать, что слово маска пришло в русский язык из немецкого Maske или французского masque.
Как известно, немало иностранных имен собственных совпадает с теми или иными русскими словами. Таковы, например, личные имена Боб, Том, Люк, Кнут, названия городов Вена, Рига, Киль; в Эфиопии есть город Горе, под Ливерпулем протекает река Морда и т.д.
Как мы видим, отыскать на карте любой страны географические названия, похожие на слова родного языка любителя, — дело довольно несложное. Понятно тем самым, что такие находки сами по себе, без лингвистического и историко-географического анализа, не имеют ровно никакой цены в изучении действительного происхождения соответствующих географических названий.
Например, испанский любитель быстро сообразил бы, что Кама и Ока — это просто испанские слова cama ‘кровать’ и oca ‘гусь, гусыня’; итальянец догадался бы, что река Пьяна — итальянское piana ‘тихая’, а турок — что Дон и Нева — турецкие don ‘мороз’ и neva ‘богатство’. [3]
Таким образом, этимология – это раздел лингвистики, изучающий происхождение слова и его первоначальное значение .
Глава II. Методика проведения исследования
Для изучения этимологии слов по школьной тематике нами было проведено исследование, которое проводилось в несколько этапов.
Этап 1. В ходе первого этапа нами были выбраны слова, связанные со школьной деятельностью. В данную группу слов вошли следующие:
- школа;
- учитель;
- тетрадь;
- класс;
- дневник;
- доска;
- каникулы;
- парта;
- шпаргалка.
Этап 2. При помощи сравнительно-исторического метода и этимологических словарей нами было установлено изначальное значение каждого слова из данной группы.
Сравнительно-исторический метод - научный метод, с помощью которого путём сравнения выявляется общее и особенное в исторических явлениях, достигается познание различных исторических ступеней развития одного и того же явления или двух разных сосуществующих явлений; разновидность исторического метода. Сравнительно-исторический метод позволяет выявить и сопоставить уровни в развитии изучаемого объекта, произошедшие изменения, определить тенденции развития.
Этап 3. В ходе данного этапе нами был применен метод сравнения по парам. В этом методе сравнивается изначальное значение слова с его значением в настоящее время.
Используя толковый словарь и полученные данные по происхождению и первоначальному значению слов, было проведено сравнение исторического значения данной группы слов с их значением в настоящее время.
Для удобства нами была создана таблица, в первом столбце которой написано само слово в двух последующих его историческое значение и значение в настоящее время.
Глава 3. Результаты исследования
В ходе изучения слов, связанных со школьной деятельностью получили следующие результаты:
Этап 2.
Слово «школа» пришло из Древней Греции, где оно звучало как "схолэ". И означало совсем не учебное заведение, а "досуг", "праздность", "отдых". Короче говоря, очень приятное времяпрепровождение. Наверное, древние греки именно так и представляли себе учебу - как очень приятное и полезное занятие. [1] [6]
«Учитель». Были в древнерусском языке слова учити, учитися, ученье, ученый, учитель, ученикъ, учьба (учеба). В памятниках начала XI века встречается и слово укъ - "учение". Именно древний корень -ук, восходящий к созвучному индоевропейскому, и был прародителем этих слов и многих других: наука, навык, привыкать... Слова, от него образованные, есть во многих славянских языках. А означал индоевропейский ук - "приучаться", "привыкать", "доверять". [1] [7]
«Тетрадь». Это слово происходит от греческого " тэтрадион", что буквально означает сложенное вчетверо. Именно так древние греки делали тетради. Часто эти четыре листочка для удобства сшивались. Сейчас тетрадь может состоять из различного количества листов.
«Класс». Заимствовано в конце XVII в. из французского языка, где classe разряд, социальная группа, восходит к латинскому classis (исходное слово Calare – звать, созывать). Класс – буквально созванные, собранные. [7]
«Дневник». Это слово чисто русское, и образовано оно от корня дн - (день) с помощью суффиксов-евн -, -ик(ср.дн/евн/ой. дн/ева/ть).Появилось оно в XVIII веке и представляет буквальный перевод(кальку)французского слова "журналь" - " ежедневный, поденный". Интересно, что сейчас у нас живет и французский оригинал (слово журнал) и его русская копия (слово дневник), но значения их различны. [7]
«Доска». В английском языке desk (близкое по созвучию слову доска) означает вовсе и не доску, а парту ("письменный стол"). "Наша" доска восходит к латинскому discus - "кружок", "диск", "блюдо", заимствованному, в свою очередь, из греческого языка. Странная этимология: кружок, диск, доска... А может, и действительно раньше доска была каким-то маленьким кружком или походила на блюдо - они-то разные по форме бывают? Заглянем в историю. В старину у школьников были не тетрадки, а маленькие аспидные (покрытые черным слоем сланца-аспида) доски в деревянной рамке. Сколько было школьников, столько и досок. Буквы на них выводили грифелем, то и дело приходилось пускать в ход тряпочки - не хватало места "для новых страничек". То ли дело современные тетради.
С той поры прошло много лет, никто не пишет на аспидных досках. Но память о них все же сохранилась. Классная доска - это ведь тоже доска-тетрадка, только очень большая, для всего класса. А быть может, все и того проще: и доска, и диск, и блюдо - плоские? А может быть, блюдо как-то связано со столом, а отсюда и до доски, на которой можно писать, недалеко? В общем, версии, как всегда, могут быть самые разные, но все они требуют подтверждения. [7]
Каникулы». Если слово "каникулы" вызывает довольную улыбку на лице каждого школьника, то его происхождение должно доставить не меньшее удовольствие. В буквальном переводе оно означает "собачонки" от латинского "канис" - собака. Как это получилось? История довольно сложная. "Каникулой" - собачонкой именовали римляне звезду Сириус, считая ее охотничьим псом небесного ловчего Ориона. Когда Сириус появлялся на небосклоне, в Риме начинались самые жаркие летние дни и объявлялся перерыв во всяких занятиях. Естественно, он и получил название "каникулы" [7]
«Парта». Лет тридцать назад школьник сто раз на день повторял парта, на парте, за партой, а откуда взялось это парта, даже и ученые не очень-то ясно себе представляют. Слово это нерусское. Скорее всего, оно произошло от немецкого apart - "особо", "в отдельности" (апартаменты): когда-то партами называли сиденья для одного или двух учеников, в противоположность длинным, многоместным общим школьным столам и скамьям. Она была изобретена в России, в североуральском (ханты - мансийском) селе Брусняты Белоярского района. В конце XIX века за участие в деятельности тайного революционного общества народников "Земля и воля" сюда был сослан студент Петербургского университета Петр Феоктистович Коротков. |
Работая в Бруснятах сельским учителем, он и изобрел парту с наклонной верхней плоскостью, за которой можно писать не горбясь. За что и получил в 1887 году серебряную медаль на Урало-Сибирской кустарно-промышленной выставке. Конструкция оказалась настолько удачной, что вскоре распространилась повсеместно. [7]
Тем из учащихся, которые пользуются шпаргалками, невредно было бы знать истинное значение этого слова. А означает оно "пеленка", по-латински "спарганум", по-гречески "спарганом". Затем оно перешло в польский язык, где обозначало "измаранный клочок бумаги". И только в русском языке оно стало называть учебное пособие для нерадивых учеников. Так что те, кто пользуется шпаргалками, по сути еще не вышли из пеленок. [7]
Результатом проведения исследований по данному этапу явилось выяснение первоначального значения слов.
Этап 3. Полученный результат исследования представлен в таблице.
Слово | Историческое значение | Значение в настоящее время |
Школа | Досуг, праздность, отдых | Учебное заведение |
Учитель | Тот кто приучает, тот к кому привыкают, доверяют | Тот, кто передает кому-нибудь какие-нибудь знания, навыки |
Тетрадь | Буквально означает сложенное вчетверо | Сшитые листы чистой бумаги, в обложке или переплете, для записывания чего-нибудь |
Класс | Созванные, собранные | Группа учащихся средней школы, проходящих в течение года совместно одну общую программу |
Дневник | Ежедневный, поденный | Ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успеваемости и поведении. |
Доска | Кружок, диск, блюдо | В аудитории, классе: укрепленная на стене или на ножках большая пластина, на которой пишут мелом |
Каникулы | Собачонки. | Перерыв в занятиях (в учебных заведениях; в некоторых странах - также в работе парламента) на праздничное или летнее время. |
Парта | Особо, в отдельности | Школьный стол с наклонной доской, соединенный со скамьей |
Шпаргалка | Пеленка, измаранный клочок бумаги | У учащихся, неуверенных в своих знаниях, бумажка с записями для подглядывания во время экзамена. |
Таким образом, мы можем сделать вывод, что чем глубже во времени уходит происхождение слова, тем сильнее изменилось его значение к настоящему времени.
Выводы
Для проведения исследования по изучению происхождения слов по школьной тематике, при помощи науки о языке – лингвистики была проделана следующая работа:
1. Проведен теоретический анализ специализированной литературы по происхождению слов. Результатом которого явился следующий вывод: этимология – это раздел лингвистики, изучающий происхождение слова и его первоначальное значение.
2. Для проведения практической части исследования нами была выбрана следующая группа слов, на школьную тему: школа; учитель, тетрадь, класс, дневник, доска, каникулы, парта, шпаргалка. При помощи сравнительно-исторического анализа и этимологических словарей нами было установлено изначальное значение каждого слова из данной группы. Используя толковый словарь и полученные данные по происхождению и первоначальному значению слов, было проведено сравнение исторического значения данной группы слов с их значением в настоящее время. Результаты практического этапа исследования представлены в третьей главе проекта.
3. Анализ результатов исследования позволяет сделать следующий вывод: чем глубже во времени уходит происхождение слова, тем сильнее изменилось его значение к настоящему времени.
4. При помощи созданного словаря среди школьников 4х классов проведена просветительская работа о происхождении слов, которая позволила повысить уровень грамотности обучающихся.
Итогом исследовательской работы стало создание словаря «О школьной жизни», для школьников содержанием которого являются слова на школьную тематику, их значение и происхождение. Изучение этимологии слов школьной тематики стало для меня настоящим открытием, и я думаю, для многих будет интересным ознакомиться с результатами моего исследования.
В дальнейшем мы планируем продолжить работу по исследованию истинного значения слова и его происхождения в области молодежного сленга.
Список использованной литературы
1. Волков Л.А. «Этимология некоторых лицейских слов» |
2. Даль В. Толковый словарь |
3. Зализняк А.А. «О профессиональной и любительской лингвистике». Наука и жизнь № 1 , № 2, 2009г. |
4. Ожегов С., Шведова Н. Толковый словарь русского языка. |
5. Ушаков Толковый словарь |
6. Шанский Н.М. «Школьный этимологический словарь». |
7. Этимологический русскоязычный словарь Фасмера. |
8. ru.wikipedia.org |
9. www.slovnik.narod.ru |
10. www. slovopedia. com |
РЕЦЕНЗИЯ
на исследовательскую работу
“ Изучение этимологии «школьных» слов ”.
Работу выполнил ученик 3б класса: Муниципальной бюджетной общеобразовательной средней школы № 13 г. Нижневартовска Сергеев Артемий Олегович
Представленная научно-исследовательская работа является самостоятельно выполненной и завершенной по филологии. Ученик четко определил актуальность исследования, цели, задачи, объект, предмет исследования, гипотезу. Кроме того во введении отражена практическая значимость полученных данных для использования на уроках русского языка и литературы.
Выбранная тема “Изучение этимологии «школьных» слов” выражает актуальную проблему значения слов по школьной тематике, которые часто используют в своей речи обучающиеся, не зная их происхождения и истинного значения.
Ученик продемонстрировал хороший уровень знаний русского языка и теоретические аспекты лингвистики. Продемонстрировал умение проводить исследование, анализировать, сравнивать и обобщать полученный результат. На основании полученных результатов ученик формулирует собственные выводы.
Работа характеризуется смысловой ценностью, логично построена, последовательно продумана. В работе используются научные термины и определения, прослеживается связь с другими предметами.
Четко представлен литературный обзор, методика и объект исследования, полученный результат. На основании полученного результата, в дальнейшем, ученик планируют продолжить свои исследования по данной теме и исследовать происхождение и значение подросткового сленга в школьной среде.
Материал исследования размещен на школьном сайте для ознакомления общественности с полученными результатами.
Рецензент:
Кандидат пед. наук,
зам. директора по
УВР МБОУ «СШ №13» Ю.Н.Зобелева
Сказка "Узнай-зеркала"
Где спят снеговики?
Горячо - холодно
Есть в осени первоначальной...
Рисуем осень: поле после сбора урожая