Эссе " Патриотизм в истории России" (IV Всероссийские (с международным участием) литературно-философские чтения «Бытие человека в современном мире: проблемы и пути решения»)
Верность воинскому долгу была характерной чертой, вошедшей в патриотическое сознание русских людей. Патриотизм важен всегда. Независимо от времени. И нам вовсе не нужно строить Великую Русскую стену. Патриотизм не несет в себе негативного оттенка или отрицания всего того, что вне страны и родины. В патриотизме есть любовь, сохранение своих истоков, корней и самобытности.
Вложение | Размер |
---|---|
Эссе " Патриотизм в истории России" | 23.19 КБ |
IV Всероссийские (с международным участием) литературно-философские чтения «Бытие человека в современном мире: проблемы и пути решения»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Воронежский музыкальный колледж имени Ростроповичей»
Секция: «Идея патриотизма в истории Отечества»
Тема: Патриотизм в истории России
Подготовила: Быковская Юлия Евгеньевна
Руководитель: Бобрышева Наталья Ивановна
2019 год
У российского патриотизма своя история. Уже в Древней Руси, в первой половине XI в., идею патриотизма сформулировал митрополит Илларион. В письменном варианте, известном как «Слово о законе и благодати», есть такие слова: «Не в худой и неведомой земле мы живем!». Илларион впервые сформулировал идею русского патриотизма. В Древней Руси важнейшей гражданской добродетелью было участие в защите «своих». Русские воины осознанно стояли насмерть за отца и брата, мать и жену, за родную землю. Верность воинскому долгу была характерной чертой, вошедшей в патриотическое сознание русских людей. Воины устно обещали нести свою службу честно, давали клятву на оружии и перед Богом.
Возникновение, развитие и формирование патриотической идеи, феномена русского патриотизма связано с возникновением русского этноса, русского государства, русского языка и русской культуры.
Второй, православный, этап в истории развития русского патриотизма — это время тяжелых испытаний, связанных с монголо-татарским нашествием и установившимся ордынским игом. Высоким примером служения своим соотечественникам стала деятельность, судьба Александра Ярославича Невского, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского.
В условиях ордынского ига сформировался целый общественный слой, обязанностью которого было «Родину защищать», осуществлять руководящие функции во имя общих интересов — дворянство. Государственная идеология «Москва — Третий Рим» несла в себе мощный заряд общерусского патриотизма. Эта формула имела огромное воспитательное значение: формирование чувства гордости за свою страну.
На третьем, московском, этапе развития российского патриотизма впервые гражданственность в поведении русских людей стала определяющей характеристикой патриотического самосознания. В тяжелой обстановке Смутного времени замечательный патриот и подвижник патриарх Гермоген призвал народ перестать разорять свое Отечество и подняться на борьбу за православную веру против иноземцев.
Культовой фигурой для истории российского гражданского патриотизма является торговец мясом Кузьма Минин, земский староста Нижнего Новгорода, ставший гражданским руководителем Второго ополчения, которое под военным руководством князя Дмитрия Пожарского освободило Москву от поляков.
Надпись на первом скульптурном монументе в Москве в 1818 году — «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия» — появилась, когда понятие «гражданин» только начинало входить в российский лексикон.
На четвертом, петербургском, этапе российский патриотизм имел ярко выраженную военно-государственную, имперскую направленность. Петр Великий внес огромный, можно сказать, решающий вклад в разработку и понимание того, что есть патриотизм, любовь к Отечеству. «Ясное сознание своих обязанностей по отношению к Отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма», — достаточно четко впоследствии выразил петровское понимание патриотизма философ Владимир Соловьев.
Не будет большим преувеличением утверждать, что все мыслящие и пишущие люди XVIII в. — Петр I, Феофан Прокопович, М. В. Ломоносов, Екатерина II, Г. Р. Державин и другие — были убежденными российскими патриотами и государственниками, придававшими большое значение изучению российской истории и ее освоению россиянами.
Государственный (петровский) патриотизм прошел испытание Отечественной войной против наполеоновского нашествия в 1812 г. Только на снаряжение ополчения было собрано 100 млн. руб., а число ополченцев достигло 300 тыс. человек. В Санкт- Петербурге, Москве, в других городах и населенных пунктах появилось немало памятников, прославляющих патриотический подвиг воинов, партизан и обычных жителей России.
«Человек любит место своего рождения и воспитания. Сия привязанность есть общая для всех людей и народов, есть дело природы и должна быть названа физическою. Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, а пленительными воспоминаниями, окружающими, так сказать, утро и колыбель человечества», — писал знаменитый историограф и писатель Н. М. Карамзин в статье «О любви к отечеству и народной гордости».
Трагическим оказалось для народа участие России в Первой мировой войне 1914-1918 гг., которая привела страну к общенациональному кризису и Великой российской революции 1917 г.
После Октябрьской революции понятие патриотизма претерпело сложную трансформацию. Патриотами считали себя организаторы и наиболее упорные участники Белого движения. После поражения в гражданской войне российские эмигранты продолжали себя считать единственными настоящими патриотами «бедной России».
Но Гражданская война показала, что «красные» спасли Россию от уничтожения, а «белые» готовы были за военную поддержку интервентов распродать «родину» по частям.
Новое патриотическое мироощущение выразили выдающиеся деятели культуры, оставшиеся на родной земле: А. А. Ахматова, А. А. Блок, С. А. Есенин, В. В. Маяковский. Свои сомнения и переживания многие думающие люди держали при себе.
На протяжении двадцати с небольшим лет от ленинского понимания необходимости защищать социалистическое Отечество (февраль 1918 г.) советское руководство пришло к пониманию патриотизма как важнейшей духовной скрепы советского общества.
Советский социалистический патриотизм прошел тяжелые испытания Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Тезис Владимира Маяковского — «У советских собственная гордость!» — подкреплялся превращением СССР в могучую вторую мировую сверхдержаву, освоившую энергию атома, космос, огромные пространства Евразии. Партийно-государственное руководство опиралось на патриотизм советских людей, в полной мере эксплуатировало это сильное социальное чувство. Советская литература, кинематограф, другие отрасли искусства воспитывали советских людей на принципах высокой нравственности, ответственности, активности, гражданственности и патриотизма.
В постсоветском этапе развернулось формирование нового постсоветского гражданского патриотизма, выработка нового понимания самого понятия «Отечество». Началось с того, что в первой половине 90-х гг. XX в. патриотизм вместе с многими другими устаревшими, как кому-то казалось, понятиями выпал из числа ценностных ориентиров для российского общества. Почти десять лет Россия прожила с Государственным гимном без слов. Во второй половине 90-х гг. начался поиск некой «национальной идеи», способной вывести страну из тупика. В 2000-е гг. после появления старого Государственного гимна с новыми словами усилиями Президента РФ В. В. Путина патриотизм стал главной духовной скрепой и собственно национальной идеей страны.
И речь здесь идет не о государственном, а о гражданском патриотизме. Понятие российский гражданский патриотизм представляется в современной России наиболее обобщенной формой выражения такого глубокого социального чувства, как любовь к Родине, Отечеству, к своей стране — России. Любовь российского гражданина к своей «малой родине», к какой-нибудь забытой богом деревеньке ничем не хуже, чем любовь москвичей и петербуржцев к двум первым великим городам нашей страны.
Я считаю, что гражданином своей страны может считаться тот конкретный человек, который не только выполняет конституционные обязанности, но и умело использует прописанные в Конституции РФ многочисленные права и свободы. Независимо от места рождения и любимого места проживания, безотносительно к этнической, религиозной, языковой, культурной составляющей каждой конкретной личности всех граждан России объединяет наличие паспорта гражданина России. Каждый россиянин, то есть гражданин Российской Федерации, в силу самого наличия паспорта может говорить о себе как о патриоте страны.
В современной России могут сосуществовать, взаимодействовать самые разные патриотизмы. Хотя бы потому, что в России есть что любить и защищать: богатства страны, культуру, национальные традиции, веру, наконец, свой государственный язык.
Для меня лично настоящим патриотом стал выдающийся музыкант, имя которого носит наш колледж - Мстислав Леопольдович Ростропович. Он служил России, пережил разлуку с ней и завещал похоронить себя на Родине. «Я ни одну страну мира не люблю так, как Россию, поэтому для меня не существует ни тех обид, которые мне были нанесены, и даже не существует врагов. Я всех простил и всех благодарю».
Этот человек, обладавший большой и открытой душой, был невероятно влюблен не только в свою страну, он горячо любил весь мир и жизнь.
Патриотизм важен всегда. Независимо от времени. И нам вовсе не нужно строить Великую Русскую стену. Патриотизм не несет в себе негативного оттенка или отрицания всего того, что вне страны и родины. В патриотизме есть любовь, сохранение своих истоков, корней и самобытности.
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Сорняки
Шелковая горка
Пока бьют часы
Компас своими руками