Боевой путь прадедушки Фёдора Ляпкина
Вложение | Размер |
---|---|
l._darya.doc | 49.5 КБ |
Ляпкина Дарья Андреевна
4 «Б» класс
МАОУ гимназия №40 им. Ю.А. Гагарина
Г. Калининград
МОЙ ГЕРОЙ – ФЁДОР ЛЯПКИН
Мой прадедушка по отцовской линии – Ляпкин Фёдор Егорович был кадровым военным. Воевал в Великую Отечественную войну лётчиком-истребителем. Он был высококлассным пилотом, опытным лётчиком, уверенно владевшим различными типами самолётов-истребителей.
Федор Егорович родился в 1920 году. Война застала его еще совсем молодым юношей. Он служил инструктором в лётном училище. Пришлось обучать азам воздушного боя молодых курсантов, учить их тонкостям военного дела.
В годы Великой Отечественной войны многие советские люди, чтобы приблизить победу над врагом, приобретали на заработанные своим трудом личные средства и передавали бойцам Красной армии очень серьезные и нужные «подарки» – самолёты, танки, пушки, снайперские винтовки... Мой прадедушка стал непосредственным участником истории с одним из таких даров.
В июне 1944 года на собранные москвичами средства были приобретены самолеты «ЯК-9Л» и переданы 168-му истребительному авиационному ордена Суворова полку. Командиром звена 1-й эскадрильи этого прославленного полка был мой прадед – лейтенант Ляпкин Фёдор Егорович. Моему прадеду достался самолёт с бортовым номером 6, на нём он и летал до конца войны.
В боевые действия на полученных от москвичей самолетах вступили осенью 1944 года. И очень успешно: эскадрильей был сбит первый немец – FW-190, в дальнейшем к счёту побед добавились ещё две уничтоженные вражеские машины Ме-109. 12 декабря 1944 года пара Петров – Ляпкин, вылетев на разведку, сразу обнаружила на перегоне вражеский эшелон в 30 вагонов и 2 платформы с зенитками. Спикировав, лётчики высыпали на состав запас противотанковых авиабомб. Загорелись 5 вагонов, в поезде начались взрывы. Выведя из строя паровоз, советские летчики благополучно вернулись на свой аэродром.
В 1945 году бомбоштурмовые удары стали основной работой эскадрильи, составив более 50% её заданий. Дополнение составляли полёты на сопровождение и разведку. Лишь однажды, 10 апреля, удалось активно проявить себя в качестве истребителей. В этот день в районе Кенигсберга в бою было сбито 5 "Фоккеров" без своих потерь.
Разгорелись жестокие бои за плацдарм в Восточной Пруссии, которые продолжались вплоть до весны 1945 года. Немецко-фашистские войска, понимая, какую угрозу для них представляет этот плацдарм, раз за разом пытались столкнуть наши дивизии в Балтийское море. Однако войска фронта стойко удерживали плацдарм и непрерывно наращивали свои силы для последнего решительного наступления на Кенигсберг. Авиация надёжно прикрывала наши наземные войска, отражая налёты немецких бомбардировщиков и истребителей. Переброшенные в Восточную Пруссию оставшиеся последние немецкие асы пытались перехватить господство в воздухе и расчистить путь своим бомбардировщикам для удара по плацдарму. Советские лётчики выделывали замысловатые фигуры высшего пилотажа, пытаясь перехитрить противника, превзойти немецких асов в технике пилотирования, зайти в хвост и неотразимым ударом завершить атаку. Рёв моторов перекрывался гулкими очередями авиапушек и пулемётов, в результате которых очередной враг, оставляя за собой шлейф чёрного дыма, со зловещим свистом устремлялся к земле...
Примерно так об этом написано в произведениях художественной литературы о войне. А вот какие факты нам с папой удалось прочитать в подлинниках представлений на награждения моего прадеда тремя орденами за участие в этой операции. Так выглядит война в реальных документах.
Стиль, орфография и пунктуация документов полностью сохранены. Из представления к ордену Красной Звезды: «Лейтенант Ляпкин Фёдор Егорович с 18.10.1944 произвёл 16 боевых вылетов, из них 12 боевых вылетов с бомбами. За это время выполнял задания по сопровождению штурмовиков, бомбордированию железно-дорожных станций и узлов противника и на свободную охоту. Все задания выполняет отлично и не было ни одного случая не выполнения задания. При атаке целей полностью использует мощь своего бомбо-стрелково-пушечного вооружения. Над целью в зоне огня и при встрече с истребителями противника ведёт себя храбро и мужественно. Так:
18.11.44г. на ж.д. дороге ТРОЙБУРГ – ЛИКК с бреющего полёта при сильном огне зенитной артиллерии бомбил и штурмовал эшелон, в результате чего разбил 3 вагона. На шоссейной дороге обстрелял группу солдат противника, уничтожив при этом до 10 солдат.
15.12.44г. при бомбардировочном налёте на ж.д. узел ЛЕТЦЕН, будучи замыкающим в группе, после сбрасывания бомб, которые разорвались на железно-дорожных путях станции, был атакован со стороны солнца двумя ФВ-190, с которыми смело вступил в бой. Действуя смело и решительно, сбил один ФВ-190, который горящим упал восточнее ст. ЛЕТЦЕН, а другой покинул поле боя.
20.12.44г. выполняя задание в районе АРИС, обнаружил эшелон противника до 30 вагонов. С бреющего полёта при сильном зенитном огне, сброшенными бомбами и последующими тремя штурмовыми заходами, эшелон был подожжён, а 2 вагона в которых находись боеприпасы взорвались. При отходе от цели, обнаружил другой эшелон и произвёл по нему 2 атаки, обстреляв из пушки и пулемёта. Прямыми попаданиями снарядов, было повреждено 3 вагона. Лётным составом его звена за указанный период совершено 41 боевой вылет. Звено сколочено и отлично выполняет все задания. Сам лейтенант ЛЯПКИН имеет 2 благодарности от штурмовиков и 3 от командира эскадрильи.»
Из наградного документа на орден Отечественной Войны 1 Степени: «…С момента последнего награждения и по настоящее время совершил 19 боевых вылетов. Старший лейтенант ЛЯПКИН всегда все задания выполняет на отлично, как ведущий он смело и уверенно водит свое звено на задание. Учит своих подчиненных как правильно уничтожать движущие цели и отдельные об"екты. В бою дерется грамотно и смело.
20.1.45 г. при выполнении задания по блокировке аэродрома ИНСТЕРБУРГ, не смотря на сильный заградительный огонь зенитной артиллерии старший лейтенант ЛЯПКИН вместе со всеми экипажами одновременно бомбордировали и штурмовали этот аэродром, в результате чего им уничтожено 2 самолета ФВ-190, что подтверждают капитан Петров и лейтенант Кочмарик.
За время Восточно-Прусской операции им уничтожено – 6 автомашин, из них 2 с боеприпасами, 2 здания, 4 повозки, 1 склад с боеприпасами, 2 автоцистерны, повредил 1 эшелон.»
Из представления к ордену Красного Знамени: «…с 23.10.44г. в составе 3-го Белорусского фронта. За отличное выполнение боевых заданий командования, совершенные лично 37 успешных боевых вылетов на бомбардировку и штурмовку войск противника, лично сбитый самолет противника награжден орденами «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА» и «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1 СТЕПЕНИ».
С момента последнего награждения совершил 70 успешных боевых вылетов на бомбардировку, штурмовку и сопровождение бомбардировщиков Пе-2 в период участия в боевой работе по разгрому группировок противника юго-западнее КЕНИГСБЕРГ, в городе КЕНИГСБЕРГ и на ЗЕМЛАНДСКОМ полуострове. В результате бомбовых и штурмовых ударов уничтожил 19 автомашин с грузами, 15 повозок, 2 автоцистерны, разрушил 3 здания и вызвал 4 очага пожаров.
Все боевые задания как лично, а так-же и летным составом звена выполняются успешно и без потерь, нанося в каждом вылете значительный ущерб противнику в живой силе и технике.
20.2.45г. пять раз водил свое звено на бомбардировку и штурмовку живой силы и технике противника в район ЛЕЙЗУНЕН – ГРОССБУХ. Несмотря на сильный зенитный огонь, ст. лейтенант ЛЯПКИН личным примером храбрости и умения наносить бомбовые и штурмовые удары, делая по 5 заходов, увлекал за собой своих подчиненных, расстреливая живую силу и технику противника. В этих вылетал уничтожил лично 5 автомашин и до 20 солдат и офицеров.
7.4.45г. в составе 6 Як-9Л бомбардировал и штурмовал железно-дорожный эшелон и отдельные паровозы на станции ШУТДИТТЕН. Точным попаданием бомб разбил 2 вагона, а последующими 2 штурмовыми атаками повредил паровоз.
Летным составом звена ст. лейтенанта ЛЯПКИНА после последнего награждения совершено 180 успешных боевых вылетов, в воздушных боях сбит 1 самолет противника. В результате бомбовых и штурмовых ударов, противнику нанесены большие потери. При сопровождении бомбардировщиков, последние успешно выполняли боевые задания, не имея потерь от истребителей противника.
Личный состав звена сколочен, работает организованно и способен выполнить любую задачу поставленную командованием.
ВЫВОД: Достоин награждения правительственной наградой – орденом «КРАСНОЕ ЗНАМЯ».
Командир 168 истребительного авиационного ордена Суворова полка полковник (КОГРУШЕВ). 18 апреля 1945 года.»
Вот так умело воевал и бесстрашно совершал подвиги мой прадедедушка в последние месяцы и дни войны. Войну он закончил в Восточной Пруссии, в Кенигсберге, куда спустя 70 лет приехал служить уже мой отец.
Я никогда не видела своего прадеда живым, только на фотографиях. Его не стало задолго до моего рождения. Я часто вглядываясь в его красивое, молодое, волевое и очень жизнерадостное лицо и совершенно искренне говорю: «СПАСИБО ТЕБЕ ЗА ПОБЕДУ!!!».
Что общего у травы и собаки?
10 осенних мастер-классов для детей
Груз обид
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Четыре художника. Осень