Материал по теме "Смысл названия повести "Капитанская дочка" А.С.Пушкина можно использовать на уроке литературы в 8 классе.
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie.smysl_nazvaniya_povesti_kapitanskaya_dochka.docx | 27.71 КБ |
МАОУ «Студенческая СОШ №12»
Конкурс докладов и сообщений
Секция русского языка и литературы
Смысл названия повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Сафарова Русалина,
учащаяся 8 «Б» класса.
Руководитель:
Кайгородова Татьяна Васильевна,
учитель русского языка и
литературы
Студенческий, 2019
Введение
Мы знакомы с А.С. Пушкиным с детства. Изучая школьную программу, мы не раз обращались к творчеству этого великого писателя и поэта, который определил многие актуальные проблемы русской литературы XIX века: народ и власть, государство и личность, роль личности и народа в истории.
6 июня нашему русскому гениальному поэту исполнилось 220 лет со дня рождения.
В этом году на уроках литературы мы изучали повесть «Капитанская дочка», которую я прочитала летом. Вопросы: «Почему Пушкин назвал повесть «Капитанская дочка»? В чём смысл названия повести?» - стали целью исследования.
Пушкин –поэт. Но Пушкин-историк – это особенное явление.
Русь древнейшая, старинная открывается нам в «Песне о вещем Олеге», «Руслане и Людмиле»; Русь крепостная – в «Борисе Годунове»; восстание Степана Разина – в песнях; великие деяния Петра – в «Медном всаднике» и Полтаве».
С середины 1832 года А.С. Пушкин начинает работу над историей восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Поэту была дана возможность ознакомиться с секретными материалами о восстании и действиях властей по его подавлению, он обращался к неопубликованным документам из семейных архивов и частных коллекций.
После прочтения императором «Истории пугачевского бунта» повесть успеха не имела и была переименована - «Капитанская дочка», где Пушкин в художественной форме возвращался к событиям 1773 – 1775 годов.
«Многие картины по верности, истине содержания и мастерству изложения – чудо совершенства», – писал о повести В.Г. Белинский.
Повесть «Капитанская дочка»- произведение историческое. Центральная тема повести-тема восстания. В центре повести- фигура вождя крестьянского восстания Емельяна Пугачёва. Рассказ ведётся не от лица автора, а от лица героя –Петра Андреевича Гринёва.
Условно повесть можно разделить на три части:
-первая часть - 1-5 главы (формирование личности рассказчика до начала Пугачёвского восстания);
- вторая часть – 6-12 главы (картины, в которых Пугачёв является и в которых становятся ясными изменения внутреннего мира рассказчика под влиянием «сильного и благого потрясения»);
- третья часть- 12-13 главы (играют роль развёрнутого эпилога).
Основная проблема повести –проблема чести, долга, милосердия.
Анализ повести «Капитанская дочка»
Гринев — главный герой повести «Капитанская дочка», в которой сошлись все главные темы пушкинского творчества 30-х годов. Место «обычного человека» в великих исторических событиях, свобода выбора в жестоких обстоятельствах, закон и милосердие, «мысль семейная» — все это в повести связано с образом главного героя-рассказчика.
Пушкин рисует Машу Миронову простой и незаметной, как и ее родители. Это русская девушка, «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые на ней так и горели». Она не получила ни образования, ни светского воспитания, но в ней много женского обаяния и душевной чистоты. В любви Маши нет жеманства, она проста и искренна.
На фоне грозных событий пугачевского бунта развивается история человеческих взаимоотношений – любви, дружбы, ненависти и сострадания.
Первое знакомство с Машей Мироновой (глава «Крепость»): застенчива, скромна, поминутно краснеет и всегда молчалива, “трусиха”.
Глава «Любовь»: нежность, заботливость, твердость характера, жертвенность. Главы «Осада города», «Сирота» (стойкость, непреклонность, смелость, мужество, верность). Глава «Суд» (решительность, находчивость, ум, смелость).
Оставшись сиротой, лишившись дома, девушка сумела выстоять, не утратив своих духовных качеств.
Вывод: образ дочери коменданта Белогорской крепости играет большую роль в повести. Недаром произведение называется «Капитанская дочка». Жизнь Маши Мироновой тесно связана с жизнью Гринева.
В начале повести мы видим скромную, молчаливую и застенчивую девушку. Но, читая произведение, мы постепенно обнаруживаем в Маше Мироновой привлекательные черты. Она хорошо разбирается в людях. Стойко переносит смерть родителей, жестокость и угрозы Швабрина. Преданно продолжает любить Гринева. Когда он оказался в опасности, Маша едет в Петербург, добивается свидания с царицей и спасает Гринева.
Маша Миронова - нравственный идеал автора. (Сила любви, самоотверженность, внутренняя красота).
Эпиграф ко всей повести, который раскрывает основную идею, прежде всего, относится к Маше Мироновой. И речь в пословице идет не только о чести офицера на царской службе, но и в более широком смысле – верность слову, долгу, внутреннее благородство.
Нужно ли современной девушке обладать такими нравственными чертами? Думаю, да.
Заключение
На формирование характера Маши оказала влияние ее семья: чувство ответственности, долга, чести, совести. Доброта, честность, бескорыстность – всё это присуще семье Мироновых.
Подведём итоги: на протяжении повести постепенно меняется характер этой девушки.
Маша – человек сильной воли. Из «трусихи» она вырастает в смелую и решительную героиню, способную отстоять свое право на счастье. Поэтому повесть названа «Капитанская дочка».
Идея произведения, обозначенная в эпиграфе и повторенная в наставлениях отца Петруше, - «Береги платье снову, а честь смолоду».
После изучения материалов бунта, Пушкин приходит к выводу, что дворянство – единственное из всех сословий, оставшееся верным императрице.
Вывод: эта повесть социально-историческая в форме «семейственных записок».
Тема воспитания в произведении А.С. Пушкина проходит в единстве с темой крестьянского восстания, с идеей воинской присяги, верности долгу перед отечеством и семьей, то есть проблема нравственного выбора является главной в «Капитанской дочке».
Нравственность – духовные качества, этические нормы, правила поведения, честь, долг.
Ф.М. Достоевский сказал: «Хорошее, светлое, нравственно чистое вынесла героиня Пушкина из семьи служивого». Что именно? Отец – капитан Миронов – простой, честный служака. За 25 лет службы Иван Кузьмич не накопил богатства.
Мать - верная жена, во всём поддерживают капитана. Добропорядочная семья. Чувство чести и долга для них превыше всего. Смерть от Пугачёва принимают как должное. Они верны традиции, нравственно чисты. Именно в такой семье могла вырасти девушка с чистым сердцем, высокими моральными требованиями к жизни.
Маша совершает подвиг самопожертвования ради спасения любимого человека. Императрица, узнав, что она дочь капитана Миронова, проявляет милосердие. Выигрывает поединок с судьбой. Образ Маши Мироновой обогащает понятие долга и чести.
Теперь я поняла, в чём смысл названия повести.
Капитанская дочка победила свою судьбу, обрела дом, семью, счастье. Она преодолела все превратности судьбы, спасла будущее Петра Гринева, его честь, его семью. Честность, нравственная чистота – основные черты Маши Мироновой. Поэтому неслучайно повесть названа ее именем.
Используемые источники
1. Бочаров Г.К. «Литература в школе», 1952. № 4.
2.Гиллельсон М.И., Мушина И.Б. Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Комментарий. - Л.: Просвещение, 1977.
3.Лахотский К.П., Фролова В.Ф. Пушкин в школе. - М., 1956.
4. Меркин Г.С. Литература. Учебник для 8 класса. М «Русское слово», 2017.
5. Шер Н.С. Рассказы о русских писателях. Детгиз. М., 1957.
Приложение 1
Блиц-опрос по повести «Капитанская дочка»
1. Имя отца Гринева? (Андрей Петрович)
2. Служил ли при графе... (Минихе)
3. Сыну был пожалован в дядьки... (стремянный Савельич)
4. Выучился Петруша грамоте... (на двенадцатом году)
5. Повесть была закончена (19 октября 1836г)
6. В качестве учителя для Петруши был нанят француз (мосье Бопре)
7. ... который в Отечестве своем был… (парикмахером).
8. ... в Пруссии (солдатом)
9. Батюшка вошел на урок (географии)
10. В это время Гринев (прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды)
11. Швабрин сказал Гриневу: «Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то подари ей...» (пару серег)
12. Что ответил Швабрин на вопрос Гринева: «А почему ты о ней такого мнения?» («Знаю по опыту ее нрав и обычай»)
13. Каким образом Петруша Гринёв ещё до рождения стал сержантом? (Ещё только ожидаемый наследник Гринёвых заранее был записан в один из лучших полков – Семёновский – в чине сержанта и числился «в отпуску». К моменту появления в полку Пётр Гринёв вырос бы в чине и начал службу, как положено дворянину, офицером)
14. Как зовут Савельича? (Архип.)
15. Какой наказ дал Петруше батюшка на прощание? («Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».)
16. Повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица (Петра Гринева)
17. Имя матери Петра Гринева (Авдотья Васильевна)
18. За что Швабрин был переведен в Белогорскую крепость (за смертоубийство)
19. Кто из героев рассказывает калмыцкую сказку (Емельян Пугачев)
20. Чье имя принял на себя Е. Пугачев (Петра 3)
21. Закончите слова Ивана Кузьмича в день приступа: «Что вы, ребятушки, стоите?.. Умирать - так умирать…» (дело служивое)
22. После освобождения Петр Гринев и Маша Миронова…(обвенчались)
23. Чей это портрет? «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую…» (Екатерина 2)
24. Продолжите: «Схвачен был башкирец с…» (возмутительными листами).
25. С какой целью в повесть вводится сон Петруши? (Предвещает развитие отношений двух персонажей.)
Огонь фламенко
О чем поет Шотландская волынка?
Сладость для сердца
Сказка "Узнай-зеркала"
Рисуем "Осенний дождь"