Эссе "Историческая память в искусстве" было подготовлено на IV Всероссийские (с международным участием) литературно-философские чтения «Бытие человека в современном мире: проблемы и пути решения»
В разных исторических условиях стремление к уважительному отношению к прошлому России остаётся всегда актуальным, и в этом нам помогает искусство. А через восприятие музыки, как никакого другого вида искусства, эту задачу, на мой взгляд, актуальнее всего решить.
Вложение | Размер |
---|---|
Историческая память в искусстве | 20.69 КБ |
презентация "Историческая память в искусстве" | 2.28 МБ |
IV Всероссийские (с международным участием) литературно-философские чтения «Бытие человека в современном мире: проблемы и пути решения»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Воронежский музыкальный колледж имени Ростроповичей»
Секция: Научная секция «Познавая мир, служим России»
Тема: Историческая память в искусстве
Подготовила: Ильюшкина Виктория Геннадьевна
Руководитель: Бобрышева Наталья Ивановна
2019
Народы России имеют богатую героическую историю, огромный духовный, культурный и интеллектуальный потенциал, и от нас, музыкантов, будет зависеть то, какое место займет российская культура в мировой цивилизации.
Искусство всегда было одним из наиболее эффективных средств внедрения определенных идей в сознание человека. На рациональном уровне противостоять силе художественных образов не всегда возможно, т.к. художественное произведение искусства «заражает» зрителя, читателя определенным эмоциональным переживанием и через него прививает индивиду измененную модель поведения, новое понимание мира, причем вне его рационально-критического анализа.
Дирижѐр, педагог, композитор В. Соколов писал: «Любой вид искусства, питающийся животворными соками национальной культуры, взращенный ею, – касается ли это живописи, театра, музыки, – всегда служит благородной цели – воспитанию высокого чувства любви к Родине, к еѐ истории, еѐ делам. Восприятие прекрасного сквозь призму патриотического чувства делает это прекрасное ещѐ более значительным, возвышенным».
У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках, а нравственный облик не только не стирается в памяти потомков, но, напротив, с течением времени становится ярче и светлее.
События Великой Отечественной войны. Тогда обращение к национальным героям прошлого вдохновляло на борьбу с врагом. Александра Невского вместе с Дмитрием Донским, Кузьмой Мининым, Дмитрием Пожарским, Александром Суворовым и Михаилом Кутузовым упомянул в своей речи во время знаменитого парада 7 ноября 1941 года Сталин, а в 1942 году был учрежден советский орден Александра Невского, причем для изображения профиля князя был выбран образ, созданный Черкасовым в фильме режиссера Эйзейштейна «Александр Невский». А в 2008 году всероссийский проект «Имя России» по результатам народного голосования выдвинул Александра Невского на первое место.
Видите, как в искусстве сложно и интересно получается: сюжет произведения заимствован из событий 13 века, а произведения связаны с 20 веком.
Победа над фашизмом в Великой Отечественной войне еще раз доказала убедительную правоту слов А. Невского: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет».
В1938 году режиссер Эйзейштейн закончил фильм «Александр Невский», а в 1939 году композитор С.Прокофьев написал кантату на стихи поэта В. Луговского «Александр Невский». Они прозвучали, как грозное напоминание о том, что ждет врага, который решится напасть на нашу Родину. Многие кадры фильма по своей монументальности, по суровости и величественно – народному характеру невольно ассоциируются с триптихом Корина, но еще более эти ассоциации усиливаются, когда звучит музыка кантаты С.Прокофьева.
Это творческое содружество было основано на безграничном доверии художников друг к другу. Прокофьев убедился, что прославленный режиссер «оказался очень тонким музыкантом», Эйзенштейна же поражала способность Прокофьева мгновенно заражаться зрительным впечатлением и передавать в музыке сущность художественного образа, запечатленного на пленке.
В центре картины одна из частей кантаты С.Прокофьева, «Вставайте, люди русские», в которой запечатлен героический облик народа, его высокие гражданственные чувства. Именно этот напев, олицетворяющий воинскую доблесть, войдёт в батальные эпизоды «Ледового побоища» в качестве основной психологической характеристики русского воинства. Лиро-эпическая тема в середине части «Вставайте, люди русские» воспевает величие и нерушимость земли Русской.
Это – гневный, призывный хор. Русь угнетенная, величавая и скорбная показана здесь с героической стороны. Этот хор был очень популярен в годы Великой Отечественной войны. Он вел в бой воинов Красной Армии. Этот хор перекликается с другой могучей песней того времени Александрова и Лебедева-Кумача: «Идет война народная, священная война».
Как же сильно была в песне Прокофьева выражена идея наших дней, идея защиты Советского государства, заставляя забывать о том, что сюжетно она связана с событиями далекого прошлого.
Писателями и художниками создано немало замечательных произведений, посвященных истории русского народа. Героическая тематика нашла достойное воплощение и в оперном творчестве русских композиторов: «Борис Годунов», «Князь Игорь», «Хованщина». В области симфонического и вокально-симфонического жанра русская историко-патриотическая тематика почти не отражена: «1812год» Чайковского, «Иван Грозный» Рубинштейна, «1000 лет» Балакирева. Тем большее значение приобретает произведение Г.Свиридова – «Пять песен о России».
Размышляя над проблемами современности, Г.Свиридов чаще обращал свой взор вглубь отечественной истории, ища в ней истоки взлетов и падений, истоки славы России. Его беспокоило распространившееся в последнее время
«стремление унизить Россию, во что бы то ни стало унизить ее народ… и опошлить его культуру».
Фильмы Эйзейштейна «Александр Невский» и Всеволода Пудовкиа «Минин и Пожарский», созданные накануне Великой Отечественной войны, несли в себе главную национальную идею, которая звучит в словах главных национальных героев, Минина и Пожарского: «Деды наши из Руси татар прогнали, так не посрамим же и мы их славу. Пусть знают дети наши, и внуки наши, и правнуки наши, и все русские люди, которые будут, что послужили мы Отечеству верно. Крепка наша земля. И будет стоять она нерушимо навечно».
Дать человеку почувствовать пережитую эпоху как его собственную личную судьбу может только великое искусство. Зрителя коснулось такое искусство, когда — этап за этапом, год за годом — охватила его музыка Шостаковича, сплетенная с содержанием нашей эпохи. Ни один из советских композиторов не смог так глубоко и страстно выразить чувства современников, буквально слиться с их судьбою, как Шостакович в своей Седьмой симфонии.
Ленинградская симфония была написана в блокадном городе Дмитрием Шостаковичем как ответ немецкому нашествию, как сопротивление российской культуры, отражение агрессии на духовном уровне, на уровне музыки.
Музыка Рихарда Вагнера, любимого композитора фюрера, одухотворяла его армию. Вагнер был кумиром фашизма. Его мрачная величественная музыка была созвучна идеям реванша и культа расы и силы, которая воцарилась в те годы в немецком обществе.
Шостакович воспринимал германское нашествие в ключе музыки Вагнера, как победную зловещую поступь тевтонцев. Это чувство он гениально воплотил в музыкальной теме нашествия проходит через всю ленинградскую симфонию. Ответом нашествию Шостакович взял тему Родины, тему славянского лиризма, которая в состоянии взрыва порождает волну такой силы, которая отменяет, сминает и отбрасывает вагнеровскую волю.
Гениальное произведение Шостаковича наряду с песней "Священная война" стало символом борьбы и победы в Великой Отечественной войне.
Во время Великой Отечественной войны было создано много всенародно любимых произведений искусства в литературе, живописи, кинематографе и, конечно же, в музыке. Песни военных лет до сих пор украшают репертуар ведущих российских исполнителей и встречают всенародную любовь.
В России происходят значительные изменения в отношении к отечественной истории. Чтобы лучше понять эти трансформации, необходимо соотнести их со схожими процессами в прошлом. Активно дискутируются проблемы патриотического сознания россиян. Интерес и уважение к прошлому консолидируют общество. Но в разных исторических условиях стремление к уважительному отношению к прошлому России остаётся всегда актуальным, и в этом нам помогает искусство. А через восприятие музыки, как никакого другого вида искусства, эту задачу, на мой взгляд, актуальнее всего решить.
Слайд 1
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Воронежский музыкальный колледж имени Ростроповичей Историческая память в искусстве Подготовила : Ильюшкина Виктория Геннадьевна Руководитель: Бобрышева Наталья ИвановнаСлайд 2
Народы России имеют богатую героическую историю, огромный духовный, культурный и интеллектуальный потенциал, и от нас, музыкантов, будет зависеть то, какое место займет российская культура в мировой цивилизации.
Слайд 3
Дирижѐр , педагог, композитор В. Соколов писал: «Любой вид искусства, питающийся животворными соками национальной культуры, взращенный ею, – касается ли это живописи, театра, музыки, – всегда служит благородной цели – воспитанию высокого чувства любви к Родине, к еѐ истории, еѐ делам. Восприятие прекрасного сквозь призму патриотического чувства делает это прекрасное ещѐ более значительным, возвышенным». В. Соколов
Слайд 4
События Великой Отечественной войны. Тогда обращение к национальным героям прошлого вдохновляло на борьбу с врагом. Александра Невского вместе с Дмитрием Донским, Кузьмой Мининым, Дмитрием Пожарским, Александром Суворовым и Михаилом Кутузовым упомянул в своей речи во время знаменитого парада 7 ноября 1941 года Сталин, а в 1942 году был учрежден советский орден Александра Невского. Портрет К.Минина и Д .Пожарского Александр Невский
Слайд 5
В1938 году режиссер Эйзейштейн закончил фильм «Александр Невский», а в 1939 году композитор С.Прокофьев написал кантату на стихи поэта В. Луговского «Александр Невский». Кадр из экранизации кантаты С.Прокофьева «Александр Невский»
Слайд 6
Писателями и художниками создано немало замечательных произведений, посвященных истории русского народа. Героическая тематика нашла достойное воплощение и в оперном творчестве русских композиторов: «Борис Годунов», «Князь Игорь», « Хованщина ». М.Мусоргский опера «Борис Годунов» А. Бородин опера «Князь Игорь»
Слайд 7
В области симфонического и вокально-симфонического жанра русская историко-патриотическая тематика почти не отражена: «1812год» Чайковского, «Иван Грозный» Рубинштейна, «1000 лет» Балакирева. Тем большее значение приобретает произведение Г.Свиридова – «Пять песен о России». П.И. Чайковский А.Рубинштейн Г. Свиридов
Слайд 8
Фильмы Эйзейштейна «Александр Невский» и Всеволода Пудовкиа «Минин и Пожарский», созданные накануне Великой Отечественной войны, несли в себе главную национальную идею, которая звучит в словах главных национальных героев, Минина и Пожарского: «Деды наши из Руси татар прогнали, так не посрамим же и мы их славу. Пусть знают дети наши, и внуки наши, и правнуки наши, и все русские люди, которые будут, что послужили мы Отечеству верно. Крепка наша земля. И будет стоять она нерушимо навечно». Кадр из к / ф В.Пудовкина «Минин и Пожарский»
Слайд 9
Д.Д. Шостакович . Седьмая симфония.(Ленинградская) Д.Д. Шостакович. Афиша Седьмой симфонии
Слайд 10
Песни Великой Отечественной войны
Слайд 11
Покуда сердца стучатся… Люди! Покуда сердца стучатся, — помните! Какою ценой завоёвано счастье, — пожалуйста, помните! (Роберт Рождественский)
Сказочные цветы за 15 минут
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Лягушка-путешественница
Машенька - ветреные косы
Комментарии
Виктория! С большим интересом
Виктория! С большим интересом прочитала твой материал.Спасибо за участие в Вахте памяти!