Научно-практическая конференция "Шаг в будущее" на тему :
"Нет, весь я не умру..."
Поэзию Пушкина невозможно не любить. Любой читатель найдет для себя в ней что-то близкое, потому что она многогранна. Это был человек, страстно отзывающийся на все живое, человек высокий и благородный.
Во всей мировой литературе нет более яркого примера особого пристрастия именно к этой стороне человеческих отношений.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_shag_v_budushchee_net_ves_ya_ne_umru.docx | 221.07 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 2065»
ГБОУ Школа № 2065 Россия, 108811, г.Москва, г.Московский, 3-й микрорайон, дом 8. ИНН 5003096290; КПП 775101001; ОГРН 1115003007790 | тел. / факс: 8 (495)410-38-95; email: 2065@edu.mos.ru; web: www.sch2065tn.mskobr.ru |
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ:
НЕТ, ВЕСЬ Я НЕ УМРУ…
Работу выполнили
учащиеся 9 «в» класса
ГБОУ Школа №2065 г. Москвы
Кузнецова Анастасия и
Позднякова Полина
Руководитель
Варакян Вера Григорьевна
Учитель русского языка и
литературы
ГБОУ Школа №2065 г. Москвы
МОСКВА
2019 - 2020
НЕТ, ВЕСЬ Я НЕ УМРУ…
Содержание.
Вступление. Слово о поэте 1-2 стр.
Основная часть. Вольнолюбивая лирика 3-4 стр.
Тема любви и дружбы 4-6 стр.
Природа в лирике Пушкина 6 стр.
Назначение поэта в поэзии 7 стр.
Заключение 8 стр.
Практическая работа 9-10 стр.
Список литературы 11 стр.
Актуальность нашего проекта продиктована временем. Меняются эпохи, меняются мнения о Пушкине и его произведениях, но во все времена современное общество должно проникнуться уважением к великому русскому писателю, признать его важную роль в формировании личности человека.
Поэзию Пушкина невозможно не любить. Любой читатель найдет для себя в ней что-то близкое, потому что она многогранна. Это был человек, страстно отзывающийся на все живое, человек высокий и благородный.
Во всей мировой литературе нет более яркого примера особого пристрастия именно к этой стороне человеческих отношений.
А. С. Пушкин. Слово о поэте.
Александр Сергеевич Пушкин.
Годы жизни 1799г.-1837г.
Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве. С раннего возраста Пушкин воспитывался в литературной среде. Отец его являлся ценителем литературы, дядя был поэтом. В 1811 году А.С. Пушкин поступил в Царскосельский лицей и это сильно повлияло на его поэтический талант. Уже в эти годы начинается литературная деятельность Пушкина. В 16 лет он прочел в присутствии Державина стихотворение «Воспоминание в Царском Селе». Во время учебы в лицее Александр Сергеевич состоял в литературном обществе «Арзамас».
Вольнолюбивая лирика.
А. С. Пушкин в своем творчестве уделял большое внимание теме свободы.
В первый период своего творчества понятие свободы у него было связано с понятием политической свободы.
В 1817 году он пишет оду «Вольность», которая явилась примером гражданской лирики. Она делает Пушкина одним из первых поэтов-декабристов.
В первой части поэт обращается к певице свободы и просит у нее вдохновения. Выступая против тирании, поэт призывает восстать угнетенных:
Тираны мира! Трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы.
Продолжая мысли оды «Вольность», в 1818 году Пушкин пишет стихотворение «К Чаадаеву», в котором идеи вольности сливаются с идеями патриотизма. Жанр стихотворения – дружеское послание – приобретает черты послания политического. Стихотворение проникнуто боевым, революционным духом и пламенным патриотизмом, заканчивается оптимистически: восход звезды символизирует победу дела освобождения.
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья,
Напишут наши имена.
В 1823 году поэт переживает мировоззренческий кризис, изменивший его свободолюбивые идеалы. Он разочаровывается в освободительных движениях. Результатом этого явилось стихотворение «Свободы сеятель пустынный», в котором ярко показано отношение автора к людям, не способным к борьбе за свободу и не желающим быть свободными.
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
В произведениях этого периода появляется новое понятие свободы – свободы материальной.
После событий 14 декабря 1825 года Пушкин вновь задумывается над тем, что такое свобода и какой ценой она достается. Он пишет ряд стихотворений друзьям-декабристам.
В зрелые годы у Пушкина происходит новая переоценка ценностей. У него возникает новый образ свободы – свободы личной, внутренней. Он хочет покоя от жизни, отказываясь от прежних идеалов революционной свободы.
Тема любви и дружбы
Поэты, обращающиеся к теме любви, черпают вдохновение из нее, вкладывают своё значение в произведения. Литературное направление-сентиментализм, основывается как раз на священных чувствах любви и дружбы.
Для Пушкина любовная тема является одной из основных в его лирике. В стихотворении «Гроб Анакреона» поэт провозглашает формулу всей своей лирики того периода.
Жизнью дайте ж насладиться;
Жизнь, увы, не вечный дар!
В стихотворении лицейского периода Пушкин воспевает наслаждение жизнью. Любовь для него - это тоже одно из жизненных наслаждений.
Но вскоре, все меняется. Любовь как интимная ценность в лирике Пушкина соединяется с патриотическими чувствами. Теперь любовь для поэта – это, прежде всего, любовь к Родине. В стихотворении «К Чаадаеву» соединяются несовместимые раньше понятия любви к женщине и любви к родине.
В южной ссылке, в романтический период творчества любовь для Пушкина – это уже не шалость юных лет, не патриотическое чувство, а глубокая драматическая страсть. Любовь поэта-романтика всегда несчастна. Горький финал заставляет Пушкина разочароваться в романтической любви. Нужна ли поэту такая свободная, но разрушительная любовь, которая кроме горя ничего не оставляет на душе. Такая любовь уничтожает сам источник вдохновения.
Великий поэт отказывается от романтической любви. В стихотворениях Михайловского периода Пушкин поднимается немного выше трактовки любви как переходящей, земной страсти.
В стихотворении «На холмах Грузии…» лирический герой тоскует по возлюбленной, но печаль его светла, потому что она полна любви. Такая любовь для Пушкина – долгожданное умиротворение.
Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит – оттого,
Что не любить оно не может.
Тема любви в лирике Пушкина в разные периоды его творчества раскрывается по-разному. В лицейский период – это одно из наслаждений жизни. В Петербургский период любовь – это любовь к Родине. В период южной ссылки Пушкин изображает любовь как опустошающую страсть. И только в Михайловском Пушкин приходит к понимаю любви как к высшей ценности человека.
Природа в лирике Пушкина
Пушкинская поэзия открывает нам неповторимую прелесть родной природы. В его поэзии она оживает в своей неброской красоте. Любимым временем года была для Пушкина осень, которой посвящено одноименное стихотворение. Восприятие природы у Пушкина нетрадиционно.
Ни одно время года не вызвало у Пушкина такого очарования, как осень. Ему удалость увидеть многообразие ее красок, которые прекраснее в преддверии близкого умирания
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
В Пушкинских стихах о природе проявляются не только его вкусы, но и такие нравственные качества как патриотизм, гуманность, вольнолюбие. Это видно в стихотворении «Деревня», в котором автор рисует сельский пейзаж.
Я твой – люблю сей темный сад.
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами
Где светлые ручьи в кустарниках шумят.
Таким образом, пушкинская лирика даёт нам возможность не только насладиться чарующими звуками его поэзии, но и много узнать и понять в личности поэта.
Назначение поэта в поэзии
Стихи Пушкина нужно читать очень внимательно, вдумываясь в каждое слово, потому что каждое слово важно для понимания целого.
Незадолго до смерти Пушкин написал произведение: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Каждый поэт задумывается о своём месте в этом мире, об отношениях с его читателями. Он хочет быть уверенным в том, что его творчество не напрасно, что память о нём сохранится:
Нет, весь я не умру…
Как бы подводит итог своему творческому пути Пушкин.
Мы считаем, что творчество Пушкина - это неисчерпаемый источник, который даёт духовные знания не одному поколению людей. Оно открывает добрые чувства, помогающие осознавать и любить жизнь.
Заключение
Как не любить А.С. Пушкина!
Александр Сергеевич Пушкин – один из ярчайших поэтов «золотого века». Мир его поэзии – это прекрасное место любви, дружбы и созидания. Он необычайно широк и включает в себя всё! Пушкин живёт в своих произведениях! В них поэт обращается к разным темам. Как я уже говорила, мир пушкинской поэзии необычно широк.
Пушкин вне времени, его поэзия искренняя, завораживает легкостью изложения и глубиной чувств. И как ни странно, находит отклик в наших душах! Мы тоже можем так чувствовать и любить, вот только выразить так не можем. Он писал о вечных, изначальных чертах человека и общества. Антураж с веками меняется, а сущность человеческой жизни остается, поэтому творчество Пушкина будет современным и актуальным всегда.
Список использованных источников литературы:
1. А.С. Пушкин в воспоминаниях современников. В 2-х томах/ Под общ. ред. В.В. Григоренко и др. -М.: Худож. Лит., 1974.
2. Губер П.К. Дон-Жуанский список Пушкина: главы из биографии с 9 портретами. –Харьков: Дельта, 1993г.
3. Детский Плутарх: «История России от Рюрика до 1917г.» Энциклопедия для школьника. – М.: Олма-пресс,2001г.
4. Друзья Пушкина: Переписка; Воспоминания; Дневники. В 2-х томах. /Сост. В. В. Кунина – М. Правда,1986г.
5. Карпушин С.В. и др. Язык русской классики: А.С.Пушкин. В 2-х частях- Минск: Высшая школа, 1998 г.
6. Колокольцев Е. Н. А.С. Пушкин в портретах и иллюстрациях: Пособие для учащихся. –М.: Просвещение, 1999 г.
7. Лотман Ю. М. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя: Пособие для учащихся. –М.: Просвещение,1981 г.
8. Михайлова Н.И. Василий Львович Пушкин//Пушкин В.Л. Стихи. Проза. Письма/Сост. Н.И. Михайловой. – М.: Сов. Россия, 1989.
9. Соколов В.Д. Рядом с Пушкиным: Портреты кистью и пером/Под ред. В.А. Алексеева. – Харьков: Паритет ЛТД, 1991.
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Сказка "Морозко"
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Любили тебя без особых причин...
Самый главный и трудный вопрос