В исследовательской работе проанализированы отрывки из литературных произведений с точки зрения финансовой грамотности
Вложение | Размер |
---|---|
Учимся финансовой грамотности у литературных героев | 75 КБ |
Азбука бизнеса
(учимся финансовой грамотности у литературных героев)
Малых Андрей
Российская Федерация, Тюменская область Голышмановский район село Усть-Ламенка Отделение МАОУ «Голышмановская СОШ №2» «Усть-Ламенская СОШ», 7 класс
Научная статья
Актуальность исследования определяется потребностями самой жизни. Экономические знания и умения становятся условием самостоятельности человека. Они необходимы любому гражданину России, и решившему заняться предпринимательской деятельностью, и занимающимся индивидуальным трудом. Каждый должен уметь планировать свой бюджет, владеть потребительской культурой, знать налоговую систему и уметь зарабатывать. Все люди вынуждены, подчас бессознательно, подстраиваться под требования экономики, чтобы жить в довольстве и радости, а не скитаться в поисках милости и временного крова над головой. Конечно, все прокладывают свой путь во взрослую жизнь по-разному: одни становятся предпринимателями, другие – наёмными работниками, третьи – профессиональными экономистами, а четвёртые выбирают свободную профессию, например художника или артиста. Но кем бы человек ни стал, он обречён всю жизнь решать экономические проблемы, думая о том, как заработать на жизнь и как разумнее использовать полученные доходы.
Данное противоречие определило проблему исследования: возможно ли найти ответ на интересующий финансовый вопрос у литературных героев. Исходя из того, что азы финансовой грамотности закладываются в школьном возрасте, была выдвинута гипотеза: анализ и сравнение поступков Буратино, Тома Сойера, Барона и Альбера, действующих лиц народной сказки помогут составить правила успешного бизнеса.
Объект исследования: литературные произведения: А.С. Пушкин «Скупой рыцарь», Марк Твен «Приключение Тома Сойера», А.Толстой «Приключение Буратино», С.В.Михалков «Как старик корову продавал».
Предмет исследования: ошибки и успехи экономической деятельности литературных героев выше названых произведений.
Цель исследования: изучив отрывки литературных произведений, сформулировать правила эффективного бизнеса.
Задачи исследования:
1. Изучить экономические вопросы, соприкасающиеся с отрывками анализируемых литературных произведений.
2. Составить личную финансовую стратегию через анализ поступков и экономических решений литературных героев.
3. Сформулировать правила успешного бизнеса.
При написании работы использовались методы: анализ экономической и художественной литературы, сравнение и обобщение поступков литературных героев, анкетирование.
Источники исследования: экономическая и художественная литература, жизненный опыт, электронные ресурсы.
На первом этапе происходил отбор информации. Работа начата с экономической литературы. Были изучены вопросы: факторы производства, виды и формы бизнеса, деньги и их функции, реклама и потребительская культура.
Проведено анкетирование среди школьников 5 - 11 классов. Опрос респондентов шёл по следующим проблемам: что необходимо для успешного бизнеса; как лучше хранить деньги и почему; можно ли найти решение этих экономических задач в литературных произведениях, если да, то в каких.
В анкетировании приняло участие 49 человек по трём возрастным группам: 5 – 7 классы – 17 человек, 8 – 9 классы – 16 человек, 10 – 11 классы – 16 человек.
На вопрос: что необходимо для успешного бизнеса? Указали, деньги - 26, определенные умения и знания в области бизнеса - 8, бизнес - план - 3, люди (труд) - 7, предпринимательские способности (деловая хватка) - 15, земля - 4.
На вопрос, как лучше хранить деньги, ответили в банке - 30, из них на карте 20, на депозите 10 (безопаснее и прибыльнее); вложить в недвижимость – 6 (надёжнее, всегда в цене, можно сдавать в аренду и получать прибыль); в сейфе – 4 (придумать код, можно в любое время взять); в копилке - 1. Указали преимущества своего выбора и недостатки другого (учитывая безопасность, прибыльность, инфляцию). Никто не рекомендовал вложить денежные средства в акции.
На вопрос, можно ли найти ответы на финансовые вопросы в литературных произведениях: положительно ответили 30 респондентов, 10 отрицательно и 9 затруднились. В каких литературных произведениях можно найти экономическую информацию? Были названы следующие: «Ревизор» Н.В.Гоголя (2), «Вишнёвый сад» А.П.Чехова (2), «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского (7), «Сказка о золотой рыбке» (3) и «Скупой рыцарь» А.С.Пушкина (3), «Приключение Буратино» А.Толстого (10), Шарль Перро «Золушка» - 2.
Исходя из гипотезы, приобретённых экономических знаний и результатов анкетирования, были отобраны и проанализированы отрывки из литературных произведений. Составлена личная финансовая стратегия через анализ поступков и экономических решений литературных героев.
Начнём с терминологии. Следует различать понятия «предпринимательство» и «бизнес»[I]. Во-первых, бизнес – это инициативная, самостоятельная экономическая (не запрещённая законом) деятельность, нацеленная на получение прибыли. Во-вторых, предпринимательство - это попытка придумать и сделать что-то новое или улучшить уже существующее как готовность добровольно взять на себя риск, связанный с реализацией новых идей. И та, и другая деятельность связана с добровольностью и инициативностью.
С точки зрения получения прибыли, я считаю, что мы все бизнесмены. Ведём личное подсобное хозяйство, удовлетворяя свои потребности в экономических продуктах, а излишки продаём, получая прибыль. Таким образом, мы занимаемся торговым и производственным бизнесом. Как же сделать его увлекательным и эффективным? Обратимся к литературным героям.
«Бизнес - это игра, величайшая игра в мире - если вы знаете, как в неё играть», - сказал в своё время Томас Джон Уотсон. И так, игра. Чтобы выиграть, надо знать правила.
Главный герой в произведении Марка Твена «Приключение Тома Сойера» был наказан. Его заставили белить забор. Мальчик сильно был расстроен. Вначале Том хотел нанять на эту работу кого-нибудь из своих друзей, но подсчитав свои сокровища, решил, что ничего не получится. «Никто из мальчишек не станет работать за такую нищенскую плату». Это было утром, а «к полудню Том из жалкого бедняка, каким он был утром, превратился в богача, буквально утопающего в роскоши»[7]. В чём состоял секрет успеха предприимчивого героя?[II]
«Именно вдохновение, не меньше - блестящая, гениальная мысль. Он взял кисть и спокойно принялся за работу». Надо полюбить своё дело и передать это увлечение другим. Заинтриговать и продать по выгодной цене товар или в нашем случае услугу. «Том вручил ему кисть с видимой неохотой, но с тайным восторгом в душе»[7]. Герой, обладая предпринимательской жилкой, создал условия, при которых много было желающих воспользоваться образовательной услугой – побелкой забора. Том показал значимость этого экономического блага: сложность выполняемой работы - не каждому по плечу, необходимость навыка побелки - профессиональность. Самое интересное, что за эту услугу платили сами исполнители, а не работодатель. Том Сойер «сам того не ведая, … открыл великий закон, управляющий поступками людей, а именно: для того чтобы человек или мальчик страстно захотел обладать какой-нибудь вещью, пусть эта вещь достанется ему возможно труднее»[7].
Данный приём широко используют в туристическом бизнесе. Когда путешественники готовы заплатить за своё участие в приготовлении национального блюда, в творческом мастер - классе, в распиливании брёвен и колке дров. Городской житель, заплатив деньги деревенской бабушке, в своё удовольствие колет дрова и складывает их в поленницу. Это для него экзотика, игра. Это же самое происходит и с доением коровы. «… Работа есть то, что мы обязаны делать, а Игра есть то, что мы не обязаны делать»[7], но нам хочется. В данном эпизоде хорошо прослеживаются социальные аспекты труда: потребность в самоуважении, самовыражении; потребность в активности; потребность в создании необходимых материальных условий для жизнедеятельности; потребность в общении[5: с. 70].
И так, первое правило: бизнес только тогда принесёт прибыль, когда вы перестанете думать только про деньги, главное интерес к нему и польза для общества, и клиент к вам пойдет. Так как экономические блага, в конечном счёте, создаются для клиентов, задача предпринимателя заключается в том, чтобы выяснить, насколько они заинтересованы в реализации подобных товаров и услуг и на каких условиях они хотели бы пользоваться этими экономическими продуктами, сколько готовы платить за них.
Кроме предпринимательских и организационных способностей большую роль играют и другие факторы производства. Естественно, надо уметь учитывать и планировать все ресурсы: капитал (финансы, оборудование, здание); землю (материалы, сырьё); труд (умственные и физические способности работников). У литературного героя закончилась извёстка, да и забор был ограничен в размере. «Том приятно и весело провёл время в большой компании, ничего не делая, а на заборе оказалось целых три слоя извёстки! Если бы извёстка не кончилась, он разорил бы всех мальчиков этого города»[7].
Второе правило, надо уметь рекламировать свой экономический продукт[III]. Клиент должен знать все качественные стороны предлагаемого товара или услуги. Том как раз и показал всю привлекательность своей услуги. Надо действовать, ведь «Под лежачий камень, вода не течёт». Условия организации рекламы хорошо продемонстрировал паренёк в народной сказке Сергея Михалкова «Как старик корову продавал». Любой экономический продукт обладает двумя свойствами: себестоимостью и полезностью (потребительской стоимостью). Из них складывается цена. Старик не смог расписать качества коровы, а паренёк сделал главный упор на полезность – большой удой. «А много ль корова даёт молока? - Не выдоишь за день - устанет рука»[4]. В любой рекламе надо главный акцент делать на назначение экономического продукта. Если автомобиль, то удобство и скорость. Если обувь, то комфортность. Массаж - целебность и оздоровление.
Исходя из потребительской культуры, нельзя слепо доверять рекламе, так как она имеет скрытый умысел умалчивать о недостатках или побочных эффектах экономического продукта. «Уж больно твоя коровёнка худа! Болеет, проклятая. Прямо беда! А много ль корова даёт молока? Да мы молока не видали пока...»[4]. Старик говорил правду о своей корове, поэтому и не мог продать[IV]. Паренёк приукрасил товар, и сразу нашлись покупатели. При приобретении экономического блага надо обращать внимание на срок годности, гарантию, качество и правила пользования товаром[1: с. 24]. Не надо забывать, что реклама:
- всегда содержит как информацию о товаре, так и более или менее зашифрованный призыв приобрести его;
- служит источником финансовой поддержки для ряда популярных программ и изданий;
- не наносит ущерба потребителю, если последний относится к ней как к неизбежному злу, на которое не стоит реагировать и ориентироваться при выборе товара[1: с.44].
На помощь потребителю приходят потребительские общества. Именно они проводят испытания качества и безопасности товара, предоставляют достоверную информацию о товарах и услугах, просвещают граждан в сфере потребительских прав и оказывают помощь в их защите[5: с. 102].
Продав экономический продукт, мы получаем выручку. Из чего же она складывается? Существует простая формула: выручка – затраты = прибыль. Цена – себестоимость = прибыль[5: с.85]. Во время обмена мы пользуемся деньгами[V]. Это всеобщий эквивалент, одной из функций которого является накопление[5: с.105 - 109]. Таким образом, полученную прибыль можно сохранить, растратить или пустить в дело.
В произведении Александра Сергеевича Пушкина «Скупой рыцарь» жил Барон, который каждый вечер спускался в подвал и при свечах подсчитывал сундуки со своим богатством, в то же время его скупость не давала ему удовлетворять необходимые потребности[VI]. «Сидеть на сундуке и от живых сокровища мои хранить, как ныне!»[6: с. 436]. Деньги в данном случае лежат мёртвым капиталом. Они не приносят прибыль. Жид же мечтает их растратить «деньги всегда, во всякий возраст нам пригодны; но юноша в них ищет слуг проворных, и не жалея, шлёт туда, сюда»[6: с.430]. Альбер мечтает о наследстве Барона: «Оно послужит мне, лежать забудет»[6: с.430]. И Жид, и Альбер хотят пустить сокровища в ход. Но можно бестолково прокутить все деньги, а можно вложить их в производство, открыть свой бизнес. В другом произведении Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила» сказочный герой тоже неправильно распоряжается своим богатством: «Там царь Кащей над златом чахнет»[VI].
Давайте вспомним историю Алексея Толстого, которая произошла с Буратино[VII]. Карабас - Барабас дал ему четыре золотые монеты. Кот Базилио и лиса Алиса уговорили деревянного мальчика закопать эти деньги в землю на поле Чудес. Они утверждали, что к утру на этом месте вырастет куст, весь усыпанный золотыми монетами. Ошибка Буратино заключалась в том, что он поверил лисе и коту. «Буратино выкопал ямку. Сказал три раза шёпотом: «Крекс, фекс, пекс», положил в ямку четыре золотые монеты, засыпал, из кармана вынул щепотку соли, посыпал сверху. Набрал из лужи пригоршню воды, полил. И сел ждать, когда вырастет дерево»[8: с. 56]. И конечно он не дождался. Мы то - знаем, что монеты в земле потемнеют, но никак не дадут ростка. Хотя в жизни деньги могут расти.
Есть такая профессия «ростовщик». Чем же он занимается? Нужно, например, что-то приобрести, а финансов не хватает. Идёшь к ростовщику (банк) брать взаймы. Он даёт, но возвратить просит с процентами. У ростовщика растёт прибыль[2: с. 4]. Сегодня слово «кредит» известно многим. Есть потребительский (банковский, покупка товаров в рассрочку, расчеты по кредитной карте) и ипотечный. Но, очевидно, мало кому известно, что изначальный смысл слова «кредит» - доверие. Дающий кредит как бы уверен, что ему всё вернут и вернут с процентами. Можно брать в долг, а можно и наоборот. Появились у вас невостребованные финансы, вложи их в банк под проценты или купи недвижимость, или акции ведущих эффективных фирм. И ваши финансы начнут расти, приносить прибыль.
Из вышесказанного, вытекает третье правило, надо с умом подходить к сохранению и приумножению своих финансов. А беря деньги взаймы, нужно ясно представлять, каким образом будете возвращать долг.
На втором этапе работы осуществлялось оформление исследования, включающее этапы: детальная разработка развернутого плана работы; обработка собранной информации (анализ и синтез); написание работы в соответствии с планом; подготовка необходимых материалов (иллюстраций, схем, текста), оборудования для работы над оформлением исследования; окончательный отбор и размещение собранных материалов (текстов и цитат из них); изготовление экспозиционной части работы (презентации и буклета «Правила успешного бизнеса»).
Анализ, сравнение и синтез информации из специальной и художественной литературы плюс жизненного опыта своего, друзей и родителей позволил разрешить проблему исследования: возможно ли найти ответ на интересующий финансовый вопрос у литературных героев.
Гипотеза была подтверждена. Анализ и сравнение поступков Буратино, Тома Сойера, Барона и Альбера, действующих лиц народной сказки Сергея Михалкова помогли составить правила успешного бизнеса.
Во-первых, бизнес только тогда принесёт прибыль, когда вы перестанете думать только про деньги, главное с одной стороны интерес к своему делу, а с другой польза для общества, и клиент к вам пойдет. Будет востребован ваш экономический продукт, значит, и дело будет прибыльным.
Во-вторых, надо уметь рекламировать свой экономический продукт. Его можно продвигать через рекламные ролики, щиты, объявления в СМИ, через сайт. Привлекать клиентуру, используя яркие упаковки, скидки, акции, маркетинговые встречи.
В-третьих, надо с умом подходить к сохранению и приумножению своих финансов.
Новизна работы: в ходе анализа поступков литературных героев выявлено, что частные фирмы увеличивают производство лишь до тех пор, пока им это выгодно. Это хорошо, поскольку если фирме выгодно производить и продавать какой-либо товар, это означает, что есть люди, желающие его покупать. В этом случае исключены с одной стороны, производство ненужной продукции, а с другой напрасная растрата сил и ресурсов. Выгодный бизнес находит поддержку и у государства, которое готово инвестировать вас.
Актуально то, что использование художественных текстов делает экономическую информацию более интересной и доступной пониманию школьников, что формирует азы финансовой грамотности в детском возрасте.
Библиография
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Сказка "Колосок"
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Астрономический календарь. Март, 2019