Методическая разработка классного часа для 6 класса
«9 мая – День Победы» «День памяти»
Методическая разработка классного часа для 6 классаМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №21»
Классный час «9 мая – День Победы».
2018г.
Эпиграф: Ничто не забыто,
Никто не забыт.
Цель: Расширить представление детей о Великой Отечественной войне.
Задачи:
1. Воспитание патриотических чувств у учащихся и уважения к памяти защитников Отечества.
2. Совершенствование умений и навыков поиска необходимой информации.
3. Развитие интереса к изучению исторического прошлого нашей страны.
4. Познакомить с историей нашей страны в годы Великой Отечественной войны.
5. Развивать речь учащихся, творческие способности; поощрять интерес учащихся к произведениям, написанным во время Великой Отечественной войны.
Оборудование: музыкальное оформление,
Участники: дети, учащиеся 6 а класса одетые в военные бескозырки, классный руководитель,
Ход мероприятия: выступление классного руководителя, дети читающие стихи, ведущие.
Организационный момент. Добрый день ребята. Садитесь.
Звучит музыка: Играет на скрипке Хайруллина Розалия из песни военных лет.
Вступительное слово классного руководителя: Ребята мы хотим вам рассказать о Великой Отечественной войне. И мы с детьми приготовили вам рассказы о Дне Победы. Долгих, мучительных 4 года длилась эта война на территории нашего государства, которое тогда называлось Советским Союзом. Весь народ поднялся на защиту своего отечества, поэтому война называлась отечественной. Все от мала до велика, шли сражаться с врагом, который пришел на нашу землю с войной: захватывать, уничтожать, стирать с лица земли, сжигать деревни и села, эшелонами угонять в плен и убивать русский народ. И этот классный час посвящен 9 мая.
Ровно 71 год тому назад Великая Советская армия своей кровью и потом заслужила эту победу для нас.
В кругу государственных праздников и памятных дат 9 мая занимает особое место.
Классный руководитель читает стихи
Я не видела вас – и не знаю,
Я фамилии ваши на плитах читаю.
Ивановы, Петровы, Михайловы здесь.
Из Смоленска, Рязани и Псковские есть.
На просторах войны много павших солдат,
Да не всем обелиски в их память стоят.
Список этот большой, где от А и до Я.
Неизвестных солдат приютила земля.
Ей тревожно и больно – за прах сыновей,
Не по правилам Божьим, он находится в ней.
Тихо плачет земля – боль дождями смывал,
Не должна у них быть безызвестность такая.
И нас просит земля – ты прислушайся к ней,
Чтобы были могилы у всех сыновей.
Вот над свежим холмом крест от внуков стоит…
И ничто не забыто, и никто не забыт.
Последняя строчка этого стихотворения стала эпиграфом нашего с вами мероприятия.
Зачитывание стихотворений наизусть.
Ученица 1: Филинцева Анастасия.
К разбитому доту
Приходят ребята,
Приносят цветы
На могилу солдата.
Он выполнил долг
Перед нашим народом.
Но как его имя?
Откуда он родом?
В атаке убит он?
Погиб в обороне?
Могила ни слова
О том не проронит.
Ведь надписи нет.
Безответна могила.
Знать, в грозный тот час
Не до надписей было.
Ученик 2. Герасименко Александр.
К окрестным старушкам
Заходят ребята – Узнать, расспросить их,
Что было когда-то.
– Что было?! Ой, милые!..
Грохот, сраженье!
Солдатик остался
Один в окруженье.
Один –А не сдался
Фашистскому войску.
Геройски сражался
И умер геройски.
Один – А сдержал,
Поди, целую роту!..
Был молод, черняв,
Невысокого росту.
Попить перед боем
В село забегал он,
Так сказывал, вроде,
Что родом с Урала.
Мы сами сердечного
Тут схоронили – У старой сосны,
В безымянной могиле.
Ученик 2. Крюков Кирилл
На сельскую почту
Приходят ребята.
Письмо заказное
Найдёт адресата.
В столицу доставят
Его почтальоны.
Письмо прочитает
Министр обороны.
Вновь списки просмотрят,
За записью запись…
И вот они –Имя, фамилия, адрес!
И станет в колонну
Героев несметных,
Ещё один станет –Посмертно,
Бессмертно.
Старушку с Урала
Обнимут ребята.
Сведут её к сыну,
К могиле солдата,
Чьё светлое имя
Цветами увито…Никто не забыт,
И ничто не забыто! (С. Погореловский)
Классный руководитель: Атрибутами этого праздника были и есть: Парад Победы, вечный огонь и Георгиевская ленточка.Первый Парад Победы состоялся в Москве 22 июня 1945 года в 10 часов утра на Красной площади. Затем был перерыв на восстановление нашей Родины. После перерыва Парад Победы проводили каждый год все с более большим размахом.Во всех крупных городах России, а также в парке Ленинского комсомола в Махачкале, вы, наверное, видели вечный огонь. Горит в память всех погибших на Великой Отечественной войне.Ещё 1 символ этого праздника вошел в жизнь после акции «Георгиевская ленточка» 7 лет назад.
История Георгиевской ленточки.
Ученик 2: Гребенюк Иван. Георгиевская лента — двухцветная лента — реплика знаменитого биколора, ленты к ордену Святого Георгия, которая с незначительными изменениями вошла в советскую наградную систему под названием «Гвардейской ленты» как особого знака отличия.
Цвета ленты — чёрный и оранжевый — означают «дым и пламень» и являются знаком личной доблести солдата на поле боя.
Георгиевские ленты занимают наиболее почетное место в ряду многочисленных коллективных наград (отличий) частей Российской армии.
Ученик 3. Устименко Павел.
Орден Георгия был учрежден в 1769 году. По статусу он давался только за конкретные подвиги в военное время "тем, кои… отличили себя особливым каким мужественным поступком или подали мудрые и для нашей воинской службы полезные советы". Это была исключительная воинская награда.
Георгиевский орден был разделен на четыре класса. Первая степень ордена имела три знака: крест звезду и ленту, состоящую из трех черных и двух оранжевых полос, которая носилась через правое плечо под мундиром. Вторая степень ордена также имела звезду и большой крест, который носился на шее на более узкой ленте. Третья степень - малый крест на шее, четвертая - малый крест в петлице.
Черно-оранжевые цвета Георгиевской ленты стали в России символом военной доблести и славы.
Существуют различные мнения о символике Георгиевской ленты. Например, граф Литта в 1833 году писал: "бессмертная законодательница, сей орден учредившая, полагала, что лента его соединяет цвет пороха и цвет огня…".
Ученица 4. Вострикова Диана.
Однако Серж Андоленко, русский офицер, ставший впоследствии генералом французской армии и составивший наиболее полный сборник рисунков и описаний полковых значков Русской армии, с таким объяснением не согласен: "В действительности же цвета ордена были государственными с тех времен, когда русским национальным гербом стал двуглавый орел на золотом фоне…
Вот как при Екатерине II описывался русский герб: "Орел черный, на главах корона, а наверху в середине большая Императорская корона - золотая, в середине того же орла Георгий, на коне белом, побеждающий змия, епанча и копье - желтые, венец желтый же, змей черный". Таким образом, русский военный орден и по своему имени и по своим цветам имел глубокие корни в отечественной истории".
Ученица 5. Тарасова Мария.
Георгиевская лента присваивалась также некоторым знакам отличия, жалуемым воинским частям, - Георгиевским серебряным трубам, знаменам, штандартам и т.д. многие боевые награды носились на Георгиевской ленте, или она составляла часть ленты.
В 1806 году в русской армии были введены наградные Георгиевские знамена. В навершии знамени помещался Георгиевский крест, под навершием повязывалась черно-оранжевая Георгиевская лента со знаменными кистями шириной в 1 вершок (4,44 см).
В 1855 году, во время Крымской войны, темляки георгиевских цветов появились на наградном офицерском оружии. Золотое оружие как род награды было не менее почетно для русского офицера, чем орден Георгия.
После окончания русско-турецкой войны (1877 - 1878) император Александр II приказал главнокомандующим Дунайской и Кавказской армиями подготовить представления для награждения наиболее отличившихся частей и подразделений. Сведения от командиров об оказанных их частями подвигах были собраны и внесены на рассмотрение кавалерской Думы ордена Св. Георгия.
Ученица 6.Черногор Ангелина.
В докладе Думы, в частности, говорилось, что наиболее блестящие подвиги в войну оказали Нижегородский и Северский драгунские полки, которые уже имеют все установленные награды: Георгиевские штандарты, Георгиевские трубы, двойные петлицы "за военное отличие" на мундиры штаб- и обер-офицеров, Георгиевские петлицы на мундиры нижних чинов, знаки отличия на головные уборы.
Именным указом 11 апреля 1878 года был установлен новый знак отличия, описание которого было объявлено приказом по Военному ведомству от 31 октября того же года. В указе, в частности говорилось:
"Государь Император, имея в виду, что некоторые полки имеют уже все установленные в награду за военные подвиги знаки отличия, Высочайше установить соизволил новое высшее отличие: Георгиевские ленты на знамена и штандарты с надписями отличий, за которые ленты пожалованы, согласно прилагаемым при сем описанию и рисунку. Ленты эти, составляя принадлежность знамен и штандартов, с них ни в коем случае не снимаются".
Ученица 6. Диденко Анастасия.
До конца существования русской императорской армии это награждение широкими Георгиевскими лентами оставалось единственным.
В годы Великой Отечественной войны, продолжая боевые традиции русской армии, 8 ноября 1943 года был учрежден орден Славы трех степеней. Его статут так же, как и желто-черная расцветка ленты, напоминали о Георгиевском кресте. Затем георгиевская лента, подтверждая традиционные цвета российской воинской доблести, украсила многие солдатские и современные российские наградные медали и знаки.
2 марта 1992 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР "О государственных наградах Российской Федерации" было принято решение о восстановлении российского военного ордена Святого Георгия и знака отличия "Георгиевский крест".
В Указе Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 года сказано: "В системе государственных наград сохраняются военный орден Святого Георгия и Знак отличия - "Георгиевский Крест".
Классный руководитель: Давайте почтим память минутой молчания всех тех, кто погиб во время Великой Отечественной войны.
Создание поискового отряда.
В историко-краеведческом музее нашего города экспозиция отряда рассказывает о работе поисковиков. Также мы постоянно пишем о себе и о разнообразных встречах в газетах, выступаем по телевидению.
Ежегодно отряд поисковиков принимает участие во Всероссийских Вахтах Памяти.
Проводились:
- археологическая экспедиции. Все материалы научно оформлены. Переданы в музей),
- экспедиция в разные города России.
- оборонно-спортивный лагерь (14 дней),
- игры "Зарница",
- соревнования по стрельбе, кросс,
Поисковики отряда, продолжившие тематику поиска: снашей школы занимается поисковым отрядом Анисимов Юрий Владимирович, преподаватель по ОБЖ.
Отряд сотрудничает с:
- военным комиссариатом,
- отделом молодежной политики,
- МОУ СШ № 21,
- городским краеведческим музеем,
- Общественной организацией "Память сердца",
- государственными архивами,
- Администрацией города,
- городским Советом ветеранов.
Методика работы по поиску э/госпитальных дислокаций и захоронений и неизвестных солдат.
Разделились поисковики на небольшие группы и обошли и микрорайоны Сухого Лога с опросом старожилов и выяснили, что военные госпитали в нашем городе стали создаваться на второй день войны.
Следующим стало получение информации из источников, находящихся в гор. больнице откуда узнали, что в хирургическом отделении в 1942 году лечились раненые. Дальнейшие поиски вывели на медицинских сестер, работавших в госпитале во время войны в результате беседы были получены ценные сведения.
Для привлечения очевидцев, работавших в госпиталях или обладающих ценной информацией, в газете было помещено объявление: «Уважаемые земляки, откликнитесь! В 1941-45 годах в нашем городе было организовано несколько госпиталей. Мы, поисковый отряд хотим узнать историю госпитальных палат вписать в книгу «Труженики тыла - фронту» страницы, рассказывающие о вкладе в победу. Просим медицинский персонал, всех тех, кто работал в э\госпиталях, бывших школьников, посещавших раненых, откликнуться. С этого момента и началась активная работа поискового отряда. Была организована первая встреча с медперсоналом, техработниками, санитарками, бывшими школьниками, бывшими ранеными, которые проживают в нашемгороде. Воспоминания, фотографии, сводки, некоторые вещи раненых появились у нас - поисковиков.
Работавшие в штабе госпиталя № 2549 Н. И. Ширшов, Ф. И. Бердышев, Т. Н. Афонасьев добровольно отбыли в Уральский танковый корпус.
Из газеты «Большевистское знамя» от 16.01.1941 г. мы узнали о подвиге врача э\госпиталя № 2549. Надежда Назарова была не просто хорошим врачом, но и отзывчивым, чутким человеком. К раненым относилась с удивительной теплотой. Но однажды нежданно-негаданно пришла беда. Назарову командировали в Свердловск, а поезд со станции уходил ночью. Мела пурга, темень, снежные заносы. Не услышала Надежда Назарова стука колес маневрового поезда и попала под колеса. Обе ноги отрезало. Но, излечившись, она снова вернулась в строй спасать чужие жизни. В 1944 году Назарову перевели в Ворошиловград.
Обращения на каждого воина были отправлены персонально по месту проживания.
Финал. Заключительное слово классного руководителя:
В праздник Победы проходят встречи ветеранов войны. Для бывших фронтовиков устраиваются торжественные мероприятия и концерты. Люди возлагают венки и цветы к памятникам боевой славы и братским могилам.
9 мая считается и Днем поминовения вождей и воинов, погибших на полях сражений. В церквях и храмах России в этот день проводятся поминальные службы.
Вечная память всем, кто отдал свои жизни за то, чтобы мы могли жить в свободной стране и под мирным небом.
С Днем Победы!
Сочини стихи, Машина
Свинья под дубом
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Ветер и Солнце
Н. Гумилёв. Жираф