Коллаж – это вид творческой работы, прекрасно вписывающийся в урок литературы. Учащиеся с удовольствием работают с иллюстрациями, фотографиями, вырезают из цветной бумаги, создают изображения из ткани, фольги и других материалов. На уроках литературы такую работу целесообразно проводить после прочтения большого произведения. Такой вид работы подвигает не только на творчество, но и учит отстаивать своего героя. Это составление небольшого по объему текста, где каждая деталь коллажа обговаривается в контексте произведения. Такую работу я провожу по произведению Островского «Гроза», Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», Гончарова «Обломов», Л.Н.Толстого «Война и мир» и др. Конечно, это не исключает серьезной работы над текстом произведения и сочинения.
Прием «Коллаж»
Коллаж – это вид творческой работы, прекрасно вписывающийся в урок литературы. Учащиеся с удовольствием работают с иллюстрациями, фотографиями, вырезают из цветной бумаги, создают изображения из ткани, фольги и других материалов. На уроках литературы такую работу целесообразно проводить после прочтения большого произведения. Такой вид работы подвигает не только на творчество, но и учит отстаивать своего героя. Это составление небольшого по объему текста, где каждая деталь коллажа обговаривается в контексте произведения. Такую работу я провожу по произведению Островского «Гроза», Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», Гончарова «Обломов», Л.Н.Толстого «Война и мир» и др. Конечно, это не исключает серьезной работы над текстом произведения и сочинения.
План.
Работа с художественным текстом
1. Прочитайте текст. Сформулируйте основную мысль. Используйте заголовок, если он имеется.
2. Выделить ключевые слова, образы, главные картины в произведении.
3. Выделите цветовые прилагательные, другие части речи, обозначающие цвет.
4. Приступите к созданию коллажа.
Такая работа развивает умение определять тему работы, речевую и коммуникативную компетенции.
Развивает умение высказывать мнение, формулировать и аргументировать точку зрения.
Главная героиня — Катерина Измайлова, молодая женщина, купчиха. Внешность героини подчеркивает страстный характер — у нее иссиня-черные волосы и белая кожа, черные глаза.
Героиня живет в большом доме, муж Катерины богат и плотно занят работой, постоянно в отъезде. Сама героиня не знает, чем себя занять, и изнывает от скуки, одиночества и безделья в четырех стенах. Детей у Катерины нет. Муж и свекор постоянно попрекают Катерину отсутствием потомства. Жизнь в доме мужа не приносит героине удовлетворения.
Приказчик Сергей - герой очерка Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Молодой приказчик в доме Измайловых. Внешне красив и обаятелен, с легкостью соблазняет женщин сладкими речами, основываясь на собственных корыстных интересах. Он забавляется, играя с чувствами истерзанных скукой бедных девушек, подталкивая на самые низкие и страшные поступки. Так, купеческую жену, Катерину Львовну, вынуждает убить собственного мужа, свекра и племянника Федора, а также сам становится соучастником преступления. Сергей же, конечно, не любит Катерину так же страстно, как она. Он преследует свои корыстные цели: как бы завладеть имуществом любовницы. И ему все равно, на какие преступления идти. А потеряв все и оказавшись на каторге, он и вовсе бросает когда-то любимую женщину и находит себе новую утеху.
Для женщины поведение человека, которого она любит больше всего на свете, равносильно смерти. Катерина не понимает и не хочет поверить в это. Ей по-прежнему кажется, что избавившись от Сонетки, она обретет прежнюю любовь Сергея. Вот почему она гибнет, забирая с собой соперницу.
Катерина Львовна, по-моему мнению, существовала как бы в своем «замкнутом мире», она построила вокруг себя некую неприступную стену. И это строение, в первую очередь, выражалось в самом купеческом доме. «Везде чисто, везде тихо и пусто... Нигде по дому ни звука живого, ни голоса человеческого». «На дворе поле обеда стоял пёклый жар, и проворная муха несносно докучала. Катерина Львовна закрыла окно в спальне ставнями и еще шерстяным платком его изнутри завесила». Эти строки из произведения наглядно демонстрируют отрешенность от внешнего мира героини, ее «стену» между своим миром и миром остальных. Значение фамилии в этом случае действительно показывает характер Катерины. Она, подобно шекспировской героине, пытается возвести на трон своего возлюбленного, переступая через кровь невинных, и обретает при этом безумие, как возмездие, которое губит в ней все человеческое.
В произведении «Леди Макбет Мценского уезда» Лесков ярко показал, что такое страсть. Эта темная сила, которая ни в коем случае не напоминает любовь. Жгучая, страстная «любовь» губительна для человека.
Илья Ильич Обломов — дворянин, живущий в Петербурге. Ему 32-33 года, но все, чему он научился за эти годы — лежать на диване. Образ жизни и поведение Ильи Ильича получили название «обломовщина». Критик Н. А. Добролюбов утверждал, что обломовщина — это черта русского национального характера. У Обломова лень вызвана одной причиной — бездействием. Но что же оказало влияние на формирование такого типа поведения у Ильи Ильича?
Обломовка.
Конечно, характер и мироощущение Обломова формируются в детстве. Здесь два фактора оказали на него влияние. Это природа и обстановка Обломовки и семья Ильи Ильича. Родители любили маленького Илюшу. Мать, хоть почти всегда спала, души в нем не чаяла. Илья мог делать все, что ему захочется. Но это все он делал почти всегда один. Нянька пыталась угнаться за Илюшей, да так и смогла: уснула. В деревне царит некое безразличие ко всему происходящему. А воспитывается Илья на русских сказках. И у него складывается ощущение, что если ничего не делать, то обязательно все появится. Со временем он понимает суровую правду: все не так, как ему рассказывали в детстве, но уже ничего поделать не может. А может не хочет?
Андрей Штольц
Андрей предстает в романе как антипод Ильи Ильича. Во-первых, он был разночинцем. Во-вторых, его характер и поведение: Андрей был человек деятельным, рассудительным. В Штольце ум преобладает над сердцем. На него влияние оказало немецкое воспитание. Энергии и жизненной силы Андрея хватает на двоих: на него самого и на Обломова. Штольц поднимает, наконец, Илью Ильича с дивана и выводит в свет. Чем все это заканчивается? — Знакомством с Ольгой.
Ольга Ильинская
Ольга — наиболее яркий персонаж Романа. Сама Ольга является идеалом персонажа для автора, Гончарова. Встретив Обломова, Ольга изменилась. Она влюбилась. Сам же Обломов увидел в Ольге что-то новое, что, возможно, разбавит его скучную жизнь. Два влюбленных героя видели в друг друге то, чего на самом деле не было. Их чувства скорее можно назвать влюбленностью. Ольга хотела изменить Илью. А Илья видел в Ольге идеал. Обломов довольно быстро остыл чувствами к Ольге. Они расстались. Ольга так и смогла изменить Обломова. Но кто же сможет? Может Агафья?
Агафья Пшеницына
Агафья была хозяйкой дома, где квартиру снимает Обломов. Во время первой встречи Обломов находит в Агафье «что-то такое». Ей было лет 30, она было вдовой коллежского секретаря. После расставания с Ольгой Илья впадает в горячку. Эту болезнь он переживает у Агафьи. Она находит старый халат Обломова, зашивает его и возвращает Илье вместе с ним потерянное спокойствие. После болезни Илья предлагает Агафье объединить два их хозяйства. Постепенно два героя сближаются и влюбляются друг в друга. Для Агафьи это ново. Она никогда не влюблялась, прежний брак был по расчету. У Агафьи рождается сын. Его назовут в честь Штольца — Андреем. Их отношения длятся 7 лет. Потом Илья умирает. Для Агафьи его смерть подобна собственной. Радость она находит лишь в Андрее.
Смогла ли Агафья изменить Илью? Определенно, да. Но что в нем изменилось? Он уже окончательно перестал стремиться что-либо сделать. Он понял, что для него это не важно. И однажды заданный им вопрос «Для чего я живу?» отходит на второй план. Ведь у него все есть: любимая женщина, сын, вкусная еда и одежда. Другого ему не надо. Илья Ильич умирает от «обломовщины».
Слайд 1
Сатин Ночлежка Телеграфист Правда ЛукиСлайд 1
Ночлежка Лука Актёр Пепел и Наташа Лука-странник Настя Актёр АннаФлейта и Ветер
Позвольте, я вам помогу
Выбери путь
Серебряное копытце
Груз обид