Мударис Мингазов - представитель традиционного реалистического направления в живописи. Самобытная и смелая форма, использование национальных, глубоко народных тем и оригинальных технических приемов, представляющих собой философское осмысление жизни, - все это не оставляет равнодушным зрителя. За годы работы Мударис Мухутдинович сделал большой скачок вперед в своем творчестве. Если в начале пути он был всеядным в тематике, то в последующие годы он нашел свою тему, свою любовь в искусстве – это тема татарской деревни, символическое воплощение дум и чаяний народа. Эти темы рефреном проходят через все жанры его творчества. Конечно художник так же на выставках представляет и другие темы, но все - таки национальная, деревенская тема остается самой важной. Но как человек, хорошо знающий деревню с ее радостями и печалями, он именно в этих картинах достиг наибольших успехов в выражении своих чувств и использовании своих возможностей в искусстве. В рамках этой тематики он работает почти во всех жанрах. У него много проникновенных и теплых пейзажей. Художник постоянно пишет натюрморты, связанные с бытом татарского народа. В них присутствует широкий диапазон чувств, они отличаются большим разнообразием. В особый ряд можно выделить его символические натюрморты, где изображены не просто предметы национального обихода, но вещи несущие в себе духовный потенциал, отправляющие нашу мысль к древним первоисточникам.
Вложение | Размер |
---|---|
galimova._rabota.docx | 20.62 КБ |
Галимова Карина ( Лениногорск, СОШ№5 )
Научный руководитель : Аскарова Альфия Ядкаровна
Образ татарской деревни в творчестве М.М. Мингазова .
После Великой Отечественной Войны художественная жизнь Татарии еще несколько лет была сосредоточена лишь в Казани. В 50-е годы были созданы филиалы Художественного Фонда РТ в нефтяном краю - Нижнекамске, Набережных Челнах, а позднее в Бугульме , Лениногорске, где впоследствии росло и формировалось молодое поколение художников. Один из них - Мингазов Мударис Мухетдинович, известен в республике как талантливый живописец и обаятельный человек, снискавший всеобщую любовь поклонников и ценителей искусства. М. Мингазов художник разнообразных интересов. В начале своего творчества он увлеченно работает над пейзажем и натюрмортом, продолжая традиции русской реалистической живописи. Позднее он разрабатывает национальную тематику в жанровых композициях и символических натюрмортах, пишет серию портретов. Он - человек душевный и добросердечный. Портреты близких людей, деревенские пейзажи, натюрморты в национальном духе дышат непосредственностью и нежностью, ведь на этих полотнах художник запечатлел действительно любимое.
Тема : Образ татарской деревни в творчестве М.М. Мингазова .
Цель: Познакомить с творчеством художника М. М. Мингазова.
- М. М. Мингазов родился 13 октября 1953 года в рабочем поселке Шемордан Республики Татарстан. Мударис Мингазов с детства был очень активным и целеустремленным. Учился Мударис М. в Шеморданской средней школе. После школы художник поступил в Ижевский педагогический университет. В 1976 году успешно закончил, педагогический университет, который стал для будущего художника фундаментом, стартовой площадкой для будущего творчества После учебы он в 1978 году он переехал в г. Нижнекамск, где открыл изостудию. Дальнейший путь Мударис Мингазов решил продолжить в Лениногорске. Мингазов Мударис Мухетдинович, известен в республике как талантливый живописец и обаятельный человек, снискавший всеобщую любовь поклонников и ценителей искусства. М.Мингазов художник разнообразных интересов. В начале своего творчества он увлеченно работает над пейзажем и натюрмортом, продолжая традиции русской реалистической живописи. Позднее он разрабатывает национальную тематику в жанровых композициях и символических натюрмортах, пишет серию портретов. посмотрите на эту работу, она называется «Разговор о хлебе», который написан в 1984 году. На этой работе изображен дедушка с внуком, исходя от названия, они разговаривают о хлебе. Картина восхищает своей гармоничной ясностью, устойчивостью композиции. Две фигуры, стоящие в центре, один – в неизменной белой майке и в тюбетейке и другой, т.е отец в костюме с пшеницей в руке. Пейзаж мягко сливается с потоками воздуха и света, горизонт ясен и спокоен. Осень. В картине художник отобразил любовь к родному краю, знакомые до нельзя пшеничные поля. М. Мингазов хотел изобразить о неразрывности связи человека с природой. Пишет М.Мингазов широкими мазками, четкие, конкретные линии, многослойная живопись. Герои расположены на переднем плане, близко к зрителю. В руках отца колосья пшеницы, а ребенок внимательно на них смотрит. Идея картины - труд человека. Они - основа нашего бытия. Следующая работа называется « У моста» 1986 года. Мингазов изобразил на этой работе деревенский пейзаж. Плотная цветовая гамма, с богатыми оттенками холодных цветов . Мягкие вечерние лучи солнца освещают деревенские домики, пшеничные поля. Художник изобразил у моста машину со стогом сена, на котором слегка видны люди. Все очень спокойно, уравновешено. Мост от близкого плана уходит на дальний план.
Этот натюрморт выполнен значительно позднее, она называется «Татарский натюрморт», который был написан в 2004 году. В этой работе Мингазов прославляет народный татарский орнамент, который для него становится уже самой главной темой в его творческой деятельности. Он применяет яркие, контрастные цвета,прорисовывает все детали. Здесь главную роль играет наличники, так же здесь художник изобразил белый, ажурный платок, деревянные ложки, а на заднем плане арабскую надпись и т.д. воплощение национального духа через предметный мир и прежде всего татарский орнамент. .
Мударис Мингазов - представитель традиционного реалистического направления в живописи. Самобытная и смелая форма, использование национальных, глубоко народных тем и оригинальных технических приемов, представляющих собой философское осмысление жизни, - все это не оставляет равнодушным зрителя. За годы работы Мударис Мухутдинович сделал большой скачок вперед в своем творчестве. Если в начале пути он был всеядным в тематике, то в последующие годы он нашел свою тему, свою любовь в искусстве – это тема татарской деревни, символическое воплощение дум и чаяний народа. Эти темы рефреном проходят через все жанры его творчества. Конечно художник так же на выставках представляет и другие темы, но все - таки национальная, деревенская тема остается самой важной. Но как человек, хорошо знающий деревню с ее радостями и печалями, он именно в этих картинах достиг наибольших успехов в выражении своих чувств и использовании своих возможностей в искусстве. В рамках этой тематики он работает почти во всех жанрах. У него много проникновенных и теплых пейзажей. Художник постоянно пишет натюрморты, связанные с бытом татарского народа. В них присутствует широкий диапазон чувств, они отличаются большим разнообразием. В особый ряд можно выделить его символические натюрморты, где изображены не просто предметы национального обихода, но вещи несущие в себе духовный потенциал, отправляющие нашу мысль к древним первоисточникам.
В сюжетных картинах много добра, чистоты и искренности. Герои картин – это люди простые, понятные, с доступными человеческими чувствами. Темы его работ можно назвать общечеловеческими. Особенно близки его картины рядовой публике, выходцам из деревни. «Ты стоишь на правильном пути, любишь свою родину, свой народ и нашу природу. Не изменяй природе, а твои фантазии должны привести тебя к татарским мелодиям. У тебя впереди большие открытия при твоем трудолюбии. Будь здоров, счастлив и богат!» - пишет председатель С/Х РТ , народный художник Абрик Абзгильдин,).
И, конечно же, огромную роль М. М. Мингазов сыграл как общественный деятель города и региона. Работая с коллективами школ и музеев (им написано множество картин для населения города), Мингазов М. М. вносит свою большую лепту в эстетическое воспитание молодежи. Значение творчества М. М Мингазова достаточно велико и достойно подробного исследования и пропагандирования среди подрастающего поколения. Решая эту задачу, автором составлены рекомендации для проведения урока – беседы в школах города для учащихся средних классов.
Список использованной литературы:
1. Троепольский, А. Начало начал. Журнал ―Казань‖ №12 2005 г.
2. Червонная, С. Изобразительное искусство Советской Татарии. –
М.:Советский художник, 1983.
3. Червонная, С. Художники Советской Татарии (библиографический
справочник).- Казань, Татарское книжное издательство,1975.
Основные выставки, в которых участвовал Мингазов М. М. :
1996, август-сентябрь: Региональная художественная выставка
«Закамье». Казань. Выставочный зал союза художников РТ.
1996, сентябрь: Выставка произведений молодых художников республики. Казань. Музей изобразительных искусств.
1997, август: Республиканская выставка, посвященная конгрессу татар. Казань. Выставочный зал союза художников РТ. «Татарский культурный центр».
1997, сентябрь-октябрь: Персональная выставка произведений. Альметьевск. Картинная галерея.
1997, август: Выставка, посвященная конгрессу татар. Нижнекамск. Музей истории города.
1997, апрель-май: Персональная выставка, посвященная орнаменту. Нижнекамск. Центральная библиотека, имени Г.Тукая.
1998, апрель-май: Персональная выставка из музейных работ – «Национальные мотивы». Казань. НКЦ (зал ренессанса).
1998, май: Персональная выставка работ. Лениногорск. Выставочный зал.
1998, июнь: Персональная выставка в союзе художников РТ. Казань. Выставочный зал (2 зал).
2001, Региональная выставка 6 городов нефтяного края (Альметьевск,
Лениногорск, Бугульма, Джалиль, Заинск и др.). Альметьевск. Картинная
галерея.
2001, декабрь – 2002, март: Региональная художественная выставка произведений. Бугульма. Выставочный зал союза художников РТ.
2002, апрель-май: Региональная художественная выставка произведений художников нефтяного края. Казань. Выставочный зал союза художников РТ.
Все художественные городские выставки с 1978 года по 1999 год в г.
Нижнекамске, а с 1999 года по 2002 год в г. Лениногорске
За чашкой чая
Фокус-покус! Раз, два,три!
Самый богатый воробей на свете
Ласточка. Корейская народная сказка
Горка