В данной работе ученица рассматривает особенности поэзии А.Фета.
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_poezii_feta._vypolnila_uchenitsa_10kl_popova_mariya.ppt | 2.8 МБ |
Слайд 1
Особенности поэзии А.А.Фета Выполнила ученица 10 класса МБОУ СОШ №8 Карлаш Римма. Учитель: Сергеенко Л.В.Слайд 2
ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ А.А.ФЕТА 1. В русской поэзии трудно найти более мажорного и жизнеутверждающего поэта 2.В поэзии Фета отсутствуют гражданские мотивы и социальные вопросы – он поэт чистого искусства. 3. Природа в творчестве Фета – только лишь объект художественного восторга, эстетического наслаждения, ее образы никак не связаны с человеческими нуждами и трудом. Это отличает поэзию Фета от поэзии, например, Н.А.Некрасова. Явления природы описываются более детально и подробно, чем у других поэтов. 4.Поэзия Фета ограничена узким кругом тем. Основные темы его поэзии – природа и любовь 5.Поэт стремился запечатлеть не сами движения любовного чувства и природы, а впечатления от этих движений. Его стихи создают настроение, как картины импрессионистов. Его основной художественный прием – психологический параллелизм. Главный мотив и идея творчества Фета - красота. Он считал, что назначение поэзии – помочь человеку выйти из мира страданий и печали и погрузиться в мир красоты. Фет утверждал: «Нельзя перед вечной красотой не петь, не славить, на молиться».
Слайд 3
ИМПРЕССИОНИЗМ В ЛИРИКЕ А.ФЕТА Термин «импрессионизм» образован от французского слова impression , что означает впечатление. Воспроизведение не предмета, а впечатления о нем впервые появилось в лирике Фета. Живописцев, работающих в этой манере называют импрессионистами Ярким солнцем в лесу пламенеет костер, И, сжимаясь, трещит можжевельник; Точно пьяных гигантов столпившийся хор, Раскрасневшись, шатается ельник… Фет сознательно изображает не предмет, а впечатление, которое он производит. Его не интересуют детали, Неподвижные формы, он передает изменчивость природы или души человека: (Здесь ночь безветренна, это блики от костра вызывают впечатление, будто деревья шатаются. Запечатлены не ели-гиганты, а впечатление поэта Поэт широко использует олицетворение: Цветы глядят с тоской Влюбленной Безгрешно чисты, как весна… Он не столько уподобляет природу человеку, сколько наполняет ее человеческими эмоциями.
Слайд 4
Основные черты импрессионизма в поэзии Фета Преклонение перед чистой красотой Нарочитая красивость Частое употребление эпитетов: Волшебный, Нежный, Сладостный, Чудный Интерес не к предметам, а к впечатлениям Ярким примером является стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» Три строфы о любовном свидании. Без единого глагола, только короткими назывными предложениями передано напряженное лирическое переживание. Это стихотворение сравнивают с картинами импрессиониста Поля Синьяка: написанные легкими мазками, даже точками, они создают самые различные ощущения, связанные с законом оптического восприятия. Соединяя световые лучи, зритель сам находит нужный цвет. Примерно то же при чтении стихотворения Фета. Шепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!..
Слайд 6
Шепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. Во втором четверостишии – описание ночи любви. В первой строке эпитет ночной усиливает магию ночи, волшебно изменившую черты возлюбленной. В третьем четверостишии мы видим утро, слезы счастья и расставания. Используется прием психологического параллелизма: картины природы в красках зари соответствуют состоянию души влюбленных: И лобзания, и слезы, И заря, заря… Многоточие не заканчивает ночь любви.
Слайд 7
В каждой строфе – свои краски и звуки, а все вместе сливается в красоту и магию ночи любви и любовного свидания. Использованы чередующиеся длинные и короткие строчки – это усиливает напевность и музыкальность. Хотя в стихотворении нет ни одного глагола, но присутствует ощущение постоянного беспрерывного движения.
Слайд 8
ОСОБЕННОСТИ ЛИРИКИ А.А.ФЕТА 1 . Реальный мир в конкретных деталях. 2. Многомерность (использование слова в необычных позициях и новых смыслах) 3. Передача особого состояния человека. 4. Музыкальность. Фет познает мир через чувства. Свою философию он строит на культуре и культе красоты. Ценность красоты поэт видит в том, что она помогает человеку вырваться из обыденной жизни. Красота – для художника, который выше человеческого, так как поэт и человек не одно и тоже.
Слайд 9
«СИЯЛА НОЧЬ. ЛУНОЙ БЫЛ ПОЛОН САД…»(МАРИИ ЛАЗИЧ. 1877) Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнею твоей. Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна - любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой. И много лет прошло, томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь, Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой! Лирический герой испытывает восторг и преклонение перед силой вокального искусства. Радость восприятия бытия. Поэт создаёт целостную, динамическую картину, в которой обобщение и соединение образов природы, любви, музыки помогают поэту выразить всю полноту радости восприятия бытия. Человеческая душа вся открывается навстречу красоте, растворяется в ней и обретает силы, чтобы жить дальше: верить, надеяться, любить.
Слайд 10
Опять осенний блеск денницы… Опять осенний блеск денницы Дрожит обманчивым огнем. И уговор заводят птицы Умчаться стаей за теплом. И болью сладостно-суровой Так радо сердце вновь заныть. И в ночь краснеет лист кленовый, Что, ночь любя, не в силах жить.
Слайд 11
"Какая ночь! Как воздух чист..." Какая ночь! Как воздух чист, Как серебристый дремлет лист, Как тень черна прибрежных ив, Как безмятежно спит залив, Как не вздохнет нигде волна, Как тишиною грудь полна! Полночный свет, ты тот же день: Белей лишь блеск, чернее тень, Лишь тоньше запах сочных трав, Лишь ум светлей, мирнее нрав, Да вместо страсти хочет грудь Вот этим воздухом вздохнуть.
Слайд 12
Поэт действительно слагал восторженные гимны личности… Два мира властвуют от века, Два равноправных бытия: Один объемлет человека, Другой – душа и мысль моя… Для поэта природа – источник радости, философского оптимизма и неожиданных открытий; Поэт видит в природе то, что не замечали другие: он благоговеет перед берёзой, любуется беспредельными просторами, вслушивается в тишину…
Слайд 13
В 50-е годы формируется романтическая поэтика Фета, в которой поэт размышляет о связи человека и природы. Фет создаёт целые циклы стихов «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Гадания», «вечера и ночи», «Море». Пейзажи в этих стихах выражают состояние человеческой души. Растворяясь в природе, герой Фета обретает возможность видеть прекрасную душу природы. Это счастье – чувство единства с природой: Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдёт Раскрываются тихо листы, И я слышу, как сердце цветёт. Цветение сердца – символ духовного соединения с природой. Характерное состояние героя Фета – это состояние эстетической восторженности: Как нежно содрогнулась грудь Над этой тенью золотой! Как к этим призракам прильнуть Хочу мгновенною душой!
Слайд 14
Природа помогает решать загадки, тайны человеческого бытия. Через природу Фет постигает тончайшую психологическую правду о человеке. В этом смысле характерно стихотворение «Учись у них – у дуба, у берёзы». Кругом зима, жестокая пора! Напрасные на них застыли слёзы, И треснула, сжимаяся кора. Всё злей метель и с каждою минутой Сердито рвёт последние листы, И за сердце хватает холод лютый; Они стоят, молчат; молчи и ты! Но верь весне. Её примчится гений, Опять теплом и жизнию дыша, Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа.
Слайд 15
СТИХИ О ЛЮБВИ Почти все стихи о любви А. А. Фета написаны от первого лица, в форме монолога, как воспоминание, оставшееся в прошлом: Где ты? Ужель, ошеломлённый, Кругом не видя ничего, вставший, вьюгой уделённый, Стучусь у сердца твоего? Как и у других поэтов, в жизни Фета были конкретные встречи с необыкновенными женщинами, вдохновившими его на создание стихов. Поэт в своих стихотворениях воспевал женскую красоту. Особенно ярко эта фотография женской красоты воплощена в стихотворении «Призыв к любимой Бетховена» Пойми хоть раз тоскливое признанье, Хоть раз услышь души молящей стон! Я пред тобой, прекрасное созданье, Безвестных сил дыханьем окрылён. Я образ твой ловлю перед разлукой, Я полон им, и млею, и дрожу, И, без тебя томясь предсмертной мукой, Своей тоской, как счастьем, дорожу. Её пою, во прах упасть готовой. Ты предо мной стоишь как божество – И я блажен; и в каждой муке новой Твоей красы предвижу торжество…
Слайд 16
22 мая 1891 года Софья Толстая писала в своём дневнике: « Был Фет с женой, Марией Боткиной, читал стихи, - всё любовь и любовь… Ему 70 лет, но своей вечно живой и вечно поющей лирикой он всегда пробуждает во мне поэтические и несвоевременно молодые мысли и чувства. Пусть несвоевременно…но всё же хорошо и невинно»
Слайд 17
Я ПРИШЕЛ К ТЕБЕ С ПРИВЕТОМ… Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало. Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой. Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришел я снова, Что душа все так же счастью И тебе служить готова. Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь ,– но только песня зреет.
Слайд 18
А. Фет как-то написал: " Поэзия требует новизны , под новизной я подразумеваю не новые предметы, а новое их освещение волшебным фонарем искусства". Тема стихотворения - любовь. Необычно уже самое начало стихотворения: Я пришел к тебе с приветом Рассказать, что... Фраза по законам грамматики построена неправильно. Сам автор шутливо, но не без гордости называл свои стихи стихами "в растрепанном роде". Вот еще несколько примеров: "Можно ль тужить и не жить нам в обаянии?", "Теснее и ближе сюда! Раскрой ненаглядное око!". Неточные слова, неряшливые, "растрепанные" выражения в стихах Фета создают неожиданные, яркие, волнующие образы. Создается впечатление, что поэт не задумывался над словами, они сами к нему пришли. Пересказать стихотворение прозой нельзя, но мы можем найти опорные слова, передающие настроение. (привет, солнце, свет, трепет листьев) Радость, счастье, любовь - это то, о чем пришел рассказать Фет в русской поэзии. Это еще одна особенность всей фетовской поэзии: человек, природа, красота - нераздельны. О последних строках стихотворения: ...не знаю сам, что буду петь, но только песня зреет, Л. Н. Толстой сказал: "...этим он выразил настоящее, народное чувство поэзии. Мужик тоже не знает, что он поет, -ох, да -ой, да -эй, - а выходит настоящая песня, прямо из души, как у птицы".
Слайд 19
В конце жизни Фет написал такие строки: Сад весь в цвету, Вечер в огне. Так освежительно-радостно мне? Вот я стою. Вот я иду. Словно таинственно речи я жду. Эта заря, Эта весна Так непостижна, зато так ясна! Счастья ли полн, Плачу ли я, Ты - благодатная тайна моя. Его тайна - это поэзия. Здесь была его настоящая жизнь, здесь его любовь, его душа. Упоение природой, любовью, искусством, женской красотой, воспоминаниями, мечтами - вот основное эмоциональное содержание поэзии Фета. Его лирическая миссия - певец любви и природы. Мир Фета-это особый мир. Где бури пролетают мимо, Где дума страстная чиста, И посвященным только зримо Цветет весна и красота.
Слайд 20
Л.Н.Толстой писал: «Фет – поэт единственный в своем роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе, и он намного выше своего времени, не умеющего его ценить…» ВЫВОД: особенности лирики Фета: интуитивность, метафоричность главное – воспевать красоту мира, природы, любви цель поэзии – сама поэзия безглагольность импрессионистичность двоемирие жизнерадостность
Проказы старухи-зимы
Рождественские подарки от Метелицы
Рукавичка
Лепесток и цветок
Горка