Работа посвящена одной из актуальных проблем - снижению интереса обучающихся к чтению краеведческой литературы. Автор работы попытался найти формы, методы и приёмы повышения интереса к чтению через различные формы представления творчества югорских писателей. Подбор материала, анализ, обобщение результатов исследования проводились автором самостоятельно с корректировками учителя.Данная работа поможет обучающимся, педагогам и родителям в решении поставленной проблемы.
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta_-_kopiya.docx | 116.1 КБ |
Паспорт проекта
Полное название проекта | Литературно-краеведческий проект «Школа на улице Анны Коньковой – территория творчества молодых», посвященный творчеству детских писательниц ХМАО-Югры. |
Целевая группа | Обучающиеся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Ханты-мансийска, молодёжь, жители района. |
Автор проекта | Куклина Анна, ученица 6 «Б» класса МБОУ СОШ №4 г. Ханты-Мансийска. |
Руководитель проекта Исполнители проекта Краткая аннотация проекта Обоснование проекта | Путинина Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 Обучающиеся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Ханты-мансийска. Актуальность проекта состоит в том, что литературное краеведение пропагандирует лучшие в идейно-художественном отношении произведения, содействует воспитанию у молодёжи связи со своей «малой родиной», знакомит читателя с историей литературы края, воссоздает панораму современной литературной жизни, рассказывает о лучших людях края - земляках и уроженцах, оставивших значительный след в литературе.
Мы живем в очень непростое время. Вызывает тревогу тот факт, что школьники мало читают художественную литературу. Нужны такие методы и формы работы, которые смогли бы вызвать интерес у ребят к чтению. Наиболее целесообразно с этой целью является использование метода проектов, проектной деятельности. В нашем проекте мы работаем с различными формами представления детской книги югорских авторов. Детская книга, на протяжении всей истории своего развития, являлась основой духовной культуры, средством межличностного общения, эмоционального и умственного развития растущего человека, формирования личности. Вот почему так важно с ранних лет приобщать детей к искусству чтения, к книжной культуре. Однако при определении путей приобщения читателей к литературному произведению, совершенно упускается тот момент, что восприятие и осознание читаемого происходит не только в процессе перелистывания страниц, углубления в книжное пространство, но и при рассматривании иллюстраций детской книги. Детская книга – результат сотворчества писателя и художника - иллюстратора. «Писатель написал литературное произведение, художник «проиллюстрировал». В данном творческом проекте ученики школы попробуют себя в роли художников-иллюстраторов и создадут красочные иллюстрации к своим любимым литературным произведениям, в роли сценаристов и режиссеров, ведущих и чтецов на литературных встречах, в роли художников-декораторов, операторов анимационных фильмов, в роли экскурсоводов в школьном мини- музее. Литературно-краеведческий проект «Школа на улице Анны Коньковой – территория творчества молодых» позволит юным читателям познакомиться с произведениями писателей, чьё творчество оплодотворено жизнью родного края. Изучение литературы Ханты – Мансийского округа чрезвычайно интересно и плодотворно. Наша земля богата своими литературными традициями. С ней связаны имена Анны Коньковой и Марии Волдиной. Знакомство с жизнью и творчеством писателей в краеведческом аспекте поможет читателям почувствовать своеобразие национальной литературы. |
Основные цели и задачи проекта | Цель проекта: формирование нравственных основ активной жизненной позиции молодежи посредством различных методов популяризации самобытной культуры коренных малочисленных народов Севера, представительницами которых являются писательницы Анны Конькова и М. Волдина. Задачи проекта:
|
Период и этапы реализации проекта | 1 этап – подготовительный–поисковый (май 2017 года) - составление плана реализации проекта, проведение поисково-исследовательской работы. 2 этап – практическая реализация проекта (июнь 2017года - ноябрь 2018 года) – проведение цикла мероприятий согласно плану проекта, имеющих различный формат, тематическую направленность и целевую аудиторию. 3 этап – аналитико-обобщающий (декабрь 2018 года) – подведение итогов реализации проекта, соотношение результатов с поставленными целями и задачами; публикация отчета о проделанной работе в рамках проекта на сайте МБОУ «СОШ №4». |
Актуальность проекта.
Человеку свойственна глубокая привязанность к родной земле, проявление гордости за свой край, район, улицу, школу. Но для того чтобы испытывать эту гордость, молодое поколение должно знать культурно-историческое и литературное наследие своей малой родины, соприкасаясь с которой юноши и девушки приобщаются к традициям и обычаям своих предков, расширяют и обогащают знания о родных местах, героях, знаменитых людях, чей опыт и личный пример способствуют привлечению внимания молодежи к активному поиску своего места в жизни.
Наша школа построена совсем недавно, в 2013 году. Она расположилась на улице Анны Коньковой, мансийской сказительницы и писательницы, своим творчеством внёсшей значительный вклад в развитие обско-угорской культуры. В 2016 году исполнилось 100 лет со дня рождения анны Митрофановны Коньковой.
Творчество писательницы называют своеобразной «мансийской энциклопедией», так как ей удалось в художественной форме, через легенды и сказки, познакомить читателей с историческим прошлым народа манси, с их бытом, культурой. Её книги учат любви и доброте, благородству, бережному отношению к природе.
Талант и труд Анны Митрофановны отмечены наградами: орденом Почёта, званием «Заслуженный деятель культуры Ханты-Мансийского автономного округа», в 1988 году она стала обладательницей звания «Почетный гражданин города Ханты-Мансийска».
2016 год стал юбилейным годом и для хантыйской писательницы Марии Кузьминичны Волдиной. Мария Вагатова пишет в основном на хантыйском языке. Стихи, написанные ею, уходят корнями в прошлое, в фольклор. Это помогает создать такие образы, которые могли родиться только в хантыйском языке. Искренние, достоверные строчки автора дают читателю бесценную возможность понять мировосприятие народа, который умеет жить в гармонии с природой.
Член Союза журналистов СССР, Союза писателей России, Международного общества финно-угорских писателей. Заслуженный работник культуры РФ. Издано около 10 книг на хантыйском и русском языках. В 1998 году стала лауреатом Международной литературной премии им. Кастрена за сборник сказок и стихов «Маленький тундровый человек». В 2003-м получила премию им. Мамина-Сибиряка за двухтомник «Моя песня, моя песня». Произведения поэтессы переведены на более 10 языков мира, она известна как переводчик с финно-угорских языков.
Мы, учащиеся школы, заинтересовались судьбой и творчеством Анны Митрофановны и Марии Кузьминичны и решили превратить свою школу в мастерскую, в которой мы знакомимся с произведениями посредством разнообразных творческих методов и приёмов.
Содержание Проекта:
Основными формами и методами реализации проекта являются мультипликация произведений, обзоры литературы, книжно – иллюстрированные выставки, тематические вечера, встречи с писателями в литературных гостиных, виртуальные выставки на сайте школы, выпуск буклетов. Так как основными участниками проекта являются учащиеся, то без сотрудничества с педагогами школы добиться позитивного результата сложно, поэтому педагоги активные помощники при подготовке мероприятий.
План мероприятий и предполагаемые продукты деятельности
Мероприятия | Срок проведения | Ответственный | Описание |
2017 год | |||
Поисково-исследовательская деятельность | Май 2017 года | Учитель русского языка и литературы Путинина Н.Н., обучающиеся 6 «Б» класса | Поиск материалов о жизни и творчестве писателей в Государственной библиотеке Югры. Обработка собранной и имеющейся информации. |
Разработка электронного альманаха о жизни и творчестве авторов А. Коньковой и М. Волдиной | Май 2017 года | Библиотекарь МБОУ СОШ №4 | В данном альманахе собраны биографические сведения о жизни и творчестве детских авторов |
Создание школьной киностудией в пришкольном лагере «Божья коровка» мультфильма по сказке Анны Коньковой «Как окунь полосатым стал…» | Июнь 2017 | Художественный руководитель киностудии «ArtPractik» Ушаков А.В. | Сюжетом анимационного фильма является содержание сказки Анны Коньковой «Как окунь полосатым стал…» Приложение №1 |
Книжная выставка «Сказки и легенды народов Севера» | Сентябрь 2017 года | Библиотекарь МБОУ СОШ №4, учащиеся 6 «Б» класса | На выставке представлены издания сказок авторов разных лет Приложение №2 |
2018 год | |||
Выставка-презентация творческих работ обучающихся | Ноябрь-Декабрь 2018 года | Учитель русского языка и литературы Путинина Н.Н. | На конкурсе представлены работы учащихся 6 «Б» класса, иллюстрирующие содержание сказок Приложение №3 |
Посещение краеведческой выставки, приуроченной ко Дню работников культуры | Март 2018 года | Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Потапова И.В. | На выставке представлены творчество Анны Коньковой, музыкальные инструменты народов ханты и манси |
Литературная гостиная «Всё отдать земле и детям!» | Апрель 2018 года | Учитель русского языка и литературы Путинина Н.Н. | Проведение творческого вечера для обучающихся 6-9 классов с участием М.К. Волдиной Приложение №4 |
Создание мини-музея Анны Коньковой | Май 2018 года | Обучающиеся и учителя школы | Создание витражей и стендов о творчестве А.М. Коньковой Приложение №5 |
Организация лекторской группы, составление графика посещения музея | Май 2018 года | Библиотекарь школы, учитель русского языка Путинина Н.Н., зам. по воспитательной работе Потапова И.В. | Проведение познавательных экскурсий по мини-музею А.М. Коньковой Приложение №6 |
Создание школьной киностудией в пришкольном лагере «Божья коровка» мультфильма по сказке Анны Коньковой | Июнь 2017 | Художественный руководитель киностудии «ArtPractik» Ушаков А.В. | Сюжетом анимационного фильма является содержание сказок Анны Коньковой |
Литературная гостиная «Сказительница земли Югорской» | Октябрь 2018 года | Учитель русского языка и литературы Путинина Н.Н. | Творческий вечер для обучающихся 7-9 классов с участием племянницы А.М. Коньковой |
Выпуск в течение года тематических газет, радиопередач, буклетов, рекомендательных списков по указанной тематике. | Январь 2018 года | Библиотекарь Петрунина Е.В., учащиеся и учителя школы | Мероприятия призваны знакомить слушателей с творчеством писательниц |
Ожидаемые результаты реализации Проекта:
Подведение итогов реализации Проекта
Подведение итогов литературно-краеведческого проекта «Школа на улице Анны Коньковой – территория творчества молодых», посвященного творчеству 1 чтениях, посвященных Дню рождения А.Коньковой. Активные участники Анны Митрофановны Коньковой и Марии Кузьминичны Волдиной, состоится на Проекта будут награждены дипломами, благодарственными письмами, подарками.
Информация о проведённых мероприятиях и итогах Проекта подлежит опубликованию на официальном сайте МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» и в местных СМИ.
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Невидимое письмо
Кто чем богат, тот тем и делится!
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Мастер-класс "Корзиночка"