В данной работе ученица, анализируя произведение, исследует процесс нравственного самоопределения человека.
Объект исследования: анализ повести «Дочь Ивана, мать Ивана» современного русского писателя Валентина Григорьевича Распутина.
Предмет исследования: художественные образы героев повести.
Цель исследования: интерпретация взглядов Валентина Григорьевича Распутина на современную действительность путём исследования художественных образов повести «Дочь Ивана, мать Ивана».
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа по литературе | 38.76 КБ |
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Воспитание нравственности (по повести В.Г. Распутина «Дочь Ивана, Мать Ивана»)
ЩЕРБАКОВА ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА,
10А класс, МОУ «СОШ № 1» г. Нягань
Содержание
Введение
Глава I. Предостережение писателем нынешнего поколения россиян
Глава II. Что может противостоять «обчужению»?
1. Образ матери
2. Два Ивана
Заключение
Список литературы
Введение
Воспитание – это постоянное восхождение к культуре. Отдельный индивид сам по себе не может стать нравственной личностью. Это возможно только в обществе, в семье, в коллективе, в общении. Без нравственных принципов взаимоотношения людей продвижение общества к лучшему будущему невозможно, поэтому воспитание человека как носителя нравственности является одной из глобальных проблем цивилизации. В начале XXI века эта тема приобрела особую актуальность во всем мире, так как истинным стало признаваться только то, что дает практически выгодные результаты.
Воспитание нравственности не протекает самопроизвольно - окружающие люди оказывают на человека как морально формирующее, так и деморализующее влияние. Многие считают, что важнее дать ребенку определенные знания и навыки, чем внушить понятия о моральных ценностях. А в результате - масса по-своему образованных, но аморальных людей. Кто виноват в этом? Школа? Семья? Государство? Именно об этом размышляет в повести «Дочь Ивана, мать Ивана» Валентин Распутин.
Произведение основано на реальных событиях, которые произошли в Иркутске в 93-м году. Тогда женщину приговорили к шести годам заключения за самосуд над насильником дочери. Сюжет повести прост: русская девочка Света изнасилована рыночным торговцем азербайджанцем. Мать Светланы, Тамара Ивановна, убедившись, что судебная система не в силах осуществить наказание, сама вершит возмездие – убивает насильника из собственноручно изготовленного обреза. Вот собственно и все. Но сюжет - лишь повод для разговора. Валентину Распутину удается на этом простом материале дать картину жизни современной России. Писатель ставит неутешительный диагноз нынешнему российскому обществу, оценивая современную жизнь как враждебную для людей, не приспособившихся к рыночным отношениям, проводимым политикой государства.
В своей работе, анализируя произведение, я рассматриваю процесс нравственного самоопределения человека, создание или уничтожение самого себя посредством собственных поступков и поведения. Но этот процесс сильно заторможен, так как люди ждут вмешательства государства (что тоже немаловажно), ещё не чувствуя себя причастными к падению нравственности, забывая о том, что общество, пренебрегающее нравственными ценностями, неизбежно обрекает себя на гибель.
Объект исследования: анализ повести «Дочь Ивана, мать Ивана» современного русского писателя Валентина Григорьевича Распутина.
Предмет исследования: художественные образы героев повести, так как воспитание нравственности средствами художественной литературы - одно из направлений цивилизованного общества в сфере воспитания духовных ценностей.
Цель исследования: интерпретация взглядов Валентина Григорьевича Распутина на современную действительность путём исследования художественных образов повести «Дочь Ивана, мать Ивана».
Задачи:
1. Анализ произведения.
2. Изучение критической литературы, написанной на произведение В.Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана»
2. Подбор литературы по проблеме воспитания нравственности.
3. Выход в Интернет для исследования вопроса
Для решения поставленных задач применялись следующие методы:
- опыт медленного прочтения произведения
- анализ произведения
- чтение и анализ критической литературы
Знание классической и современной русской литературы, воспитание нравственных ценностей, патриотизма, чувства прекрасного, любви к ближним – основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры и нравственный облик российского общества.
Глава I. Предостережение писателем нынешнего поколения россиян.
В центре повествования – жизнь обыкновенной русской семьи, каких сотни тысяч. Но в жизнь эту ворвалась беда. Рассказывая о человеческом сопротивлении горю, Распутин открывает читателю своё мировоззрение на современное общество.
Критики Кокшенева К.А., Шорохов А. считают, что в произведении В.Г. Распутина показано несчастье человека, лишённого родной почвы, своих корней, оказавшегося в новой, агрессивной для него действительности, так как из некогда аграрной республики наша страна «перешла на рыночные отношения», и люди, привыкшие жить трудом, «оказались в своей стране эмигрантами, которые вынуждены приспосабливаться к чуждым цивилизационным нормам».
Уже с первой главы мучительные внутренние монологи героев повести, мчащихся сквозь «радужно-гнилое свечение от электрического разлива города» сливаются с авторскими отступлениями «о чужом»: «..гонки на чужом были теперь во всём – на тряпках и коже, на чайниках и сковородках, в обучении ребятишек и переобучении профессоров, в уличной рекламе и государственных речах. Всё хлынуло разом как в пустоту, вытеснив своё в отвалы». Неотступное чувство, преследующее Анатолия и Тамару Воротниковых – это ощущение чуждого воздуха, принесенного «новой жизнью», страх от неумения приноровиться к окружающей действительности. «И ни о каком уважении к неприспособленным и неискусным в умении наживаться представителям коренного населения России речи быть не может! Ведь русские даже и не торгуют, а всего лишь распродают, пока им есть, что распродавать – остатки державной плоти: большую и малую госсобственность, должности, звания и знания. И сами того не замечают, как более сплоченные и искусные перекупщики занимают уже не только рынки, но и посты в администрациях, кафедры, должности, подтягивая к себе своих бесчисленных родственников»,- пишет критик Алексей Шорохов, и с ним трудно не согласиться. Но, несмотря на горькие картины (рынок с чужими товарами как центр мирозданья, отчаянно-растленные молодежные тусовки, наблюдения за городской жизнью Ивана-сына) у читателя не возникает отвращения к действительности, так как для главной героини, для Иванов нравственность сама в себе содержит любовь к жизни.
Отображение действительности в повести Распутина через страдания «потерявшей себя» Светки, матери и отца нельзя понять без моральной нагрузки, произведение заставляет задуматься, ведёт к переоценке жизненных ценностей.
Тамара Ивановна, главная героиня произведения, постоянно себя спрашивает: что, разве не видела она, куда все это ведет? Разве не понимала, к какой жизни потянуло ее дочь? И отвечает сама себе: не видела. В каком-то затуманенном состоянии жила все эти годы. Вот и получается, что если бы не было молчаливого согласия общества на то, что происходит в нём, если бы большая часть населения не сумела пристроиться в «новой жизни», то она не стала бы хуже. Плата за отказ от своих корней оказалась страшной: каждый в отдельности стал жить лучше, а Россия постепенно теряет своё земное могущество и гуманистическую перспективу развития общества.
Размышления о том, что происходит вокруг, писатель доверяет Анатолию, отцу Светы: «Всегда казалось само собой разумеющимся, заложенным в основание человеческой жизни, что мир устроен равновесно, и сколько в нем страдания, столько и утешения. Сколько белого дня, столько и черной ночи. Вся жизненная дорога выстилается преодолением одного и постижением другого. Одни плачут тяжелыми, хлынувшими из потаенных недр, слезами, другие забывчиво и счастливо смеются, выплескиваясь радужными волнами на недалекий берег… Стал замечать Анатолий, что, если и смеются вокруг, то натужно или грубо, без трелей серебристого чувственного выплеска, который прежде и в посторонних людях умел заразительно затронуть потаенные колокольцы, а уж если страдают, то бездонно и горько. Лица унылые, скорбные или уж нахальные, ко всему готовые, но те и другие как две стороны одной искаженной действительности». Способность героя, стиснутого горем, видеть внешние «искажения» и «внутреннюю слизь» утверждает возможность и способность к изменению себя, сопротивлению злу, а это уже иные стороны действительности.
Социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня отрицательно сказались на российской семье. Неблагополучие молодых семей, высокий уровень безработицы обуславливают отчужденность, проявление жестокости и насилия по отношению к ним, рост социального сиротства влекут за собой резкие формы асоциального поведения. Дети, растущие в неблагополучных конфликтных семьях, характеризуются психическими отклонениями в поведении.
В коридоре отделения милиции перед Тамарой Ивановной предстала неприглядная картина подрастающего поколения, той его части, о которой время от времени напоминают редкие телевизионные передачи: детей лет восьми - одиннадцати, «очень довольных тем, что их сгробастали и будут вести с ними воспитательные беседы, глубоко уже погрязших в пороке, с мордашками, на которых впечаталась ранняя опытность». Получается, власть не дремлет, воспитательную работу проводит, а результата – нет. Значит, главное не воспитательные беседы. Тамара Ивановна предупреждала своего сына беречься, чтобы не пропасть в современном мире: «Счас матери с отцом углядеть вас - никаких глаз не хватит...Теперь детишкам хуже, чем в детдоме… там ласки не хватало, а досмотр был.» Быть может всё дело в родительской безответственности? Но несчастье случилось именно в этой семье, где дети постоянно под присмотром были. Кто же виновен в падении нравственности? В наше время зло имеет огромную власть и силу. Почему? И в чем спасение? Не спасение одного человека, а избавление общества?
В.Г. Распутин не задаётся целью изображая современную действительность, только раскрыть пороки общества. Главная задача писателя провести границу между добром и злом, с любовью созданные образы простых героев, несмотря на страшные испытания, не потеряли чести и достоинства и способны оценить свою жизнь.
Валентин Распутин показывает не просто характеры, он обладает писательской интуицией, которая помогает проникнуть в душу человека.
Отец Тамары Ивановны, словно прообраз Василия Теркина: «всё умел - и плотничать, и слесарить, и управлять любыми машинами, и ночевать в снегу в клящие морозы, и сложить печку, и затянуть песню», «сын такого же многорукого отца», он и сыновей и дочку сызмальства приучил к работе. Он знает, что «природу не спрячешь, она себя обязательно покажет»: «Мы, русские, большой наглости не выдерживаем. Маленькой, гонору всякого, этого и у нас самих в достатке, а большую, которая больше самого человека, то ли боимся, то ли стыдимся…». Впрочем, «боимся» до поры до времени – потом и отвечаем, как сам Иван – наглому переселенцу, как дочь его – «намеренному бесстыдству и гадости» кавказца.
Не такой крепкий характер был у Анатолия, супруга Тамары Ивановны. «Иван, присматриваясь к отцу, невольно спрашивал, а мог ли он, отец, решиться на поступок, совершенный матерью? Не трус ли он? И отвечал себе: нет, отец не трус и на любой решительный поступок он способен, если… Если до него додумается. А он мог и не додуматься не от недостатка ума, а от какого-то особого положения ума, не посягающего на взлеты». Узнав о том, что совершила супруга, Анатолий говорит сыну, что мать-то теперь может спать спокойно, но как с этим жить ему. Видимо именно «не додумался», теперь и казнит себя за это. У Анатолия в повести нет даже отчества. То есть род идет по матери, мать и сохраняет и защищает род. У отца Тамары Ивановны «было свое объяснение того, как, каким макаром и до деревни докатилась мода в семьях командовать бабам. Он считал, что произошло это от смертельной усталости мужиков, воротившихся с фронта и свалившихся без задних ног подле своих баб. И вот пока фронтовики от чистого сердца и не чуя беды дрыхнули, бабы успели заседлать их и давай рвать губы железной уздой. «Вот та-ак», — горько вздыхал Иван Савельевич и поводил своей крупной, под машинку выстриженной, головой, проверяя степень свободы».
Но писатель не сводит всё к тому, что мужчина перестал быть защитой и опорой в семье. Сын героини Иван знает о возможности человека быть «не дробью», а «самостоятельной единицей»; слово родное, «давно стучащееся в стенки» души вытолкнуло его в более верный – духовный мир, где и «коренится прочность русского человека».
Самым беззащитным персонажем в этой повести оказывается Света, которая «росла слезливой, мягкой, как воск, любила приласкаться, засыпать у матери на руках, сказки позволяла читать только нестрашные, и не про детей, подвергавшихся колдовской силе, не про братца Иванушку и сестрицу Аленушку, о судьбе которых начинала страдать заранее, прижимаясь к матери, а про козляток да поросяток. Была чистюлей и аккуратисткой, в ее игрушечном уголке каждая тряпочка знала свое место и каждая кукла вела разумный образ жизни, не валяясь где попало с растопыренными руками и ногами. Над вымазанным платьем Светка ревела ручьем, брату, пока он не вышел из ее повиновения, бралась отстирывать с мылом ссадины на руках и лице». С пронзительной силой написана сцена свидания арестованной матери и дочери, когда дочери было важно знать одно, что никогда не отвернется от неё материнское сердце.
Скорее всего, имя героини автором выбрано не случайно: Светлана – светлая, чистая. И голос Светы, и вся она как «только что выбившийся из-под земли ключик хрустально-счастливого плеска». Но судьба её потому и сломалась, что хрупкая душа её была растоптана. Поэтому и замуж вышла неудачно, поэтому и матерью хорошей стать не смогла. Потому и мстила насильнику Тамара Ивановна, что понимала этот слом в судьбе своей дочери, от которого Светка, как «росток, политый кипятком», не сможет стать настоящей русской женщиной.
Нельзя не заметить в произведении образ служителя закона Николина. Именно через него показано в повести не должностное, а человеческое осмысление поступка Тамары Ивановны: «Не из дремучего леса явился хищник, а из общества, объявленного цивилизованным; не овца, бессловесная тварь, стала жертвой его, а родная дочь хозяина или хозяйки; хозяйка решилась наводить свой суровый приговор не тогда, когда хищник крался к жертве, … а после того, как стреноженного хозяйкой и переданного в руки правосудия преступника вознамерились отпустить на все четыре стороны, чтобы следующей же ночью он набросился на новую жертву. Однако убийство случилось, волка в маске человека не стало, и этот конечный и исключительный факт затмил собою предыдущие события. Да, затмил, но ведь не отменил, не вошел в противоречие с ними и явился ничем иным, как их неоспоримым следствием».
Николин помогает Светлане встретиться с Тамарой Ивановной, находящейся под стражей. И в размышлениях, и в поступках этот служитель закона остаётся человеком. Такие люди необходимы среди служителей закона. Но он погибает, по словам Светки «въехал, наверное, куда не просили».
«Жизнь делает своё главное дело – чеканит из человека монету»,- размышляет Тамара Ивановна. Не каждому дано стоически сопротивляться трудностям, оставаясь при этом нравственно здоровым человеком.
Валентин Григорьевич Распутин написал повесть о безусловной и бескорыстной материнской любви, родительском терпении, русской душевной чувствительности. Эта любовь всегда была, есть и будет для русского писателя важна как абсолютная ценность. И никакому формальному суду не подчинить «превышение материнской любви» в героине Распутина, как и намерение почти каждого из героев повести оставаться человеком.
Глава II. Что может противостоять «обчужению»?
1.Образ матери
Мать передаёт будущим поколениям те мысли, вкладывает те чувства, которые определят его нравственное, мировоззренческое лицо. Образ матери создан Распутиным ярким, рельефным, словно в ней одной отразилась «вся сила материнства русской женщины».
Автор показал и детство, и юность Тамары Ивановны, вся её жизнь перед читателем как на ладони. В школе ей было «неинтересно…она отбывала повинность, которая чем дальше, тем становилась тяжелей», но книгами зачитывалась, «хватала, хватала воровато куски из книги и никак не могла насытится», и в телеграфистки пошла, потому что «запала в память прочитанная в детстве книжка о молодых радистках на войне». Параллель с пушкинской Татьяной, конечно, не проведёшь, но невольно вспоминается и жизнь Лариной в деревне, и пристрастие её к чтению.
Работу поменяла по собственной воле «стало обручем давить однообразие работы», да и люди рядом работали неинтересные, неискренние. Специальность выбрала мужскую, водителем работать ей было по душе: льстило самолюбию - «женщин за баранкой тяжёлых машин было раз-два и обчёлся» и «нравилось дорожное братство людей». Но не осталась там работать, так как понимала» сама не заметишь, как превратишься в железяку».
Жизненный путь русской деревенской девушки предопределён «родилась девочкой – значит, должна была, в свою очередь, рожать, обихаживать, и воспитывать детей, натакивать на добро». Диалектное слово «натакивать» как нельзя лучше передаёт сущность воспитания собственным примером: так мол и так надо делать. Всей жизнью своей она показывала своим ребятишкам как жить надо, ради них бросила любимую работу устроилась в детский сад няней, через три года стала заведующей, но чувствовала, что эта работа «невнятное топтание возле жизни» и вернулась на почту телеграфисткой. В город из деревни убежала рано, но и тут не «опьянилась новизной», а «продвигалась вперед неторопливыми и выверенными шагами, выстраивая свою судьбу как крепость, без единого серьезного ушиба, только дальше и дальше»
Тамара Ивановна «все делала с заглубом, запасом» (стряпню разводила на две семьи, капусты солила столько, что сами не могли съесть), мужа выбирала не спеша, и нашла в своем Анатолии преданность и согласное понимание. Моде следовала, дав ей «притереться в народе», то есть увидев ее практичность и пользу. И в семье себя вела, как отец с матерью воспитали: была ответственной, целеустремлённой, спокойной «характер материнский, но как бы обработанный отцовским инструментом». Тамара Ивановна и сыну наказывала: «Придет время, не паву себе ищи, а душу почуй».
Не принято было в семье говорить грубые слова и вести бесстыдные разговоры, даже телевизор «грохнула о пол», кода оттуда, «как из волшебного горшка, полезла каша, состряпанная из гадостей». Мир для неё стал меняться внезапно, и Тамара Ивановна сначала от бессилия плакала, затем стала прятаться за воспоминания о своей деревне.
Когда требовалось идти на что-то совсем уж тяжёлое, она невольно нагибала голову, изготавливаясь пробить ею любую стену, обзванивая больницы и морги «жевала жевачку мысли», эта метафора, сравнение с животным, не унижает героиню, а лишь ярче показывает натуральный, стойкий, близкий к старой Руси характер. Через это художественное средство, быть может, не к месту, вспоминается тургеневский Герасим, со своей сложной судьбой и сильным нравом.
Поступок, совершенный Тамарой Ивановной, - это не проявление отчаянья, нет, - это спокойное, но столь же и неотвратимое действие размеренной, хорошо осознающей себя силы .«Виновата — буду ответ держать. Сделанного не воротишь. А я и не жалею о сделанном. Теперь мне каторга шесть лет, а если бы насильник ушел безнаказанным, — твердо подчеркнула она, — для меня бы и воля на всю жизнь сделалась каторгой». Даже четыре с половиной года тюремного заключения, вернее, исключения матери из жизни семьи, не стали для нее убийственно-горьки, но, напротив, заставили «заработать» высшие душевные силы. «В колонии, всматриваясь в лица своих подруг по несчастью, Тамара Ивановна пыталась понять, есть ли отличие между ними и теми, кто на воле, а если есть, в чем они? Их не могло не быть, этих различий: одни во всем стеснены, другие во всем свободны; одни себе не принадлежат совершенно…И казалось Тамаре Ивановне, что в лицах лагерниц мало себя; желание забыться, перемочь каторжные годы только частью себя, притом не лучшей частью, чтобы сберечь лучшую для иной доли после освобождения…И вот теперь, жадно всматриваясь в людей, остававшихся здесь, ничем не стесненных, безоговорочно себе принадлежащих, она вдруг поразилась: да ведь это лица тех, за кем наблюдала она там. Те же стылость, неполнота, следы существования только одной, далеко не лучшей частью… Это что же? Почему так? И там, где нет свободы, и здесь, где свобода навалена такими ворохами, что хоть из шкуры вон, результат одинаковый?» И читатель вместе с героиней понимает: свободной должна быть душа человека, нравственно закалённая, чтобы не задохнуться неправильным воздухом свободы.
Служение и долг Тамары Ивановны не в возмездии насильнику, а в воспитании сына, Ивана. И вот здесь «Иван» это не только имя сына, но символ русского человека.
Женщина как связующее звено русского рода. От деда к внуку. От Ивана к Ивану. Русский человек жив, но в чем спасение его и России?
2. Два Ивана
В чем надежда России, каков должен быть образ жизни? Решение этого вопроса ложиться на образ Ивана, сына Тамары Ивановны. Распутин не предлагает читателю готовых ответов, не навязывает их. Он вместе с Иваном размышляет.
Иван становится свидетелем схватки скинхедов с обитателями современной дискотеки, которые «в обнимку с девчонками и бутылками корчились в дыму и мате то ли человекоподобные, то ли червеподобные». В схватке он держал себя нейтралом, «но со своей нейтральной полосы был, конечно, на стороне скинхедов: они на свой манер делали то, что должна была делать городская власть, чтобы навести порядок в городе. И все же оказаться среди скинхедов Иван не хотел бы».
Скинхеды вроде сила, и сила, вроде бы справедливая. Однако правильная ли это сила? Нет, - решает Иван. И невольно делаешь вывод: не разгонять дискотеки надо, а воспитывать поколение!
У каждого человека душа должна быть заполнена естественным человеческим чувством – любовью к Родине. Если нет этого воспитания, то по законам природы человек стремится заполнить эту пустоту, становясь неполноценной личностью.
В Иване чувство любви к родине, заложено родителями, дедом, поэтому он не станет скинхедом. «Иван после школы лето и осень проплавал на Байкале, на катере Гидрометслужбы, а потом на два года ушел в армию, служил в ракетной части в Забайкалье», когда вернулся «вдруг нанялся в бригаду плотников, уезжавших строить в дальнем селе церковь. Это было районное село на Ангаре, недалеко от него лежала-бедовала родная деревня Тамары Ивановны и Ивана Савельевича».
Не случайно повесть названа «Дочь Ивана, мать Ивана». Сын Тамары Ивановны, Иван, находит на берегу брошенную рассохшуюся лодку, восстанавливает ее, переправляется на другой берег, а по возвращении «на берегу его поджидал мужик — с брюшком, с лысиной, с разгоряченным одутловатым лицом... В руках мужик держал камень, поигрывая им, нервно перебирая, чтобы камень был виден». Он, угрожая, обвинил Ивана в угоне лодки, не слушая никаких доводов. «Слышал ты, что недавно одна женщина прямо в прокуратуре пристрелила… такого же налетчика, как ты! Это моя мать». Эта сцена очень сильна противостоянием злу. Когда Иван подбирает эпитет к действиям мужчины на берегу – «налетчик». Он говорит: не «азербайджанца», а – «налетчика». Преступление и наглость - вне национальны.
Иван выбирает строительство православной церкви, и не где-нибудь, а на родине деда и матери. Книжки и мечтательность увели из деревенского дома Тамару Ивановну, но они же вернули ее сына в родовую деревню. Вот они, считает писатель, русские спасительные почва и корни. Недаром Иван так увлечён звучанием слова, его значимостью. Он размышляет над происхождением слов «бездна», «пропасть», «подонки», удивляет мать и сам поражается своим открытиям. У Распутина такое же ёмкое внимание к слову: «Но когда звучит в тебе русское слово, издалека-далёко доносящее родство всех, кто творил его и им говорил; когда великим драгоценным закромом, никогда не убывающим и не теряющим сыта, содержится оно в тебе в необходимой полноте, всему-всему на свете зная подлинную цену; когда плачет оно, это слово, горькими слезами уводимых в полон и обвязанных одной вереей многоверстовой колонны молодых русских женщин; когда торжественной медью гремит во дни побед и стольных праздников; когда безошибочно знает оно, в какие минуты говорить страстно и в какие нежно, приготовляя такие речи, лучше которых нигде не сыскать и, как напитать душу ребенка добром и как утешить старость в усталости и печали — когда есть в тебе это всемогущее родное слово рядом с сердцем и душой, напитанных родовой кровью, — вот тогда ошибиться нельзя. Оно, это слово, сильнее гимна и флага, клятвы и обета; с древнейших времен оно само по себе непорушимая клятва и присяга. Есть оно — и все остальное есть, а нет — и нечем будет закрепить самые искренние порывы».
Смысл размышления писателя над силой слова потрясает, но дед Ивана напутствует своего внука: «Ум в самой жизни…как живёшь, а не в словах». Свой личный пример – вот закон воспитания нравственности для истинных россиян. Для тех, кто чтит традиции своего народа.
Заключение.
Социальная значимость воспитания нравственности велика и очевидна: общество, пренебрегающее нравственными ценностями, неизбежно обрекает себя на гибель, поэтому и обращается Валентин Григорьевич к этой теме.
С одной стороны, жить, как Иван, согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении - это одна из важных сторон многогранного процесса становления личности.
Главное - воспитание души. Если человек не захочет что-то делать со своей душой сам, любые поучительные книги, воспитательные программы, рассчитанные воздействовать на него, будут не эффективны.
С другой стороны, никто не позволит матери или отцу сделать в случае необходимости нейрохирургическую операцию их ребенку, а вот воспитанием, то есть целенаправленным воздействием на мозг детей, считает вправе заниматься каждый, не имея к тому ни способностей, ни знаний, ни искусства. Поэтому, безусловно, важнейшим институтом нравственного воспитания является государственное учреждение – школа.
И конечно, как показал писатель, основы нравственного воспитания закладывают родители. Народная мудрость гласит: «Если ты поймал сыну рыбу, ты накормил его на сегодня. Если ты научил сына ловить рыбу, ты накормил его на всю жизнь».
Но без доброй воли, без личного участия человека, процесс нравственного воспитания невозможен: «Осла можно подвести к реке, но ни один шайтан не заставит его напиться». А чтобы подростки и молодежь стали заинтересованно заниматься предлагаемым, надо сделать это привлекательным.
Возможно, Распутин не дает однозначного ответа. Но своим талантом он служит Родине и народу. Распутин написал повесть, с профессиональной беспощадностью поставив диагноз болезни общества и государства, показал истоки болезни, рассказал о лекарствах, которыми ее надо лечить, то есть выполнил свой долг русского писателя. Наш долг – прочесть и понять повесть. Осознать состояние нашей болезни, признать, что эта болезнь существует, и делать дело, пусть и малое, каждому посильное, но дело направленное если не к выздоровлению, то к противостоянию болезни.
Список литературы
1. Распутин В.Г. Дочь Ивана, мать Ивана. // Путеводная звезда №3, 2004
2. Кокшенова К.А. О повести Валентина Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана" и теме зла в современной литературе. сайт http://www.portal-slovo.ru/
3.Быков Д.М. О повести Валентина Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана" // "Огонёк" № 44, 2003
4. Шорохов А. сайт http://www.portal-slovo.ru/
"Портрет". Н.В. Гоголь
Рисуем осенние листья
Юрий Алексеевич Гагарин
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью