В исследовательской работе «Конфликт между личностью и общественными устоями» ученица рассматривает процесс нравственного самоопределения человека.
Объект исследования: анализ повести.
Предмет исследования: художественные образы героев повести.
Цель исследования: раскрыть конфликт между личностью и общественными устоями в произведении Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» через изучение художественных образов повести
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа по литературе | 34.51 КБ |
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Конфликт между личностью и общественными устоями
(по произведению Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)
КОЖЕВНИКОВА ВАЛЕНТИНА СЕРГЕЕВНА
8 класс, МАОУ «СОШ № 1» г. Нягань
Содержание
Введение
Глава I. Воспитание духовных ценностей - основа устоев общества
Глава II. «Свой» и «чужой» миры в судьбах героев Гоголя
Глава III. Сходство и отличие повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» от западноевро-
пейского исторического романа
Заключение
Список источников и литературы
Введение
Воспитание нравственности не протекает самопроизвольно - окружающие люди оказывают на человека как морально формирующее, так и деморализующее влияние. Многие считают, что важнее дать ребенку определенные знания и навыки, чем внушить понятия о моральных ценностях. А в результате - масса по-своему образованных, но безнравственных людей. Не это ли обстоятельство является корнем конфликта, появляющегося в той или иной форме между личностью и общественными устоями.
В своей работе, анализируя произведение, я рассматриваю процесс нравственного самоопределения человека.
Объект исследования: анализ повести.
Предмет исследования: художественные образы героев повести.
Цель исследования: раскрыть конфликт между личностью и общественными устоями в произведении Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» через изучение художественных образов повести.
Задачи:
1. Анализ произведения.
2. Изучение критической литературы.
3. Выход в Интернет для исследования вопроса.
4. Создание слайдовых презентаций.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы:
- опыт медленного прочтения произведения;
- анализ произведения;
- чтение и анализ критической литературы.
Гипотеза: конфликт заключается в несоответствии индивидуального воспитания личности ценностям, принятым в обществе, в котором она живёт.
Характеризуя степень научной разработанности темы «Конфликт между личностью и общественными устоями в произведении Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», следует учесть, что отдельные её вопросы уже анализировались различными авторами, но статей или монографий, целиком посвящённых данной проблематике нет.
Практическая значимость состоит в подготовке иллюстративных материалов по данной теме для уроков литературы. Это значит, что данная работа, кроме учебной, будет иметь теоретическую и практическую значимость.
Глава I. Воспитание духовных ценностей - основа устоев общества
Знание классической и современной русской литературы, воспитание нравственных ценностей: патриотизма, чувства прекрасного, любви к ближним – основа, на которой могут осуществляться рост духовной культуры и нравственный облик российского общества.
Воспитание – это постоянное восхождение к культуре. Отдельный индивид сам по себе не может стать нравственной личностью. Это возможно только в обществе, в семье, в коллективе, в общении. Без нравственных принципов взаимоотношения людей продвижение общества к лучшему будущему невозможно, поэтому воспитание человека как носителя нравственности является одной из глобальных проблем цивилизации.
События, которые с нами происходят, не только воспринимаются, но и оцениваются, вызывая чувство восхищения, любви или, напротив, чувство презрения. Говорят, что о вкусах не спорят. Но на самом деле спорят постоянно, отстаивая объективность своего мнения. Приятным каждый называет то, что доставляет ему наслаждение, хорошим — то, что он одобряет, а ценностью становится для человека то, что имеет определенную значимость, личностный или общественный смысл. Для Тараса Бульбы и его старшего сына Остапа – это вера и товарищество, для младшего Андрия – любовь к женщине, для матери – любовь к детям.
Жизненные ценности — плод деятельности не только ума, но и сердца, души. Утрата ценностей вызывают отрицательные эмоции - обиду, гнев, раздражение, толкает людей как на подвиги, так и на низменные поступки. Например, Тарас Бульба убивает сына Андрия за предательство, мстит полякам за гибель товарищей и сына Остапа. Таким образом, именно ценностями обусловлено состояние эмоционального комфорта или дискомфорта личности.
Ценности каждого человека - это целый мир: сложный, постоянно изменяющийся. Нечего и говорить о том, насколько они значимы для разумного выбора жизненного пути. Каждому необходимо самоопределиться в обществе, так как, только поставив перед собой вопросы о смысле жизни, можно сформировать систему ценностей, определить собственную позицию по отношению к обществу. В повести «Тарас Бульба» героем со сложившейся системой ценностей является Остап. Он до конца исполняет свой религиозный долг, во всём следует идее товарищества.
Система ценностей представляет собой иерархию, в которой ценности располагаются по значимости: Бог, Родина, свобода, семья, любовь, честь. Но эта система динамична и подвижна: она может изменяться с возрастом, со сменой жизненных обстоятельств.
В сознание личности общечеловеческие ценности входят как ценности национальной культуры. Именно национальная культура является хранительницей традиций. Особые представления о мире и человеке, своя система ценностей — все это ведет к тому, что складывается определенный национальный образ жизни, устойчивый порядок бытия, к которому человек приобщается с младенчества и который потом передает детям и внукам.
Н.В. Гоголь показывает, что основы нравственного воспитания закладывают родители. На Остапе заметно влияние отца: у них одинаковые характеры и интересы. На становление личности Андрия повлияла мать, недаром отец называет его «мазунчиком», что в переводе с украинского обозначает «баловник». По приезде сыновей Остап бьётся с отцом на кулачки, мать, защищая Андрия, говорит: «Ему бы теперь опочить и поесть чего-нибудь». На большую, в сравнении с Остапом, любовь указывают и сцена прощания матери с сыновьями, и слова Андрия, обращённые к панночке: «Всё, что отцу принесла мать моя, что даже от него скрывает она, - всё моё!» Безрассудная любовь матери к Андрию многое определила в его характере.
Целенаправленное воздействие на воспитание нравственности детей оказывает и школа. Остап и Андрий обучались в бурсе с 12 лет. Тарас Бульба осуждает «современную» науку, и в этом скрыт исторический подтекст, который заключался в оторванности школьных знаний от практики. Это можно предположить, опираясь на эпизод, в котором на занятиях Андрий предавался мечтам о женщине.
Воспитание нравственности не протекает самопроизвольно - окружающие люди оказывают на становление личности как морально формирующее, так и деморализующее влияние.
Таким образом, социальная значимость воспитания нравственности велика и очевидна: общество, пренебрегающее нравственными ценностями, неизбежно обрекает себя на гибель.
Глава II. «Свой» и «чужой» миры в судьбах героев Гоголя
«Мой дом – моя крепость» Эту английскую пословицу можно отнести к культуре любого времени, даже элементарная пещера с костром была для первобытного человека островком безопасности: здесь он мог спокойно выспаться, не опасаясь, что его съест медведь, вымочит дождь, застанут врасплох люди из враждебного племени. Защите дома всегда уделялось первостепенное внимание, особенно в смутные и тревожные времена, так как это прибежище, где можно скрыться от страшной действительности.
В доме Тараса Бульбы имелось всё необходимое для жизни: и печь, и стол, и берёстовые скамьи вокруг всей комнаты, и убран он был «во вкусе бранного, трудного времени», и жена могла приготовить «пампушки», «медовики», «маковники» и другие «пундики». Но не дорожил Тарас Бульба нажитым, относился ко всему как к преходящему: колотил и швырял горшки и фляжки – так как нажито это было не трудом, а появлялось в доме в виде трофеев.
Система воспитания в данной семье показана Н.В. Гоголем небольшими штрихами, обобщённо по отношению ко многим казацким семьям: «они были воспитаны на свободе». Остап и Андрий, уезжая, вспоминают, как бегали по степи, лазили по деревьям. Учились они в бурсе, потому что «почётные сановники считали необходимостью дать воспитание», так как там «они… несколько шлифовались и получали что-то общее, делавшее их похожими друг на друга».
Жена видела «мужа в год 2-3 дня, а потом несколько лет о нём не бывало слуху. Она терпела оскорбления, даже побои, видела из милости только оказываемые ласки», поэтому «вся любовь… всё обратилось у неё в одно материнское чувство».
Это чувство настолько сильно, что «…за каждую каплю крови их (своих детей) она отдала бы себя всю». Но мать лишь льёт слёзы, когда Тарас Бульба объявляет о своём решении отправиться с сыновьями на Сечь: она всю ночь напролёт «смачивает слезами» кудри своих детей, утром со слезами готовит завтрак, рыдая, надевает им небольшие иконки. Уезжая из дома, Остап и Андрий сочувствуют ей и едва сдерживают слёзы, «боясь отца». Всё окружающее на стороне матери: «птицы поют как-то вразлад», «хутор как будто ушёл в землю».
Автор не даёт ей имя, мать – это символ великой любви и бесправия женщины того времени. Жизнь героини – сплошное противоречие сущности материнства. Но существует ли конфликт между матерью и общественным укладом того времени? Безусловно. Недаром слово слёзы постоянно сопровождает не только образ матери Андрия и Остапа, но и обобщённый образ матери, дожидающейся своих сыновей и мужа.
Этот конфликт неразрешим. Таков уклад жизни казаков. Недаром у матери мгновенно пересыхают слёзы, когда она видит красавцев сыновей в одежде казаков, жаждущих отправиться с отцом на Сечь. Размышляя об образе матери, остро чувствуешь силу её горя, «трепет в глазах её и судорожных губах». И невольно соглашаешься с мнением автора: «она была жалка, как и всякая женщина того века». Весь её протест выразился лишь в том, что она «с лёгкостью дикой козы, непостижимой её летам, выбежала за ворота», «с неимоверной силой остановила лошадь». Но и этот протест погашен в ней подчинением религиозному долгу матери, хранительнице очага, из поколения в поколение передававшемуся через семейное воспитание и политику государства.
Текст первой главы повести строится на двойном сопоставлении. Сопоставляются события (встреча и прощание с сыновьями) и поведение в этих событиях Тараса Бульбы и его жены.
Фрагмент, посвящённый главному герою, - это удивительная характеристика русского характера, представленного на фоне исторических событий. Фразы в тексте построены автором при помощи многократно повторяющегося союза «когда»: «Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжёлый XV век … когда Россия …была опустошена ... когда, лишившись дома, стал отважен человек, … когда … в виду … вечной опасности селился, когда бранным пламенем объялся прежде мирный славянский дух…». Так раньше говорили древние ораторы. Использование высокой торжественной лексики типа «бранное пламя», «огниво бед», напряженность тона - такой стиль выбирает повествователь, чтобы патетикой воздействовать на чувства читателей, заставить их сопереживать, волноваться, гордиться духовной силой человека. Раскрывая обобщённый характер казака, Н.В. Гоголь подводит итог: «Словом, русский характер получил здесь могучий, широкий размах, дюжую наружность». Этими словами писатель вновь соединяет некогда единый славянский, ныне разобщённые русский и украинский народы.
Не случайно в этом ораторском отступлении повторяются слова Тараса Бульбы: «Чтоб я стал гречкосеем, домоводом, глядеть за овцами да за свиньями да бабиться с женой? Да пропади она: я козак, не хочу!» Тарас - типичный представитель казачества. Смысл жизни для него – защита отечества и православной веры, именно в этом он видит своё призвание, именно поэтому торопится уехать с сыновьями в Сечь. Любые чувства, в том числе и родственные, подчинены религиозному долгу, поэтому и жена его, проводив сыновей, должна молиться и ждать.
«Сечь для Тараса Бульбы и для запорожцев – духовное братство, царство свободы и равенства, где живут люди широкого размаха души, воспитываются сильные, мужественные характеры, для которых нет ничего выше, чем вера, интересы народа, свобода и независимость Родины»1.
Литературоведы пишут о гибели казаков, оставшихся ради спасения товарищей под Дубно как о «священнодействии», так как главной основой запорожского братства является исполнение заповеди «Больши сея любви никтоже имать, да кто душу свою
_______________________________________________________________
1 Виноградов И.А. Неизвестный «Миргород» // Гоголь Н.В. Миргород. Повести. Москва, 1996. с. 5-79
положит за друга своя» (евангелие от Иоанна, гл. 15, ст.13). Только самоотверженный человек может осуществить эту заповедь, а запорожцы её осуществляли тысячами.
С одной стороны, религия служит укреплению нравственности и является фактором стабильности культуры как общественной, так и личностной. К положительным сторонам религии следует отнести и ее просветительскую функцию, и сохранение национальных и культурных традиций. Но с другой стороны, отрицательным воздействием религии являются религиозные войны.
Защищая Родину, отстаивая интересы православных христиан, Тарас Бульба не противоречит общественным устоям того времени, в его душе нет сомнений, когда он нарушает религиозные каноны, «справляя поминки по Остапе», предаваясь мщению, выжигая сёла.
Конфликт, душевный разлад появляются у меня, когда пытаюсь найти оправдание сыноубийству, не противоречащему общественным устоям бранного времени. Двойственно воспринимаю эпизод, в котором Тарас Бульба пытается спасти душу Остапа «от дьявольских рук» с помощью денег. Не хочется верить в то, что казак является предводителем православного войска, убивающего женщин и младенцев.
Все литературные критики отмечают, что Н.В. Гоголь далёк от идеализации своих героев. Прославляя их бессмертные подвиги, писатель вместе с тем не приукрашивает их, не скрывает того, что удаль в них сочеталась с беспечностью и разгулом, ратные подвиги - с жестокостью. Таково было время, от которого «дыбом воздвигнулся бы ныне волос». А характер гоголевского героя складывался в борьбе с постоянной опасностью, что и повлияло на его поступки.
Тем не менее, нельзя отрицать, что Тарас Бульба – это сильный и мужественный человек, патриот, беззаветно любящий свою Родину. Он презирает тех, кто не чтит православную веру, оскверняет родную землю.
Пережитые трагические испытания и события, потеря сыновей, испытанных в бою товарищей превратили его из жизнерадостного и общительного человека в замкнутого, сурового и одинокого.
Проведя своего героя через тяжелейшие испытания, Гоголь показал, что можно ожесточить человека, заставить страдать, но его нельзя сломить, если он предан общему делу, если он защищает свободу своей Родины.
Идея повести «Тарас Бульба» - в беспредельном слиянии личных интересов человека с интересами общенародными. Лишь один образ Андрия резко обособлен в повести. Он противостоит народному характеру и выделяется из главной ее темы.
У Андрия богатый внутренний мир. Ещё в бурсе он отличался среди товарищей своей сметливостью, ловкостью, силой, и за это не раз избирался ими предводителем опасных предприятий. При виде младшего сына в бою Тарас восклицает: «И этот добрый - враг бы не взял его - вояка!». Но суровая героика Сечи не захватила Андрия. Его душа тяготила к тихим радостям любви. Его чувства к прекрасной полячке полны высокого лирического движения. Любовь во все времена ставилась превыше всего на свете. Во имя любви прощалось многое.
Преклонение перед женской красотой с давних времён было мерилом духовного благородства. При первой встрече с полячкой внешнее состояние Андрия, оторопь, почти окаменение, соответствует чувству, похожему на рыцарское преклонение перед возлюбленной: «…поднял глаза и увидел стоявшую у окна красавицу, какой еще не видывал отроду... Он оторопел. Он глядел на нее, совсем потерявшись...»
Мироощущение сурового героического века сталкивается с личным чувством. «Андрий... полюбил девушку из враждебного племени, которой он не мог отдаться, не изменив отечеству: вот столкновение (коллизия), вот сшибка между влечением сердца и нравственным долгом...” — писал Белинский о трагедии Андрия. Но Андрию приходится скрывать свои переживания, потому что «было стыдно и бесчестно думать козаку о женщине и любви, не отведав битвы». И он, смелый, горячий, необузданный, «погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей». Не раз восхищался Тарас своим сыном, видя, как тот «понуждаемый одним только запальчивым увлечением, устремлялся на то, на что никогда бы не отважился хладнокровный и разумный». Тем не менее, под Дубно Андрий «сам не зная отчего, чувствовал какую-то духоту на сердце». Когда он проникает в осажденный город, он в монастырской церкви почти тотчас забыл, что это монастырь чужой веры. «Весь алтарь в своем далеком углублении показался вдруг в сиянии, кадильный дым остановился на воздухе радужно освещенным облаком. Андрий не без изумления глядел из своего темного угла на чудо, произведенное светом». Его душе оказываются доступными красота чужой религии, печаль и страдание жителей вражеского города.
По мнению одних исследователей1, источником образа Андрия послужила
____________________________________________________________________________________
1 Виноградов И.А. Неизвестный «Миргород» // Гоголь Н.В. Миргород. Повести. Москва, 1996. с. 5-79
библейская история об Иудифи, прельстившей и погубившей вражеского начальника Олоферна. Исследуя произведение, они упоминают о «кисейной прозрачной шемизетке с фестонами, которую современники Гоголя называли demi-vierge, что по-французски обозначает «девица лёгкого поведения», приводят как доказательство слова Янкеля о появлении обольстительных нарядов панночки, что «в городе есть красавицы… им хоть и есть нечего, а жемчуг всё-таки купят».
Результаты других литературоведческих исследований1 произведения показывают, что прообразами Андрия явились персонажи дум о Савве Чалом и отступнике Тетеренке, в которых они изображены мелкими честолюбцами. Эти критики утверждают, что «любовь утрачивает здесь обычно присущие ей светлые, благородные черты, она перестаёт быть источником радости», потому что не принесла Андрию счастья, отгородила его от товарищей, от отца, от отчизны».
Но я склоняюсь к мнению Петра Вайля и Александра Гениса, которые утверждают, что Андрий и полячка - красивая пара: девушка во время голода тревожится о родителях, а не о себе, а в словах Андрия звучит несомненная искренность: «Если уже будет так, и ничем, ни силой, ни молитвой, ни мужеством, нельзя будет склонить горькой судьбы, то мы умрём вместе…».
Конфликт между личностью и общественными устоями в данном случае неразрешим. «Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя – ты», - восклицает Андрий. Автор сокрушается: «…и погиб козак». Действительно, «козак погиб», но Андрий остался жив. Имеет ли человек право на выбор между личным счастьем и интересами государства? Это вопрос философский. Андрий, который, по мнению своего отца, «продал веру и душу», любит непритворно, сильно, поэтому он не заурядный предатель. По смелости, искренности чувств он почти равен Остапу и Тарасу. Это подтверждается тем, что Андрий не оказывает сопротивления отцу и не оправдывается перед ним в момент их последней встречи, он умирает стойко, не унижаясь.____________________________________________________
1Воропаев В.А. Н.В. Гоголь: жизнь и творчество. Учебная литература. Москва, 2004.
Глава III Сходство и отличие повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» от западноевропейского исторического романа
Обращение к жанру исторической повести позволило Н.В. Гоголю не только передать эпоху того времени, но и выразить мировоззрение современников. Как гражданин своего государства и человек с убеждениями, свойственными современному ему обществу, Николай Васильевич Гоголь откликнулся в повести на актуальную тему взаимоотношений Российской империи и Польши, основанную на территориальной борьбе и противостоянии между православными «великороссами» и «малороссами» — с одной стороны, и католической Польшей, с другой. Но в произведении Н.В. Гоголя совершенно не показано участие в основных событиях высшей государственной власти. Об этом заходит речь только в конце последней, двенадцатой части. В результате оказывается, что основные события повести нельзя назвать ни историческими, ни событиями частной жизни в отдельности. Они и то, и другое вместе.
Романтическая личность всегда противопоставлена другим людям, народу. Так, центральное событие исторического романа «Айвенго» связано с войной между норманнами и саксами, а в повести «Тарас Бульба» изображена война, возникающая на почве межнационального и религиозного конфликтов.
Судьба Андрия отдалённо напоминает судьбу рыцаря Айвенго из одноимённого исторического романа В. Скотта. Любовь в жизни героев этих романов имеет роковое значение. В обоих произведениях в душе и сознании главного героя чувство любви вступает в противоречие с чувством долга, с общенациональными интересами.
В отличие от произведения «Айвенго», развитие событий здесь подчинено задаче изображения Тараса Бульбы, его именем и названа повесть. Как и в романе В. Скотта, в повести «Тарас Бульба» отец представляет родовую традицию, наставляет, напутствует сыновей. Но судьба Андрия приобретает свой смысл и значение только по отношению к судьбе отца. Доблестный рыцарь Айвенго, поступая по-своему, не идёт на прямой конфликт с отцом, выжидая его прощения, жертвует своими чувствами, а к концу произведения примиряет отца с политической действительностью. Андрий не только уходит к возлюбленной, но и сражается против своих соплеменников.
Казаки живут под властью традиций и равенства, осуждая Андрия за индивидуализм. Автор, провозглашая народ своим этическим идеалом, всё равно любуется прямотой и смелостью своего героя.
Роман В.Скотта «Айвенго» оставляет читателя умиротворенным, так как в произведении зло наказано и любовь побеждает. Повесть «Тарас Бульба» терзает душу, оставляя ум и сердце не в ладу.
Заключение
В письме к Н. М. Языкову Н.В. Гоголь писал: «Бей в прошедшем настоящее, и тройной силою облечётся твоё слово». Именно такое отношение к истории и исторической теме отразилось в повести «Тарас Бульба». Н.В. Гоголь написал это произведение, с профессиональной беспощадностью поставив диагноз болезни общества и государства, показал истоки болезни, рассказал о лекарствах, которыми ее надо лечить, то есть выполнил свой долг русского писателя.
Каждый герой повести «Тарас Бульба» неоднозначен, и все они развиваются, а основное влияние на их развитие оказывает исторический контекст, в основе которого лежит конфликт государств, конфессий, народов, «долга и чувства». Н.В. Гоголь показывает не просто характеры, он обладает писательской интуицией, которая помогает проникнуть в душу человека.
Не оставляя за личностью право жить по-своему, Н.В. Гоголь призывает читателей жить согласно принципам, нормам и правилам морали. По мнению писателя, убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении - это одна из важных сторон многогранного процесса становления личности.
Изучая литературу, человек способен глубже понять историю и современный мир, в котором он живёт, так как историческое прошлое народа всегда связано с его настоящим. В повести Н.В. Гоголя запечатлены история и душа народа. Вот почему она является неиссякаемым источником духовного и эмоционального обогащения.
Список источников и литературы
1. Гоголь Н.В. Тарас Бульба. Дрофа, Москва, 2002
2. Виноградов И.А. Неизвестный «Миргород» // Гоголь Н.В. Миргород. Повести. Москва, 1996. с. 5-79
3. Воропаев В.А. Н.В. Гоголь: жизнь и творчество. Учебная литература. Москва, 2004.
4. Генис А., Вайль П. Родная речь // Русский бог. Гоголь. Москва, 1991, с. 87-95
5. Гуминский В. Мир и герои Миргорода // Гоголь Н.В. Миргород. Москва,1985. с. 219-237
6. Сайт http://www.portal-slovo.ru/
Самодельный телефон
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Загадочная система из шести экзопланет
Загадка старого пирата или водолазный колокол