Метод проектов – это метод личностно-ориентированного обучения. Он развивает содержательную составляющую обучения, умения и навыки через комплекс заданий, способствующих актуализации исследовательской деятельности учащихся и аутентичным способам представления изученного материала в виде какой-либо продукции или действий.
Для разработки и реализации урока – проекта мной была выбрана тема «Детский фольклор».
Вложение | Размер |
---|---|
knizhka.docx | 910.18 КБ |
dokument_microsoft_word_4.docx | 22.03 КБ |
Содержание:
Введение……………………………… 1
Жеребьёвые сговорки …. …….… ….. 2 – 3
Заклички……………………..................4 - 5
Небылицы - перевертыши……… … 6 - 7
Песни колыбельные………………… 8 - 9
Поговорки………………….. ……… .. 9 – 10
Пословицы…………………………… 11 - 12
Потешки……………………………….13 - 14
1
Введение
Произведения детского фольклора исполняют взрослые для детей (материнский фольклор) и сами дети (собственно детский фольклор). Материнский фольклор включает произведения, созданные взрослыми ради игры с совсем маленькими детьми (до 5— 6 лет). Они побуждают ребенка к бодрствованию и физическим действиям. Фольклор, исполняемый самими детьми, отражает их собственную творческую активность в слове, организует игровые действия детского коллектива. В него входят произведения взрослых, перешедшие к детям, и произведения, сочиненные самими детьми. Границу между материнским и собственно детским фольклором провести не всегда вероятно, так как с 4-5 лет дети начинают подражать взрослым, повторяя игровые тексты.
Детский фольклор - явление уникальное по своему разнообразию: в нём сосуществует огромное множество жанров, каждый из которых связан практически со всеми проявлениями жизни ребёнка. У каждого жанра - своя история и своё назначение. Одни появились в глубокой древности, другие - совсем недавно, те призваны развлекать, а эти - чему-то научить, третьи помогают маленькому человеку сориентироваться в большом мире.
2
Жеребьёвые сговорки
Жеребьёвые сговорки - это когда игрокам надо честно разделиться на команды, два главных заводилы назначаются матками. Они стоят и ждут. К ним подходят пары:
- Мать, а мать, чего вам дать: дуб или березу?
Первая матка отвечает. Подходит вторая пара:
- Мать, а мать, чего вам дать: бочку с салом или казака с кинжалом?
Отвечает вторая матка и так далее. Так и образуются команды.
Если жеребьевые сговорки открывали детские игры, то игровые приговоры сопровождали другие стадии или события игры. Например, если в игре кто-то жульничал, обманывал, ему был адресован такой стишок:
Рыба, рыба, рыба - кит,
Рыба правду говорит,
Если рыба будет врать,
Ее надо наказать.
А вот приговоры, запрещающие менять решение:
Первое слово дороже второго.
3
Шла метла,
Второе слово подмела,
А первое оставила.
Шел крокодил,
Твое слово проглотил,
А моё оставил
И печать поставил.
Первое слово дороже второго,
А первое слово съела корова.
4
Заклички
Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.
Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
***
Дождик, лей, лей, лей!
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На зеленом лужочке!
5
***
Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышко,
Красно ведрышко.
***
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода:
Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка.
***
Божья коровка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба:
Черного, белого
Только не горелого.
6
Небылицы - перевёртыши
Небылицы – перевёртыши – это смешные истории про то, чего не бывает. Над тайным смыслом небылиц размышлял известный детский писатель Корней Чуковский в книге «От двух до пяти» — Лепые нелепицы. Небылицы существуют в народе издавна, а ведь народное творчество сохраняет самое лучшее, постепенно отсеевая всё ненужное. Когда ребёнок открывает для себя закономерности окружающего мира, новые понятия, он начинает играть этими понятиями, потому что через игру познаёт мир. Вкладывая в знакомое новый смысл, переворачивая всё с ног на голову, ребёнок учится лучше оперировать понятиями, развивает свободу мышления, фантазию и что немаловажно, учится понимать юмор.
Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку
Разрубил топор,
И по нашей кошке
Пробежал забор.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом.
***
Между небом и землёй
Поросёнок рылся
И нечаяно хвостом
7
К небу прицепился.
***
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на кобылке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Съехали с гор,
Развели костёр,
Кушают кашку,
Слушают сказку.
8
Песни колыбельные
Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.
Текст колыбельной песни «За печкою поет сверчок» (из фильма «Долгая дорога в дюнах»)
За печкою поет сверчок.
Угомонись, не плачь, сынок,
Глянь, за окном морозная,
Светлая ночка звездная.
Что ж, коли нету хлебушка,
Глянь-ка на чисто небушко.
Видишь, сияют звездочки,
Месяц плывет на лодочке.
Ты спи, а я спою тебе,
Как хорошо там на небе,
Как нас с тобою серый кот
В санках на месяц увезет.
Будут орехи, сладости,
9
Будут забавы, радости,
Будут сапожки новые
И пряники медовые.
Ну, отдохни хоть капельку,
Дам золотую сабельку,
Только усни скорей, сынок,
Неугомонный мой сверчок.
Поговорки
Поговорка — словосочетание, отражающее какое-либо явление жизни, один из малых жанров фольклора. Часто имеет юмористический характер.
Из простейших поэтических произведений, каковы басня и пословица, могут выделиться и самостоятельно перейти в живую речь элементы, в которых сгущают их содержание; это — не отвлечённая формула идеи произведения, но образный намёк на неё, взятый из самого произведения и служащий его заместителем (напр., «свинья под дубом», или «собака на сене», или «он выносит сор из избы»).
Куда матушка, туда и дитятко.
***
Мать кормит детей, как земля людей.
***
Беседа дорогу коротает.
***
В добрый час молвить, в худой промолчать.
***
Где много слов, там мало правды.
10
***
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
***
Не трудно сделать, да трудно задумать.
***
Любовь хоть и мука, а без нее скука.
***
На что и клад, когда в семье лад.
***
Береги платье снову, а здоровье смолоду.
***
Здоров будешь - все добудешь!
***
Здоровье дороже богатства.
***
Острый язык - дарованье, длинный язык - наказанье.
***
Мед сладок, а ребенок еще слаще.
***
Велик звон, да не красен.
***
Что вымучит, то и выучит.
11
Пословицы
Посло́вица — малая форма народного поэтического творчества, облачённая в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.
***
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
***
Бережёного Бог бережёт.
***
Волков бояться — в лес не ходить.
***
За одного битого двух небитых дают.
***
Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт.
***
Знание — сила.
***
Копейка рубль бережёт.
***
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
***
Любишь кататься — люби и саночки возить.
***
Один в поле не воин.
***
Под лежачий камень и вода не течёт.
***
Своя рубашка ближе к телу.
12
***
Семеро одного не ждут.
***
Семь раз отмерь — один отрежь.
***
Слово не воробей — вылетит, не поймаешь.
***
С миру по нитке — нищему рубаха.
***
Сытый голодному не товарищ.
***
Тише едешь — дальше будешь.
13
Потешки
Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу.
«Сорока»
Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)
Сорока-ворона,
Деткам отдала.
(загибают пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил?
— Зачем воду не носил?
***
«Ладушки» (на ударных слогах хлопают в ладоши)
Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!
А что ели? Кашку!
А что пили? Бражку!
14
Кашка масленька!
Бражка сладенька!
(Бабушка добренька!)
Попили, поели, ш-у-у-у…
Шуууу!!! (Домой) Полетели!
На головку сели! («Ладушки» запели)
Сели посидели,
Дальше (Домой) полетели!!!
***
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чистая водичка
Умоет наше личико,
Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко,
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!
ПРОЕКТ
по дисциплине «Литературное чтение»
на тему: «Детский фольклор»
Руководитель: Дяголева Н. А.
х. Урывский
2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Метод проектов – это метод личностно-ориентированного обучения. Он развивает содержательную составляющую обучения, умения и навыки через комплекс заданий, способствующих актуализации исследовательской деятельности учащихся и аутентичным способам представления изученного материала в виде какой-либо продукции или действий.
Для разработки и реализации урока – проекта мной была выбрана тема
«Детский фольклор». Ее выбор обусловило соответствие с УМК Школой России и календарно – тематическим планом 3 класса по дисциплине литературное чтение.
Актуальность выбранной формы урока вызвана тем, что работа по методу учебных проектов помогает реализовывать требования Федерального государственного образовательного стандарта, стимулируя интерес учеников к знанию и обеспечивая возможность применять их для решения новых познавательных и практических задач, а также развивает УУД.
Стоит отметить, что уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Проектная деятельность интересна для учащихся, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов, а значит проекты можно считать здоровье сберегающими технологиями.
В рамках учебного проекта «Детский фольклор» наш класс отправится в виртуальное путешествие по детскому фольклору.
Путешествуя, мы соберем жеребьевые скороговорки, заклички, небылицы-перевертыши, колыбельные песни, поговорки, пословицы и потешки.
Работа детей проходит в 2-х творческих группах. В ходе исследования, учащиеся находят, обрабатывают и оформляют информацию о детском фольклоре. Затем дети представляют свою книгу. Проект реализуется в течение одного урока.
Данный проект направлен на углубление и расширение знаний учащихся о фольклоре, развитие умений учащихся планировать как собственную работу, так и работы группы, а также умений выступать перед аудиторией.
В ходе реализации проекта предполагается научить школьников самостоятельно приобретать знания, которые помогут получить практический опыт в познавательной и учебной деятельности.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема: «Детский фольклор»
Учебный предмет: литературное чтение
Учебные дисциплины близкие к теме проекта: русский язык, информатика, технология.
Класс: 3
Возраст: 9-10 лет
Состав проектной группы: учащиеся 3 класса.
Тип проекта: творческий, монопроект, внутриклассный, мини – проект.
Цель проекта: Создание условий для развития новых образовательных качеств учащихся, условий для формирования творческой личности через проектную деятельность.
Задачи проекта:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Сроки реализации:1 урок
Продукт: книжка «Детский фольклор»
Руководитель проекта: Дяголева Н.А.
Информационно-методическое обеспечение: учебник «Литературное чтение», материал с иллюстрациями и информацией о фольклоре и его разновидности; ватман, клей, ножницы, цветные карандаши, фломастеры, иголки, магниты.
Содержание проекта
Класс делится на 4 группы. Каждая группа определяется (можно жребием) с темой над, которой будет работать: о виде детского фольклора: «Поэзия пестования» («материнская поэзия») - колыбельные песни, потешки; Календарный - заклички; Игровой - жеребьёвые сговорки, небылицы - перевёртыши.; дидактический - пословицы и поговорки.
Перед группами ставятся конкретные задачи:
Каждая группа получает задание, в соответствии с которым будет выполнять проектную деятельность.
Каждой группе необходимо найти информацию в разных доступных
источниках (и в Интернете) о фольклоре, следуя следующему алгоритму:
На уроке каждой команде предоставлен лист А3. Они должны наклеить в книгу свои виды фольклора и информацию о них, которые они выберут из большого количества. Главная цель - точно знать, какие виды фольклора есть.
В ходе работы над проектом проводится анализ выполненного, при необходимости учитель помогает ученикам, корректирует их работу.
Свою работу дети сопровождают аппликацией. Собирается и обсуждается информация по теме, отбирается главное.
После завершения работы каждая группа детей представит свой продукт, и каждый ребенок должен рассказать о своём фольклоре, т.е. название, кратко его лексическое значение и примеры.
СТРУКТУРА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
(основной этап)
а) Сбор и анализ информации о детском фольклоре по плану
б) оформление книжки «Детского фольклора»
ЛИТЕРАТУРА
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Проказы старухи-зимы
Басня "Две подруги"
Ласточка. Корейская народная сказка
Пока бьют часы