Научно-исследовательский проект: «Нобелевские лауреаты 21 века в области литературы»
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-issledovatelskiy_proekt_nobelevskie_laureaty_21_veka.pptx | 948.66 КБ |
Слайд 1
Научно-исследовательский проект «Нобелевские лауреаты 21 века в области литературы» Автор: Л азарева Дарья, ученица 11 класса Руководитель: Ольнева Н аталья Юрьевна ,учитель русского языка и литературы 2019г.Слайд 2
Введение Нобелевская премия по литературе — престижная награда, ежегодно вручаемая Нобелевским фондом за достижения в области литературы. Одна из пяти премий, созданных по воле Альфреда Нобеля в 1895 году, которая вручается «создавшему наиболее значительное литературное произведение идеалистической направленности». Лауреатами Нобелевской премии по литературе, как правило, становятся писатели с мировым именем, признанные на родине и за ее пределами. После того, как все заявки поданы, Нобелевский комитет проводит отбор кандидатов и представляет их Шведской академии, ответственной за определение лауреата. Как правило, Шведская академия, которой, по завещанию Альфреда Нобеля, поручено присуждение премии, предпочитает оценивать не отдельное произведение, а все творчество писателя-номинанта. Всего с 1901 года обладателями награды стали 112 писателей. Среди Нобелевских лауреатов всем нам известные имена. Это русские писатели: Александр Солженицын, Борис Пастернак, Иван Алексеевич Бунин, М ихаил Шолохов., Иосиф Бродский, английский писатель Редьярд Киплинг и его знаменитые «Книга Джунглей» , американский писатель Эрнест Хемингуэй за книгу «Старик и море» и многие другие писатели. Они прочно вошли в историю, а их произведения всегда «на слуху». Но многим ли из нас известны современные писатели, получившие нобелевскую премию? Неужели они не заслуживают нашего читательского внимания. Если они удостоились Нобелевской премии, значит в их произведениях есть что0 то животрепещущее и актуальное. Чтобы исправить существующую несправедливость, я решила написать проект, который бы познакомил людей с современными литературными лауреатами и помог открыть в их произведениях что-то новое для себя.
Слайд 3
Цель исследования- привлечь внимание современников к значимым произведениям нобелевских лауреатов 21 века по литературе Задачи: Узнать лауреатов нобелевской премии по литературе за 21 век Определить их самые популярные произведения и актуальность тем Цели и задачи
Слайд 4
Гао Синцзянь ( 1940, Франция) 2000 год «За произведения вселенского значения, отмеченные горечью за положение человека в современном мире» Роман "Гора души» Гао Синцзяня обрел европейский успех. В основе произведения — автобиографические моменты. Узнав, что его выселят в трудовой лагерь в село, и еще будучи уверенным в том, что у него рак легких (к счастью, диагноз не подтвердился, хотя симптомы были явными), Синцзянь решил сделать путешествие по р. Янцзы. Это было будто путешествие в свою смерть — именно через 10 месяцев, когда он доберется к верховью реки, закончится время, отведенное ему врачами. Поэтому в романе-путешествия, написанном в даосской традиции, слилось все: природа и человек, жажда жизни и страх смерти, раздумья о свободе и несвободе, сугубо жизни и жизни потусторонней... А когда же это написано прозаиком, то здесь есть и о природе художественного творчества (он же и художник), упоминается история Китая, история его писательства. И множество встреч с людьми разных профессий, уникальными личностями, которые раскрывают ему свою душу, — ведь он с каждым из 15 тысяч километров приближался к своей смерти, и люди это будто ощущали. Сказ льется плавно, как течет река Янцзы, время будто триединое: прошлое, настоящее и неизведанное...
Слайд 5
Видиадхар Найпол (1932-2018, Великобритания ) 2001 год «За непреклонную честность, что заставляет нас задуматься над фактами, которые обсуждать обычно не принято» Из провинциальной Индии судьба забрасывает Вилли Чандрана, главного героя романа «Полужизнь» , в имперский центр - Лондон, а затем снова в провинцию, но уже африканскую. Разные континенты, разные жизненные уклады, разные цивилизации - и дающаяся лишь однажды попытка прожить собственную, единственную и настоящую жизнь. Будет ли она полноценной, состоявшейся, удачной? И все ли хорошо в этом "лучшем из миров"? Рассказывая о простых людях в обычных житейских ситуациях, писатель вместе со своим героем ищет ответ на вопрос, с которым рано или поздно сталкивается каждый: "Своей ли жизнью я живу?"
Слайд 6
Имре Кертес ( 1929-2016, Венгрия ) 2002 год За то, что в своем творчестве Кертес дает ответ на вопрос о том, как индивидуум может продолжать жить и мыслить в эпоху, когда общество все активнее подчиняет себе личность. В сборник «Английский флаг» вошли три повести, в которых писатель размышляет о печальном опыте тоталитаризма в его жестких, нечеловеческих формах при фашизме и сталинизме и в «мягких», но не менее унизительных - при режимах, сложившихся после войны в странах Восточной Европы.
Слайд 7
Джон Кутзее (1940, Южная Африка ) Самый загадочный писатель из всех нобелевских лауреатов, дважды удостоенный премии «Букер» и ни разу не явившийся на вручение, посвятивший нобелевскую речь не кому-нибудь , а Робинзону Крузо, человек, само имя которого долго оставалось загадкой. «Бесчестье» — возможно, главный роман писателя. Герой книги, университетский профессор, из-за скандальной истории со студенткой лишается буквально всего — и работы, и благорасположения общества. Роман-полемика, ответ писателя на вопрос, в свое время поставленный Францем Кафкой, — быть или не быть человеку, если жизнь низвела его в глазах окружающих до состояния насекомого, стать ли ему нулем или начать с нуля. 2003 год «За создание бесчисленного количества обличий удивительных ситуаций с участием посторонних»
Слайд 8
Эльфрида Елинек (1946г.,Австрия) Мир музыки для Эрики Кохут, главной героини романа «Пианистка», тесно переплетается с миром маний и фобий, отношения с матерью — болезненный водоворот привязанности и отвращения, несбывшиеся мечты принимают форму жестоких извращений, а ученик наделяется ролью мучителя. Больше, чем книга про «отцов и детей», травмы привязанности и пролонгированное самоубийство. Больше, чем книга о женской слабости, хрупкости разума и призраках, вьющих гнездо в сердце Эрики Кохут. Это — оглушительная симфония, блистательная попытка Эльфриды Елинек отыскать в человеке хоть что-то человеческое. 2004 год «За музыкальные переливы голосов и отголосков в романах и пьесах, которые с экстраординарным лингвистическим усердием раскрывают абсурдность социальных клише и их порабощающей силы»
Слайд 9
Гарольд Пинтер (1930-2008гг., Великобритания) Пьеса «Предательство » небольшая , но емкая, точная, цельная... С каждой сценой мы видим полное раскрытие трех главных персонажей - Роберта, его жены Эммы и их общего друга Джерри. По названию мы можем понять о чем будет речь, и если честно, пьеса заставляет задуматься и поразмыслить - Кто здесь действительно предатель, кто жертва. 2005 год За то, что в своих пьесах приоткрывает пропасть, лежащую под суетой повседневности, и вторгается в застенки угнетения.
Слайд 10
Орхан Памук (1952г.,Турция) И звестный турецкий писатель, обладатель многочисленных национальных и международных премий, в числе которых Нобелевская премия по литературе за «поиск души своего меланхолического города». В самом деле, действие почти всех романов писателя происходит в Стамбуле, городе загадочном и прекрасном, пережившем высочайший расцвет и печальные сумерки упадка. Однако если в других произведениях город искусно прячется позади событий, являя себя в качестве подходящей декорации, то в своей книге «Стамбул. Город воспоминаний» Памук отводит ему роль главного героя. Рассказывая о своем детстве и юности, писатель раскрывает перед нами Стамбул как тайну, которую стоит узнать и полюбить. 2006 год «За то, что в поисках меланхоличной души родного города нашёл новые символы для столкновения и переплетения культур»
Слайд 11
Дорис Лессинг (1919 -2013гг., Великобритания) В романе «Золотой дневник» рассказывается история Анны Вулф, талантливой писательницы и убежденной феминистки, которая, балансируя на грани безумия, записывает все свои мысли и переживания в четыре разноцветные тетради: черную, красную, желтую и синюю. Но со временем появляется еще и пятая, золотая, тетрадь, записи в которой становятся для героини настоящим откровением и помогают ей найти выход из тупика. Эпохальный роман, по праву считающийся лучшим произведением знаменитой английской писательницы Дорис Лессинг 2007 год «За исполненное скепсиса, страсти и провидческой силы постижение опыта женщин»
Слайд 12
Гюстав Леклезио (1940г.,Франция ) В романе «Пустыня» главная героиня, юная Лалла - потомок Синих Людей, воителей Сахары. Из нищего Городка на севере Марокко она попадает в Марсель и в этом чужом ей, враждебном краю нежданно-негаданно становится знаменитостью, звездой, но без сожаления покидает Европу ради пустыни . 2008 год «За то, что Леклезио пишет «о новых направлениях, поэтических приключениях, чувственных восторгах», он — «исследователь человечества вне пределов правящей цивилизации »
Слайд 13
Герта Мюллер (1953г., Германия) Творчество Герты Мюллер - одно из самых значительных явлений в современной немецкой литературе. Т ема обездоленных в романе «Сердце-зверь» знакома ей не понаслышке: еще до ее рождения родители Герты Мюллер, румынские немцы, были депортированы в СССР и провели пять лет в трудовом лагере, сама Герта в юности подверглась притеснениям за отказ сотрудничать со спецслужбами и была вынуждена покинуть Румынию и переехать в ФРГ. Только там состоялась ее литературная карьера. Именно эта жутковатая, отчасти автобиографическая книга о жизни этнических немцев в самые мрачные годы правления Чаушеску принесла Герте Мюллер европейскую славу. Темы, которые здесь затронуты, очень близки российскому читателю. Опыт существования в тоталитарном государстве, испытание человека страхом, насилием и отчуждением неизбывен и накладывает отпечаток не на одно поколение. 2009 год «С сосредоточенностью в поэзии и искренностью в прозе описывает жизнь обездоленных»
Слайд 14
Марио Варгас Льоса (1936г., Перу) "Город и псы" (1962) - первый роман Марио Варгаса Льосы, с которым известный перуанский писатель триумфально вошел в литературу, - до сих пор остается одной из самых заметных его работ. Динамичный сюжет, гротеск - вот слагаемые всемирного успеха Варгаса Льосы, определившиеся уже в этой книге. Молодые герои романа "Город и псы", попав в жесткие условия военного училища, вынуждены бороться за сохранение в себе личностей, за то, чтобы не сломаться в предлагаемых жизненных обстоятельствах. Но станут ли они победителями? 2010 год «За картографию структуры власти и яркие образы сопротивления, восстания и поражения индивида»
Слайд 15
Тумас Транстрёмер (1931-2015гг., Швеция) Транстрёмер также известен как автор экспериментальных хайку, довольно далеко отстоящих от канонических текстов в традиции жанра. Книга «Великая тайна» , вышедшая в 2004 году, за исключением пяти текстов, представляет как раз образцы хайку Транстрёмера. 2011 год «За точные и богатые образы, которые дали читателям по-новому взглянуть на реальный мир»
Слайд 16
2012 год Мо Янь ( 1955г., КНР) «Чесночное дело» - эпический роман красоты и жестокости, помещенный в пейзаж, одновременно странный и манящий, рисует портрет народа, чьи яростные страсти нарушают жесткие рамки их древних традиций. Обеспокоенные крестьяне стихийно собрались вместе, чтобы решить проблему, и это привело к волнениям, которые стали известны под названием «Чесночное дело». Этот инцидент, который был активно освещён в газетах, побудил Мо Яня отложить свою серию романов на «семейную» тему и за 35 дней, на одном дыхании, написать этот полный благородного негодования роман. В композиции романа использованы народные песни и выступления, повествование в тексте ведется по китайскому принципу «парных фраз»; он полон чувства ярости и праведного гнева, очень насыщенный и динамичный. «За его умопомрачительный реализм, который объединяет народные сказки с современностью»
Слайд 17
Элис Манро (1931г.,Канада ) Критика постоянно сравнивает Манро с Чеховым, и это сравнение не лишено оснований: подобно русскому писателю, она умеет рассказать историю так, что читатели, даже принадлежащие к совсем другой культуре, узнают в героях самих себя. В своем новейшем сборнике «Дороже самой жизни» Манро опять вдыхает в героев настоящую жизнь со всеми ее изъянами и нюансами. Самое сильное оружие в арсенале Манро — умение сочувствовать персонажам, и здесь она снова демонстрирует его в полном объеме. 2013 год «Мастеру современного короткого рассказа»
Слайд 18
Патрик Модиано (1945г.,Франция) Магия Модиано состоит в искусстве вводить элементы реальности в воображаемый мир писателя, переплетая их так тесно, что уже не отличить, где правда жизни, а где вымысел... «Дора Брюдер» – книга исключительная. Самая удачная, самая пронзительная из написанных Патриком Модиано. 2014 год «За искусство памяти, посредством которого он рассказал о самых непостижимых человеческих судьбах и жизненном мире оккупации»
Слайд 19
Светлана Алексиевич (1948г., Белоруссия) "У войны не женское лицо» . Книга переведена более чем на двадцать языков, включена в школьные и вузовские программы во многих странах. Последняя авторская редакция: писательница, в соответствии со своим творческим методом, постоянно дорабатывает книгу, убирая цензурную правку, вставляя новые эпизоды, дополняя записанные женские исповеди страницами собственного дневника, который она вела в течение семи лет работы над книгой. "У войны не женское лицо" - опыт уникального проникновения в духовный мир женщины, выживающей в нечеловеческих условиях войны. 2015 год «За её многогласное творчество — памятник страданию и мужеству нашего времени»
Слайд 20
Боб Дилан (1941г., США) «Боб Дилан представляет свои стихи в форме песен, и в этом между ним и древнегреческими авторами нет никакой разницы, потому что их поэтические строки тоже часто становились основой для песен. Боб Дилан создает произведения, которые приятно воспринимать на слух, но его работы также приятно и просто читать как стихи», — объяснила постоянный секретарь Шведской Академии Сара Даниус. 2016 год «За создание новых поэтических выражений в великой американской песенной традиции»
Слайд 21
Кадзуо Исигуро (1954г., Великобритания) «Не отпускай меня» - пронзительная книга, которая входит в список 100 лучших английских романов по версии журнала «Time». Тридцатилетняя Кэти вспоминает свое детство в привилегированной школе Хейлшем, полное странных недомолвок, половинчатых откровений и подспудной угрозы. Это роман-притча. Это история любви, дружбы и памяти. Это предельное овеществление метафоры «служить всей жизнью». «Погребенный великан» — роман необычный, завораживающий. Автор переносит нас в Средневековую Англию. Пожилая пара, Аксель и Беатриса, покидают свою деревушку и отправляются в полное опасностей путешествие — они хотят найти сына, которого не видели уже много лет. Исигуро рассказывает историю о памяти и забвении, о мести и войне, о любви и прощении. Но главное — о людях, о том, как все мы по большому счету одиноки. 2017 год «Который в романах великой эмоциональной силы открыл пропасть под нашим иллюзорным чувством связи с миром»
Слайд 22
Ольга Токарчук (1962г., Польша) "Бегуны" - своего рода литературная монография путешествий по земному шару и человеческому телу включающая в себя причудливо связанные и в конечном счете образующие единый сюжет новеллы, повести, фрагменты эссе, путевые записи и проч. Это роман о современных кочевниках, которыми являемся мы все. О внутренней тревоге, которая заставляет человека сниматься с насиженного места. О тех, кто стремится к некой цели, и о тех, для кого целью оказывается сам путь. 2018 год « З а нарративное воображение, которое с энциклопедической страстью представляет пересечение границ как форму жизни».
Слайд 23
2019 год Петер Хандке (1942г., Австрия) Там , где мы видим лишь движение ветра в траве, автор книги «Страх вратаря» однажды разглядел ангелов. Он знает цену каждому случайному слову и жесту, и поэтому в его коротких романах вроде бы много случайного, но это только на первый взгляд. Хандке, возможно, лучший из тех, кто сегодня пишет на немецком. «За влиятельные работы, в которых с лингвистической одаренностью исследуются периферия и своеобразие человеческого существования»
Слайд 24
Заключение Я создавала этот проект в надежде на то, что он приблизит людей не только к литературе 21 века, но и к литературе в целом, поможет познать себя и мир , открыть в произведениях нобелевских лауреатов что-то уникальное, ранее неизвестное, а они в свою очередь вдохновят на творчество.
Слайд 25
Используемые ресурсы https ://yandex.ru / https://www.chitalnya.ru/work/2022308/ https://www.livelib.ru
Мастер-класс "Корзиночка"
Три загадки Солнца
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Ёжикина Радость
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари