Имя М. В. Исаковского неотрывно связано со Смоленским краем. Понять его поэзию можно, только вникнув в историческую судьбу родного края.
Вложение | Размер |
---|---|
Проект Алексеенко Полины | 65.37 КБ |
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
города Сафоново Смоленской области
Проект по литературе
на тему
«М. В. Исаковский. Человек-песня»
Автор работы: Алексеенко Полина, 9 класс
Руководитель: Е.Е. Кавецкая,
учитель русского языка и литературы
Сафоново
2019
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………………3
Связь биографии поэта с историей народа и страны………………….……………………….5
Биография М.В. Исаковского …………………………………………………………………………..…5
Песенное творчество М.В. Исаковского…………………………………………………………….12
Черты русского национального характера в лирике М.В. Исаковского…………….17
Заключение………………………………………………………………………………………………………19
Источники информации………………………………………………………………………………….21
Приложение…………………………………………………………………………………………………… 22
ВВЕДЕНИЕ
Имя М. В. Исаковского неотрывно связано со Смоленским краем. Понять его поэзию можно, только вникнув в историческую судьбу родного края. Творческое развитие лучших традиций русской классической и устной народной поэзии в соединении с ярким, самобытным талантом, несравненным поэтическим мастерством позволили М. В. Исаковскому занять одно из выдающихся мест в русской поэзии. Лирика поэта, обращённая к родным местам очень задушевная, насквозь пронизана чувством глубокой любви к Смоленщине.
Почему у меня возник интерес к творчеству нашего земляка? Объяснить это достаточно просто. Стихотворение, положенное на музыку, становясь песней, объясняющей поэтический и музыкальный образ, уходит в житейскую среду, становясь всеобщим. Меня интересует процесс создания художественного произведения, а у Исаковского почти все стихи стали песнями. Их знает вся наша страна и не только. И это неудивительно, так как то, о чём он говорит в своих стихах так понятно и так близко простому человеку, т. е. нам. Народ становится соавтором, он шлифует слова, подобно тому, как море сглаживает и обдирает гальку. Уходит всё необязательное, случайное, временное.
Литература об Исаковском небогата. Для написания работы были использованы следующие источники: Баевский В. С., Павлова Л. В. «Поэты земли Смоленской», «Воспоминания о М. Исаковском»: Сборник, Кошелев Я. Р. «М. В. Исаковский. Страницы жизни и творчества», Поликанов А. А. «Михаил Исаковский», Поликанов А. А. «Песенное сердце», «Проблемы истоков творчества. А. Твардовский, М. Исаковский, Н. Рыленков» Межвузовский сборник, Осетров Е. «Человек – песня. Книга о М. Исаковском» и материалы периодической печати – публикации газеты «Рабочий путь».
Перед началом работы я решила провести опрос (Приложение 1), который подтвердил мои предположения того, что песни М.В. Исаковского знают все жители нашей страны.
Проанализировав данные опроса (Приложение 2), у меня появилась
Гипотеза исследования – на основании исследования доказать народность песен М. В. Исаковского.
Чтобы доказать или опровергнуть эту гипотезу, я поставила перед собой
Цель работы – раскрыть, почему многие стихи М.В. Исаковского были положены на музыку.
Данная цель определила и поставила перед собой решение следующих задач, а именно:
Объект исследования – жизнь и творчество М.В. Исаковского.
Предмет исследования – песни, положенные на стихи М.В. Исаковского.
Методы исследований: сбор информации, анализ собранной информации, статистический, социологического анкетирования.
В результате проделанной работы я планирую изучить биографию и творческий путь М.В. Исаковского, провести анализ творчества поэта, планирую составить презентацию и буклет по теме работы.
Практическая значимость состоит в возможном использовании материала проекта на уроках литературы, а также может быть использована для мероприятий в школьной библиотеке.
Связь биографии поэта с историей народа и страны
Биография М. В. Исаковского
Михаил Васильевич Исаковский - создатель современной народной песни. Родился и вырос в бедной смоленской деревне. Родные края Михаила Васильевича Исаковского – Смоленщина, бывший Ельнинский уезд, позднее Всходский, а сейчас Угранский район, деревня Глотовка. Там седьмого января 1900 года родился поэт, там прошли его детство и юность, там еще за школьной партой он начал писать стихи. (Приложение 3)
Родители Исаковского были бедняками из бедняков. Из 13-ти их детей выжило только пятеро. Михаил был предпоследним, 12-ым ребёнком. Мать Михаила – Дарья Григорьевна – терпеливо сносила бесконечные тяготы и заботы многодетной семьи. Она не умела ни читать, ни писать.
Отец поэта – Василий Назарович – труженик, пахарь, печник, плотник, предприимчивый, хозяйственный человек. Он владел начатками грамоты и со временем устроился работать почтальоном в соседней деревне. Благодаря газетам и журналам, которые привозил с почты отец, Миша самоучкой приобщился быстро к грамоте, самостоятельно научился читать, а затем и писать.
На всю жизнь врезались в чуткую душу Исаковского воспоминания о безрадостном голодном детстве: «Горькое, горькое детство в краю, где «земля скупа на урожай, да и земли-то этой самой нету», в местности, где экономили даже лучинку и «по вечерам нигде не зажигают огней».[1] К тому же еще эта неизлечимая проклятая болезнь глаз.
Навсегда поэт сердцем приник к родным краям и не раз воспел их в стихах и песнях: «Есть во Всходском уезде деревня такая, где оставил я детство свое, и, куда бы ни шел, мне звучал, не смолкая, теплый, ласковый голос ее».[2]
Не в этой ли любви к родным местам истоки задушевной поэтичности, ко-
торой пронизана вся патриотическая лирика Михаила Исаковского.
Поэт и сам говорил, об этом: «Да, я родился и вырос на Смоленщине. И хотя я прожил там в общей сложности меньше, чем в других местах, земля смоленская и до сих пор остается для меня самой близкой, самой родной. И это не потому, что я меньше люблю ту большую, великую землю, которую все мы называем своей матерью-Родиной-Родиной с большой буквы... Дело тут, по-видимому, в другом. Места, где я родился и вырос, кажутся мне самыми родными и незабываемыми потому, что там как бы осталась часть моей жизни, часть меня самого. Там - в этих смоленских местах, родилось и возникло то, что потом стало целью моей жизни, - возникла моя поэзия. Это она, смоленская земля, дала мне свои думы, свои напевы, свои слова, свои краски».[3]
Нелегко родилась эта любовь. Сквозь горести и мрак пронес ее поэт в своем сердце.
Дореволюционная Смоленщина была глухим и скудным краем. Даже в названии родной деревни Исаковского было что-то мрачное и неприятное. Существовала легенда, что в давние времена первым поселился в этих краях богатый, жадный мужик Глот, угнетавший бедных крестьян. Это была беспросветная провинциальная глушь, о которой сам Исаковский впоследствии вспоминал:
«Я вырос там, среди скудных полей, Где все пути терялись в тумане, Где матери, баюкая детей, О горькой доле пели им заранее».
Но были у подрастающего мальчика Миши и светлые минуты жизни, не позволяющие угаснуть загорающемуся огоньку поэтического дарования. Большую роль тут сыграл отец Василий Назарович - истовый труженик и пахарь, и печник, и плотник, предприимчивый, хозяйственный человек.
Чтобы прокормить большую семью, он осенью, по окончании сельскохозяйственных работ, отправлялся «в поход», т.е. на поиски заработков. Он не жалел ног и, по рассказам поэта, исходил чуть ли не всю страну - Смоленщину, Белоруссию, дошел даже до Петербурга. Он владел задатками грамоты и со временем устроился работать почтальоном в соседней деревне Оселье, где находилось волостное правление.
Василий Назарович много думал о будущем сына, стремился дать ему образование, раскрыть для него окружающий мир. Его работа на почте способствовала этому. Каждую неделю он ездил с почтой на станцию Павлиново, нередко брал с собой в поездку сына. Эти поездки для крестьянского мальчика из глухой деревни были знакомством с большим, неведомым ранее миром. Для подростка Исаковского было радостным событием увидеть на станции Павлиново поезд и телеграф.
Было еще одно важное следствие поездок на станцию. Благодаря газетам и журналам, которые привозил с почты отец, Миша самоучкой приобщился к грамоте, научился читать и писать самостоятельно. Опять-таки, помог отец овладеть грамотой. Михаил Исаковский сделался, по его словам, чуть ли не единственным грамотеем на всю округу.
Осенью 1910 года в волостном селе Осенье, что в полукилометре от Гло-товки, открылась начальная земская школа. Михаил Исаковский, упустивший годы, но уже умеющий читать и писать, был принят сразу во второй класс.
«Ходить в школу, особенно зимой, мне было не в чем, - вспоминал он впоследствии. Лапти, правда, я умел плести сам, так что с обувью дело обстояло благополучно, но одеваться мне было не во что. Так и просидел я целую зиму…»
К тому же была еще одна причина: мальчик, с детства страдавший болезнью глаз, плохо видел даже с первой парты, боялся обидных кличек. На помощь пришла учительница - Екатерина Сергеевна Горанская. (Приложение 4) Она прислала мальчику полный комплект учебников за второй класс, и тот стал посильно заниматься дома. С осени 1911 года он смог ходить в школу и окончил ее весною 1913 года, получив «5» по всем предметам.
Уже в школе у Михаила стала обнаруживаться литературная одаренность. Летом 1912 года он стал писать стихи, и два из и них - «Святой» и «М.В. Ломоносов», были им прочтены по просьбам учителей на выпускном экзамене. Успех был полный. Босоногий, плохо одетый мальчик, которого раньше никто не замечал, стал предметом внимания. [4]
В 1914 году, когда Исаковский с помощью учителей - Е.С. Горанской и В. В. Свистунова, упорно готовился к вступительным экзаменам в четвертый класс гимназии (предстояло за несколько месяцев освоить трехгодичный курс), одно из его ученических стихотворений увидело свет.
Оно называлось «Просьба солдата». Стихотворение было напечатано в московской газете «Новь», куда его послал без ведома автора один из учителей Исаковского. Так уже подростком будущий поэт приобрел первую публикацию.
Осенью 1915 года Исаковский поступает в четвертый класс частной гимназии Воронина в Смоленске.
Огромную роль в судьбе будущего выдающегося поэта сыграл М.И. Погодин - обаятельный российский интеллигент. Когда Исаковскому за неуплату взноса за обучение грозило исключение их гимназии, Погодин быстро пришел на помощь.
Несмотря на все заботы добрых людей, Исаковский жил очень бедно. По его собственным словам, он «занимал маленькую комнатушку, питался как попало и чем попало». К материальным трудностям прибавилось еще одиночество, отсутствие друзей.
Во время февральской буржуазно-демократической революции Исаковский учился в шестом классе Смоленской гимназии. Революционные события коснулись значительной части учеников, вовлекли их в свою орбиту.
Пятого марта 1917 года, в день свержения самодержавия, состоялось общее собрание учащихся старших классов средних учебных заведений Смоленска, которое избрало Исполнительный комитет своей молодежной организации. Был создан молодежный клуб и собственный журнал «Наша заря».
Революционно настроенный гимназист Исаковский принял самое деятельное участие во всей этой работе.
В смоленской гимназии Воронина Исаковский проучился два года, и осенью
1917 года он перевелся в Ельнинскую гимназию - поближе к дому. Однако учиться дальше не пришлось: семья терпела большую нужду, и надо было браться за работу. Он оставляет гимназию, уйдя из шестого класса. На этом прервалось навсегда его образование. Впоследствии он всю жизнь занимался самообразованием, так как не мог продолжать систематическую учебу из-за болезни глаз.
Великую Октябрьскую революцию семнадцатилетний Михаил Исаков
ский принял радостно, всем сердцем. Не случайно впоследствии, в задушевной «Песне о революции» он обращался к ней как к живому, любимому существу
Ты одна - за тысячу лет впервые
Руку протянула мужику.
Весной 1918 года в биографии Исаковского произошел драматический эпизод, едва не стоивший ему жизни. Бедствующее крестьянство Смоленщины не раз посылало гонцов за хлебом в плодородные южные края России. Желая помочь голодающим сельчанам, Исаковский в марте 1918 года вместе с товарищем Филимоном Титовым отправляется в подобную поездку, чтобы пригнать вагон хлеба для деревни. Побывали они в Курске, а затем добрались до Ростова- на- Дону, где им сказали, что по Дону идет баржа с пшеницей и весь этот хлеб предполагается отправить специальным поездом в Смоленскую губернию. Но шла гражданская война, на Ростов наступали бело-казачьи войска. Баржа так и не пришла, поезд не ходил. Исаковский с товарищем отправились домой пешком, но под Новочеркасском были задержаны бело-казачьим патрулем, посажены в тюрьму и, как потом выяснилось из документов, оказались приговоренными к расстрелу. Лишь вступление в город Красной армии избавило их от смерти.
Ужас пережитого не ослабил волю юного Исаковского, не поколебал его революционных убеждений.
Осенью 1918 года он вступает в ВКП(б). Начинается длительный период журналистской газетной работы Исаковского, одновременно происходит его становление как поэта. Революции требовались грамотные люди из рабоче-крестьянских слоев.
Вначале 1919 года партия посылает Исаковского в Ельню, редактором уездной газеты, которая находилась тогда в бедственном состоянии. Как вспоминал Михаил Васильевич, в сущности, газеты еще не было, - ее надо было заново создавать. Проработал он здесь два года, причем работал буквально один. Весь материал, от первой до последней строки, приходилось самому переписывать от руки: не было ни машинки, ни машинистки. Он писал статьи и фельетоны, корректировал, участвовал в верстке. Газета печаталась вручную. Усталость на работе повлияла на то, что у Исаковского стала прогрессировать болезнь глаз.
В 1921 году Исаковского переводят на работу в смоленскую губернскую газету «Рабочий путь». На различных должностях (выпускающий секретарь, заведующий отделом и др.) он работал здесь в течение десяти лет (не считая нескольких длительных перерывов, связанных с болезнью).
В том же 1921 году в Смоленске вышли первые сборники стихов Исаковского: «По ступеням времени», «Взлеты» - агитационная поэма «Четыреста миллионов» и книга лозунгов «Борьба с голодом».
В 1927 году в Москве, в государственном издательстве, вышла книга М.Исаковского «Провода в соломе». Составленная из наиболее значительных его стихотворений первой половины двадцатых годов, замеченная и высоко оцененная М. Горьким, она обозначила начало самостоятельного поэтического пути.[5]
Мужание Исаковского - поэта совпало со временем активного становления советской литературы, когда выковывались стиль, соответствующий эпохе, и форма, понятная миллионам.
Сборник «Провода в соломе» свидетельствовал о наступлении творческой зрелости Исаковского. Взволнованность, искренность, раскрытие героики будней - таковы несомненные достижения Исаковского, с которыми молодой поэт выходил на широкую дорогу творчества.
После «Проводов в соломе» выходят новые книги Исаковского: «Провинция» (1930г.), «Мастера земли» (1930г.), «Избранники земли» (1931г.), составленные из произведений конца 20-х годов. Поэт продолжает совершенствовать уже определившуюся линию своего творчества.
В середине 30-х годов Исаковский приобретает широкую известность, его стихи и песни звучат по всей стране.
Безмерно трагическим и героическим для нашей страны был период Великой Отечественной войны. Ценой невероятных жертв и лишений добывалась великая победа над коварным врагом. Стихи и песни Исаковского в те дни передавали чувства испепеляющей ненависти людей к врагу, пробуждали чувства отваги, умножали любовь к Родине. Михаилу Исаковскому тяжелая болезнь глаз не позволила надеть солдатскую шинель, но и в глубоком тылу на него обрушились горести и несчастья, общие для всех советских людей.
Под пятой фашистских оккупантов оказалась его малая Родина-Смоленщина. В Глотовке был сожжен врагами его отчий дом.
Поэт всю войну прожил в небольшом городе Чистополе, терпя вместе со всеми тяготы и лишения вынужденной эвакуации. Об этом он поведал в стихотворениях «Земля в Чистополе», «Из Чистопольских записей». В Чистополе подолгу не работали почта и радио, но ни на минуту не испытывал Исаковский душевного отрыва от общей судьбы народа, не исключая себя из атмосферы всенародной борьбы. Тяжело, горько переживал Исаковский невозможность с оружием в руках сражаться на фронте. Но сердцем поэт был на фронте, в строю бойцов.
А дни бегут. А сила не вернется, А старость бродит по моим следам. Пусть будет так. Но все же сердце бьется
И это сердце - без остатка - там.
Лирика Исаковского тех грозных лет - настоящая поэтическая летопись войны. Проникновенно поэт рисует суровые будни фронта и тыла, героические дела и чувства воинов и партизан, рабочих и колхозников, раскрывает всенародный характер и исторический смысл борьбы с фашизмом.
Поэтически отображаются не только чувства и думы бойцов-фронтовиков («Перед боем»), но и мужество матери, благословляющей сына-воина («Наказ сыну»), беженцев, покидающих родные края («Мы шли...»), девушки, провожающей бойца на позиции («Огонек»), советских девушек, угнанных в фашистскую неволю («Не у нас ли, подруженьки...»).
В 1943 году, когда дымилась только что освобожденная от врагов родная его Смоленщина, люди, выходившие из укрытий, брались за топоры, чтобы строить новые жилища. Исаковский чутко улавливает и мастерски передает ритмику трудового созидания, динамику самой жизни.
На родных пепелищах - с утра до заката –
Топоры неумолчно стучат,
И, поднявшись над пеплом, сосновые хаты,
Словно колокол медный, звучат.
В последние годы Михаил Васильевич занимался депутатской деятельностью - он был депутатом Верховного совета РСФСР четырех созывов. Родина высоко оценила писательский труд Исаковского. За литературную работу он был награжден 4-мя орденами Ленина и Золотой Медалью «Серп и молот» и Героя социалистического труда, 2-мя орденами Трудового Красного знамени, орденом «Знак Почета», был лауреатом 2-х Государственных премий первой
степени.
В 1964 году началось обострение болезни Исаковского (инфаркт, тяжелое воспаление легких). Как писал сам поэт: «Я уже давно болен. Причем болезни мои (их несколько) носят такую форму, что работать мне невозможно и даже думать о чем-либо трудно».
Что-то грустно мне стало, -
День и вправду печальный.
Няня верно сказала:
Я — больной невставальный.
(«В больнице» 1968г.)
Состояние здоровья у него не раз было совсем критическим. Еще в письме М. И, Погодину 25 мая 1966 года он сообщал: «Я нахожусь во Внукове. Всё бы ничего, но невероятно ослаблено сердце. Лежать я могу, сидеть за столом и что-нибудь тихонечко делать тоже могу некоторое время, но пройти 25—30 шагов мне уже трудно: начинается страшное сердцебиение, подкашиваются ноги, темнеет в глазах. Даже такой нагрузки, как ходьба (очень тихая), сердце не переносит. Никогда не думал, что такое может быть со мною. Уж что другое, а сердце у меня всегда было хорошее. А вот чем кончилось...».
Потом наступали периоды улучшения, но к началу 70-х годов надежд на полное выздоровление уже не оставалось. Поэт предчувствовал конец жизненного пути и подводил итоги прожитого и сделанного, вспоминал детство, жизнь свою и жизнь страны, выделяя в них главное.
Новый 1970 год Исаковский встречает в санатории им. Герцена под Москвой. В январе Центральное телевидение готовило программу к 70-летию Исаковского. Михаил Васильевич принимал участие в съемках этой программы.
Летом 1971 года одновременно в больнице близко друг от друга находятся Исаковский и Твардовский. Оба они в тяжелом состоянии и встретиться не могут. В декабре 1971 года умирает Твардовский, что тяжело переживает Михаил Васильевич.
В это время Исаковский продолжает писать книгу «На Ельнинской земле», над которой начал работать в 1967 году.
Круг его личных интересов был обширным и разнообразным. В последние дни его жизни беспокоило самое главное дело его жизни - творчество. Он знал, что близится развязка. Надо было успеть закончить книгу. И он за 3 дня до своей кончины по просьбе редакторов издательства «Молодая гвардия», где готовилась к выпуску книга «На Ельнинской земле», написал 3 странички врезки под заголовком «После февральского переворота». Гранки этой книги он читал и правил сам. Последнюю корректуру держал в руках. Вот только выхода книги в свет он не дождался... 22 июня 1973 года Михаила Васильевича не стало.
По словам А. Дементьева: «Исаковский был предельно искренен в своих стихах. Он бесконечно верил в то, о чем писал. Он писал - как жил. И жил – как писал: широко, открыто, талантливо».
Исаковский был зачинателем одной из главных линий советской поэзии, основателем Смоленской поэтической школы, и его можно с полным основанием называть наставником.
Песенное творчество М.В. Исаковского
За свою творческую карьеру уроженец маленького села Глотовка в Угранском районе Смоленской области Михаил Исаковский написал множество стихотворений, более 100 из которых были переложены на музыку и стали песнями. Простые и понятные каждому человеку, эти слова так тепло встретили слушатели, что очень скоро многие песни Михаила Исаковского стали называть «народными», многие считают их народными до сих пор.[6]
Эти песни становятся частью истории народа, его культуры, воплощают в себе дух и особенности времени, черты национального характера. Именно такие песни, созданные в соавторстве с замечательными композиторами, оставил нам поэт, наш земляк, Михаил Васильевич Исаковский.
После 1917 года, работая сначала в уездной, затем в губернской газетах, поэт начинает писать свои первые стихи. Переехав в Москву, в 1927 году он выпускает свой первый, как я уже сказала ранее, поэтический сборник «Провода в соломе», на который тепло откликнулся М. Горький. Стихи молодого поэта тронули его своей искренностью. И действительно, в стихах Исаковского, говоря словами самого поэта, было «все свое и все родное», все проникнуто глубоким чувством любви к природе, поэзией сельского труда. Естественно, что композиторы не прошли мимо таких стихов, и в последующие годы песни на слова Исаковского стали постоянными спутниками соотечественников в труде и в походах. Очень длительным и плодотворным было творческое сотрудничество мировоззрение М. Исаковского и Владимира Григорьевича Захарова. Началось же это сотрудничество в середине 30-х годов.
Захаров в те годы был одним из художественных руководителей хора им. Пятницкого. Репертуар хора состоял из русских народных песен созданных, главным образом, еще до революции. А Захарову хотелось создать песню на современную тему, которая была бы в традициях народного хора и могла бы органично войти в его концертную программу. Однажды Захаров, просматривая отрывной календарь, обратил внимание на стихотворение М. Исаковского «Вдоль деревни», которое было написано еще в 1925 году. Стихи понравились молодому композитору, он почувствовал, что это текст может стать основой для песни. Он принялся за работу, и скоро песня была готова. Как-то рано утром он собрал своих друзей и сыграл только что написанную мелодию. Автор стихов ничего не знал об этом. Но однажды Исаковский увидел звуковой журнал (в то время звуковое кино только-только появилось). И вот в этом журнале Михаил Васильевич увидел и услышал выступление хора им. Пятницкого. Хор исполнял песню «Вдоль деревни». Это было для поэта приятной неожиданностью: его стихи вдруг стали песней, зазвучали потоком звонких деревенских голосов. Песня «Вдоль деревни» была первенцем не только Исаковского, но и Захарова. И хотя до этого им уже была написана музыка к песне «По дорожке неровной, по тракту ли», но настоящая известность пришла именно с песней «Вдоль деревни», в которой просто и задушевно говорилось о том новом, что пришло в быт колхозного села.
За годы своего сотрудничества М. Исаковский и В. Захаров создали около трех десятков песен, многие из которых вошли в золотой фонд песенного творчества. Первая песня, которая встречает человека в жизни – колыбельная. Колыбельная, написанная на стихи М.Исаковского, полна тепла и нежности. Кажется, что слова ее идут из самой глубины материнского сердца.
Спи, мой воробышек, спи, мой сыночек,
Спи, мой звоночек родной.
В скором времени появились и другие песни.
«Враги сожгли родную хату»
Стихотворение «Враги сожгли родную хату» (другое название - «Прасковья») Исаковский написал в 1946 году. Оно попалось на глаза другому знаменитому поэту и редактору, тоже смолянину - Александру Твардовскому, который посоветовал сделать из него песню. Верный соратник Исаковского, композитор Матвей Блантер написал музыку, но песню вскоре запретили - из-за излишней пессиместичности.
В 1960 году известный советский исполнитель Марк Бернес буквально спас стихотворение из бездны забвения. Бернес рискнул исполнить ее на большом сборном концерте, и, по воспоминаниям современников, после заключительных слов зал утонул в овациях. В 1965 году на «Голубом огоньке» эту песню попросил исполнить сам маршал Чуйков, прикрыв ее своим именем. После этого она окончательно и бесповоротно «ушла» в народ.
«Одинокая гармонь»
«Одинокая гармонь» «появилась на свет» в 1945 году, но приобрела популярность в 1946, когда музыку к стихотворению Исаковского написал композитор Борис Мокроусов. За год она приобрела огромную популярность. «Гармонь» исполняли в разное время исполняли: Георг Отс, Сергей Лемешев, Ефрем Флакс, Георгий Абрамов, Ив Монтан, Виктор Вуячич, Г. Романов и орк. п/у А. Бадхена, Л. Лядова и Н. Пантелеева, Юрий Хочинский, Дмитрий Хворостовский, Валентина Толкунова, Эдуард Хиль, Владимир Трошин, Людмила Гурченко и другие. Песня переведена на многие языки (немецкий, французский, английский).
В 1948 году за нее и свои другие работы Борис Мокроусов получил Сталинскую премию.
«Огонек»
Стихотворение о сражающемся на фронте парне, которому помогают воспоминания о его возлюбленной, впервые было опубликовано 19 апреля 1943 года в газете «Правда». Многие известные и неизвестные композиторы пытались написать к нему музыку, однако, все появившиеся мелодии не имели ничего общего с той, которая подарила стихотворению популярность.
По иронии судьбы, автор судьбоносной мелодии неизвестен, при исполнении песни обычно указывают, что музыка – народная. По воспоминаниям самого Исаковского, многие композиторы претендовали на авторство, но даже специальная комиссия Союза композиторов не смогла его определить. Интересно, что вместе с песней «Катюша», «Огонек» стал очень популярен в Японии.
«И кто его знает»
Одна из самых известных неагитационных песен сталинского времени, «И кто его знает», была написана в 1938 году. Музыку для нее написал композитор Владимир Захаров, который с 1931 по 1956 годы руководил русским народным хором имени Пятницкого. Лиричная песня с простыми словами быстро полюбилась публике, ее стали исполнять на больших концертах, в сельских клубах и на домашних застольях. Многие до сих пор считают стихи Исаковского народными.
«Летят перелетные птицы»
Этот хит Исаковского на музыку Матвея Блантера 1948 года исполняли многие поколения певцов, и даже политиков. Искренняя любовь автора к своей Родине стала превосходным агитационным мотивом для многих людей, которые призывали к сплочению нации и отказу от эмиграции.
«Каким ты был»
Песня «Каким ты был, таким ты и остался», написанная в соавторстве с Михаилом Вольпиным, по воспоминаниям современников, будила в подсознании каждого русского человека картину о встрече двух возлюбленных после долгой разлуки. Песня впервые прозвучала в 1949 году в фильме «Кубанские казаки». Композитором лирического хита стал Исаак Дунаевский.
«Ой, цветет калина»
Еще один любовный «хит» на музыку Исаака Дунаевского из киноленты «Кубанские казаки» обрел поистине всенародную популярность. Интересно, что после ХХ съезда КПСС этот фильм более чем на 10 лет пропал с экранов, а потом вернулся в отцензурированном виде, но песни из него живут и здравствуют до сих пор.
«В прифронтовом лесу»
Даже в годы самой тяжелой войны обязательно случались моменты отдыха, раздумий, воспоминаний о греющей душу любви и надежд на лучшее будущее. Символом именно этих переживаний стало очередное стихотворение Михаила Исаковского, которое в 1943 году было положено на музыку композитором Матвеем Блантером.
Несмотря на то, что уже много десятилетий ходят слухи, что мелодия песни позаимствована композитором у более старого немецкого вальса, «С берез, неслышен, невесом слетает желтый лист» уже много десятилетий остается одной из любимейших композиций многих и многих людей.[7]
Особо следует сказать о «Катюше» М. Исаковского и М. Блантера — песне большой и удивительной судьбы. Созданная в 1938 - 39 годах, в самый канун II мировой войны, когда гитлеровцы уже оккупировали Польшу и готовились к нападению на нашу страну, песня о скромной девушке с берегов Угры, хранящей верность «бойцу на дальнем пограничье», звала к чуткости, бережности и чистоте в самом прекрасном из чувств - любви к близкому человеку, неотделимой любви к Родине. Уже тогда, в те мирные времена, «Катюша» была самой популярной из всех советских песен, исполнялась в самых дальних уголках необъятной нашей страны.
В годы Великой Отечественной «Катюша» стала песней-воительницей, песней-героиней. Недаром, когда в Красной Армии появилось новое грозное оружие - гвардейские реактивные минометы - бойцы дали ему ласковое прозвище «Катюша». По заказу командующего этим родом войск генерала А.И. Нестеренко, Исаковский написал новое стихотворение - «Песня про «Катюшу». В нем были такие слова: «И на море, и на суше - по дорогам фронтовым - ходит русская «катюша», ходит шагом боевым».
Большим личным счастьем для Исаковского было то, что грозные «Катюши» дали уничтожающий залп по врагу под Ельней - родным городом юности поэта; там эти минометы получили звание гвардейских.
Воевала сама песня и на фронте, и в тылу, стали возникать многочисленные фольклорные варианты «Катюши», в которых скромная невеста пограничника кем только не перебывала: и санитарам, и снайпером, и автоматчиком и летчиком, и танкистом.… Впоследствии фольклористами было собрано более сотни таких вариантов.
Итальянские партизаны, перефразировав текст «Катюши», сделали ее своим гимном и с нею освобождали от фашистов Рим. Впоследствии, совершив поездку в Италию, Исаковский убедился, что более 2/3 населения Италии, знают уже свою «Катюшу».
В послевоенные годы судьба песни «Катюша» пролегла через десятилетия, через страны, континенты.
На родине Исаковского, там, где поднимается над Угрою «берег крутой», стоит сегодня оригинальный памятник песне «Катюша»: на прикрепленной к большому камню - валуну медной табличке, высечены слова из песни, а рядом - беседка с бревенчатыми скамейками под навесом.
Живет и не старится очаровательная «Катюша» Исаковского - песня-труженица, песня-созидательница, песня-любовь.
Друг и соратник М.В. Исаковского А.Т. Твардовский так писал о его песнях:
«Слова песен Исаковского это, за немногими исключениями, стихи, имеющие самостоятельное содержание и звучание, живой поэтический организм, сам собой как бы предполагающий ту мелодию, с которой ему суждено слиться и существовать вместе. Исаковский - не „автор текстов" и не „поэт-песенник", а поэт, стихам которого органически присуще начало песенности, что, кстати сказать, всегда было одной из характернейших черт-русской лирики».
Вся поэзия Исаковского в период творческой зрелости предстает как одна вдохновенная «песня большая-большая» - о советской Родине, о ее людях. Патриотизм — внутреннее свойство души поэта. Ярко свидетельствует об этом и произведения Исаковского послевоенных лет. Ко многим его прекрасным стихам во славу строящей и созидающей Родины, во славу мира и труда, прибавляются в это время шедевры патриотической лирики: песня «Летят перелетные птицы» и поэма «Песня о Родине», которые в числе других произведений послевоенного сборника «Стихи и песни» были удостоены государственной премии за 1943 год.
Черты русского национального характера в лирике М.В. Исаковского
М. В. Исаковский был не просто поэтом народным – его устами говорил стихами народ. Поэт любил воссоздавать рифмованной речью рассказы простых людей.
Лирика М.В. Исаковского соединена с устной народной поэзией глубинными связями. Народные представления, приметы, склад и образ мыслей живут в поэтическом мироощущении Исаковского. Поэтому, читая его стихи, важно для более глубокого проникновения в тайны замысла видеть изнутри тот или иной образ, представлять не только прямое значение слова, но и формы его бытования в народно - поэтическом сознании. При осмыслении содержания стихотворного текста необходим принцип медленного, а чаще всего и возвратного, повторного чтения.[8]
С детства будущий поэт был окружен стихией народного творчества. Молодежь собиралась на гулянки, распевала частушки; по обычаю, со всеми обрядами, песнями, причитаниями и заговорами справляли свадьбы, крестины, похороны, провожали рекрутов, начинали и заканчивали полевые работы. Сейчас, конечно, трудно говорить о том, какие песни слышал в юности Михаил Исаковский. Но то, что народное поэтическое слово прочно вошло в его сознание с самых первых лет жизни, несомненно.
Сочинять Михаил начал рано, и «сочинительство» это шло сразу, можно сказать, в двух жанрах. Как самый грамотный, он писал письма по просьбе односельчан их родственникам и близким, уехавшим на заработки.
Лирика 30-х годов запечатлела основные процессы духовного переустройства человека. Стремление поэтов создать цельные характеры, подчеркнуть новые качества личности, рождающиеся в борьбе за социалистические принципы общежития, было естественным и закономерным. Поэтому их внимание сосредоточивалось прежде всего на нравственных проблемах, связанных с трудовой деятельностью современников. Наиболее значительные книги стихов были созданы на материале повседневной жизни трудовых масс с ее радостями и невзгодами, большими и малыми делами, неброским героизмом и мечтами о будущем. При этом у каждого поэта определились не только свой герой, хорошо знакомый жизненный материал, но и особенности лирической интонации.
Герой лирики М. Исаковского — человек исключительной скромности, душевного негромкого голоса и нежных чувств ко всему, что связано с крестьянским трудом, природой, чистотой нравственных отношений. Прошедший тяжелую жизнь, он испытывает искреннюю радость от благотворных перемен в жизни деревни: появления молотилки («Ореховые палки»), радио («Радиомост»), электричества («Вдоль деревни») и т. п. Но самое главное — это человек нового мироощущения, которому родная деревенская околица не заслоняет просторы страны и перспективы жизни. Он умеет не только хорошо трудиться, но и тонко чувствовать красоту окружающего мира, нежно любить, ему присущи чувство собственного достоинства, «мастера земли» и незлобный юмор («География жизни», «И кто его знает», «Провожанье», «Любушка», «Четыре желания» и мн. др.). Ощущение себя хозяином жизни, своей судьбы — вот наиболее характерное качество героя лирики Исаковского:
Ты по стране идешь. И, по твоей поруке,
Земля меняет русла древних рек,
И море к морю простирает руки,
И море с морем дружится навек.
Чаще же всего эти чувства выражены в стихах Исаковского не прямо, а в самих поступках героев, в его помыслах — как органическое свойство натуры. Типичны в этом смысле такие известные стихотворения-песни, как «Любушка», «Катюша», «Прощание» и другие, в которых с большим художественным тактом, без всякого нажима глубоко интимные чувства и переживания героев раскрываются как высокие гражданские:
В том краю, откуда всходят зори,
Где обманчив по ночам покой,
Он стоит с товарищем в дозоре
Над Амуром — быстрою рекой.
Он стоит и каждый кустик слышит,
Каждый камень видит впереди…
Ничего он Любушке не пишет,
Только пишет: «Люба, подожди».
И потому так логично завершение стихотворения о грустных и светлых переживаниях девушки:
Ой, напрасно ходят к ней ребята,
Ой, напрасно топчут сапоги!
Одной из особенностей лирики Исаковского является органическое сочетание повествовательных сюжетов с лирической проникновенностью и песенными интонациями. Именно потому огромное количество его стихотворений (более пятидесяти) положено на музыку, и многие из них превратились в подлинно массовые, подлинно народные песни.[9]
От самой дальней деревни, до аудитории столичного вуза — везде знали, любили и постоянно пели песни, написанные Михаилом Исаковским и композиторами М. Блантером, Б. Мокроусовым, В. Захаровым и другими. Конечно, огромное значение имела прекрасная музыка этих композиторов, но для слушателей и исполнителей не меньше была важна и песенная лирика Исаковского.
Заключение
Значение любого художника слова измеряется масштабами отображения им объективной исторической действительности, насущных чаяний и ожиданий народных, идейно-художественным мастерством. В истории русской советской литературы М. Исаковский стоит в одном ряду с такими поэтами, как В.Маяковский, С. Есенин, М. Светлов, А.Твардовский... Каждый из них в индивидуально-неповторимых образах и формах выразил душу народа и страны, запечатлел нашу русскую жизнь на решающих, поворотных этапах ее истории. Своеобразие Исаковского, поэта мягкого и нежного голоса, - в теплом, проникновенном и светлом лиризме, в берущей за душу искренности, легкости и выразительности его внешне скромных творений.
Непреходящее значение творчества Исаковского в нашей жизни и в нашей литературе измеряется глубиной отображения советской действительности в прозрачно ясных и светлых стихах, неустанной борьбой за художественное совершенство в духе самых действенных и плодотворных для нашей поэзии классических и народнопесенных традиций, дружеским наставничеством и бескорыстной помощью многим молодым и немолодым собратьям по перу.
Все лучшее, что написано Исаковским, близко и дорого каждому советскому человеку. Сердцем говорит поэт со своим народом, к каждому человеку и ко всей Родине подходит как к родному существу:
Земля, земля—родная мать!
Поговори с любимым сыном...
Иначе и быть не может, если и сам он — верный сын народа, истинно народный поэт.
Течет беспредельная река времени. За 90 с лишним лет неизмеримо разросся многоцветный сад поэзии нашей страны. Десятки талантливых поэтов составляют сегодня цвет и гордость многообразной русской литературы. Подрастают новые таланты, рождаются многочисленные новые хорошие песни. Но не «облетает цвет» с тихого и проникновенного творчества Михаила Исаковского, глубоко, по-своему выразившего душу народную, простую и мудрую как жизнь, красивую как песня. И любовь народа к своему прекрасному поэту «не проходит, нет!».
Встреча с поэзией Исаковского навсегда оставила след в моем сердце. На видном месте стоит у меня дома томик избранных произведений поэта.
Перечитывая любимые стихи, поражаюсь его человечности и доброте, той доверительности, с которой он шел к своим читателям.
Исаковский был предельно искренен в своих стихах. Он бесконечно верил в то, о чем писал. Поэтому его поэзия живет, борется, радуется вместе с нами - она биография нашего Времени.
Работая над данной темой, я подтвердила выдвинутую гипотезу. Изучив информацию по теме, я доказала, что песни Михаила Васильевича знают, любят и поют не только на его малой родине, но и по всей стране, а также по всему миру.
Собрав информацию, я также создала презентацию, которую можно использовать на уроках литературы.
Источники информации
[1] Исаковский М. «Лирика». - М.: «Детская литература», 1974
[2] Исаковский М. «Лирика». - М.: «Детская литература», 1974
[3] Пеликанов А. «М. Исаковский». - М.: «Просвещение», 1989
[4] Рыленков Н. «Народный поэт». - М.: «Просвещение», 1992, с.57
[5] Рыленков Н. «Народный поэт». - М.: «Просвещение», 1992
[8] «Литература» Учебник для 8 класса (Часть 2)
Ель
Новогодние гирлянды
Рождественский венок
Фокус-покус! Раз, два,три!
Знакомые следы