Творческий проект по литературному краеведению "Писатель Югры"
Вложение | Размер |
---|---|
Творческий проект "Писатель Югры" | 773.91 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Варьеганская общеобразовательная средняя школа»
Номинация: «Культура края» Литературное краеведение.
Писатель Югры
Творческий проект
Автор: Айваседо Данил,
7 класс, 13 лет,
МБОУ «Варьеганская ОСШ»
Руководитель проекта:
Курманалиева Гузель Хайрулловна,
учитель русского языка и литературы
с. Варьеган, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..2
Основная часть…………………………………………………………………..3
1. Семья, детство……………………………..…………………………….3
2. Творческая деятельность……………………………………………….4
3. Общественная и политическая работа………………………………………5
4. Экологические проблемы в творчестве писателя…………………….6
5. Сохранить в памяти народное достояние……………………………..8
Заключение……………………………………………………………………...10
Список использованной литературы………………………………………..11
Приложения …………………………………………………………………….12
Текст защиты проекта…………………………………………………………13
Введение
Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто её знает и понимает, кто умеет видеть её. Природа – это наш общий дом. И нам надо думать о том, чтобы этот дом всегда процветал и богател! Произведения устного творчества, посильное участие мальчиков и девочек в труде, пример взрослых людей, помогали понять основные законы взаимоотношений человека и природы. Эту народную мудрость, нужно использовать в работе, жизни, черпая из произведений хантыйского писателя, общественного деятеля Еремея Айпина. Творческий проект «Писатель Югры» представляет интерес для обучающихся школ и для преподавателей литературы, краеведения.
Цель данной работы: узнать о человеке, внёсший большой вклад в развитие Севера.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
Мы считаем, что наша работа важное и нужное занятие. Предметом нашего изучения стали экологические проблемы в творчестве писателя. Эти знания об экологическом краеведении необходимы и важны подрастающему поколению.
При подборе материала по данной теме мы воспользовались дополнительной литературой, список которой находится в конце работы, большую информацию получили от родственников писателя, от работников МКУ «Варьеганского этнографического парка-музея под открытым небом».
Семья, детство Еремей Даниловича Айпина
Наш край тысячелетиями согревало тепло человеческих душ, и озарял свет человеческого разума. Мы решили внести свой вклад в историю родного края и поведать ребятам о том, что мы провели целый день с книгами Еремея Айпина. Мы задали вопросы Еремею Даниловичу Айпину, общались с ним и слушали его произведения. Исследовав жизненный путь по книгам и газетным статьям, мы пришли к выводам, которые отразили в нашей работе.
Еремей Данилович Айпин родился 27 июня 1948 года в пос. Варьеган Сургутского района, в семье потомственного охотника Айпина Данила Романовича и Веры Савельевны. Семья проживала на стойбище Ай Рап – Малый Яр, которое находилось в 70 км к юго-западу от п. Новоаганск в районе реки Юккэнг Явэн, что с хантыйского языка обозначает «Деревянная Речка». У Данилы Романовича было четверо детей: Елизавета, Еремей, Дарья и Ольга. Детские годы писателя прошли на стойбище, в лесу.
Еремей Данилович Айпин учился в Варьеганской школе-интернате. Из воспоминаний бывших учителей Варьеганской школы Вячеслава Степановича и Лидии Васильевны Чаевых: «Учителя с гордостью вспоминают своего Варьеганского выпускника – Еремея Айпина, который стал писателем Севера и известным политическим деятелем. Его произведения воспевают родную природу края и его хозяев, бесстрашных тружеников: оленеводов, рыбаков, замечательных людей Западной Сибири».
Айпин Е.Д. окончил начальную школу в п. Варьеган, затем продолжил учёбу в восьмилетней школе в п. Аган. После школы год работал охотником, а затем поступил в Ханты-Мансийское педагогическое училище. Будучи студентом училища, в 1969г. Еремей Айпин опубликовал свой первый рассказ в окружной газете.
Творческая деятельность
В 1971г. Еремей Айпин заочно поступил учиться в Литературный институт им. А.М.Горького в Москве. После окончания института работал журналистом окружного радио. С 1978 года Еремей Айпин – редактор окружного научно-методического центра народного творчества в Ханты-Мансийске. Он работал над фольклором ханты, ездил в этнографические экспедиции. В 1979 году в Свердловске издаётся первый сборник повестей «В ожидании первого снега». В 1980г. повесть «Звезда Утренней зари». В 1981 году «В тени старого кедра», повесть – рассказ «Я слушаю Землю» (1983г.). В 1990 году вышла в свет книга «Ханты, или Звезда Утренней Зари». С 1993 года выходит в свет общероссийская газета «Слово народов Севера», где Еремей Айпин работает главным редактором.
В марте 1981 года Еремей Айпин был принят в Союз писателей СССР. В 1998 году Айпину Е.Д. присвоили звание заслуженного деятеля культуры ХМАО. В 2002 году вышел роман «Божья Матерь в кровавых снегах», в 2010 году по этому роману Олег Фесенко выпустил фильм «Красный лёд», сага о хантах Югры. В съёмках этого фильма приняли активное участие коренные народы Севера, земляки и родственники Еремея Айпина из села Варьеган.
Еремей Айпин принимал активное участие в открытии первого в ХМАО этнографического музея под открытым небом «Торум Маа». Под его руководством был создан фольклорный архив песен Медвежьих игрищ. Были организованы и проведены экспедиции по сбору коллекций национальных музыкальных инструментов.
Разработка нефтяных и газовых месторождений, ломка векового уклада жизни коренных народов повлекла острые проблемы в жизни ханты и ненцев. Именно тревога за будущее соплеменников заставила Еремея Айпина обратиться к политике. Еремей Данилович Айпин стал работать на благо народа; защищать и отстаивать интересы коренных жителей края.
Общественная и политическая деятельность писателя
В 1989 году Е.Д. Айпин был избран народным Депутатом СССР, а затем стал депутатом Госдумы РФ, глава Совета старейшин ХМАО, президент Ассоциации «Коренных народов Севера», депутат окружной Думы ХМАО –Югры. В данное время А.Д. Айпин живёт и работает в г. Ханты-Мансийск.
Еремей Данилович Айпин рассказал нам, что жители знают его и доверяют ему, «как человеку неравнодушному, которому можно доверить свои проблемы, заботы, своё будущее! Вся жизнь Еремея Даниловича Айпина неразрывно связана с Югрой, северным краем». Через законы и документы, реализации проектов, направленные на сохранение и развитие родного языка, культуры Еремей Айпин положительно решает проблемы родного края. Он поднимает и освещает в своих произведениях темы родного края: сохранение традиций и национальной культуры коренных народов, экологические и краеведческие проблемы. Доказывая тем самым, что коренные жители должны жить по законам своих предков. И поэтому началась политическая общественная работа над законами, защищающими права коренных народов на разных уровнях: от диалога с властью, нефтяными кампаниями и до взаимных соглашений, договоров с каждым районом, родом, семьёй и конкретным коренным человеком. Живут ненецкие и хантыйские семьи, живёт коренной народ, которому необходимо, как воздух и вода – это:
Экологические проблемы в произведениях писателя
Еремей Айпин, по-настоящему знает жизнь, быт, нравы, фольклор народа ханты, и это ему помогло высоким художественным словом ярко и убедительно раскрыть духовный мир северян. Это и понятно, Еремей Данилович вырос в семье охотника. Когда ему было четыре-пять лет, он научился читать таёжные следы, выслеживать зверя, ставить капканы. Его отец, Айпин Данил Романович считался лучшим медвежатником рода, передал своим детям и людям главную заповедь – всегда чувствовать на охоте свою меру: чтобы не оскудела тайга, не брать больше того, чем нужно для дома. Так уже с детства родные люди писателя заложили в нём основы бережного отношения к окружающей природе.
Еремей Айпин поделился с нами, со своими читателями: «Нельзя писать о том, что не знаешь, а чтобы познать, нужно изучать, изучать и изучать. И всю жизнь пишет свою самую сокровенную, самую главную книгу – о сородичах, о народе ханты, о его Земле». А памятью он по-прежнему накрепко связан с родовым селением, которое находится на берегу реки Юккэнг Явэн. Автор, Еремей Айпин в своих произведениях ведёт читателя по дивному миру тайги, запросто знакомя с её обитателями; завораживает древними преданиями и сказками, шаманскими обрядами и легендами о деяниях богов и богинь.
В своем творчестве Еремей Айпин поднимает проблемы души, равенства, справедливости, правды и лжи, волнующие не только его народ, но и все народы нашей страны. В его прозе звучит призыв к бережному, заботливому, чуткому отношению к национальной культуре народа ханты. Еремей Айпин знакомит читателей с традициями природопользования коренных народов. Это:
Своим литературным творчеством и законодательной деятельностью Еремей Айпин следует чётким правилам, которым и нам молодым поколениям необходимо соблюдать и выполнять. Мы живём на одной большой планете. И нам нужно научиться беречь нашу землю, жить в мире между собой, не засорять её, бережно использовать её ресурсы, помогать, земле жить.
Сохранить в памяти народное достояние
Еремей Айпин – писатель, публицист, общественный деятель – депутат Думы ХМАО-Югры. Он возглавляет Ассоциацию коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Еремей Данилович Айпин – Вице - президент Международной Ассоциации финно-угорских писателей, заместитель Председателя Думы автономного округа – Югры.
Творческая деятельность писателя плодотворна. Романы, сказки, очерки наполнены прекрасным чувством любви к родной земле, природе, людям!
Свою жизнь Еремей Айпин посвятил служению двум самым важным занятиям – это творчество и законотворчество, литературное творчество и общественная работа. Благодаря этой деятельности Еремей Айпин бережно хранит и приумножает духовное богатство Югорской земли, любви и уважение к нашей малой родине. Он талантливо «фиксирует фольклор – зеркало сегодняшнего культурного уровня своего хантыйского народа, чтобы в это зеркало мог заглянуть любой».
Писатель выпустил книги, собирал экспонаты для музея, работает и возглавляет редакцию газеты, занимается общественной и международной работой.
Проездом по родным местам Еремей Данилович Айпин всегда находит время и с огромным удовольствием бывает в МБОУ «Варьеганской ОСШ». Писатель встречается со школьниками, бывает в школьном музее на экскурсии.
При встрече писатель сказал нам слова-напутствия: «У каждого из нас три матери. Первая – это мама. Вторая – это Родина. Третья мать – природа…». Значит, малая родина Еремея Айпина – это наша многоликая древняя Югорская земля, которая богата природной кладовой и талантливыми людьми.
На снимке: сёстры и брат Василькова Елизавета Даниловна, Айваседа Дарья Даниловна и Айпин Еремей Данилович.
Заключение
Мы прочитали произведения писателя Еремея Айпина. Познакомились с некоторыми фактами из биографии Еремея Даниловича, проследили его жизненный путь – человека, писателя, общественного и политического деятеля по книгам, литературным статьям, телепередачам, пребыванию и общению с родственниками и земляками прозаика. И пришли к выводам, что:
1. Еремей Айпин – патриот своей Родины, сын своей Югорской земли, который полностью отдаёт себя делу возрождения родного края, где родился, возмужал и нашёл свой путь.
2. Е.Д. Айпин внёс большой вклад в литературу, культуру и является наследником и хранителем национальной культуры обско-угорских народов.
3. Еремей Айпин – общественный и политический деятель, Писатель с большой буквы.
4. Произведения писателя необходимо вдумчиво и осознанно читать, соблюдать правила и традиции природопользования.
5. Всем нам жителям планеты Земля жить в мире между собой, бережно использовать её богатства, ресурсы и беречь землю.
Список использованной литературы
Из воспоминаний Айваседа Дарьи Даниловны
«Мы выросли в многодетной хантыйской семье Айпина Данила Романовича и Веры Савельевны. Так в семье нас было 6 детей: Феодосия, Галактион, Елизавета, Еремей, я и Ольга. Двое от первого брака мамы и четверо от второго. Мама умерла рано, мне было 3 года, младшей сестре 1 год. У всех у нас разница была в три года.
Жилось трудно, но отец растил нас один. Не раз сватался, но кто возьмёт на себя такую ответственность, где в семье столько малышей. Так и растил нас один, поднял на ноги, дал всем хорошее воспитание, позднее все получили образование, стали достойными людьми. Мы благодарны отцу за то, что он нас воспитал, не побоялся трудностей, отдал своё здоровье и молодость. Всю жизнь отец прожил в лесу, занимался рыбалкой и охотой. Женился отец вторично в 50 лет, умер в 1994году в возрасте 84 года.
По хозяйству отцу помогала старшая сестра Елизавета, она с малых лет заменила нам мать, присматривала за нами, работала по хозяйству. Школу она окончила рано, образование 4 класса. Мы пошли в школу, жили в интернате в селе Варьёган до 4 класса, 5 – 8 класс учились в п. Старый Аган. Я вернулась в село Варьёган. Еремей уехал учиться в Ханты – Мансийск в педагогическое училище, позже поступил в Москве в Литературный институт им. Горького, окончил его, в настоящее время проживает в городе Ханты-Мансийск».
На снимке: Айваседа Дарья Даниловна, МОУ Варьеганская ОСШ, кабинет ДПИ, 2007г.
Защита проекта «Писатель Югры»
1 сл. - Добрый день, ребята, учителя, жюри! Я – Айваседо Данил, учусь в 7 классе.
2 сл. Разрешите Вас познакомить с творческим проектом «Писатель Югры». Мы считаем, что наша работа важное и нужное занятие.
3 сл. Предметом нашего изучения стали экологические проблемы в творчестве Еремея Айпина.
4 сл. Мы поставили перед собой цель: узнать о человеке, внёсший большой вклад в развитие Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Задачи, которые необходимо выполнить:
1. Изучить детские и школьные годы жизни Еремея Айпина.
2. Познакомиться с творчеством писателя.
3. Узнать об общественной и политической работе.
4. Узнать, какие экологические проблемы поднимает Еремей Айпин.
5. Сохранить в памяти народное достояние.
(5 сл.) Еремей Данилович родился 27 июня 1948 года в семье охотника-ханты Айпина Данила Романовича и Веры Савельевны. Семья проживала на стойбище Ай Рап – Малый Яр Сургутского района.
(6 сл.) Учился в школе-интернате поселка Варьеган, Аган, окончил Ханты-Мансийское педагогическое училище, заочно учился в Москве в Литературном институте имени А. М. Горького. Служил в рядах Советской Армии, был танкистом.
(7 сл.) Еремей Айпин пишет на русском и хантыйском языках. Его произведения переведены на многие языки мира.
(8 сл.) Еремей Айпин написал: повести, романы, рассказы, сказки, загадки, в которых пишет он о коренных жителях края, о красоте природы и талантливых людях.
(9 сл.) На произведения автора поставлены спектакли.
(10 сл.) Снят фильм Сага о хантах по роману «Божья Матерь в кровавых снегах», в котором приняли активное участие коренные жители Югры, земляки и родственники автора.
(11-13 сл.) Кадры из фильма.
(14 сл.) В 1989 году Еремей Данилович Айпин избран народным депутатам СССР. Он возглавляет Ассоциацию коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Депутат Думы ХМАО-Югры.
(15 сл.) Свою жизнь Еремей Айпин неразрывно связал с Югрой. Он поднимает экологические проблемы родного края и Главная проблема в его произведениях – это тревога за вековой уклад жизни коренных народов, связанных с освоением края.
(16 сл.) В произведениях писатель освещает экологические проблемы, которые необходимо знать и строго выполнять традиции правильно пользоваться природой:
(17 сл.) Наша задача сохранить в памяти произведения Еремея Айпина – это значит: знать и вдумчиво читать его произведения. Изучаем загадки от Еремея Айпина: (17 сл) Загадка-Загадка моя,
Посреди бора
Длинный хвост
Лежит-покоится.
Что это такое? (Тропинка)
(18 сл.) Мул,ькэмо! Загадка!
Юхэл-юхэл – по-ок!
Что это такое? (Падающая шишка)
(19сл.) Мул,ькимо! Загадка!
В воде опасение.
Это что? (Мордушка)
(20-23 сл.) Проездом по родным местам, писатель приходил в нашу школу. Он встретился с юными школьниками в музее. И мы слушали Еремей Айпина, читали его произведения.
(24 сл.) У писателя Еремея Айпина слова напутствия: «У каждого из нас три матери. Первая – это мама. Вторая – это Родина. Третья мать – природа…».
Малая родина Еремея Айпина – это наша Югорская земля, которая богата природными ископаемыми, талантливыми людьми.
(25 сл.) Еремей Айпин – патриот своей Родины, сын Югорской земли, который полностью отдаёт себя делу возрождения родного края, где родился, возмужал и нашёл свой путь.
Мне понравятся сказки «Кэви» (Кукушка), «Клюквинка и Травяная Косичка» и загадки Еремея Айпина.
(26 сл.) Наша мечта и совет: Всем нам мы, жителям планеты Земля, жить в мире между собой, бережно использовать её богатства, ресурсы и беречь землю. Спасибо за внимание, я готова ответить на ваши вопросы.
Кто должен измениться?
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Волшебная фортепианная музыка
Композитор Алексей Рыбников
Кто чем богат, тот тем и делится!