Тема исследовательской работы "Маленькие птицы (птички) в фольклоре хантов и славян". Традиционная культура коренных малочисленных народов Севера
Вложение | Размер |
---|---|
nauchka_malenkie_ptichki_v_folklore.docx | 46.51 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Нягань
Средняя общеобразовательная школа № 14
Тема исследовательской работы
Маленькие птицы (птички) в фольклоре хантов и славян
Номинация исследовательской работы
Традиционная культура коренных малочисленных народов Севера
Выполнил
ученик 6а класса
Цитцер Евгений Алексеевич
12 лет
Руководитель
учитель русского
языка и литературы
Андросова Ольга Владимировна
г. Нягань
2018
Содержание
Введение……………………………………………………………………………..3 Глава 1. Образ птицы в славянском фольклоре…….…………………….…...6
Глава 2. Образ птицы в фольклоре и верованиях народа ханты……………8
Заключение…………………………………………………………………………13
Список используемой литературы………………………………………………14
Введение
Царица Лебедь, гуси-лебеди, Финист Ясный Сокол, Стратим птица, а ещё Гамаюн, Алконост, Сирин… - удивительные, загадочные птицы. Образ многих из них нам вообще незнаком, другие воспринимаются только как сказочные персонажи. Тем не менее в русском фольклоре мы найдем больше всего песен, сказок, преданий, загадок именно о птицах. Светлые образы поднебесных существ часто появляются на посуде, прялках, в вышивке. Народный костюм по своему силуэту похож на птицу: широкие рукава-крылья, головной убор-хохолок, нагрудные и поясные украшения-оперение. Священные птицы украшают наличники домов, а украшения - обереги в виде птиц являются самыми сильными: утко-кони, голубь, сокол, аист, петух. Всё это заставляет задуматься о более глубоком смысле образа. Что привлекает в нём русских мастеров? Почему в устном народном творчестве образ птицы занимает столь важное место? Какую информацию несли образы птиц в фолоьклоре хантов? Нам показалось интересным приоткрыть завесу тайны в этих вопросах.
Так же как и славянская, сказочная традиция хантов восходит к глубокой древности и сохраняет архаические сюжеты, связанные с народными мифологическими, религиозными, обрядовыми, культурными традициями. Поэтический строй сказок, их оригинальный стиль и язык опираются на первичную образность народной речи и свидетельствуют о высоком уровне развития художественного мышления хантов. Об этом свидетельствует и богатый пантеон богов и духов, который отражается в мифах и сказаниях. В данной работе мы рассмотрим только часть хантыйского фольклора, а именно, то, что связано с птицами.
Целью работы является определение роли образов птиц в традиционном фольклоре народа ханты и славян.
Свою задачу мы видим не в воспроизведении хорошо известного, а в выделении нового, нестандартного в интерпретации образа птицы. На наш взгляд, такому глубокому проникновению в суть образов способствует обращение к культурным традициям разных народов, прежде всего к славянскому наследию.
Поэтому достижение намеченной цели планируется через решение следующих задач:
Таким образом, объектом исследования являются образы птиц как реально существующие, так и сказочные. В основу работы положен исследовательский метод отбора, описания, систематизации, классификации и анализа явления.
Гипотеза, выдвинутая нами, следующая. В традиционном мировоззрении хантов и славян птицы занимают значительное место. Стойкие фольклорные формулы, обороты, эпитеты, сюжеты с птицами широко представлены как в обрядовом, так и внеобрядовом фольклоре.
Глава 1. Образ птицы в фольклоре славян
Птица в славянской мифологии занимает особое и очень значимое место. Верховное божество. Род - начало всех начал, в своем земном воплощении принимал образ серой уточки, которая была символом и носителем его силы. Именно эта уточка снесла два яйца – Явь и Навь – воплощение добра и зла, жизни и смерти.
Дошедшие из глубины времени образы птиц очень разнообразны, что объясняется огромными территориями, заселяемыми славянскими народами. В общем, птиц, наделяемых народным сознанием мистическими качествами мы бы, для простоты восприятия разделила на три группы.
К первой необходимо отнести мифических существ – полуптиц, полулюдей, обладающих даром пророчества и способностями приносить людям беду или счастье, горе или удачу. К ним относятся Гамаюн, Алконост, Сирин, Стратим и Феникс.
Гамаюн. Посланница славянских богов, их глашатай. Она поет людям божественные гимны и провозвещает будущее тем, кто согласен слушать тайное. В старинной «Книге, глаголемой Козмография» на карте изображена круглая равнина земли, омываемая со всех сторон рекою-океаном. На восточной стороне означен «остров Макарийский, первый под самым востоком солнца, близ блаженного рая; потому его так нарицают, что залетают в сей остров птицы райские Гамаюн и Феникс и благоухание износят чудное». Когда летит Гамаюн, с востока солнечного исходит смертоносная буря. Гамаюн все на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, зверей и птиц. По древнему поверью, крик птицы Гамаюн предвещает счастье.
Алконост. Согласно древнегреческому мифу, Алкиона, супруга фессалийского царя Кеика, узнав о гибели мужа, бросилась в море и была превращена в птицу, названную по ее имени алкион (зимородок). Это чудесная птица, жительница Ирия - славянского рая. Лик у нее женский, тело же птичье, а голос сладок, как сама любовь. Услышавший пение Алконоста от восторга может забыть все на свете, но зла от нее людям нет, в отличие от ее подруги птицы Сирин. Алконост несет яйца «на крае моря», но не высиживает их, а погружает в морскую глубину. В эту пору семь дней стоит безветренная погода - пока не вылупятся птенцы. Славянский миф об Алконосте сходен с древнегреческим сказанием о девушке Алкионе, превращенной богами в зимородка. В православной традиции Алконост считается божественным посланником — она живет на небе и спускается вниз, чтобы донести до людей высшую волю..
Сирин. Это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн. Сирин - темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира. От головы до пояса Сирин - женщина несравненной красоты, от пояса же - птица. Кто послушает ее голос, забывает обо всем на свете, но скоро обрекается на беды и несчастья, а то и умирает, причем нет сил, чтобы заставить его не слушать голос Сирин. А голос этот - истинное блаженство!
Стратим. Стародавние сказания утверждают, что Стратим-птица - прародительница всех птиц - живет на море-океане, подобно Алконосту. Когда кричит Стратим-птица, подымается страшная буря. И даже если всего лишь поведет она крылом, море волнуется, колышется. Но уж если взлетает Стратим-птица, тут уж такие валы вздымаются, что потопляет море корабли, разверзает бездны глубочайшие и смывает с берегов города и леса. В этом смысле она подобна Морскому царю. В некоторых сказаниях она помогает герою выбраться с безлюдного острова и долететь до земли - за то, что он спасает и милует ее птенцов. Сохранилось странное и загадочное пророчество: «Когда Стратим вострепещется во втором часу после полуночи, тогда запоют все петухи по всей земле, осветится в те поры и вся земля». Феникс(возможно от греч. «пурпурный, багряный») — мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя. Известна в мифологиях разных культур. Считалось, что феникс имеет внешний вид орла с ярко-красным оперением. Предвидя смерть, сжигает себя в собственном гнезде, а из пепла появляется птенец. По другим версиям мифа — возрождается из пепла.
Ко второй категории необходимо отнести птиц–сказочных персонажей, а именно Жар-птицу, Финиста Ясного Сокола, Царевну-Лебедь.
Жар-птица. Знакомый нам с детства образ, красивая птица с яркими, ослепительными огненными перьями (“как жар горят”). Традиционное испытание для сказочных героев — добыть перо из хвоста этого пернатого. Из птиц - сказочных персонажей Жар-птица, скорее всего, имеет прямого прототипа из мифологических птиц, а именно Феникса. Эта сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Добыча жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть жар-птицу удается лишь доброму младшему сыну. Мифологи (Афанасьев) объясняли жар-птицу в виде олицетворения огня, света, солнца. Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга. Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Оставляя в стороне произвольные мифологические объяснения, можно сопоставить жар-птицу со средневековыми, очень популярными и в русской, и в западноевропейской литературе рассказами о птице Феникс, возрождающейся из пепла. Жар-птица также является прототипом павлинов. Молодильные яблоки, в свою очередь, можно сопоставить с плодами гранатового дерева, излюбленного лакомства Фениксов. Жар-птица на Руси была символом огня и исполнения желаний.
К третьей группе можно отнести всех птиц, которые не несут в своем облике нечто небывалое, а просто наделены сказочными свойствами разговаривать, помогать или вредить сказочным персонажам-людям и являются, как правило, спутниками таких персонажей, как Баба-яга или Кащей - бессмертный. Это вороны, совы, чёрные дрозды.
Глава 2. Образ птицы в фольклоре и верованиях народа ханты
В традиционном мировоззрении хантов птицы занимают значительное место.
В обрядовом фольклоре, например в песнопениях, исполняемых на Медвежьих игрищах, птицы предстают как облики многочисленных духов-покровителей.
Символика мелких птиц в народной классификации имеет общий термин –тухланг ай вой «крылатые маленькие птички». Общим для этой группы птиц является специальный термин, обозначающий их пение, - лэйты. Этим же термином называют плавную, мелодичную речь человека.
В фольклоре хантов птички прежде всего являются вестниками: Фянг войие ин там айе нын па павтыылатыйе» (Вестью посыльной птички вы тоже нас известите).
Часто встречается эпизод, когда птички трижды предупреждают героя об опасности, при этом применяется стойкое звукоподражание – зачин речи: «Сиски тев, тев» или «Щищки-щев-щев-щев».
В сказках, в критических для героя ситуациях, встречается выражение «Оса щищки лейл» (Одинокая птичка поет (вещает). Слово щищки часто переводится как «птичка», иногда «воробей», то есть это слово можно отнести к термину, общему для мелких птиц.
Маленькие птицы являются персонажем детских стишков-диалогов, называемых питлэпси. Диалог начинался с некоторого события, связанного с птичкой, или непосредственного обращения к ней.
«Жила птичка, пошла она за водой.
- Птичка, птичка, где твое ведро?
- В воде утопила.
- Птичка, птичка, а где та вода?
- Солнце-мать высушило.
- Птичка, птичка, а где Солнце-мать?
- За тучами скрылось.
- Птичка, птичка, а где те тучи?
- Сыном ветра унесены.
- Птичка, птичка, а где сын ветра?
- Сын ветра за горы ушел».
В сказках птички являются объектом охоты для мальчиков, будущих героев, на них они тренируют свою силу и ловкость. Так, культурный герой северных хантов Ими Хилы в младенчестве «из лука, сделанного из бруска для стружек, метит стрелой в птичек. Чувствует, до такой степени меткий стал: куда метнет стрелой, там и падают птички. Маленьким птичкам в головы попадает, в глаза попадает. Чувствует, что умеет, вроде стрелять». Тот же герой у вахтовских хантов, под именем Альвали, оставленный один в лесу «люльку свою расшнурует, встанет, побегает…как-то веточку со своего дерева обломил, с люльки веревочку снял и натянул себе лук. Стрелу сделал. Бегает, птичек стреляет».
Что касается конкретных видов мелких птиц, то в народной традиции особое значение закреплено только за некоторыми из них.
Трясогузка (вурщак – сев. ханты, путкали – вах. ханты) занимает значительное место в фольклоре и мировоззрении хантов различных групп.
В фольклоре трясогузка нередко является той вещей птичкой, которая предупреждает героя об опасности.
У вахтовских хантов существуют варианты сказки «Брат и сестра Трясогузки». Здесь считается, что эта птичка является ипостасью культурного героя Альвали.
В верованиях этой группы народа считается, что эта птичка приносит счастье. Если она появляется во дворе, то этот очень хорошая примета.
У северных хантов трясогузку называют ис тэты вой (душу несущая птица). Изображение этой птицы широко применяется в современном орнаментальном искусстве. Прежде всего её татуировали на плече каждому человеку, так как изображение должно было охранять душу человека при жизни и сопровождать её после смерти. У хантов р. Казым считается, что осенью, улетая на юг, трясогузка оставляет младенцам речь: «Манал па няврэмса ясанг щи хащуптлл» (Улетает, детям слова оставляет).
В мансийской традиции трясогузку почитают как духа –покровителя, в облике этой птички представлены два младенца, спущенные с неба в серебряной люльке. Их представляли на Медвежьих игрищах в виде близнецов.
В реальной жизни трясогузка обычно держится возле жилья человека, подлетает близко к человеку, нередко в стойбищах можно услышать, как женщины разговаривают с этой птичкой, просят её, чтобы она охраняла детей, наделила их речью.
Поползень (энгх щучка –каз.ханты, авкутельни – вах. ханты) почитается как добрый дух женского рода. У хантов р. Казым её название связано со словом энгх (смола), считается, что она питается смолой хвойных деревьев. У этой группы хантов поползень имеет второе название ай хонгра (маленький дятел). Данное имя он получил потому, что вьет свои гнезда в дуплах, продолбленных дятлами. Иногда его соотносят с духом-покровителем некоторых подгрупп казымских хантов – богиней Ар хотанг ими. «Лув па мувт пела ан янгхал тата ёхлал лавалман талан вэл» (Она в другие земли не улетает, здесь своих людей охраняя, остается). Вахтовские ханты называют эту птичку «женщина Авкутель», существуют сказки, в которых этот добрый дух в противоборстве со злым женским существом Пэрни стремится сделать людям добро.
Обыкновенная каменка (каткучевнэ (букв. женщина каткучев) – каз. ханты) относится к разряду пророческих птиц. Своё название она получила по характерному пению: «Каткучевнэ чев-чев». Как уже говорилось выше, звукоподражание «тев, тев», «щев-щев» - зачин речи вещей птички, предупреждающей об опасности.
Птичка кевнэк (буланый вьюрок) свое название получила по издаваемому ею звуку: «кев-кев-кевевнэе» (ках. Ханты). Она считается существом, принадлежащим лесным духом. Согласно поверьям северных хантов, по велению последних она заманивает людей в лес. «Ханнэхэ хонанга вана омасл па щи вэнта лэйл, хэн лув юпелан ан манлан. Щалтка па тухишак омасл па щи вохлалэ. Щиты вэнта щи тэллэ, вэнт лэнгх хота» (Сядет неподалёку от человека и кричит, пока не пойдешь за ней. Затем отлетит недалеко и опять зовёт. Так и уводит в лес, в дом к лесным духам).
Птичка тёр-тёр (точное название не выявлено) получила свое имя по издаваемому крику: «тёр-тёр-тёр». В фольклоре тёр-тёр связана с кукушкой. Согласно широко распространенной у народов Севера сказке, кукушка когда-то была женщиной. В одном из хантыйских вариантов у нее было двое сыновей. Когда мать заболела, сыновья поленились, не пошли за водой для жаждущей матери. Тогда она обернулась кукушкой и улетела от них. Мальчики долго бежали за ней по густым лесам, до крови исцарапали, искололи шиповником ноги. Затем превратились в птичек тер-тер.
Среди информаторов мнения по поводу места обитания этой птички расходятся. Одни соотносят её с маленькой птичкой, гнездящейся на морошковых болотах. При сборе этой ягоды детям часто говорят: «Не собирайте все ягодки, оставьте маленькой птичке, которая маму ищет». Во время сбора морошки у основания стебля растения можно увидеть пенистый сгусток. Считается, что это кэккэк имен пулшанг (плевок женщины кукушки), направленный в сторону обидевших её детей. Другие информаторы считают, что тёр-тёр – это рыжеватая птичка, проживающая в густых прибрежных лесах. Якобы мальчики, бежавшие за матерью, так и остались в непроходимых лесных дебрях и по сей день кричат там: «Тёр-тёр-тёр, вернись, мама».
Птичка лащ (точное название не выяснено, возможно, является мифической птицей) относится к группе «вурас вэрты войт» (беду, накликающие животные). Про неё говорят: «Лащен мэт атум вой» (лащ – самая плохая птичка). Информация о её внешнем виде крайне противоречива. Одни считают, что она очень маленькая «ёнтастылув луват вой» (птичка с напёрсток величиной), другие полагают, что «ай хаюп хурасуп войие» (птичка, похожая на маленького кулика), третьи обращают внимание на её нос «нюлал эвалт ушанг вурты нюл тайл», по носу можно узнать, нос у нее красный. При этом ни один из информаторов её не видел, считается, что она никогда не показывается людям. Если у человека все в жизни нормально, то её он не видит и не слышит. Но если кто-то из родственников должен умереть, о звуки этой птички «вуть-вуть-вуть-вуть» начинают преследовать человека. «Хуятен хутащ йиты вутчал щи, нанг хущена щи лангкасыйл, нангена щи ювартылты питл». (Если кто-то у тебя должен умереть, всё тебя накрывает (как одеялом), к тебе начинает цепляться). «Щивурас врааты питло, па иса курант манлан, куран нэхалайн» (Как начнет беду кликать, если пешком идешь, пешком догоняет. Если в лодке едешь, слышишь, на носу лодки сидит, глазами же никогда не видишь. Про птичку лащ, подающую голос перед смертью конкретных людей, записано много бытовых рассказов на р. Казым и р. Назым. При этом птичка появляется как в лесу, так и в деревне, городе.
Снегирь (кэрвой). В фольклоре, в частности в сказках, эти птички являются объектом охоты юного героя. Данный мотив отражает реально существовавшую ситуацию – раньше, осенью, когда прилетали снегири, мальчишки обычно ставили на них силки и иные ловушки, изготовленные из старых сетей.
Заключение
В ходе исследования, мы выяснили, что образ птицы в русском фольклоре гораздо шире и многограннее, чем в фольклоре народа ханты.
Птицы у славян символизировали свободу и счастье, они предвещали хороший урожай и богатство. Птица – это и идея материнства, любви, свадьбы. Их образы связывали с небом и высшими силами. Славяне считали, что птицы, сидящие на ветвях дерева,— это души людей, посланные на Землю Солнцем.
Птица на крыше дома — оберег его жителей, символ стремления к доброй и счастливой жизни.
По древним верованиям, птица являлась крылатым духом, связующим землю и небо. Женщина-птица является источником света, жизни. Душа, которую она даёт ребёнку,— частица её неиссякаемой жизненной силы. Душа бессмертна. Отсюда — цепь отождествлённых понятий: женщина — птица — жизнь — душа, образно отразившихся в фольклоре.
Птицы - дети воздуха. Птицы – дети радуги. Их перья переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами. Птицы – это тайна и красота. О них сложены прекрасные легенды и сказки, стихи и песни. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь пустыню и море.
Общим в фольклоре хантов и славян является то, что за многими птичками закреплена способность «вещать». При этом одни из них предупреждают об опасности, которую следует предотвратить, другие пророчествуют фатальность грядущих событий, третьи – дарят радость, любовь и покой.
Многие птицы связаны со статусом «детей» мира птиц и соотносятся с миром человеческих детей.
Список используемой литературы
Рисуем кактусы акварелью
Рисуем лошадь акварелью
«Течет река Волга»
Рисуем крокусы акварелью
Любимое яичко