«Русские ремёсла и прочие специальности в границах одного сибирского села по книге Александра Илларионовича Щербакова «Деревянный всадник». Можно предположить, что истоками творчества писателя являются земля, на которой он родился, и люди, которые окружали с раннего детства, люди, ремесленным трудом создававшие свой быт, развивавшие культуру сельского жителя. Это подтверждает и Виктор Петрович Астафьев: АКТУАЛЬНЫМ является то, что в наше время невозможно строить нравственное общество без знания своих корней, истории своего края, интересных и знаменитых людей, своих земляков.
Произведения, подобные книгам Щербакова о сельских людях, вызывают интерес к русской сибирской деревне и вселяют надежду на возрождение истинно народной жизни с её ремёслами, хлебопашеством, праздниками. Наше знакомство с этим замечательным селом началось с занимательной книжки «РУСЬ Былинная» писателя Романа Васильевича Филимонова в сентябре 2010 года. Мы с удовольствием её прочитали, съездили в деревню, познакомились с родственниками писателя и от местных жителей узнали, что в этом же селе родился и жил также ещё один писатель, уже известный даже за пределами края, Александр Илларионович Щербаков.
Вложение | Размер |
---|---|
peterburg_issl._remyosla.doc | 88.17 КБ |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16»
Кретова ул., д.9, Минусинск, Красноярский край, 662603
Тел. (39132) 2-96-07, E-mail: shkola16@minusa.ru
«Русские ремёсла в границах одного
сибирского села по книге Александра Щербакова «Деревянный всадник»
ТЕМА: Русские ремёсла в границах одного сибирского села по книге Александра Щербакова «Деревянный всадник»
ГИПОТЕЗА:
Можно предположить, что истоками творчества писателя являются земля, на которой он родился, и люди, которые окружали с раннего детства
«Что ни город, то норов, что ни деревня, то обычай, что ни село, то ремесло…»
А.И.Щербаков
ВВЕДЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ: В наше время невозможно строить нравственное общество без знания своих корней, истории своего края, интересных и знаменитых людей, своих земляков.
Произведения, подобные книгам Щербакова о сельских людях, вызывают интерес к русской сибирской деревне и вселяют надежду на возрождение истинно народной жизни с её ремёслами, хлебопашеством, праздниками.
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация……………………………………………………………..2
Вступление ……………………………………………………………5
Глава I. А. И. Щербаков – автор книги «Деревянный
всадник»………………………………………………………….6
Глава I I. На родине писателя ……………………….…………….10
Глава III. Катальщики или «Пимы сильней зимы» …………........12
Глава IV. Рассказ «Огонёк в горне» или кузнечное дело в отдельно взятом селе …………………………………………………………..14
Глава V. Рассказ «Без сучка, без задоринки» об искусном столяре, прославившем своё село …………………………………………… 15
Глава VI. Руки труженика ……………………………………………15
Глава VI. Развитие ремёсел в наше время. …………………………16
Глава VIII. Статистика ………………………………………………………………18
Заключение ………………………………………………………….. 20
Литература ……………………………………………………………..21
Приложение …………………………………………………………..22
ЦЕЛЬ:
Вызвать интерес ребят, наших ровесников, к творчеству писателя А.И.Щербакова, к теме сибирской деревни, к традиционным русским ремёслам.
Показать писательское мастерство А.И.Щербакова и значимость в создании образов людей труда.
ЗАДАЧИ:
сбор краеведческого материала на территории Каратузского района;
исследование исторического наследия своей малой родины
изучение особенностей сельских ремёсел в современной деревне в сравнении с книжными образами писателя-земляка А.И.Щербакова
ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ:
история деревни Таскино, Каратузского района;
истории отдельных людей, ставших героями рассказов А.И.Щербакова;
содержание книги «Деревянный всадник»
МЕТОДЫ:
поисковая работа в архивах и с людьми, земляками писателя;
сравнение, анализ, интервью, опрос
ВСТУПЛЕНИЕ
Осенью 2010 года нам посчастливилось узнать, что недалеко от Минусинска есть замечательное село, которое некогда обосновали и казаки, и староверы, и переселенцы из разных областей России. Селу уже более 170 лет, а оно не утратило своих традиций, бережёт ремёсла и деревенскиё уклад жизни. В этом селе родился замечательный писатель - Александр Илларионович Щербаков, в книгах которого мы почерпнули богатый краеведческий материал.
Справка: «…хорошо известный прозаик, поэт и журналист. Лучшие его произведения – это произведения о его родине селе Таскино, Каратузского района, и его людях, односельчанах, простых сельских тружениках».
Глава I
А.И.ЩЕРБАКОВ - АВТОР КНИГИ «ДЕРЕВЯННЫЙ ВСАДНИК»
В сибирском селе Таскино, где я родился,
было немало добрых умельцев, мастаков,
отлично работавших
и « по дереву», и « по железу», и « по земле»…
Каждое ремесло оставило в моей памяти
свой запах, свой цвет, свою «хитринку»
А.И.Щербаков
Мы узнали, что Александр Илларионович Щербаков не просто писатель, поэт и журналист, который даже по долгу службы постоянно встречается с людьми и пишет очерки, вполне достоверные, необычайно художественные, поэтому и столь притягательные. Как истинный патриот своей малой родины он посвятил отдельные рассказы и своим землякам. И оказалось, что некоторые из них действительно знамениты… своим делом, своим ремеслом, своим трудом, чему и посвятили свою жизнь…
Огромным интерес вызывает его автобиографическая повесть «Свет всю ночь», где Александр Илларионович рассказывает о своей жизни в селе, о родителях и своём детстве.
Он повествует о деревенском устройстве быта и о труде, без которого село бы не состоялось. Столь же неизгладимое впечатление оставила и книга (сборник рассказов) «Деревянный всадник».
Показать писательское мастерство А.И.Щербакова и значимость в создании образов людей труда, сравнить с действительностью времени начала нового тысячелетия – наша задача.
В первом рассказе «Душа мастера» мы сразу же попадаем в обаяние авторского стиля. Ощущение – как будто с тобой ведёт неторопливую беседу умный взрослый человек, скорее учитель.
Хочется слушать, не перебивая: так много интересного и необычного в этом повествовании. Речь идёт о самом, казалось бы, обыденном, просто о сельских ремёслах. Рассказывая о них подробно, с любовью, он с большим уважением, даже благоговением, повествует о самих мастерах. Александр Илларионович с самого начала настраивает нас, что не стоит сельские профессии отождествлять только с хлебопашеством или животноводством, ведь он ещё от отца помнит: «Что ни город, то норов, что ни деревня, то обычай, что ни село, то ремесло».
Оказывается, многие сёла в округе не просто занимались, а даже славились своими ремёслами. Об исчезающих ремёслах написаны рассказы с неизбывной тоской по рукотворной работе.
Глава II
НА РОДИНЕ ПИСАТЕЛЯ
Хотя я разлучён с тобой, деревня,
Без мысли о тебе не прожил дня.
Доверчива, проста и откровенна,
Ты учишь прямодушию меня.
А.Щербаков
Село Таскино, богатое на талантливых и даже знаменитых людей, славилось своими ремесленниками в самых различных областях сельского хозяйства. Об этом мы узнаём прежде всего из книг А.И.Щербакова. Предполагаем, что земля, на которой родился писатель, и люди, с которыми он вырос, становятся источником его творческого вдохновения, ведь многие рассказы он посвятил именно своим землякам.
Рассказы «Гончарный круг», «Вейся, вейся, не развейся», «Конь гулял на воле», «Тайны старого волчатника», О кузнице и столярке «Огонёк в горне», «Без сучка, без задоринки», «Природный пахарь», «Каменный век Игната», «Санёк Кожемяка» повествуют о самых разных сельских ремёслах. Об исчезающих ремёслах написаны эти рассказы с неизбывной тоской по рукотворной работе.
В книге «Деревянный всадник». Есть рассказ, посвящённый родному подворью. Это рассказ о «катальщиках», об отце писателя и других селянах. На центральной улице, по которой проходит тракт из Каратуза в Минусинск, есть дом, родовое гнездо, писателя А.И.Щербакова.
Вот в этом доме он родился. Об этом нам говорит и памятная табличка:
Здесь родился писатель, здесь же прожил свою трудовую жизнь, радуя людей искусными изделиями, результатами своих ремёсел Илларион Григорьевич Щербаков, отец писателя. Он - один из героев этой замечательной книги.
На своём подворье этот мастеровой человек, участник двух войн, гражданской и Великой Отечественной, занимался рукотворчеством: катал пимы, плёл короба и корзины, столярничал, выполнял заказы колхозных бригадиров «… на ремонт колёс, телег, на изготовление граблей, вил и прочего крестьянского инвентаря». Про таких говорят: «На все руки мастер» или «от скуки на все руки». Про скуку здесь говорить не приходится. Труд сельского жителя тяжёл и бесконечен.
Глава III
КАТАЛЬЩИКИ ИЛИ «ПИМЫ СИЛЬНЕЙ ЗИМЫ»
В Таскино есть подворье. На стене дома памятная доска, о том, что здесь родился писатель Щербаков. Подворье окружено бревенчатыми сараями. Видимо, там и занимался своим пимокатным ремеслом его отец. Илларион Григорьевич Щербаков, уроженец села Таскино, сын батрака и сам батрак с 13 лет, революционер, ходивший в походы со Щетинкиным на Врангеля и Деникина и всю дальнейшую жизнь посвятивший работе в родном колхозе. Воевал он и Великую Отечественную все 5 лет. Вернулся с ранениями, контузиями и наградами.
Читая книгу, от рассказа к рассказу мы убеждаемся, что в селе много однофамильцев, или же попросту живут здесь дальние или близкие родственники. Даже фамилия писателя Романа Васильевича Филимонова встречается нам не один раз в привязке к разным именам. «Отлично помнятся мне имена мастеров… - читаем мы в рассказе «Пимы сильней зимы» и узнаём, кто такие катальщики. - У нас и вправду, что ни дом, то – катальщик. Взять хотя бы наш край села, который называют Саратовским (видимо столыпинские переселенцы из Саратовской области здесь первыми обосновались). Начнем подряд: Сергей Калачёв катает, Александр Борисов катает, Викул Тютюкин, Николай Филимонов катал, Евгений Закутилин катал, Прохор Филимонов катает, Семён Гужавин катает, отец мой – тоже катал…»
Ремеслу этому даже стихотворение посвятил Александр Илларионович:
Скатай, отец, мне катанки,
Чтоб голенища – во!
И пемзой ноздреватою
Сними палёный ворс
Подкрась секретной краскою
Из банки потайной,
Чтоб все девчонки Таскино
Гужом гнались за мной.
Потолще, с заворотами,
Помягче изнутри,
Чтоб мог я за воротами
Торчать в них до зари.
И с бантами, и с кантами
В сельмаге – туфель воз!
А ты скатай мне катанки,
Чтоб не спешить в мороз.
А написал он это стихотворение, когда ему всего-то исполнилось 17 лет. И катанки были сильно нужны, когда провожал девушку со школьного вечера и стоял с ней до самой зари не в силах расстаться…
Были эти мастера «на все руки»: «Впрочем, пимокат смастерит не только обуток… - вспоминает писатель.- Когда-то мой школьный товарищ Володька Закутилин, нашивал шляпу, которую смастерил ему отец-пимокат». Это были искусные мастера, которым « … с подходом зимы по первопутку катили на санях в Таскино многочисленные заказчики, восседая на мешках с шерстью». И начиналась работа.
На подворье у Лариона Щербакова были все приспособления, чтобы заниматься этим ремеслом. В Таскино привозили заказы из окрестных деревень и даже из Минусинска, Абакана и Черногорска. «Отец имел много заказов в своём селе, поэтому со стороны брал неохотно», - говорит писатель. Дальше он подробно описывает все тонкости этого ремесла.
«Все знают, валенки делают из овечьей шерсти, но, наверное, не каждому известно, что далеко не всякая шерсть может стать исходным материалом…» и даёт подробную консультацию, как выбирать шерсть и по виду и по запаху.
Рассказ не только интересен, но и необычайно информативен. Прочитал и всё знаешь о наших сибирских катанках. На уроке русского языка мы, изучая диалекты, узнали, что «катанки» это один из немногочисленных сибирских диалектов. Теперь представляем в образах. Если везде «валенки» от слова «валять», то наши «катанки» от слова «катать». Занимается этим ремеслом катальщик. Именно так называется специальность человека, работающего по изготовлению зимней обуви, мягкой, удобной, тёплой. Катанки, изготовленные из натурального сырья (овечьей шерсти) практически не знают износу. Изнашивается (исшаркивается) только подошва, которую легко наращивают, то есть подшивают таким же материалом, и катанки снова служат зимней обувью, сообразно размеру, передаваемые от старших детей младшим. Мы попробовали исследовать состояние этого ремесла в условиях деревни нашего времени. И вот что узнали:
Глава IV
«ОГОНЁК В ГОРНЕ» или кузнечное дело в отдельно взятом селе.
Так называется глава, которая повествует нам об одной из древнейших профессий на Руси, кузнечном деле. На уроках литературы мы знакомились с мифами Древней Греции. И уже оттуда узнали, что у этого ремесла есть свой покровитель, бог Гефест. В литературе находим, что и в мифах других древних цивилизаций бог-кузнец появляется как «устроитель миропорядка» и «инициатор возникновения ремёсел». Многие ремёсла дошли и до нашего времени. Современные кузницы занимаются художественной ковкой. Их изделиями, например, украшен и наш город (кораблик у фонтана). Сейчас принято при строительстве частных домов ставить кованые ворота, украшать фронтоны крыш, трубы для дымоходов. Работа такая стоит дорого, и не каждый хозяин может себе это позволить. В рассказе «Огонёк в горне» повествуется о трудных годах в русской истории. Кузнецы на селе были особой кастой. Без их труда невозможно сельское хозяйство. Они производят термическую обработку металла и из бесформенной железки готовят подковы для лошадей, сельскохозяйственные орудия труда и прочие необходимые для существования человека предметы.
Кажется, что речь пойдёт о тяжёлом изнурительном труде, но у Щербакова даже самое начало рассказа навеяно поэтикой: «Кузница почему-то особенно притягательна зимой. Когда свищут метели …, а вместо солнца висит белёсое жидкое пятнышко, здесь, в кузнечном горне, всегда теплится огонёк, будто маленькое солнце наперекор зимнему сумраку». Сразу вспоминается: бог-кузнец или громовержец (он куёт молнии), или же связан с Солнцем. В рассказе не мифический персонаж, а герой, реально живший в селе Таскино в 40-е – 50-е годы 20-ого столетия, он даже представлен под своей фамилией. «Бывало, заспанные хозяйки только растапливают русские печи, а Сергей Калачёв уже торопится по заснеженной улице, прикрывает от ветра варежкой лицо». Зачем же так рано? Оказывается, чтобы начать работу, кузнец должен оживить горн. «Кузнец … берёт со щита тисы, совок, клюку, заправляет горн новым углем и включает рубильник. Горн оживает. Начинает дышать, сперва сипло, робко, потом всё глубже, смелее». И вот «…поднимается над угольной горкой первый петушиный гребешок пламени». Наконец «…пламя начинает метать блики на стену. Каждое его движение отражается в глазах человека…, склонившегося над горном. Лицо его тоже светлеет». Кузнец влюблён в свой труд, и работа ему не кажется ни скучной, ни тяжёлой.
Автор рассказа пошагово повествует нам начало рабочего дня. Он говорит о том, что «Люди куют железо. Почти так же, как пятьдесят, и сто, и тысячу лет назад. Многое меняется в жизни села, но, кажется, неизменной остаётся только сельская кузница. Сергей Калачёв работал в ней со дня образования колхоза и к жатве готовил по сорок штук конных жаток». Но вот в рассказе мы находим информацию о том, что механизировался труд крестьян, появились трактора и комбайны, появились ремонтные мастерские и машинные дворы, и даже самой кузницы коснулись «технические новшества». И автор рассказа перечисляет все эти «новшества». Сиплые кожаные мехи сменили электромоторы. Забыли кузнецы и о хлопотной сварке на углях, примитивной и непрочной. «Ныне под рукой – электросварка». В этом же рассказе мы узнаём, что ремесло не обязательно передавалось по наследству. Оказывается, в семье Калачёвых все были умельцами, но каждый в своём деле. «Старик Анфим скорнячеством занимался, сын Иван – столяр и пимокат, у Сергея тоже золотые руки. Мастер. Всё он может. И тяпку сковать, и лемех., и топор оттянуть …». Любую деталь, какую механизаторы принесут, возьмётся – сделает: «…повертит в руках, прикинет цепким взглядом мастерового, сдвинет шапку назад, и сунет железо в пекло горна. А раз положил в огонь, значит решение принято. Сделает». Дальше автор говорит, что никакие машины и механизмы не могут упразднить труд кузнеца. «К весне идёт подготовка - Сергей ремонтирует прицепы, бороны, плуги; к сенокосу – косилки, грабли, волокуши, к жатве кузова машин, жатки, сушилку».
В «Википедии» мы находим историю развития этого ремесла с глубокой древности. Навыки изготовления и обработки материала ударами люди накопили ещё в каменном веке. Первые кузнецы били камнем по металлу, положенному на каменную наковальню. Совершенствовалось и изменялось всё очень медленно, и всё-таки камень сменился молотом и наковальня тоже стала металлической. Между ними любой материал принимает заданную форму. Эту деятельность не обошло и меткое русское слово. Попасть «между молотом и наковальней» значит иметь сокрушительный натиск с двух сторон. Ещё мы знаем, что Гефест был хром. Из энциклопедии узнаём, что в ученики кузнецам отдавали ущербных мальчиков, не способных быть полноценными охотниками или воинами. Наш герой хорош собой, к тому же речист и общителен. Старая кузница стояла посреди села «…и была чем-то вроде клуба. Кто ни шёл мимо, старался заглянуть, узнать последние новости, послушать весёлые байки кузнеца». В селе про него говорили: « Образование бы ему хорошее – второй Пушкин». Писатель отмечает, что у Сергея «необыкновенно богатая фантазия и умение художественно подать свой вымысел». Не получил Сергей высшего образования, не стал инженером, не уехал в город. А со всем своим талантом «где родился, там и пригодился». И вряд ли когда-либо жалел об этом.
Глава V
Рассказ «БЕЗ СУЧКА, БЕЗ ЗАДОРИНКИ»
об искусном столяре, прославившем своё село
«Без сучка, без задоринки» - так назвал свой следующий рассказ Александр Илларионович. Название-фразеологизм подсказывает нам, что речь пойдёт о столярном деле. Рядом с кузницей, о которой мы только что говорили «с незапамятных времён стояла столярная мастерская». Дальше автор неожиданно для нас делает следующее замечание: «Кузница и столярка были тесно связаны между собой не только соседством, но и , так сказать, родственным производством». Это потому, что «машины, инвентарь и орудия своим возрождением после выхода из строя были обязаны, как тому, так и другому цеху».
Писатель перечисляет имена мастеров, которых «знала столярка за годы артельной, колхозной жизни». Затем автор останавливается на ссыльном немце Георгии Штрумпфе. Георгий – столяр высшего разряда. Самую сложную работу поручали Георгию. Например, изготовить фигурные рамы с инкрустацией для старинного собора. Дальше автор пишет, что подход к делу у этого столяра «уже промышленный и смело рационализаторский». Станок, на котором он работал, был «универсальный, собственной конструкции. Сплошное «по щучьему велению». Но ведь этому нужно было где-то учиться? Когда- то ещё до ссылки работал Георгий «на Волге в столярном цехе одного из промышленных предприятий». Видимо, оттуда и навык. Из разных мест России стекались в Таскино мастера, объединяя свой опыт, совершенствовали своё ремесло.
Глава VI
РУКИ МАСТЕРА
С большим сочувствием и уважением говорит писатель о своём отце-труженике: «Я вижу его тяжёлые руки, лежащие на столе, красные, разбухшие от горячей воды, со вздутыми излучинами вен». Это руки рабочего человека, ремесленника, творца.
Руки мастера - это особая тема не только в литературе, но и в живописи.
Совсем недавно, в мае прошлогогода, мы вновь посетили Таскино. Поддерживая связь с ребятами из Таскинской школы, мы узнали, что в Доме культуры села открылась Картинная галерея, где можно увидеть портреты тружеников села, написанные заезжим художником-графиком Владимиром Николаевичем Елиным, знаменитым хотя бы тем, что он является единственным художником, которому когда-то В.В. Высоцкий доверил написать себя с натуры. (Они познакомились на реке Мане во время съёмок фильма «Хозяин тайги»). Удивлению нашему не было предела. Увиденное поражает воображение. Написано не менее 40 портретов. Само помещение включает в себя три прекрасно оборудованных зала. Кажется, что мы находимся в нашем знаменитом на весь мир музее имени Мартьянова, только перешли в другой какой-то новый зал.
С портретов смотрят на нас, как живые, механизаторы и скотники, доярки и свинарки, поярки и птичницы и просто работники сельского хозяйства. Они смотрят добрым взглядом, даря нам ласковые улыбки. Кого-то из них художник изобразил дома в праздничных одеждах, кого-то на фоне пашен и полей, кем-то занял всю картину, подчеркнув важные детали в образе героя. Здесь уместно сказать о руках. Они присутствуют на каждом из портретов. Руки тружеников изработаны: узловаты суставы, изогнуты пальцы, сморщинилась огрубевшая кожа. Но насколько тёплыми они кажутся, какая светлая энергия лучится от этих рук, спасших и вынянчивших не одно поколение цыплят, телят, жеребят. Лица тружеников тоже в морщинах, но насколько по-доброму разбегаются эти морщинки лучиками от глаз или от улыбки. Кажется, что нет счастливее этих замечательных людей, отмеченных наградами, замеченных самой жизнью. Именно они, сельские труженики, и делают возможной саму жизнь.
Глава VII
Развитие ремесел в наше время
В современном мире многие ремёсла были утрачены. Ремесленников заменила автоматизированная техника. Но есть и такие ремёсла, которые остаются до сих пор, в некоторой степени востребованные, а в некоторой как увлечение. Одно из таких ремёсел – кузнечное дело. До сих пор в мире можно встретить много кузнецов и их творения.
Большинство декоративных фонарей, кованых заборов, лавок, которые можно увидеть на улицах города, - фабричные. Есть изделия, производимые на небольших автоматизированных предприятиях. На таких предприятиях можно встретить и кузнецов, хотя в основном здесь работает техника. Но если пройтись по торговым улицам города, то можно найти магазины, в которых продаются рукотворные изделия. Их производят мастера в специализированных мастерских, которые зачастую находятся прямо в магазине. Конечно, такие изделия очень редко можно встретить на улицах города. Один такой магазин есть и в нашем городе, Минусинске. Он называется «Лавка Мастеров». В магазине продаются самые разнообразные изделия кузнечного ремесела.
Ремёсла возрождаются! Но изделия мастеров теперь используются, как в древности, в качестве украшения быта. Стали модными кованые ворота, фонари и даже заборы. Но позволить это себе могут только состоятельные люди. Кованые изделия используются в быту, либо в деревнях как предметы хозяйства (тяпки, косы, вилы, лопаты). В нашей повседневной жизни тоже встречаются кованые изделия, но это уже изящные подсвечники, фонари на воротах, обрамление беседок и т.д.) Относимся мы к ним бережно, пытаемся сохранить их.
Отрадно, что в наше время ценится ручная работа. Это касается любого ремесла. Есть надежда на возрождение многих забытых и даже утраченных ремёсел.
Глава VIII
Статистика
На данный момент в селе Таскино осталось 256 дворов из трёхсот на конец 50-х годов. На начало 2013 года 44 дома в селе пустуют, стоят с забитыми окнами, с заросшими сорняком огородами.
В кузнице села Таскино не производится ничего особенного,
только мелкий сельхозинвентарь
Столярные мастерские и сами столяры в данный момент в Таскино
отсутствуют. Имеет место только мелкое домашнее производство для нужд сельского хозяйства.
Из этой статистики видно, что в деревнях ремесло постепенно исчезает, но не совсем, а частично перемещается в город.
Уже сейчас в городе можно увидеть множество ремесленных изделий.
Некоторые из затухающих ремёсел начинают обретать новую жизнь в современных условиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Рассказы А.И.Щербакова достоверны, правдивы, великолепны своей художественностью. Они учат любить свою малую родину. Учат наблюдать, видеть большое в малом, героическое в обыденном. Сборник «Деревянный всадник» состоит из маленьких задушевных произведений, каждый из которых притча о чём-то значимом и существенном, микроскопическом, но великом по своей сути. Эта книга рассказывает о людях труда, о сельских ремёслах, которые обеспечивали быт и само существование жителей деревни.
Мы провели исследование состояния развития ремёсел на сегодняшний день и сделали вывод, что некоторые из затухающих ремёсел начинают обретать новую жизнь в современных условиях.
ЛИТЕРАТУРА:
Первоисточники от А.И.Щербакова:
Мемуарные рукописи;
Сборник стихов «Хочу домой» Красноярское книжное издательство. 2009г.;
Сб. рассказов «Деревянный всадник». М. Изд-во «Лепта- книга», 2007г.
Щербаков А.И. «Месяц круторогий». Красноярское книжное издательство, 1991г.
Два плуга
Сказка "Морозко"
Ель
Одна беседа. Лев Кассиль
Как нарисовать лимон акварелью