Исследовательская работа "Жизнь Марины Цветаевой"
Вложение | Размер |
---|---|
marina_tsvetaeva.docx | 37.8 КБ |
Конкурс молодых исследователей
«УМКА»
Направление: литература
Название работы
Жизнь Марины Цветаевой
Автор работы
Радченко Алина, 9 класс
Место выполнения работы
ГБОУ школа-интернат г. Владикавказ
Руководитель
Бязрова Елена Александровна
2019г.
План
1. Введение 3
1.1. Детство и юность М Цветаевой 2-5
1.2. Раннее творчество «Стихи пишу с 6 лет, печатаю с шестнадцати» 6
1.3. Знакомство с мужем 7
1.4. Рождение детей 8-11
1.5. Дружба с Парнок 13
1.6. Эмиграция во Францию 14-15
1.7. Возвращение на Родину 16
2. Заключение 18
3. Список использованной литературы.
Введение
Серебряный век является значимой эпохой в истории мировой культуры и литературы. Первые два десятилетия XX века - это период расцвета русской литературы, прежде всего поэзии, когда на литературной арене одни за другими сменялись символисты. В это время творили: Александр Блок, Анна Ахматова, Владимир Маяковский, Марина Цветаева и многие другие.
Но гениальность Марины Цветаевой неоспорима, её стихи читались, читаются, и будут читаться людьми разных возрастов, национальностей и вероисповеданий. Её уникальность как поэта и в том, что она не относилась ни к одному из течений в поэзии Серебряного века.
Поэтому темой нашей исследовательской работы и стало изучение жизни Марины Цветаевой, а именно, что влияло на нее. У неё было свое собственное, не похожее ни на кого и в то же время близкое многим понимание действительности, жизни, любви. Цветаева всегда оставалась самой собой. Её судьба - это непростой путь русской женщины, человека, преданного искусству. Поэтому её творчество, без сомнения, вызывает глубокий интерес.
Цель работы: изучить жизнь и моральные ценности Марины Цветаевой, отношение к своим детям, мужу и политике
Задачи данного исследования:
1. Развитие личности, способной тонко чувствовать произведения через биографию писателя.
2. Воспитание духовной культуры.
3. Повышение интереса к литературе, к русской культуре.
Объект исследования – биографии и творчество Марины Цветаевой.
Предмет исследования – произведения писательницы.
1.1. Детство и юность М Цветаевой
Она родилась в Москве, 8 октября 1892 года с субботы на воскресенье, в полночь, на Иоанна Богослова, почти в самом центре Москвы, в Тихом Трёхпрудном переулке, в небольшом уютном доме, похожем на городскую усадьбу фамусовских времён.
Как многие поэты, Цветаева охотно верила «знакам судьбы». Полночь, листопад, суббота - она прочитала этот гороскоп легко и отчётливо. Рябина навсегда вошла в геральдику её поэзии.
Пылающая и горькая, на излёте осени, в преддверии зимы она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и постоянно грезившей уйти в зиму забвения.
Дом в Трёхпрудном, как никакой другой, она любила словно родное существо. Любила за то, что он в годы её детства и юности был в полном смысле слова родным гнездом, надёжно и безопасно спрятанным в неподвижной каменной листве огромного, как дремучий лес, города.
Улицы прихотливо изгибались, взбегали на холмы, петлями, на пригорках стоят церквушки, на широких травянистых площадях высились соборы, гуляли торжища: базары, ярмарки, торговые ряды.
Москва – обжитая и уютная, раскинувшаяся на семи холмах, пёстрая, звонкая и своевольная.
В характер Цветаевой Москва вошла сполна – она в нём запечатлелась подобно родительским генам.
Она родилась в семье профессора – искусствоведа, Ивана Владимировича, он стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств. Его жена происходила из обрусевшей польско – немецкой семьи, была натурой художественно – одарённой, талантливой пианисткой. Умерла она ещё молодой в 1906 году и воспитание двух дочерей Марины и Анастасии и сводного их брата Андрея стало делом глубоко их любившего отца. Он старался дать детям основательное образование, знание европейских языков, всемирно поощряя знакомство с классиками отечественной и зарубежной литературы и искусства. Что же касается певучести и мелодичности, то их за редкими исключениями, почти нет у Цветаевой. Она наоборот, резка, порывиста, дисгармонична. . Отношение к матери было похоже на романтическое обожание. Марина с юности, с детства ощущает тоску по матери, вышедшей замуж не по любви, а запросто очень хорошего русского человека – Ивана Владимировича Цветаева. Мейн хотела заменить мать осиротевшим детям, от первого брака И.В.Цветаева. Марина и Анастасия остро переживали, драматизм жизни матери: «Её измученная душа живёт в нас. Только мы открываем то, что она скрывала, её мятеж, её безумие, её жажда дошли в нас до краха». Мать очень хотела, чтобы старшая дочь Марина посвятила свою жизнь музыке и часто отбирала бумагу у будущего поэта. Всё это пронизано обидой Марины, что её недостаточно любят. Была в девочке уже особая острота восприимчивости, окружающего её мнение и мира, накапливались мысли и чувства, чтобы через некоторое время превратиться в высшую форму языка, которую у неё никогда нельзя спутать ни с чем. Очень многое Марина взяла от отца И.В.Цветаева. Если, рассказывая о матери, она сочувственно «повествует», то воспоминание об отце, она выделяет, подчёркивает, хочет заставить читателя сопереживать и понимать так, как она. Вообще это свойственно Марине.
1.2. Раннее творчество «Стихи пишу с 6 лет, печатаю с шестнадцати»
Вместе со всеми шла своей тропой русский поэт Марина Цветаева. Сама Марина скажет о себе: «Стихи пишу с шести лет, печатаю с шестнадцати…» Первые стихи Цветаевой «Вечерний альбом» вышли в1910году в издательстве «Мусагет», в Петербурге и были приняты читателями как стихи настоящего поэта. «За вечерними альбомами» последовали ещё два сборника: «Волшебный фонарь» в 1912году и «Из двух книг» в 1913году. Изданные при содействии друга юности Цветаевой, Сергея Эфрона, за которого она вышла замуж
1.3. Знакомство с мужем
Сергей Эфрон - любовь всей жизни, муж.
В октябре 1911 г. произошло знакомство с Сергеем Эфроном на даче М.Волошина в Коктебеле, где отдыхали сестры Цветаевы и братья Эфрон.
Сергей Эфрон - публицист, литератор, сын народовольцев, рано лишился родителей, поэтому Цветаева испытала к нему материнскую любовь и заботу.
Ему она посвящает свой 2-й сборник стихов "Волшебный фонарь", который критики встретили холодно. А Брюсов был даже разочарован, а потому получил едкий стих в свой адрес от писательницы
1.4. Рождение детей
В января 1912 года - венчание, а в сентябре у них родилась дочь Ариадна, которую М.И. назвала в честь царевны из древнегреческих мифов, В 1917 году у М.Цветаевой и С.Эфрона родилась дочь Ирина, 31 января 1925 года у Цветаевой родился сын.
Если спросить тех, кто запоем читает Марину Цветаеву, сколько у неё было детей, назовут гениальную Алю, не менее талантливого Мура, а об Ирине не вспомнят. Из истории выпала.
К четырём годам мать научила её читать, к пяти - писать, в шесть - вести дневник. В семь, в 1919 г., эта на редкость одарённая и не по годам развитая девочка становится наперсницей своей гениальной матери, её опорой во всех невзгодах. В те годы Ариадна - Аля, как называла её мать, - пишет свои первые стихи и, конечно же, посвящает их матери, которую она боготворила и называла просто Марина.
После того, как Сергей Эфрон добровольно ушел на фронт, семья стала бедствовать. Дети почти все время голодали. Аля, в придачу ко всему, начала безнадежно хворать - приступы лихорадки ее почти не оставляли. Малярийная лихорадка, плавно перешедшая в тиф, тогда едва не лишила ее жизни. Марина ни отходила от нее ни на шаг почти два с лишним месяца.
Позже мать отправляет ее в гимназию, Но её гимназическое обучение продолжается всего одну зиму. Марина Ивановна пришла к выводу, что преподаватели этой гимназии ничего её дочери дать не могут.
И сама деятельно берется за её образование. И хотя Ариадна не окончит ни среднего, ни высшего учебного заведения, она станет высокообразованным человеком, отлично знающим и историю, и литературу, и языки.
Вторым ребенком в семье была Ирина. На самом деле, о дочери Ирине мало что известно, но как говорили знакомые Марины, в 1918 году одна из сестер Сергея Эфрона, Лиля, забрала Ирину к себе в деревню на лето
Она даже написала письмо М.Цветаевой с просьбой отдать себе девочку на зиму - но вместо этого ребенка снова забрали в Москву, аргументируя, что летом в город молоко не завозила, а сейчас завозят.
Русская поэтесса и переводчик Вера Звягинцева, с которой у М.Цветаевой завязалась дружба с лета 1919 года, вообще пишет:
«Всю ночь болтали, Марина читала стихи... Когда немного рассвело, я увидела кресло, все замотанное тряпками, и из тряпок болталась голова – туда-сюда. Это была младшая дочь Ирина, о существовании которой я до сих пор не знала»
Зато Ариадна везде сопровождала мать: на литературных вечерах, встречах с друзьями, кружках поэтов - еще бы, не по годам одаренный ребенок! А младшую, Ирину, в это время привязывали к креслу, чтобы не упала, и уходили.
Позже детей она сдала в приют, оправдываясь невозможностью прокормить детей, и строго скрывая свои родственные отношения с ними.
В этом приюте она не появлялась в течение 2 недель, а появившись - застала больными и голодными, но забирать не стала, а просто продолжала навещать
16 февраля 1920 года голодной смертью умирает в детском приюте ее младшая дочь, Ирина. Об этом Цветаева узнает случайно.
16 февраля она зашла в Лигу Спасения Детей, чтобы выхлопотать путевку в санаторий для Али, и встретила людей из Кунцевского приюта, случайно находившихся там. Цветаевой сообщили, что ночью ее дочь Ирина умерла.
Однако на похороны не поехала, объясняя такое решение, во-первых, заботами об Ариадне, а во-вторых, для нее это было слишком тяжело эмоционально!
Третьим и очень любимым ребенком был Георгий. В 1922 году, перед отъездом в Прагу, Марина Цветаева в разговоре с подругой упоминала, что страстно хочет родить сына. Даже имя ему придумала - Георгий.
Однако в эмиграции у нее завязалась переписка с Борисом Пастернаком, которая переросла в крепкую дружбу. Родив сына, поэтесса уже была готова назвать его Борисом, в честь нового друга. Но пожелание Сергея Эфрона - дать ребенку имя Георгий. Марина Цветаева уступила мужу, но называла сына – Мур. Мур был очень образованным и не по годам развитым мальчиком.
Многие обвиняли его в бездушности и равнодушии к людским переживаниям - большего всего он подвергся осуждению после смерти матери, так как "слишком легко" перенес ее утрату.
Жора Эфрон прожил 19 лет и погиб смертью храбрых. "Мальчиков нужно баловать, - им, может быть, на войну придется", - пророчествовала Марина Цветаева, едва сыну исполнился... месяц. Он был призван на фронт за два месяца до окончания первого курса. Студенты Литинститута броне не подлежали. Были робкие попытки похлопотать за Мура, не отправлять его на фронт, но они оказались тщетными. Самое ужасное было в том, что он попал в штрафбатальон, как сын репрессированного отца.
И ранили... Смертельно. 7 июля под деревней Друйка.
Особое место в ее жизни занимает Борис Пастернак.
Горячая дружба с Пастернаком завязалась с 1922 г. Это была дружба - любовь, подлинное содружество двух великих поэтов, равно талантливых, равно преданных своему поэтическому призванию, живущих бок о бок в одной стране и в тоже время не обращавших должного внимания друг на друга, а истинно обретших и полюбивших друг друга, только в далекой разлуке, только в чтении стихов друг друга и только в блестящем эпистолярном творчестве.
Существовало около ста писем Цветаевой к Пастернаку.
В записных книжках Цветаевой, которые находятся ЦГАЛИ, имеются многие из этих писем.
Там же хранятся 84 письма Пастернака к Цветаевой.
Переписку начал Пастернак с восторженного отзыва на книгу Цветаевой «Версты».
В 1921 г. Пастернак посвятил Цветаевой несколько стихов и, в частности, написал о переписке: «Так много было пережитого тогда совместно менявшегося, радостного и трагического, всегда неожиданного и всегда, от раза к разу обоюдно расширявшего кругозор».
Но на этом ее влюбленности не закончились.
1.5. Дружба с Парнок
В 1914 году 22-летняя Цветаева познакомилась с поэтессой, переводчицей 29-летней Софией Парнок, имевшую на тот момент несколько скандальных романов и прозвище "русской Сафо".
Знакомство переросло в романтические отношения. Цветаева даже делилась, что "мечтает о ребенке от Парнок", признавая абсурдность этого желания. И посвятила цикл стихов "Подруга".
М.Ц. не хотела уходить из семьи, поэтому Парнок сильно ревновала ее к М.Волошину, О.Мандельштаму, С.Эфрону. Последнему она даже бросала: "Не ты, о юный, расколдовал ее", хвастаясь, что разбудила женщину в Цветаевой, чего не удалось Эфрону. Многие биографы Цветаевой полагают, что "активная" роль в этих отношениях принадлежала опытной Парнок, которая коварно "соблазнила" свою неискушенную подругу. Однако, судя по стихам Цветаевой, именно она добивалась любви Софии, отведя себе роль рыцаря или даже пажа неприступной Снежной Королевы. Роман длился полтора года. Цветаева была страстно увлечена своей подругой и почти не уделяла внимания мужу и дочери. Сергей Эфрон страдал, но предпочел не вмешиваться и самоустраниться. Между тем любовь двух женщин постепенно угасала. Они часто ссорились, и Марина предчувствовала их скорое расставание. Окончательный разрыв произошел зимой 1916 года, когда Цветаева застала Парнок с другой.
Когда в 1933 году Цветаева узнала, что ее бывшая возлюбленная умерла от разрыва сердца, то приняла эту новость с полным равнодушием.
1.6. Эмиграция во Францию
В 1922 году Марина Цветаева оказалась в эмиграции. Жила в Чехословакии и во Франции. Ее независимость, бескомпромиссность, одержимость поэзией определили ее полное одиночество. Она писала: "Моя неудача в эмиграции - в том, что я не эмигрант, что я по духу, т. е. по воздуху и по размаху - там, туда, оттуда". В Праге она производила впечатления человека отодвинувшего свои заботы, полного творческих выдумок, но человека, не видящего себя, не знающего своих жизненных и женских возможностей, не созревшего для своих настоящих и будущих реакций. Цветаева была горда, непреклонна, знала себе цену как поэта, но далеко не все зависело от нее, зависело и от людей, их доброты, их умения понимать и любить ее талант Она была беззащитна, беззаботна и несчастна, окружена «гнездом» и одинока.
Она находила и теряла, и ошибалась без конца. Также верно и то, что ее драма усугублялась тем, что в эмиграции ней как у поэта не было читателей, не было отклика на то, что она делала, и возможно, что не было друзей по ее росту.
Во Франции Цветаева прожила тринадцать с половиной лет. 6 февраля 1920 г. Состоялся ее литературный вечер, который принес ей нелюбовь и зависть очень влиятельных людей.
И все же, несмотря на все невзгоды, она все перетерпела. Так в 1929г. Цветаева написала поэму «Перекоп», которая была создана по дневникам ее мужа, но поэма не появилась в свет. Дневник С. Эфрона исчез.
Взрослая, зрелая жизнь Цветаевой прошла в лишениях и одиночестве, и лишь фанатическая преданность поэзии мирила ее с бытовым и душевным неустройством, придавала ей силы переносить удары судьбы: «Все истрепали, изорвали – только осталось, что два крыла».
Цветаева не приняла революции и в мае 1922 г. Вместе с дочерью, с разрешения Советского правительства, выехала за границу к мужу, Сергею Эфрону, участнику белого движения, находившему в эмиграции, учившемуся в университете в Праге.
Жизнь была эмигрантная, трудная, нищая. Цветаева вскоре ощутила свое одиночество за рубежом. Как поэт она довольно скоро потеряла возможность издавать книги.
Последняя ее книга вышла в 1928 году, несмотря на то, что Цветаева много и плодотворно работала.
1.7. Возвращение на Родину
Находясь в эмиграции, Марина Цветаева постоянно думала о Родине.
Трудным, мучительным путем разочарований, сомнений, переживаний
Марина Цветаева идет к мысли о возращении в Советскую Россию. Муж и дочь Цветаевой уже получили разрешение вернуться в Россию . Вслед за ними, в 1939 г. Сама с сыном Георгием, который родился в Чехословакии, вернулась в Советский Союз. Цветаева долго мечтала, что вернется в Россию «желанным и жданным гостем», но так не получилось.
Личные обстоятельства сложились плохо: муж и дочь подверглись необыкновенным репрессиям. Цветаева поселилась в Москве, занялась переводами, готовила сборник избранных стихотворений.
Наступила война. Превратности эвакуации забросили Цветаеву сперва в Чистополь, потом в Елабугу.
Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года. В Борисоглебском переулке прошла ее молодость. Как поэт, прозаик и драматург она состоялась именно в Москве. А свела она счеты с собой в Елабуге (ныне Татарстан) 31 августа в тяжелом 1941 году. Её могила в Елабуге затерялась. Памятником ей остались лишь книги тех людей, которые ее знали, любили, изучали. Поэтесса ушла из жизни неотпетой. Спустя полвека, в 1990 году, патриарх Алексей 2 дал благословение на ее отпевание, тогда как отпевать самоубийц в РПЦ категорически запрещено. Что же позволило сделать для нее исключение? «Любовь народа»- ответил патриарх. Она оставила три посмертные записки: официальную, со словами «дорогие товарищи», вторую - поэту Асееву, где умоляла усыновить 16-летнего сына и выучить его (чего Асеев не сделал!) и самому подростку - о том, что попала в тупик и выхода, увы, не видит…
Заключение
Так трагически завершился путь Марины Цветаевой. Она почти до самого конца не разлюбила ее. Несмотря ни на что, жизнь оставалась для нее «распахнутой радостью».
Она предвидела, что будет востребована другим временем:
«Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! -
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет! ),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед»
Это время пришло. Произведения Марины Ивановны Цветаевой, ее проникновенная лирика вошли в нашу жизнь. Ее поэзия вобрала в себя широкий разлив русской песни, ее строй, лад, интонации. Поэтому второе рождение обрели в песнях цветаевские стихи «Генералы двенадцатого года», «Мне нравится, что вы больны не мной», «Вот опять окно, где опять не спят…»
Марина Ивановна Цветаева – неоплатная наша вина и любовь вечная.
Список литературы
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Свадьба в Малиновке
Дымковский петушок
Юрий Алексеевич Гагарин
Компас своими руками