Родители и педагоги в один голос говорят о том, что чтение книг — это самое главное. Так как именно через чтение мы познаём мир, получаем знания, учимся быть воспитанными, учимся видеть вокруг нас красоту, развивать интеллект. Я согласна, что огромную роль в формировании личности играют, конечно, книги. Но с появлением информационных технологий началось что-то невероятное, все только и знают, что играют в игры на телефонах, смотрят телевизор. На книги не остаётся времени. Я поставила перед собой цель: выявление читательских интересов школьников и влияние на них информационных технологий. Поставила перед собой задачи: провести анкетирование 2-х классов; выявить ситуацию с читательской грамотностью во 2-х классах; исследовать образовательное пространство лицея; провести необхо- 386 СБОРНИК ТЕЗИСОВ Всероссийский конкурс исследовательских и творческих работ «МЫ ГОРДОСТЬ РОДИНЫ» димые мероприятия по развитию читательских интересов; наблюдать положительную динамику через анкетирование учащихся в 3 классе и сделать выводы по теме. Первая рукописная книга для детей была написана ещё в 1491 году. Уже в те далёкие времена в книги вкладывали огромные надежды на развитие и воспитание подрастающего поколения. От первой книги до современной литературы прошли столетия, но роль книги не уменьшается. По результатам исследования в наше время наблюдается не высокий интерес к чтению. Школьники находятся под влиянием телевидения и Интернета, компьютерных игр. Это снижает интерес к книге, мешает формированию читательского интереса и поведению детей. На чтение художественной литературы у них не остаётся ни времени, ни желания. А ведь классическая литература оказывает огромное воспитательное влияние на подрастающее поколение, а также на интеллектуальное развитие и развитие речи. Ведь читая тексты, мы учимся понимать читаемое, учимся иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношение к прочитанному сюжету, представлять мысленно героев, события, пересказывать тексты. Не вытеснят ли информационные технологии книгу вообще, ведь отношение к чтению, его роль, в наше время сильно меняется. А может быть, наоборот, информационные технологии могут помочь школьнику в поддержании читательского интереса. Для этого можно придумать много интересных мероприятий, связанных с книгой и информационными технологиями в классе. Образовательное пространство лицея тоже может воспитывать творческого читателя. Современная школьная библиотека может быть информационным центром, центром культуры. Конечно, на современного школьника могут оказывать сильное влияние компьютерные технологии, когда ученик занят только играми, и забывает про всё на свете, на помощь ему могут придти, конечно, родители. Ведь именно они, первыми знакомят ребёнка с книгой. Родители знакомят с разнообразием книг, помогая формировать читательские интересы. Если рассмотреть динамику развития учащихся моего лицея, то можно сделать выводы, что ребята не стали меньше читать, изменились их читательские интересы и предпочтения. 2 класс 3 класс ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ И ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО 387 Всероссийский конкурс исследовательских и творческих работ «МЫ ГОРДОСТЬ РОДИНЫ» Чтобы интерес к чтению не угас у ученика, процесс чтения необходимо поддерживать. Поэтому книги должны быть доступны ребенку, а выбор чтения широк и разнообразен. Надо научить школьников распределять своё время. Информационные технологии должны не мешать, а помогать школьникам в чтении, играть мотивационную роль, быть средством обучения, помогать учиться. Если наступили времена информационных технологий, то нельзя в развитии делать шаг назад. А помочь в этом должны наши родители — до школы, и родители, и учителя при обучении в школе и, конечно, неравнодушные школьники, которые любят читать.
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_vari.docx | 181.33 КБ |
Научно-исследовательская работа
«Как влияют информационные технологии на чтение и читательский интерес современных школьников».
Выполнила:
Постоева Варвара Григорьевна
ученица ___3__ класса
лицея №6 «Перспектива»
Руководитель:
Гутшмидт Татьяна Кирриловна
г. Красноярск
Оглавление.
1.Введение
2. История развития детской литературы
Исследование ситуации
4. Как повысить интерес школьников к чтению.
5. Исследование образовательного пространства лицея.
6. Роль семьи в развитии читательских интересов.
7. Заключение.
8. Приложение
9. Литература.
1.Вступление
Меня заинтересовала тема «Как влияют информационные технологии на чтение и читательский интерес современных школьников».
Актуальность выбранной темы:
Моя бабушка мне говорила, что в её молодости все читали: книги, журналы, газеты. Читали везде: дома всей семьёй, на улице на скамейках, в автобусах и т.д.
Родители и педагоги тоже в один голос говорят о том, что чтение книг - это самое главное. Так как именно через чтение мы познаём мир, получаем знания, учимся быть воспитанными, учимся видеть вокруг нас красоту, развивать интеллект. Я согласна, что огромную роль в формировании личности играют, конечно, книги. Но с появлением информационных технологий началось что – то невероятное, все только и знают, что играют в игры на телефонах, смотрят телевизор. На книги не остаётся времени.
Я поставила перед собой цель:
исследовать образовательное пространство лицея №6 , выявить читательские интересы школьников.
Разобраться, мешают ли школьнику современные информационные технологии или наоборот помогают решать проблему читательского интереса?
Выдвинула гипотезу:
я предположила, что информационные технологии могут влиять на читательский интерес школьников, возможно, информационные технологии вытесняют книгу.
В процессе работы мною были использованы следующие методы:
Теоретические - анализ, сравнение, наблюдение.
Практические - анкетирование, моделирование, интервью. (на экране)
Основное содержание.
2.История развития детской литературы
Сначала я углубилась в историю зарождения детской литературы.
Я узнала, что с 10 – 15 века на Руси ещё не было детской литературы. Литература ещё только зарождалась с приходом письменности. Первые рукописные сведения о том, что читали дети на Руси, относятся к 10 веку. Это религиозные книги. Владимир Мономах, внук Ярослава Мудрого, давал первые письменные наставления «Поучения» своим детям. Первой рукописной книгой для детей был написанный в 1491 году учебник латинского языка «Донатус». Автор – русский дипломат и переводчик Дмитрий Герасимов. Уже в те далёкие времена в книги вкладывали огромные надежды на развитие и воспитание подрастающего поколения. От первой книги до современной литературы прошли столетия, но роль книги не уменьшается. С детских лет нас сопровождают волшебные сказки А.С. Пушкина, произведения К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, С.Я.Маршака, К.И. Чуковского, С, Михалкова и сотни других. С годами появились всё новые авторы детской литературы.
3.Исследование ситуации
Я решила исследовать ситуацию во втором классе и выяснить, что любят читать мои одноклассники, и каковы их читательские интересы. Для этого я составила анкету, состоящую из 10 вопросов.
Опрос проходили 80 учащихся параллели вторых классов.
Анкета: Определение читательских интересов:
1.Любите ли вы читать? Да -30 , Нет - 50
2.Читаете ли вы книги помимо школьной программы? Да - 30, Нет - 50
3. Как часто вы читаете? 20 часто, 60 редко
4. О чём любите читать? О животных, приключениях, путешествиях, сказки.
5. Назови свою любимую книгу. 20 – есть, 60 - нет
6. Кто из литературных героев является вашим любимым героем?
40– есть , 40 - нет
7.Кто любимый писатель? 20 – есть, 60 - нет
8.Читаешь ли ты электронную книгу? Да - 24 Нет - 76
9. Что больше предпочитаешь фильм или книгу? Фильм – 60, книгу - 20
10. Ограничивают ли тебя родители во времени, когда ты играешь в компьютерные игры? Да - 66 Нет – 14
11. Любите ли вы играть в интерактивные игры – да - 72, нет 8
Результаты были не утешительные. По данным исследования наблюдается не высокий интерес к чтению. Школьники находятся под влиянием телевидения и Интернета, компьютерных игр, родился «виртуальный» мир, который имеет всеобщую доступность информации. Это снижает интерес к книге, мешает формированию читательского интереса и поведению детей. На чтение художественной литературы у них не остаётся ни времени, ни желания. А ведь классическая литература оказывает огромное воспитательное влияние на подрастающее поколение, а также на интеллектуальное развитие и развитие их речи.
4.Как повысить интерес школьников к чтению.
Я задумалась, не вытеснят ли информационные технологии книгу, ведь отношение к чтению, его роль, в наше время сильно меняется. А может быть, наоборот, информационные технологии могут помочь школьнику в поддержании читательского интереса.
Я посоветовалась с учителем, и мы продумали некоторые мероприятия в классе.
Все мероприятия просто захватили класс.
В третьем классе снова провела анкету, получились следующие результаты.(Опрашивали 50 учащихся)
1.Любите ли вы читать? Да - 34 , Нет - 16
2.Читаете ли вы книги помимо школьной программы? Да - 39, Нет - 11
3. Как часто вы читаете? 30 часто, 20 редко
4. О чём любите читать? О животных, приключениях, путешествиях, сказки.
5. Назови свою любимую книгу. 29 – есть, 21 - нет
6. Кто из литературных героев является вашим любимым героем?
34 – есть , 16 - нет
7.Кто любимый писатель? 26 – есть, 24 - нет
8.Читаешь ли ты электронную книгу? Да - 13 Нет - 37
9. Что больше предпочитаешь фильм или книгу? Фильм – 34, книгу - 16
10. Ограничивают ли тебя родители во времени, когда ты играешь в компьютерные игры? Да - 38 Нет – 12
11. Любите ли вы играть в интерактивные игры – да - 40 , нет 10
Результаты стали намного лучше, чем во втором классе.
5. Исследование образовательного пространства лицея.
Я решила исследовать образовательное пространство нашего лицея, направленного на развитие читательского интереса. Оказалось, что этих мест немало: всё образовательное пространство лицея как бы говорит: « Посмотри сколько интересных книг, почитай их!» Это и портреты авторов произведений, и отрывки из разных произведений, грамотный ученик, сразу определит, кто написал эти строки. Есть и места, где можно сесть и полистать книгу, а можно и вовсе унести домой, но взамен принести какую – нибудь другую, прочитанную тобой. По прочитанным произведениям проводятся выставки детского творчества. Образовательное пространство лицея воспитывает творческого читателя.
Школьная библиотека является информационным центром, центром культуры, где проходят презентации книг, тематические книжные выставки, библиотечные уроки с использованием информационных технологий. Большой интерес привлёк детей к «Библиотечным сумеркам», тематика бывает разнообразной: они могут быть посвящены юбилею автора, книге, событиям в стране и т.д. Проводятся Дни читающей мамы, бабушки. А также различные викторины, акции и конкурсы, например, «День дарения». Конкурс на «Один месяц вокруг книги», в котором я одержала победу. Победителя ждало фотографирование, а фото выставлялось на сайте лицея. Появилась новая компьютерная программа ЛитРес, которая помогает найти редкую книгу или сэкономить свой бюджет (бывают книги очень дорогие).
А ещё у нас существует районная библиотека им. С. Михалкова, куда ходят наши ученики. Руководители этой библиотеки тоже жаловались на то, что школьники стали её посещать реже. Но несколько лет назад, в ней сделали современный ремонт: поставили большие электронные книги, компьютеры, залы стали современными и уютными. Педагоги приглашают нас на разные мероприятия, которые проводят очень интересно с использованием информационных технологий. Такую библиотеку хочется посещать.
Провела интервью.
Интервью с заведующей школьной библиотекой Глотовой Галиной Валерьевной.
Интервью с детским психологом.
Интервью с заведующей школьной библиотекой:
Убавилось ли количество читателей в библиотеке?
Как думаете, почему?
Как стараетесь привлечь юных читателей?
Как вы думаете, помогают или вредят компьютерные технологии читателям?
Какие компьютерные технологии используете в работе со школьниками?
Галина Валерьевна рассказала, что читателей в лицее не убавилось, благодаря лицейскому образовательному пространству, интересным мероприятиям, для проведения которых используются информационные технологии. (проектор, есть планшеты). Галина Валерьевна считает, что информационные технологии не вредят школьникам.
Я выяснила наиболее предпочитаемых современных авторов. Ими оказались: Станислав Востоков, Тамара Крюкова, Олег Рой, Русе Лагеркранц, Андрей Усачёв, Артур Гиваргизов, Ирина Пивоварова, Роальд Даль, Холли Вебб и другие.
Интервью с детским психологом.
1)Стали ли учащиеся, на ваш взгляд, меньше читать?
2)Как вы считаете, почему у детей пропадает интерес к чтению книг.
На это психолог ответила, что ребята не стали меньше читать, просто их интересы изменились, чтение больше информационное, а не литературное.
4.Я решила проанализировать, сколько мы читаем за день:
Я сделала вывод, что читаем в день немало.
Роль семьи в развитии читательских интересов.
Мы читаем тексты, учимся понимать читаемое, иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношение к прочитанному; представлять мысленно героев, события, пересказывать тексты.
Конечно, на современного школьника могут оказывать сильное влияние компьютерные технологии, когда ученик занят только играми и забывает про всё на свете. Но здесь могут помочь, конечно, родители.
Первое знакомство с книгой происходит, конечно, в семье, задолго до школы. С моими первыми книжками меня познакомила мама. Она мне их читала, когда я ещё была совсем маленькой и мало что понимала, рассматривала со мной иллюстрации. Возможность находиться рядом с мамой во время чтения сближает взрослого и ребенка, помогает прочувствовать отношение близкого человека к прочитанному. Ребенок учится сопереживать героям сказки, накапливает опыт такого переживания, даже если сам еще не способен воспринимать смысл текста. Мы до сих пор читаем вместе с мамой книжки, обсуждаем прочитанное. Очень важно сформировать и сохранить традицию семейного чтения.
7. Заключение.
В результате проведенных опросов и обработки информации, можно сделать вывод:
Ребята не стали меньше читать, изменились их читательские интересы и предпочтения.
Если ребёнок перестал интересоваться художественной литературой, то
возможно, родители в раннем детстве не привили детям интерес к книге.
Возможно, отвлекает от книги, в основном, телевизор и телефон, так как информация подаётся легко и ярко.
Возможно, детские классические произведения современным детям не очень понятны. А с современной интересной книгой ребят не познакомили.
Итог.
Чтобы интерес к чтению не угас у ученика, процесс чтения необходимо поддерживать. Поэтому книги должны быть доступны ребенку, а выбор чтения широк и разнообразен. Надо научить школьников распределять своё время. Информационные технологии должны не мешать, а помогать школьникам в чтении, играть мотивационную роль, быть средством обучения, помогать учиться. Если наступили времена информационных технологий, то нельзя в развитии делать шаг назад. А помочь в этом должны наши родители – до школы, и родители и учителя при обучении в школе.
Я подготовила для родителей список 10 причин, по которым необходимо читать детям книги, и памятку, (эти памятки я раздала классным руководителям нашей школы и наш подшефный детский сад) чтобы они её изучили и не жалели времени для своего ребёнка. Читали книги вместе с детьми. И не важно, какие будут это книги: в бумажном варианте или электронном (хотя я больше люблю книгу). Это даст огромные результаты в нравственном развитии ребёнка. Результаты не за горами. Лично мне книги помогают хорошо учиться, участвовать в разных конкурсах, например, на городском конкурсе «Акулы пера» я заняла 3 место.
Десять причин читать.
Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать тёплую и успешную почву для развития личности ребёнка.
1. Если Вы способны уделить детям внимание и время для семейного чтения, то они уверенны, что Вы их любите.
2. Чтение для детей делает из них читателей в будущем.
3. Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.
4. Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их
творческому развитию.
5. Книги помогут Вашим детям научиться размышлять и фантазировать.
6. До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать Вас
волшебником, создающим магию из слов.
7. Чтение вслух способствует развитию внимания у Вашего ребёнка.
8. Вы создаёте удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о тёплом общении с ребёнком.
9. Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.
10. Рано или поздно, Вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребёнка.
8.Приложение
Памятка для родителей
Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок читал? Учтите наши добрые советы, и Ваши желания исполнятся!
1. Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.
2. Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Покупайте книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте личную библиотеку Вашего сына или дочери.
3. Систематически читайте сами. Это формирует у ребёнка привычку видеть в доме книгу всегда.
4. Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравилось. Это способствует развитию Вашей речи и речи Вашего ребёнка.
5. Рекомендуйте ребёнку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте Ваши и его впечатления.
(С рекомендациями можно знакомить на родительских собраниях в ДОУ и школе)
Моя гипотеза подтвердилась в том, что информационные технологии могут влиять на читательский интерес школьников, и даже вытеснять художественную литературу.
Но что бы этого не случилось, школьнику должны помочь семья и школа.
9. Литература.
Девятая загадочная планета Солнечной системы
За еду птицы готовы собирать мусор
Четыре художника. Осень
Самый богатый воробей на свете
Золотая хохлома