Современный мир информации, загроможденный и запутанный, поставил человека в сложную ситуацию: с одной стороны, информации много, с другой - неуверенность в ее точности. Возникает вопрос: какие источники верны - телевизионные или литературные? Как воздействуют они на человека? Что лучше: читать книгу или смотреть телевизор? Поскольку сегодня требования к молодому поколению в новом информационном обществе возрастают, значимость образованного культурного человека велика.
Актуальность темы обусловлена не только вопросом как лучше обучить и воспитать, но и тем, что современная молодежь формируется в условиях быстрых изменений политических, социально-экономических, мировоззренческих и духовных основ человеческой жизни. Социально-политический и моральный мир молодого поколения, вступающего в жизнь, характеризуется противоборством и даже хаосом конкурирующих ценностей. Отсутствие перспективы развития подрастающего поколения как активной социальной силы вызывает обоснованные опасения. В связи с этим назрела необходимость анализа изменений социальных и духовных ценностей молодежи под влиянием СМИ и культуры.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sorokina.docx | 139.3 КБ |
Филиал МБОУ СОШ с.Стегаловка в с.Стрелец
Научно – исследовательская конференция
«Старт в науку»
Тема «Литература или телевидение? Наш выбор »
Предмет : Литература
Выполнила: Матвиенкова Маргарита
ученица11б класса
Руководитель : Сорокина Людмила Николаевна
2019г
Оглавление.
Введение ____________________________________________________________стр 3
Глава 1. Влияние телевидения
на обучение и воспитание ребёнка _____________________________________ стр 4
1.1. Телеинформация: влияние и восприятие______________________________стр5-6
Глава 2.Как литература влияет
на обучение и воспитание ребёнка________________________________________стр7
2.1. Отражение в литературе влияние телевидения на человека._______________стр8
2.2Восприятие произведений через литературу и телевидение, сравнение._______стр9
2.3Анкетирование среди школьников 7-11х классов__________________________стр10
Заключение____________________________________________________________стр11
Используемая литература_________________________________________________стр12
Приложения____________________________________________________________стр13
Введение.
Современный мир информации, загроможденный и запутанный, поставил человека в сложную ситуацию: с одной стороны, информации много, с другой - неуверенность в ее точности. Возникает вопрос: какие источники верны - телевизионные или литературные? Как воздействуют они на человека? Что лучше: читать книгу или смотреть телевизор? Поскольку сегодня требования к молодому поколению в новом информационном обществе возрастают, значимость образованного культурного человека велика.
Актуальность темы обусловлена не только вопросом как лучше обучить и воспитать, но и тем, что современная молодежь формируется в условиях быстрых изменений политических, социально-экономических, мировоззренческих и духовных основ человеческой жизни. Социально-политический и моральный мир молодого поколения, вступающего в жизнь, характеризуется противоборством и даже хаосом конкурирующих ценностей. Отсутствие перспективы развития подрастающего поколения как активной социальной силы вызывает обоснованные опасения. В связи с этим назрела необходимость анализа изменений социальных и духовных ценностей молодежи под влиянием СМИ и культуры.
В данном исследовании были рассмотрены в сравнении два фактора, оказывающие в числе прочих влияние на развитие личности подростка: телевидение (как составляющая СМИ) и чтение книг – литература (как часть культуры).
Цель исследования: выявить степень влияния телевидения и литературы (чтения книг) на развитие личности подростка.
Задачи: Узнать из разных источников, как телевидение влияет на обучение и воспитание ребёнка. Выявить и оценить роль чтения нынешних школьников, круг их литературной ориентации. Изучить явление «экранной» культуры и ответить на вопрос: может ли экран заменить книгу?
В своей работе я использовала следующие методы:
-обращение к сети интернет;
-анализ произведений
-опрос, анкетирование;
-анализ литературы по данному вопросу
Мною была выдвинута следующая гипотеза:
Для большинства подростков более важно телевидение, чем книги.
Глава 1.Как телевидение влияет на обучение и воспитание ребёнка.
1.1Телеинформация: влияние и восприятие.
Абсолютное большинство людей смотрят телевизор. Это норма современного человека и если у него забрать возможность смотреть телевизор – он будет лезть на стенку от скуки. Тем временем все врачи, начиная с психологов и заканчивая ортопедами, говорят о вреде малоподвижного образа жизни за просмотром телепередач.
Литературный критик Валентин Непомнящий в своей статье «О культуре, свободе, школе» отмечает отрицательное влияние телевидения, которое навязывает потребительское отношение к жизни молодого поколения: «Душа теперь не обязана трудиться, лучше воспроизводить себя такого, как я есть, а совершенствовать лишь условия и удобства моего существования - это называется прогрессом». Автор статьи отмечает, что многие телевизионные передачи «подвергают людей циничному эксперименту, в ходе которого унижают их в глазах зрителей – то в лицо, то заочно». Понятие «честь и достоинство, можно и нельзя» заменены животным принципом «возможно» и «невозможно». «Главная жуть в том, что мы ко всему этому привыкаем. Хотя все это откровенно враждебно традициям русской культуры, в частности русской классики».
Нужно отметить пагубное влияние развлекательных, а не культурно – развивающих программ. Это связано, скорее всего, с тем, что родители не руководят детьми, не формируют их телевизионные вкусы. Они считают, что диктор или ведущий и так все хорошо объяснил.
Дети, которые увлекаются фильмами ужасов, боевиками, имеют больше проблем с поведением в школе, чем те, кто смотрит спокойные, позитивные программы. Потому что если ребенок регулярно видит по телевизору сцены насилия, нарушается его эмоциональное состояние. У него не развивается способность к состраданию, сочувствию. Почему же телепередача воздействует на зрителей гораздо сильнее, чем текст? Какова степень влияния телевидения на зрителей?
Телевидение является источником информации, а также средством для развлечения и обучения. Не так давно телепередачи принято было смотреть всей семьей. По окончании сеанса возникали споры и размышления относительно того или иного момента. Сегодня роль телевизора в жизни человека существенно изменилась, да и фильмы, передачи или мультфильмы носят иной характер, который не всегда положительно сказывается на людях. Очень часто у людей возникает зависимость от телевидения.
Вся информация, показанная по телевизору, воспринимается как истина.
Вряд ли в современном мире любое информационное явление, которое по своей популярности могло бы сравниться с телевидением. Во всем мире существует огромное количество телевизионных каналов, которые собирают миллионы зрителей у экранов телевизоров. Телевидение транслирует телепрограммы, кинофильмы, спортивные мероприятия, концерты и многое другое. Но в связи с такой высокой популярностью этот информационный средство стал также и средством пропаганды, что помогает формировать мнение зрителя на те или иные вопросы. При этом, находясь в рамках информационной монополии, человек не имеет возможности получать информацию из других источников, а потому теряет свободу выбора. Стоит понимать, что современное телевидение обеспечивает человеку свободу выбора только при наличии ряда достаточно сложных для достижения условий. Проблема в том, что содержание телеканала — довольно затратное дело, требующее большое количество финансовых средств. Следовательно, владельцами и людьми, которые определяют редакционную политику каналов, конечно, есть богатые люди, которые имеют свои идеи и убеждения. Именно эти идеи они обычно и транслируют через свои телеканалы. К этим идеям относятся желание богатства, денег, других благ и тому подобного. Скромный, сдержанный и рассудительный образ жизни после просмотра телевидения и местных программ кажется унизительным и позорным. Чтобы стать более обеспеченным и позволить себе хотя бы немного приблизиться к такой жизни, которая транслируется на телевидении, люди обязаны идти на тяжелую работу в офисы или производство. В то же время заводами и крупными корпорациями часто владеют все те же люди, что и телеканалами. Именно поэтому постоянный зритель телевизора, если он не может противостоять той пропаганде ценностей, которая льется на него с экрана, будет вольно или невольно работать на владельца телеканала через другие компании.
К счастью, в последнее время телевидение перестало быть единственным источником информации для обычного человека. У человека появился Интернет, где информационное поле гораздо более широкое и его могут формировать обычные люди, а не только богачи. Поэтому тем, кто хочет дать самому себе выбор, нужно использовать Интернет, а не смотреть телевидение. Не стоит забывать и о книгах. Несмотря на потерю популярности, книги содержат много идей, которые способны сделать человека духовно свободным.
Плюсы телевидения: Телевидение способствует расширению кругозора. Из-за большого количества передач, у человека появляется огромная в своем объёме полезная информация. С помощью телевидения мы можем посмотреть новинки из мира кинематографа.
Минусы телевидения: Телевидение, зачастую, является тем источником, который несет бесполезную, а зачастую недостоверную информацию .Телевидение является источником навязчивой рекламы, которая часто не соответствует с качеством рекламируемого товара и услуг. Ухудшает зрение.Но нельзя говорить однозначно, что у телевидения, по мнению большинства, имеется больше минусов, нежели чем плюсов. Взглянув на него с другой стороны, мы нашли массу преимуществ. Смотреть телевизор можно, но главное делать это с умом!
Глава 2.Как литература влияет на обучение.
Литература воспитывает человека, прививает ему хорошие манеры, прекрасный вкус. Литература - это совокупность прозаических, поэтических и драматических произведений того или иного народа, эпохи или всего человечества, вместе с культурно-историческим фоном, способствовавшим созданию этих произведений.
Литература оперирует словом, телевидение, кроме слова, – зрительным образом и звуком. Любая телевизионная экранизация не может полностью охватить все линии сюжета, представить все богатство человеческого духа, тончайшие оттенки психологии, внутренний поиск героев, т.е. то, что составляет преимущество и особенность литературного художественного произведения, что невозможно перенести впрямую на телеэкран.
2.1.Отражение в литературе влияние телевидения на человека.
Проблема влияния телевидения на человека описывается и в романе Р.Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».
Рэй Брэдбери в своём романе представляет один из вариантов решения данной проблемы: репрессии по отношению к литературе начались не сами собой — они вынужденная мера. Когда в какой-то момент стало ясно, что информационную сферу нужно сокращать, возник вопрос: какую её часть? Средства связи? Без них не обойтись. Телевидение, рекламу? Они уже давно стали неотъемлемой частью жизни людей, и слишком многие в них заинтересованы с практической точки зрения. Вот решение — надо избавиться от книг!
Почему именно от книг? Попытку аргументировать это делает сослуживец и оппонент главного героя Гая Монтэга, брандмейстер Битти.
Причина, по которой книги отходят на задний план, считает он, это массовизация культуры.
Итак, зачем книги, если есть телевизор, рассуждает Битти. Да и от чтения больше вреда, чем от просмотра телепередач — книги тревожат, заставляют думать. Они опасны! Люди, читающие книги, становятся «интеллектуалами», выделяются из остальной публики, на что-то претендуют.
Я проанализировала произведения зарубежных писателей. Они в своих произведениях показывают важнейшую проблему влияния телевидения на зрителей, говорят о том, что может произойти с человечеством, если мы перестанем обращаться к литературе, культуре. Данные анализа раскрыла в таблице.
Произведение | Общество- город | Позиция автора |
Р. Бредбери «Улыбка» Время после свершения «культурной» революции | «груды развалин», разбитые здания, «измазанные грязные шляпы», отец «рявкнул, пнул ногой», мать прикрикнула, толпа кричала, толкала, мчалась к картине | Улыбка- напоминание о сути человеческой, о гуманизме, который отличает цивилизованного человека от варвара и вандала, о культуре, которая складывалась веками. |
«451 градус по Фаренгейту» | «В школах философия, история, язык упразднены…Жизнь коротка. Что тебе нужно? Прежде всего работа, а после работы развлечения…Так зачем же учиться чему-нибудь. Кроме умения нажимать кнопки? | Тревога писателя. Чем больше благ и комфорта получает человек от техники, тем ленивее делается его ум и черствее сердце. В результате падает интерес к чтению, знаниям Не превращают ли эти кнопки человека в робота?. |
Вывод: Всё чаще люди стали жаловаться на рассеянность, невозможность сосредоточиться на чём-то одном, проблемы с памятью. Некоторым становится сложно читать большие тексты, не говоря уже о книгах. Причем эта проблема возникает не у пожилых людей, а у молодёжи. Кто-то списывает её на усталость и стрессы, кто-то приводит другой аргумент. Всё дело в том, что при постоянном подключении к источникам информации через планшет или смартфон мозг отучается запоминать что-либо. Человек не читает, а сканирует, просматривает страницы в сети, прочитывая при этом не более четверти всего текста. Чтение же книг, где нет постоянного разделения 3-4 предложений пустой строкой, становится непосильным занятием. Единственный способ помочь себе и спастись от деградации - отключить гаджеты и читать больше качественной литературы.
2.2.Восприятие произведений через литературу и телевидение. Все мы любим смотреть фильмы. Они бывают интересные и запоминающиеся, скучные и однообразные, а порой фильм может затронуть человека до глубины души. Что лучше, читать книгу или смотреть фильм?
Просмотр фильма, снятого по известному литературному произведению, порой не может заменить вдумчивого и внимательного чтения. Так думала я, пока не увидела фильм Бортко по моему любимому роману «Мастер и Маргарита». Посмотрев сериал, я смогла увидеть произведение с другой стороны и сравнить, насколько они похожи. Благодаря талантливому исполнению актерской роли, можно не заметить времени, которое разделяет нас от эпохи создания литературного произведения. В современном мире литература , кино и компьютерные технологии не соперничают за зрительские симпатии , а наоборот- дополняют друг друга. Я считаю, снимать фильмы по произведениям русской литературы- это искусство.
Судьба романа, созданного Мастером,- это в какой –то мере и судьба романа М.А.Булгакова, который свой творческий долг видел в том , чтобы возвратить человеку веру в добро и справедливость, любовь и надежду, призвать его к поиску истины. Благодаря роману о силе всепобеждающей любви и творчества, читателю пробилась сокровенная мысль Булгакова: «Рукописи не горят!».
Я считаю, что «Мастер и Маргарита»-это фантастически превосходный роман , он наполнен множеством непредсказуемых событий. Именно такое произведение нуждается в экранизации, чтобы его увидели и поняли , что фильм снятый по роману–это великое творчество.
В наше время, на полках книжных магазинов можно найти всё, что угодно. Но ведь и кинематограф пытается не отставать. Однако великое множество фильмов/сериалов – это экранизация какой-либо книги.
У книги много преимуществ перед телевизором. Конечно, всё зависит от предпочтений. Ведь кого-то не оторвать от книги, а кто-то терпеть не может читать, но стремиться к получению новой информации.
2.3.Анкетирование среди школьников 7-11-х классов
Мною было предложена анкета учащимся 7 – 11 кл. Анкеты показали, что учащиеся нашей школы смотрят ТВ.
Заключение
В результате опроса отношения к телевидению и литературе подростками показано, что в современном обществе молодое поколение выбирает более легкий и доступный информационный источник – телевидение. Телевидению выделяет значительную часть свободного времени, большинство смотрят телевизионные сериалы и развлекательные каналы. По мнению самих подростков, книги нужны только лишь для умения читать, для образованности, а не для духовного и личностного развития. Следовательно, гипотеза, сформулированная в начале работы, подтверждается.
Для меня лучшим способом получения информации являются книги. Это очевидно, ведь там можно больше узнать о значениях непонятных слов, получить более точную информацию , почувствовать себя в разных ролях. Каждый писатель стремится сделать своё творение в наивысшей степени интересным. Пишет про увлекательные профессии героев, описывает захватывающие события, придумывает интересные образы, характеры, иногда и новые мира, в которых не был ещё не один человек.
Почему не стоит бояться, что люди перестанут читать? Почему не нужно бояться за роль книги в жизни человека? Аргументы могут быть такими: Если нет электричества, всегда есть чем заняться: когда перестанут работать телевизоры, отключится Интернет, а на смартфоне сядет батарейка, можно узнать много нового, погрузившись в чтение. Книги помогают отвлечься от проблем, а иногда и решить их. Бывают очень мотивирующие литературные работы, которые могут поддержать в трудный момент и даже вдохновить на новое дело. Чтение увеличивает словарный запас, развивает память и аналитическое мышление. Слабо развитое воображение и творческое мышление тоже можно улучшить при помощи литературы.
Таким образом, грамотный подход может сделать телевидение одним из способов развития и обучения детей. Только тогда мы можем быть уверены, что вырастим здоровыми, умными и воспитанными личностями, которые получают информацию из разных источников и умеют грамотно её использовать.
Приложение
Анкета для учащихся.
Что предпочитаете читать книги или смотреть фильмы по книгам?
Какие предпочитаете фильмы по жанрам?
классика
приключения
история и фантастика.
ничего
Как часто вы читаете книги?
o каждый день
o раз в неделю
o 2 часа в день
Любите ли Вы смотреть телевизор?
o да
o нет
Как часто Вы смотрите ТВ?
o каждый день
o раз в неделю
o 2 часа в день
Есть ли у Вас какая-нибудь система просмотра?
o смотрю все подряд
o выборочно
o что посоветуют родители или друзья
Какие передачи Вы предпочитаете? (перечислите)
_______________________________________________________________
Какие фильмы Вам нравится смотреть на ТВ?
o боевики
o фантастика
o детективы
o да
o нет
Попробуем на вкус солёность моря?
Ель
Рисуют дети водопад
Что есть на свете красота?
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"