В 2009 г. в волгоградском издательстве "ПринтТерра" вышкл в свет сборник лонских казачьих сказок. преданий и легенд, собранных и пресказанных В.В.Когитиным, учёным-этнографом, историком, писателем, человеком трагической судбьы, но очень талантливым.Внимание авторов данной чтатьи привлекли легенды из этого сборника.Их восемнадцать. темы свмые разные - от бывальщины под названием "Любовь" до причты "Проклятие". В них живо отразились особенности нашего казачьего края. В статье описываются некоторые обычаи донских казаков, упомянутые в.В.Когитиным.
Вложение | Размер |
---|---|
ОБЫЧАИ РОДНОГО КРАЯ В КАЗАЧЬИХ ЛЕГЕНДАХ | 26.18 КБ |
ОБЫЧАИ РОДНОГО КРАЯ В КАЗАЧЬИХ ЛЕГЕНДАХ
Муратова Екатерина (под руководством Ракитиной Н.Е.)
МОУ СШ № 81. Волгоград, Россия
В 2009 году в издательстве «ПринтТерра» вышел в свет сборник донских казачьих сказок, преданий, легенд[4], собранных и пересказанных волгоградским учёным-этнографом, кандидатом исторических наук, писателем Владимиром Викторовичем Когитиным, человеком трагической судьбы[3, с.10-11], но очень талантливым.
Владимир Когитин родился в 1950 году в деревне Иловатка Волгоградской области в семье рабочих,окончил Ленинградский Государственный Университет в 1977 году[2]. После окончания вуза он с семьёй вернулся в Волгоград, работал научным сотрудником в Волгоградском областном краеведческом музее, преподавал в Волгоградском Государственном Университете с самого его открытия.С лета 1981 года до конца 90-х годов Владимир Викторович организовывал ежегодные этнографические экспедиции для студентов-историков ВолГУ в различные районы Волгоградской области, в том числе в места поселения казаков на реках Хопер, Медведица, Иловля, Дон, где был собран богатейший фольклорный и этнографический материал.
Своеобразный, ни с чем несравнимый казачий говор, полные народной мудрости побасенки и прибаутки, вся атмосфера Волжского Понизовья побудили Владимира Когитина переработать в своей творческой «лаборатории» материалы этнографических экспедиций и изложить их в собственной литературной обработке. Сборник, о котором мы хотим рассказать – четвёртый в библиографии Когитина, он был издан в период, когда Владимир Викторович уже тяжело болел, был прикован к постели[3, с.12]. Сейчас его уже нет в живых, но его своеобразные литературные и научные труды ещё долго будут приковывать к себе интерес специалистов и широкий круг читателей.
Наше внимание в этот раз привлекли легенды из указанного выше сборника. Их восемнадцать, темы самые разные, от бывальщины под названием «Любовь» до причты «Проклятие». Но в них живо отразились обычаи и особенности нашего казачьего края.
Рассмотрим некоторые из них.
В преданье «Стеклянный дом » рассказывается о парне, который решил скопить денег для осуществления своей мечты и «пошёл на ватагу работать»[4, 121]. Это слово древнерусского происхождения, обозначало артель из людей, собравшихся для какого-либо общего дела или промысла; временное товарищество для работ. На Дону,Волге и на Каспийском море так называли места ловли рыбы, места неводного залива со всем устройством, а также артели рыбаков для этого лова[8].Надо отметить, что за казаками с самого начала их общественной жизни была закреплена привилегия на рыбные промыслы, которая простиралась на все воды, в их земле находящиеся[9, с.39].Рыболовство на водах Донского войска регламентировалось особым «Уставом о благоустройстве в казачьих селениях». Статьями этого Устава определялось, что правом ловли рыбы пользуются все члены станичного сообщества не только для пропитания, но и для торговли. Но для постоянного рыбвоспроизводства Уставом ограничивались для рыболовства водные пути хода рыбы на икрометание и места установки сетей и неводов. Устанавливался даже размер ячеек рыболовных сетей. Устав предусматривал также формирование полиции по части рыболовства, которая наблюдала за соблюдением правил ловли рыбы, налагала штрафы на нарушителей и ежеквартально отчитывалась пред Войсковым атаманом и Войсковым правлением по всем вопросам, касающимся правил рыбной ловли[9, с.34].
Рыболовство приносило высокий доход. По данным И.П.Фалька, рыбный промысел в Нижнем Поволжье был экономически выгоднее хлебопашества[5, с.54].Тот самый парень из «Стеклянного дома» на скопленный заработок от работы в ватаге купил целое судно для плавания по Каспию!Правда, при этом «захудел: ни кожи, ни рожи - высох на балык». Балык - (тюрк. балык — рыба) — солёная и затем провяленная на воздухе спинка крупных рыб ценных пород — осетровых (белуги, севрюги и др.), лососёвых (кеты, горбуши и др.)[8].Разновидностью рыбного промысла у казаков была засолка и торговля солёной рыбой и клееварение. Солёная рыба и икра стоили дороже свежих, хранились дольше. Посол рыбы был экономически выгоден для казаков, потому что одной из привилегий, жалованных им за службу верховным правительством России, было бесплатное пользование Манычскими соляными озёрами. Вначале объем соляной добычи для казаков был неограничен, но казаки контрабандно торговали солью с великороссами и малороссами в ущерб государственным дохода, и правительство предписало казачьим войскам добывать соль только в специально отведённых местах. В 1739 году казакам разрешили пользоваться и Эльтонской солью, но ограничили объём её добычи[5, с.55].
В легенде «Цветок папоротника» повествуется о «непутёвом, гонористом» Сеньке, который «разбогатетьхотел, чтоб с графьями из одной миски щи хлебать. Всё мечтал разбойничий клад отыскать». Найти счастье помог ему цветок папоротника, который он сорвал в лесу в ночь на Ивана Купалу по совету старухи, Его отмечали 24 июня (7 июля) в самый пик, разгар лета, когда активность солнца была наивысшей. В народной традиции этот день связан со стихиями огня и воды, с верой в особую целебную силу трав[7, с.124].Вот как описывается этот праздник в легенде: «Как свечерело, вышел Сенька из хаты. А вокруг народ веселиться. Парни костры жгут да через них сигают. Девки венки плетут, хороводы водят»[4, с.154]
Что касается клада, то необходимо указать: кладоискательство, а точнее – раскопки древних захоронений и поселений – это был довольно доходный и распространённый промысел казаков. В Волжском войске кладоискательство было даже санкционировано войсковым начальством, достигло общевойскового масштаба и превратилось в источник не только личного, но и общевойскового дохода. Этому способствовало расположение на войсковой территории и рядом с ней остатков золотоордынских городов. Казаки находили там золотые и серебряные украшения, посуду, оружие, вывозили с раскопок кирпич в Царицын и Астрахань. Казаки занимались раскопками и курганных захоронений, в которых тоже находили множество монет, золотые и серебряные украшения. Обнаруженные в курганах золотые фигурки животных использовались в качестве украшений для головных уборов волжских казачек[5, с.58-59]
В легенде «Виноградная лоза» «красовитая девица» Полина давала невыполнимые задачи своим женихам. Одна из них была такая: «Слыхала я от знающих людей, что произрастают на Кавказе ягоды чудные, виноградарьем зовутся. Добудешь – мы с тобой тотчас поженимся»[4, с.118]. По легенде «казистый, да осанистый» Афоня привёз всё-таки виноградную лозу, но Полина превратилась в родник, чтобы выросли на этой лозе ягоды. Доподлинно известно, что уже в XVIII веке волжские казаки разводили виноград. Исследователи предполагают, что навыки виноградарства и виноделия волжские казаки переняли в Астрахани или в немецкой колонии Сарепта, которую посещали по службе или по случаю прибытия туда именитых гостей[5, с.50].
В причте «Молодильное яблочко» старик так вспоминает свою молодость: «Когда женихаться начал, с Любавой стренулись. А потом, его не спросясь, сосватали ему другую девку. А Любаву…в соседнюю станицу отдали»[4, с.109]. В другой бывальщине под названием «Нахалёнок» богатей мужа своей дочери «подыскивал по своему пониманию. Сладились, значит. Девка поерепенилась, поплакала. Да что уж, замуж-то хочется»[4, с.105]. Действительно, казаки и казачки становились молодоженами и по любви, но чаще – по решению родителей. Молодые могли и не знать друг друга до свадьбы. Свадебная пора наступала после Рождества, когда закончены все полевые работы и появлялось свободное время[1, с.167].По казачьему обычаю женили и отдавали замуж с 16 лет, чтобы к 19 годам казак, уходя на службу, уже оставлял дома детей, своё хозяйство, забота о котором ложилась на плечи жены-казачки[9, c.14].
Интересный обычай описывается в причте «Лень». Когда ребёнку исполнялся годик, то родные ему приносили «кто деньги, кто пулю, кто поплавок рыболовный, кто ещё что». Сажали младенца за стол, на котором разложены были подарки и ждали: «куда рука его потянется? Если к пуле – значит, добрый казак будет, если к монете – богатый-тороватый, если к поплавку – удачливый рыболов…»[4, с.140].
В легенде «Душа-голубица» старик так говорил о своей жене: «Настенька доброзначная была жена. С войны встречала, коню копыта целовала, за то, что принёс мужа домой живым и невредимым»[4, с.131]Этот обычай более развёрнуто описал современный автор в одном из рассказов, опубликованных в сети интернет: «Возвращаются казаки с войны. Вот уж и курени родные вдали. И командует тут старшой:
-Песню, казаки! Походную!
И сотня запевает, как только может, голосами от пыли хриплыми. А в станицу не входят. И с коней не сходят. Цепью рассыплются и ждут.
И вся станица, их жены, матери, дети, отцы и деды, песню заслышав, выходили им навстречу, в поле, с чистыми полотенцами и водой.
Становились жены на колени перед конями своих вернувшихся мужей, мыли им копыта, вытирали полотенцами, для этого специально приготовленными, ждавшими своей минуты.
Целовали эти копыта дорогие, много трудов перетерпевшие, принесшие родных людей, мужей их, из далека такого, из которого можно и не вернуться. И гладили жены морды коней, целовали их, а все, кто видел это, слез сдержать не мог. Даже кони плакали, склоняя свои гривастые головы.
А потом брали жены коней за уздцы, вели к жилищу своему, ворота отворяли, заводили внутрь. И только тогда слезал казак с коня – теперь он дома»[6]. Красивый обычай!
Чтобы помнили новые поколения об обычаях и традициях предков, чтобы предавалась молодым от стариков народная мудрость собирал много лет казачьи легенды В.В. Когитин, лишь некоторые из которых мы представили в данном обзоре.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
.
3 загадки Солнечной системы
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Любили тебя без особых причин...
В поисках капитана Гранта
Лист Мёбиуса