В связи с появлением инновационных технологий учащиеся стали больше времени проводить за компьютером, используя интернет-ресурсы для развлечений. Поэтому культура чтения периодических изданий в семьях потеряна. Да и мало кто из родителей знает о существовании массы журналов для детей. Младший школьник учится концентрировать свое внимание, логически мыслить, ему интересно все, что происходит вокруг, важно, чтобы в его голове чаще возникали сотни «почему?» и «зачем?». Детские журналы помогают развивать и обучать ребёнка непринужденно и занимательно, в игровой форме. А разнообразная тематика позволит каждому выбрать чтение по интересам. Проект даст возможность детям ближе познакомиться с различными детскими журналами, поможет ориентироваться в их тематике и структуре.
Вложение | Размер |
---|---|
detskie_zhurnaly_proekt_otpravit.docx | 764.66 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Шороховская средняя общеобразовательная школа
Детские журналы XVIII века и начала XX века
Учебно-исследовательский проект
Выполнили:
учитель начальных классов
Гладкова Н. В.,
ученица 2 класса
Коробейникова Ульяна
Шорохово, 2017
ВВЕДЕНИЕ
В связи с появлением инновационных технологий учащиеся стали больше времени проводить за компьютером, используя интернет-ресурсы для развлечений. Поэтому культура чтения периодических изданий в семьях потеряна. Да и мало кто из родителей знает о существовании массы журналов для детей. Младший школьник учится концентрировать свое внимание, логически мыслить, ему интересно все, что происходит вокруг, важно, чтобы в его голове чаще возникали сотни «почему?» и «зачем?». Детские журналы помогают развивать и обучать ребёнка непринужденно и занимательно, в игровой форме. А разнообразная тематика позволит каждому выбрать чтение по интересам. Проект даст возможность детям ближе познакомиться с различными детскими журналами, поможет ориентироваться в их тематике и структуре.
По моему мнению, тема проекта является актуальной.
Тема: история возникновения детских журналов XVIII века и начала XX века.
Цель: раскрытие истории о возникновении детских журналов XVIII века и начала XX века.
Задачи:
- изучить историю возникновения детских журналов XVIII века и начала XX века;
- пробудить интерес современного читателя к старейшему российскому журналу;
- узнать, как выглядели журналы в разное время и раскрыть их сущность.
Гипотеза: если проследить историю возникновения детских журналов можно учиться лучше, а также развивать речь и кругозор, а также младшие школьники проявят бережное отношение к ним.
Методы исследования: анализ литературы.
Детские журналы XVIII – нач. XX веков
Появление в России литературы для детей относится ко второй половине XVIII века, когда начался выпуск первого периодического издания «Детское чтение для сердца и разума». Журнал, по мнению его основателя, русского просветителя Н.И. Новикова, должен был «воспитывать добрых граждан, нести просветительские и педагогические идеи в жизнь, воспитывать в маленьких читателях честность, великодушие и благородство». Издатели считали своей главной целью пробудить в маленьких читателях интерес к знаниям и окружающей жизни. На страницах журнала размещались как научные статьи, так и рассказы, басни, шутки, беседы о природе. Публикации позволяли детям находить ответы на интересующие их вопросы, формировать мировоззрение и круг интересов. Издатель в своем журнале размещал произведения Вольтера, Лессинга, Томсона, давая возможность не только детям, но и родителям быть в курсе мировых литературных новинок [3].
Вслед за первым новиковским журналом один за другим в начале XIX века стали появляться детские периодическое издание «Друг юношества и всяких лет».
Журнал «Друг юношества и всяких лет» сыграл заметную роль в развитии периодики для детей. Его издателем являлся Н. И.Невзоров, который был последователем просветительских идей Н. И. Новикова. Н.И. Невзоров желал «способствовать образованию сердец и умов и споспешествовать, сколько можно, к соблюдению телесных способностей». В журнале публиковались стихи, рассказы, повести современных авторов, научно-популярные статьи по истории, географии и, другим наукам. Правда, содержание и стиль материалов, помещенных в «Друге юношества», не всегда отличались безупречным вкусом и педагогическим тактом. Порой в произведениях (в частности, принадлежащих перу самого Невзорова) звучали скучные проповеди с открытой дидактической назидательностью [5].
Другой известный детский журнал относится уже к середине века – это «Библиотека для воспитания»,(1843-1846). Основал и редактировал его литератор-славянофил Д.А. Валуев; сотрудниками были известные писатели, ученые, просветители: Т.Н. Грановский, Ф.И. Буслаев, И.В. Киреевский и другие. Основные материалы журнала посвящены истории Российского государства, памятникам прошлого, истории и быту славянских народов. Не было в журнале ни иллюстраций, ни развлекательного раздела, так как редактор его считал, что для юных читателей главное – «в добротности статей, составляющих журнал». В 1847 году редактором журнала стал профессор П.Г. Редкий [5].
В 1847-1849 годах журнал выходит под названием «Новая детская библиотека».
По характеру включаемых в него материалов он стал похож на сборник научно-популярных статей. Это очень нравилось Белинскому: он высоко отзывался о «Новой детской библиотеке», как об издании, прививающем детям реалистическое отношение к явлениям действительности.
П.Г. Редкий заложил основы серьезного научного просветительства. Он требовательно относился к авторам и переводчикам, сам скрупулезно отбирал материал из научных статей. Просуществовав короткое время, журнал, тем не менее, оставил заметный след в русской журналистике, предназначенной детям. Идеи популяризации науки П. Г. Редкий понимал широко. Так, помещая познавательные очерки «О Луне», «Об Атлантическом океане», «О машинах», он рядом печатал первые переводы сказок Андерсена, пересказы «Илиады» и «Одиссеи», переложение Нестеровой летописи – «Повести временных лет». Белинский считал, что журнал Редкого – единственный, который можно рекомендовать для детского чтения. [3].
Журналы для девочек «Звездочка» (1842-1863) и «Лучи» (1850-1860) стали первыми частными изданиями. Их «хозяйкой» была Александра Осиповна Ишимова, сделавшая очень многое для развития детской литературы в России. Переложив в легко воспринимаемую детьми форму «Историю Государства Российского» Н. Карамзина, Ишимова соединила занимательность с достоверностью и серьезностью исторического повествования. Новыми были и формы повествования – беседа с читателем, беседа детей с матерью, переписка детей, «Дорожный журнал», позволяющий путешественникам делиться своими впечатлениями. Ишимова для журнала «Звездочка» выработала четкую структуру содержания. Каждый номер имел следующие разделы: словесность (рассказы, стихи), наука (очерки по истории, географии), новые книги, материалы для самых маленьких читателей. В «Звездочке» печатались статьи Я. Грота, рассказы В. Одоевского. Главной целью ишимовских журналов было воспитание будущих матерей, хозяек. дома [8].
Одним из детских журналов-долгожителей можно назвать «Задушевное слово», издаваемое М. Вольфом (1877-1917). Знакомство с ними весьма полезно и целесообразно, на них воспитывалось несколько поколений, помогало выбирать будущие профессии.
В журнале для детей младшего возраста печатались раскрашенные и черные картины, сказки и мелкие рассказы, песенки с нотами, стихотворения, рассказы из священной истории, коротенькие статьи по естествознанию, завлекательные рассказы и повести из детской жизни, занимательные игры, интересные занятия, задачи, загадки.
В журнале для старшего возраста публиковались избранные повести и рассказы, характеристики и биографии замечательных людей, рассказы из истории, географии и естественных наук, популярные занимательно написанные статьи по всем отраслям наук, путешествия, приключения и открытия на суше и на море, стихотворения, театральные пьесы, игры, занятия, задачи, ребусы. Страницы журнала украшены рисунками известнейших художников. Как в литературном, так и в типографском отношении журнал превосходит все издания подобного рода того времени [6].
Популярный журнал «Игрушечка» (1880-1912) предназначался для детей младшего и старшего возрастов. В каждом номере помещались сказки, занимательные рассказы, стихи, биографии знаменитых людей.
В журнале были отделы «Игры и ручной труд», «У рабочего стола», «Основы жизни». Специальный раздел «Для малюток» печатался более крупным шрифтом. Первые страницы журнала представляли «Картинную галерею» с репродукциями картин или рисунками, например, оригинальными рисунками Елизаветы Бем. Один из них – «На помощь раненым и больным на Дальнем Востоке» – украшал обложку журнала № 4 за 1904 г [1].
К концу 19 века наиболее популярным и дольше других просуществовавший был журнал «Родник» (1882-1917). Журнал был хорошо иллюстрирован, многочисленные и разнообразные отделы «Родника» – «По белу свету», «Дома и за границей», «Наука и жизнь», «Обо всем понемногу», «Шахматы. Шашки». На страницах данного журнала помещались репродукции картин известных художников, из которых постепенно складывалась «Картинная галерея «Родника». Цель редакции журнала «Родник» – доставлять детям занимательное и полезное чтение, развивать в них, главным образом, чувство любви к правде и прекрасному [7].
В начале 1900-х годов появились три журнала, основанные одним издателем, детским писателем А. Федоровым-Давыдовым: «Светлячок» (1902-1916), «Путеводный огонек» (1904-1918), «Дело и потеха» (1905-1909).
Редактор стремился, прежде всего, развлечь ребенка, занять его и при этом преподать жизненные уроки, познакомить с явлениями природы. На страницах журналов в основном печатались рассказы, повести, сказки, стихи, басни, шутки самого издателя. Излюбленным жанром Федорова-Давыдова были сказки, и писал он их так мастерски, что они были близки к народным. Дети любили эти журналы за веселый и доброжелательный настрой. Редактор помещал массу ребусов, шарад, головоломок, фокусов. В первых номерах печатался Д. Мамин-Сибиряк [2].
В 1919 году выходит журнал «Северное сияние», он был организован М. Горьким. Появление этого журнала в голодном, замерзшем пустынном Петрограде было чудом. В нем печатались рассказы, сказки, был так же отдел «Клуб любознательных», и страничка «В часы досуга», где можно было найти головоломки, занимательные задачи, загадки. Вот такие, например: «Девочка гнала гусей на пастбище, один гусь бежал впереди двух других, другой между двумя и один позади двух гусей. Сколько всего было гусей?» или « Напишите быстро цифрами одно пятизначное число, состоящее из 12 тысяч и 12 сотен». Это был живой увлекательный журнал [4].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Есть в осени первоначальной...
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Девчата
Пока бьют часы
Злая мать и добрая тётя