Российское общество в настоящее время переживает глубокий нравственный кризис: человек перестает осознавать духовные основы жизни, теряет четкое различие понятий добра и зла, чести и бесчестия, унижения и достоинства. Современный человек все больше и больше стремится к материальным, а не духовным благам.
В произведениях русской литературы XIX-XX веков описывается высокообразованное общество с четкими понятиями чести и достоинства. Герои произведений - образованные и высоконравственные люди.
Возможно ли, основываясь на произведениях русской классики, выявить принципы воспитания нравственного человека, понять факторы, влияющие на процесс воспитания и становления личности?
Вложение | Размер |
---|---|
semeynoe_vospitanie_detey_v_raznyh_sotsialnyh_sloyah_na.pptx | 1.35 МБ |
Слайд 1
Автор: Вязникова Юлия МБОУ «Лицей №200», 8 класс Семейное воспитание детей в разных социальных слоях на примере художественных произведений русской классикиСлайд 2
« Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это-результат воспитания.» Сунь Цзы Российское общество в настоящее время переживает глубокий нравственный кризис: человек перестает осознавать духовные основы жизни, теряет четкое различие понятий добра и зла, чести и бесчестия, унижения и достоинства. Нельзя отрицать существование проблемы нравственности не только среди молодежи, но и среди взрослого поколения. Основным источником этой проблемы является отсутствие нравственных принципов у родителей, в связи с чем таковые отсутствуют у их детей. Введение
Слайд 3
Возможно ли, основываясь на произведениях русской классики, выявить принципы воспитания нравственного человека, понять факторы, влияющие на процесс воспитания и становления личности? задачи : Выявить, от чего зависело воспитание детей в XIX-XX веках. Сравнить методы воспитания в разных социальных слоях русского общества и проанализировать их влияние на воспитание нравственности у детей в XIX-XX веках. Выявить различия и сходства процесса воспитания детей в дворянских, мещанских и крестьянских семьях в России в XIX-XX веках. Цель исследования
Слайд 4
Сократ и Платон положили проблемы нравственности в основу философии. Наличие морального выбора- это отличительная черта морального поступка, предполагающего свободу личного решения, способность человека выбирать между добром и злом. Нравственность - это синоним морали, иногда- этики. Под нравственностью чаще всего подразумевают совокупность норм поведения человека в обществе. Анализируя семейное воспитание, следует рассмотреть российский опыт в период XIX - XX веков . Теоретическая часть
Слайд 5
Вопросы семейного воспитания наиболее наглядно представлены в таких произведениях русской литературы: «Былое и думы» А. Герцена, «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука » С. Аксакова. «Детство» М. Горького. «Детство» Л.Н. Толстого,
Слайд 6
был представителем древнего дворянского рода. Воспитанием рано осиротевшего Льва занималась дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская. Татьяна Александровна «старалась удержать каждого под своим сильным нравственным влиянием», особенно в пору вступления в опасные юношеские годы. Она даже сочинила для братьев «Наставление молодому человеку», в котором высказала свой взгляд на воспитание характера, оберегала от опасностей, соблазнов, пороков, подстерегающих неопытные души. Лев Николаевич Толстой
Слайд 7
Герцен — «сын сердца». Рос он в отцовском доме и получил воспитание, типичное для дворянских семей того времени. Возможность читать французских просветителей и энциклопедистов из домашней библиотеки оказала значимую роль в формировании его мировоззрения. Александр Иванович Герцен
Слайд 8
Представителем дворянства был и Сергей Тимофеевич Аксаков. Отпрыск старинного дворянского рода, Аксаков, несомненно, получил в детстве живые впечатления гордого семейного сознания этой родовитости. Сергей Тимофеевич Аксаков
Слайд 9
Исторический документ, подписанный Екатериной II 21 апреля 1785 г. – «Жалованная грамота дворянству». Первая статья жалованной Грамоты гласила: “ Дворянское звание есть следствие, истекающее от качеств и добродетелей, приобретенных древними мужами, от заслуг обращающих род в достоинство и приобретающих потомству своему нарицание благородных”. «Дворянин, покамест он остается дворянином, не может быть подвергнут телесному наказанию или лишению чести без суда, должен быть судим равными себе и лично должен быть освобожден от всех податей.» «...И от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут». (Библия. В Евангелии от Луки (гл 12 , ст. 48)).
Слайд 10
В чем же секрет дворянского воспитания? В дворянском доме строго соблюдалась семейная иерархия. Особое место в воспитании отводилось нормам поведения этикету. Послушание родителям и почитание старших. Одобрение, и наказание должны быть очень редкими, ибо одобрение – величайшая награда, а неодобрение – самое тяжкое наказание. Мальчиков с юных лет приучали к серьезным физическим нагрузкам, воспитывающим силу и выносливость.
Слайд 11
Совсем другой взгляд на воспитание детей показан Максимом Горьким в произведении «Детство». Такое воспитание характерно для мещанского сословия , к представителям которого относился и сам писатель. Отец его был сыном солдата, а мать-мещанка. В Российской империи до 1917 года мещане относились к низшему разряду городских обывателей, несли рекрутскую и податную повинность, могли подвергаться телесным наказаниям. Неудивительно, что и в своих семьях мещане часто прибегали к телесным наказаниям в целях воспитания детей. Свидетельства о воспитании детей в мещанской среде можно найти и письмах Антона Павлович: «Воспитанные люди уважают человеческую личность, и поэтому они мягки, вежливы, уступчивы...; они сострадательны не только к нищим и кошкам...; они чистосердечны и боятся лжи, как огня...; они не унижают себя, чтобы вызвать сочувствие...; они не суетны...; они воспитывают в себе эстетику...» Особенность воспитания детей в крестьянских семьях заключалась в раннем приучении детей к труду: «Откуда дровишки? — «Из лесу, вестимо; Отец, слышишь, рубит, а я отвожу» (Н. Некрасов «Крестьянские дети») В воспитании детей крестьян, наряду с тем негативным, что определялось невежественностью родителей, было много здорового, нравственного и рационального. Детей приучали уважать старших. По крестьянской этике уважения были достойны не только родители, но вообще все старшие по возрасту люди.
Слайд 12
Опрос Опрашиваемых-36 человек . 1.ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО ТАКОЕ НРАВСТВЕННОСТЬ ? 88.8 % опрашиваемых знают 11.1% опрашиваемых не знают 2. КАК ВЫПОНИМАЕТЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭТОГО СЛОВА ? мораль- 38.8% воспитание - 27.7 % нравы -8.3 % п равильность выбора - 11.1% н е понимает никак - 8.3 % этика- 5.5% 3.СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ СЕБЯ ВЫСОКОНРАВСТВЕННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ ? 52.77% считают себя высоконравственными людьми 47.22% себя таковыми не считают 4. КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ ЗАНИМАТЬСЯ ВОСПИТАНИЕМ ДЕТЕЙ СЛОЖНО ИЛИ ЛЕГКО ? 52,77% сложно, большая ответственность 41,66 % сложно, надо много сил и времени 5,55% легко 5 . КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧЕМУ УДЕЛЯЕТСЯ БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ В ОБЩЕСТВЕ: УВЕЛИЧЕНИЮ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ИЛИ ВОСПИТАНИЮ В ГРАЖДАН НРАВСТВЕННОСТИ ? 86,11% увеличению материального положения 13.8% воспитанию нравственности
Слайд 13
Воспитание спасет мир. Л.Н.Толстой Воспитание нравственности у детей того времени зависело от их принадлежности к тому или иному сословию. Несмотря на принципиально разный подход к воспитанию, родители всегда стремятся вырастить честных и нравственных детей. Нашему обществу еще предстоит духовное развитие, предстоит переоценка моральных ценностей. Необходимо правильно расставить приоритеты, чтобы возродить то «высокое общество», в котором жили такие великие люди, как Пушкин, Гоголь, Аксаков, Толстой. Заключительная часть
Слайд 14
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Карты планет и спутников Солнечной системы
О чем поет Шотландская волынка?
Сочини стихи, Машина
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Рождественский венок