«Новорожденные везде плачут одинаково.
Когда же они вырастают, у них оказываются
неодинаковые привычки. Это - результат воспитания.»
Сунь Цзы
Вложение | Размер |
---|---|
semeynoe_vospitaniya._vyaznikova_yulya.docx | 50.76 КБ |
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В
РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЛОЯХ НА ПРИМЕРАХ
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ КЛАССИКИ
Автор: Вязникова Юлия,
МБОУ «Лицей №200», 8 «А» класс,
Центральный округ г. Новосибирска
Руководитель: Доманицкая Раиса
Федоровна, учитель
русского языка и
литературы
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
«Новорожденные везде плачут одинаково.
Когда же они вырастают, у них оказываются
неодинаковые привычки. Это - результат воспитания.»
Сунь Цзы
Российское общество в настоящее время переживает глубокий нравственный кризис: человек перестает осознавать духовные основы жизни, теряет четкое различие понятий добра и зла, чести и бесчестия, унижения и достоинства. Современный человек все больше и больше стремится к материальным, а не духовным благам. По-настоящему активный во всех отношениях человек сегодня может сам выбирать характер своего поведения. А это значит, что в наше время нужно воспитывать такие качества, как самостоятельность, самоуважение, чувство собственного достоинства, независимость мнений и суждений, а также способность принимать решения и нести за них ответственность. Именно эти качества показаны в героях русских литературных произведений конца XIX-начала XX веков.
Нельзя отрицать существование проблемы нравственности не только среди молодежи, но и среди взрослого населения. Основным источником этой проблемы является отсутствие нравственных принципов у родителей, в связи с чем таковые отсутствуют у их детей. Причин такого отношения к воспитанию можно привести множество: родителям больше важен материальный доход семьи, их продвижение по карьерной лестнице, статус в обществе и пр.
В произведениях русской литературы XIX-XX веков, наоборот, описывается высокообразованное общество с четкими понятиями чести и достоинства. Герои произведений - образованные и высоконравственные люди.
Возможно ли, основываясь на произведениях русской классики, выявить принципы воспитания нравственного человека, понять факторы, влияющие на процесс воспитания и становления личности?
Ответы на эти вопросы и стали целью моего исследования. Объектом исследования выбран процесс духовно-нравственного воспитания детей. В соответствии с целью и объектом исследования мною были поставлены задачи:
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Проблемы нравственности всегда интересовали человечество. Философское представление о нравственности стало формироваться еще в Древней Греции, когда, в эпоху Сократа, в центре философствования встала не природа, а человек и его бытие. Сократ, а за ним Платон, положили проблемы нравственности в основу философии.
Человек не рождается с врожденной нравственностью. Нравственность — это продукт воспитания — основа личности человека, роль ее огромна, и поэтому важно, как можно раньше ознакомить человека с нравственными ценностями.
Период юношества является периодом быстрого “заражения” новыми идеями, периодом смены чувств, настроений, мыслей, увлечений, веры в свои идеалы и в свои собственные силы, интереса к собственной личности, к проблемам времени, к поиску идеала, цели в жизни, и в то же время, это период неудовлетворенности собой. Все это служит мощным двигателем для нравственного развития.
Но как же сориентировать современного ребенка на вечные ценности, привить нормы морали и высокой нравственности? Ведь человек, отвечающий высоким требованиям как всесторонне развитая личность, не развивается сам по себе. Для правильного и стабильного воспитания нравственности немаловажным фактором является наличие ситуаций морального выбора.
Наличие морального выбора – это отличительная черта морального поступка, предполагающего свободу личного решения, способность человека выбирать между добром и злом. Это ситуация, в которой человек, благодаря своим личным принципам, должен решить, как ему поступить в том или иной случае.
Нравственность - это синоним морали, иногда — этики. Под нравственностью чаще всего подразумевают совокупность норм поведения человека в обществе.
С раннего возраста семья направляет сознание, волю, чувства ребенка. В семье ребенок впервые усваивает нормы морали, навыки совместного труда. Именно в кругу семьи формируются его жизненные планы, нравственные идеалы. Многие родители считают, что заниматься воспитанием своего собственного ребенка легко. Но нужно помнить, что взрослые - это пример подражания для детей. И занимаясь их воспитанием, нужно самим стремиться к самоосмыслению: «А правильно ли то, как вы себя ведете в той или иной ситуации?» Развиваясь нравственно, вы будете тем самым поощрять ребенка к его нравственному самовоспитанию.
То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, благодаря ей ребенок по достижении школьного возраста уже более чем наполовину сформирован как личность.
Воспитательные традиции развиваются в зависимости от условий жизни общества, а потому могут существенно отличаться у разных народов и в разные исторические периоды. Анализируя семейное воспитание, следует рассмотреть российский опыт в период XIX-XX веков.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Вопросы семейного воспитания наиболее наглядно представлены в таких произведениях русской литературы 19 века, как «Детство» Л.Н. Толстого, «Былое и думы» А. Герцена, «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» С. Аксакова. Впоследствии творческий опыт классиков русской литературы был унаследован М. Горьким в повести «Детство».
Поскольку произведения эти принадлежат к автобиографическому жанру, нельзя не остановиться на биографии самих писателей.
Лев Николаевич Толстой был представителем древнего дворянского рода. Семья Толстого принадлежала к богатому и знатному графскому роду. Первые из представителей этой фамилии были военными. Эта традиция сохранялась всеми поколениями Толстых, однако впоследствии многие Толстые прославили свой род и как видные государственные чиновники, и как деятели искусства и литературы. Воспитанием рано осиротевшего Льва занималась дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская. Татьяна не только любила детей Николая Ильича (отца Л.Н. Толстого), но и была для них опорой, связующим звеном, воспоминанием об ушедших отце и матери. «Тетенька Туаннет еще в детстве учила меня духовному наслаждению любви», – писал Лев Толстой в «Воспоминаниях», определив ее роль в своей судьбе. «Это было третье после матери и отца лицо в смысле влияния на мою жизнь». Татьяна Александровна «старалась удержать каждого под своим сильным нравственным влиянием», особенно в пору вступления в опасные юношеские годы. Она даже сочинила для братьев «Наставление молодому человеку», в котором высказала свой взгляд на воспитание характера, оберегала от опасностей, соблазнов, пороков, подстерегающих неопытные души: «Берегись страстей, одна ошибка может отравить всю жизнь; особенно избегай губительной склонности к игре, ужасного соблазна, лишающего в короткое время состояния и чести…».
В семье богатого помещика Ивана Алексеевича Яковлева родился ещё один русский писатель – Александр Иванович Герцен. Мать — 16-летня немка Генриетта-Вильгельмина-Луиза Гааг, дочь мелкого чиновника, делопроизводителя в казённой палате в Штутгарте. Брак родителей не был оформлен, и Герцен носил фамилию, придуманную отцом: Герцен — «сын сердца». Рос он в отцовском доме и получил воспитание, типичное для дворянских семей того времени. Возможность читать французских просветителей и энциклопедистов из домашней библиотеки оказала значимую роль в формировании его мировоззрения.
Представителем дворянства был и Сергей Тимофеевич Аксаков. Отец его – прокурор уфимского земского суда- принадлежал к небогатой, но старинной дворянской семье. Мать – дочь наместника Уфимского края. Детские годы будущий писатель провел в Уфе и в имении своего деда Степана Михайловича -Ново-Аксакове, который оказал значительное влияние на формирование личности Сережи в ранние годы. Дедушка Аксакова очень гордился своим 700-летним дворянством (ведь он потомок "знаменитого рода Шимона" – легендарного варяга, племянника короля норвежского, выехавшего в Россию в 1027 г.), о чем красноречиво свидетельствует тот факт, что в молодости он не взял в жены очень красивую девушку, которую любил, только потому, что она была не дворянкой. Неудивительно, что отпрыск старинного дворянского рода, Аксаков, несомненно, получил в детстве живые впечатления гордого семейного сознания этой родовитости.
Так почему же дворяне так гордились своим происхождением? Ответ на этот вопрос можно найти в историческом документе, подписанном Екатериной II 21 апреля 1785 г. – «Жалованная грамота дворянству». Первая статья жалованной Грамоты гласила: “Дворянское звание есть следствие, истекающее от качеств и добродетелей, приобретенных древними мужами, от заслуг обращающих род в достоинство и приобретающих потомству своему нарицание благородных”. «Дворянин, покамест он остается дворянином, не может быть подвергнут телесному наказанию или лишению чести без суда, должен быть судим равными себе и лично должен быть освобожден от всех податей.» Таковы права дворянства, вытекающие из самого понятия благородства. Во второй половине XVIII в. идеологи дворянства провозглашают его культурной элитой общества. В основе дворянской идеологии было убеждение, что высокое положение дворянина в обществе обязывает его быть образцом высоких нравственных качеств: «...И от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут». (Библия. В Евангелии от Луки (гл 12, ст. 48)). Свою принадлежность к привилегированному сословию дворяне чувствовали с детства. Примером этому служат воспоминания Николеньки Иртеньева в повести Л.Н. Толстого «Детство» о случае с ключницей Натальей Савишной: «…Наталья Савишна с скатертью в руке, поймала меня и, несмотря на отчаянное сопротивление с моей стороны, начала тереть меня мокрым по лицу, приговаривая: "Не пачкай скатертей, не пачкай скатертей!" Меня так это обидело, что я разревелся от злости. "Как! -- говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлебываясь от слез. -- Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты, и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!"
Как видно, дворянство –привилегированное сословие, но, прежде всего, это- образ жизни, стиль поведения, усваиваемый отчасти сознательно, а отчасти с помощью привычек и подражания. Неудивительно, что именно среди дворян довольно часто встречались люди, поражающие нас сегодня своей честностью, благородством и тонкостью чувств. Они выросли такими не только благодаря своим незаурядным личным качествам, но и благодаря особому воспитанию.
В чем же секрет дворянского воспитания? С одной стороны, воспитание ребенка происходило совершенно беспорядочно: няни, гувернеры, родители, бабушки и дедушки, старшие братья и сестры, близкие и дальние родственники, постоянные друзья дома – все воспитывают по своему усмотрению и по мере желания. С другой стороны, ребенок вынужден подчиняться единым и достаточно жестким правилам поведения, которым, сознательно или неосознанно, учат его все понемногу. В дворянском доме строго соблюдалась семейная иерархия. Все члены семьи чётко знали, кто в доме хозяин и не позволяли себе ничего лишнего. Вот как пишет об этом Герцен в произведении «Былое и думы»: «Лет до десяти я не замечал ничего странного, особенного в моем положении; мне казалось естественно и просто, что я живу в доме моего отца, что у него на половине я держу себя чинно…». Детей с раннего возраста приучали к тому, что со временем они будут владеть не только землями, поместьями, но и людьми.
Вернемся к Аксакову. Семья Аксаковых всегда славилась своим особым духовным строем, традициями, которые исключали ложь, лицемерие, зависть.
Радушие и доброта Аксаковых, их строгость в отношении духовно — нравственной жизни восхищали современников. И сына они воспитали в любви и почитании родителей, очень нравственным и умным человеком. В раннем детстве молодой Сережа много времени проводил с дедушкой, благодаря которому он впервые соприкоснулся с народной поэзией, с народными песнями и святочными играми. Но воспитанием сына занималась его мать, женщина образованная и умная. «Постоянное присутствие матери сливается с каждым моим воспоминанием», - пишет Аксаков в начале повести «Детские годы Багрова-внука». Мать писателя –Мария Николаевна хорошо понимала свою роль в воспитании сына. Она, в отличие от других матерей в дворянской среде, которые в духе времени доверяли воспитание своих детей гувернанткам и нянькам, старалась все свое свободное время проводить с Сережей, чтобы оградить его от дурного влияния дворовых людей. Любящая читать, она и сына обучила грамоте в 4 года и внимательно следила за кругом его чтения. Центральное место в этом круге занимала русская литература, которая давала ему первые знания о своей стране, ее прошлом, традициях и людях. В числе любимых книг Сережи - «Древняя Вивлиофика», «Россиада» Хераскова, полное собрание в двенадцати томах сочинений Сумарокова, «Детская библиотека» Александра Семеновича Шишкова. Уделяла внимание Мария Николаевна и религиозному воспитанию сына. «Мать приучала меня в детстве молиться богу за упокой его души при утренней и вечерней молитве», - вспоминает Сережа Багров (прообразом которого был сам Аксаков) в книге «Детские годы Багрова-внука». (О религиозном образовании пишет и Герцен в произведении «Былое и думы»: «Мне было около пятнадцати лет, когда мой отец пригласил священника давать мне уроки богословия. Мой отец считал религию в числе необходимых вещей благовоспитанного человека».) Но главное, что получил Аксаков от своей матери – это любовь, которую он пронес через всю свою жизнь и навечно запечатлел в своей автобиографической трилогии. В повести «Детские годы Багрова-внука» мать относится к своему ребёнку с глубокой нежностью и любовью, что находит своё отражение в соответствующей лексике: «мать нежно приласкала меня»; «… её слова, ласковые…». Сережа Багров постоянно окружен заботой матери: «Мать ездила со мной беспрестанно: то в подгородные деревушки своих братьев, то к знакомым помещикам», «Мать, которая все свободное время от посещенья гостей и хозяйственных забот проводила около меня…», «Моя мать не давала потухнуть во мне догоравшему светильнику жизни». Свою роль в воспитании сына сыграл и отец писателя. Он открыл ребенку мир природы, научил видеть красоту окружающей действительности, о чем свидетельствуют следующие строки из трилогии: "В конце фоминой недели началась та чудная пора, не всегда являющаяся дружно, когда природа, пробудясь ото сна, начинает жить полною, молодою, торопливою жизнью: когда все переходит в волненье, движенье, в звук, в цвет, в запах. Ничего тогда не понимая, не разбирая, не оценивая, никакими именами не называя, я сам почуял в себе новую жизнь, сделался частью природы, и только в зрелом возрасте, сознательных воспоминаний об этом времени сознательно оценил всю его очаровательную прелесть, всю поэтическую красоту. "
Особое место в воспитании маленьких дворян отводилось нормам поведения в обществе, этикету. Примером этому служат детские воспоминания Сережи Багрова: «Запах постного масла бросился мне в нос, и я сказал: «Как нехорошо пахнет!» Отец дернул меня за рукав и опять шепнул мне, чтоб я не смел этого говорить…»
В качестве одного из основополагающих элементов дворянского воспитания являлось послушание родителям и почитание старших. Открытое, демонстративное неподчинение воле родителей в дворянском обществе воспринималось как скандал. Вот и семья Багровых из повести «Детские годы Багрова-внука» воспитывала детей в строгости, прививая уважение и почитание старших: «За обедом нас всегда сажали на другом конце стола, прямо против дедушки, иногда он бывал весел и говорил с нами, а иногда он был такой сердитый, что ни с кем не говорил; бабушка и тётушка также молчали, и мы с сестрицей, соскучившись, начинали перешёптываться между собой; но Евсеич, который всегда стоял за моим стулом, сейчас останавливал меня, шепнув мне на ухо, чтобы я молчал; то же делала нянька Агафья с моей сестрицей. После они сказали нам, чтобы мы не смели говорить, когда старый барин, то есть дедушка невесел. Нас сажали против дедушки, после ужина мы прощались и уходили спать. Мы только и виделись с нею [тётушкой] и со всеми [дедушкой и бабушкой] за обедом, ужином, при утреннем здорованье и вечернем прощанье …».
В дворянских семьях детей за сколько-нибудь серьезные проступки наказывали. Обычно оставляли без сладкого, без прогулки, ставили в угол и на колени, запрещали играть и т.п. Пример этому можно найти у Аксакова в повести «Детские годы Багрова-внука»: «Я позволял себе говорить такие дерзости, за которые потом меня же бранили и заставляли просить извинения; а как я, по ребячеству, находил себя совершенно правым и не соглашался извиняться, то меня ставили в угол и доводили наконец до того, что я просил прощения». Однако считалось, что и одобрение, и наказание должны быть очень редкими, ибо одобрение – величайшая награда, а неодобрение – самое тяжкое наказание. Гнев отца должен быть для мальчика потрясением, случаем, запоминающимся на всю жизнь, поэтому ни в коем случае нельзя было обрушивать на ребенка гнев по несущественным поводам.
Вот как вспоминает о наказании Николенька в повести Л.Н. Толстого «Детство»: «Налево от доски был угол, в который нас ставили на колени. Как мне памятен этот угол! Помню заслонку в печи, отдушник в этой заслонке и шум, который он производил, когда его поворачивали. Бывало, стоишь, стоишь в углу, так что колени и спина заболят, и думаешь: "Забыл про меня Карл Иваныч…и начнешь, чтобы напомнить о себе, потихоньку отворять и затворять заслонку или ковырять штукатурку со стены; но, если вдруг упадет с шумом слишком большой кусок на землю -- право, один страх хуже всякого наказания.»
Убедителен пример наказания и последующего раскаяния ребёнка у Аксакова. Однажды произошла ссора между Серёжей Багровым и другом его дяди Волковым: последний дразнил мальчика тем, что якобы хочет жениться на его сестрице и забрать его любимое имение Сергеевку («дитя не может ясно различать границ между шуткой и правдою …»). Мальчик проявил агрессию по отношению к Волкову: «… я схватил деревянный молоток, и подошёл поближе, пустил молотком прямо в Волкова…». После этого последовало наказание: «Наказание, о котором прежде я только слыхал, было исполнено надо мной: меня одели в какое-то серое, толстое суконное платье и поставили в угол совершенно в пустой комнате…». Мать умела найти нужные слова, объяснить ребёнку, что он поступил плохо: «Долго говорила она; её слова, нежные и грозные, ласковые и строгие и всегда убедительные, её слезы о моём упрямстве поколебали меня: я признавал себя виноватым перед маменькой и даже дяденькой, которого очень любил…»
В рассказе И.А. Бунина «Цифры» также можно найти пример наказания и раскаяния ребенка, характерный для дворянской семьи, в которой воспитанием детей занимались не только родители, но и дяди, и тети. Вот как дядя вспоминает ссору со своим любимым племянником Женей: « - А! - звонко и растерянно крикнул ты еще раз. И уже без всякой радости, а только для того, чтобы показать, что ты не испугался, криво и жалко ударил в пол каблуками. А я - я кинулся к тебе, дернул тебя за руку, да так, что ты волчком перевернулся передо мною, крепко и с наслаждением шлепнул тебя и, вытолкнув из комнаты, захлопнул дверь.» Вроде бы нестрогое наказание, но как оно действовало на детей: «От боли, от острого и внезапного оскорбления, так грубо ударившего тебя в сердце в один из самых радостных моментов твоего детства, ты, вылетевши за дверь, закатился таким страшным, таким пронзительным альтом, на какой не способен ни один певец в мире. И надолго, надолго замер...». А после любого наказания маленьких дворян учили признавать свою вину: «Помнишь ли, как робко вышел ты из детской и что ты сказал мне? - Дядечка! - сказал ты мне, обессиленный борьбой за счастье и все еще алкая его. - Дядечка, прости меня.»
Основой жизни дворянина была государственная служба, чаще всего военная. Поэтому мальчиков с юных лет приучали к серьезным физическим нагрузкам, воспитывающим силу и выносливость. «Любить Отечество свое и верою ему служить» – эта установка была главным мотивом дворянского воспитания. Пример этому можно найти в повести Аксакова «Детские годы Багрова-внука»: «Хочешь, Сережа, в военную службу?" Я отвечал: "Не хочу". "Как тебе не стыдно, - продолжал он, - ты дворянин и непременно должен служить со шпагой, а не с пером.»
Совсем другой взгляд на воспитание детей показан Максимом Горьким в произведении «Детство». Такое воспитание характерно для мещанского сословия, к представителям которого относился и сам писатель. Отец его был сыном солдата, а мать-мещанка. В Российской империи до 1917 года мещане относились к низшему разряду городских обывателей, несли рекрутскую и податную повинность, могли подвергаться телесным наказаниям. Неудивительно, что и в своих семьях мещане часто прибегали к телесным наказаниям в целях воспитания детей. Вот как описывает наказания Горький в повести «Детство»:
- Высеку - прощу, - сказал дедушка, пропуская длинный влажный прут сквозь кулак.
— Ну-ка, снимай штаны-то!.. Невысоко взмахнув рукой, он хлопнул прутом по голому телу. Саша взвизгнул.
— Врешь, — сказал дед, — это не больно! А вот эдак больней!
И ударил так, что на теле сразу загорелась, вспухла красная полоса, а брат протяжно завыл.
— Не сладко? — спрашивал дед, равномерно поднимая и опуская руку. — Не любишь? Это за наперсток!
Когда он взмахивал рукой, в груди у меня всё поднималось вместе с нею; падала рука, — и я весь точно падал.
Саша визжал страшно тонко, противно…». На протяжении всего произведения теме наказания отводилось достаточно много внимания: «Дед засек меня до потери сознания, и несколько дней я хворал, валяясь вверх спиною на широкой жаркой постели в маленькой комнате с одним окном…»; « Когда тебя вдругорядь сечь будут, ты, гляди, не сжимайся, не сжимай тело-то, чуешь? Вдвойне больней, когда тело сожмешь, а ты распусти его свободно, чтоб оно мягко было, киселем лежи! И не надувайся, дыши вовсю, кричи благим матом, ты это помни, это хорошо!
Я спросил:
- Разве ещё сечь будут?
-А как же? - спокойно сказал Цыганок. - Конешно, будут! Тебя, поди-ка, часто будут драть…
-За что?
-Уж дедушка сыщет...»
О каком нравственном воспитании может идти речь, если дети постоянно напуганы, а взрослые сами далеки от образцового поведения. Ведь жестокость и страх порождают такие низменные качества, как лицемерие и предательство. Приспособившись к миру насилия и лжи, становится доносчиком и подхалимом Саша, а поведение взрослых сыновей дедушки просто обескураживает: «Уже вскоре после приезда, в кухне во время обеда, вспыхнула ссора: дядья внезапно вскочили на ноги и, перегибаясь через стол, стали выть и рычать на дедушку, жалобно скаля зубы и встряхиваясь, как собаки, а дед, стуча ложкой по столу, покраснел весь и звонко- петухом – закричал: - По миру пущу!...Вдруг дядя Михаил ударил брата наотмашь по лицу; тот взвыл, сцепился с ним, и оба покатились по полу, хрипя, охая, ругаясь. Заплакали дети…»
Но, на мой взгляд, на воспитании маленького Алексея положительно сказались верование и образованность дедушки, который смог научить Алешу азбуке и заставил выучить молитвы: «Я знаю на память все молитвы утренние и все на сон грядущий,- знаю и напряженно слежу: не ошибется ли дед, не пропустит ли хоть слово?»
Да, у мальчика не было гувернанток, нянь, но книги и любовь бабушки Акулины Ивановны позволили вырасти Алексею честным, порядочным и нравственным человеком.
Свидетельства о воспитании детей в мещанской среде можно найти и в воспоминаниях об А. П. Чехове и письмах самого Антона Павловича. Брат А.П. Чехова Александр рассказывает об их детстве в Таганроге. Отец Павел Егорович - владелец лавки бакалейных, "колониальных" товаров и питейного заведения. Человек он был тяжелый, жестокий, суровый моралист, искренне убежденный, что он всегда прав, сторонник авторитарного, домостроевского воспитания, в основе которого лежит стремление сломить своеволие, самостоятельность, подчинить жизнь детей установленным правилам, разумеется для их же блага. В доме царила тяжелая атмосфера деспотизма и религиозного ханжества, скрашиваемая только попытками матери защитить детей. Но, несмотря на это, Антон вырос порядочным, добрым и умным человеком. Брату Александру, недовольному своей семьей, женой, детьми, он писал: "Я прошу тебя вспомнить, что деспотизм и ложь сгубили молодость твоей матери. Деспотизм и ложь исковеркали наше детство до такой степени, что тошно и страшно вспомнить». В письме брату Николаю, называя условия, которым должны удовлетворять воспитанные люди, он, по существу, говорил о том, что ему было ненавистно в мещанской среде, что отравило его детство: «воспитанные люди уважают человеческую личность, и поэтому они мягки, вежливы, уступчивы...; они сострадательны не только к нищим и кошкам...; они чистосердечны и боятся лжи, как огня...; они не унижают себя, чтобы вызвать сочувствие...; они не суетны...; они воспитывают в себе эстетику...» Такие требования должны, по мнению Чехова, определять поведение человека и воспитание детей в любой социальной среде и в любое время.
Особенность воспитания детей в крестьянских семьях заключалась в раннем приучении детей к труду: «Откуда дровишки? — «Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу» (Н. Некрасов «Крестьянские дети»)
В воспитании детей крестьян, наряду с тем негативным, что определялось невежественностью родителей, было много здорового, нравственного и рационального. Детей приучали уважать старших. По крестьянской этике уважения были достойны не только родители, но вообще все старшие по возрасту люди. В семейном застолье пожилым людям предоставлялось почетное место, взрослые члены семьи были внимательны к старому, отработавшему свое время деду, спрашивали у него советов.
Но образование, даже начальное, получили, как известно, очень немногие. Детство заканчивалось рано: «Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину…» (А.П. Чехов «Ванька Жуков»).
Таким образом, налицо принципиально разный подход к воспитанию в дворянстве, мещанстве и крестьянстве, но везде родители стремятся вырастить честных и нравственных детей.
Конечно, учитывая привилегированность дворянского сословия и тот факт, что художественная литература, как важнейшее средство нравственного воспитания, доступна в большей мере дворянским детям, можно сделать вывод, что образованные, честные и нравственные люди в основной своей массе были дворянами. Не исключение и писатели-классики XIX века.
Но даже из низших сословий русского общества вырастали честные, добрые и порядочные люди. Причину этого М. Горький видел в «народной нравственности» (широта натуры русского человека, добросердечие, трудолюбие и мужество), которая сохранилась, несмотря на «свинцовые мерзости дикой русской жизни».
Нужно также учитывать и тот факт, что на процесс воспитания нравственного человека большую роль играет талант воспитателя. Ещё Герцен в произведении «Былое и думы» справедливо отметил: «Талант воспитания, талант терпеливой любви, полной преданности, преданности хронической, реже встречается, чем все другие. Его не может заменить ни одна страстная любовь матери, ни одна сильная доводами диалектика. Уж не оттого ли люди истязают детей, а иногда и больших, что их так трудно воспитывать- а сечь так легко? Не мстим ли мы наказанием за нашу неспособность?»
А что же происходит в наше время? Обладают ли современные взрослые этим талантом? Воспитывают ли в своих детях такие качества, как самостоятельность, послушание, умение принимать правильные решения, учат ли правилам поведения в семье, обществе, обучают ли хорошим манерам?
Чтобы узнать ответы на интересующие меня вопросы, я провела опрос среди девятиклассников своего лицея, средний возраст которых примерно 15 лет. Насколько мы помним, в XIX-XX веках, детей начинали воспитывать с самого раннего возраста, то есть в свои пятнадцать-шестнадцать лет юные дворяне и мещане уже должны были быть высоконравственными, воспитанными людьми, уметь вести себя в обществе и обладать рядом наук.
Процесс обучения современных детей начинается в семье, продолжается в детских дошкольных учреждениях, школах, институтах. Но, получив высшее образование, молодежь продолжает учиться и развиваться далее с учителем по имени Жизнь. А что же нравственность? Нравственность прививается с ранних лет, то есть девятиклассники уже должны иметь свои суждения и доводы на этот счет. Давайте присмотримся к молодому поколению, обладают ли они культурой поведения в обществе, нравственностью? Ведь именно в обществе в конце XIX-XX веков, юные дворяне и мещане показывали степень своей воспитанности. В наше же время все наоборот. Молодежь не всегда следит за своим поведением, позволяет себе нецензурную лексику, не заботится о чувствах других, проявляя мастерство лжи и грубости.
А считают ли сами ребята себя нравственными людьми, знают ли значение этого слова? Понимают ли необходимость воспитания нравственности в детях? Эти вопросы и легли в основу моего исследования восьмиклассников.
Опрос.
Опрашиваемых- 36 человек.
1.ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО ТАКОЕ НРАВСТВЕННОСТЬ?
88,8% опрашиваемых знают
11,1% опрашиваемых не знают
2. КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭТОГО СЛОВА?
Мораль - 38,8%
Воспитание -27,7%
Нравы -8,3%
Правильность выбора -11,1%
Не понимаю никак -8,3%
Этика -5,5%
3. СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ СЕБЯ ВЫСОКОНРАВСТВЕННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ?
52,77% считают себя высоконравственными людьми
47,22% себя таковыми не считают
4. КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ ЗАНИМАТЬСЯ ВОСПИТАНИЕМ ДЕТЕЙ СЛОЖНО ИЛИ ЛЕГКО?
52,77% - сложно, большая ответственность
41,66% - сложно, нужно много времени и сил
5,55% - легко
5. КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧЕМУ УДЕЛЯЕТСЯ БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ В ОБЩЕСТВЕ: УВЕЛИЧЕНИЮ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ИЛИ ВОСПИТАНИЮ В ГРАЖДАН НРАВСТВЕННОСТИ?
86,11% - увеличению материального положения
13,8% - воспитанию нравственности.
Итак, подведем итоги:
88,8 % опрашиваемых считают, что знают, что такое нравственность. А 52,77% из опрашиваемых считают, что не только знают, что такое нравственность, но и сами являются высоконравственными людьми. Лишь 11,1 % опрашиваемых честно признают, что не знают, что такое нравственность. 47,22% не считают себя высоконравственными людьми. Нравственность воспитывается с детства. И как показал опрос, воспитать высоконравственного человека- очень сложно, ведь нужно не только следить за поведением ребенка, но и самим быть достойным примером своим детям. На вопрос: «Как вы считаете, заниматься воспитанием детей сложно или легко?» опрашиваемые ответили по-разному. Но абсолютное большинство -94,43% считает, что заниматься воспитанием сложно. 52,77% - уточняют, что сложность возникает из-за большой ответственности, ведь надо быть для ребенка хорошим примером для подражания, суметь доступно объяснить ему что хорошо, а что плохо. 41,66% - считают, что сложно в следствие нехватки времени и сил. Родители в наше время постоянно работают, за частую сразу на нескольких работах, чтобы прокормить семью, заработать денег и купить хорошую квартиру, достойную машину, дачу и ни в чем себе не отказывать. С работы, такие трудоголики, приходят поздно и у них просто не остается сил и времени на воспитание детей. С одной стороны, дети с раннего возраста учатся быть самостоятельными, принимать решения, заботиться о себе и рассчитывать только на свои силы. Эти качества несомненно являются важными для формирования у ребенка нравственности. Но когда наступает период взросления, то ему просто не к кому обратиться за советом. «Дитятко» вырастает с четким осознанием того, что ему все позволено, что никто ему не указ, а деньги для его родителей не проблема. Такие дети вырастают эгоистами с завышенным мнением о себе. Лишь 5,55% опрашиваемых считают, что воспитывать легко, но как мы уже рассмотрели на примерах Горького, Аксакова, Герцена воспитание – это особый талант. Так что же в наше время особенно ценно: нравственность или благосостояние? 86,11 % считают, что деньги правят миром. Ради хорошей зарплаты мы хорошо учимся, что позволит в будущем устроиться на высокооплачиваемую работу. В наше время даже не все взрослые знают понятие нравственности. А если и знают, то зачастую в неверном представлении. 13,8 % опрашиваемых все-таки считают, что нравственность не зависит от времени, в котором мы живем. Родители во все времена должны объяснять детям что хорошо, а что плохо.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воспитание спасет мир.
Л.Н.Толстой
Так какой вывод можно сделать на основе моего исследования? Изучив русскую классическую литературу конца XIX- начала XX, мы пришли к выводу, что воспитание нравственности у детей того времени зависело от их принадлежности к тому или иному сословию. Отношение к детям в дворянской семье с сегодняшних позиций может показаться излишне строгим, даже жестким. Но эту строгость не нужно принимать за недостаток любви. Высокий уровень требовательности к дворянскому ребенку определялся тем, что его воспитание было строго ориентировано на норму, зафиксированную в традиции, в дворянском кодексе чести, в правилах хорошего тона. Дети дворян с малых лет учились хорошим манерам, поведению в обществе, грамотной речи. С младенчества детей приучали к осознанию того, что они - привилегированное сословие и должны быть примером для подражания. Они должны были быть эталоном чести, достоинства, самоуважения, нравственности и образованности. Методы воспитания детей в мещанских семьях были иными. Дети часто подвергались телесным наказаниям, а, как известно, жестокость и страх порождают такие низменные качества, как лицемерие и предательство. Взрослые воспитывали своих детей по своему примеру. Их пороли за проступки, били за неповиновение, и в таких условиях вырасти высоконравственным человеком было чрезвычайно трудно. Особенностью воспитания детей в крестьянских семьях, в отличие от дворянства и мещанства, было раннее приучение к труду. Это определенным образом влияло на развитие и воспитание детей. В воспитании детей крестьян, наряду с тем негативным, что определялось невежественностью родителей, было много здорового, нравственного и рационального.
Таким образом, налицо принципиально разный подход к воспитанию в дворянстве, мещанстве и крестьянстве, но везде родители стремятся вырастить честных и нравственных детей.
Проведя опрос у молодых людей нашего времени, я также выяснила, что большая часть опрашиваемых понимает значение такого слова, как нравственность и даже относит себя к высоконравственным людям. Но тем не менее считает неотъемлемою частью жизни материальный достаток.
Во все времена люди понимали всю сложность процесса воспитания. Ещё Герцен писал о «таланте воспитания как наиболее редком из всех талантов». Осознают эту сложность и современные школьники. Сложность в воспитании детей они видят в большой ответственности, а также в нехватке времени и сил. Ведь родителям, кроме воспитания своих детей, надо заботиться о бюджете семьи, и часто на детей у них просто не хватает времени. А недостаток внимания может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на формирование у детей нравственности.
Из всего вышеизложенного, я прихожу к выводу, что нашему обществу еще предстоит духовное развитие, предстоит переоценка моральных ценностей. Никто не говорит, что мы живем в безнравственном обществе. Да, проблема духовной нравственности молодежи существует, но есть и пути её решения. И при правильном воспитании в семье, в политической и образовательной системах, а также самовоспитании отдельно взятой личности над собой данная проблема решится. Если правильно расставить приоритеты, то можно возродить то «высокое общество», в котором жили такие великие люди, как Пушкин, Гоголь, Аксаков, Толстой. Возможно, и среди нас вырастали бы юные умы и пылающие жаждой знаний сердца.
Всему свой срок
Круговорот воды в пакете
У меня в портфеле
Как нарисовать лимон акварелью
Агния Барто. Сережа учит уроки