XII МЕЖДУНАРОДНЫЕ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗНАМЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ
«Христианские ценности в изменяющемся мире: проблема
выбора»
Вложение | Размер |
---|---|
referat.docx | 34.18 КБ |
XII МЕЖДУНАРОДНЫЕ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗНАМЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ
«Христианские ценности в изменяющемся мире: проблема
выбора»
Региональная открытая научно-практическая конференция,
посвящённая женщинам Курского края,
«ПРИЗНАНА, ЛЮБИМА, ХРАНИМА
КУРСКОЙ ЗЕМЛЁЙ»
РЕФЕРАТ
«СВЯТАЯ ЗАСТУПНИЦА ЗЕМЛИ КУРСКОЙ
(СХИМОНАХИНЯ ФЕОДОСИЯ)»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………………………………. 3
Глава 1.Духовные наставники Феодосии ………………………………………. 4
Глава 2. Истинный подвижник – дорога, ведущая к Богу………… . 5
Заключение………………………………………………………………………………………… 9
Список использованной литературы……………………………………………… 11
Введение
Читая свидетельства о чудесной помощи подвижников, надо не забывать, что они являлись посредниками передачи благодати Божией. Старцы были проводниками воли Божией: через них люди могли услышать волю Бога. Но прежде чем стать проводниками воли Божией, подвижники годами боролись со своими страстями, постом и молитвой укрощали плоть, очищались скорбями и болезнями, со смирением принимая всё, что выпало на их долю. Сила подвижников заключалась в их истинной, живой, деятельной вере во Христа Спасителя и Его учение. От глубины веры исходили благодатные дарования. Такой необычайный дар веры достигался путём постоянного бодрствования над собой, путём внимательной к себе жизни. Во все времена старческое служение было служением миротворческим. Старцы побеждали и побеждают дух отчаяния, нападающий на людей. Они незримо передают людям душевный мир, если люди, конечно, в состоянии его воспринять. Так они подают нам духовную милостыню, если мы осознаем себя нищими. Их молитвами держится мир, Русь Святая. Пусть кругом царит мрак, пусть жизнь тяжела, пусть неведомы пока судьбы нашего Отечества — у нас есть маяки, есть вершины, путеводные звезды. Нужно только поднять голову, не оставаться на земле, вперив глаза и души в земные ценности, а учиться идти к тому Свету, который может открыться с помощью молитвенников.
Надо сначала очиститься,
потом очищать;
умудриться - потом умудрять;
стать светом - потом просвещать;
приблизиться к Богу - потом
уже приводить к Нему других;
освятиться - потом освящать.
Святитель Григорий Богослов
Схимонахиня Феодосия (в миру Анна Леонтьевна Яковлева) родилась в апреле 1917 года в благочестивой многодетной семье в деревне Бунино Фатежского района Курской области. Весь Курский край знал и сейчас помнит подвижницу. Приезжали к ней из Москвы, из Санкт-Петербурга, из многих мест России. Её называли Курской старицей. Матушка тайно молилась и помогала многим людям. Подвижница сподобилась побывать у великих старцев, ныне прославленных: преподобного Амфилохия Почаевского (1897-1971), преподобного Кукши Одесского (1875-1964), преподобного Лаврентия Черниговского (1868-1950), преподобного Серафима (Амелина) (1874-1958). Матушка была знакома со схиархимандритом Ипполитом (Халиным) (1928-2002), со схиархимандритом Иоанном (Масловым) (1932-1991) и другими Глинскими старцами, с Белгородским старцем архимандритом Серафимом (Тяпочкиным) (1894-1982). Прислушивался к духовным советам схимонахини Феодосии ректор Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии епископ Гатчинский Амвросий (в юности он вместе с матушкой пел на клиросе). Часто посещали матушку монахи Курско-Коренной обители, и она любила эту обитель. Наместник Курско-Коренной Пустыни игумен Вениамин (Королев), очень почитал матушку, он не раз предлагал ей переехать в обитель. Приезжал к старице и настоятель Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни архимандрит Сергий (Булатников). С большим теплом вспоминают подвижницу сестры из монастыря Казанской иконы Божией Матери (с. Большегнеушево Рыльского района, Курской области). Матушка часто приезжала к ним. Схимонахиню Феодосию посещали духовенство из разных монастырей, священники и миряне разного возраста и звания.
2.Истинный подвижник – дорога, ведущая к Богу
У Леонтия и Акулины Яковлевых, проживавших в деревне Бунино, было десять детей, самую младшую дочь, родившуюся на праздник святых жен Мироносиц, назвали Анной. Семья была дружная и трудолюбивая. Яковлевы имели большое хозяйство, дом был хлебосольный. Родители с детства прививали детям любовь к труду. Старшие дети помогали родителям по хозяйству, нянчились с младшими детьми. Мать Аннушки умерла, когда ей было лишь18 месяцев от роду, а когда ей исполнилось пять лет - умер отец. Редко кто помнит своё раннее детство так ярко, как запомнила его будущая подвижница. В 1923 году пятилетняя Аннушка заболела корью и ослепла. В пять лет заболела корью, вытекли глазки, было очень больно... Когда попали под раскулачивание, у них всё отняли, и всех выгнали на улицу. Все дети кто куда: к тётям, дядям…. В холодный зимний день Анну с другими детьми долго везли по лесу на повозке. Кто-то из детей решил «пожалеть» слепенькую сестричку, предложил сбросить её с повозки, уверяя остальных, что она быстро отмучается, замерзнет и умрёт. Голодные, измученные дети были готовы принять столь «веские доводы», но сестра Татиана заступилась за сестрёнку и не позволила столкнуть её с повозки. Многое пришлось сиротам пережить в те страшные годы. Аннушка вместе с сестрами ходила с протянутой рукой по дворам, кормились тем, что подавали милосердные люди. Господь не оставил сирот, все выжили. Девочка любила уединяться, чтобы в тишине помолиться, попросить Господа, чтобы Он облегчил выпавшие на их долю страдания. Однажды, когда ей было семь лет, она горячо молилась в амбаре. Внезапно рядом ударила молния, от испуга девочка заплакала, после этого события, появились первые признаки духовной болезни. Анна некоторое время жила в пансионате для слепых, там её научили читать специально изданные для слепых книги. Проворные пальчики быстро научились нащупывать и узнавать буквы, в уме рождались слова и целые предложения. В доме инвалидов Анна трудилась на чулочной фабрике. Однажды на обед там приготовили борщ из капусты, которую квасили в бочке из-под керосина. После этого «обеда» страдалица мучилась от повышенной кислотности в желудке 50 лет. Каждый раз после приёма пищи появлялась сильная изжога. В 1945 году жителей деревни Бунино эвакуировали в село Дерюгино Дмитриевского района Курской области. В этом селе подвижница прожила более 60 лет. По Промыслу Божиему суждено было ей за полвека пожить практически во всех домах, расположенных вокруг храма как бы освящая святой молитвой этот круг. Когда церкви были закрыты, всё село освящалось молитвой подвижницы. (Сельская церковь Святого великомученика Георгия Победоносца закрывалась и открывалась несколько раз.) Вскоре после войны 28 августа в праздник Успения Пресвятой Богородицы Анна приняла иночество (с прежним именем в честь святой благоверной княгини Анны Кашинской), постригал матушку архимандрит Сергий (Булатников), настоятель Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни. Через год в тот же день инокиня Анна была пострижена в монашество с прежним именем Анна. Молитва не сходила с уст монахини Анны, подвижница с великим смирением несла крест болезни. Никогда не унывала. О себе рассказывала мало, о страданиях, которые причиняла ей болезнь, люди только догадывались. Чем больше мучается человек от болезни, тем более чистым он становится, если принимает свою болезнь с радостью, потому что, по учению святых отцов, болезнь – это не несчастье, а поучение и Божие посещение. Много лет страдала матушка от духовной болезни, когда враг рода человеческого досаждал – кричала. Подвижница строго постилась, выдерживала месяц лишь на святой воде и просфорах. Когда духовная болезнь отошла на 87 году жизни, начались другие испытания за то, что вымаливала людей. С 1949 -1951 год в селе Дерюгино служил архимандрит Мартирий, он был духовным отцом матушки. На престольном празднике в городе Дмитрове, на трапезе прозорливый старец Мартирий, подавая матушке кусочек булочки с маслом и с мёдом, пророчески отметил: «Сейчас ты болеешь, но придёт время, к тебе весь мир придет...» Пророчество сбылось. В девяностые годы монахиню Анну пригласила к себе в дом инокиня Сусанна. Девять счастливых лет прожила матушка с близкой ей по духу инокиней и ее дочерью Зинаидой. Здесь они и жили и службы служили в своём домовом храме в честь Успения Божьей Матери, когда периодически закрывался храм. Со временем купили соседний домик, куда все вместе и перешли. Наконец наступило время, когда начали восстанавливаться монастыри и открывались закрытые храмы. К великой радости матушки Анны, появилась возможность посетить святые места, она вместе со своими духовными сестрами Параскевой из Димитрова и Варварой совершала паломничества по святым местам. В 2001 году Господь призвал к себе инокиню Сусанну, а в следующем году отошла ко Господу её дочь Зинаида, и матушка осталась одна. Настоятель открывшегося к тому времени храма Святого великомученика Георгия Победоносца протоиерей отец Василий Бовсуновский благословил похоронить мать и дочь в одной могиле в десяти шагах от храма лицом к алтарю, выполнив их предсмертное желание.
Вскоре после кончины духовных сестер, матушка Феодосия лишилась возможности передвигаться самостоятельно. Когда её везли в санях, лошадь понесло, повозка перевернулась. После этого несчастного случая, матушка Феодосия практически не могла ходить, нуждалась в постоянном уходе. Протоиерей Василий обратился к прихожанам храма с просьбой, чтобы верующие люди из храма по очереди ухаживали за больной. Первое время за схимонахиней ухаживали прихожане храма Святого великомученика Георгия Победоносца, позже батюшка нашел Елену из Железногорска, которая согласилась жить с матушкой постоянно и ухаживать за ней. Елена ухаживала за матушкой до последних дней её земной жизни. Матушкины чада возили старицу по святым местам, так как матушке было тяжело передвигаться, случалось, что Елене приходилось нести её. Позже духовная дочь подвижницы Алевтина купила инвалидную коляску, ездить стало удобнее. Матушка всегда пребывала в молитве, любила бывать в храме.
27 августа 2003 года монахиня Анна, по благословению схимитрополита Иувеналия (Тарасова), приняла постриг в великую схиму с именем Феодосия (в честь преподобного Феодосия Киево-Печерского). Постриг в великую схиму совершил игумен Моисей (Матюхин) в монастыре Казанской иконы Божией Матери в селе Больше-Гнеушево Рыльского района Курской области. Сразу после службы, архимандрит Арсений (из Знаменского кафедрального собора в Курске) благословил схимонахиню Феодосию на старчество, он сказал, обращаясь к матушке: «Благословляю за всех молиться, всем помогать...»
Господь даровал матушке хорошую память - до глубокой старости она помнила всех поименно: поминала о здравии более шестисот человек, молилась об упокоении душ трёх сотен умерших православных людей. Духовные чада старицы Феодосии рассказывали, что подвижница, во всём полагалась лишь на волю Божью, никогда не унывала, за всё благодарила Господа. Схимонахиня Феодосия любила и прощала всех, без ропота всё терпела, смирялась, всегда сохраняла душевное спокойствие, а беспокоилась лишь об одном, как бы не опоздать на службу. Божественные службы в храме были для неё духовным утешением, она любила духовные песнопения, сама пела, читала псалмы.
Иногда у неё спрашивали: «Вот если б глазки твои открылись, и ты увидела нас, дом...». А в ответ: «Что мне это видеть, мне бы Матерь Божию на иконочке увидеть и Христа Спасителя! Она часто повторяла: «Живите как дети, а умом не младенцы». Схимонахиня была в меру общительна, при беседах часто утихала, вся погружалась в молитву. Всё делала очень аккуратно. Много скрывала матушка Феодосия добрых дел. Матушка Феодосия очень почитала святую блаженную Матронушку Московскую. Была в Оптиной пустыни, в Дивеево, в Троице-Сергиевой Лавре, на Юбилейных торжествах в честь преподобного Серафима Саровского в Курске, несколько раз посещала схимитрополита Иувеналия (Тарасова) в Курске. Старица Феодосия любила посещать обитель в селе Большегнеушево, приезжала к сестрам погостить на несколько дней. Схимонахиня Феодосия сподобилась чудесных видений. Она рассказывала о чудесных явлениях Царицы Небесной и святителя Николая.
Незадолго до смерти матушку часто причащали, приезжали монахи, из Курско-Коренной обители прощаться с ней. Перед смертью матушку причащал отец Василий. Последние ее слова были как наставление: «Теперь сам смотри в свои сани, что в них и куда грядешь…. Кончилась жизнь на земле мирская - настала духовная. Время быстро идет, устоят только «сильные». Когда прочли «Канон на исход души», она три раза вздохнула и отошла ко Господу». На похоронах были все, кто узнал о кончине, и кто любил и почитал матушку. Панихиду служили монахи Курско-Коренной обители с игуменом Вениамином и с отцом Василием. Людей было очень много, столы накрыли в храме, поминали, молились, молча скорбели о великой утрате…. Похоронили матушку вместе с инокиней Сусанной - выполнили её последнее желание. Нет старицы схимонахини Феодосии, но люди ее помнят, едут на могилку - просят о помощи и матушка помогает…
Те, кто просит молитвенного заступничества матушки, ощущают духовную поддержку и помощь в решении проблем.
Заключение
Господь даровал нашей многострадальной России не десятки, а сотни духовных светильников, чтобы укрепить верующих людей и вывести заблудших из тьмы в годы безверия. Когда повсеместно закрывались храмы и монастыри, многих священнослужителей и монашествующих расстреливали или обрекали на мучительные страдания и голодную смерть в лагерях, ссылке. Оставшиеся в миру носители истинной веры со смирением несли тяжёлый крест старчества, ежеминутно рискуя жизнью, духовно поддерживали, вымаливали людей. Они наставляли на путь истинный духовными советами, предупреждали об опасностях, врачевали духовные и телесные недуги, призывали к покаянию и смирению.
В наше время оскудения веры идёт наступление сил зла, борющихся против правды Божией. И нам, верующим, нужно особенно помнить, что никто другой, как монахи – постники и молитвенники – являются борцами против сил зла. Ибо сам Господь сказал: «Сей же род (сатанинский) изгоняется только молитвою и постом» (Мф 17, 21). Их – этих подвижников Христовых – мы должны любить и им должны всемерно помогать, прося у них помощи духовной.
Сами же мы, зная великую силу молитвы и поста, должны ежедневно совершать молитву и, по мере сил наших, поститься, чтобы удержать страсти, укрепить душу в добрых и святых намерениях и выработать в себе духовную силу, чтобы с помощью Божией можно было противостоять козням диавольским. ( Молитва о даровании молитвы « Научи мя, Господи, усердно молитися Тебе со вниманием и любовию, без нихже молитва не бывает услышана. Да не будет у мене небрежныя молитвы во грех мне»)
Жизненный пример православных подвижников, их добрые дела, духовные советы и наставления необходимы верующим людям для стяжания благодати. Эти духовные маяки помогут встать на Истинный путь. Вера в Бога прежде всего есть признание над собой власти Бога и, как результат этого признания, - смирение перед Богом и перед Его законом. Люди, имеющие веру в Господа, хранящие память о подвижниках, осознавшие свою немощь, постоянно кающиеся в грехах, хранят в своих сердцах надежду на то, что по молитвенному предстательству праведников Господь помилует их.
Список использованной литературы
1.Девятова C. Сборник. Старцы и подвижники XX-XXI столетий: жизнеописания, воспоминания современников, поучения, подвиги и чудеса, молитвы.- М.: Артос- Медиа, 2011.- 400 с. – ISBN 978-5-99-46-0176-1
2. Молитвослов с правилом ко Святому Причащению…- Рязань: Зёрна – Слово. 2014. – 128 с.-ISBN 978-5905793-34-3
3. Православный лечебник.- М.: Эксмо, 2013.- 512 с.- ISBN 978-5-699-67590-6
4. Серафим Слободской. Закон Божий.- Минск: Издательство Белорусского Экзархата Московского Патриархата, 2014.-793 с.- ISBN 978-985-511-722-4
5. Фомин А.В. Как спасаться в миру? – М.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «НОВАЯ МЫСЛЬ», 2012. – 544 с.- ISBN 978-5-902716-25-9
Финист - Ясный сокол
Горка
Карты планет и спутников Солнечной системы
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Как я избавился от обидчивости