В работе рассматривается специфика жанра " путешествия" в литературе и жизни. Проанализированы элементы путевых заметок в конкретных литературных произведениях.Выявлены автором особенности жанра путешествия. В работе показаны описание перемещения в пространстве и времени путешествующего героя, повествование о происшедших во время путешествия событиях, о впечатлениях путешественника, его размышлениях по поводу увиденного.Автор работы подчёркивает, что путевые заметки писателей помогают познать реальный мир.и расширяют кругозор читателя.
Вложение | Размер |
---|---|
putevye_zametki.bambaeva_amulanga.docx | 26.85 КБ |
МКОУ «Лаганская СОШ №4 им. Джамбинова З.Э»
Исследовательская работа на тему:
«Путевые заметки- средство познания мира»
Выполнила : Бамбаева Амуланга
Учащаяся 10 класса
Лагань. 2018 г.
Путевые заметки — это разновидность очерка, запись впечатлений. Именно заметки , передают реальную картину человеческой жизни, все тонкости бытия. Позволяют нам увидеть мир во всех её красках .
В основу произведений многих писателей и поэтов легли путевые заметки, которые позволили создать шедевры: И. С Тургенев « Записки охотника»; М.М Пришвин очерки о природе.
Современный путешественник Федор Конюхов в своих заметках открывает нам необъятный мир, расширяя наши познания.
Само слово «путешествие» - означает литературный жанр, в основе которого лежит описание путешественником ( очевидцем) достоверных сведений о незнакомых или малоизвестных читателю странах, землях, народах в форме заметок записок, дневников (журналов), очерков, мемуаров.
Древнерусская разновидность жанра — «хождения» помимо познавательных может решать эстетические, философские, публицистические задачи.
Особый вид литературных путешествий — повествования о вымышленных странствиях с преобладающим идейно — художественным элементом, ориентацией на композиционные принципы документального
путешествия.
В своих заметках путешествующий человек записывает:
1) Географию, то есть место, где он описывает природу, край .
2) Этнографию - какой народ проживает, сведения о нём, описывает культуру, быт, язык, памятники.
3) Анализ духовного мира человека, т.е. то, что чувствует путешественник, как понравилась ему та или иная культура.
Капитан дальнего плавания, яхтенный капитан, заслуженный мастер спорта, Федор Конюхов совершил три кругосветных плавания, пятнадцать раз пересёк Атлантику, один раз на весельной лодке. Федор Конюхов — участник организатор и научно — гуманитарной экспедиции. То следам Великого шёлкового пути». Первый этап экспедиции, протяжённостью 1600 километров проходил в степях и полупустынях Прикаспийской низменности в апреле — июня 2002 года. “
Не случайно выбирался и сам маршрут: именно по территории нынешних калмыцких степей, от низовий (Волги до азовского побережья, проходила когда-то северная ветвь великого шёлкового пути. Пересекаясь с великим волжским путём «из варяг в греки», она образовывала в этих местах своеобразный перекрёсток цивилизаций, на протяжении веков и тысячелетий связавший Восток и Запад, Север и Юг.
И поныне степь –эта лишь пустая и безжизненная, хранит многочисленные следы караванов минувших эпох.
Из записей Ф. Конюхова: « Вокруг, куда ни глянь, раскинулась степь, сплошь покрытая недавно ещё зелёной, а теперь начинающей выгорать травой. Только что прошли мимо субургана – священного место, которые кочевые люди исстари помечают в степи специальным розовым знаком или буддийским символом. А впереди, позади, по сторонам над раскрывающейся кромкой горизонта то возникали, то пропадали причудливые формы видения- леса, заливы, плывущие по ним корабли, уходящие в небо всадники.
Миражи... В течение всего дневного перехода в районе огромного, но высохшего озера Ханата они окружали нас, исчезая и появляясь, по мере и удаления или приближения к ним каравана. Вдыхая запахи бескрайней калмыцкой степи, слушая звонкие переливы неугомонных жаворонков
и мелодичный аккомпанемент колокольцев на верблюжьих шеях, хоронясь, насколько это возможно, от нещадных солнечных лучей и размышляя о былях и ощущать себя представителем цивилизации 21 века. Сейчас я был просто путешественником -— без роду и племени ,без какой- либо привязки к конкретным временным рамкам и территории».
Описания путешествий известны с незапамятных времён. Это были рассказы о неведомых землях и народах, о приключениях и опасностях, выпавших на долю путешественника.
Так ‚ например, сын венецианского купца Марко Поло в своей «Книге» (1298) поведал европейцам о путешествиях на восток, о своей жизни в Китае, а русский купец из Твери Афанасии Никитин в «Хождении за три моря» написал о диковинной Индии 15 века. В наши дни ‹Путешествие на Кон Тики» Т.Хейердала открыло современному человечеству древнюю культуру острова Пасхи, а « Дорога в космос» Ю.А Гагарина позволила увидеть земной шар с орбиты космического корабля.
Путешествие — жанр, позволяющий включить в повествование письмо и дневник. Сложилась характерная метафора: чтение - это путешествие. Читатель как бы странствует вместе с героем, проходит с ним школу жизни!
« Всю неоглядную Россию наследуем , как отчий дом», - сказал современный поэт. Она воистину ненаглядна, и так хочется побывать во всех её уголках».
Но прежде чем отправиться в путешествие, надо выбрать маршрут. Какой же выбрать?- спросите вы.
А давайте пройдём по пушкинским местам, оживим картины , описанные в его стихах и прозе, побываем в домах , где жил поэт, и, может, тогда каждый откроет для себя А. С. Пушкина заново- и не только как великого поэта, но и как человека. Его пробуждает творческое беспокойство и зовёт к новым духовным поискам людей разных цветов кожи и вероисповеданий, нашего общего дома – планеты Земля.
Особенно плодотворными, в силу многих обстоятельств, оказались связи А. С. Пушкина с историей, культурой, бытом народов юга страны( Черноморско- каспийские степи, Таврия, Северный Кавказ Грузия, Армения, Азербайджан).
В начале южной ссылки Пушкина в 1820 году его отпускают с семьёй генерала Раевского на Кавказские Минеральные Воды. Дорога проходила вдоль берега Азовского моря. Вот что вспоминала дочь генерала.: « Увидя море, мы остановились … Оно было покрыто волнами, я и стала бегать для забавы за волной…»
Через три года А.С.Пушкин запечатлел этот факт в первой главе романа «Евгений Онегин»:
Я помню море пред грозою:
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к её ногам!
Как я желал тогда с волнами
Коснуться милых ног устами!
В 1829 году А.С. Пушкин ездил в Закавказье и бывал в русской армии. В это время Россия воевала с Турцией. А.С. Пушкин написал путевые очерки «Путешествие в Арзрум во время похода 1829года». Там мы читаем: «Климат арзрумский суров. Город построен в лощине, возвышающиеся над морем на 7000 футов. Горы, окружающие его, покрыты снегом большую часть года…Арзрум славится своею водою. Ефрат течёт в трех верстах от города».
До 1783 года столицей Крымского ханства был Бахчисарай. Поэт посетил его осенью 1820 года. Внимание привлёк ханский дворец, построенный в 16 веке: « Вошёл во дворец, - писал А. С.Пушкин, - увидел я испорченный фонтан; из- за ржавой железной трубки по каплям падала вода. Я обошёл дворец, с большой досадою на небрежение, в котором он истлевает…». Это тот самый знаменитый «фонтан слёз», который вдохновил поэта на создание поэмы «Бахчисарайский фонтан».
Александр Сергеевич Пушкин много разъезжал и проложил по всей России маршруты, нитями навеки соединив народы России, Молдавии, Крыма, Кавказа. Он оставил нам в наследство не только стихи , но и свою любовь к тем местам, которые можем посетить и полюбить и мы.
Таким образом, велико значение путевых заметок писателей, путешественников. Они дают нам яркое представление о жизни, природе, быте народов. Окружающая действительность не просто фиксируется в них, а изображается зримо, в образах. И открывается перед нами огромный реальный мир с животрепещущими проблемами современности.
Три коробки с орехами
Рисуем "Ночь в лесу"
Цветущая сакура
Ручей и камень
"Морская болезнь" у космонавтов