Данное исследование выражает представление о прекрасном в родном поселке Тума.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie.docx | 563.27 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ТУМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
Литературно-краеведческое исследование
«Над старой Тумой
колокольный звон»
Выполнила:
ученица 11 класса
Рублевская Анастасия.
Руководитель:
Зимакова Ольга Николаевна,
учитель русского языка
и литературы.
В старину русский человек не представлял себе родины без золотистой рубленой избы, сторожевой башни, чудного и дивного храма. Радость и счастье в доме он связывал со светлыми просторными избами, идею красоты и величия духа с глубокой человечностью и монументальностью стройных храмов.
В горделивых и величавых храмах народ выражал свое представление о прекрасном. В этих памятниках частица славы наших предков, гордиться которой, по словам А.С. Пушкина, «не только можно, но и должно. Не уважать оной есть постыдное малодушие».
Храмы – драгоценное наследие минувших веков от безызвестных зодчих, воздвигавших удивительные здания. Это наследие – вечно живое, оно вошло в плоть и кровь народа, стало неотъемлемой частью его бытия и народного мира.
В храмах воплотилась любовь народа к родной земле, извечная мечта о жизни счастливой, свободной, солнечной.
Гордостью и великим достоянием для тумчан является храм Святой Троицы, что стоит в центре поселка. Московская поэтесса Л. Качинская в своем стихотворении «В рабочем поселке Тума» напишет:
Чем гордятся все тумчане?
Что так близко их сердцам?
Предки жили здесь славяне,
Здесь старинный Божий Храм
Пережив лихие лета,
Он стоит неуязвим.
Значит, свято место это.
Богом храм святой храним.
И величьем поражая,
Будет он всегда стоять;
Тума, храм свой окружая,
Будет жить и процветать.
У Тумской церкви Святой Троицы своя история. С ней можно познакомиться прочитав очерки Минина В.М.(копии хранятся в поселковой библиотеке), книгу «Три сюжета из истории Касимовского края», составителем которой является монахиня Зосима (Верховская), а также побеседовав со священнослужителями церкви и старожилами поселка.
Постройка ныне существующего каменного храма началась в 1823 году. Церковь освящена была первоначально в 1841 году с престолами по правой стороне Св. Николая, а по левой Св. Пророка Ильи. В 1851 году, порасширении этой церкви к востоку, был освящен третий престол во имяСв. Троицы.
Устройство башни колокольни относится к 1863 году. Башня, высотой в 65 метров, сложена из белого камня. Высота шпиля с крестом около 15 м. Так что общая высота около 80 метров.
«На шпиле колокольни - простой крест на шаре-державе». В последнее время позолота на всех крестах восстановлена. В лучах заходящего солнца далеко виден блеск золотого креста. С какой бы стороны вы ни приближались к Туме, верст за 10 уже видна высокая звонница-колокольня. Она служила путеводным маяком всем, кто ехал или двигался пешком. Маяком в прямом и переносном смысле.
У современного местного поэта С.А. Дворецкого есть очень личное стихотворение, в котором передано слияние чувств человека с глубокой верой в Бога, в силу креста и благословения, ищущего правильного пути странника на добрые дела.
Когда ж по воле рока
Бреду из дальних мест,
Я вижу издалека
На церкви тумский крест.
И в крест тот свято веря,
До веку буду с ним.
Я бабушкой своею
И Господом храним.
Храм – особое место в жизни православного человека. Храм – это дом Божий, дом молитвы. Бог вездесущий присутствует везде, но в православном храме особенным образом: Православный храм весь преисполнен Божественным светом, благодатью.
Мы любим ладный перезвон
Друзей колоколов.
Он манит нас, и мы спешим
Под Господа Покров.
Оставшись, с Господом, вдвоем
Мы будем говорить,
Шептать молитвы будем мы,
Прощения просить
И потихонечку за все
Его благодарить.
Маленькой девочкой вошла впервые я в наш храм. Удивленному взору открылся украшенный пахучей травой и ветками березы праздничный храм в Троицу. Здесь впервые я почувствовала слово «благодать». В храме много икон. Их значение для меня еще не до конца понятно, но красота окладов, лики святых завораживают и притягивают.
«Стоит отметить такой факт, что росписи в храме выполняли художники и ученики под руководством Васнецова Василия Михайловича, который делал мозаичное оформление алтаря в соборе архитектора Бенуа в близлежайшем городе Гусь-Хрустальном. Для Тумской церкви он также рисовал: в частности роспись по барабану купола выполнена по его эскизу. Особого внимания заслуживает мраморный иконостас. Он замечателен. Резьба поражает своейфилигарностью, а это ведь не по мягкому дереву, а по камню. Орнамент безукоризнен. Даже у злобствующих злодеев в советские времена не поднялась рука разбить это чудо. Иконостас был привезен из Москвы. Зимой на санях ехалобоз и вез ящики с разнообразными деталями иконостаса. А с обозом ехали мастера, которые его и собрали. Иконы для алтаря писали Владимирские Богомазы из старой рублёвской школы. Витраж в алтаре с Иоанном Предтечей предположительно выполнил местный художник Буянов. Бытует легенда, что этот иконостас итальянской работы.
Из Москвы был также привезен и большой колокол, звон которого отличался большой силой и был слышен не только в Спас-Клепиках, но и в Гусе-Железном, особенно осенью, в тихую морозную погоду. Крестьяне окрестных деревень, заслышав звон, выходили из домов и крестились. Звон давал сигнал для окрестных деревенских церквей начинать службу.
Но судьба отпустила мало времени на жизнь этого колокола. Только 35 лет пришлось ему звонить. В 1937 году колокола были сброшены вниз.
Страшные, грозные тучи сгущались над нашим храмом. Ведь разрушались святыни, растаптывали веру. Об этом времени С.Дворецкий с болью напишет:
Взгляд в прошлое порой безмерно узкий:
Непрявды стынь, Бородина ковыль!
Все началось с того, что с церкви русской
Свалили колокол и растоптали в пыль.
И стала Русь, как лодка без причала,
Как небыль, как невеста без венца.
И данное начало означало
Начало страшногиблого конца.
Конец Руси, конец в начале века,
Хотьв пору в трубы громкие трубить!
Без веры в Бога – нету человека,
И нет народа,и не может быть.
В смутные и тревожные времена самоотверженно проявили себя тумчане, встав на защиту церкви. Когда к 12-летнему юбилею Красной армии было принято решение о закрытие церкви, около 500 человек из семи селений, входящих в Тумский приход, встали у ее ворот с криками: «Поломаем замки, а церковь не отдадим! Умрем за веру православную!».
В 1937 году с церкви были сброшены колокола, арестованы церковнослужители. В храме был организован склад. Хранение зерна зимой тяжело сказалось на внутренних покрытиях стен, особенно росписей.
Только добротность постройки обеспечила сохранность здания. Замечательный пол, покрытый орнаментной керамической плиткой, совершенно не пострадал. А ведь по нему возили зерно на телегах с колесами, окованными железными ободьями. Поверхность пола вызывает ощущение ровного стекла. Ни одна плитка не вывалилась до сих пор, за 190 лет!
Серьезную угрозу своему существованию пережила колокольня в годы Великой Отечественной войны. Когда осенью 1941 года немцы подошли к Рязани, в Туме поднялся переполох. По приказу секретаря райкома башню решено было взорвать, чтобы немцы не могли взять ориентир на Туму. Несколько ящиков динамита было заложено в портал башни. Но устояла прочная, хранимая Богом, колокольня! Только нарушилось плиточное покрытие пола. Это заметно и сейчас.
А уже после войны тумчане во главе с бывшим фронтовиком, учителем истории Хомутовым Григорием Тимофеевичем, принявшим сан священника, поехали в Москву к Сталину добиваться возвращения храма народу. И поход их был успешным.
Не иначе как заступлением Божиим, Покровом Божией Матери и молитвами святых угодников Божиих уцелело уникальное художественное произведение нашего поселка.
До ныне в родном поселке с неброской красотой, с населяющими ее порой неказистыми, но добрыми открытыми, тянущимися к свету людьми, творится жизнь духовная, нетленная. Глядя на великолепие храма, на память приходят строки Александра I, обращенные к другому храму: «Да простоит сей храм многие века, да курится в нем перед Святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов, вместе с любовью и подражанием к делам их предков».
Гордостью поселка является священномученик Матфий Рябцев, посвятивший себя служению Господу. Матфий ,первомученник города Касимова, расстрелянный в 1918 году. Он родился и вырос в Туме, в Троицком храме был крещен, именно здесь с детства научился молиться, а по окончании семинарии служил Господу, полтора года учил местных ребятишек в церковно-приходской школе.
Милы Мещеры города и веси.
Я с детства в эти улочки влюблен –
Плывет хорошей, обновленной песней
Над старой Тумой колокольный звон.
Плывет над Тумой колокольный звон. И слушая звон колоколов, мне кажется, что это сам Господь звонит в них, призывая к спасению наши души.
Колокольный звон зовет каждого к христианской вере. Этот путь не простой, тернистый и скорбный. И когда человек вступает на него, Господь помогает ему выдержать все.
Литература
Как нарисовать зайчика
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Притча о гвоздях